ТАДЖИКСКО-АФГАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
Косимшо ИСКАНДАРОВ
доктор исторических наук, заведующий отделом истории и исследований региональных конфликтов Института востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан (Душанбе, Таджикистан)
Для развития добрососедских отношений между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Афганистан1 имеются все предпосылки: общая граница (протяженностью в 1 344 км), единое историческое прошлое и культурные ценности, традиции, обычаи, единая религия
1 До 2004 года Исламское Государство Афганистан.
и общий язык. По разным оценкам, в Афганистане, где проживает более 40 народов, говорящих на 30 языках, таджики составляют от 25 до 34% населения. Более половины жителей изъясняются на дари (язык таджиков Афганистана) — одном из двух официальных государственных языков страны. До 1936 года язык таджиков Афганистана был единственным государственным языком и средством межнационального общения.
Проблемы становления современных двусторонних отношений
Распад СССР и обретение Таджикистаном государственной независимости совпали с приходом к власти в Афганистане моджахедов (апрель 1992 г.). Республика Таджикистан, с первых дней признав Исламское Государство Афганистан (ИГА), заявила о своей готовности установить добрососедские отношения между двумя суверенными странами, что и было продемонстрировано в ходе первого официального визита высокопоставленной правительственной делегации РТ во главе с исполняющим обязанности председателя Верховного Совета республики А. Искандаровым в Кабул (июль 1992 г.). Примечательность события в том, что это был первый визит правительственной делегации уже независимого государства Таджикистан, а во главе Афганистана также стояли таджики. Президентом страны был Бурхануддин Раббани, премьер-министром — представитель Исламской партии Афганистана (ИПА), таджик Абдул Сабур Фарид, министром обороны — Ахмад-шах Масуд.
Согласно протоколу, подписанному 15 июля, через месяц стороны намеревались образовать Совместную комиссию по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. В тот же день министры иностранных дел подписали еще два документа: «Об установлении дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Исламским Г осударством Афганистан», а также «Соглашение о сотрудничестве между МИД РТ и МИД ИГА».
Судя по атмосфере переговорного процесса, Таджикистан и Афганистан придавали большое значение развитию двусторонних отношений. Однако через некоторое время возникли сложные проблемы, связанные прежде всего с обострением политической ситуации в обеих странах. Так, руководство Афганистана было весьма озабочено развитием событий в сопредельной республике. В интервью корреспонденту радио «Озоди» Ф. Хол-беку тогдашний президент Афганистана Б. Раббани заявил: «Я по приглашению президента Узбекистана Ислама Каримова посетил Ташкент, где мне рассказали, что в Таджикистане начались военные действия. Сангак Сафаров как военный командир воюет против переходного правительства (правительство национального примирения. — К.И.). Министр иностранных дел Таджикистана просил меня способствовать урегулированию ситуации. Я готов был даже выехать в страну. Я сказал Каримову о своей цели и намеревался из Ташкента прямо лететь в Душанбе. Но господин Каримов сказал, что мы не осведомлены о реальном положении дел в Таджикистане. Непонятно, что там происходит. И я не поехал в Душанбе.. .»2
Обострение внутриполитического положения в Таджикистане не только ограничило возможности таджикско-афганского сотрудничества, но и весьма осложнило двусторонние отношения. Особенно сильной «головной болью» стала таджикско-афганская граница — не только для Т аджикистана, но и для всех республик Центральной Азии и России. В силу сложившейся ситуации эти рубежи охраняли в основном военнослужащие РФ, не справлявшиеся с мощным потоком контрабанды и многочисленными нарушениями границы. Уже с весны 1992 года в РТ практически беспрепятственно ввозили огнестрельное оружие, боеприпасы и наркотики — в обмен на продукты питания и промышленные товары. С территории Афганистана в Таджикистан переходили и афганские боевики, накопившие многолетний боевой опыт. Присутствие афганцев в составе формирующихся в РТ группировок не было секретом уже летом 1992 года. По данным В. Бушкова, «на территории Таджикистана к осени 1992 года действовали 500—600 афганских инструкторов»3, правда, это число, по нашему мнению, сильно завышено. С появлением в Афганистане таджикской вооруженной оппозиции, переходы вооруженных и хорошо обученных боевиков в РТ участились. В их числе были уже не только таджики и афганцы, но и арабы, что серьезно дестабилизировало обстановку в стране.
Таджикско-афганская граница считалась южным рубежом Содружества Независимых Государств, поэтому в соответствии с Договором о коллективной безопасности, подписанным в мае 1992 года в Ташкенте, государства, парафировавшие этот документ, были обязаны помочь Таджикистану в отражении внешней угрозы. Однако меры по укреплению рубежей начали принимать лишь с 1993 года: для их защиты создали Коллективные миротворческие силы, в которые вошли подразделения России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.
В результате активизировавшихся в Таджикистане вооруженных столкновений между боевиками Народного фронта и исламистами десятки тысяч беженцев перешли на территорию Афганистана4.
