07.00.15.ТАЪРИХИ МУНОСИБАТХ,ОИ БАЙНАЛХАЛ^И
ВА СИЁСАТИ ХОРИЧИ 07.00.15. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ
И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 07.00.15. HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND FOREIGN POLICY
УДК 269. 74+001. 25 (575.3) Р.А.СОЛИЕВ
ББК. 65.68. (4) (575.3)
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН И ЕВРОПЕЙСКИМ ШЮЗОМ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Говоря о сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Европейским союзом в области безопасности надо учитывать тот факт, что долгое время двустороннее сотрудничество между данными субъектами международного права в основном имели гуманитарно-экономический характер. В силу разжигания гражданской войны в новообразованном государстве Таджикистан, и его соседства с Афганистаном, а также в целях поддержания стабильности и безопасности в регионе Центральной Азии ЕС посредством таких программ, как БОМКА и КАДАП, активно стала помогать Таджикистану в области укрепления границ и контроля за наркотиками, так как основным источником терроризма является наркобизнес, и в данном случае необходимо было пресечь контрабанду наркотиков путем укрепления границ. Подробнее речь о вышеупомянутых программах и их деятельности в Таджикистане пойдет ниже.
Стоит отметить, что Таджикистан и ЕС также обсуждали вопросы безопасности на двустороннем и многостороннем уровне. В 2013 году Евросоюз предложил новую платформу для сотрудничества со странами Центральной Азии - Диалог высокого уровня по безопасности. Данный формат сотрудничества отражает общую заинтересованность ЕС и стран Центральной Азии в укреплении диалога и сотрудничества по вопросам безопасности. Он основан на активизации уровней сотрудничества, разрабатываемых в рамках Стратегии ЕС для Центральной Азии, которая была принята Советом Европы в 2007 году. Первый диалог высокого уровня по безопасности, который предусматривает участие сторон на уровне заместителей министров иностранных дел, состоялся в 2013 году в Брюсселе. В марте 2015 года в Душанбе состоялось второе заседание данного диалога, где, кроме непосредственных участников диалога, также участвовали представители Афганистана (3, 72).
Во время заседания участники обменялись мнениями по ряду ключевых вопросов безопасности, имеющих отношение к ЕС, Центральной Азии и Афганистану. Были обсуждены проблемы безопасности, такие как радикализация и участие иностранных боевиков в национальных конфликтах, миграция, а также региональная стабильность и безопасность, связанная с борьбой с незаконным оборотом наркотиков и контрабандой. Было решено активизировать совместные усилия между ЕС и государствами Центральной Азии во всех этих областях, а также расширить региональное сотрудничество между Афганистаном и Центральной Азии.
Этот диалог создаёт платформу для реализации политических вопросов и вопросов безопасности, которые представляют общий интерес, в том числе в борьбе с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, а также относительно химических, биологических, радиологических и ядерных рисков (6).
К сожалению, Таджикистан не понаслышке знает о терроризме. Сразу после провозглашения независимости, в молодой, и в то время все еще слабом Таджикистане происходили трагические события в борьбе за власть, что положило начало гражданской войне, которая продолжалась пять лет (1992-1997). Таджикистан напрямую столкнулся со звериным лицом терроризма.
В ходе гражданской войны оппозиция активно использовала террористические акции как метод дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране, устрашения общества. Так, за годы гражданской войны от рук террористов пали ряд видных представителей страны: депутат парламента, главный редактор газеты «Садои Мардум» Муродали Шерализода, генеральный прокурор республики
Нурулло Хувайдуллоев, заместитель премьер-министра Таджикистана Моёншо Назаршоев, депутат парламента Сафарали Кенжаев, председатель Комитета по телевидению и радиовещанию Сайф Рахимов, учёные Мухаммад Осими, Юсуф Исхаки, Минходж Гулямов, журналист Мухиддин Олимпур и многие другие. За годы гражданской войны погибло более 150 тыс. человек. Более 60000 человек бежали в Афганистан, и 195 тысяч были вынуждены переселиться в страны Содружества Независимых Государств. Число внутренних переселенцев достигло около 1 млн. человек. Война оставила 25000 женщин вдовами и 53000 детей - сиротами (3, 79).
