УДК 930 ББК 63.1 (2Т)
Солиходжаева Саидахон Анварходжаевна,
соискатель кафедры международных отношений Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Таджикистан,
Solikhojayeva Saidahon Anvarhodjaevna,
claimant for candidate degree of the department of the international relations under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand)
E-MAIL: saidakhon_89@mail. ru Ключевые слова: внешняя политика, сотрудничество, независимость, приоритеты, международные организации, дипломатия, суверенитет
В статье исследуется история формирования и становления внешней политики Республики Таджикистан. Анализируются труды таджикских ученых, посвященные основным этапам формирования внешней политики. Отражена деятельность президента страны по формированию и становлению внешней политики страны. Освещается историография сотрудничества РТ с ОБСЕ. Определены основные этапы историографии внешней политики Республики Таджикистан, В заключении автором делается вывод, что опубликованная в 1991-2012 годах литература положила начало историографии вопросов внешней политики Республики Таджикистан.
Key words: foreign policy, cooperation, independence, priorities, international organization, diplomacy, sovereignty
The article dwells on the history of formation and establishment of foreign policy. The author analyzes the Tajik scientists' works devoting to principal stages in reference to foreign policy formation. The activities of the country' president on both the formation and establishment of foreign policy are reflected. She elucidates the historiography of Tajikistan Republic cooperation with Organization of Security and Cooperation of Europe (OSCE). Specific stages of the historiography of foreign policy of Tajikistan Republic are determined. The author of the article comes to the conclusion that the literature published in the period of the 1990-ies-2010 - ies put the beginning of the historiography of the issues concerned with the foreign policy of Tajikistan Republic.
Обретение Таджикистаном независимости в сентябре 1991г. открыло перед республикой перспективы широкой интеграции в мировое сообщество. Провозглашение Декларации о государственной независимости заложило основы формирования внешнеполитического курса независимого Таджикистана. Принятая декларация явилась первым законодательным документом в области внешней политики, в котором была провозглашена приверженность Таджикистана общепризнанным принципам международного права.
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИОГРАФИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
TO THE ISSUE OF THE HISTORIOGRAPHY OF FOREIGN POLICY OF TAJIKISTAN REPUBLIC
52
Солиходжаева С. А. К вопросу об историографии внешней политики Республики Таджикистан
Внешняя политика Республики Таджикистан основана на положениях Конституции, Декларации о государственной независимости, нормах международного права, приверженности целям и принципам ООН и ОБСЕ.
После обретения независимости Таджикистан стал самостоятельным субъектом международной политики, что обусловило необходимость определения основных приоритетов внешнеполитического курса страны. Формирование подходов внешней политики Таджикистана проходило на сложном и ответственном этапе становления нового мирового порядка. Главной задачей этого этапа было формирование международноправовой базы сотрудничества с другими странами, как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате. Наряду с этим и в процессе наработки определенного опыта дипломатической деятельности, на первый план вышла задача формирования механизма обеспечения стратегических национальных интересов за рубежом.
В условиях становления государственного суверенитета приходилось принимать нелегкие решения. Они содействовали вхождению нашей страны в мировое сообщество в качестве субъекта международного права и отношений, что являлось задачей огромной исторической важности. Становление внешней политики Республики Таджикистан сопровождалось огромными трудностями объективного и субъективного порядка.
Республика Таджикистан испытывала серьезные трудности в поисках механизмов осуществления внешней политики. Сложность становления внешней политики государства состояла в том, что этот процесс начинался практически с нуля. У Таджикистана фактически не было полноценных традиций внешнеполитической деятельности в советский период. А принципы советской дипломатии не подходили по причине несовместимости с ее идеологией, целями и задачами. С другой стороны, наступившее после распада СССР состояние неопределенности и нестабильности поставило перед государственным руководством Таджикистана сложную задачу адаптации к новой геополитической ситуации и выработки внешнеполитических приоритетов, которые соответствовали бы новым региональным и глобальным политическим, экономическим и духовнокультурным условиям и реальному месту суверенного Таджикистана в мировом сообществе.
