Научная статья на тему 'Формирование основопологающих принципов внешней политики Республики Таджикистан'

Формирование основопологающих принципов внешней политики Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2859
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ГЕОПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДИПЛОМАТИЯ / COOPERATION / FOREIGN POLICY / INDEPENDENCE / GEOPOLITICS / INTERNATIONAL ORGANIZATION / DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиева Рафоат Рашидовна

В статье отражены пути формирования внешней политики Республики Таджикистан. Выявлены этапы становления внешнеполитического курса в новых исторических условиях. Определены основные позиции и приоритеты внешней политики,а также формы взаимодействия Республики Таджикистан с внешним миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of essential principle offoreign policy of the Republic of Tajikistan

The article reflects the ways of establishment of the Republic of Tajikistan ’s foreign policy. The foreign policy establishment stages in the new historical conditions are identified. The main principles and priorities of the foreign policy are identified and the forms of interaction of the Republic of Tajikistan with the outside world are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование основопологающих принципов внешней политики Республики Таджикистан»

ФАЛСАФА ВА СИЁСАТШИНОСЙ ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ PHILOSOPHY AND POLITOLOGY

УДК 32Т Р. Р. АЛИЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВОПОЛОГАЮЩИХ ПРИЦИПОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Ключевые слова: сотрудничество, внешняя политика, независимость, геополитика, международные организации, дипломатия

В 1991 году Таджикистан, получив независимость, вступил в качественно новую фазу своей истории, получил реальную возможность развивать и укреплять свою государственность. Обретение государственной независимости открыло Таджикистану возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику, определять направления и приоритеты межгосударственных отношений.

Внешняя политика Республики Таджикистан основана на положениях Конституции, Декларации о государственной независимости, нормах международного права, приверженности целям и принципам ООН и ОБСЕ. Основы внешней политики суверенной республики Таджикистан были определены 9 сентября 1991г. в Декларации «О государственной независимости Республики Таджикистан», определившей новый этап в истории международной деятельности Республики Таджикистан. Этот документ исторической важности явился первым законодательным документом в области внешней политики, в котором была провозглашена приверженность Таджикистана к общепризнанным принципам международного права.

Основные направления внешнеполитической деятельности независимого Таджикистана нашли также подробное отражение в решениях состоявшейся в ноябре 1992 г. ХУ! сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, ставшей переломным событием в истории Таджикистана. После ХУ1 сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, определившей курс правительства, начинается новый этап в истории внешних связей и становления таджикской дипломатии. Верховный Совет и Правительство Республики Таджикистан, используя разработки Министерства иностранных дел республики, определили основные позиции и приоритеты внешней политики страны.

Формирование внешнеполитического курса Республики Таджикистан в новых исторических условиях можно условно разделить на два этапа. Первый этап начавшись в 1991 г., продолжился до марта 2000 г., когда в ходе этого этапа наше государство прошло путь от актуальных для международной обстановки тех лет дипломатических акций до уровня реализации полномасштабной концепции взаимодействия с внешним миром. Характер, динамика, насыщенность событиями и продолжительность данного этапа были обусловлены гражданской войной в стране и преодолением ее последствий в рамках мирного процесса установления национального согласия. Период, когда внешняя политика Таджикистана определилась в стратегических направлениях деятельности государства на мировой арене.

По своим концептуальным установкам внешняя политика и соответственно дипломатия Таджикистана на начальном этапе независимости была направлена на решение конкретных проблем. Проблема первая заключалась в том, чтобы сблизиться с политическими курсами ведущих демократических государств. Имелось в виду постепенное вхождение в мировое сообщество и ориентация на расширение внешних источников финансирования экономики страны, преодолевающий экономический кризис. Вторая целевая установка этого периода была направлена на создание пояса безопасности и добрососедства по периметру границ Таджикистана и южных границ Содружества Независимых Государств.

За относительно короткий мирный период внутриполитической обстановки конца 1991 года и начала 1992 года, пошел процесс официального признания независимости Республики Таджикистан странами всего мира, начался период установления дипломатических отношений. Республика Таджикистан была признана более 40 государствами. Помимо этого последовали официальные и рабочие визиты в нашу страну представителей ведущих зарубежных стран.

