Научная статья на тему 'Рост подготовки специалистов для дагестанского села в 40-50-е годы ХХ в'

Рост подготовки специалистов для дагестанского села в 40-50-е годы ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / СЕЛО / УЧИТЕЛЬ / АГРОНОМ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзабеков Мирзабек Яхъяевич

В исследовании раскрывается процесс подготовки специалистов сельского хозяйства, учителей и медицинских работников для работы в сельской местности ДАССР в 40-50-е годы ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рост подготовки специалистов для дагестанского села в 40-50-е годы ХХ в»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 1, 2018

РОСТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ДАГЕСТАНСКОГО СЕЛА

В 40-50-Е ГОДЫ ХХ В.

Мирзабеков Мирзабек Яхьяевич д.и.н., г.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. yash831@mail.ru Аннотация:

В исследовании раскрывается процесс подготовки специалистов сельского хозяйства, учителей и медицинских работников для работы в сельской местности ДАССР в 40-50-е годы ХХ века. Ключевые слова: Дагестан,село, учитель, агроном, интеллигенция

Mirzabek Ya. Mirzabekov DSc (History), Principal Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation yash831@mail.ru Annotation:

The study reveals the process of training agricultural specialists, teachers and medical workers to work in the rural area of the DASSR in the 40-50s of the XX century.

Keywords:

Dagestan, village, teacher, agronomist, intellectuals

Реализация советской модели модернизации культуры и культурной жизни страны, нацеленная на отрыв дагестанских народов от традиционных духовных ценностей, сопровождалась широким использованием административного нажима, запретительных мер и прямых репрессий к их носителям. Это к началу анализируемого периода привело практически к полному уничтожению мусульманской духовной интеллигенции в многонациональном регионе страны. С начала 20-х годов в Дагестане были открыты первые средние специальные учебные заведения, а с начала 30-х годов и высшие учебные заведения. Важным каналом пополнения интеллектуального потенциала дагестанского села явилось направление в высшие и средние специальные учебные заведения Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону и других городов страны представителей дагестанской молодежи для внеконкурсного зачисления. Так, только в 1932 г. в московских вузах обучалось 185 дагестанцев [1. С. 103].

Важное значение в реализации планов экономического и социально-культурного развития многонационального региона имела и практика направления по разнарядкам центральных министерств и ведомств специалистов высшей и средней квалификации для работы в республике. Только в одном 1939 г. для работы в Дагестан было направлено 10 выпускников Харьковского и 2 выпускника Ростовского медицинского институтов [2. Д. 185. Л. 57]. Таким образом, в первые два десятилетия советской власти шло быстрое формирование и развитие новой интеллигенции в дагестанском селе, которое наряду с коренными включал и представителей других народов страны, прежде всего русского. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 г. в дагестанском селе насчитывалось 14625 человек, имевших законченное высшее и среднее образование. Общая численность лиц с высшим и средним законченным образованием в республике составила 40379 человек [3. Л. 1].

Наиболее многочисленными отрядами интеллигенции дагестанского села были учителя, медработники, специалисты сельского хозяйства. Однако, несмотря на значительные позитивные результаты в пополнении интеллектуального потенциала, специалистов высшей и средней квалификации в дагестанском селе не хватало. Это негативно отражалось на развитии отраслей материального производства и социально-культурной инфраструктуры.

Война, обрушившаяся на нашу страну ранним утром 22 июня 1941 г., крайне негативно сказалась на всех сторонах жизни советских людей, в том числе и на интеллектуальном потенциале. Значительная его часть встала в ряды защитников Родины. В общую борьбу с фашистской Германией включилась и интеллигенция дагестанского села. По данным 27 районов и 5 городов республики за период с начала Отечественной войны по июль 1942 г. в ряды защитников Родины встали 1533 учителя [4. Л. 22]. Аналогичной была ситуация и по другим специальностям интеллектуальных профессий дагестанского села.

