Научная статья на тему 'Общеобразовательная школа Дагестана в 30-е годы XX в'

Общеобразовательная школа Дагестана в 30-е годы XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPREHENSIVE SCHOOL / CULTURE / DAGESTAN / TEACHER / RUSSIAN / LITERACY / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / КУЛЬТУРА / ДАГЕСТАН / УЧИТЕЛЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзабеков Мирзабек Яхьяевич

Статья посвящена анализу деятельности общеобразовательной школы ДАССР в 30-е годы ХХ в. Число общеобразовательных школ в республике в анализируемое десятилетие и охват ими подрастающего поколения неуклонно возрастали. Они стали необъемлемой частью жизни дагестанских народов, являвшихся важным звеном их приобщения к знаниям, повышения образовательного и культурного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общеобразовательная школа Дагестана в 30-е годы XX в»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДАГЕСТАНА В 30-Е ГОДЫ XX В.

Мирзабеков Мирзабек Яхьяевич д.и.н., г.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. yash831@mail.ru Аннотация:

Статья посвящена анализу деятельности общеобразовательной школы ДАССР в 30-е годы ХХ в. Число общеобразовательных школ в республике в анализируемое десятилетие и охват ими подрастающего поколения неуклонно возрастали. Они стали необъемлемой частью жизни дагестанских народов, являвшихся важным звеном их приобщения к знаниям, повышения образовательного и культурного уровня. Ключевые слова:

общеобразовательная школа, культура, Дагестан, учитель, русский язык, грамотность.

Mirzabek Ya. Mirzabekov DSc (History), Principal Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation yash831@mail.ru Annotation:

The article is devoted to the analysis of the activity of the comprehensive school of the DASSR in the 30s of the 20th century. The number of general education schools in the republic during the decade analyzed and their coverage of the under-growing generation has steadily increased. They have become an indivisible part of the life of the Dagestan peoples, who were an important part of their knowledge of knowledge, raising the educational and cultural level.

Keywords:

Comprehensive school, culture, Dagestan, teacher, Russian, literacy.

Первый пятилетний план развития народного хозяйства страны, предусматривая опережающее развитие экономики и культуры ранее отсталых национальных окраин, в области народного образования намечал ускорить темпы развития и достичь качественных перемен в деятельности общеобразовательной школы.

В области просвещения за пятилетие в Дагестане предусматривалось: развернуть сеть школ I ступени с таким расчетом, чтобы в течение первых двух лет достичь полного охвата обучением детей школьного возраста в городах, а к 1933/34 г. добиться полного охвата начальной школой всех детей школьного возраста; улучшение качества работы школы (борьба с отсевом, обеспечение школ педагогическими кадрами, учебными пособиями и пр.); ликвидация неграмотности среди подростков и взрослого населения в возрасте от 16 до 25 лет; уменьшение процента неграмотности остальных категорий населения; полный охват детей общедоступной повышенной школой в городах и расширение сети таких школ в сельской местности.[1, а13]

Выполнение указанных мероприятий должно было далеко продвинуть развитие народного образования и способствовать общему культурному прогрессу народов Дагестана. В республике развернулась большая работа по скорейшему завершению подготовки к введению всеобщего начального обучения, строительству школьных зданий, созданию специальных фондов помощи всеобучу, разъяснению населению закона о всеобщем обязательном обучении, изданию учебников на дагестанских языках. Между районами развернулось соревнование за лучшую подготовку к введению всеобуча. В короткий срок были собраны десятки тысяч рублей на нужды всеобуча. Дагестанцы обязались засеять весной 1931 г. сотни гектаров земли и направить весь собранный урожай на удовлетворение нужд всеобуча.

Повсеместно были созданы комитеты, руководившие проведением всеобуча. В связи с введением всеобуча в городах и части районов ассигнования на начальное образование были существенно увеличены. В 1931 г. только из республиканского бюджета на образование было ассигновано более 12,2 млн. руб. [2, ^109] Общая сумма затрат на просвещение в Дагестане в 1931 г. составила 22,7 млн. руб., что в четыре с лишним раза перекрывали затраты 1927/28 г. [3, л.8].