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

2 марта 1992г. на 46 - й сессии Генеральной Ассамблеи ООН единогласным решением Таджикистан был принят в Организацию Объединенных Наций, в качестве полноправного члена, тем самым превратив его в реальный субъект международных отношений. Это предоставило стране возможность упрочения новообретенной независимости и уникальный шанс внести свой вклад в развитие мирового сообщества, в решение проблем, волнующих современный мир (9,13).

Республика принята как полноправный член и в ряд других международных и региональных объединений и организаций. Вступление Республики Таджикистан в ООН и ОБСЕ было историческим событием. Кроме того, одной из основных целей вступления Таджикистана в ООН и ОБСЕ заключалась в том, чтобы максимально использовать механизмы этих авторитетных международных организаций для обеспечения мира и безопасности в стране. Однако события весны, лета и осени 1992г. поставили под сомнение все эти достижения в области международных отношений. Дальнейшее развитие внутриполитической ситуации, повлекшее за собой трагические последствия, нанесло серьезный урон авторитету Таджикистана, прервав процесс его продвижения по пути становления в качестве суверенного государства. В 1992 г. некоторые иностранные представительства, открывшиеся в Душанбе, стали сокращать численность своего аппарата, а то и вовсе прекращать свою деятельность и покидать страну (2,54).

Формирование внешней политики суверенного Таджикистана, выработка стратегии международной политики совпала с чрезвычайно сложным периодом истории страны, региона и мира. Этот период требовал глубокого и верного понимания внутренних, региональных и международных проблем, широкого стратегического видения, твердости, решимости, выдержки, дальновидности и предусмотрительности в целом всесторонней продуманной и созидательной политики.

В период гражданской войны наряду с проведением переговорного процесса, деятельность внешней политики Таджикистана была направлена на ускорение процесса приобщения суверенного Таджикистана в систему мирохозяйственных связей, упрочение его позиции на международной арене, расширение равноправных взаимовыгодных отношений со странами мира на основе общепринятых международных норм и принципов межгосударственных отношений.

Двусторонние отношения Республики Таджикистан почти со всеми странами резко сократились, упали почти до нуля. Более того, поскольку новое государственное руководство Таджикистана по целому ряду вопросов разошлось с подходами прежнего руководства, к установлению внешних связей с миром, пришлось существенно пересматривать всю внешнюю политику.

Как и все достижения нашего государства и нации, активизация внешней политики Таджикистана, началась с 1993 г., который был наполнен большой конкретикой, выраженной успешными визитами главы государства - Председателя Верховного Совета, а ныне Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в ряд стран мира. Таджикистан, объявив, что двери Республики Таджикистан открыты для всех стран, которые намерены поддерживать с нашим государством плодотворные и доброжелательные отношения, выступает за дальнейшую интеграцию и сближение со странами Содружества Независимых Государств. Наряду с налаживанием стратегических отношений с Российской Федерацией серьезное внимание было уделено развитию и расширению связей с другими государствами мира.

Было сложно, многие государства не верили в стабильность, мир, который был достигнут в июне 1997 г. между правительством и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО). Необходимо было создать положительный, позитивно-привлекательный образ Таджикистана в глазах мирового сообщества. Эта задача была не из легких, когда все СМИ в мире, особенно на постсоветском пространстве, искажали действительность до такой степени, что порой жители страны даже не верили, что речь идет об их родине.

Вопрос стоял о существовании таджикского государства на политической карте мира. Необходимо было заручиться поддержкой основных игроков в регионе, чтобы доказать, что в Таджикистане есть правительство, и оно контролирует ситуацию в стране.

Главной задачей этого этапа было формирование международно-правовой базы сотрудничества с другими странами, как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате. Наряду с этим и наработкой определенного опыта дипломатической деятельности, на первый план вышла задача формирования механизма обеспечения стратегических национальных интересов за рубежом. В этом большое значение имели внешнеполитические действия в постсоветском пространстве и таджикско-российское взаимодействие на уровне особых отношений.

