Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ В 30-50-Е ГОДЫ XX ВЕКА'

ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ В 30-50-Е ГОДЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каймаразова Л.Г.

В статье рассмотрены некоторые проблемы формирования педагогической интеллигенции Дагестана в 30-50-е годы XX века. Освещены вопросы подготовки учителей в высших педагогических учебных заведениях республики, расширения школьной сети и обеспечения школ квалифицированными учитель- скими кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ В 30-50-Е ГОДЫ XX ВЕКА»

УДК 378(091) Л.Г. Каймаразова

Высшее педагогическое образование в Дагестане в 30-50-е годы XX века

Дагестанский научный центр РАН, kaymarazova@mail.ru

В статье рассмотрены некоторые проблемы формирования педагогической интеллигенции Дагестана в 30-50-е годы XX века. Освещены вопросы подготовки учителей в высших педагогических учебных заведениях республики, расширения школьной сети и обеспечения школ квалифицированными учительскими кадрами.

Ключевые слова: Дагестан, общеобразовательная школа, педагогические учебные заведения, подготовка учителей, система образования, квалифицированные учительские кадры.

Some problems of formation pedagogical intelligence of Daghestan in 30-50th years XX century are discussed. Processes of training teachers, the extension of a school network and the completing general school with qualified personnel are characterized.

Keywords: Daghestan, the general school, pedagogical educational institutions, training of teachers, éducation system, qualified personnel.

История формирования педагогических кадров в Дагестане, где насчитывается более 30 коренных народностей и этнических групп, поучительна и характеризуется рядом отличительных особенностей. Ее изучение и осмысление не только представляет теоретический интерес, но и имеет большое практическое значение. Отдельные вопросы становления и развития высшего педагогического образования в республике нашли отражение в работах А. А. Абилова, Г.Ш. Каймаразова, А.М. Магомедова, Х.Г. Магидо-ва, А.И. Эфендиева, М.Я. Мирзабекова и других исследователей, а также в обобщающих трудах по истории Дагестана.

До начала ХХ века в Дагестанской области не было специальных учебных заведений, готовивших учителей. Только в Темир-Хан-Шуринском реальном училище практиковалась сдача экзаменов экстерном на звание учителя начального училища. Большое значение для подготовки учительских кадров из местных народностей Дагестана имело открытие вакансий в Горийской учительской семинарии. По неполным данным, в 1900-1915 годах семинарию окончили 7 уроженцев Дагестанской области. Среди учителей сельских начальных училищ были и выпускники Кубанской учительской семинарии.

Несколько десятков учителей местных национальностей для начальных училищ подготовили Порт-Петровские (1905 год) и Темир-Хан-Шуринские (1909 год) учительские курсы.

После Октябрьской революции 1917 года в условиях осуществления советской культурной политики остро встала проблема подготовки учительских кадров. Они должны были не только поддерживать новую власть, но и активно работать над тем, чтобы школа соответствовала своему новому предназначению - пропаганде социалистических идей среди широких слоев населения.

Государственное и партийное руководство Дагестанской АССР в лице Дж. Коркмасова, С. Габиева, Н. Самурского, М. Далгат, А. Тахо-Годи, М. Хизроева, К. Мамедбекова, Ибр. Алиева и других деятелей, получивших, за редким исключением, еще до революции высшее образование, понимало, что без подготовки большого количества квалифицированных учителей не может идти речь об ускоренном школьном строительстве, возрождении и развитии культуры, в конечном счете - прогрессе других сфер жизни в многонациональной республике.

Несмотря на то, что к концу 20-х годов учительский коллектив республики вырос численно, изменился его национальный состав, общий специально-образовательный уровень учителей оставался низким. Так, из 2864 учителей, работавших в школах республики на 1 января 1931 года, только 1191 учитель (или 41,6 %) имел специальное высшее или среднее образование [1, с. 69].

Вплоть до открытия в 1931 году первого дагестанского высшего учебного заведения - педагогического института - подготовка специалистов с высшим образованием проходила в высших учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Баку, Тбилиси, Ташкента, Ростова-на-Дону, Владикавказа и других городов. Возможности направления молодежи в педагогические учебные заведения за пределы Дагестана были ограничены: не хватало подготовленной местной молодежи и финансовых средств на содержание стипендиатов. Специалисты с высшим педагогическим образованием, направленые в Дагестан из других регионов, как и растущее из года в год число обучающихся в Горском институте народного образования (Владикавказ) [2, д. 374, л. 66], не удовлетворяли потребности республики в педагогических кадрах высокой квалификации.