Усиление внимания к развитию общеобразовательной школы позволил заметно расширить сеть начальных школ в республике. В 1931 г. число школ I ступени в Дагестане возросло до 929, в том числе 896 в сельской местности. [3, л.135]. В последующие годы реализации курса на начальный всеобуч темпы их роста не снижались. В 1933 г. в республике насчитывалось 1300 школ I ступени, из них 1264 в сельских населенных пунктах.[3, л.135]. В этот

период удалось переломить неблагоприятную тенденцию и добиться резкого увеличения общеобразовательных школ в горных районах, в которых за два года было открыто более 300 школ и общее их количество на конец 1933 г. доведено до 729 единиц. [4, л.55].

Однако такой быстрый рост школьной сети не сопровождался адекватным развитием материальной базы. В республике сохранилась острая нехватка ученических мест и оборудования.

Параллельно партийные, советские органы, органы народного образования республики пристальное внимание уделяли увеличению охвата детей школьного возраста общеобразовательными школами. Так, на 1930/31 учебный год план охвата детей школами всеобуча по республике был определен в 90400 человек. Удалось вовлечь в школу 88600 человек, т.е. 98,1% к плану. Из общего количества учащихся 64,1% составляли мальчики и 35,9% девочки. В последующие годы благодаря массово-разъяснительной работе партийных, советских органов, усилиями педагогических коллективов школ удалось поднять долю девочек в начальной школе республики, в том числе и в сельской местности.

Важным условием успешного осуществления курса на всеобщее обязательное обучение подрастающего поколения являлось создание школ-интернатов и пришкольных интернатов в школах с соответствующей учебно- материальной базой и подготовленными педагогическими кадрами. Необходимость их создания, в первую очередь, диктовалось преобладанием в республике небольших по численности населенных пунктов и нехваткой финансово-материальных ресурсов на создание в них школ с полноценной учебно-материальной базой. Ко времени введения всеобуча в Дагестане насчитывалось до 1900 населенных пунктов (83,1%), в которых проживало менее 500 жителей. Среди аулов республики 63,4% имели число жителей менее 200. [5, с.199-200]. В 1931 г. сеть интернатов в республике была доведена до 17, что потребовало 10 тыс. руб. дополнительных ассигнований на содержание учащихся из малообеспеченных семей.[6, с.99].

Такое количество интернатов не удовлетворяло потребности в них. Не могло оказать существенного влияния на охват подрастающего поколения всеобучем. В условиях Дагестана преобладала небольшая по количеству учащихся общеобразовательная школа. Хотя это распыляло средства и педагогических кадров и отражалось на качестве учебно-воспитательного процесса, она способствовала лучшему охвату сельских детей начальным всеобучем. Часть родителей, соглашаясь отдавать детей в местные школы, категорически возражала против их отправки в райцентры и другие населенные пункты, не говоря о городах.

Исключительно острой проблемой, негативно отражавшейся на усилиях властных структур, органов народного образования республики, являлось наличие значительного количества переростков, не охваченных обучением.

В новых условиях серьезной проблемой оставалось удовлетворение быстрорастущих запросов общеобразовательных школ в педагогических кадрах. Для ускорения темпов подготовки учительских кадров руководство республики решило создать сеть национальных пед-комбинатов. В 1930-1931 гг. в Дагестане были открыты педкомбинаты на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, азербайджанском и русском языках с контингентом учащихся более 1500 человек. В состав нового педагогического учебного заведения входили: трехгодичный национальный педагогический техникум, одногодичные и двухгодичные педагогические курсы. В 1931/32 учебном году в педкомбинатах обучалось около 1700 учащихся, в том числе 1602 представителя народностей Дагестана, из них 316 горянок. В 1930/31 г. всеми учебными заведениями педагогического профиля и курсовой сетью республики было подготовлено и направлено в общеобразовательные школы 1115 учителей. Помимо них, значительное число учителей направлено в Дагестан Наркомпросом РСФСР. Несмотря на это, общеобразовательные школы республики продолжали испытывать острую нехватку педкад-ров. В конце 1931 г. в школах Дагестана насчитывалось 2787 учителей. Это удовлетворяло 57% потребности школ в педагогических кадрах. [7, л.118]. Такое положение во многом было следствием их текучести из-за низкой оплаты труда и неудовлетворительных материально-бытовых условий.

