Научная статья на тему 'Некоторые аспекты внешней политики Республики Таджикистан на современном этапе'

Некоторые аспекты внешней политики Республики Таджикистан на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3010
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Внешняя политика / Республика Таджикистан / внешнеполитический курс / РОССИЯ / Центральная Азия / СНГ / ЕврАзЭС / мировое сообщество / политика открытых дверей / Национальная безопасность / Региональная безопасность / Национальные интересы / foreign policy / Republic of Tajikistan / foreign policy course / Russia / Central Asia / CIS / EurAsian Economic Association / world association / Open Door Policy / National security / regional security / national interests

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиджанова Адиба Хамидовна

В данной статье автор акцентирует свое внимание на внешнеполитическом курсе Республики Таджикистан на современном этапе, ее проблемах и перспективах. Автором дается определение концепции «политики открытых дверей», ее сущности и истории появления, а также о перспективах принятия этой доктрины Республикой Таджикистан. В научной статье также затронуты актуальные вопросы, связанные с характером и динамикой развития этапов внешней политики на основе двусторонних и многосторонних отношений Республики Таджикистан со странами мира, как на региональном, так и на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the given article the author accents attention to foreign policy course of Tajik Republic in modern stage, its problems and perspectives. The author gives definition to a concept of “policy of open doors”, its essence and history, about perspectives of accepting of this doctrine in Republic of Tajikistan. There is also touched actual matters connected with the character and dynamic of promotion foreign policy stage, on the basis of bilateral and multilateral relations of Tajikistan with world countries, both in regional and international levels.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты внешней политики Республики Таджикистан на современном этапе»

ИКТИСОДИЁТ

ЭКОНОМИКА

финансирования сельхозпроизводителей, проблема внедрения инноваций, снижение эффективности использования земельных и водных ресурсов, несоответствие уровня профессионализма и социально-психологических факторов специалистов аграрного сектора экономики современным требованиям, зависимость сельхозпроизводителей от внешнего рынка.

На основе изучения теории конкуренции доказано, что аграрный сектор в экономике Таджикистана является низкоконкурентной отраслью. На основе

опыта экономически развитых стран предложены пути повышения

конкурентоспособности аграрного сектора экономики.

Karimov R.A., Shokirov R.S.

Some competitive formation problems among agro-industrial complex of Tajikistan

In the article the basic problems influencing development of agrarian sector and its competitiveness in Republic Tajikistan are considered.

It is specified, that principal causes of low efficiency of branch are: absence of the developed market infrastructure, a problem of financing of an agricultural production, a problem of innovation implementation, decreasing the efficiency of ground and water resources application, discrepancy of level of professionalism and socially-psychological factors of experts of agrarian sector of economy to modern requirements, dependence of an agricultural production on foreign market. On the basis of studying of the theory of a competition it is proved, that the agrarian sector in economy of Tajikistan is low competitiveness branch. On the basis of the experience of economic developed countries are offered the ways ofpromotion of the competitiveness of agrarian sector of economy.

Алиджанова Адиба Хамидовна -

ст. преподаватель кафедры международных отношений ТГУПБП

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

После приобретения независимости Республикой Таджикистан 9 сентября 1991 года, остро стоял вопрос о признании суверенитета страны мировым сообществом, т.е. влиятельными государствами на международной арене и международными организациями. Первым и огромным шагом новой независимой страны стало членство в Организации Объединенных Наций -со 2 марта 1992 года. (1,С.42-48; 2,С.29-35.)

В тот период страна переживала гражданскую войну, которая принесла огромные социально - экономические, политические и идеологические потери, восстановить которые было практически невозможно.

С установлением конституционной власти в стране актуальной задачей и основной целью вновь избранного руководства Таджикистана стал вопрос о прекращении огня и установлении прочного мира и согласия в стране.

Реализации этих целей была подчинена вся внешняя политика и дипломатия Таджикистана, с тем чтобы обеспечить надёжную безопасность страны, упрочить её суверенитет и территориальную целостность.

Становление и утверждение внешней политики Республики Таджикистан сопровождалось огромными трудностями.

27 июня 1997 г. в Москве завершились межтаджикские переговоры. Их итогом стало Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, подписанное в тот же день Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, руководителем Объединенной таджикской оппозиции С. А. Нури и Специальным представителем Генерального секретаря ООН Г. Д. Мерремом. «Таким образом, - говорилось в московском заявлении Рахмона и Нури, скрепленном также подписью Меррема, - после пяти лет гражданского противостояния, ставшего одной из самых трагических страниц в многовековой истории нашей страны, успешно завершены межтаджикские переговоры по национальному примирению, наступил долгожданный день торжества разума и надежды на мирное будущее».(1,С.77-89; 4,С.14-18.)

