Научная статья на тему 'Среднее педагогическое образование в Дагестане в 20-30-х гг. Xx в'

Среднее педагогическое образование в Дагестане в 20-30-х гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / EDUCATION / PUBLIC SCHOOL / PEDAGOGICAL EDUCATIONAL INSTITUTION / TEACHERS TRAINING / QUALIFIED TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каймаразова Лейла Ганиевна

Исследуются проблемы становления и развития среднего педагогического образования в Дагестане в 20-30-х гг. XX в. Обсуждаются вопросы расширения школьной сети и обеспечения общеобразовательной школы Республики Дагестан квалифицированными учительскими кадрами. Освещаются негативные процессы усиления административно-командных методов управления системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary pedagogical education in Dagestan in the 1920 s 1930 s

The problems of formation and development of the secondary pedagogical educational institutions in Dagestan in the 1920 s 1930 s are studied. Both the extension of a school network and provision of schools of Dagestan Republic with qualified teaching staff are discussed. Negative processes of command management methods applied to educational system are shown.

Текст научной работы на тему «Среднее педагогическое образование в Дагестане в 20-30-х гг. Xx в»

УДК 37(091) (470.67) ББК Ч33 (2РосДаг)б

Л. Г. Каймаразова

Махачкала

СРЕДНЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ В 20-30-х гг. XX в.

ГСНТИ 14.09.33 Код ВАК 13.00.01; 07.00.10

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: просвещение; общеобразовательная школа; педагогические учебные заведения; подготовка учителей; система образования; квалифицированные учительские кадры.

АННОТАЦИЯ. Исследуются проблемы становления и развития среднего педагогического образования в Дагестане в 20—30-х гг. XX в. Обсуждаются вопросы расширения школьной сети и обеспечения общеобразовательной школы Республики Дагестан квалифицированными учительскими кадрами. Освещаются негативные процессы усиления административно-командных методов управления системой образования.

L. G. Kaymarazova

Mahachkala

SECONDARY PEDAGOGICAL EDUCATION IN DAGESTAN IN THE 19 20 S - 1930 S

KEY WORDS: education; public school; pedagogical educational institution; teachers training; qualified teaching staff.

ABSTRACT. The problems of formation and development of the secondary pedagogical educational institutions in Dagestan in the 1920 s — 1930 s are studied. Both the extension of a school network and provision of schools of Dagestan Republic with qualified teaching staff are discussed. Negative processes of command management methods applied to educational system are shown.

20—30-е гг. XX в. — важный этап в истории отечественного образования. В эти годы в СССР, республиках, краях и областях страны было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение детей, началось введение всеобщего семилетнего обучения, была ликвидирована массовая неграмотность взрослого населения. Решение этих чрезвычайно значимых и сложных задач напрямую было связано с созданием многочисленного корпуса квалифицированных учителей. Быстрый рост сети началь-

© Каймаразова Л. Г., 2011

ных школ вызвал необходимость ускоренной подготовки учительских кадров в педагогических техникумах (училищах) и на педагогических курсах. Выпускники этих учебных заведений и курсов играли в те годы наиболее весомую роль в осуществлении всеобщего начального обучения детей и ликвидации неграмотности.

Поэтому объективное, опирающееся на достоверную источниковую базу и учитывающее современные достижения отечественной и мировой исторической науки исследование процесса

среднего педагогического образования и подготовки учительства в средних педагогических учебных заведениях представляется актуальным в научнопознавательном отношении и имеет практическое значение.

Значительный научный и практический интерес представляет изучение этой проблемы на материалах такого региона, как Дагестан с его многонациональным составом коренного населения, многоязычием, своеобразием естественно-географических условий и исторических традиций.

В региональной историографии эта тема еще не стала предметом специального научного рассмотрения, хотя и затрагивалась в обобщающих исторических изданиях, а также в трудах дагестанских ученых А. Абилова, Ш. Хасбулатова, С. Омарова, Г. Каймаразова, Х. Магидова, М. Мирзабекова, А. Эфендиева и др., посвященных общим вопросам истории культуры и образования.

Первым средним специальным учебным заведением, открывшимся в Дагестане после установления здесь советской власти, стал Дагестанский государственный техникум. Учебные занятия начались в октябре 1921 г. на двух подготовительных, одном основном и трех специальных (дорожное, строительное и педагогическое) отделениях [7]. Однако многопрофильный техникум функционировал недолго. Руководство республики нашло целесообразным на первых порах сосредоточить основные усилия на подготовке учителей для общеобразовательной школы. Соответственно в 1922 и 1923 гг. в Буйнакске и Дербенте были открыты педагогические техникумы и при них двухгодичные педагогические курсы.