Начало 30-х годов было ознаменовано зарождением высшего образования в Дагестане. В 1931 г. открыт педагогический институт - первый вуз республики, который начал готовить

учителей высшей квалификации для школ повышенного типа. Заметно увеличился прием в педагогические техникумы и рабфаки республики. Значительное число педагогических кадров для школ республики продолжало готовиться через различные краткосрочные курсы.

В 1932 г. в школах Дагестана насчитывалось 4818 учителей, что на 2031 человек больше по сравнению с предыдущим годом. [8, с.79-80]. Такой рост был, в основном, достигнут за счет учителей с курсовой подготовкой. Общеобразовательные школы республики продолжали испытывать острую нехватку учителей с высшим и средним специальным педагогическим образованием, что негативно отражалось на качестве учебно-воспитательного процесса.

В связи с введением всеобуча резко возросла потребность в улучшении издания учебников для школ на родных языках и новом дагестанском алфавите. В совершенствовании нуждалось и качество издаваемой литературы. В начале 30-х годов в республике в этом важном деле также были достигнуты значительные результаты. Только в 1930 г. и за 4 месяца 1931 г. для всеобуча, ликпунктов и школ малограмотных было издано более 1 млн. 100 тыс. экземпляров учебников и другой учебной литературы на дагестанских языках, что намного превышало количество учебной литературы, выпущенной в течение ряда предыдущих лет. Однако и такой объем изданий был далеко не достаточным для удовлетворения потребности школ в учебной литературе. Из-за слабой полиграфической базы Даггосиздата, нехватки квалифицированных авторов, а также издательских работников из коренных народностей план выпуска учебников не выполнялся. [2, с.110]. Учитывая остроту нехватки школьных зданий и ученических мест, властные структуры республики в 1932 г. активизировали внимание к строительству школ и пристроек к ним. На эти цели по республике за год было ассигновании 3162 тыс. руб., из которых 2839 тыс. руб. - вложения населения. [9, с.440].

К началу 1932/33 учебного года в Дагестане было развернуто строительство 179 новых школ и достройки 88 школ. К ноябрю 1932 г. закончено было строительство 162 школ. Эти меры способствовали ускорению осуществления перехода к начальному всеобучу подрастающего поколения. План охвата детей школьного возраста по республике на 1 января 1932 г. был выполнен на 80%, в том числе в городах - 88,5% и сельской местности - 79,2%. [10, с.240-241].

В 1932/33 учебном году дагестанская общеобразовательная школа в основном завершила переход к всеобщему обязательному начальному обучению подрастающего поколения. Из 152000 детей школьного возраста по данным на ноябрь 1932 г. обучением было охвачено 134000 человек или 88,2%. [9, с.440].

Этот результат во многом был достигнут волевыми решениями властных структур республики по выполнению директивных установок о введении начального всеобуча. Хотя ими в ходе осуществления школьно-образовательной политики на данном этапе продолжали активно использоваться административный нажим и произвол, противодействующим развитию новой образовательной системы, местное население в значительной части все больше начинает осознавать важность получения современного образования и постепенно включалось в школьное строительство. Число начальных школ увеличилось с 1929/30 по 1932/33 учебный год почти в 2,6 раза, а количество учащихся в них - более чем в 3 раза.[5, с.201].

Дагестанская общеобразовательная школа на этом этапе по преимуществу являлась начальной. Но, охватом детей школьного возраста начальной школой не ограничивалось решение проблемы всеобуча. Необходимо было сохранить весь контингент учащихся, обеспечить повышение учебно-воспитательного процесса. В этом плане в дагестанской общеобразовательной школе сохранялись серьезные трудности и нерешенные проблемы. Отсев учащихся объяснялся в значительной степени непониманием определенной частью дагестанцев получения законченного начального образования подрастающим поколением, прежде всего горянками, трудностями материально-бытового порядка и неудовлетворительной постановкой учебно-воспитательного процесса в части общеобразовательных школ республики, прежде всего в сельских.

В условиях, когда дагестанская общеобразовательная школа успешно решила задачу перехода к всеобщему начальному обучению подрастающего поколения, исключительное значение приобретала задача расширения сети семилетних и средних школ, увеличение охвата ими детей школьного возраста, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Меры по дальнейшему совершенствованию деятельности общеобразовательной школы были намечены в постановлениях ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» и от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».