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

В условиях становления государственного суверенитета приходилось принимать нелегкие решения. Они содействовали вхождению нашей страны в мировое сообщество в качестве субъекта международного права и отношений, что являлось задачей огромной исторической важности. Становление внешней политики Республики Таджикистан сопровождалось огромными трудностями объективного и субъективного порядка.

Республика Таджикистан испытывала серьезные трудности в поисках механизмов осуществления внешней политики. Сложность становления внешней политики обретшего в сентябре 1991 года независимость государства состояла в том, что этот процесс начинался практически с нуля. У Таджикистана фактически не было полноценных традиций внешнеполитической деятельности в советский период. Принципы же советской дипломатии не могли подходить по причине несовместимости с её идеологией, целями и задачами. С другой стороны, наступившее после распада СССР состояние неопределенности и нестабильности поставили перед государственным руководством Таджикистана сложную задачу адаптации к новой геополитической ситуации и выработки внешнеполитических приоритетов, которые соответствовали бы новым региональным и глобальным политическим, экономическим и духовно-культурным условиям и реальному месту суверенного Таджикистана в мировом сообществе.

Годы, последовавшие после установления мира и национального согласия в стране, были ознаменованы огромными усилиями правительства и соответствующих ведомств над повышением авторитета Республики Таджикистан на международной арене, развитием многопланового сотрудничества Таджикистана с зарубежными странами и международными организациями, по поддержанию сложившихся отношений дружбы и добрососедства с сопредельными государствами, налаживанию связей с внешним миром. Республика Таджикистан становится всё более надёжным партнёром в международных отношениях. Имидж республики начал меняться в лучшую сторону.

Самостоятельная внешняя политика для Республики Таджикистан - одно из новых и практически неизведанных направлений деятельности правительства в то время. В условиях тоталитарной системы Таджикистан был лишен возможности прямого и открытого выхода на международную арену, не обладал внешнеполитическими государственными инструментами и необходимым корпусом своих дипломатов, специалистов по внешним связям. Республика, её предприятия были лишены возможности самостоятельно устанавливать прямые внешние связи, постоянно ощущали на себе жесткий пресс монополии центра. За все годы Советской власти в дипломатических учебных заведениях МИД Союза ССР прошли подготовку, а затем работали в его центральном аппарате или загранучреждениях из числа лиц таджикской национальности или выходцев из Таджикистана не более 10 человек. В своем большинстве это были бывшие работники партийных и советских органов республики, которые после окончания Дипломатической школы (до 1978г.), а затем Дипломатической Академии в основном направлялись на работу в советские посольства. Московский государственный Институт международных отношений (МГИМО) для молодежи из Таджикистана практически не был доступен. За все годы Советской власти этот «центральный» вуз подготовил лишь незначительное количество представителей из Таджикистана, специалистов в области дипломатии. В прежние годы в республике не было ни одного высшего учебного заведения для подготовки специалистов в области дипломатии. Учитывая все эти обстоятельства, по инициативе главы государства Эмомали Рахмона были предприняты конкретные шаги по подготовке национальных дипломатических кадров как внутри страны, так и за ее пределами. Только за 1993-2000 годы дипломатическую академию МИД Российской Федерации закончили 33 человека из числа лиц, рекомендованных МИД Республики Таджикистан. Одновременно 16 человек из числа таджикской молодежи закончили МГИМО Российской Федерации в 1997-2000 годы. Кроме того, по предварительным данным в 2000 году около 150 человек закончили отделения международных отношений (на базах факультетов) Таджикского Государственного Национального Университета, Таджикского Университета права, бизнеса и политики, а также Таджикско-российского (Славянского) университета (11,34). Подавляющее большинство ответ работников МИДа и некоторых других ведомств, занимающиеся вопросами международных отношений, внешнеэкономических связей, прошли краткосрочные курсы по повышению квалификации в соответствующих учебных центрах ведущих западноевропейских стран, Японии и других государств азиатского региона.

В настоящее время с учетом скромного экономического положения страны практически центральный аппарат МИД и его загранучреждения, то есть 10 посольств и постоянное

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

представительство при ООН в Нью-Йорке укомплектованы дипломатическими кадрами, которые постоянно работают над повышением своей деловой и профессиональной квалификации (2,231).

