Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке кадров в высших и средних учебных заведениях страны в 1946-1960 гг'

К вопросу о подготовке кадров в высших и средних учебных заведениях страны в 1946-1960 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке кадров в высших и средних учебных заведениях страны в 1946-1960 гг»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2008. № 4. С. 116 - 124.

М.К. Нагиева

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СТРАНЫ В 1946-1960 гг.

Система образования является особой сферой человеческой деятельности, которая затрагивает интересы каждого человека, интересы всего общества. От уровня образования, овладения массами знаниями, современными научнотехническими достижениями человечества в значительной степени зависят экономическое развитие страны и духовный прогресс общества.

Важными моментами, определяющими актуальность данной статьи, являются растущий в дагестанском обществе интерес к истории дагестанской культуры, образования и науки, серьезная обеспокоенность современным состоянием системы высшего и среднего образования, обострение многих ее проблем в условиях общественно-политических перемен на рубеже XX- XXI вв. Обобщение исторического опыта становления и дальнейшего развития образования помогает не только проследить процесс духовного роста народа в прошлом, но и способствует обогащению арсенала интеллектуальных, духовных ценностей в наши дни.

В разработку изучаемой проблемы большой вклад внесли известные дагестанские ученые А.А. Абилов, Г.Ш. Каймаразов, А.И. Эфендиев, М.М. Джамбулатов, А.М. Магомедов, З.Г. Зульпукаров, Х.Г. Магидов, М.Я. Мирзабеков, Е.С. Ананьева, В. Д. Юнаева, Л.Г. Каймаразова и многие другие.

В их работах на богатом фактическом материале широкое освещение получили вопросы развития культуры и образования в исследуемый период, охарактеризованы условия для подготовки национальных кадров, отмечена помощь центрального советского правительства, республик, краев и областей страны в формировании дагестанской интеллигенции.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на недостаточное освещение в изданных работах некоторых вопросов, связанных с деятельностью центральных высших и средних учебных заведений в подготовке кадров интеллигенции для Дагестана, помощи центральных органов власти, а также высших учебных заведений различных регионов страны в организации Дагестанского государственного университета и многих других вопросов. Исходя из этого, основной целью настоящей статьи является освещение некоторых вопросов подготовки кадров в высших и средних учебных заведениях страны и в республике, происходившее в послевоенное десятилетие.

После завершения Великой Отечественной войны Советское государство наметило на четвертую пятилетку (1946-1950 гг.) обширную программу социальноэкономического и культурного строительства, которая предусматривала, в частности, восстановление и дальнейшее развитие сети начальных и средних школ и высших учебных заведений и совершенствование подготовки кадров для производства путем увеличения трудовых резервов и производственного обучения новых рабочих, улучшение постановки народного здравоохранения, дальнейший расцвет культуры и искусства (Каймаразов Г.Ш., 1988. С. 201).

Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, осуществлявшиеся на расширенной основе, с учетом новейших достижений науки и техники

требовали неуклонного роста общей культуры, совершенствования подготовки специалистов. В законе «О четвертом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» предусматривались расширение подготовки специалистов высшей и средней квалификации для топливноэнергетической и металлургической промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, а также учителей для начальных и средних школ; организация подготовки высококвалифицированных специалистов в области новой техники; повышение качества подготовки кадров высшей и средней квалификации (Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. С. 286).

