УДК 371+94 (470.67)
МАГОМЕДОВ Магомед-Ганипа Гамидович Дагестанский государственный университет народного хозяйства г. Махачкала, Россия [email protected]
ДАЙТМИРЗАЕВ Сайгидахмед Абдурахманович Автомобильно-дорожный колледж Республики Дагестан,
г. Махачкала, Россия
ДАГЕСТАНСКАЯ ШКОЛА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1960 гг.)
В статье рассматривается, как становилась и развивалась дагестанская школа в послевоенные годы. На основе анализа архивных документов показана роль государственных органов власти в развитии дагестанской школы вообще и городских школ в частности. Также показано, в каком состоянии находилась материально-техническая база образовательных учреждений и их взаимосвязь в решении учебных проблем. Автор показывает, что под управлением государственных органов власти была решена проблема ликвидации неграмотности и совместного обучения девочек и мальчиков. Принят закон о всеобщем обучении. Показана роль русского народа и русскоязычных народов Закавказья в становлении дагестанской школы. Несмотря на большие перемены в области развития школьного образования, также показаны и недостатки, такие как слабая материально-техническая база, состояние учебных помещений под классы, нехватка педагогических кадров.
Ключевые слова: культура, школа, кадры, интернат, пятилетка, филиал, учащийся, экзамен, образование, демобилизация, молодежь, ликвидация неграмотности, перепись, власть.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-78-83
Magomed-Ganipa G. MAGOMEDOV Dagestan State University of National Economy Makhachkala, Russia [email protected]
Saigidakhmed A. DAITMIRZAEV Automobile-Road College of the Republic
of Dagestan Makhachkala, Russia
DAGESTAN SCHOOL AFTER THE WAR
(1946-1960)
The article discusses how to develop and become the Dagestan schools in the postwar years. Based on the analysis of archival documents, shows the role of public authorities in the development of the Dagestan schools, and what role was played by urban schools. We also show what state the materialtechnical base of educational institutions and their interaction in solving educational problems. The author shows that under the control of public authorities, the problem of illiteracy and the joint training of girls and boys have been solved. A law on compulsory education was adopted. In article the author showed the role of the Russian people and the Russian-speaking peoples of the South Caucasus in the development of the Dagestan schools. In spite of the great changes in the field of school education, and also shows the flaws such as weak material and technical base, the state of training facilities for classes, lack of teachers.
Keywords: culture, school, staff, boarding, five-year plan, branch, student, exam, education, demobilization, young people, elimination of illiteracy, census authorities
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. завершилась победой советского народа, его доблестных вооруженных сил. Эта победа имела огромное, всемирно-историческое значение. Мировая цивилизация была спасена от фашистского погрома. Углубился общий кризис капиталистической системы, от которой в конце войны откололся ряд европейских и азиатских стран.
Разгромив немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов, советский народ под руководством Коммунистической партии приступил к мирному созидательному труду. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны, удовлетворения возросших материальных и культурных потребностей нашего народа.
В ходе Великой Отечественной войны всей социально-культурной сфере республики был нанесен серьезный урон. В боях с фашистами погибла значительная часть советской интеллигенции. Например, из-за отсутствия учителей во многих школах не изучали такие важные предметы, как русский язык, математика, физика и др., что негативно отражалось на качестве обучения [1]. Учитывая эти обстоятельства, органы власти и управления республики стали уделять больше внимания вопросам развития народного образования, расширения сети
учреждений культуры и повышения общего культурного уровня населения. Свыше 450 учителей из разных регионов СССР было направлено на работу в Дагестан, а к началу 1947/48 учебного года в распоряжение Министерства просвещения республики прибыло из разных городов страны 800 молодых учителей. С 1938 по 1960 г. в России повсеместно существовала система оплаты за обучение даже в 810-х классах средней школы, не говоря уже о средних и высших учебных заведениях. Так что платное образование в России - это не новинка, а давно забытое старое. В послевоенные годы ХХ в. бедность в стране была поголовная. Большинство семей не могло содержать своих детей в старших классах, тем более платить за их обучение в вузах. До 1950 г. большинство детей по окончании 7-8-го класса поступали учиться в технические училища (сегодняшние профтехучилища), а потом пополняли ряды рабочего класса, в котором была большая потребность [2].