Внешняя политика Таджикистана успешно прошла стадию становления и прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики в новых исторических и геополитических условиях, всемерно способствуя определению достойного места республики в мировом сообществе.
Историография возникновения и становления внешних связей Республики Таджикистан в отечественной научной и исторической литературе освящена недостаточно и отсутствуют комплексные обобщающие труды по этой проблеме. Исследование темы в таком плане проводится впервые. Изучение имеющейся литературы, отражающей процесс становления и развития внешней политики страны, показывает, что история международных отношений Республики Таджикистан является сравнительно новой сферой научных исследований ученых Таджикистана.
Первыми основополагающими трудами, в которых рассматривались международные отношения суверенного Таджикистана, стали работы ученых З. Саидова, А.Шарипова, А.Сабурова, К. Юлдашева, М. Тоштемирова. Заслугой указанных авторов можно считать то, что благодаря им был собран огромный фактический материал по внешней политике и международным отношениям суверенной Республики Таджикистан. В своих работах они показали, что формирование принципов внешней политики Таджикистана проходило на сложном и ответственном этапе становления нового миропорядка.
53
Solikhojayeva S.A. To the Issue of the Historiography of Foreign Policy of Tajikistan Republic
Заслуживает внимания исследователей истории внешней политики Республики Таджикистан также работа Карима Юлдашева «Эмомали Рахмонов - основатель дипломатии и внешней политики суверенного Таджикистана»[14].
Несмотря на то, что в этой книге затронуты лишь некоторые стороны международной деятельности Республики Таджикистан в период установления суверенитета, тем не менее, этот материал позволяет судить об основных тенденциях ее внешней политики на рубеже столетий. Так, в работе освещаются те трудности, с которыми сталкивалось независимое государство при формировании внешней политики. В частности отмечается, что формирование самостоятельной внешней политики Республики Таджикистан было одним из новых и практически неизведанных направлений деятельности правительства. В условиях тоталитарной системы Таджикистан был лишен возможности прямого и открытого выхода на международную арену, не обладал внешнеполитическими государственными инструментами и необходимым корпусом своих дипломатов, специалистов по внешним связям. Республика, как и её предприятия, была лишена возможности самостоятельно устанавливать прямые внешние связи, постоянно ощущала на себе жесткий пресс монополии центра. Автор отмечает, что за все годы Советской власти в дипломатических учебных заведениях МИД Союза ССР прошли подготовку, а затем работали в его центральном аппарате или загранучреждениях из числа лиц таджикской национальности или выходцев из Таджикистана не более 10 человек. В своем большинстве это были бывшие работники партийных и советских органов республики, которые после окончания Дипшколы ( до 1978 г.),а затем Дипакадемии в основном направлялись на работу в советские посольства. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) молодежи из Таджикистана практически не был доступен. Обретение Таджикистаном независимости в сентябре 1991г. открыло перед республикой перспективы широкой интеграции в мировое сообщество.
Различные фазы развития внешнеполитического процесса суверенного Таджикистана нашли творческое воплощение в совместной работе Зафара Саидова и Абдунаби Сабурова, которые характеризуют основные события внешней политики. В работе содержится подробная хроника внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан в средствах массовой информации в период 1993-1995 гг. [5]. Недостатком этой работы является то, что в ней в основном содержится констатация фактов, отсутствуют анализ и выводы. В отличие от неё, в книге «Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене», написанной З. Саидовым в соавторстве с Абдунаби Сабуровым, дается подробное историческое описание и трактовка основных событий и фактов внешнеполитической деятельности, проводимой в РТ во главе с Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном в 1992-2005 годах.[11].
Эти годы вошли в политическую историю Таджикистана как время, богатое важными событиями, связанными с закреплением достижений государственной независимости и дальнейшим ростом авторитета страны на международной арене.