Формирование подходов внешней политики Таджикистана проходило на сложном и ответственном этапе становления нового миропорядка. На выбор внешнеполитических приоритетов естественным образом влияло её геополитическое положение, прежде всего такие факторы, как соседство с крупными региональными государствами - Китаем, Ираном, Афганистаном, Индией и Пакистаном, а также отсутствие прямого выхода к международным морским коммуникациям, доступ к которым возможен лишь через территории сопредельных государств.

Международные договоры, заключенные Таджикистаном в первые годы независимости, обеспечили вхождение нашего государства в мировое сообщество, сыграли важную роль в обеспечении суверенитета и безопасности страны. И по сей день, они оказывают положительное воздействие на её внутреннее развитие. Прежде всего, это международные политико-правовые документы, определяющие приоритетные направления долгосрочного сотрудничества Республики Таджикистан с другими государствами в двустороннем формате. В их числе и такая форма политического договора в практике международных договорно-правовых отношений, как договоры о дружбе и сотрудничестве.

Именно в этот период, придавая исключительное важное значение ООН в деле поддержания мира, миротворчества, даже в условиях, когда в стране продолжали иметь место вооруженное противостояние, глава государства Таджикистан Эмомали Рахмон был участником почти всех Сессий Генеральной ассамблеи ООН после 1993 года. Глава государства Республики Таджикистан принял самое активное участие в дискуссиях на специальных сессиях Генеральной ассамблеи ООН по борьбе против наркотиков (июнь 1998 г.), саммитов ООН по социальным вопросам и других крупных международных форумах, проводящийся в рамках ООН (6,114).

Восстановление мира и национального единства в стране создало благоприятные условия для более активного включения Таджикистана в деятельность международных организаций, вносить свой посильный вклад в практическую реализацию этих интересов и прежде всего в решении важнейших общечеловеческих проблем. В частности оно позволило руководству республики выдвигать и добиваться реализации инициатив, имеющих важное значение для всего человечества. Самым значительным из подобных инициатив стало выдвинутое на 54-сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1999 г. предложение Президента страны Эмомали Рахмона по провозглашению 2003 г. Международным годом пресной воды (9,14).

Принятая международным сообществом историческая инициатива нашей страны объявить 2003г. - Годом чистой воды, а также претворение в жизнь международной программы «Международное десятилетие действий «Вода для жизни»2005-2015 гг.», при поддержке более 145 стран мира, безо всяких сомнений отражают интересы всего человечества, и свидетельствует о признании нашего государства в качестве равноправного партнера и субъекта в международных делах, в деле поиска и нахождения коллективных ответов на глобальные вызовы XXI века (6,123).

Проведение Форума чистой воды в Душанбе в августе 2003 г., одобрение со стороны мирового сообщества инициативы главы таджикского государства о проведении десятилетия действий в области сохранения и защиты ресурсов пресной воды, а также первый в истории Таджикистана визит Генерального Секретаря ООН в Таджикистан, состоявшийся в октябре 2002 года рассматривается как вклад Таджикистана, в развитии международного сотрудничества и взаимопонимания, а также как успех таджикской дипломатии и внешней политики Таджикистана, проводимой под руководством Эмомали Рахмона (9,14).

Уже первые инициативы суверенного Таджикистана продемонстрировали мировому сообществу миролюбивый характер внешней политики, направленный на создание атмосферы взаимного доверия, сотрудничества на региональном и международном уровнях, на развитие равноправных отношений со всеми странами и международными организациями.

