Научная статья на тему 'Из истории педагогического образования в Дагестане (1965 - 1985 годы)'

Из истории педагогического образования в Дагестане (1965 - 1985 годы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеобразовательная школа / педагогические учебные заведения / подготовка учителей / система образования / квалифицированные учительские кадры / the general school / pedagogical educational institutions / Training of teachers / qualified personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каймаразова Лейла Ганиевна

Рассмотрены некоторые проблемы формирования педагогической интеллигенции Дагестана в 1965 1985 гг. Освещены вопросы подготовки учителей в высших и средних педагогических учебных заведениях республики, обеспечения школ квалифицированными учительскими кадрами. Показано негативное влияние административно-командных методов управления системой образования на учебно-воспитательный процесс в педагогических учебных заведениях Дагестана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of formation pedagogical intelligence of Dagestan in 1965 1985 are discussed. Processes training of teachers and the completing general school with qualified personnel in Dagestan are characterized. Negative influence administrative-command methods on the educational training process in pedagogical educational institutions is shown

Текст научной работы на тему «Из истории педагогического образования в Дагестане (1965 - 1985 годы)»

УДК 373

ИЗ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ

(1965 - 1985 годы)

© 2010 г. Л.Г. Каймаразова

Институт истории, археологии и этнографии Institute of History, Archeology and Ethnography

Дагестанского научного центра РАН, of Dagestan Scientific Center of RAS,

ул. М. Ярагского, 75, г. Махачкала, 367030 M. Yaragskiy St., 75, Makhachkala, 367030

Рассмотрены некоторые проблемы формирования педагогической интеллигенции Дагестана в 1965 - 1985 гг. Освещены вопросы подготовки учителей в высших и средних педагогических учебных заведениях республики, обеспечения школ квалифицированными учительскими кадрами. Показано негативное влияние административно-командных методов управления системой образования на учебно-воспитательный процесс в педагогических учебных заведениях Дагестана.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, педагогические учебные заведения, подготовка учителей, система образования, квалифицированные учительские кадры.

Some problems of formation pedagogical intelligence of Dagestan in 1965 - 1985 are discussed. Processes training of teachers and the completing general school with qualified personnel in Dagestan are characterized. Negative influence administrative-command methods on the educational training process in pedagogical educational institutions is shown.

Keywords: the general school, pedagogical educational institutions, training of teachers, qualified personnel.

История становления и роста интеллигенции в Дагестане, где насчитывается более 30 коренных народностей и этнических групп, поучительна и характеризуется рядом отличительных особенностей. Ее изучение и осмысление представляет не только теоретический интерес, но и имеет большое практическое значение. Педагоги - самый многочисленный слой интеллигенции. Кроме того, фактическая функциональная роль учителя, преподавателя выходит далеко за рамки его чисто профессиональной деятельности.

Дагестанской историографией наработан определенный опыт обстоятельного осмысления культурных

процессов в Дагестане в новейшее время. Вопросы истории культуры, образования и подготовки кадров нашли отражение в работах А.А. Абилова, Г.Ш. Каймаразова, А.М. Магомедова, Х.Г. Магидова [1] и других исследователей. Однако в исторической литературе до сего времени нет монографических разработок, в которых в широких хронологических рамках освещаются вопросы становления и развития дагестанской педагогической интеллигенции на протяжении всего ХХ в. на фоне общего прогресса жизни народов края в тесной связи с ростом их культуры и образования.

В настоящей статье мы попытались на основе новых архивных источников, документальных публикаций, материалов периодической печати с учетом накопленного историографического опыта осветить проблему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в Дагестане в период введения всеобщего среднего образования, осуществления новых попыток реформирования общеобразовательной и профессионально-технической школы в 1965 - 1985 гг.

Изучаемый период характеризовался исключительным вниманием органов власти и управления к системе образования. Именно в это двадцатилетие происходило развитие советской модели школьной системы, которая с незначительными изменениями просуществовала вплоть до трансформации общественно-политического устройства в стране на рубеже 80-90-х гг.