Вооруженный конфликт нанес колоссальный ущерб экономике государства, который по разным оценкам составила более 10 миллиардов долларов США, что подорвало экономику страны. Таджикистан стал одной из беднейших стран мира. Огромное количество беженцев покинуло страну. Многие таджики эмигрировали в Афганистан. Хотя конфликт почти не принимал антирусской направленности, почти всё русское население, а также немцы, украинцы, евреи и представители других некоренных народов вынуждены были искать убежища за пределами Таджикистана (7).
Однако усилиями Президента Эмомали Рахмона и международными посредниками был положен конец междоусобной гражданской войне. Был восстановлен мир, стабильность и национальное единство в таджикском обществе.
Президент Эмомали Рахмон оказал решающее влияние на процесс межтаджикских мирных переговоров, которые были проведены совместно с оппозицией. Сложный процесс межтаджикских переговоров закончился 27 июня 1997 в Москве подписанием Всеобщего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане. Опыт и практика миротворчества между таджиками имеет не только национальное, но и международное значение, поскольку они могут быть применены в решении внутренних конфликтов в различных регионах мира, в таких странах, как Афганистан, Сирия и т.д (8).
Историческая роль, которую сыграл Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в достижении мира и национального единства в нашей стране, была достойно оценена посредством принятия Закона Республики Таджикистан «Об Основатели мира и национального единства - Лидера нации».
Таджикистан является надёжным щитом в регионе в деле борьбы с уродливым и наиболее опасным явлением - терроризмом, угрожающиму миру, стабильности и развитию в мировом масштабе. Республика, будучи активным борцом с международным терроризмом и экстремизмом во всех его проявлениях, по сей день испытывает на себе их реальную угрозу. Трагические события, имевшие место в Таджикистане в сентябре 2010 года (9) и в сентябре 2015 года (10), свидетельствуют том, что терроризм проявляет себя в разных формах и имеет поддержку внешних сил.
Таджикистан и Европейский Союз солидарно выступают с осуждением любых проявлений терроризма (11) и поддерживают демократический и светский путь развития.
«Светский путь развития таджикского общества является единственно верным, тогда как борьба с экстремизмом и терроризмом на фоне обострения геополитических столкновений в регионе Центральной Азии остаётся главной проблемой современного Таджикистана.
Обострение столкновений геополитических интересов мировых сверхдержав, тенденция повторного разделения мира на два политических и военных полюса, распространение разрушительной экстремистской идеологии, усиление деятельности экстремистских и террористических движений в целом поставили стабильность и безопасность государств мира перед серьезными угрозами.
Наша борьба против международного экстремизма и терроризма в принципе является борьбой за защиту нашего государства, независимости, культуры и языка, национальных ценностей, свободной и спокойной жизни нашего народа», - заявил Президент Эмомали Рахмон в телевизионном обращении по случаю Дня Независимости Таджикистана в 2015 году (12).
21 декабря 2015 года, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон во время заседания Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности в Москве заявил, что «сегодняшняя ситуация в мире требует от нас принятия действенных коллективных мер по противодействию международному терроризму и экстремизму. Быстроменяющаяся ситуация в регионе с привлечением новых сил создала сложную непрогнозируемую ситуацию и ставит перед ОДКБ новые неотложные задачи».
Он также высказался по поводу выявления вербовщиков, предотвращения вовлечения молодежи в экстремистские группировки, ситуации на границах ОДКБ, усиления военных структур для борьбы с новыми угрозами. Президент Эмомали Рахмон подчеркнул, что Таджикистан с учетом своего расположения находится на переднем крае борьбы и принимает все меры для противостояния этим угрозам и вызовам (13). В 2003 году в странах Центральной Азии Европейская Комиссия в рамках
соглашения, подписанного с ПРООН, начала реализацию программы БОМКА по внедрению и координации современных методов управления границами на региональном уровне. Совокупный бюджет Программы БОМКА с 2003 по 2014 гг. составлял 36 млн. евро, который был распределен между ее участниками - Республикой Таджикистан, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан и Туркменистаном (14).