Здесь необходимо отметить одного из ведущих специалистов по внешней политике Республики Таджикистан, Зафара Саидова. Его научный интерес был обращен к различным фазам развития внешнеполитического процесса суверенного Таджикистана: 90-е годы минувшего столетия [7], первое десятилетие ХХ! века [8], а также описание внешнеполитической деятельности Президента РТ Эмомали Рахмона [10]. Заслуга автора заключается в том, что им была впервые предпринята попытка проанализировать основные аспекты такого ключевого направления внешнеполитической деятельности
54
Солиходжаева С. А. К вопросу об историографии внешней политики Республики Таджикистан
Республики Таджикистан, как двусторонние отношения с зарубежными государствами с 1992-го по1998 гг. [6].
Это автор и составитель ряда книг о многогранной деятельности Президента страны Эмомали Рахмона на посту главы государства: «Рахмонов-человек и политик», «Внешняя политика Президента Рахмонова», где в наиболее полном виде отражена вся сложность становления внешней политики Республики Таджикистан, в которой принял личное участие Президент страны Эмомали Рахмон [10].
Отношениям Республики Таджикистан на международной арене в период с 2000 по 2004 годы посвящена монография З.Саид-зода «Внешняя политика Таджикистана в период его становления как суверенного независимого государства (1992-2004 гг) [7]. В данной работе дается подробное историческое описание всех основных событий и фактов внешнеполитической деятельности после завершения начального периода становления внешнеполитических ориентиров суверенного государства Таджикистан. Данная книга представляет собой доработанный вариант ранее изданной монографии под названием «Основные тенденции внешней политики Республики Таджикистан на рубеже столетий (1992-2004 гг.)»[11]. Подробное историческое описание всех основных событий и фактов внешнеполитической деятельности Президента Республики Таджикистан дается в книге З. Саидова «Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации» [6].
Главная особенность опубликованных работ Зафара Саид-зода состоит не только в фактологическом изобилии и полноте, но и в том, что, изучив их, можно ясно понять причины и характер эволюции внешней политики Республики Таджикистан на рубеже столетий и в первые годы нового, ХХ! века. В то же время в этих работах содержится достоверный исторический материал, который раскрывает основные тенденции внешней политики Таджикистана в начальный период его становления как суверенного независимого государства - в сложные и многотрудные 90-е годы минувшего столетия. Автор многочисленных работ по социальной философии, новейшей истории страны, внешней и инфомационно-имиджевой политике Республики Таджикистан, Зафар Саид-зода длительное время работал руководителем департамента информации МИДа РТ, пресс-секретарем Президента республики, директором информационного агентства «Ховар», а с февраля 2008 г. он старший советник Президента Республики Таджикистан по внешним связям.
Истории и развитию традиций дипломатических отношений в древней Средней Азии и в современном Таджикистане посвящены отдельные разделы трудов таджикских ученых Б.Г. Гафурова, Н.Негматова, Т.Назарова, Х. Зарифи, А.Саттор-зода, Р.Алимова и др. Среди них особое место занимает работа Н. Негматова «Концепция истории дипломатии таджикского народа», в которой определяется специфика дипломатии таджикского народа средневекового периода. Имеются и специальные исследования, посвященные проблемам международных отношений и отдельным аспектам дипломатической службы, таких авторов, как Сангинов, Э.Рахматуллаев, И.Усмонов, З.Саидов, К.Юлдашев, Р.Мирзоев, А.Сабуров.
Определенное место в историографии внешней политики занимают труды, статьи и выступления Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, в которых отражены основные достижения таджикского народа в начальные годы независимости, определяются основные направления внешней политики и дипломатической службы Таджикистана. Так, в работе «Таджики в зеркале истории» оценивается роль Великого Шелкового пути как моста между прошлым, настоящим и будущим. Называя Бактрию и Согд колыбелью
55
Solikhojayeva S.A. To the Issue of the Historiography of Foreign Policy of Tajikistan Republic
первого государства таджиков, он практически во всех государственных формированиях выделяет раннюю дипломатию таджикского народах[4].