Мобилизация наиболее подготовленной и квалифицированной части специалистов в действующую армию обострила проблему квалифицированных кадров в сельской местности. В первый самый тяжелый период войны серьезным фактором в удовлетворении потребностей отраслей материального производства и социально-культурной сферы в

Том. 1. № 1. 2018

квалифицированных кадрах в Дагестане явилось эвакуированное население из районов страны, которым угрожала немецкая оккупация. К концу 1941 г. в республике было размещено 11872 человека из эвакуированного из других регионов страны населения, в том числе 70% в сельской местности и 30% в городах [5]

Они вносили существенный вклад в развитие колхозного и совхозного производства, улучшение деятельности учреждений социально-культурной инфраструктуры дагестанского села. Так, в 1941-1942 учебном году в Касумкентском районе заведующим педкаби-нетом, позднее заведующим районо, работал профессор С.М. Смоленский, много сделавший для улучшения учебно-воспитательной работы в школах и повышения уровня проводимых в педколлективах района методических мероприятий. Плодотворная деятельность С.М. Смоленского была отмечена Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР [6. С. 199]. Однако с достижением коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и началом освобождения оккупированных врагом территорий начинается реэвакуация прибывшего в республику из этих районов населения, что негативно сказалось на кадровом потенциале дагестанского села.

В этот период наметились благоприятные перемены в развитии специального образования в регионе. По решению бюро Дагестанского обкома партии от 15 июня 1943 г. была возобновлена работа сельскохозяйственного института [7. Л. 69]. В 1944 г. в Дагестане начал функционировать специальный двухгодичный женский учительский институт для подготовки учителей общеобразовательных школ. Эти и другие меры позволили существенно увеличить контингент студентов в республике. На начало 1945-1946 учебного года в 5-ти высших учебных заведениях Дагестана обучалось 2014 студентов [8. Л. 2]. Тем не менее, выпуски специалистов из высших и средних специальных учебных заведений республики на протяжении военных лет оставались незначительными.

Позитивно на интеллектуальном потенциале дагестанского села в первые послевоенные годы сказалась демобилизация воинов из армии. К началу 1948 г. число демобилизованных из армии в Дагестане составило 25328 человек, основная часть которых осели в сельской местности [9. Л. 15]. Хотя мы не располагаем полными статистическими данными, среди них было немало представителей интеллектуальных профессий. Так, всего в систему Министерства сельского хозяйства республики влилось 168 специалистов, из них 44 агронома, 31 зоотехник, 49 ветработников, 15 землеустроителей и 18 других специалистов. В совхозах и подсобных хозяйствах работали 47 специалистов сельского хозяйства и других работников, а в организациях по обслуживанию сельского хозяйства - 12 [10. С. 45]. Иными словами, сельскохозяйственное производство республики пополнилось опытными специалистами и организаторами производства, которые активно включились в восстановление и дальнейшее развитие аграрного производства региона.

Возвращение к мирному созидательному труду позволило усилить внимание к развитию школьного образования в дагестанском селе. Особое значение в повышении образовательного уровня и дальнейшего развития специального образования в регионе имело возобновление с начала 1949-1950 учебного года прерванного в годы войны осуществления перехода к всеобщему семилетнему обучению подрастающего поколения в дагестанском селе. В декабре же 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон о переходе к всеобщему восьмилетнему обучению детей.

Целенаправленные усилия властных структур, органов народного образования обеспечили существенное увеличение сети семилетних школ в сельской местности республики. В начале 1958-1959 учебного года в дагестанском селе насчитывалось 546 семилетних школ, что на 116 больше по сравнению с 1950-1951 учебным годом [11. С. 121]. 50-е годы характеризовались увеличением сети сельских средних школ в республике и обучающихся в них. За десятилетие сеть средних школ в дагестанском селе возросла на 91 единицу, а учащихся в них на 16,5 тыс. человек [11. С. 121]. Это открывало исключительно благоприятные возможности для расширения сети специальных учебных заведений и улучшения подготовки кадров высшей и средней квалификации в республике. Дагестанский учительский институт был слит с педагогическим институтом им. Стальского. В 1957 г. на базе педагогического института в республике был открыт государственный университет. Открытие университета создавало новые благоприятные возможности качественного совершенствования подготовки кадров с высшим образованием для горного края.