После окончания войны большая часть учащихся, поступивших на производство в военное время, должна была работать, завершая свое образования в школах рабочей молодежи, в вечерних и заочных отделениях техникумов и вузов. Сессия Верховного Совета ДАССР в постановлении «Об итогах 1945-1946 учебного года и его подготовки по началу 1946-1947 учебного года» предложила уделять особое внимание удовлетворению нужд школ рабочей и сельской молодежи, признала необходимым создать учащимся этих школ хорошие условия для учебы. Учащимся вечерних школ запрещались сверхурочные и вечерние работы, руководителям предприятий и организаций вменялось в обязанность беспрепятственно предоставлять этим учащимся отпуска в период подготовки и сдачи экзаменов [3].
Выпускники средней школы, которые возвратились после демобилизации из армии, в большинстве своем поступали в высшие учебные заведения; другие, не имея среднего образования, обучались в школах рабочей молодежи и вечерних отделениях техникумов. Советское государство, наряду с расширением дневных школ еще в последние годы войны, создало много вечерних школ для рабочей и сельской молодежи, с тем чтобы беспечить им получение среднего образования без отрыва от производства. Огромную роль в развитии совершенствования системы образования нашей республики играют высшие органы государственной власти. Особое место принадлежит Верховному Совету ДАССР, который на протяжении всего периода своей деятельности (1938-1995) уделял постоянное внимание вопросам развития системы школьного образования республики. Третья сессия Верховного Совета ДАССР 25-26 декабря 1952 г. была созвана для обсуждения вопроса о состоянии и мерах по улучшению народного образования в республике. Верховный Совет отметил, что народное образование достигло значительных успехов, существенно расширилась сеть семилетних и средних школ. В 1951 -1952 гг. в республике работало 514 семилетних и 105 средних школ, где преподавали 9 635 учителей. Однако в работе органов народного образования были отмечены серьезные недостатки. Ежегодно не в полной мере выполнялся закон о всеобщем обучении детей школьного возраста на отчетный период, многие дети оставались вне школы. Качество учебно-воспитательной работы было неудовлетворительным, в результате чего имелось много неуспевающих учащихся и был высок процент второгодничества. Вне удовлетворительного состояния находилась работа органов народного образования с педагогическими кадрами. Педагогическая и общеобразовательная подготовка у многих учителей оставалась низкой. Местные органы власти зачастую не уделяли должного внимания созданию необходимых условий для успешной работы учителей. Материальная база подавляющего
большинства школ не соответствовала необходимому уровню, что серьезно тормозило нормальную организацию учебного процесса и внешкольной работы [4].
В начале 1949/50 учебного года в восьми школах рабочей молодежи республики обучалось 1 592 учащихся, из них - 648 девушек. В школах рабочей молодежи г. Махачкалы насчитывалось 664 чел., Буйнакска - 162 чел., Каспийска - 270 человек и т.д. Филиалы вечерних школ были открыты на предприятиях Махачкалы, Избербаша, на рыбных промыслах [5].
К концу четвертой пятилетки в республике работали 162 начальные и семилетние школы сельской молодежи и 11 средних школ рабочей молодежи, в которых в общей сложности обучалось 8,6 тыс. молодых рабочих и колхозников [6]. Сотни молодых людей повышали уровень своего образования в республиканской заочной школе Махачкалы, имевшей консультационные пункты и филиалы в городах и районных центрах республики.
В годы послевоенной пятилетки в школах рабочей и сельской молодежи получили начальное образование 809 чел., семилетнее - 893 чел., среднее - 170 человек [7].
С каждым годом государство вкладывало все большие средства в развитие народного образования, укрепляя его материальную базу. Уже в 1949 г. на нужды народного образования Дагестана было ассигновано 213 389 тыс. рублей, что в два с лишним раза больше, чем 1945 г. К концу четвертой пятилетки, то есть в 1950 г., расходы на народное образование составили 223 млн рублей, или 60% всех бюджетных ассигнований республики [8].
Успехи в осуществлении всеобуча способствовали повышению успеваемости учащихся, позволили значительно увеличить выпуск учащихся из средних школ. В 1946/47 учебном году средние школы республики выпустили 387 чел., в 1947/48 г. - 485 чел., а в 1949/50 г. - 850 человек [9].
Несмотря на то что большинство старшеклассников, выпускников средней школы, как правило, поступали в техникумы и вузы, после окончания войны во многих отраслях народного хозяйства страны ощущается острый недостаток в техниках, специалистах высшей квалификации. Ввиду того что часть выпускников шла на работу в производство, средняя школа в этот период все больше превращалась в организованный и массовый источник пополнения рабочего класса, инструмент повышения его культурно-технического уровня. Овладеть соответствующей квалификации при всевозрастающем насыщении производства сложными механизмами, станками, машинами мог рабочий, имеющий достаточную общеобразовательную подготовку (на одних производственных условиях - вось-милетнию, а на других, наиболее сложных технологических участках - и десятилетнюю).