Следует отметить, что в течение более десяти лет БОМКА стала последовательным партнером правительств стран Центральной Азии в их стремлении обеспечить безопасность на своих границах и способствовать торговле и транзиту в регионе.
Основным принципом Программы является внедрение принципов Комплексного управления границами (КУГ) как наилучшая практика Европейского Союза. БОМКА, с одной стороны, нацелена на укрепление безопасности и стабильности в регионе, а с другой - на содействие и продвижение торговли и транзита между странами Центральной Азии. В этом и заключается уникальность этой «флагманской», относительно сложной, насыщенной разнообразными компонентами, весьма эффективной и очень интересной программы технического содействия Европейского Союза.
В июне 2015 года при финансировании Европейского Союза стартовала новая, 9 фаза Программы БОМКА длительностью в 36 месяцев. Данная фаза Программы с общим бюджетом почти 5 млн. евро реализуется Консорциумом европейских партнеров под руководством Государственной пограничной охраны Латвийской Республики (15).
В рамках программы БОМКА были переоснащены или построены учебные центры пограничных ведомств, пункты пересечения границ, повышен профессиональный уровень руководителей и сотрудников учебных центров, проведены региональные и национальные курсы «Обучение тренеров». В 2012 г. при Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан построен Учебный центр кинологической службы (5).
В Центральной Азии управление границами тесно связано с борьбой с наркотиками. В связи с этим, ЕС предпринял первые действия на пути разработки стратегии по борьбе с наркотрафиком в Центральной Азии еще в 1996 г., когда включил оказание помощи странам региона через программу ТАСИС в список первоочередных мер борьбы с наркотрафиком на общеевропейском уровне. В период 1997-2002 гг. усилия ЕС были направлены на разработку регионального плана действий по борьбе с наркотиками. При этом в 2001 г. ЕС запустил программу КАДАП (Программа по предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии) с целью содействия странам региона в борьбе с наркотрафиком (1, 222).
Программа КАДАП состоит из трех компонентов: ДАМОС (повышение знания о наркоситуации в стране), ТРИТ (поддержка введения современных систем лечения наркозависимости) и МЕДИССА (профилактика наркопотребления, повышение осведомленности и повышение доступности лечения).
Основной целью КАДАП является ускорение постепенного принятия успешной практики ЕС и других международных практик политики борьбы с наркотиками и внесение вклада в снижение проблем, связанных с наркотиками в пяти центрально-азиатских республиках (16).
КАДАП предоставила аэропортам и КПП оборудование по обнаружению наркотиков, юридическую помощь, обучение для центральноазиатских ведомств по борьбе с наркотиками и обучение служебных собак по обнаружению наркотических средств.
Также при непосредственном содействии Европейского союза был создан Центрально-Азиатский региональный информационный координационный центр (ЦАРИКЦ), основными задачами которого стали координация действий стран региона и проведение международных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также сбор, анализ и обмен информацией по трансграничной преступности, связанной с контрабандой наркотиков (1, 224).
Здесь стоит упомянуть усилия самой Республики Таджикистан в направлении пресечения контрабанды наркотиков. Надо отметить, что основные причины высокого удельного веса наркопреступности в Таджикистане, в ранних годах независимости государства - это следствие гражданской войны, отсутствие стабильной экономики и рост производства наркотиков в соседнем Афганистане.