Во второй половине 20-х гг. педагогические техникумы уже выпускали учителей со средним специальным образованием. Так, в 1927 г. Дербентский педтехникум подготовил 27 молодых учителей [3. С. 239]. В 1928/29 уч. г. Буйнакский и Дербентский педтехни-кумы дали республике 120 учителей [Там же].

Однако такие масштабы подготовки учительских кадров со специальным

средним образованием были явно недостаточны: в стране и республике в короткий срок решалась проблема введения всеобщего обязательного начального обучения детей. Острота проблемы педагогических кадров еще более усугубилась после того, как в документах XVI съезда ВКП (б) и постановлениях ЦК ВКП (б), ЦИК и СНК СССР устанавливались предельные сроки осуществления всеобщего обязательного начального обучения в стране.

Решения высшего партийного и государственного руководства страны были обсуждены на V сессии ЦИК Дагестанской АССР в сентябре 1930 г., утвердившей новый план введения обязательного начального обучения в Дагестане. Согласно плану в республике всеобщее обязательное начальное обучение должно было вводиться в три этапа, а завершение этого процесса намечалось на 1932/33 уч. г. [4; 9].

Введение всеобщего обязательного обучения потребовало расширения сети педагогических учебных заведений и ускорения темпов подготовки учительских кадров. В 1930—1931 гг. в республике вместо существовавших двух педагогических техникумов было создано 8 педагогических комбинатов, в состав которых, кроме педтехникумов, вошли педагогические курсы с одно- и двухгодичным курсом обучения. Педагогические комбинаты создавались по национальному признаку, например, в с. Хунзах был открыт аварский педком-бинат, в с. Сергокала — даргинский, в с. Ахты — лезгинский, а в с. Кумух — лакский и т. д. В 1930/31 уч. г. в пед-комбинатах обучалось более 1 500 учащихся, в том числе 1 300 человек из местных народностей Дагестана [4; 9].

Педагогические комбинаты сыграли большую роль в подготовке учителей для сельских школ республики. В короткий срок они выпустили сотни педагогов из местных народностей Дагестана. Однако система педагогических комбинатов, созданная в период введения обязательного начального всеобуча для ускоренной подготовки национальных учительских кадров, не могла не иметь недостатков. Педкомбинаты

давали своим питомцам очень слабые знания, особенно по русскому языку. Выпускники педагогических комбинатов из-за кратких сроков обучения и отсутствия учебной литературы на родных языках, на которых велось преподавание, не получали достаточной профессиональной и общеобразовательной подготовки. А школа с каждым годом предъявляла все большие требования к педагогическим кадрам.

В июле 1934 г. властные структуры республики принимают решение о реорганизации педкомбинатов в педагогические техникумы и переводе преподавания в педтехникумах на русский язык. Родной язык и родная литература сохранялись как учебные предметы. Хотя созданные вновь педтехникумы, как и педкомбинаты, считались национальными, т. е. предназначались для подготовки учителей из местных народностей, в составе контингентов их учащихся, а в некоторых значительную, занимали представители молодежи русской национальности и других народов страны. Это было немаловажно, так как начиная с 1930 г. изучению русского языка в дагестанской нерусской школе стало уделяться большое внимание. Не без основания считалось, что овладение русским языком облегчит продолжение образования в вузах и средних специальных учебных заведениях.

Практически вне поля интереса исследователей истории культуры и образования народов региона остается одна из особенностей состава дагестанского учительского корпуса. Заключается она в том, что вплоть до начала 30-х гг. заметное место среди учителей занимали сторонники традиционной мусульманской религиозной школы. Многие представители молодежи, обучавшиеся ранее в мусульманских религиозных школах, поступали в новые педагогические учебные заведения (преимущественно на педагогические курсы) и пополняли затем ряды учительских коллективов советских школ.

Создание сети педагогических техникумов, их функционирование способствовали повышению уровня среднего педагогического образования в

республике и подготовки учительских кадров. Уже в 1935/36 уч. г. в Дагестане в 7 педагогических техникумах обучалось около 200 учащихся. Подготовка учителей со средним специальным образованием в республике стала вестись более последовательно и динамично. Помимо этого, в Буйнакске и Махачкале имелось два педагогических рабфака, где уже в 1932 г. обучалось 455 (428) человек [8. С. 228—229].