Наряду с этим и наработкой определенного опыта дипломатической деятельности на первый план вышла задача формирования механизма обеспечения стратегических национальных интересов за рубежом. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в июле 1997 года в статье «Таджикистан на пороге будущего» сделал следующее обобщение: «Мир делится не только на страны, но и на охватывающие их различные мировые образования, цивилизации и центры сил. Ни одна страна не может находиться вне геополитического пространства этих образований, которые сложились исторически. В связи с этим следует отметить особое значение для

государственного развития Таджикистана единства его геополитического пространства с Российской Федерацией. Изменение единой геополитической орбиты Таджикистана и России может оказать разрушительное воздействие на целостность народа и страны, а с другой стороны, может привести, на наш взгляд, к резкому ослаблению государственности самой России. Такова современная глобальная историческая ситуация» (12,13).

Сложность становления внешней политики Таджикистана состояла в том, что она начиналась практически с нуля. В стране не было полноценных традиций внешнеполитической деятельности. Принципы утвердившейся советской дипломатии были несовместимы с идеологией, целями и задачами независимого Таджикистана. Как отмечает эксперт по внешнеполитическим вопросам, кандидат философских наук З. Саидов: «Наступившее после распада СССР состояние неопределенности и нестабильности поставило перед государственным руководством Таджикистана сложную задачу адаптации к новой геополитической ситуации и выработки внешнеполитических приоритетов, которые соответствовали бы новым региональным и глобальным политическим, экономическим и духовнокультурным условиям и реальному месту современного Таджикистана в мировом сообществе» (5,С.10-12; 7,С.5-8).

В процессе государственного строительства важную роль играет дипломатическая служба. Внешняя политика самым тесным образом связана с дипломатией, которая представляет собой совокупность методов и способов ее осуществления. Перспективы Таджикистана во многом зависят от работы дипломатов.

Внешнеполитический курс Президента Эмомали Рахмона и его дипломатия основаны на прочном фундаменте дружбы, укрепления доверия, взаимного уважения и сотрудничества между странами.

Внешняя политика Республики Таджикистан делится на два этапа.

- Первый этап начинается с года обретения независимости страной и до марта 2000 г. Достигнутые успехи относятся к первому этапу международной деятельности Республики Таджикистан. На этом этапе наше государство прошло путь от актуальных для международной обстановки тех лет дипломатических акций до уровня реализации взаимодействия с внешним миром.

- Второй этап начинается с апреля 2000 года и продолжается по настоящее время. Этот период отражает переход внешней политики Таджикистана в новое русло. В ходе этого процесса (в 2002 году) была окончательно сформирована действующая концепция внешней политики государства, т.е. концепция «политики открытых дверей». Был достигнут существенный сдвиг в формировании зарубежной инфраструктуры -посольств, консульств, дипломатических миссий. В стране происходит процесс подготовки дипломатических кадров, и с принятием в 2002 году закона РТ «О дипломатической службе» укрепилась нормативно-правовая

база деятельности отечественных дипломатов. Эти успехи эффективно повлияли на уровень и качество осуществления внешней политики.

Доктрина «политики открытых дверей» (на англ. яз.: open-door policy) означает открытость всем политическим направлениям, международным контактам, торговым отношениям. Эта доктрина была провозглашена в 1899 государственным секретарём США Джоном Хеем, в которой были изложены правила экономического соперничества и поведения великих держав в Китае: единая тарифная политика, одинаковые сборы за портовые услуги, ж/д перевозки - либеральные принципы свободной торговли.

«Внешняя политика нашей страны со своими неизменными основами, принципами и традициями в годы независимости была логическим продолжением проверенной, системной и охватывающей стратегии Республики Таджикистан. Она исходит из политики "открытых дверей", объявленной нами 8 лет назад и, как и прежде, усматривает свою задачу в создании международных условий, способствующих развитию и устойчивости прогресса страны», - отметил Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в ежегодном традиционном послании к Парламенту на первом совместном заседании обеих палат Парламента республики, состоявшемся 24 апреля 2010 г.

На сегодняшний день Республика Таджикистан наладила дипломатические отношения со 124 государствами мира, а также является активным участником ООН, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ШОС, ОИС и множества других международных и региональных организаций по многостороннему сотрудничеству.

Республика Таджикистан тесно сотрудничает во многих сферах с международными и региональными организациями.

