Научная статья на тему 'Формирование науки в послевоенное время в городах Дагестана'

Формирование науки в послевоенное время в городах Дагестана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
920
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / ЦЕНТР / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / КАДРЫ / PERSONNEL / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / FOCAL POINT / TRAINING / DOMAIN / ТЕНДЕНЦИЯ / TENDENCY / ВЛАСТЬ / AUTHORITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедов Магомед-ганипа Гамидович

В статье рассматривается, как на фоне усиленного развития экономики, при росте материального благосостояния и подъеме культуры, усилиями властных структур смогли решить задачу ликвидации неграмотности. В статье говорится, что ряды интеллигенции сильно поредели за годы Великой Отечественной войны. Также в статье «Формирование науки в городах Дагестана» рассматривается, что города становятся центрами развития науки. В исследуемый период появилась среда формирования науки, с восстановлением экономики и начавшейся либерализацией, значительно улучшилось финансирование и функционирование сферы науки. Крупнейшим в культурной и научной жизни республики явилось совершенствование дела подготовки кадров и укреплении учебно-материальной базы, большую помощь оказал русский народ. Благодаря этой помощи, а также усилиям Совета министров Дагестана, в Дагестан прибыло из других областей и республик более 12 тысяч специалистов. В статье показано, что в послевоенные годы города превращаются в центры подготовки специалистов для экономики Дагестана, где большую роль играло и развитие науки. В целом, несмотря на наличие трудностей, нерешенных проблем, послевоенное пятнадцатилетие явилось важным периодом развития науки в городах Дагестана и достигло значительных успехов, органы власти и управления стали больше внимания уделять вопросам развития образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE INITIATED IN THE CITIES OF DAGESTAN IN THE PERIOD FOLLOWING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper examined the way the challenge to eradicate illiteracy has been duly met, on a background of the wellpaced economy growth, while raising the material welfare of people and advancing culture, with the efforts made by the public authorities. The study mentioned that the intelligentsia’ tier considerably shortened in number over the years of the Great Patriotic war. The author also considered in the paper “Science Initiated in the Cities of Dagestan” that cities turned to be focal points of academic research’ advancement. In the period examined an environment initiating research appeared along with the economic recovery and coming liberalization, and funding the research sector and its functioning considerably improved. The largest event in cultural and academic life of the Republic was upgrading the procedures of advanced training for the personnel and replenishing the resource base for training; with large assistance rendered by the Russian people. Owing to this assistance, and the efforts made by the Council of Ministers of Dagestan as well, more than 12 thousand specialists arrived to Dagestan from other administrative districts and (Soviet) republics. The study showed that in the years following the Great Patriotic war the cities grew into the focal points for training specialists for Dagestan national economy, with the major concern in advancement of science. Notwithstanding the hardships and issues not solved yet, fifteen years that followed war all in all turned to be a period significant for science’ advancement in the cities of Dagestan with the considerable progress made, the administrative and managerial bodies turned to be more sensitive to the issues of upgrading the training capacities and science advancement.

Текст научной работы на тему «Формирование науки в послевоенное время в городах Дагестана»

УДК 94

МАГОМЕДОВ Магомед-ГанипаГамидович, кандидат исторических наук, доцент

ФОРМИРОВАНИЕ НАУКИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ В ГОРОДАХ ДАГЕСТАНА

В статье рассматривается, как на фоне усиленного развития экономики, при росте материального благосостояния и подъеме культуры, усилиями властных структур смогли решить задачу ликвидации неграмотности. В статье говорится, что ряды интеллигенции сильно поредели за годы Великой Отечественной войны. Также в статье «Формирование науки в городах Дагестана» рассматривается, что города становятся центрами развития науки. В исследуемый период появилась среда формирования науки, с восстановлением экономики и начавшейся либерализацией, значительно улучшилось финансирование и функционирование сферы науки. Крупнейшим в культурной и научной жизни республики явилось совершенствование дела подготовки кадров и укреплении учебно-материальной базы, большую помощь оказал русский народ. Благодаря этой помощи, а также усилиям Совета министров Дагестана, в Дагестан прибыло из других областей и республик более 12 тысяч специалистов.