В решениях XXIII съезда КПСС (29 марта - 8 апреля 1966 г.) и постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. предусматривалось ускорение темпов введения всеобщего среднего образования в стране и предполагалось, что оно должно быть в основном завершено к 1970 г. Органы власти, общественные и хозяйственные организации были ориентированы на расширение сети средних общеобразовательных школ, укрепление их материально-технической и учебной базы, создание условий для повышения уровня учебной работы, улучшения связи школы с жизнью.

В Дагестане в 1965/66 учебном году насчитывались 631 неполная средняя школа и 215 средних общеобразовательных школ. В том же году средние школы республики окончили 5660 человек. В последующие годы количество выпускников средних школ росло и в 1970/71 учебном году составило 9854 [2, с.137]. Это было значительно больше, чем могли принять местные вузы. Таким образом, уже на рубеже 60-70-х гг. высшие и средние специальные учебные заведения Дагестана имели полную возможность отбирать молодежь для продолжения образования, подготовки квалифицированных специалистов.

С введением всеобщего среднего образования и связанным с этим резким ростом численности выпускников средних общеобразовательных школ у вузов и средних специальных учебных заведений республики появились новые проблемы. При существовавших планах приема им не удавалось обеспечить местами всех желающих получить образование, в частности педагогическое. Не решало проблему и увеличение числа молодых дагестанцев, поступающих в специальные учебные заведения за пределами республики. Поэтому в республике, как и по всей стране, наряду с расширением сети и ростом контингента учебных заведений дневной формы обучения большое развитие получило вечернее и заочное обучение, создавались филиалы и отделения вузов и техникумов при крупных промышленных предприятиях, агропромышленных комплексах, в городах, рабочих поселках. Среди поступающих в вузы стало больше окончивших среднюю школу с медалью и отличными и хорошими оценками в аттестате зрелости и выпуск-

ников средних специальных учебных заведений, рекомендованных в вуз.

В изучаемые годы учительские кадры для республики готовили педагогические факультеты Дагестанского государственного университета, Дагестанский государственный педагогический институт и педагогические училища.

Развитие материально-технической и учебной базы, рост численности и квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава позволяли увеличить прием абитуриентов на педагогические факультеты университета и в Дагестанский педагогический институт [3, с. 137]. Такая необходимость была продиктована тем, что школы республики даже в начале 70-х гг. продолжали испытывать нехватку учителей по многим учебным дисциплинам. Так, по данным Министерства просвещения ДАССР, в 1970/71 учебном году не хватало около 300 преподавателей русского языка, более 250 преподавателей физики и математики, около 200 - естествознания и химии, 190 - иностранных языков, 150 - физического воспитания, 120 - музыки и пения [4, с. 30]. Ощущалась потребность в укомплектовании школы, в том числе начальной, высококвалифицированными специалистами. Между тем профессионально-квалификационный уровень учителей начальной школы ДАССР резко отставал не только от уровня ушедших вперед районов страны, но и средних показателей по РСФСР. В 1970/71 учебном году процент учителей без соответствующего образования в 1 -3 классах школ республики составлял 9,5, тогда как по РСФСР - 4 % [4, с. 38].

Поэтому наряду с мерами по совершенствованию подготовки учителей начальных классов в педагогических училищах в республике уже во второй половине 70-х гг. были предприняты практические шаги по подготовке учителей для этих классов в университете и педагогическом институте. В последнем в 1974 г. открылся специальный факультет начальных классов. К началу 80-х гг. на дневном и заочном отделениях факультета обучалось 644 студента [4, с. 173], которые изучали соответствующий курс общественных, естественных, физико-математических дисциплин, педагогики, психологии, приобретали необходимые знания в области физического воспитания детей, обучения труду, преподавания музыки, пения, рисования. В 1978 -1980 гг. более 200 выпускников факультета начальных классов педагогического института пополнили ряды учителей школ республики.

В 1975 г. при этом педагогическом вузе был открыт факультет повышения квалификации директоров общеобразовательных школ. За первые 5 лет работы факультета здесь повысили свою квалификацию около 2000 директоров школ Дагестана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии.

В рассматриваемые годы в вузах Дагестана значительно увеличилась численность, повысился уровень подготовки специалистов по дагестанским языкам и дагестанской литературе, иностранным языкам, физической культуре и спорту, а в педагогическом инсти-

туте - преподавателей высокой квалификации по черчению и рисованию, трудовому обучению.