Дагестанский педагогический институт был создан на базе Горского пединститута. Было открыто три отделения: общественно-литературное, химико-биологическое и физико-техническое. С открытием педагогического института у дагестанской молодежи появилась возможность получать высшее образование, не покидая республику, школы могли укомплектовываться кадрами высокой квалификации, а выпускники вуза пополяли ряды местной интеллигенции. В первый год существования педагогического института в нем обучалось 89 человек, в т. ч. 22 девушки [3, с. 236]. В 1932/33 учебном году в институте были открыты следующие отделения: математическое, физическое, химическое, биологическое, историческое и языка и литературы [4, с. 13].

В 1937 г. в Махачкале начал функционировать двухгодичный учительский институт, готовивший преподавателей для 5-7-х классов неполной средней и средней школ. При педагогическом и учительском институтах открылись заочные отделения, что имело огромное значение: учителя со средним образованием могли получить высокую педагогическую квалификацию без отрыва от работы.

В 1935 г. состоялся первый выпуск Дагестанского педагогического института: 39 учителей с высшим образованием, в т. ч. 26 представителей народностей Дагестана. К тому времени в институте работало 35 штатных преподавателей и училось 260 студентов.

Более многочисленным стал второй (1936 год) выпуск педагогического института: 53 учителя физики, химии, биологии, истории, языка и литературы. Новый прием в институт в том году составил 142 человека, а общая численность студентов - 353 человека [4, с. 16]. Кроме того, 126 студентов обучалось на вечернем отделении педагогического института и 240 студентов в двухгодичном учительском институте [4, с. 16].

27 июля 1939 года СНК РСФСР реорганизовал 1-е Дагестанское педагогическое училище в учительский институт (Буйнакск), установив прием на первые курсы трех создаваемых факультетов (русского языка и литературы, физики и математики, географии и естествознания) 120 студентов [5, д. 12, л. 47].

В 1935-1940 годах Дагестанский педагогический и учительский институты подготовили более 750 учителей, из них 344 человека - представители местных народностей республики [4, с. 19]. Но общеобразовательные школы и средние специальные учебные заведения Дагестана продолжали испытывать острую нехватку учителяхей высокой квалификации. Недостаток квалифицированных преподавательских кадров ощущали также педагогический и учительский институты. Хотя в 1938/39 учебном году на работу в институт было приглашено 16 новых специалистов, не хватало преподавателей по географии, русской литературе, языкознанию [5, д. 12, л. 64].

В годы Великой Отечественной войны проблема подготовки педагогических кадров обострилась: тысячи молодых людей с неполным средним и средним образованием ушли на фронт, многие подростки - на производство. Уходили на фронт или оставляли учебу по другим причинам студенты Дагестанского педагогического и учительского институтов. И хотя осенью 1941 года с Дагестанским пединститутом слился эвакуированный в республику Крымский педагогический институт и в институт было зачислено несколько десятков эвакуированных студентов Киевского, Ростовского, Одесского, Черниговского и других вузов страны, количество студентов объединенного вуза составило (вместе со студентами учительского института) всего 338 человек [6, д. 323, л. 33]. В 1942 году, когда фронт приблизился к границам Дагестана, учебный корпус и общежития института были переданы военному ведомству, а вуз эвакуирован на юг республики в сел. Касумкент. В связи с эвакуацией ослабла материальная, учебно-лабораторная база объединенного педагогического института.

Вскоре после начала войны правительству ДАССР пришлось закрыть Буйнакский учительский институт. Это было связано с невозможностью его комплектования студентами. Студенты второго курса института были направлены на практическую работу [7, д. 10, л. 35-36].

Чтобы восполнить недостаток в кадрах, специальные учебные заведения перешли на сокращенные сроки обучения. Педагогический институт был переведен на трехлетний срок обучения и в 1941 году произвел два выпуска численностью 132 человека [6, д. 299, л. 52, 80]. Учебные планы с сокращенными сроками обучения были отменены 18 июня 1942 года.