Несмотря на эти трудности, Таджикистан, сотрудничая с международными партнерами, успешно борется с данным недугом последних столетий. По инициативе Республики Таджикистан в области контроля за наркотиками были приняты следующие меры:
• создание «Пояса безопасности» вокруг Афганистана (Генеральная Ассамблея ООН в 1998г.);
• объединение усилий стран мирового сообщества в решении проблем наркотизма в Центральноазиатском регионе (Международная конференция «Таджикистан против наркотиков» г.Душанбе, январь 1999г.);
• создание Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан (г.Душанбе, март 1999г.);
• создание Антинаркотиковой коалиции (Генеральная Ассамблея ООН в 2003г.).(В июне 2003 г. Указом Президента РТ был одобрен проект Единой Концепции антинаркотической Коалиции и направлен всем заинтересованным государствам и компетентным международным организациям. Данная инициатива ООН была включена в список глобальных инициатив);
• создание Антинаркотического центра ШОС в городе Душанбе (на саммите глав государств-членов и наблюдателей ШОС, г.Душанбе, август 2008г.);
• разработка в 2010 году под эгидой ООН Единой программы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, проведения в городе Душанбе международной конференции и провозглашение 2011 года -Международным годом борьбы с незаконным оборотом наркотиков (Торжественное собрание по случаю 10-летия со дня образования Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, г.Душанбе, май 2009г.);
• проведение 29 ноября 2013 г. встречи руководителей антинаркотических структур Афганистана, Ирана, Пакистана, стран Центральной Азии, России, США, Китая, Турции, международных организаций (УНП ООН, ОБСЕ) для обсуждения наркоситуации в регионе и согласования мер по координации действий на 2014-2015 гг(18).
Кроме того, Республика Таджикистан с целью улучшения борьбы с наркотрафиком в 2013 году приняла Национальную стратегию по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы.
Всего за 1994-2013 гг. по данным Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан на территории Таджикистана было изъято 102 т 151 кг наркотических средств.
Следующая диаграмма наглядно показывает усилия Таджикистана в данном направлении. Диаграмма №№ 1.Количество изъятых опиатов (героин + опий) в странах Центральной Азии и Российской Федерации за период 1996-2013 гг(18).
Всего: 198 т 644 кг 393 грамм
80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
кг
67183,949
50 793,2 793,2 42
30 138,6 138,6 32 27048,195
1
12508,208 10972,167
шш
?0'
fP
б®'
Не будет излишним отметить, что примерная стоимость изъятого в Таджикистане героина в 1999-2014 годах оценивается в Европе в 1,4 миллиарда долларов США, в то время как помощь УНП ООН Таджикистану в 1999-2014 годы составила чуть больше 16 миллионов долларов США. Это означает, что меры, принимаемые в Таджикистане по контролю за наркотиками, эквивалентны почти 7,5 тыс.% отдачи от вложенных инвестиций в борьбу с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и терроризмом (30).
Таким образом, Таджикистан прилагает значительные усилия в сфере борьбы с наркотрафиком в регионе и мире.
В заключении стоит отметить, что терроризм не является новым явлением в мире и особенно в Европе. Это создает угрозу для нашей безопасности, ценностям демократического общества, правам и свободам граждан. За период 2000-2015 г.г. насчитывается более 1000 неудавшихся и завершенных террористических атак в государствах-членах ЕС, в которых погибли несколько сотен человек (17). Бойцы путешествующие в разные конфликтные зоны, чтобы провести «джихад», могут представлять угрозу безопасности, и по приезду домой.
Поскольку эти угрозы не признают границ, с ними надо бороться как на национальном, так и на международном уровне.
Таджикистан и Европейский Союз привержены совместно бороться с терроризмом и обеспечить наилучшую защиту для своих граждан, так как во время глобализации безопасность любого государства тесно связана с событиями в других странах. Поэтому в отношениях между ЕС и странами Центральной Азии вопрос безопасности и борьба с терроризмом будет иметь если не главное, то, наверняка, приоритетное значение.
В то же время предполагается, что в регионе в деле борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, Европейскому Союзу необходимо, в рамках своих программ, существенно увеличить финансовую и техническую помощь республике учитывая роль Таджикистана в регионе и наибольшую протяжённость его границы с Афганистаном, в данных направлениях, а также предоставить материально-техническую поддержку в укреплении таджикско-афганской границы.