В середине 70-х гг. были внесены некоторые коррективы в профиль подготовки учителей в педагогических училищах республики. Так, в Избербашском педучилище стали готовить учителей по музыкальному воспитанию и преподавателей черчения и рисования, в Буйнакском - учителей начальных классов, черчения и труда. Учителей начальных классов и пионервожатых готовило Дербентское педучилище, Хасавюртовское - учителей начальных классов и преподавателей физического воспитания [5].

Укрупнение педагогических училищ (1976 г.) и изменение профиля подготавливаемых ими специалистов были продиктованы жизнью. В условиях, когда педагогические факультеты университета и педагогический институт увеличили подготовку учителей высшей квалификации, отпала необходимость в сохранении в педагогических училищах контингентов учащихся по специальности «учитель начальных классов». В то же время значительно возросла потребность в подготовке учителей для начальных классов по узким специальностям (рисование, музыкальное воспитание, трудовое обучение, физическое воспитание).

Позитивную роль в развитии общественной активности будущих учителей играли функционировавшие в государственном университете и педагогическом институте факультеты общественных профессий. На отделениях этих факультетов студенты получали дополнительные специальности лекторов-международников, руководителей школ и кружков сети политического просвещения, организаторов народного образования, патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы, приобретали навыки руководства детскими и юношескими коллективами художественной самодеятельности, работы в сфере музейного дела, краеведения.

В первое пятилетие исследуемого периода (1965/66 - 1970/71 учеб. гг.) численность студентов Дагестанского госуниверситета возросла почти в 1,5 раза, вуз подготовил 3418 специалистов [3, с. 137]. На 40 кафедрах университета работало около 500 преподавателей, 44 % из которых имели ученые степени и звания, показатель более высокий, чем в целом по вузам Российской Федерации [3, с. 314]. В 1971 -1975 гг. Дагестанский педагогический институт принимал ежегодно более одной тысячи студентов. Общая их численность достигла к концу 1975 г. 5300 человек. За 1971 - 1980 гг. педагогический институт выпустил 9709 учителей по 11 специальностям [4, с.57, 59]. Педагогические училища республики ежегодно выпускали сотни учителей для начальных классов, несмотря на то, что в начале 80-х гг. прием в эти учебные заведения заметно сократился.

Изменения произошли и в национальном составе студентов педагогических учебных заведений. В них стало больше представителей местных национальностей, сельской молодежи, девушек-горянок. Во второй половине 60-х, в 70-е, да и в последующие годы продолжали действовать введенные ранее квоты для мо-

лодежи высокогорных районов, испытывавших большую нехватку квалифицированных учительских кадров. Правда, не всегда льготные квоты заполнялись полностью. Случалось, что на льготные места направлялись лица, которые в льготах не нуждались. Так, в 1973 г. на четыре педагогических факультета ДГУ при установленном лимите в 150 человек для внеконкурсного зачисления выпускников общеобразовательных школ из 10 районов было принято всего 56 [6].

В целом по вузам республики уже в 1970/71 учебном году из 2635 принятых на дневные отделения представители сельской молодежи составляли 61,7 %, а в педагогическом институте - более 76 %. Девушек было принято в вузы 1140 (43 %), в том числе горянок - 878 (33 %) [7]. Тенденция роста доли сельской молодежи, в том числе девушек, в составе студентов педагогических учебных заведений была характерна и для последующих лет. Так, в 1977 г. в Дагестанском педагогическом институте в контингенте принятых на первый курс учащихся представители сельской молодежи составляли около 80 %, а девушки - около 53 %.

В первой половине 80-х гг. прием в высшие и средние учебные заведения системы просвещения оставался стабильно высоким и составлял 2,8 - 2,9 тыс. чел. по вузам и 1,0 - 1,2 тыс. чел. по средним специальным учебным заведениям. Численный состав студентов вузов и учащихся средних педагогических учебных заведений ДАССР в эти годы колебался в пределах 13,4 и 14,2 тыс. человек. За 1981 - 1985 гг. высшие учебные заведения системы просвещения республики выпустили 12,4 тыс. специалистов, а средние специальные учебные заведения - 4,4 тыс. специалистов [8, с.211].