Принятые в 1942 г. советскими и партийными органами страны решения, направленные на укрепление высших и средних специальных учебных заведений, способствовали увеличению приема в педагогические вузы, укреплению их материальной базы, улучшению бытовых условий учащихся, позитивным изменениям в работе системы заочного обучения учителей [6, д. 11, л. 348; 7, д. 3]. В 1944/45 учебном году в педагогическом институте обучалось 482 заочника [7, д. 389, л. 41]. А всего за 1941-1945 гг. Дагестанский педагогический институт подготовил 107 учителей [7, д. 6, л. 111].

Значительным шагом на пути улучшения подготовки учительских кадров в республике в годы войны явилось открытие в 1944 году в Махачкале двухгодичного женского учительского института. В обращении руководства Дагестана к правительству РСФСР с просьбой о восстановлении учительского института в Буйнакске говорилось о том, что более целесообразным будет открытие в столице республики (Махачкала) не общего, а женского учительского института. При этом учитывалось, что в Дагестане наряду с педагогическим институтом уже функционировал общий учительский институт, принимались во внимание и изменения в демографической ситуации в годы войны.

Институт начал свою деятельность в октябре 1944 года в составе географического и физико-математического факультетов. На первый курс учительского института было принято 46, а на подготовительные курсы - 59 девушек-горянок. В 1945 г. в институте открылся третий факультет - русского языка и литературы [8, с. 11-12]. Таким образом, к концу Великой Отечественной войны в Дагестанской АССР функционировали педагогический институт, общий двухгодичный и женский двухгодичный учительский институты.

С переходом страны к мирной жизни основной формой подготовки учительских кадров снова стало обучение молодежи в стационарных педагогических учебных заведениях. В 1950 году только на дневном отделении Дагестанского государственного педагогического института обучалось 914 студентов, а вместе с учительским институтом и заочным отделением - 1881 студент. В институте функционировали тринадцать кафедр, из которых девять возглавляли лица с учеными степенями и званиями. В 1950 г.

Дагестанский педагогический и учительский институты выпустили 214 педагогов [9], а в 1951 - 273, из них 143 представителя народностей Дагестана [4, с. 33]. Институты готовили преподавателей истории, русского языка и литературы, математики и физики, естествознания и химии. В 1950 г. свыше 50 % студентов Дагестанского пединститута являлись дагестанцами [9].

Постепенно увеличивался контингент студентов Дагестанского женского учительского института. В 1946 г. в институт была зачислена 41 девушка, в 1947 - 65, в 1948 -68 девушек. В 1946 г. первые 33 выпускницы института - 13 преподавательниц физики и математики и 20 географии - пополнили ряды учителей республики. В 1948 г. в женском учительском институте начал функционировать четвертый факультет. В 1950 г. первые 11 выпускниц этого факультета были направлены в школы [8, с. 12-13]. В 1951 г. на четырех факультетах женского учительского института обучалось 189 студенток. Кроме того, 80 девушек повышали свое образование на функционировавшем при институте двухгодичном подготовительном отделении. В 1946-1950 гг. Дагестанский женский учительский институт подготовил более 300 учительниц [10]. В 1954 г. женский учительский институт был преобразован в женский педагогический.

Государство, местные органы власти уделяли большое внимание созданию благоприятных условий для учебы будущих учительниц-горянок. В 1947 г. правительством республики было выделено просторное здание под учебный корпус и общежитие женского института. С февраля 1950 г. студентки института обеспечивались бесплатным питанием, им так же бесплатно предоставлялось общежитие [8, с. 14].

По данным Министерства просвещения ДАССР в 1950/51 учебном году в республике насчитывалось (без совместителей) 7833 учителя, из которых имели высшее образование 565, образование за двухгодичный учительский институт - 1005, среднее образование -3811 и незаконченное среднее образование - 2452 учителя [8, с. 14]. По другим данным, по-видимому, с учетом учительниц-совместительниц, насчитывалось 3599 человек [11, д. 8, л. 126; 12, д. 86, л. 60]. Более 40 % педагогического коллектива республики составляли женщины. По сравнению с 1945/46 учебным годом количество учителей с высшим образованием увеличилось в школах республики в 2,8 раза, с незаконченным высшим образованием - более чем в 3 раза, со средним образованием - на 1752 человека [13, 14].