За послевоенные годы большие успехи были достигнуты прежде всего в развитии высшего образования. Уже в 1946 г. три вуза, два учительских института и 17 средних специальных учебных заведений Дагестана выпустили 225 специалистов с высшим и 1340 со средним образованием (Мирзабекова М.Я., Ананьева Е.С., Юнаева В.Д., 2007. С. 157). В женском учительском институте в 1947/48 учебном году обучалась 161 девушка-горянка, в Дагестанском государственном педагогическом институте им. С. Стальского - 725 студентов. Кроме учительских кадров, выпускаемых педагогическими заведениями Дагестана, ежегодно в республику направлялись сотни молодых специалистов из различных городов страны, в основном из РСФСР (Магидов Х.Г., 1998. С. 107). Так, только к началу 1947/48 учебного года в Дагестан прибыло 800 молодых учителей (Школьное образование в Дагестане. 1968. С. 201-202). В вузах республики за период с 1945 по 1947 учебные годы обучалось всего 2 211 студентов, а в 1958/59 учебном году их количество увеличилось до 7 044 человек, т.е. рост почти в 3,5 раза (Абилов А.А.,

1959. С. 207).

Значительно возросло количество дагестанских студентов в вузах и техникумах республики, Москвы, Ленинграда и других городов страны. Проявляя заботу о подготовке кадров из народностей Дагестана, правительство ежегодно предоставляло республике большое количество мест вне конкурса в центральных вузах.

На основании постановления ЦК ВКП (б) от 7 июля 1947 г. «Об оказании помощи Дагестанской АССР кадрами специалистов и научными работниками» отдел школ обкома ВКП (б) отправил в Москву и Ленинград более 90 человек (Переписка с ЦК ВКП (б) о подборе, расстановке и воспитании кадров по ДАССР. Л. 145). В аспирантуру и докторантуру было направлено 17 человек (Переписка с ЦК ВКП (б) о подборе, расстановке и воспитании кадров по ДАССР. Л. 147). Самое большое количество студентов было отправлено в Ленинградский государственный университет на юридический факультет - 16 человек. В Московский технологический институт пищевой промышленности - 12 человек, Московский нефтяной институт им. Губкина - 7 человек, Московский энергетический институт -6 человек, Ленинградский институт инженеров связи - 5 человек, Ленинградский институт востоковедения - 4 человека и т.д. (Списки, справки, заявления и личные листки учащихся, направленных на учебу в московские и ленинградские высшие учебные заведения. Л. 1-2). На основании этого же постановления в республику было направлено 1098 специалистов сельского хозяйства, просвещения и здравоохранения, включая выпускников из дагестанских вузов и техникумов (Переписка с ЦК ВКП (б) о подборе, расстановке и воспитании кадров по ДАССР. Л. 147).

В 1948 г. были установлены новые льготы для дагестанской молодежи, поступающей на учебу в высшие учебные заведения страны. С этого времени прием

вступительных экзаменов у дагестанских абитуриентов, желающих продолжить образование в московских и ленинградских вузах, был возложен на комиссии, создаваемые при вузах Дагестана. Выдержавшие экзамены с оценкой «отлично» и «хорошо» направлялись в соответствующий вуз, где они зачислялись вне конкурса. Студентам-дагестанцам предоставлялся ряд дополнительных льгот (Каймара-зов Г.Ш., 1971. С. 356).

В 1948/49 учебном году в московские и ленинградские вузы было принято на льготных условиях 94 человека из Дагестана, из них 13 девушек, в том числе 10 горянок (Гасанова А.И., 1969. С. 21).

Подготовка национальных кадров интеллигенции происходила не только в вузах Москвы и Ленинграда, но и в вузах Еревана, Баку, Ростова-на-Дону и других городов страны. В 1951-1953 гг. в Москву, Ленинград и другие центры страны было направлено для целевой подготовки специалистов 153 дагестанца, в том числе 66 горянок (Мирзабеков М.Я., 1998. С. 191). За период с 1950 по 1960 гг. из народностей Дагестана путем организованного набора на льготных условиях в центральные вузы страны было направлено около 1000 юношей и девушек. В 1952 г. при Московском институте театрального искусства им. Луначарского были созданы специальные студии для подготовки актеров из коренных народностей Дагестана. Этим было положено прочное основание для комплектования национальных театров квалифицированными актерами. Подготовка театральных кадров для Дагестана проводилась также в соседних республиках Закавказья, в частности, в Азербайджане и Армении (Гасанова А.И., 1969. С. 29). В 1958 и 1959 гг. по линии Министерства просвещения РСФСР в педагогические вузы соседних республик было направлено около 200 человек (Абилов А.А., 1959. С. 207).