Во внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан особое значение придается развитию и укреплению двусторонних и многосторонних связей со странами-членами СНГ. За 20-летний период совместной экономической и политической деятельности государства-участники Содружества создали прочный организационно-правовой фундамент, позволивший за короткий промежуток времени преодолеть системный кризис, повысить темпы экономического роста и увеличить объемы взаимной торговли (3, С.12-19). Одобренная государствами-членами Содружества Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, объявление 2009 года Годом молодежи в СНГ, а также определение сотрудничества в области энергетики как ключевой сферы взаимодействия государств-участников СНГ послужили дополнительным импульсом в развитии интеграционных процессов, расширении взаимовыгодного сотрудничества, повышении уровня благосостояния народов наших стран.

В деятельности СНГ центральную роль играла Россия - самая большая страна по территории, населению, экономическому, научно-техническому и оборонному потенциалу. По ряду объективных причин решение вопроса о

том, какой быть интеграции, определяется, прежде всего, позицией России, той политикой, которую она будет на деле проводить.

Тесные связи и контакты с Россией обусловлены не только ее политическим и экономическим весом в мировом сообществе и на постсоветском пространстве, но и осознанием такого важного фактора, как духовная близость и общность исторических судеб народов наших стран, которые сложились в советские времена.

Таджикистан также сотрудничает с региональными организациями экономического характера в двустороннем и многостороннем формате.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) является международной организацией, созданной главами государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан на базе Таможенного союза, который, в свою очередь, был создан в 1996 году первыми четырьмя государствами.

Таджикистан выражает удовлетворение последовательным ходом развития взаимоотношений между государствами-участниками ЕврАзЭС. Позиция РТ по основным направлениям перспективного развития ЕврАзЭС в целом совпадает с позициями других государств - участников.

Жизнь подтверждает востребованность созданного при непосредственном участии Таджикистана Евразийского Экономического Сообщества. Республика Таджикистан продолжает в рамках ЕврАзЭС своё заинтересованное участие в работе, которая сделает возможным её присоединение к Таможенному союзу и единому экономическому пространству (8, С. 256-268; 9, 10).

В то же время, как отметил Президент РТ Эмомали Рахмон, Таджикистан большое внимание уделяет дальнейшему формированию в рамках Сообщества режима свободной торговли в полном объеме и его правовому оформлению. В фокусе внимания Таджикистана находятся и такие вопросы, как реализация мероприятий, направленных на принятие совместных действий в общеэкономической, налоговой, банковской и других сферах.

К 2012 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном планируется создание единого экономического пространства и далее - введение единой валюты. Реальными кандидатами на присоединение к Таможенному союзу в Центральной Азии являются Республика Кыргызстан и Республика Таджикистан. В результате успешной реализации этого крупномасштабного интеграционного плана экономический эффект от создания Таможенного союза к 2015 г. будет выражаться в приросте ВВП.

Сложившееся положение в обществе ставит перед необходимостью выстраивать такую систему продвижения и защиты наших экономических интересов за рубежом, которая гарантировала бы максимальную отдачу экономике страны, сводила бы к минимуму риски на путях нашей интеграции в мировое и евразийское сообщество.

Правительство Таджикистана поставило задачу проводить более активную и системную работу, направленную на расширение инвестиционной деятельности индустриально развитых государств и богатых мусульманских стран и строительство ими крупных современных экономических и иных объектов в стране.

Хорошим примером в этом плане могут служить плодотворные отношения сотрудничества Таджикистана с такими институтами, как МВФ, Всемирный Банк, ЕБРР, АБР, Исламский Банк Развития и Евразийский Банк Развития.

Защита национальных экономических интересов в полной мере должна стать особым направлением деятельности таджикской дипломатии. Ибо внешнеполитические национальные интересы Таджикистана во многом связаны с реализацией его экономических приоритетов.

Серьезные внешнеполитические эксперты, как правило, выделяют несколько ключевых признаков - компонентов подобных механизмов в развитых, конкурентоспособных государствах мира. По этому поводу эксперт по внешнеполитическим вопросам З. Саидов выделяет следующие ключевые признаки (11, С.5):

1. Коллегиальный характер выработки и принятия внешнеполитических решений.

2. Вовлечённость в этот процесс всех субъектов международной деятельности государства.

3. Опора при принятии и выработке ключевых внешнеполитических решений на глубокий анализ и экспертизу не только государственных исследовательских центров, но и широкого экспертного общества.

4. Стратегическое планирование как основа внешнеполитического механизма.