Необходимо отметить, что в конце 90-х годов XX в. внешняя политика будучи целостным явлением достигла состояния достаточно полного самовыражения. Внешнеполитический курс Республики Таджикистан, основанный на строгом выполнении своих международных обязательств, характеризуется заинтересованностью и стремлением республики к дальнейшему развитию и углублению взаимовыгодного и равноправного сотрудничества синостранными государствами и международным сообществом в целом по широкому спектру. Кроме того, именно в этот период произошло ряд событий, ознаменовавших рост международного авторитета политической и миротворческой деятельности Президента РТ Эмомали Рахмона. В 1999 г. он

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

первым среди глав государств СНГ был удостоен чести председательствовать на пленарном заседании 54-й сессии Г енеральной Ассамблеи ООН и первый среди политиков в мире награжден «Золотой звездой» Альберта Швецера. Президенту РТ Эмомали Рахмону в 2000 годубыл вручен международный «Приз Мира-99» (7,64).

Здесь, необходимо отметить особую роль Президента страны Эмомали Рахмона, который будучи не только руководителем, но и основоположником внешней политики суверенного государства Таджикистан, проводит самостоятельный и конструктивный политический курс во внешних делах. Именно Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон предпринял первые крупные шаги в плане расширения взаимовыгодных двусторонних отношений как со странами СНГ, так и дальнего зарубежья, что в политическом аспекте позволило добиться заметного потепления отношения мирового сообщества к конституционному руководству страны и понимания его позиции по ключевым вопросам вывода страны из внутриполитического кризиса. Внешняя политика РТ, проводимая под руководством президента страны Эмомали Рахмона максимально прозрачна и учитывает законные интересы других государств, для него характерны последовательность, соображения взаимовыгодного прагматизма и предсказуемость.

Следующий этап формирования внешнеполитического курса РТ в новых исторических условиях (с апреля 2000 года по настоящее время) отражает переход внешней политики Республики Таджикистан в новое русло. В ходе этого процесса (в 2002 году) была окончательно сформирована ныне действующая концепция внешней политики государства, которая определяет ее характер, приоритеты и основные направления (речь идет о много векторной политике « открытых дверей»). Отличительная черта внешней политики Таджикистана в этот период - много векторность и сбалансированность, требующие оптимального сочетания усилий по всем направлениям.

В этот период был достигнут существенный сдвиг в формировании зарубежной инфраструктуры - посольств, консульств, дипломатических миссий. Во многом наладился процесс подготовки дипломатических кадров и, с принятием в 2002 году Закона РТ « О дипломатической службе» укрепилась нормативно-правовая база деятельности отечественных дипломатов. Все это эффективно повлияло на уровень и качество осуществления внешней политики республики.

После сентябрьских событий 2001 г. Таджикистан стал намного больше ощущать себя частью мирового сообщества. Акценты в мировой политике стали трансформироваться в соответствии с новыми угрозами и вызовами, потому что с началом антитеррористической операции международного сообщества в Афганистане, Таджикистан стал играть на этом новом этапе заметную роль. Правительство республики последовательно в течении ряда лет пытался активизировать действия международного сообщества в отношении Афганистана и движения « Талибан», с которым наша республика, одна из немногих, не имела абсолютно никаких отношений, считая его рассадником международного терроризма, незаконного оборота наркотиков и торговли оружием. Поэтому антитеррористическая операция полностью соответствовала национальным интересам Таджикистана (11,47).

Вектор мировой политики повернулся к нам таким образом, что республика из периферийной точки в международных отношениях оказалась на передовом стыке в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Стало ясно, что новые вызовы и угрозы настоятельно требуют от политиков изменить стратегию безопасности в глобальном масштабе. В контексте борьбы с новыми угрозами и вызовами наблюдается исключительное совпадение интересов не только среди крупных держав, но и среди всех стран международного сообщества, так как немногие государства имеют в своем распоряжении средства для защиты. Война с международным терроризмом сблизила США и Запад с Таджикистаном, и мы стали по-новому смотреть на наши взаимоотношения и перспективу.

Таджикистану досталась сложная задача - защищать национально-государственные интересы в свете противоречий между основными игроками и одновременно не изменять уровень стратегических, партнерских, дружественных отношений со странами, традиционно имевшими влияние в регионе и новыми политическими игроками в Центральной Азии. Исходя из этого, Президент страны 31 декабря 2002 в своем новогоднем обращении к таджикскому народу продекларировал многовекторный характер внешней политики Республики Таджикистан. Многовекторность внешней политики Таджикистана, доктрина «открытых дверей» способствовали и способствуют тому, что, не меняя стратегическую линию по защите национально-государственных интересов на мировой арене, республика смогла определиться как постоянный, предсказуемый и надежный партнер, как субъект международных отношений (10,37).