В 1950 г. вузы и средние специальные учебные заведения Дагестана выпустили 1605 молодых специалистов, что на 532 специалиста больше, чем в 1946 г. (История Дагестана с древнейших времен до наших дней. 2005. С. 353).

Сотни специалистов народного хозяйства прибывали в республику ежегодно из других регионов страны. Особенно большая помощь оказывалась республике педагогическими кадрами. Так, в 1946-1950 гг. из городов РСФСР в Дагестан было направлено более 3 тыс. учителей (Очерки истории Дагестана. 1957. С. 390). По направлению Министерства просвещения РСФСР в Дагестан в 1950 г. прибыло 1 226 молодых специалистов, в том числе с высшим образованием - 218 человек и со средним специальным - 875 человек (Отчеты, сведения, донесения о работе с кадрами, о комплектовании школ, о приеме молодых специалистов за 1950 - 1951 гг. Лл. 4-9). Кроме того, в школы республики было направлено также 193 учителя, прибывшие из других областей России, в том числе 24 человека с высшим образованием, 33 человека с образованием учительского института и 136 человек со средним специальным образованием, а всего в республику приехало 1419 человек (Отчеты, сведения, донесения о работе с кадрами, о комплектовании школ, о приеме молодых специалистов за 1950-1951 гг. Лл. 4-9).

В послевоенные годы республика продолжала испытывать недостаток в специалистах высшей квалификации в сельской местности, в таких районах, как Цу-мадинский, Агульский, Ахвахский, Табасаранский, Рутульский и ряде других. В высших учебных заведениях и техникумах представителей из этих районов обучалось мало, т. к. там позднее остальных стали готовить молодежь к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Потребности некоторых отдаленных горных районов в кадрах приходилось удовлетворять путем направле-

ния специалистов из других районов республики, а также из центральных районов страны.

Нерешенной проблемой оставалась подготовка женских кадров. В 1949/50 учебном году во всех средних специальных учебных заведениях Дагестана обучалось только 395 девушек-горянок, в педагогическом институте им. С. Стальского, медицинском и сельскохозяйственном институтах - 145 и в вузах других городов страны - 51 девушка (Каймаразов Г.Ш., 1971. С. 358). Эти недостатки в организации женского образования объяснялись исторически сложившимися традициями. В семьях некоторых горцев образование девушек считалось делом необязательным, их перегружали домашними делами, а нередко и вовсе отрывали от учебы.

Большое значение вопросам подготовки кадров из числа женщин-горянок придал VII пленум областного комитета партии, прошедший в мае 1949 г. На пленуме был обсужден вопрос «О состоянии и мерах по улучшению работы среди женщин в республике» (Гасанова А.И., 1969. С. 22). Были намечены мероприятия по дальнейшему повышению активности среди женщин в колхозном и культурном строительстве, по усилению подготовки женских кадров. В целях подготовки девушек-горянок для поступления в вузы были открыты специальные женские школы-интернаты в Махачкале, Буйнакске, Дербенте и Хасавюрте. Организация школ-интернатов для горянок, а также усиление борьбы с отсевом девушек из старших классов средних школ, наряду с улучшением воспитательной работы в массах, способствовали тому, что с каждым годом все больше девушек-горянок поступало в высшие и средние специальные учебные заведения и оканчивало их. Так, с 1943 по 1953 гг. вузы республики окончило 445 девушек-горянок и техникумы - 231 (Гасанова А.И., 1969. С. 23).