В то же время в эти годы в педагогических учебных заведениях получили распространение «процентомания», формализм, имевшие место в системе образования, а уровень теоретической и практической подготовки будущих педагогов зачастую оставлял желать лучшего. Позитивные изменения численности преподавателей с учеными степенями и званиями, в оснащении современными средствами обучения не всегда сопровождались адекватным повышением теоретических знаний и практической подготовки студентов. Наблюдалась тенденция к снижению учебной и общественной дисциплины, росту пропуска занятий без уважительной причины, значительный отсев и факты отчисления из-за неуспеваемости. Так, в 1976 - 1980 гг. из вузов Дагестана выбыло 4652 студента [10], в том числе из-за неуспеваемости - 2469 студентов, нарушения дисциплины - 264 [11, л. 24].

Многие выпускники оседали в городах, хотя в городских школах не было недостатка в учителях. Например, к началу 1975/76 учебного года в Хасавюртовском, Агульском, Дербентском районах к работе не приступили более 50 % направленных в школы и другие учреждения системы образования молодых специалистов [11, л. 22].

Нехватка учителей по некоторым специальностям в сельских школах, нестабильность педагогических коллективов объяснялись отсутствием нормальных

условий для работы, досуга сельских учителей и устройства их быта. Им не предоставлялись или предоставлялись не в полном объеме установленные законом льготы. Даже в конце 70-х гг. несколько тысяч дагестанских учителей нуждались в улучшении жи-лищно-бытовых условий. Кроме того, сельские учителя испытывали трудности из-за недостатка учебной, методической, научной и другой литературы, были ограничены в общении, по сравнению с городскими коллегами, с более высокой культурной средой, в обмене опытом педагогической работы и др.

К середине 80-х гг. дагестанская педагогическая интеллигенция насчитывала около 30 тыс. чел. Численность учителей общеобразовательных школ республики выросла с 1966 по 1985 г. на 12,8 тыс. чел., или более чем на 70 % [9, с. 204; 8, с. 205].

Сравнительно высокие темпы роста общей численности учителей со специальным образованием сопровождались увеличением количества женщин-педагогов, получивших специальное образование. Уже в 1965 - 1970 гг. число учительниц с высшим педагогическим образованием (вместе с культпросветработниками) увеличилось на 2 тыс. чел. и составило 6,9 тыс., а со средним специальным образованием - на 1,7 тыс., составив 6,3 тыс. [9, с. 179]. В 1971 г. удельный вес женщин, занятых в системе просвещения и культуры, достиг 57,7 % [9, с. 175]. В последующие годы число женщин в педагогических коллективах стало преобладающим, хотя на должностях директоров школ они были в меньшинстве. В тот же период в составе руководителей средних общеобразовательных школ и местных органов народного образования появились специалисты с учеными степенями - в основном это были кандидаты исторических и педагогических наук.

Другая особенность динамики развития педагогической интеллигенции, отчетливо наблюдавшаяся с 60-х гг. , проявилась в заметном уменьшении преподавателей русской национальности, русскоязычных педагогов. Объяснялось это прекращением практики направления в республику учителей по путевкам Министерства просвещения РСФСР из других районов страны, усилением оттока русского населения из Дагестана и как следствие этого уменьшением контингента русскоязычных студентов в педагогических учебных заведениях республики.

К середине 80-х гг. учителя из местных национальностей составляли более 80 % коллективов сельских средних общеобразовательных школ, за исключением школ равнинных Кизлярского, Тарумовского и отдельных мест некоторых других районов. В остальных школах процент учителей из коренных народностей Дагестана был еще выше.

К сожалению, архивные документы и статистические сведения не позволяют показать динамику изменений возрастного состава учительского корпуса республики. О ней можно судить лишь по косвенным данным, а они свидетельствуют об известном среднем омоложении педагогических кадров, в частности учителей с высшим образованием.