За годы пятой и шестой пятилеток (1951 - 1960) в Дагестане было открыто 8 новых

80

ACTA HISTORICA

средних специальных учебных заведений [12. С. 190]. В начале 1959/60 учебного года в 4 вузах Дагестана обучалось 6768 студентов, а в 27 техникумах 9801 учащихся, что соответственно на 2763 и 2664 человека больше по сравнению с 1950-1951 учебным годом [11. С. 129]. Рост контингента обучающихся сопровождался увеличением выпуска специалистов из высших и средних специальных учебных заведений республики. В 1951-1953 гг. вузами Дагестана было подготовлено 5993 специалиста с высшим и 15009 со средним специальным образованием для отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы [8. С. 130]. Значительная часть из них была направлена на работу в сельскую местность республики. Однако и на этом этапе развития Дагестан не в состоянии был удовлетворить быстрорастущие запросы отраслей материального производства и социально-культурных учреждений в кадрах высшей и средней квалификации за счет выпускников местных учебных заведений. Продолжалась практика целевого направления в центральные вузы страны представителей дагестанской молодежи.

В республику ежегодно прибывало значительное количество специалистов из центра. Так, только за 1955-1958 гг. в республику прибыло более 3000 учителей [13. С. 199]. Основная их часть была направлена в сельскую местность. Однако следует отметить, что отсутствие должного внимания со стороны партийных и советских организаций во многих районах к удовлетворению материально-бытовых условий и иные трудности вынуждали многих приезжих специалистов к отъезду в места своего постоянного проживания.

Несмотря на эти трудности, статистические данные показывают, что вторая половина 40- х-50-е годы характеризовались значительными позитивными переменами в насыщении дагестанского села специалистами высшей и средней квалификации. По данным Всесоюзной переписи населения 1959 г. в дагестанском селе насчитывалось 6,1 тыс. человек с законченным и незаконченным высшим и 12,2 тыс. человек со средним специальным образованием [14. С.129]. В расчете на 1000 человек населения в сельской местности республики приходилось 5 человек с законченным высшим и 151 человек с незаконченным высшим и средним образованием, включая и незаконченное среднее. В 1939 г. эти цифры соответственно равнялись 1 и 19 [14. С. 137].

В целом в 1960 г. в отраслях народного хозяйства и социально-культурной инфраструктуре Дагестана насчитывалось 34,1 тыс. специалистов, из которых 13,2 тыс. с высшим и 21,1 тыс. со средним специальным образованием, что соответственно в 4,7, 5,7 и 4,2 раза больше по сравнению с 1940 г. [15. С. 176]. Иными словами, наиболее динамично рос отряд специалистов с высшим образованием, что было обусловлено усилением спроса отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы в работниках с высокой квалификацией. Таким образом, в анализируемый период, несмотря на сохраняющиеся трудности и нерешенные проблемы, интеллектуальный потенциал дагестанского села существенно возрос.

Список литературы.

1. Эфендиев А.И. Формирование советской интеллигенции Дагестана: монография. - Махачкала, 1960.

2. Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее ЦГА РД). Ф. 1-п. Оп. 19. Д. 185.

3. ЦГА РД. Ф. р-22. Оп. 22. Д. 60.

4. ЦГА РД. Ф.р-34. Оп. 23. Д. 299.

1. Дагестанская правда. 1944, 18 апреля.

2. Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в ХХ веке: монография. - Махачкала, 2007.

7. ЦГА РД. Ф. 1п. Оп. 23. Д. 41.

8. ЦГА РД. Ф.р-22. Оп. 39. Д. 44.

9. ЦГА РД. Ф. 1п. Оп. 85. Д. 442.

1. История советского крестьянства Дагестана 1917-1980 гг. В 2-х т.: монография. - Махачкала, 1989. Т. 2.

2. Советский Дагестан за 40 лет. Стат. сборник. - Махачкала, 1960.

3. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. ХХ век: история, проблемы: монография. - Махачкала, 1998.

4. Абилов А.А. Очерки истории советской культуры народов Дагестана: монография. Махачкала, 1959.

5. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР. - М., 1963.

6. Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. Юбилейный стат. сборник. - Махачкала, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.