Огромную помощь республике в подготовке кадров среди женщин-горянок сыграл приказ Министерства высшего образования СССР «О приеме 30 девушек из местных национальностей ДАССР в высшие учебные заведения Москвы и Ленинграда на 1952/53 учебный год». В соответствии с этим распоряжением с указанного периода вне конкурса в вузы Москвы и Ленинграда направлялись по 30 девушек коренных национальностей из Дагестана в год (Справки о ходе выполнения постановлений Совета Министров, отчеты о выполнении постановлений и распоряжений Совета Министров). Кроме того, в 1953 г. около 50 девушек обучались в институтах и аспирантурах центральных городов страны (Гасанова А.И., 1969. С. 23).

Решения сентябрьского (1953 г.) и последующих Пленумов ЦК партии, XX съезда КПСС определили пути дальнейшего улучшения подготовки кадров, повышения их роли в развитии народного хозяйства и культуры. На основе этих решений большая работа по подготовке кадров была проделана и в Дагестане.

В 50-х гг. XX в. в Дагестане дальнейшее развитие получили средние специальные учебные заведения. Всего за десятилетие было открыто 9 новых техникумов и училищ. Таким образом, общее количество их составило в 1958/59 учебном году 27 против 18 в 1950 г. (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 286).

В конце 50-х гг. в Дагестане функционировали 4 техникума сельскохозяйственного профиля, 6 педагогических и 7 медицинских училищ, 3 техникума по промышленности и строительству, автодорожный, кооперативный и финансовый техникумы, музыкальное и художественное училища, республиканская культурно-просветительная школа и советско-партийная школа (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 286). За период с 1950 по 1960 гг. средние специальные учебные заведения

республики подготовили 18716 молодых специалистов (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 286).

В 1954 г. Дагестанский женский учительский институт был преобразован в женский педагогический, расширен профиль подготавливаемых специалистов.

Крупным событием в культурной жизни республики явилось открытие Дагестанского государственного университета. Министром высшего образования СССР В.П. Елютиным был подписан приказ от 2 декабря 1957 г. за № 1255, в котором были намечены мероприятия по определению структуры нового университета и созданию его учебно-материальной базы. Он был создан на базе старейшего высшего учебного заведения республики - педагогического института им. С. Стальского.

В создании университета значительную помощь оказали Московский, Ленинградский, Азербайджанский, Ереванский и Тбилисский государственные университеты. Проректор по научной работе Ленинградского госуниверситета им. А.А. Жданова проф. С.И. Тюльпанов, приветствуя открытие нового университета, объявил о постановлении ученого совета о передаче Дагестанскому университету полного оборудования для кинозала и собрания всех трудов Ленинградского университета (Абилов А.А., 1973. С. 65). Московский университет им. М.В. Ломоносова безвозмездно передал университету на 800 тыс. рублей оборудования для физической и химической лаборатории (Абилов А.А., 1959. С. 208).

Университеты и научные учреждения Кавказа преподнесли университету много ценных подарков. Так, Академия наук Грузинской ССР передала собрание всех трудов своей Академии, Грузинский университет - 400 томов ценной литературы; Академия наук Азербайджанской ССР - научную литературу на 40 тыс. рублей, Азербайджанский университет - литературу и оборудование на сумму 75 тыс. рублей; Ереванский университет передал научную литературу (Абилов А.А., 1973. С. 67).

Благодаря оказанной вузами и научными учреждениями центральных городов и соседних закавказских республик помощи Дагестанский государственный университет быстро превратился в крупнейшее высшее учебное заведение республики.

Вскоре после создания университета в нем открылся новый инженернотехнический факультет, который стал готовить кадры инженеров для народного хозяйства Дагестана.

На работу в Дагестанский государственный университет им. В.И. Ленина было направлено много квалифицированных преподавателей, за короткий срок была создана современная лабораторная база, позволяющая успешно вести учебную и научно-исследовательскую работу. Так, в 1958 г. кафедру зоологии университета возглавил доктор биологических наук С.В. Пигулевский, на кафедре теоретической и экспериментальной физики работал по совместительству председатель президиума Дагестанского филиала АН СССР, академик АН Азербайджанской ССР, профессор Х.И. Амирханов, кафедрой истории СССР руководил крупный ученый-историк, профессор Р.М. Магомедов и др. (Каймаразов Г.Ш. 2007. С. 292).