В статье показано, что в послевоенные годы города превращаются в центры подготовки специалистов для экономики Дагестана, где большую роль играло и развитие науки. В целом, несмотря на наличие трудностей, нерешенных проблем, послевоенное пятнадцатилетие явилось важным периодом развития науки в городах Дагестана и достигло значительных успехов, органы власти и управления стали больше внимания уделять вопросам развития образования и науки.

Ключевые слова: наука; центр; образование; инфраструктура; кадры; специалист; библиотека; сфера; тенденция; власть

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.039-042

MAGOMEDOV Magomed-Ganipa Gamidovich, Candidate for Doctorate in History, Associate Professor

SCIENCE INITIATED IN THE CITIES OF DAGESTAN IN THE PERIOD FOLLOWING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper examined the way the challenge to eradicate illiteracy has been duly met, on a background of the well-paced economy growth, while raising the material welfare of people and advancing culture, with the efforts made by the public authorities. The study mentioned that the intelligentsia' tier considerably shortened in number over the years of the Great Patriotic war. The author also considered in the paper "Science Initiated in the Cities of Dagestan" that cities turned to be focal points of academic research' advancement. In the period examined an environment initiating research appeared along with the economic recovery and coming liberalization, and funding the research sector and its functioning considerably improved. The largest event in cultural and academic life of the Republic was upgrading the procedures of advanced training for the personnel and replenishing the resource base for training; with large assistance rendered by the Russian people. Owing to this assistance, and the efforts made by the Council of Ministers of Dagestan as well, more than 12 thousand specialists arrived to Dagestan from other administrative districts and (Soviet) republics. The study showed that in the years following the Great Patriotic war the cities grew into the focal points for training specialists for Dagestan national economy, with the major concern in advancement of science. Notwithstanding the hardships and issues not solved yet, fifteen years that followed war all in all turned to be a period significant for science' advancement in the cities of Dagestan with the considerable progress made, the administrative and managerial bodies turned to be more sensitive to the issues of upgrading the training capacities and science advancement.

Key words: science; focal point; training; infrastructure; personnel; specialist; library; domain; tendency; authority.

Успехи в развитие экономики, в подъеме материального благосостояния и культуры, усилия властных структур и органов народного образования позволили решить задачу завершения ликвидации неграмотности и малограмотности населения городов Дагестана. По данным переписи населения, на 15 января 1959 г. грамотность населения Дагестана в возрасте 9-49 лет составила 98,2% [1].

Ряды интеллигенции за годы Великой Отечественной войны сильно поредели. Поэтому уже в первые послевоенные годы правительство приняло меры к расширению сети высших и средних специальных учебных заведений, к увеличению выпуска молодых специалистов. Особое внимание уделялось охвату этими формами образования демобилизованной из рядов вооруженных сил молодежи, обеспечению их стипендией и жильем. Значительно вросли темпы подготовки специалистов в четырех вузах республики, расположившихся в Махачкале [2].

В исследуемый период заметно выросло число обучающихся в вузах республики девушек-горянок. В 1948 г. они составляли 13% общего состава студентов. Более 200 девушек-горянок обучалось в Дагестанском женском учительском институте. В 1946 г. институт сделал свой первый выпуск, вуз окончили 33 девушки-горянки. В то же время проблема подготовки женских кадров в республике оставалась не до конца решенной. В 1949-1950 гг. во всех средних специальных учебных заведениях обучалось только 395 девушек-горянок, в педагогическом институте им. С. Стальского, медицинском, сельскохозяйственном институтах - 145 и в вузах других городов страны - 51. За период с 1946 по 1948 г. Дагестанский сельскохозяйственный институт окончила только одна горянка. Надо отметить, что в 1950 г. высшие и средние учебные заведения городов Дагестана подготовили 1 600 специалистов для различных отраслей народного хозяйства и культуры [3]. Каждое из 23 специальных средних и высших учебных заведений республики к концу четвертой пятилетки внесло весомый вклад в подготовку кадров

молодых специалистов. К примеру, Дагестанским государственным медицинским институтом с 1932 по 1950 г. было подготовлено 2 179 врачей [4].

Значительное место в подготовке занимали заочные высшие и средние специальные учебные заведения. С 1948 г. в республике работали Махачкалинский и Каспийский учебно-консультационные пункты. В 1957 г. при Махачкалинском механическом техникуме было открыто вечернее отделение, в котором обучались 540 человек [5].