В годы пятой и особенно шестой пятилеток партийные организации, органы народного образования и широкая общественность республики добились того, что в средние школы, техникумы, вузы городов пошла девушка-горянка: в 1956/57 г. в педучилище обучалось 1 141 девушек- горянок, в вузах - 1 056 [10]. Значительные успехи были достигнуты нашей школой в повышении качества обучения, увеличения числа выпускников. Если в 1951 г. средние школы окончили 1 380 чел., то в 1958 г. - 4 800 человек, что в 16 раз превышает количество выпускников довоенного 1940 г. В школах республики в 1957-1958 гг. работали 10 900 учителей, в том числе 4 200 человек с высшим образованием и более 6 тыс. человек со средним педагогическим образованием [11].
Перевод дагестанской национальной школы на русский язык, осуществленный еще в 1938 г., благотворно сказался на развитии народного образования и
повышении культурного уровня населения республики. Русский язык сыграл большую роль в приобщении дагестанцев к ценностям мировой культуры.
Значительную роль в повышении технической грамотности горожан сыграли мероприятия по политехнизации школы. В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (принят в 1958 г.) средняя школа приобретала «политехнический профиль»: продолжительность обучения в ней была увеличена с 10 до 11 лет, после получения восьмилетнего образования в старших классах акцент делался на производственном обучении для получения какой-либо рабочей профессии. Это потребовало значительной перестройки преподавания, в первую очередь, таких дисциплин, как математика, физика, химия, биология и т.д. Наряду с изложением теоретического материала учителя стали обращать внимание на практические занятия, работу учащихся в учебных кабинетах, мастерских и на опытных участках. Это усилило интерес учащихся к изучению конкретных наук, значительно повысило их знания. Например, слесарно-механическая мастерская школы № 5 г. Махачкалы была оборудована токарно-винторезным, фрезерным, сверлильным, строгальным, шлифовальным станками и электросварочным агрегатом. Так же хорошо оборудована была столярная мастерская школ. Школа установила тесную связь с заводом им. М. Гаджиева, в котором школьники проходили практику для получения производственной квалификации [12]. В то же время материальная база многих городских школ Дагестана была не подготовлена к реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессии был невелик и чаще всего носил случайный характер.
С 1954/55 учебного года по решению Советского правительства было восстановлено обучение совместно мальчиков и девочек. Жизнь показала, что система раздельного обучения не оправдывает себя, затрудняет обучение и воспитание детей.
Крупное промышленное производство в горах потребовало и соответствующего образования. XX съезд КПСС (февраль 1956 г.) поставил перед школой задачу: «Осуществить в основном всеобщее среднее образование в городах путем обучения детей и молодежи в средних общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях» [13]. Было признано целесообразным создание нового типа школ - школ-интернатов, расположенных в благоприятных для детей местах. 50-е годы ознаменовались значительным расширением сети средних школ.
К середине 1950-х годов во внутренней жизни страны все отчетливее проявлялись симптомы, чрезвычайно тревожившие советское руководство. Речь шла о снижении общественного энтузиазма широких слоев населения, в первую очередь молодежи. Учитывая создавшееся положение, высшее партийно-государственное руководство пришло к выводу, что начинать формирование «нового человека» для будущего страны следует с самого раннего возраста. Для этого признавалось целесообразным вырвать ребенка из обывательской семейной среды, переместив его в некие идеальные учебно-воспитательные заведения. Именно такими заведениями и призваны были стать школы-интернаты.
Точкой отсчета в массовом распространении школ-интернатов стал XX съезд КПСС. Некоторые заведения такого типа предполагалось открыть, переоборудовав и перепрофилировав общеобразовательные школы. Другую часть планировалось создать путем постройки новых помещений с «нулевого цикла», разрабатывались специальные типовые проекты строительства комплексных зданий школ-
интернатов. В среднем каждая школа-интернат была рассчитана на одновременное обучение и проживание от 200 до 600 воспитанников [14].
В соответствии с этим в городах и районах республики начали организовывать школы-интернаты. Все школы-интернаты городов Дагестана стали располагаться в лучших зданиях. Одно из самых лучших зданий в Махачкале также было передано под школу-интернат, где обучалось более 600 детей (в настоящее время здание ДГПУ по ул. Ярагского). Такие же школы-интернаты были открыты в Каспийске и Избербаше. В то же время другие школы-интернаты (не считая столичной), находясь в полунищенском состоянии, должны были не только готовить «новых людей», но и просто воспитывать полноценных граждан, испытывающих элементарное уважение к своему государству. При наличии социально-бытовых проблем как воспитанников, так и персонал школ-интернатов трудно было воодушевить мечтой о скором построении коммунизма [15].