В 1958 г. в составе университета уже имелось 26 кафедр, на которых работали 172 преподавателя, в том числе 4 профессора и доктора наук и более 60 кандидатов наук и доцентов (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 291). При университете была создана аспирантура.

Больших успехов добились и другие высшие учебные заведения республики. Значительно вырос за послевоенные годы Дагестанский медицинский институт. Он превратился в крупный учебный и научный центр по подготовке и переподготовке медицинских работников для широкой сети медицинских учреждений Дагестана. За 1945-1958 гг. институт выпустил более 2000 молодых врачей. За это же время им было подготовлено 45 научных работников, в том числе 11 докторов и 34 кандидата наук (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 291). В 1960 г. в медицинском институте обучалось более 1,1 тыс. студентов (Каймаразов Г.Ш., 1988. С. 255).

Значительные изменения произошли в работе сельскохозяйственного, женского педагогического институтов, средних специальных учебных заведений республики. Студенты сельскохозяйственного института стали участвовать во всех видах сельскохозяйственных работ. Институт получил большое опытное хозяйство площадью около 2000 га, где почти все виды работ выполняли студенты. В 1950/51 учебном году при Дагестанском сельскохозяйственном институте было организовано заочное отделение со специальностями «агрономия» и «зоотехника» с планом приема по 50 человек на каждую специальность. В 1951/52 учебном году на агрономический факультет сельскохозяйственного института был увеличен прием студентов на 25 человек (Приказы Минпроса РСФСР о состоянии и улучшении народного образования в ДАССР. Лл. 1-3). Уже в 1957/58 учебном году число студентов указанного института увеличилось по сравнению с 1950/51 учебным годом почти в 2,3 раза (с 637 до 1529 человек) (Советский Дагестан за 40 лет.

1960. С. 131).

Рост масштабов подготовки сельскохозяйственных кадров позволил значительно лучше обеспечить колхозы и совхозы квалифицированными специалистами. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию всех отраслей сельскохозяйственного производства. На конец 1960 г. в сельском хозяйстве Дагестана было занято 2585 специалистов высшей и средней квалификации, из них 2058 человек имели специальное сельскохозяйственное образование (Каймаразов Г.Ш., 1988. С. 259).

Вузы и техникумы Дагестана за послевоенные годы значительно увеличили выпуск специалистов, улучшили качество их подготовки. За 1945-1958 гг. вузы подготовили более 7 тыс. учителей, врачей, сельскохозяйственных работников, а средние учебные заведения более 15 тыс. специалистов различного профиля. Если вузы и техникумы республики в 1953 г. выпустили 1392 специалиста, из них 472 человека с высшим образованием, то в 1957 г. - 3514 человек, в том числе 981 - с высшим образованием, а в 1958 г. - 3900 человек (Родине - 3514 специалистов. Дагестанская правда. 1958. 4 марта).

В 1958 г. Министерством просвещения РСФСР было дополнительно выделено 100 мест в педагогических вузах страны для зачисления без конкурса представителей сельской молодежи Дагестана. Предполагалось отбирать в эти вузы преимущественно женщин-горянок, что имело важное значение для подготовки женских кадров в республике.

В 50-х гг. произошли изменения в системе подготовки квалифицированных работников партийного и государственного аппарата. В 1957 г. областная двухгодичная партийная школа была преобразована в областную партийно-советскую школу. С 1957 г. слушатели школы, наряду со средним партийно-политическим образованием, стали получать сельскохозяйственное образование. Значительное количество партийно-советских и научных кадров из народов Дагестана были

подготовлены в ВПШ и Академии общественных наук при ЦК КПСС, в Саратовской, Сталинградской, Московской, Геленджикской и Ленинградской межобластных партийных школах. 12 дагестанцев окончило Академию общественных наук при ЦК КПСС. В 1958/59 учебном году в ВПШ при ЦК КПСС и межобластных партийных школах обучалось более 250 дагестанцев (Каймаразов Г.Ш., 1971. С. 362).