Под покровительством исламских партий и движений Афганистана таджикская вооруженная оппозиция создала в северных провинциях ИГ А около 20 военно-учебных
2 Холбек Ф. Б. Раббани: «Рахмонов — достойный парень...» [www. Asia-Plus.tj], 29 июня 2006.
3 Цит. по: Князев А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX — начало XX вв.). Душанбе, 2004. С. 181.
4 По данным Управления по делам беженцев Министерства труда и занятости РТ, общее количество таджикских беженцев в Афганистане составляло 60 939 чел., хотя, по сведениям Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), с началом боевых действий в Таджикистане на территорию Афганистана перешли около 90 тыс. чел.
лагерей5. При этом нарушения таджикско-афганской границы продолжались. Происходили регулярные вооруженные столкновения с российскими пограничниками, в ходе которых гибли десятки военнослужащих. В ответ пограничники РФ нередко обстреливали афганские кишлаки, в результате чего гибли мирные жители. Достаточно драматично сложившаяся ситуация могла втянуть Россию в новую войну с Афганистаном и еще больше осложнить таджикско-афганские отношения. Поэтому на встречах с руководством Таджикистана и Узбекистана в Душанбе и Ташкенте в начале 1993 года афганская сторона акцентировала внимание на выводе российских пограничников из Таджикистана.
Требовалось срочно принять кардинальные меры. С этой целью 10 августа 1993 года в Душанбе прибыл министр иностранных дел ИГА Хедаят Амин Арсала. В ходе его трехдневных переговоров с руководством Таджикистана стороны неоднократно подчеркивали, что они ни под каким предлогом не будут вмешиваться во внутренние дела друг друга. В то же время было очевидно, что официальный Кабул не был готов взять под контроль весь участок таджикско-афганской границы и не допустить проникновения в Таджикистан боевиков оппозиции. Об этом свидетельствовал факт, что в то время, когда Х.А. Арсала был в Душанбе, группа боевиков взяла в заложники в Дарваз-ском районе РТ и переправила в Афганистан четырех российских пограничников и одного казахского.
В ходе визита министра иностранных дел ИГА в Таджикистан была подготовлена почва для визита в Кабул главы Таджикистана Эмомали Рахмона, который посетил столицу Афганистана в конце августа того же года. Главный результат 12-часовой беседы Э. Рахмона с Б. Раббани — освобождение заложников. Визит Э. Рахмона и его переговоры с Б. Раббани способствовали установлению более тесных контактов между двумя странами, а также официальному визиту Б. Раббани в Республику Таджикистан (19—22 декабря 1993 г.). Это был первый официальный визит главы зарубежного государства в Таджикистан после обретения последним независимости.
В результате переговоров, состоявшихся 22 декабря, был подписан пакет договоров и соглашений, направленных на развитие и укрепление двустороннего сотрудничества в разных сферах. Важнейшие из них: «Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве между Республикой Таджикистан и Исламским Государством Афганистан», «Соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки и образования между Республикой Таджикистан и Исламским Государством Афганистан», «Соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Исламским Государством Афганистан» и др. Кроме того, ИГА, РТ и Верховный Комиссариат ООН по делам беженцев подписали трехстороннее соглашение о возвращении таджикских вынужденных переселенцев.
Весь ход переговорного процесса, встречи и выступления профессора Б. Раббани и других членов делегации наглядно свидетельствовали об усилении тенденции к явному сближению двух стран, что, видимо, противоречило интересам ряда других государств региона. По мнению некоторых аналитиков, руководство Узбекистана, например, не было заинтересовано в сближении таджиков упомянутых стран, а также в реализации соглашения об экспорте природного газа из ИГА в Таджикистан. Последнее Ташкент рассматривал как угрозу его экономическим интересам. В связи с этим переход Абдуррашида Дусту-ма — этнического узбека, возглавлявшего военно-политическую группировку «Национальное исламское движение Афганистана» (НИДА), — в лагерь оппозиции вполне объяс-
5 См.: Искандаров К. Проблемы международных отношений Республики Таджикистан с Исламским Государством Афганистан // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия экономика и политология. 1997. № 1—2 (7). С. 74.
ним влиянием внешнего фактора. Едва ли можно считать спонтанной попытку военного переворота (через неделю после завершения официального визита Б. Раббани в Душанбе), предпринятую войсками так называемого «Высшего координационного совета исламской революции», в который входил и А. Дустум. Хотя она не увенчалась успехом, переход Дустума в лагерь афганских антиправительственных сил нанес большой урон таджикско-афганскому сотрудничеству. В частности, Дустум помешал реализации договора о поставках газа в Таджикистан, так как месторождения голубого топлива находились на контролируемой его боевиками территории. Была также закрыта автодорога Кабул — Шерхан — Бандар, проходящая через перевал Саланг, а военные действия переместились из Кабула и на север страны. В итоге ИГА пришлось проводить свою внутреннюю и внешнюю политику в условиях жесткой блокады со стороны его противников.