Необходимо отметить, что в конце 90-х годов ХХ в. внешняя политика, будучи целостным явлением, достигла достаточно полного самовыражения. Внешнеполитический курс Республики Таджикистан, основанный на строгом выполнении международных обязательств, характеризуется заинтересованностью и стремлением республики к дальнейшему развитию и углублению взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с иностранными государствами и международным сообществом в целом по широкому спектру вопросов. Кроме того, именно в этот период произошел ряд событий, ознаменовавших рост международного авторитета политической и миротворческой деятельности Президента РТ Эмомали Рахмона. В 1999 г. он первым из глав государств СНГ был удостоен чести председательствовать на пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и первый среди политиков в мире награжден «Золотой звездой» Альберта Швейцера. Ему был вручен Международный «Приз Мира-99».
Подробное историческое описание и трактовка всех основных событий и фактов внешнеполитической деятельности Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в 1992-2003 годах дается очередной в работе З. Саидова и А. Сабурова [11]. Эти годы войдут в политическую историю Таджикистана как время, богатое важными событиями, связанными с закреплением достижений государственной независимости и дальнейшим ростом авторитета страны на международной арене.
Авторы подчёркивают особую роль во внешней политике Президента страны Эмомали Рахмона, который, будучи не только руководителем, но и основоположником внешней политики суверенного государства Таджикистан, проводит самостоятельный и конструктивный политический курс во внешних делах. Именно Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон предпринял первые крупные шаги в плане расширения взаимовыгодных двусторонних отношений как со странами СНГ, так и дальнего зарубежья, что в политическом аспекте позволило добиться заметного потепления в отношениях мирового сообщества к конституционному руководству страны и понимания его позиции по ключевым вопросам вывода страны из внутриполитического кризиса. В работе отмечается, что внешняя политика РТ, проводимая под руководством Президента страны
Э. Рахмона, максимально прозрачна и учитывает законные интересы других государств, для неё характерны последовательность, соображения взаимовыгодного прагматизма и предсказуемость. В связи с этим важно отметить ставшие традиционными ежегодные Послания Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли, в которых озвучиваются важнейшие направления и аспекты внутренней и внешней политики.
Труды бывших и нынешних руководителей и сотрудников МИД Республики Таджикистан, где анализируются важные аспекты проблем международных отношений и дипломатической службы, также являются источниками по историографии внешней политики Республики Таджикистан. Авторами публикаций 90-х 2000-х годов, освещавших процесс становления и развития внешней политики, были в основном работники государственных и внешнеполитических ведомств, которые принимали самое активное участие в разработке её концепции. Поэтому они позволяют определить достаточно точную картину политического и, экономического положения суверенного Таджикистана, выяснить, по каким критериям оно развивалось. В частности, в трудах бывшего Министра иностранных дел РТ, известного ученого-экономиста, академика АН РТ Т.Н. Назарова отражены отличительные особенности внешней политики Таджикистана -многовекторность и сбалансированность, требующие оптимального сочетания усилий по
56
Солиходжаева С. А. К вопросу об историографии внешней политики Республики Таджикистан
всем направлениям. Современное состояние и аспекты международных отношений освещены в книге Т.Назарова и И.Саттарова «Дипломатияи муосири точик» («Современная таджикская дипломатия») [3]. В 2010 г. вышла в свет книга Министра иностранных дел Хамрохона Зарифи «Многовекторная дипломатия Таджикистана», в которую включены статьи, интервью, хроники встреч и визитов [2].