Как и в предыдущие годы, огромную помощь в подготовке кадров для народного хозяйства Дагестана оказывали вузы Москвы, Ленинграда, Харькова, Ростова-на-Дону, республик Закавказья и других городов страны. До открытия Дагестанского государственного университета им. В. И. Ленина высшие учебные заведения крупных городов страны являлись едва ли не единственными источниками пополнения технических кадров республики высококвалифицированными работниками.

После открытия университета советское правительство продолжало выделять Дагестану десятки мест в вузах страны, куда представители дагестанской молодежи зачислялись на льготных условиях. Так, в 1958 г. вузы одной только Москвы окончили 35 представителей Дагестана, в том числе 7 горянок (Каймаразов Г.Ш., 1971. С. 364).

Ежегодно десятки дагестанцев оканчивали вузы Ленинграда, Москвы, Ростова-на-Дону, Тбилиси, Харькова, Еревана, Орджоникидзе, Грозного, Баку и других городов. К концу 50-х гг. вузы страны принимали на льготных условиях примерно столько же дагестанской молодежи, сколько все вузы республики в довоенные годы. Таким образом, помощь центрального правительства и советских республик в подготовке кадров для Дагестана поистине огромна.

В 1960 г. на основании приказа Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР «О порядке внеконкурсного приема в высшие учебные заведения лиц коренных национальностей автономных республик, автономных областей и округов РСФСР» в московские вузы из Дагестана было отправлено 11 человек, из них в Московское высшее техническое училище им. Н. Баумана - 2 чел., Московский химико-технологический институт им. Д. Менделеева - 2 чел., Московский полиграфический институт - 3 чел., Московский энергетический институт - 2 чел., Московский институт инженеров водного хозяйства им. В. Р. Вельямса - 2 чел. (Переписка с Министерством высшего и среднего специального образования, с высшими учебными заведениями по внеконкурсному зачислению. Списки лиц, направленных в вузы страны. Лл. 42-43), Ленинградский финансовоэкономический институт - 2 чел., Ленинградский электротехнический институт связи - 3 чел., Новочеркасский политехнический институт - 2 чел., Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта - 2 чел. Всего - 9 человек (Переписка с Министерством высшего и среднего специального образования, с высшими учебными заведениями по внеконкурсному зачислению. Списки лиц, направленных в вузы страны. Лл. 44-46).

Также ежегодно сотни молодых специалистов приезжали в республику по путевкам различных министерств и ведомств из других регионов страны. Так, за период с 1950 по 1959 гг. в Дагестан прибыло из городов РСФСР, других республик, краев и областей СССР более 12 тыс. специалистов (Каймаразов Г.Ш., 1988. С. 265).

В свою очередь Дагестан оказывал соседним республикам помощь в подготовке учителей, врачей, агрономов и других специалистов. Во всех вузах и сред-

них специальных учебных заведениях республики обучались сотни студентов из республик и областей Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Украины, Белоруссии, Казахстана и т. д.

Десятки выпускников дагестанских вузов и техникумов ежегодно направлялись на работу в соседние республики, различные регионы и области страны. Так, с 1937 по 1957 гг. на работу в соседние с Дагестаном республики было направлено 346 (12 %) выпускников медицинского института, в другие республики, края и области страны - около 800 врачей (Каймаразов Г.Ш., 1988. С. 265).

Рост выпуска специалистов, помощь в их подготовке высших и средних специальных учебных заведений страны обеспечили подготовку квалифицированных кадров различных отраслей народного хозяйства и культуры.