Сотрудничество при урегулировании конфликта в Таджикистане и Афганистане
В условиях продолжающегося вооруженного противостояния между правительством Таджикистана и оппозицией один из основных векторов внешней политики республики был направлен, в частности, на стабилизацию ситуации на таджикско-афганской границе, поиск путей мирного урегулирования конфликта и возвращение беженцев.
В связи с тем что таджикская вооруженная оппозиция находилась в Афганистане, правительство РТ придавало особенно большое значение сотрудничеству с афганским руководством и в плане разрешения данных проблем. Это объяснялось тем, что частые нарушения границы боевиками, вооруженные столкновения на рубежах, а также ответные удары артиллерии и бомбардировки Афганистана не могли не отразиться на двусторонних отношениях. Так, правительство РТ связало наступательные действия отрядов таджикской вооруженной оппозиции летом 1996 года, в итоге которых был захвачен районный центр Тавильдара, с вмешательством вооруженных сил Афганистана. В результате данного инцидента были свернуты коммерческие контакты с ИГА и приостановлено действие постановления правительства Республики Таджикистан от 1995 года об открытии торговых точек на границе с Афганистаном. Стороны приложили немало усилий, чтобы не допустить нарушения рубежей со стороны вооруженной оппозиции. В августе 1996-го пограничники РФ и ИГА подписали Протокол о сотрудничестве, согласно которому афганская сторона взяла на себя обязательство создать зону безопасности (на 25 км от границы в пределах Шугнанского уезда) и не допускать в данную зону вооруженные формирования таджикской оппозиции6. Однако, чтобы разрешить межтаджикский конфликт, требовалось принять меры на самом высоком уровне. Президент ИГА и министр обороны Ахмад-шах Масуд стремились содействовать началу мирного процесса в Таджикистане. Между правительством РТ и Исламским движением Таджикистана (ИДТ) существовали недоверие и подозрения. Руководители таджикской оппозиции в Афганистане надеялись получить здесь помощь в борьбе с законным правительством РТ, но их надежды не оправдались. Им посоветовали сесть за стол переговоров с Эмомали Рахмо-ном. Вот что по этому поводу отметил Б. Раббани: «Во время беседы (с Сайидом Абдулло Нури. — К.И.) я сказал: «Господин Нури, за что Вы боретесь? Зачем эта война? Думаю, Рахмонов очень достойный парень, садитесь с ним и договаривайтесь. Пусть Таджикис-
6 См.: Бизнес и политика, август 1996.
тан укрепится в политическом и экономическом плане. Придет такой день, и Вы предложите свои идеи в качестве политических реформ. Боюсь, что война разрушит Таджикистан, после чего и вы не сможете вернуться на родину, и правительство столкнется с большими проблемами»7.
В декабре 1993 года по приглашению Э. Рахмона Б. Раббани посетил с официальным визитом Душанбе, что пришлось не по душе некоторым руководителям таджикской оппозиции, обеспокоенным тем, что визит упрочит позиции правительства. «Они (руководители таджикской вооруженной оппозиции. — К.И.), — отметил Б. Раббани, — от нас хотели таких действий, которые создали бы сложности для правительства Таджикистана. Но я этого не хотел. Обе стороны для нас не были чужими. После визита я настаивал, что руководители оппозиции при любых обстоятельствах должны сесть за стол переговоров. Я тогда говорил: «Надо сначала создать Таджикистан. Есть страны, которые не хотят видеть Таджикистан независимым и процветающим»8.
На межтаджикских переговорах Афганистан входил в число государств-наблюдате-лей. Именно в этой стране (при посредничестве руководителей ИГА) 17—19 мая 1995 года впервые в ходе указанных переговоров встретились лидер Таджикистана Эмомали Рахмон и руководитель Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) С.А. Нури. Эта встреча во многом способствовала достижению взаимопонимания в последующих раундах межтаджикских диалогов. В совместном заявлении стороны подтвердили свою готовность урегулировать межтаджикский конфликт, репатриировать всех беженцев и полностью стабилизировать политическую ситуацию в стране. Оба руководителя взяли на себя обязательство, что сделают все возможное для разрешения конфликта политическими средствами, за столом переговоров9.
По мнению многих аналитиков, перелом в межтаджикских переговорах наступил именно после встречи Э. Рахмона с лидером ОТО С. Нури в Хостдехе (на северо-востоке Афганистана, 11 декабря 1996 г.), организованной при посредничестве Б. Раббани и Ахмад-шаха Масуда. Руководители ИГА сделали все возможное, чтобы эта встреча дала конкретные результаты, и они добились этого. По мнению Б. Раббани, «в результате этой встречи все было согласовано, соглашение о мире было готово для подписания. Только для того, чтобы показать решающую роль России в достижении мира в Таджикистане, стороны решили продолжить встречи в Москве и там подписать соглашение». Об этом он заявил в ходе нашей встречи в Кабуле 12 сентября 2002 года10. Конечно, у руководства ИГА были свои интересы в скорейшем урегулировании межтаджикского конфликта. Говоря в ходе этой беседы о роли Ахмад-шаха Масуда в мирном процессе в Таджикистане, Б. Раббани отметил, что он (Ахмад-шах Масуд) был уверен, что с достижением мира в Таджикистане проблемы будут решены на 50%. Действительно, трудно представить, как сложилась бы ситуация на межтаджикских переговорах, если бы районы дислокации таджикской вооруженной оппозиции и лагеря беженцев в Афганистане перешли под контроль «Талибана». Несомненно, наступающие талибы ускорили подписание мирного соглашения.