Таджикистан является южной границей Европы, так как с 1991 г.является членом ОБСЕ, разделяет европейские ценности, несмотря на пережитую гражданскую войну, демонстрирует пример утверждения и развития демократии. Республика Таджикистан является надёжным щитом на пути наркотической угрозы, исходящей с территории Афганистана. Благодаря усилиям Таджикистана Европа смогла сохранить жизнь сотням тысяч европейцев.
Таджикистан, в свою очередь, будет продолжать играть роль надежного партнера ЕС и щита в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков и международным терроризмом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акказиева, Г.И. Современная центральноазиатская политика Европейского союза: тенденции развития/Г.И.Акказиева//Вестник МГИМО Университета. - 2002. - С.220-226.
2. Алиева, Р. Совершенствование и развитие внешних связей республики Таджикистан с Европейским Союзом/Р.Алиева// Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2010. - N° 2 (22). - С. 95 - 106.
3. Солиев, Р.Таджикистан - Европейский Союз: взаимовыгодное партнёрство / Р.Солиев. - Душанбе: «ЭР-граф», 2016. - 308 с.
4. Умеров, Д. А. Сотрудничество Европейского Союза и Республики Таджикистан по обеспечению центрально-азиатской безопасности/Д.А.Умедов // Молодой ученый. -2014. -№6. С. 625-627.
5. http://rus.akn.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=631%3A-l-l-r&Itemid=27
6. http://eeas.europa.eu/statements-eeas/2015/150311_01_en.htm
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гражданская_война_в_Таджикистане
8. http://neurope.eu/article/emomali-rahmon-tajikistans-architect-of-peace/
9. http://www.gazeta.ru/politics/2010/09/20_a_3421263 .shtml
10. http://ria.ru/world/20150908/1237193991.html
11. http://www.asiaplus.tj/ru/node/214992
12. http://www.interfax.ru/russia/465302
13. http://president.tj/ru/node/10493
14. http://mfa.tj/ru/pogranichnie-voprosi/bomka.html
15. http://www.news.tj/ru/newspaper/article/programma-sodeistviya-upravleniyu-granitsami-v-tsentralnoi-azii-bomka
16. http://eeas.europa.eu/delegations/kazakhstan/press_corner/all_news/news/2010/20100706_ru.htm
17. http://www.consilium.europa.eu/en/policies/fight-against-terrorism/
18. Архивные материалы из Агентства по контролю над наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.
REFERENCES:
1. Akkazieva, G.I. Modern Central Asin Policy of European Union: Tendencies of development/G.I.Akkaziva//Tidings of Moscow State University of International Relations. - 2002. - p. 220 -226.
2. Alieva, R. Improvement and Development of Foreign Ties of Tajikistan Republic with European Union/R.Alieva// Scientific Notes of Khujand State University named after acad. B.GafUrov. Humanitarian Sciences. - 2010. - №2 (22). - p. 95 - 106.
3. Soliev, R. Tajikistan - European Union: mutually Beneficial Partnership/R.Soliev. - Dushanbe: Er.Graph, 2016. - 308 p.
4. Umerov, D.A. Cooperation between European Union and Tajikistan Republic on Central-Asian Security Insurance/D.A.Umedov // Young Scholar. - 2014. - №4. - Р. 625 - 627.
5. http://rus.akn.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=631%3A-l-l-r&Itemid=27
6. http://eeas.europa.eu/statements-eeas/2015/150311_01_en.htm
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Civil War in Tajikistan
8. http://neurope.eu/article/emomali-rahmon-tajikistans-architect-of-peace/
9. http://www.gazeta.ru/politics/2010/09/20_a_3421263 .shtml
10. http://ria.ru/world/20150908/1237193991.html
11. http://www.asiaplus.tj/ru/node/214992
12. http://www.interfax.ru/russia/465302
13. http://president.tj/ru/node/10493
14. http://mfa.tj/ru/pogranichnie-voprosi/bomka.html
15. http://www.news.tj/ru/newspaper/article/programma-sodeistviya-upravleniyu-granitsami-v-tsentralnoi-azii-bomka
16. http://eeas.europa.eu/delegations/kazakhstan/press_corner/all_news/news/2010/20100706_ru.htm
17. http://www.consilium.europa.eu/en/policies/fight-against-terrorism/
18. Archival Materials from the Agency on Drug Monitoring under the Auspices of Tajikistan Republic President.
Хрмкории Цумхурии Тоцикистон бо Иттихрди Аврупо дар coxflu амният Вожщои калиди: Иттщоди Аврупо, Тоцикистон, Осиёи Маркази, амният, Муколамаи сатуи баланди Иттщоди Аврупо бо Осиёи Маркази оид ба амният, терроризм, цочоци маводи мухаддир, таукими саруадот, БОМКА, КАДАП.