Восстановление мира и национального единства в стране создало благоприятные условия для более активного включения Таджикистана в деятельность международных организаций, внесения им посильного вклада в практическую реализацию этих интересов, и прежде всего в решение важнейших общечеловеческих проблем. В частности, оно позволило руководству республики выдвигать и добиваться реализации инициатив, имеющих важное значение для всего человечества. Самой значительной из подобных инициатив стало выдвинутое на 54 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1999 г. предложение Президента страны Эмомали Рахмона по провозглашению 2003 г. Международным годом пресной воды [12]. В контексте поставленной проблемы особое место занимают труды, посвященные сотрудничеству Таджикистана с международными организациями, где внимание было уделено также изучению проблем взаимодействия Республики Таджикистан с ОБСЕ, ШОС, ООН на уровне международных организаций. В хронологическом списке членства Республики Таджикистан в международных организациях ОБСЕ значится первой. Определенный вклад в разработку данной проблемы внес экс-министр иностранных дел Хамрохон Зарифи, под общей редакцией которого была издана книга «Таджикистан - ОБСЕ: диалог сотрудничества». Выпуск этой книги был приурочен к весьма знаменательному событию-15-летию сотрудничества между Республикой Таджикистан и Организацией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. Книга представляет собой сборник статей людей, внесших весомый вклад в развитие сотрудничества между Таджикистаном и ОБСЕ, выступлений известных политиков, основополагающих документов ОБСЕ и фрагментов из ежегодных отчетов этой весьма представительной организации. Книга, где собраны материалы, рассказывающие и свидетельствующие о тесном сотрудничестве нашей страны с ОБСЕ, является первой попыткой публикации сборника материалов о сотрудничестве Таджикистана с ОБСЕ и деятельности её представительства в Таджикистане. Инициатор издания этой книги и автор статей, Министр иностранных дел Хамрохон Зарифи, проработавший длительное время Представителем РТ в ОБСЕ, сумел впервые отразить многогранную работу по совершенствованию взаимоотношений между Таджикистаном и ОБСЕ со дня основания Миссии ОБСЕ в Таджикистане, представить информацию высокой степени достоверности, так как по долгу службы он был очевидцем многих событий, поэтому основные события освещены в ней сравнительно объективно, что, несомненно, является огромным достоинством. Заслуга автора состоит в том, что им впервые был подготовлен и опубликован сборник статей, интервью, выступлений, хроник визитов и встреч Министерства иностранных дел, охватывающий период с декабря 2006 по апрель 2009 г., где собраны материалы, отражающие тесное сотрудничество нашей страны с ОБСЕ [2].
Таким образом, изучение имеющихся работ, а также обзор произведений периодической печати, дают основание утверждать, что зарождение историографии истории внешней политики произошло в период становления и формирования государственности и формирования внешней политики Республики Таджикистан.
57
Solikhojayeva S.A. To the Issue of the Historiography of Foreign Policy of Tajikistan Republic
Список использованной литературы:
1. Алимов Р., Лебедев М., Шарипова Дж. Дипломатия Таджикистана. - Душанбе: МИД РТ, 1994.-72 с.
2. Зарифи Х. Таджикистан - ОБСЕ: диалог сотрудничества. -Душанбе: Ирфон, 2009.- 352 с.; Его же: Многовекторная дипломатия Таджикистана. - Душанбе: Офсет, 2010.359с.
3. Назаров Т., Саттор-зода А. Дипломатияи муосири точик. -Душанбе: Ирфон, 2006. -224с.
4. Рахмон Э.Таджики в зеркале истории. -Душанбе:Ирфон,1996; его же: Политика мира и созидания.-Душанбе: Ирфон, 2009: его же : Независимость Таджикистана и возрождение нации (в 8 т.). -Душанбе: Ирфон, 2006.
5. Сабуров А., Саид-зода З. Таджикистан: внешняя политика и массовая информация (1993-1995 гг.). - Душанбе: Шарки Озод, 1997.-71 с.
6. Саидов З. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двустороннем формате. - Душанбе: Авасто, 2001.-112 с.
7. Саидов З. Внешняя политика Таджикистана в период его становления как суверенного независимого государства (1992-2004 гг.). - Душанбе: Контраст, 2009; Его же: Внешняя политики Таджикистана в условиях глобализации. - Душанбе: Авасто, 2004. -592 с.
8. Саидов З. Внешняя политика РТ на современном этапе (1992-2005 гг.)- Душанбе, 2006.560 с.
9. Саидов З. Политика открытых дверей. -Душанбе, 2003. - 224 с.; Его же: Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации.- Душанбе: Авасто, 2004. - 590 с.
10. Саидов З. Внешняя политика Президента Рахмонова.-Душанбе: Авасто.-2000. - 176 с. Его же: Внешняя политика Президента Рахмонова.-Душанбе: Сарпараст, 2001.-396с. ;
11. Саидов З., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене.-Душанбе: Деваштич, 2005. - 432 с.