Сложные многораундные межтаджикские переговоры завершились парафированием в июне 1997 года Общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане. В результате все таджикские беженцы смогли вернуться домой, а вооруженные силы оппозиции были интегрированы в силовые структуры Таджикистана. Несомненно, что в
7 Холбек Ф. Указ. соч.
8 Там же.
9 См.: Заявление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова и председателя Движения исламского возрождения Таджикистана С.А. Нури от 19 мая 1995 г. В кн.: Дорога мира (Документы межтаджикских переговоров). Душанбе, 1997. С. 150—151.
10 Мы, члены таджикской делегации на состоявшейся 7—8 сентября 2002 года Первой международной конференции, посвященной памяти А. Масуда, встретились с Бурхануддином Раббани в его доме в Кабуле и имели возможность в течение двух часов беседовать с ним.
этом есть немалая заслуга лидеров ИГА, так как достигнутое соглашение — плод эффективного таджикско-афганского сотрудничества по урегулированию межтаджикского конфликта.
В то же время обеспечение устойчивого мира в Таджикистане было во многом связано с ситуацией в Афганистане. С переходом Кабула под контроль «Талибана» афганский конфликт трансформировался в новую фазу. Над Таджикистаном вновь нависла угроза распространения исламского экстремизма и терроризма, а также контрабанды наркотиков. Более того, превращение Афганистана в один из центров подготовки международных террористов и производства наркотиков угрожало существованию независимого Таджикистана как такового. Поэтому в своей внешней политике РТ большое значение придавала поиску путей мирного разрешения афганского конфликта. Президент республики призывал международное сообщество обратить серьезное внимание на сложившуюся в Афганистане ситуацию, угрожавшую всему миру, в результате чего 4 октября 1996 года по инициативе Эмомали Рахмона была созвана экстренная встреча глав государств региона и России. На мероприятии присутствовали президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и председатель правительства РФ. Они приняли совместное заявление, в котором выразили обеспокоенность по поводу происходящих в Афганистане событий, отметили, что любые возможные действия, подрывающие стабильность на границах Афганистана с государствами СНГ, получат адекватный ответ11. Это означало, что, несмотря на захват Кабула талибами, лидеры стран Центральной Азии и России не признали их и продолжали поддерживать президента Б. Раббани.
В 1998 году Э. Рахмон выступил с инициативой создать вокруг Афганистана анти-наркотический «пояс безопасности», а также поддержал позицию РФ относительно выработки и принятия резолюции, вводящей новые санкции против талибов. С трибуны 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Э. Рахмон предложил, чтобы СБ ввел санкции против «тех в Афганистане, кто нарушает резолюцию Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи ООН», давая понять, что имеет в виду прежде всего талибов12.
Таджикистан действительно превратился в надежный тыл ИГА. Вся зарубежная помощь Афганистану и обеспечение войск Северного альянса шли через Таджикистан. Душанбе становился местом переговоров руководства ИГА и «Северного альянса» с различными делегациями и зарубежными посредническими миссиями относительно поиска путей мирного урегулирования афганского конфликта. Таджикистан был единственной страной, которая всегда твердо поддерживала правительство президента Б. Раббани, расцененное ООН как единственно законное. Этот факт признают руководители ИГА и все афганцы, противостоящие талибам. «Именно территория и народ Таджикистана были единственным нашим оплотом, в результате чего нам удалось победить экстремистский режим талибов», — говорил Б. Раббани13.
Основные направления таджикско-афганского сотрудничества после 11 сентября 2001 года
После 11 сентября 2001 года Республика Таджикистан стала одним из активных участников процесса урегулирования положения в Афганистане, установления мира и стабильности в этом государстве.
11 См.: ИТАР-ТАСС, Алма-Ата, 4 октября 1996.
12 См.: Князев А. Указ. соч. С. 202.
13 Холбек Ф. Указ. соч.
С начала антитеррористической операции (октябрь 2001 г.) Таджикистан взял на себя обеспечение бесперебойной транзитной доставки международной гуманитарной помощи населению Афганистана, упростил таможенные и пограничные процедуры, предоставил свое воздушное и наземное пространство для спасательных и гуманитарных акций транснациональной коалиции.
Правительство РТ взяло курс на поддержку государственного обустройства Афганистана и постконфликтного восстановления ИГА.