5. Прозрачность механизма принятия внешнеполитических решений, связанная с грамотной и кропотливой работой со средствами массовой информации с целью обеспечения ясного понимания у широкой общественности.

6. Строгая исполнительская дисциплина в деле реализации внешнеполитических решений государства.

Если мы сравним данный эталонный внешнеполитический механизм с отечественным, то легко обнаружим, что многие из этих критериев в государстве Таджикистан отсутствуют, либо пока ещё слабо выражены на практическом уровне.

В заключение хочу отметить, что суть внешней политики Таджикистана сегодня заключается в концепции «открытых дверей», прочной прагматичной позиции страны в отношении актуальных международных и региональных проблем и расширении и углублении двусторонних и многосторонних отношений с зарубежными странами.

Благодаря инициативам Таджикистана Генеральной Ассамблеей ООН 2003 год был провозглашен «Международным годом чистой воды», 2005-

2015 годы - Международным десятилетием действий «Вода для жизни», и 2013 год - «Международным годом сотрудничества в водной сфере».

Основной задачей внешней политики страны на современном этапе является защита и обеспечение национальных интересов государства, повышение его имиджа и авторитета на международной арене, создание внешних благоприятных условий для укрепления национальной независимости и обеспечения устойчивого развития государства.

Ключевые слова: внешняя политика, Республика Таджикистан, внешнеполитический курс, Россия, Центральная Азия, СНГ, ЕврАзЭС, мировое сообщество, политика открытых дверей, национальная безопасность, региональная безопасность, национальные интересы.

Key words: Foreign policy, Republic of Tajikistan, foreign policy course, Russia, Central Asia, CIS, EurAsian Economic Association, world association, open door policy, national security, regional security, national interests.

Список использованной литературы:

1. Абдуллоев С., Сайфуллоев А. Президент Эмомали Рахмон. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2000. - 512с.

2. Каримов O.K. Политическое состояние Таджикистана в 90-е годы XX века и в начале XXI в.- Худжанд, 2007. - 258с.

3. Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и

безопасность. Сборник статей и выступлений. - Душанбе, 2003. -2б4 с.

4. Рахматуллоев Э. Миротворчество ООН в Таджикистане и перспективы дипломатии в Центральной Азии - М., 2001. - 229 с.

5. Саидов 3. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе (1992-2005 гг.). - Душанбе: Авесто, 200б. - 5б0 с.

6. Саидов З. Политика открытых дверей. - Душанбе: Шарки Озод, 2003. -225 с.

7. Саидов З.Ш., Сабуров А.З. Таджикистан на рубеже тысячелетий:

реализация национальных интересов на международной арене. -

Душанбе: Деваштич, 2005. - 432 с.

8. Саидов З. Таджикистан - надежный партнер в международных отношениях - Душанбе: Авесто, 2003. - 1б0 с.

9. Единая концепция Республики Таджикистан по борьбе с терроризмом и экстремизмом. // Народная газета.- 200б. 5 апреля. -№14 (1951б).

10. Минасьян С. Формирование системы коллективной безопасности СНГ// Центральная Азия и Кавказ - 2003. №1(25).

11. Саидов З. Об этапах развития внешней политики Таджикистана. // Народная газета №14 (19775). - 2011. б апреля.

12. www.tajgenconsul-eka.ru. (Дата обращения: 7.09.2011.)

13. www.pressa.tj. (Дата обращения: 01.08.2011.)

14. www.google.ru. (Дата обращения: 05.09.2011.)

Алиджанова А.Х.

Некоторые аспекты внешней политики Республики Таджикистан

на современном этапе

В данной статье автор акцентирует свое внимание на внешнеполитическом курсе Республики Таджикистан на современном этапе, ее проблемах и перспективах. Автором дается определение концепции «политики открытых дверей», ее сущности и истории появления, а также о перспективах принятия этой доктрины Республикой Таджикистан.

В научной статье также затронуты актуальные вопросы, связанные с характером и динамикой развития этапов внешней политики на основе двусторонних и многосторонних отношений Республики Таджикистан со странами мира, как на региональном, так и на международном уровне.

Alijanova A.H.

Some aspects of foreign policy of the Republic of Tajikistan in modern stage

In the given article the author accents attention to foreign policy course of Tajik Republic in modern stage, its problems and perspectives. The author gives definition to a concept of “policy of open doors”, its essence and history, about perspectives of accepting of this doctrine in Republic of Tajikistan.

There is also touched actual matters connected with the character and dynamic of promotion foreign policy stage, on the basis of bilateral and multilateral relations of Tajikistan with world countries, both in regional and international levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.