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

Во главу угла внешней политики Таджикистана, в определении направлений ее осуществления, был положен всемерный учет взаимных интересов. Внешняя политика Республики Таджикистан -это политика дружбы и взаимодействия со странами мира и всестороннего развития межнациональных, экономических и культурных связей, основана на установлении и развитии взаимовыгодных равноправных связей и контактов со всеми государствами.

Выявление наиболее приоритетных направлений внешней политики позволило Таджикистану выработать собственные пути вхождения в мировое сообщество. Созданы и функционируют внешнеполитическая инфраструктура и каналы связи РТ с внешним миром, которые последовательно расширяются и охватывают новые страны. Государственную независимость Республики Таджикистан официально признали более 130 государств мира (7,75).

Важным направлением таджикистанской внешней политики явилось установление и развитию двусторонних отношений с зарубежными странами. В настоящее время республика поддерживает дипломатические отношения со 122 государствами мира. Интерес к нашей стране неуклонно возрастает. Если в 2003 г. с нашей страной 90стран мира установили дипломатические отношения, то на 1 января 2007 г. с Республикой Таджикистан были установлены дипломатические отношения 112 стран мира (2,137). Республика Таджикистан ратифицировала 171 международных конвенций. В республике функционируют 100 представительств международных и неправительственных организаций и финансовых институтов. 19 государства мира имеют в Таджикистане постоянных послов и представительств. Таджикистан в настоящее время имеет 22 против 16 в 2004 г посольств, постоянных представительств и консульств за рубежом (2,137).

Сегодня Таджикистан на полноправной основе входит в состав самых влиятельных международных организаций, укрепляет дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми корпорациями. В республике аккредитовано 67 иностранных представительств, 20 межправительственных и 18 неправительственных организаций. За прошедшие годы республика присоединилась к 170 важнейшим международным конвенциям (5,42).Продолжается присоединение нашей страны к международным договорам и соглашениям, что свидетельствует об интенсивности развития международных связей Таджикистана и его растущей вовлеченности в глобальную систему политических и экономических связей. Только в 2006 г. было подписано 93 соглашения, из которых 77 двусторонние. Большая часть подписанных документов (60) имеют социальноэкономическую направленность, что свидетельствует об усилении экономического вектора во внешней политике РТ,10 документов касаются вопросов безопасности (2,46) .

За годы независимости создана солидная правовая база, регулирующая вопросы внешней политики нашего государства. Сотрудничество и двусторонние отношения Таджикистана с мировым сообществом в настоящее время определяются и регулируются более 780 соглашениями и другими правовыми документами. Такие документы, как Конституция республики, законы о международных договорах, дипломатической службе, положение о Министерстве иностранных дел, а также ряд законодательных актов, определяющих условия внешнеполитической деятельности создали солидную правовую основу как двусторонних, так и многосторонних отношений, обеспечивающих широкую перспективу для укрепления равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира. Ежегодные Послания Президента Республики Таджикистан Парламенту страны также затрагивают самые актуальные вопросы внешней политики государства и определяют её цели и задачи.

Прошедшие годы независимости были годами приобщения Таджикистана к мировому сообществу, были периодом его утверждения в качестве суверенного государства - полноправного субъекта международного сотрудничества в его стремлении занять достойное место на международной арене.

Всестороннее сотрудничество с мировым сообществом полностью соответствует национальным интересам Таджикистана. Сегодня оно развивается во всех сферах, в которых имеются общие интересы - политика и безопасность, экономика и торговля, наука и техника, культура и образование.

Республика Таджикистан становится всё более надежным партнером в международных отношениях. Не случайно, что её внешнеполитический курс всё больше находит поддержку и понимание со стороны зарубежных партнеров, свидетельством чему является активизация многопланового сотрудничества с нашей страной. Только в 2006 г. республику посетило свыше 70 зарубежных делегаций различного уровня. Указанное свидетельствует о возрастающей

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

заинтересованности государств мира в поддержании и налаживании сотрудничества с нашей страной (3,79).