Важным аспектом в плане координации двусторонних отношений РТ и ИРА стала встреча их президентов — Эмомали Рахмона и Хамида Карзая, прибывшего в Таджикистан для участия в Восьмом саммите стран-участниц ЭКО, состоявшемся в сентябре 2004 года. Э. Рахмон и Х. Карзай обсудили вопросы восстановления Афганистана и борьбы против незаконного оборота наркотиков, констатировали развитие двусторонних отношений, базирующихся на общепризнанных принципах добрососедства, взаимного уважения и доверия, дружбы и взаимопомощи во всех сферах жизни. В ходе состоявшегося тогда же визита делегации ИРА в Таджикистан было подписано межправительственное Соглашение о торговом сотрудничестве.
Вопросы дальнейшего развития двусторонних отношений были рассмотрены в ходе первого официального визита президента РТ Э. Рахмона в Афганистан, состоявшегося 27—28 апреля 2005 года. Стороны обсудили широкий круг вопросов двустороннего характера, условия и возможности сотрудничества в таких сферах, как строительство, прокладка дорог, водоснабжение, наука, литература, культура, информация, образование и здравоохранение. Они достигли согласия в том, что одним из важнейших и плодотворных направлений взаимодействия между странами является гидроэнергетика. В ходе визита было подписано 11 межгосударственных и межправительственных документов по различным сферам сотрудничества. Особенно актуален в этом плане «Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Афганистан». Кроме того, были подписаны «Соглашение о взаимном предоставлении собственности посольству Республики Таджикистан в Кабуле и посольству Исламской Республики Афганистан в Душанбе», «Соглашение о безвизовой поездке по дипломатическим паспортам», «Соглашение о сотрудничестве в области энергетики», «Соглашение о сотрудничестве в области образования, культуры, науки и техники», «Соглашение о транспорте и транзитных перевозках грузов и пассажиров», «Соглашение о борьбе с незаконным оборотом наркотиков», «Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, экстремизмом и транснациональной организованной преступностью» и др.
На основе парафированных документов успешно развивается взаимодействие в торговле, экономике, образовании и культуре, борьбе против контрабанды наркотиков и т.д. Приведем сведения об экспортно-импортных операциях между РТ и ИГА (по данным таможенного комитета РТ): в 1994 году внешнеторговый оборот РТ с ИГА составил 4 632 736 долл. (импорт — 2 058 210 долл., экспорт — 2 574 526 долл.). Образовалось положительное сальдо в размере 5 516 316 долл. Однако в дальнейшем торговый оборот между двумя странами уменьшился, что, видимо, было связано с активизацией военных действий в Афганистане и сокращением территории, подвластной правительству ИГА. Так, в 1995 году торговый оборот между республиками составил 3,6 млн долл. и 4 млрд российских рублей14; в 1998-м — всего 1,0 млн долл. С 2002 года торговый оборот между двумя странами начинает расти, в 2005-м он превысил 15,0 млн долл.15, в 2006-м он соста-
14 См.: Искандаров К. Указ. соч. С. 75.
15 Подсчитано по материалам, полученным в Министерстве экономического развития и торговли Республики Таджикистан.
вил 25 015,1 долл. (экспорт — 18 643,9 долл., импорт — 6 491,2 долл.)16, а за 10 месяцев 2007-го — 29 045,4 долл. (экспорт — 9 539,9 долл., импорт — 19 505,5 долл.)17.
С целью расширения сотрудничества с Афганистаном РТ продолжила строительство мостов через реку Пяндж. На сегодняшний день уже открыты четыре моста, а также пункты приграничной торговли в кишлаках Рузвай (Дарвазский район), Тем (возле Хорога) и Ишкашим (Ишкашимский район). Эти объекты имеют существенное значение в обеспечении населения северных областей Афганистана (особенно провинции Бадахшан) необходимыми товарами.
22—25 февраля 2006 года в Душанбе состоялось первое заседание Межправительственной комиссии по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству, на котором обсуждались приоритетные направления двустороннего взаимодействия, процесс реализации документов, подписанных между двумя государствами в ходе визита президента Республики Таджикистан в ИРА в апреле 2005 года.
26—27 июля 2006 года состоялся официальный визит президента Исламской Республики Афганистан Х. Карзая в Республику Таджикистан. На встрече с Э. Рахмоном был обсужден широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической и военно-технической сферах, а также в обеспечении безопасности и укреплении охраны границ между двумя странами с целью предотвращения контрабанды наркотиков18.
Еще одно важное направление взаимодействия — гидроэнергетика, где стратегию определяет огромный потенциал гидроэнергетических ресурсов Таджикистана. По их запасам РТ занимает второе место в СНГ (после России) и восьмое — в мире (после Китая, РФ, США, Бразилии, Заира, Индии и Канады); по резервам на душу населения (87,8 тыс. кВт-ч на чел. в год) — второе место в мире (после Исландии); по запасам на единицу территории (3,62 кВт-ч кв. км в год) — первое. Фактически в республике сосредоточено около 4% мирового гидроэнергетического потенциала19.