12. Сотиров В. ООН и Таджикистан: плодотворное взаимодействие и сотрудничество// Таджикистан и современный мир. -2004.-№1(4).- С.13-15.
13. Тоштемиров М., Саидов З. Президент Рахмонов: человек и политик.-Алмата: КИТК, 1997.-79 с.; Его же: Один год Президента Рахмонова: /По материалам российского информационного агентства «Интерфакс» за 1997 год./ Сост. : Саидов З.,Тоштемиров М. - Душанбе:Шарки озод, 1998.-122 с.;Его же: По меридианам дружбы. Политика открытых дверей Эмомали Рахмона. - Душанбе: Шарки озод, 2010. -247 с.
14. Юлдашев К. Эмомали Рахмонов - основатель дипломатии и внешней политики суверенного Таджикистана.-Душанбе: Ирфон, 2001. - 95 с.
Reference Literature:
1. Alimov R., Lebedyev M., Sharipova Dj. Tajikistan Diplomacy. - Dushanbe: Tajikistan Ministry of Foreign Affairs (MFA), 1994. - 72 pp.
2. Zarif Kh. Tajikistan - Organization of Security and Cooperation of Europe (OSCE): Dialogue of Cooperation. - Dushanbe: Cognition, 2009. - 352 pp.; Multidirectional Diplomacy of Tajikistan. - Dushanbe: Offset, 2010. - 359 pp.
3. Nazarov T., Sattorzoda A. Modern Tajik Diplomacy. - Dushanbe: Cognition, 2006. - 224 pp.
4. Rahmon E. Tajiks in the Mirror of History. - Dushanbe: Cognition, 1996; Independence of Tajikistan and Revival of Nation (in 8 volumes). - Dushanbe: Cognition, 2006.
58
Солиходжаева С. А. К вопросу об историографии внешней политики Республики Таджикистан
5. Saburov A., Sayidzoda Z. Tajikistan: Foreign Policy and Mass Information (1993 - 1995). Dushanbe: Free East, 1997. - 71 pp.
6. Saidov Z. Interstatal Relations of Tajikistan Republic in Bilateral Format. Dushanbe: Avesto,
2001. - 112 pp.
7. Saidov Z. Foreign Policy Of Tajikistan in the Period of its Formation as Sovereign Independent State (1992 - 2004). - Dushanbe: Contrast. - 2009; Foreign Policy of Tajikistan under the Conditions of Globalization. - Dushanbe: Avesto, 2004. - 592 pp.
8. Saidov Z. Foreign Policy of Tajikistan Republic at the Contemporary Stage (1992 - 2005). -Dushanbe, 2006. - 560 pp.
9. Saidov Z. The Policy of Open Doors. - Dushanbe, 2003. - 224 pp.; Foreign Policy of Tajikistan under the Conditions of Globalization. - Dushanbe: Avesto, 2004. - 590 pp.
10. Saidov Z. President Rakhmonov's Foreign Policy. - Dushanbe: Avesto, - 2000. - 176pp.; Ibidem. Sponsor, 2001. - 396pp.
11. Saidov Z., Saburov A. Tajikistan on the Junction of Millennia: Realization of National Interests on International Arena. - Dushanbe: Devashtich, 2005. - 432 pp.
12. Sotirov V. UNO and Tajikistan: Fruitful Interaction and Cooperation // Tajikistan and Modern World. - 2004. #1 (4). - pp. 13 - 15.
13. Toshtemirov M.; Saidov Z. President Rakhmon: Man and Politician. - Almaty: KITK. 1997. - 79 pp.; One Year of Rahmon's Presidency: / On the materials of «Interfax» Russian Informational Agency for 1997. / Compilers: Saidov Z., Toshtemirov M. - Dushanbe: Free East. 1998. - 122 pp.; Over Meridians of Friendship. The Policy of Open Doors of Emomali Rahmon. - Dushanbe: Free East, 2010.- 247pp.
14. Yuldashev K. Emomali Rahmon - the Founder of Diplomacy and Foreign Policy of Sovereign Tajikistan. - Dushanbe: Cognition, 2001. - 95 pp.
59