В 30-х гг. десятки представителей дагестанской молодежи получали среднее образование в учебных заведениях за пределами Дагестана. Кроме того, в республику Наркомпросом РСФСР направлялись педагоги со специальным образованием.

Улучшение финансирования системы образования, ее материальной и учебной базы, позитивные изменения в деле подготовки педагогических кадров способствовали повышению уровня учебно-воспитательной работы дагестанской общеобразовательной школы. В республике появился ряд образцовых школ, которые успешно участвовали во всероссийских конкурсах и соревнованиях. Так, Ахтынская образцовая школа I ступени, участвовавшая во Всероссийском конкурсе образцовых школ 1933 г., была признана одной из лучших среди сельских школ РСФСР и получила первую денежную премию в размере 10 тыс. рублей. Педагогический коллектив этой школы во главе с заведующим Н. Дагларовым уделял большое внимание связи обучения с производительным трудом. В школе хорошо было организовано изучение природы, которое связывалось с основами сельского хозяйства. На пришкольном опытном участке учащиеся вырастили фруктовый сад, создали питомник, культивировали огородные культуры. При школе имелись музеи: политехнический, санитарии и гигиены, а также ботаническая станция, столярная и слесарная мастерские [3. С. 205].

Значительное внимание политехническому обучению учащихся уделяла Кумухская школа Лакского района. Она хорошо организовала работу учениче-

ской мастерской, в которой имелось три отделения: слесарное, столярное и кузнечное [1].

Согратлинская школа за образцовую подготовку к 1934/35 уч. г. удостоилась высокой награды — Почетной грамоты ВЦИК. Почетные грамоты ВЦИК и денежные премии получила группа руководителей, в том числе директор школы М. Махатилов [2], ставший в последующие годы заслуженным учителем школы Дагестанской АССР и РСФСР.

Однако происходившие позитивные изменения в учебно-воспитательном процессе в дагестанских общеобразовательных школах не соответствовали потребностям времени, очень медленно повышался уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки учительства республики. Педагогов с высшим и даже средним образованием было еще мало. В 1934/35 уч. г. из 2 756 учителей, ведущих занятия в начальных школах, лишь 16, 6% имели среднее образование [5. С. 58—59]. И Дагестан не составлял исключение. Аналогичной была картина во многих нерусских районах страны. Естественно, это беспокоило государственную власть и общественность.

15 мая 1934 г. в центральной партийной газете «Правда» была опубликована статья «Об учителе для учителей». В ней говорилось: «Можно было бы привести много примеров учительской безграмотности, подчас анекдотических. Что удивительного? По ряду районов учителя с низким образованием составляют 90%. Это означает лишь то, что в национальных районах... первые кадры, овладевшие грамотой, немедленно передают ее дальше. Это работа пионеров, поднимающих целину» [6].

Потребовались специальные меры по ускорению темпов повышения общеобразовательной и профессиональной квалификации учителей в стране. Позитивную роль в этом сыграло постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 10 апреля 1936 г. «О порядке введения персональных званий учителей и назначении учителей, заведующих и директоров школ». В соответствии с этим

постановлением в Дагестане в 1936— 1937 гг. была проведена аттестация учителей. Было создано 5 аттестационных комиссий, в состав которых входили руководящие работники Нарком-проса республики, лучшие директора школ, заведующие отделами народного образования. В ходе аттестации от преподавательской работы в школе освобождались учителя, не соответствующие своему назначению. Прошедшим аттестацию присваивалось персональное звание учителя. Некоторой части учителей, не имеющей соответствующего образования, но добросовестно выполняющей свои обязанности, давалась возможность работать в школах с установлением срока, в течение которого они должны были окончить педагогическое учебное заведение.

Аттестация значительно подняла авторитет учителя и в то же время повысила требования к его профессионально-квалификационному уровню. В результате аттестации в 1937/38 уч. г. число учителей, не имеющих соответствующего образования, значительно сократилось, а удельный вес учителей с высшим и средним образованием составил 12% [10. С. 136].

На подготовке учителей со средним специальным образованием положительно сказалось открытие при педагогических техникумах заочных отделений, а также деятельность курсов Института повышения квалификации работников народного образования, функционировавшего в республике с конца 20-х гг. Кроме того, для подготовки учителей из женщин-дагестанок при педтехникумах были открыты специальные педагогические курсы. За короткий срок заочным обучением было охвачено более 1 500 учителей, не имеющих соответствующего образования. Число учителей, повышающих профессиональную квалификацию заочно, росло и в последующие годы.