В марте 2002 года Министерство энергетики Таджикистана и Министерство энергетики и водного хозяйства Афганистана подписали Протокол о восстановлении линий электропередачи и строительстве новых объектов. На ранней стадии реализации этого проекта энергетическая компания «Барки Точик» завершила восстановление линий электропередачи. В частности, в летнее время Таджикистан располагает возможностью поставлять в соседние районы Афганистана электроэнергию в объеме 1,5 млрд кВт-ч в год, а с завершением сооружения двух гидроэнергетических объектов (Сангтуда-1 и Сан-гтуда-2) экспортный потенциал увеличится до 11,5 млрд кВт-ч в год.
Таджикистан, как заявил начальник отдела энергетики Министерства энергетики и промышленности РТ А. Хабиров, согласно подписанному в 2002 году соглашению о поставках электроэнергии, в 2003 году экспортировал в Афганистан 10 419 948 кВт-ч, в 2004-м — 27 743 880 кВт-ч, в 2005-м — 39 219 173 кВт-ч, за 11 месяцев 2006-го — 44 185 487 кВт-ч20. Иногда электроэнергию передавали и в зимнее время, но при этом население Таджикистана потребляло ее строго лимитировано (по 5—6 часов в сутки).
Эти же два министерства 21 апреля 2006 года подписали в Душанбе Соглашение о сотрудничестве. Сторонам удалось договориться о том, что с конца 2008 года Афгани-
16 См.: Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статистический сборник. Душанбе, 2007. С. 341.
17 См.: Социально-экономическое положение Республики Таджикистан. Январь — октябрь 2007 г. Душанбе, 2007. С. 102.
18 См.: [http:// www/president.tj], 27 августа 2006.
19 См.: Петров Г. Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана // Центральная Азия и Кавказ, 2003, № 3 (27). С. 179.
20 См.: Выступление А. Хабирова на международной конференции «Афганистан и региональная безопасность: пять лет после талибов» (Душанбе, 6—7 декабря 2006 г.).
стан будет получать из Таджикистана 300 МВт электроэнергии, а с начала 2009-го (после ввода в эксплуатацию Сангтуды-1, Сангтуды-2 и Рогунской ГЭС) через Афганистан можно будет поставлять в третьи страны от 1 000 до 1 200 МВт. В настоящее время решен вопрос о финансировании строительства ЛЭП-220 кВ, на что Азиатский банк развития (АБР) выделил Таджикистану и Афганистану кредит. В ноябре 2007 года в Кабуле был подписан контракт (на 500 млн долл.) о передаче электроэнергии из государств ЦА в страны Южной Азии. Об этом говорится в распространенном сообщении представительства Всемирного банка в Кабуле. На первом этапе контракт предусматривает передачу 1 200 МВт из Таджикистана и Кыргызстана в Пакистан через территорию Афганистана. Протяженность ЛЭП от таджикско-афганской границы до Пакистана составит 750 км. По сообщению афганского информационного агентства «Бахтар», министр энергетики и водных ресурсов Афганистана Исмаил Хан назвал сроком реализации проекта 2012 год. По его словам, из 1 200 МВт около 200 МВт пойдет на нужды афганской столицы21. Кроме того, Иран, который ведет строительство ГЭС Сангтуда-2, подтвердил свою готовность к сооружению сетей передачи электроэнергии, в частности ЛЭП «Рогун — Кундуз — Мазари-Шариф — Герат — Мешхед», а также расширению в связи с этим трехстороннего сотрудничества между Таджикистаном, Ираном и Афганистаном. Кроме того, планируется протянуть ЛЭП-110 кВ до Имам-Сахиба и далее — до Файзабада.
В настоящее время в Таджикистане строят линии «Юг — Север» и «Хатлон — Лола-зор», которые позволят обеспечить экспорт электроэнергии и предоставят широкие возможности другим странам, в частности Кыргызстану, продавать свои энергоресурсы через Таджикистан в Южную и Восточную Азию.
Растущая потребность в дешевой электроэнергии требует ввода в эксплуатацию новых гидроэлектростанций. Нурекская ГЭС — самая крупная в Таджикистане — имеет 9 турбин мощностью в 3 000 МВт. Годовой объем ее производства составляет в среднем 11 млрд кВт-ч. Кроме того, в Таджикистане реализуется ряд очень важных и перспективных проектов. Один из них связан с завершением сооружения первой очереди Рогунс-кой ГЭС. Проектная мощность этой станции составляет 3 600 МВт, сегодня здесь выполнены строительные работы на 804 млн долл., однако дополнительные средства, необходимые для завершения строительства, превышают 2 млрд долл. «Мы твердо намерены в 2007 году приступить к строительству этой станции и продолжить его на собственные средства республики»22.
Наиболее важным проектом по совместному освоению гидроэнергетических резервов Таджикистана и Афганистана считается использование ресурсов рек Пяндж и Амударья.
Еще в 1960—1970-х годах гидроэнергопотенциал пограничного участка р. Пяндж был определен советскими специалистами в 119 млрд кВт-ч, а бассейна в целом — свыше 150 млрд кВт-ч. По запасам гидроэнергии пограничный участок р. Пяндж занимает третье место в СНГ — после таких крупных рек России, как Енисей и Лена, обладающих 158 и 144 млрд кВт-ч потенциала соответственно. По этим показателям Пяндж более чем в два раза превосходит крупнейшую реку Европы — Волгу (54 млрд кВт-ч). Что касается Амударьи, то она обладает на пограничном участке 11 млрд кВт-ч гидропотен-
циала23.