Внешнеполитический курс Республики Таджикистан, который длительное время осуществлялся практически в условиях гражданской войны, в целом отличался своим прагматизмом и последовательностью. Отличительной чертой внешней политики Таджикистана была её сбалансированность, что обуславливается его геополитическим и географическим положением в регионе.

Определив основные приоритеты, текущие и практические задачи, принципы и методы налаживания широких связей и взаимовыгодного сотрудничества, наше государство за годы независимости с успехом реализовало их на практике. Республика Таджикистан поддерживала сложившиеся отношения дружбы и добрососедства со странами Центрально-Азиатского региона и сопредельными государствами. Это предполагало развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе. Приоритет в отношениях с внешним миром отдавался тем государствам, дальнейшее развитие связей с которыми наиболее оптимальным образом отвечали долгосрочным и стратегическим интересам Таджикистана.

В эти годы благодаря активным дипломатическим мерам получили новый импульс и очертания отношения Республики Таджикистан с Российской Федерацией, с государствами СНГ, США, странами Западной Европы, Азии и арабского мира. При этом плодотворно использовались возможности таких инструментов многосторонней дипломатии, как форумы ООН, ОБСЕ, ЦАЭС, ШОС, Евр АЗЭС, ЕАЭС,ОИК и ЭКО.

Активное личное участие самого Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в деятельности международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, ШОС позволило шире информировать международное сообщество о положении в стране, привлечь его внимание к ее социально-экономическим проблемам, с тем, чтобы заручиться его поддержкой и помощи в установлении мирной жизни и постконфликтного восстановления страны. Эти усилия не были напрасными и дали свои положительные результаты. Сотрудничество Таджикистана с этими и другими международными структурами в этот период характеризуется дальнейшим расширением его сфер и объемов.

Таджикистан является по всеобщему признанию наиболее активным сторонником интеграции на равноправной и взаимовыгодной основе, выступая за полноценное сотрудничество с другими странами, за интеграцию в мировое сообщество. Руководством Таджикистана уделялось и уделяется развитию и углублению интеграционных процессов в Центральной Азии в рамках ЕврАзЭС. ЦАС, ШОС, СНГ. Особо большое значение в Таджикистане придается интеграции с Россией, а также деятельности в рамках ШОС, которая представляет идеальную возможность смягчить тяготы глобализации для всех государств, являющихся его членами. В участии Республики Таджикистан, в интеграционных процессах большую роль могут сыграть географическое расположение, транзитный потенциал и богатейшие ресурсы Таджикистана, которые необходимо совместными действиями вводить в оборот в интересах развития экономики страны.

Таким образом, можно заключить, что за короткий исторический период независимого развития Таджикистана проведена огромная работа по становлению республики, как суверенного государства, так и его внешней политики. Внешняя политика Таджикистана успешно прошла стадию становления и прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики в новых исторических и геополитических условиях, всемерно способствуя определению достойного места республики в мировом сообществе.

Внешнеполитическая деятельность Республики Таджикистан способствовала созданию благоприятных внешних условий для поступательного развития страны, укрепления мирного процесса в ней, подъема экономики, повышения уровня жизни населения республики, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека и содействовала позитивному восприятию Республики Таджикистан в мире.

ЛИТЕРУТУРА:

1. Алимов, Р.,Лебедев М., Шарипова Дж. Дипломатия Таджикистана.-Душанбе:МИД РТ,1994.-72с.

2. Дипломатия Таджикистана: Вчера и сегодня. - Т.1.-Душанбе: Ирфон,2009.-456.с.

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

3. Дипломатия Таджикистана//Информационный бюллетень. Управление информации МИД РТ.-Душанбе,2007г.-.№18.-137-145с.

4. Дипломатия Таджикистана. Ежегодник 2007.-Душанбе: Ирфон, 2010.

5. Саидов, З. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации / З.Саидов. - Душанбе: Авасто,2004.- 323 с.