В повышении уровня профессиональной квалификации, а также педагогического и методического мастерства учителей большую роль играли Институт усовершенствования учителей (ИУУ) и Научно-исследовательский институт школ им. А. Тахо-Годи Министерства просвещения ДАССР. Так, в 1975 г. курсами повышения квалификации при ИУУ было охвачено 4983 чел., в 1980 г. - 6160, а в 1984 г. - 7855 чел. [2, с. 236].

Работники научно-исследовательского института школ (ныне Научно-исследовательский институт педагогики им. А. Тахо-Годи), ученые соответствующих специальностей, опытные педагоги-практики совместно разрабатывали учебные программы, составляли учебники, учебные пособия для дагестанской нерусской школы, готовили методические пособия для учителей. Они часто выезжали в сельские районы, оказывали методическую помощь учителям, работникам органов народного образования, районным методкабинетам, помогали наладить работу методических объединений и секций учителей-предметников и т.д.

В формирование многонациональной педагогической интеллигенции Дагестана, повышение ее профессиональной квалификации в рассматриваемый период весомый вклад внесли ректор Дагестанского госуниверситета, профессор А. Абилов, ректор педагогического института, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, профессор А. Магомедов, ученые этих вузов профессора Р. Магомедов, Б. Кашкаев, Ш. Магомедов, Н. Эмиров, М. Алекберли, Х. Рамаза-нов, П. Львов, А. Аливердиев, А. Юсуфов, А. Агаев, доценты С. Омаров, В. Дзагурова и др. (Даггосунивер-ситет), профессора Г. Аликберов, Г. Багдуев, А. Акимов, Ш. Магидов, И. Ганиев, М. Шигабудинов, Г. Бур-жунов, И. Керимов, Л. Шоцкая, доценты З. Гасанов, Б. Магомедов и др. (Дагпединститут). В подготовке учителей для начальных классов большую роль сыграли директора педагогических училищ - Г. Шиллаев (Буйнакское), К. Казиахмедов (Дербентское), Е. Балко-вая, М. Дургучилов (Буйнакское № 1).

В целом в рассматриваемый период, несмотря на деформации, вызванные укоренившимися административно-командными стилем и методами руководства образованием, остаточный принцип финансирования социально-культурной сферы, общеобразовательная, средняя специальная и высшая школа сделала новый важный шаг в своем развитии. В республике было введено всеобщее среднее образование, создана сеть средних профессионально-технических учебных заведений, получила дальнейшее развитие система подготовки квалифицированных педагогических кадров, позволивших не только комплектовать школы учителями со специальным высшим и средним педагогическим образованием, существенно увеличить их численность, но и усовершенствовать всю структуру педагогической интеллигенции республики.

На наш взгляд, изучение особенностей, оценка достижений и анализ просчетов в деятельности системы педагогического образования многонациональ-

ного Дагестана в условиях реформирования общеобразовательной и профессионально-технической школы в 1965 - 1985 гг. позволят определить возможные пути преодоления кризиса и негативных тенденций в сфере образования в целом, в подготовке и деятельности педагогических кадров в частности.

Литература

1. Абилов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959; Его же. Дагестанский государственный университет имени В.И. Ленина. Исторический очерк. Махачкала, 1973; Его же. Университет обновленного края. Махачкала, 1981; Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. М., 1971; Его же. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. По материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, СевероОсетинской и Чечено-Ингушской АССР. М., 1988; Его же.

Образование и наука в Дагестане в XX веке. Махачкала, 2007; Магомедов А.М. Дагестанский педагогический. Краткий исторический очерк. Махачкала, 1981; Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Махачкала, 1998.

2. Магидов Х.Г. Указ. соч.

3. Абилов А.А. Дагестанский государственный университет...

4. Магомедов А.М. Указ. соч.

5. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 1-п. Оп. 2. Д.3931. Л. 35 - 36.

6. Там же. Д. 3732. Л. 58.

7. Там же. Д. 3492. Л. 114.

8. Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке: стат. сб. Махачкала, 1987.

9. Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР: юбил. стат. сб. Махачкала, 1972.

10. ЦГА РД. Ф.1-п. Оп. 2. Д. 5064. Л. 30.

11. Там же. Д. 5200.

Поступила в редакцию 26 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.