21 См.: В Кабуле подписан контракт на сумму 500 млн долл. по транспортировке электроэнергии через Афганистан [http://www.Afghanistan.ru].
22 Выступление Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмона на Второй конференции стран Центральной и Южной Азии по продаже электроэнергии, 27 октября 2007 [http: www/president.tj].
23 См.: Раджабеков Г.С. Экономические проблемы послевоенного восстановления и развития энергетики Афганистана. Дисс. канд. эк. наук. М., 2002. С. 156.
Специалисты двух стран разработали планы совместного освоения энергетических резервов приграничных рек, подготовили технико-экономическое обоснование строительства только на реке Пяндж, являющейся главным притоком Амударьи, 14 станций мощностью от 300 до 4 000 МВт и годовым производством в 86,3 млрд кВтч (в том числе самой значительной Даштиджумской ГЭС мощностью в 4 000 МВт и годовым производством в 15,6 млрд кВтч). На Второй конференции стран Центральной и Южной Азии по продаже электроэнергии, состоявшейся 27 октября 2007 года в Душанбе, президент Таджикистана Э. Рахмон отметил, что строительство этой ГЭС имеет жизненно важное значение не только для Таджикистана, но и для всех государств региона, в частности для восстановления и развития экономики ИРА, орошения 1,5 млн гектаров земли, а также водоснабжения сотен тысяч гектаров земель региона24.
В то же время Министерство энергетики РТ провело переговоры о возобновлении поставок природного газа из Афганистана (2 млрд куб. м) и о прокладке трубопровода протяженностью в 110—120 км с газового месторождения Шеберган (Афганистан) до Колхозобада (Таджикистан). Для реализации этого проекта требуются инвестиции (15— 17 млн долл.) и помощь стран-доноров.
Вопрос о поставках афганского газа в Таджикистан обсуждался еще в 1993 году — в ходе первого официального визита президента Афганистана Б. Раббани в РТ было подписано «Соглашение об экспорте природного газа ИГА в Республику Таджикистан». Указанный документ предусматривал ежегодные поставки в РТ 1 млрд куб. м сырья. В ходе подготовки договора правительственная делегация Таджикистана во главе с первым заместителем министра экономики республики А. Суфиевым посетила северные районы Афганистана, встретилась с руководителем Департамента нефти и газа ИГА и с председателем НИДА А. Дустумом, осмотрела газовые скважины в провинции Шеберган. По подсчетам специалистов и отчету членов делегации, отмеченные объекты в Джаркудуке и Ятимтаке тогда реально могли дать 3 млн куб. м голубого топлива в сутки, но, как отмечалось выше, в связи с осложнением военно-политической ситуации в Афганистане проект не реализован.
Еще одно важное направление двустороннего сотрудничества — транспорт. Т аджи-кистан всегда придавал (и придает) большое значение выходу из транспортно-коммуникационного тупика. Самые короткие пути из РТ к крупнейшим морским портам Индийского океана и Персидского залива проходят через Афганистан. Кроме того, с учетом протяженности границы Таджикистан можно рассматривать как один из основных транзитных путей в ИРА. В связи с этим стороны хорошо осознают необходимость строительства мостов через приграничную реку Пяндж, дорог, а также развития инфраструктуры. Как было отмечено выше, Таджикистан уже соорудил четыре моста. Один из них — самый крупный таджикско-афганский объект на Пяндже — сдан в эксплуатацию в конце августа 2007 года. Построенный за два года при финансовой помощи США, он сможет пропускать более 1 000 автомашин в день. В перспективе планируется прокладка железной дороги Душанбе — Курган-Тюбе — Кундуз. С завершением строительства данных объектов, а также реконструкции дорог на севере Афганистана Таджикистан получит выход к портам Персидского залива и Индийского океана.
Одно из приоритетных направлений взаимодействия — борьба против незаконного оборота наркотиков. С обретением независимости Таджикистан активно включился в борьбу с международной организованной преступностью, неотъемлемая часть которой — незаконный оборот наркотиков. На основе передового мирового опыта РТ выра-
24 См.: Выступление Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмона на Второй конференции стран Центральной и Южной Азии по продаже электроэнергии, 27 октября 2007.
ботала свою антинаркотиковую стратегию, включающую краткосрочные и долгосрочные программы, двусторонние и многосторонние уровни сотрудничества.
Сегодня Душанбе и Кабул эффективно взаимодействуют против контрабанды наркотиков.
В 2005 году правительство Республики Таджикистан и правительство Исламской Республики Афганистан подписали Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В Кабуле и Душанбе прошли встречи, а также состоялась первая конференция руководителей правоохранительных органов двух стран, на которых обсуждались вопросы совершенствования взаимодействия в обеспечении безопасности их границ.