Это означало, что создавались более благоприятные условия для развития культуры, ее важнейшего звена - народного образования. Направления и задачи в области школьного образования в стране определялись директивами высших партийных и государственных органов. В частности, решениями XIX (1952), ХХ (1956) и внеочередного XXI (1959) съездов КПСС. Во многом новые задачи, поставленные государственным и партийным руководством страны перед общеобразовательной школой о переходе от семилетнего ко всеобщему среднему образованию, попытки реформировать общеобразовательную школу в направлении укрепления связи обучения с жизнью требовали расширения базы подготовки и повышения квалификации учительства. Прежде всего следовало покончить с их хронической нехваткой и низким уровнем профессиональной подготовки, особенно в такой республике, как Дагестанская АССР, где в начале 50-х годов значительная часть учителей не имела даже законченного среднего образования. В целях обеспечения растущей сети школ квалифицированными учительскими кадрами предусматривалось увеличить в 1951-1955-х годах прием студентов в педагогические институты на 45 % по сравнению с 1946-1950 годами.

Несмотря на то, что к началу 60-х годов общая картина обеспеченности школ учителями со специальным образованием изменилась в лучшую сторону, в 1962 году в школах Дагестана работало 1337 учителей без педагогического образования. Особенно неблагополучным оставалось положение в школах горных районов - Цунтинском, Тля-ратинском, Ахвахском, Агульском, а также Табасаранском районе [15]. Хотя в пользу

мер, предпринимаемых по укомплектованию школ учителями со специальным образованием, говорит тот факт, что в 1961/62 учебном году в педагогических вузах республики и за ее пределами обучалось 2772 человека [15].

К началу 60-х годов в подготовке учителей с высшим и незаконченным высшим образованием произошли существенные изменения. С 1952/53 учебного года был сокращен прием студентов в учительский институт и увеличен прием в педагогический институт до 300 человек. В 1954/55 учебном году в связи с организацией факультета иностранных языков и открытием русско-дагестанского отделения в педагогический институт было принято уже 410 человек [4, с. 34]. В 1954 г. Дагестанский женский учительский институт был преобразован в женский учительский институт, а спустя десять лет - в 1964 году - в общий педагогический институт.

Крупным событием в культурной жизни Дагестана, важным фактором формирования высококвалифицированных учительских кадров стало преобразование в 1957 году Дагестанского педагогического института в государственный университет.

В целом в рассматриваемый период высшее педагогическое образование Дагестана сделало новый важный шаг в своем развитии, получила дальнейшее развитие система подготовки квалифицированных педагогических кадров. Это не только позволило укомплектовать школы учителями со специальным высшим и средним педагогическим образованием, существенно увеличить их численность, но и привело к значительным позитивным изменениям структуры педагогической интеллигенции республики. А изучение, глубокое осмысление особенностей и объективная оценка достижений, анализ просчетов в деятельности системы педагогического образования в многонациональном Дагестане позволят определить возможные пути преодоления кризиса и негативных тенденций в сфере образования в целом и в подготовке и деятельности педагогических кадров в частности.

Литература

1. Народное хозяйство ДАССР. Отдельный оттиск из экономического справочника «Народное хозяйство Северного Кавказа». - Ростов н/Д, 1932.

2. ЦГА РД. Ф. 1 -п. Оп. 1.

3. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. - М., 1971.

4. Абилов А.А. Дагестанский государственный университет имени В.И. Ленина. Исторический очерк. - Махачкала, 1973.

5. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 19.

6. ЦГА РД. Ф. 1 -п. Оп. 23.

7. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 35.

8. Магомедов А.М. Дагестанский педагогический. Краткий исторический очерк. -Махачкала, 1981.

9. Дагестанская правда. 1950. 7 июля.

10. Дагестанская правда. 1948. 23 апреля.

11. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 38.

12. ЦГА РД. Ф. 22-р. Оп. 25.

13. Дагестанская правда. 1946. 24 июля.

14. Дагестанская правда. 1950. 14 октября

15. Дагестанская правда. 1962. 13 мая.

Поступила в редакцию 18.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.