К концу 30-х гг. XX в. в средних педагогических учебных заведениях республики работал большой квалифицированный, многонациональный по составу коллектив преподавателей. В первом Дагестанском (Буйнакском) педагогиче-

ском техникуме одним из организаторов и первым директором являлся дагестанец Абдурахман Исаев. Многие годы в учебном заведении трудился замечательный педагог Августин Скрабе, полвека посвятивший благородному делу обучения и воспитания дагестанских детей и молодежи. Во второй половине 30-х гг. техникум (училище) возглавлял его выпускник Магомед Меджидов, ставший одним из первых в республике заслуженным учителем школы ДАССР.

Многие бывшие воспитанники учебного заведения стали видными государственными и общественными деятелями, деятелями культуры. Среди них — прославленный подводник, Герой Советского Союза Магомед Гаджи-ев, известный всей стране писатель Эфенди Капиев, ученый-лингвист Гаджи Муркелинский, крупный этнограф, профессор Сакинат Гаджиева, известные государственные и общественные деятели Абдурахман Даниялов, Магомед Меджидов и др.

Не будет преувеличением сказать, что Буйнакский педагогический техникум (училище) сыграл большую роль не только в подготовке учителей со средним специальным образованием, но и в формировании дагестанской многонациональной интеллигенции в целом.

Схожую картину представляет собой история Дербентского педагогического техникума (училища). Еще в довоенные годы техникум и функционировавшие при нем педкурсы подготовили несколько сот учителей в основном для южных районов республики.

В Дербентском педтехникуме были созданы хорошие по тем временам условия для обучения и воспитания будущих педагогов, трудился опытный преподавательский коллектив. В республике было широко известно имя педагога с дореволюционным стажем преподавательской работы в учебных заведениях Дагестана Асадулы Насырова, удостоенного высоких советских государственных знаков отличия за плодотворную педагогическую деятельность.

Большой вклад в подготовку новых учительских кадров со средним педаго-

гическим образованием внесли наркомы просвещения ДАССР Саид Габиев и Алибек Тахо-Годи, руководившие образованием в республике на протяжении почти всех 20-х гг. XX в. Начатое под их руководством дело образования и воспитания детей и молодежи, в том числе подготовки новых учительских кадров, в 30-х гг. продолжили известные деятели просвещения Ибрагим Алиев, Абдурахман Кадиев, Багаутдин Астемиров, Даниял Шанавазов.

Однако в 30-х гг., в частности во второй половине десятилетия, в ходе широко развернувшихся политических репрессий учительство Дагестана понесло значительные потери. По подозрению в политической неблагонадежности учителей снимали с работы, исключали из рядов партии, репрессировали по ложному обвинению в буржуазном национализме, контрреволюционной антисоветской деятельности. Десятки педагогов — рядовые учителя, директора школ, директора педагогических училищ, заведующие отделами народного образования — были уволены, а некоторые — репрессированы.

Необоснованные гонения, репрессии в отношении учителей, других работников образования оказали существенное негативное влияние на развитие просвещения, на становление педагогической интеллигенции в республике.

Однако, несмотря на все это, поступательный процесс развития образования и подготовки педагогических кадров продолжался. Еще в начале 30-х гг. в республике, наряду с сетью средних педагогических учебных заведений, стал функционировать педагогический институт, а затем и два двухгодичных учительских института. Однако основными центрами подготовки учительских кадров для начальной школы оставались педагогические училища. К 1940 г. педагогические техникумы (училища) Дагестана подготовили 1 665 учителей для начальных школ. В 1940 г. в школы республики было направлено свыше 320 учителей русского языка для начальных классов.

..

ЛИТЕРАТУРА

1. ДАГЕСТАНСКАЯ правда. 1933. 27 января.

2. ДАГЕСТАНСКАЯ правда. 1935. 20 мая.

3. КАЙМАРАЗОВ Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. М., 1971.

КРАСНЫЙ ДАГЕСТАН. 1930. 26 сентября.

КУЛЬТУРНОЕ строительство СССР. 1935 г. : стат. сб. М., 1936.

ПРАВДА. 1934. 15 мая.

СОВЕТСКИЙ Дагестан. 1921. 25 октября.

СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ справочник по ДАССР. Ростов н/Д, 1933.

9. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 37-р. Оп. 19. Д. 175.

10. ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Дагестане. Махачкала, 1968.

11. ЭФЕНДИЕВ А. И. Создание советской интеллигенции в Дагестане. 1920—1940. Махачкала, 1960.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. И. Ревякина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.