6. Саидов, З. Внешняя политика Таджикистана в период его становления как суверенного независимого государства (1992-2004гг.) / З.Саидов - Душанбе: Контраст,2009.-276 с.

7. Саидов, З., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене/ З.Саидов. -Душанбе: Деваштич,2005.-432 с.

8. Сатторзода, А. Республика Таджикистан и мировое сообщество / А.Сатторзода //Таджикистан и современный мир. -2004.-№1. -С.10-13.

9. Сотиров, В. ООН и Таджикистан: плодотворное взаимодействие и сотрудничество / В.Сотиров// Таджикистан и современный мир. 2004.-№1(4).- С13-15

10. Тоштемиров, М. По меридианам дружбы / М.Тоштемиров. - Политика открытых дверей Эмомали Рахмона.-Душанбе:Шарки озод, 2010.- 247 с.

11. Юлдашев, К. Эмомали Рахмонов -основатель дипломатии и внешней политики суверенного Таджикистана / К.Юлдашев -Душанбе: Ирфон,2001. -95 .

REFERENCES:

1. Alimov, R., M. Lebedev, J. Sharipova. Tajikistan Diplomacy.-Dushanbe: MFA RT, 1994.-72 p.

2. Tajikistan Diplomacy: Yesterday and Today. - V.1.-Dushanbe: Irfon, 2009.-456.p.

3. Tajikistan Diplomacy // Newsletter. Department of Information within the Ministry of Foreign Affairs of RT.- Dushanbe 2007.-№18.-137-145 p.

4. Tajikistan Diplomacy. Yearbook 2007. Dushanbe: Irfon, 2010.

5. Saidov, Z. Tajikistan's foreign policy in the context of globalization / Z.Saidov. - Dushanbe: Avasto, 2004, -323 p.

6. Saidov, Z. Tajikistan's foreign policy in the period of its formation as a sovereign independent state (1992-2004) / Z.Saidov - Dushanbe: Kontrast, 2009.-276 р.

7. Saidov, Z., A. Saburov, Tajikistan in the boundary of the Millennium: Implementation of national interests in the international arena / Z.Saidov. - Dushanbe: Devashtich, 2005.-432 p.

8. Sattorzoda, A., The Republic of Tajikistan and the international community / A.Sattorzoda // Tajikistan and modern world.-2004.-№1.-Pр.10-13.

9. Sotirov, V. The UN and Tajikistan: fruitful interrelation and cooperation / V.Sotirov // Tajikistan and the modern world. 2004.-№1 (4).- 13-15 p.

10. Toshtemirov, M. Along the meridian of friendship / M.Toshtemirov. - Open Door Policy of Emomali Rahmon.-Dushanbe: Sharqi ozod, 2010.- 247 p.

11. Yuldashev, K., Emomali Rahmonov - the founder of diplomacy and foreign policy of sovereign Tajikistan / K.Yuldashev - Dushanbe: Irfon, 2001. -95 p.

Формирование основопологающих принципов внешней политики Республики Таджикистан

Р.Р.Алиева

Ключевые слова: сотрудничество, внешняя политика, независимость, геополитика,

международные организации, дипломатия

В статье отражены пути формирования внешней политики Республики Таджикистан. Выявлены этапы становления внешнеполитического курса в новых исторических условиях. Определены основные позиции и приоритеты внешней политики,а также формы взаимодействия Республики Таджикистан с внешним миром.

The establishment of essential principles offoreign policy of the Republic of Tajikistan

R.R.Alieva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: cooperation, foreign policy, independence, geopolitics, international organization, diplomacy

The article reflects the ways of establishment of the Republic of Tajikistan’s foreign policy. The foreign policy establishment stages in the new historical conditions are identified. The main principles and priorities of the foreign policy are identified and the forms of interaction of the Republic of Tajikistan with the outside world are shown.

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

Сведения об авторе:

Алиева Рафоат Рашидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин института экономики и торговли ТГУК(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: rafoat50@mail.ru

Information about the author:

Aliyeva Rafoat Rashidovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the department of general subjects, Institute of Economy and Trade of TSUC (Republic of Tajikistan, Khujand), Email: rafoat50@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.