Успехи в развитии экономики, подъеме материального благосостояния и культуры, усилия властных структур и органов народного образования позволили решить задачу завершения ликвидации неграмотности и малограмотности населения народов Дагестана. В республике Дагестан к 1956-1957 гг. была создана новая система народного образования. Программа обучения, методика образовательной и воспитательной работы в школах коренным образом была пересмотрена в соответствии с задачами воспитания сознательных граждан. В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления всеобщего среднего образования Советское правительство отменило с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших классах средней школы [16].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Абилов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана. - Махачкала, 1959. - С. 195.
2. Бучаев Г.А. Образование - вектор развития. - Махачкала, 2008.
3. Магомедов М-Г.Г. Города Дагестана 1946-1960 г. - Махачкала, 2012. - С. 164.
4. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы XII всесоюзной практической конференции / Якубов З.Я. - С. 211-213.
5. Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее - ЦГА РД). Ф.Р-168. Оп.39. Д.61 Л.91.
6. Школьное образование в Дагестане. - Махачкала, 1968. - С. 211.
7. ЦГА РД. Ф.р-168. Оп.39. Д.61. Л.80.
8. ЦГА РД. Ф.Р-68. Оп.39. Д.61. Л.80.
9. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. - М., 1971. - С. 341.
10. Методический бюллетень Министерства просвещения ДАССР. - 1957. - № 3.
11. Народное хозяйство ДАССР. Стат. сборник. - Махачкала, 1958. - С. 84.
12. Абилов А.А. Указ.соч. - С. 202.
13. XX съезд КПСС. Стенографический отчет. - М., 1956. - С. 421.
14. Советский Дагестан за 40 лет. Стат. сборник. - С. 121.
15. Историческая и социально образовательная мысль. - 2015. - Том 7. - № 3.
16. Даниялов Г.А. Очерки истории Дагестана. 1957 г. - С. 461.
REFERENCES
1. Abilov A.A. Sketches of Soviet culture of the peoples of Dagestan. Makhachkala. 1959. P. 195.
2. Buchaev G.A. Obrazovanie vector razvitiya. Mahachkala. 2008.
3. Magomedov M-G.G. Cities of Dagestan 1946-1960. Makhachkala. 2012. P. 164.
4. The humanities: new education technologies. Materials of the XII All-Union practical conference. Yakubov Z.Ya. Pp. 211-213.
5. CS A RD. F.R-168. Op.39. D.61. L.91.
6. The school education in Dagestan. Makhachkala. 1968. P. 211.
7. CSA F.r RD-168. Op.39.D.61. L.80.
8. CSA F.R RD-68. Op.39. D.61 L.80.
9. Kaymarazov G.S. Essays on the History of Culture of Dagestan peoples. Moscow. 1971. P. 341.
10. The methodical bulletin of the Ministry of Education DASSR. 1957. No. 3.
11. The national economy DASSR. Stat. collection. Makhachkala, 1958. P. 84.
12. Abilov A.A. Ibid. P. 202.
13. XX Congress of the CPSU. Verbatim Report, Moscow. 1956. P. 421.
14. The Soviet Dagestan for 40 Years. Stat. collection. 121 p.
15. Historical and Social-Educational Idea. 2015. Vol. 7. No. 3.
16. Daniyalov G.A. Studies in the History of Dagestan. 1957. P. 461.
Информация об авторе: Information about the author:
Магомедов Магомед-Ганипа Гамидович, Magomed-Ganipa G. Magomedov, Candidate of
кандидат исторических наук, доцент, Historical Sciences, Associate Professor, De-
кафедра гуманитарных дисциплин, Даге- partment of Humanities, Dagestan State Uni-
станский государственный университет versity of National Economy,
народного хозяйства, Makhachkala, Russia
г. Махачкала, Россия [email protected] [email protected]
Дайтмирзаев Сайгидахмед Абдурахмано-вич, преподаватель истории, Автомобильно-дорожный колледж Республики Дагестан,
г. Махачкала, Россия Получена: 07.04.2017
Для цитирования: Магомедов М.-Г.Г., Дайтмирзаев С.А., Дагестанская школа в послевоенные годы (1946-1960 гг.). Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 2. с. 78-83. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-78-83.
Saigidakhmed A. Daitmirzaev, Lecturer of History, Automobile-Road College of the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia
Received: 07.04.2017
For citation: Magomedov M.-G.G., Daitmirzaev S.A., Dagestan school after the war (1946-1960). Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 2. Pp. 78-83.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-78-83. (in Russian)