Мацолаи мазкур уамкории Тоцикистонро бо Иттщоди Аврупо дар соуаи амният барраси менамояд. Мисолуои уамкори дар ин сощ махсусан дар чорчубаи барномауои Иттщоди Аврупо мисли БОМКА ва КАДАП ва кушишуои Тоцикистон дар самти цочоци маводи мухаддир оварда шуда, масъалауо оид ба амният дар вохуриуои сатуи баланд мууокима мегарданд.
Муаллиф мавцеи калиди доштани Тоцикистонро дар ро^и мубориза бо маводи мухаддир, терроризм ва экстремизм цайд намуда, пешни^од менамояд, ки барои босамар шудани ин мубориза мамлакатуои Аврупо ва созмон^ои байналмилали бояд ёрии техники ва молиявиро ба Тоцикистон зиёд намоянд.
Сотрудничество между Республикой Таджикистан и Европейским Союзом в сфере безопасности Ключевые слова: Европейский Союз, Таджикистан, Центральная Азия, безопасность, Диалог высокого уровня ЕС-Центральная Азия по безопасности, терроризм, наркотрафик, укрепление границ, БОМКА, КАДАП.
В статье освещается сотрудничество Таджикистана с Европейским Союзом в сфере безопасности. Показаны примеры сотрудничества в данной сфере, в частности, в рамках программ ЕС БОМКА и КАДАП, усилия Таджикистана в борьбе с наркотрафиком, а также обсуждения вопроса по безопасности на высоком уровне.
Автор статьи, отмечая ключевую роль Таджикистана в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом и экстремизмом, которые стали глобальной проблемой, предлагает крупным европейским странам и международным организациям увеличить масштаб технической и финансовой помощи Таджикистану, подчеркивает роль Таджикистана в качестве щита в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков и международным терроризмом.
Cooperation between the Republic of Tajikistan and the European Union in the Sphere of Security
Keywords: European Union, Tajikistan, Central Asia, security, High-level EU-Central Asia security dialogue, terrorism, drug trafficking, fortification of frontiers, BOMCA, CADAP.
The article highlights the cooperation of Tajikistan with the European Union in the field of security. The examples of cooperation in this sphere, in particular in the frameworks of EU programs BOMCA and CADAP and the efforts of Tajikistan in combat with drug trafficking, as well as high level discussions on security are presented.
The author of the article, mentioning the key role of Tajikistan in counteractions against drug trafficking, terrorism and extremism, which have become a global problem, proposes to major European countries and international organizations to increase the scale of technical and financial assistance to Tajikistan. Tajikistan, in its turn, will continue to play its role as a reliable partner of the EU as a shield in the struggle against drug trafficking and international terrorism
Маълумот дар бораи муаллиф:
Солиев Рустам Абдуллоевич, номзади илщои сиёсатшиноси, Сафири Фавцулодда ва Мухтори Цущурии Тоцикистон дар Цущурии Озарбойцон (Цум^урии Озарбойцон, ш.Боку),
E-mail:rustam. soliev@ gmail. com
Сведения об авторе:
Солиев Рустам Абдуллаевич, кандидат политических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Азербайджанской Республике (Республика Азербайджан, г.Баку), E-mail:rustam.soliev@ gmail.com
Information about the author:
Soliev Rustam Abdulloevich, candidate of political sciences, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Republic of Tajikistan to the Republic of Azerbaijan (Azerbaijan Republic, Baku), E-mail:rustam.soliev@ gmail.com