Крупнейшим событием в культурной и научной жизни республики, важным фактором дальнейшего совершенствования подготовки кадров для народного хозяйства и культуры явилось открытие в 1957 г., накануне 40-й годовщины Октябрьской революции, Дагестанского государственного университета. Его открытие свидетельствовало о расцвете науки и культуры в Дагестане. Университет был создан на базе педагогического института имени С. Стальского в Махачкале.

В становлении университета, в особенности в укреплении учебно-материальной базы, большую помощь оказали Московский, Ленинградский, Ростовский университеты, а также университеты братских республик Закавказья - Азербайджанский, Ереванский и Тбилисский. Академии наук Азербайджанской, Грузинской, Армянской ССР передали в дар учебное оборудование и много литературы. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова безвозмездно передал в дар университету учебное оборудование для физической и химической лаборатории стоимостью 800 тыс. руб. [6].

Благодаря этой помощи, а также усилиям Совета Министров Дагестана университет быстро окреп и превратился в крупнейшее учебное заведение республики. На работу в Дагестанский государственный университет было направлено много квалифицированных преподавателей. За короткий срок была создана современная лабораторная база, позволяющая успешно вести учебную и научно-исследовательскую работу. Уже в 1958 г. в составе университета имелось 26 кафедр, на которых работали 172 преподавателя, в том числе 4 профессора и доктора наук и более 60 кандидатов наук и доцентов [7]. Ежегодно сотни молодых специалистов приезжали в Дагестан по путевкам различных министерств и ведомств из других областей и республик. Так, за 10 лет (1950-1959) в Дагестан прибыло из других республик и областей более 12 тыс. специалистов [8].

На 1 декабря 1957 г. в народном хозяйстве республики было занято 25,6 тыс. специалистов, в том числе 9,1 тыс. человек с высшим образованием, 16,5 тыс. со средним специальным образованием. В школах Дагестана работали 10 900 учителей, в том числе 4 200 человек с высшим образованием. В медицинских учреждениях было занято 1 300 специалистов с высшим образованием и 1 500 человек со средним [9]. Эти цифры свидетельствовали о том, что по развитию высшего образования Дагестан к концу анализируемого периода добился больших успехов. В этой области наша республика оставила далеко позади не только зарубежные страны на Востоке, но и многие капиталистические страны Западной Европы. На 10 тыс. населения в Дагестане приходилось 65 студентов, в то время как в Турции - 14, Иране - 4, Пакистане - 8, Франции - 37, Италии - 33, Англии - 27 [10].

На базе успехов высшего образования дальнейшее развитие в Дагестане получает наука. Учреждения науки пополняли свои коллективы новыми работниками, расширяли тематику исследования, играли все большую роль в развитии народного хозяйства и культуры республики. В октябре 1945 г. была организована научно-исследовательская база АН СССР. В состав базы входили 6 секторов: геологии, энергетики, химии, почвоведения, зоологии и животноводства, ботаники, институт истории, языка и литературы, а также опытная станция по животноводству и Махачкалинская химическая лаборатория [11]. 6 октября 1949 г. президиум АН СССР принял постановление о создании в республике филиала Академии наук. В деятельности базы принимали участие видный советский ученый, академик И.И. Мещанинов, работавший ряд лет директором, профессора В.Д. Голубятников, Н.В. Яковлев, В.В. Асимцев. К концу 1947 г. коллектив научных работников базы насчитывал 40 человек, в том числе 16 докторов и кандидатов наук [12].

В рассматриваемый период в Дагестане систематически проводились археологические экспедиции с участием Р. Мунчаева, Котовича, М. Пикуль, Д. Атаева и др., достигшие крупных успехов в археологическом исследовании Дагестана. Выявленные памятники каменного века и эпохи металла позволили ученым приступить к изучению истории народов Дагестана с древних времен. В анализируемые годы институт продолжал широкие исследования по различным периодам истории народов Дагестана, по диалектологии, национальным литературам, этнографии.

О возросшей научной квалификации сотрудников Института ИЯЛ говорило внесение ими научной ясности в спорные вопросы истории Дагестана. Институт издал 11 названий исто-рико-партийной мемуарной литературы [14].

Отдельными книжками были выпущены популярные очерки о жизни и революционной деятельности У. Буйнакского, М. Дахадаева и др. В проведении научных исследований много было сделано учеными и преподавателями высших учебных заведений республики.