В Файзабаде, Кундузе и Мазари-Шарифе (ИГА) открыты и функционируют представительства Агентства по контролю над наркотиками (АКН) при президенте Республики Таджикистан, деятельность которых приносит положительные результаты. По словам начальника Штаба АКН Ф. Джонмахмадова, республика ежегодно конфискует до 80% героина, изымаемого во всех государствах Центральной Азии. За 11 месяцев 2006 года общее количество конфискованных наркотиков составило 4,465 т, из которых 2 т — геро-ин25. К сожалению, с вводом войск НАТО в Афганистан и свержением режима «Талибан» производство наркотиков в стране не только не уменьшилось, но многократно увеличилось. Так, в 2001 году было выращено 185 т опийного мака, в 2002-м — 3 400 т, в 2003-м — 3 600 т, в 2004-м — 4 100 т, в 2005-м — 5 200 т, в 2006-м — 6 100 т (рекордный урожай)26. По данным Управления по борьбе с наркотиками и преступностью ООН, в 2007 году вообще побиты все рекорды: посевные площади опийного мака достигли 193 тыс. га, то есть на 17% превысили показатель 2006-го (165 тыс. га), выращено 8 200 т опийного мака (93% мирового производства). Примечательно, что 90% наркотиков собрано в провинциях, граничащих с Пакистаном27.
В последние годы успешно развиваются отношения в сфере культуры, и это естественно, так как народы обеих республик имеют общую историю, им принадлежат созданные в этих странах материальные и культурные ценности. Выдающиеся поэты и мыслители Абуали ибн Сино, Хаким Санаи Газнави, Насир Хусрав Кубадияни, Джалалуд-дин Балхи Руми, Мавлана Якуб Чархи, Абдуррахман Джами, Шакик Балхи, Халиллула Халили и многие другие одинаково высоко почитаемы и в Афганистане и в Таджикистане. Не меньше, чем в ИРА, в РТ любят песни Сараханга, Сорбона, Ахмада Захира, Мах-ваш и других современных афганских певцов и музыкантов. В Афганистане всегда с нетерпением ждут гастролей таджикских артистов. Встречи деятелей культуры и искусства, показ афганских фильмов, гастроли творческих групп, различные выставки ныне стали регулярными. Осуществляются совместные съемки художественных фильмов. В ноябре 2006 года в Душанбе проходила Неделя культуры Афганистана, в рамках которой были организованы различные выставки и концерты художественных коллективов ИРА. Таджикский зритель ознакомился с театральными постановками, осуществленными в последние годы в этой стране.
В сентябре 2007 года в Душанбе, Кабуле, Мазари-Шарифе и других городах торжественно отмечалось 800-летие со дня рождения Джалалуддина Балхи, а в ноябре — 100-летие Халилулла Халили.
Двустороннее сотрудничество развивается также в сферах образования и науки. Таджикистан располагает хорошими возможностями для обучения специалистов средне-
25 См.: Джонмахмадов Ф. Наркоситуация в Афганистане и роль Таджикистана в борьбе против контрабанды наркотиков. В кн.: Афганистан и безопасность Центральной Азии. Бишкек; Душанбе, 2006. Вып. 3. С. 220.
26 См.: Там же. С. 216.
27 См.: Еженедельник «Кабул», 29 августа 2007.
го звена и высшей квалификации из Афганистана по многим специальностям. Такое взаимодействие было налажено еще в советский период и фактически не прекращается. Многие афганские студенты обучаются в таджикских вузах медицинского, политехнического и аграрного профилей. В прошлом специалисты из Таджикистана преподавали в афганских вузах, рассматривается вопрос об использовании этого опыта и сейчас.
Подписан протокол о сотрудничестве между Академией наук Республики Таджикистан и Академией наук Исламской Республики Афганистан, в соответствии с которым афганские ученые проходят стажировку в академических институтах РТ, где защищают кандидатские и докторские диссертации.
Несомненно, отношения между РТ и ИРА, основанные на равноправии и взаимной выгоде, имеют хорошие перспективы.
Вместе с тем нельзя не отметить, что сохранение кризисной ситуации в Афганистане, рост производства наркотиков, а также угроза экстремизма и терроризма, исходящая с юга, негативно сказываются на таджикско-афганских связях.
В РТ опасаются повторения событий 1990-х годов, когда конфликт в Афганистане во многом способствовал возникновению противостояний и в Таджикистане. В силу этого сохраняются определенные ограничения для граждан ИРА в получении таджикских въездных виз. Афганистан не входит в число 68 государств мира, на которые распространяется Постановление правительства РТ № 134 от 3 марта 2006 года «О мерах по обеспечению упрощенного порядка оформления и выдачи виз Республики Таджикистан гражданам ряда зарубежных стран».
Таким образом, дальнейшее развитие отношений между Таджикистаном и Афганистаном — в том числе реализация намеченных крупных совместных проектов в области гидроэнергетики и транспорта — во многом зависят от военно-политической ситуации в ИРА и регионе в целом.