Так, на 1 декабря 1957 г. в народном хозяйстве республики было занято 25,6 тыс. специалистов, в том числе 9,1 тыс. человек с высшим образованием и 16, 5 тыс. со средним специальным образованием. В школах Дагестана работало более 10 000 тыс. учителей, в том числе 4 200 человек с высшим образованием (Абилов А.А., 1959. С. 210). В медицинских учреждениях было занято 1300 врачей и 3500 средних медицинских работников. В сельском хозяйстве работало 1300 специалистов с высшим образованием и 1500 человек со средним образованием (Народное хозяйство ДАССР. 1958. С. 84-85). К концу 1960 г. в народном хозяйстве Дагестана было занято 34,3 тыс. специалистов, из которых 13,2 тыс. имели высшее образование (Народное хозяйство ДАССР к 50-летию образования СССР. 1972. С. 176).

За указанный период Дагестан сделал значительный шаг вперед в подготовке кадров для народного хозяйства и культуры. Расширилась сеть специальных учебных заведений, укрепилась материально-техническая и учебная база высших и средних специальных учебных заведений.

Таким образом, тысячи выпускников дагестанских высших и средних специальных учебных заведений, сотни молодых специалистов, подготовленных в вузах и техникумах различных городов страны, вместе со специалистами, направляемыми в Дагестан по путевкам различных центральных министерств и ведомств, составили большой отряд многочисленной дагестанской интеллигенции.

БИБЛИОГРАФИЯ

Абилов А.А., 1959. Очерки советской культуры народов Дагестан. Махачкала.

Абилов А.А., 1973. Дагестанский государственный университет им. В.И. Ленина. Махачкала.

Гасанова А.И., 1969. Подготовка женских кадров в Дагестане и их роль в хозяйственном и культурном развитии республики. Махачкала.

История Дагестана с древнейших времен до наших дней. 2005. В 2-х т. Т. 2. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 1971. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения до наших дней. М.

Каймаразов Г.Ш., 1988. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. М.

Каймаразов Г.Ш., 2007. Образование и наука в Дагестане в XX в. Махачкала.

Магидов Х.Г., 1998. Очерки краткой истории развития народного образования в Дагестане. Махачкала.

Мирзабеков М.Я., 1998. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала.

Мирзабеков М.Я., Ананьева Е.С., Юнаева В.Д., 2007. Культура дагестанского города. XX в. Махачкала.

Народное хозяйство ДАССР. 1958. Махачкала.

Народное хозяйство ДАССР к 50-летию образования СССР. Юбил. Стат. сб. Махачкала.

Очерки истории Дагестана. 1957. Т. 2. Махачкала.

Отчеты, сведения, донесения о работе с кадрами, о комплектовании школ, о приеме молодых специалистов за 1950-1951 гг. // ЦГА РД. Ф. р-34. Оп. 18. Д. 1.

Переписка с ЦК ВКП (б) о подборе, расстановке и воспитании кадров по ДАССР // ЦГА РД. Ф. 1-п. оп. 1. Д. 6898.

Переписка с Министерством высшего и среднего специального образования, с высшими учебными заведениями по внеконкурсному зачислению. Списки лиц, направленных в вузы страны // ЦГА РД. Ф. р-168. Оп. 51. Д. 11.

Приказы Минпроса РСФСР о состоянии и улучшении народного образования в ДАССР за 1951 г. // ЦГА РД. Ф. р-34. Оп. 29. Д. 11.

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М.

Родине - 3514 специалистов // Дагестанская правда. 1958. 4 марта.

Советский Дагестан за 40 лет. 1960. Стат. сб. Махачкала.

Списки, справки, заявления и личные листки учащихся, направленных на учебу в московские и ленинградские высшие учебные заведения // ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 7018.

Справки о ходе выполнения постановлений Совета Министров, отчеты о выполнении постановлений и распоряжений Совета Министров // ЦГА РД. Ф. р-168. Оп. 41. Д. 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.