Таблица 1. Состав научных работников вузов на 1 июля 1959 г. [15] Table 1. Composition of the scientific university staff as of 1 July 1959 [15]

Наименование В том числе В т.ч. из местных народов

профессоров, докторов наук кандидатов наук, доцентов всего преподавателей с учеными степенями

Дагестанский университет 172 4 60 66 26

Медицинский институт 137 9 53 57 27

Сельхоз институт 95 5 31 31 8

Женский пединститут 52 - 11 20 5

В исследуемые годы города превращаются в центры подготовки специалистов для аграрного сектора экономики Дагестана. В соответствии с решениями Совета министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1957 г. руководством республики была проделана значительная работа по улучшению деятельности сельскохозяйственных учебных заведений. При этом особое внимание уделялось сосредоточенному в Махачкале Дагестанскому сельскохозяйственному институту, выпускавшему специалистов высшей квалификации [16].

Проведены мероприятия по охвату городского населения высшим и средним специальным образованием. Все активнее разворачивались научно-исследовательские работы в Дагестанском филиале АН СССР, вузах республики. В целом усилия городских органов власти и управления в этом направлении положительно сказались на темпах социально-экономического и культурного развития Дагестана.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Дагестан за 50 лет. Статистический сборник. 1967 год. - С. 95.

2. Цифры из архива ДАГРОФИЛИАЛА И.М.Л. ЦК КПСС фонд. 1 ОП 83 Д. 782.

3. Советский Дагестан за 40 лет. Статистический сборник. - С. 130.

4. Дагестанская правда. - 1950. - 4 ноября.

5. Абилов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана 1959 г. - С. 207.

6. Там же. - 208 с.

7. Народное хозяйство АССР. Статистический сборник 1958 г. - С. 84.

8. Журнал «Коммунист». - 1958. - № 15.

9. ЦГАРД Ф.1 оп 85 Д 491.

10. Труды первой научной сессии Дагестанской базы академии наук СССР 8-11 октября 1947 г.

11. Каймаразов ГШ. Очерки истории и культуры народов Дагестана. - М., 1971. - С. 369.

12. Там же. - С. 379.

13. Известия восточных филиалов АН СССР. - Новосибирск, 1957. - С. 127.

14. Абилов А.А. Указ. соч. - С. 220.

15. Цифры и факты из отчетов вузов за 1958-1959 гг.

16. Зульпукаров З.Г. Социально-экономические преобразования в Дагестане (1920-1970). - Махачкала, 1977. - С. 148.

REFERENCES

1. Daghestan for 50 statistical collection of 1967 год. P. 95.

2. Numbers from the archive of ДАГРОФИЛИАЛА И.М.Л. ЦК КПСС fund. 1 ОП 83 Д. 782.

3. 3.Soviet Daghestan for 40. Statistical collection, p. 130.

4. 4.Daghestan true 1950 year. On November, 4.

5. 5.Abilov А.А. Essays of soviet culture of people of Daghestan 1959. P. 207.

6. 6. Ibid, 208 p.

7. 7. National economy of АССР. Statistical collection 1958. P. 84.

8. 8. Magazine communist. 1958. № 15.

9. 9. CGA RD F.1 Op 85 D 491.

10. 10.Labours of the first scientific session of the Daghestan base of academy of sciences of the USSR of October, 8-11, 1947.

11. 11. Kaimarazov G.Sh. Essays of history and culture of people of Daghestan. Moscow, 1971, p. 369.

12. 12. Ibid, p. 379.

13. 13. Information of East branches of A.S. of the USSR. Novosibirsk, 1957. P. 127.

14. 14. Abilov A. A. Ibid. P. 220.

15. 15.Numbers and facts from the reports of institutions of higher learning for 1958-1959.

16. Sul'pukarov S.G. Socio-economic transformations to Daghestan (1920-1970) Makhachkala, 1977. P. 148.

Информация об авторе

Магомедов Магомед-Ганипа Гамидович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства, Махачкала (Республика Дагестан) Россия

magomed-ganipa@mail.ru

Получена: 1405.2015

Information about the author

Magomedov Magomed-Ganipa Gamidovich, Candidate for Doctorate in History, Associate Prof., Chair of Humanities, Dagestan State Institute of National Economy. Makhachkala city, (Republic of Dagestan), Russian Federation magomed-ganipa@mail.ru

Received: 1405.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.