В 1932 г. дагестанская школа начала работать по новым учебным программам, предусматривающим более последовательное изучение учащимися основ наук. Для улучшения методического руководства школами, местными органами народного образования при Нар-компросе ДАССР был учрежден Методический совет.

Решение задачи дальнейшего развития школьного образования в многонациональном регионе во многом зависело от увеличения его финансирования. Только за три года второй пятилетки (1933-1935) на развитие народного образования по бюджету республики было ассигновано около 67,7 млн. руб., т.е. на 25 млн. руб. больше, чем за все годы первой пятилетки. [11, с.128]. Расходы по культурному строительству в расчете на одного жителя Дагестана по сравнению с 1931 г. возросли на 8,6 рубля и достигли в 1933 г. 32,6 рубля. [12, Л.134] Кроме бюджетных средств, на строительство школ и пристроек к ним широко привлекались материальные ресурсы, выделяемые промышленными предприятиями, колхозами, совхозами, общественностью. Участие населения в строительстве и ремонте школ, оборудовании их учебными принадлежностями играло значительную роль в развитии народного образования в республике. По далеко не полным данным за два года (1932-1933) население Дагестана вложило в строительство новых школьных помещений 2300 тыс. руб. Каждый из 40 районов республики ввел в строй несколько новых школ и других учреждений культурно-бытового назначения. Особой активностью эта работа отмечалась в Ботлихском, Чародин-ском, Хасавюртовском, Буйнакском, Казбековском и других районах.

Усилению активности городов и районов многонационального региона в укреплении и дальнейшем развитии общеобразовательной школы способствовало и внимание властных структур к данной проблеме. Так, только в 1935 г. на заседании СНК ДАССР были заслушаны отчеты 9 председателей районных Советов депутатов трудящихся о ходе школьного строи-тельства.10 августа 1935 г. на заседании бюро Дагестанского обкома партии были заслушаны доклады секретарей Кизлярского, Коркмаскалинского, Касумкентского, Хунзахского и Ах-тынского райкомов партии о ходе подготовки школ к новому учебному году. [13, л.106]. По итогам обсуждения отчетов были приняты решения, обязывающие местные партийные, советские организации использовать ресурсы и возможности колхозов, совхозов в строительстве и ремонте объектов народного образования.

По инициативе органов власти в анализируемый период в Дагестане все активнее разворачивалось межрайонное и внутрирайонное соревнования по строительству, своевременной и успешной подготовке школ к началу учебного года. Хотя активность населения в них возрастала, широко использовался и административный ресурс в развертывании социалистического соревнования.

В 1935 г. по решению ДагЦИКа городские и сельские Советы республики включились во Всесоюзный конкурс-соревнование за лучшую организацию помощи школе. Всего по неполным данным в конкурсе участвовали 374 сельсовета Дагестана.

В ходе конкурса во многих сельских районах активизировалась работа по укреплению материальной базы общеобразовательной школы, включению в нее широких слоев общественности. Так, в Ботлихском районе полностью было завершено строительство 8 школ, отремонтированы все школы, учителя и школы обеспечены топливом. В Капчугайском сельсовете Кумторкалинского района завершен капитальный ремонт школы, приобретено 2 новых класса, при школе создана библиотека, для подсобного хозяйства школы приобретено 30 баранов. Всего в 1935 г. в Дагестане, вместо запланированных 120, было построено и введено в эксплуатацию 205 школ.

Однако, и во второй половине 30-х годов сохранялись значительные трудности и нерешенные проблемы в школьном строительстве. В республике из-за слабости строительной индустрии планы строительства и ремонта школьных помещений зачастую не выполнялись в установленные сроки, значителен был процент долгостроя. Так, к началу 1939/40 учебного года в республике было построено и сдано в эксплуатацию всего 12 школ, из них 3 в городах и 9 в районах с общим количеством 3480 ученических мест при плане 39 школ.[8, с.62-63].

Несмотря на определенные позитивные изменения и результаты, материальная база к концу 30-х годов оставалась одной из самых слабых звеньев школьного образования в республике. Новые ответственные задачи, вставшие перед общеобразовательной школой республики, обусловили усиление потребности национальной школы в стабильных учебниках на письменных языках народов Дагестана, на которых велось преподавание учебных дисциплин. Бюро Дагестанского обкома партии в постановлении от 13 апреля 1933 г. «Об издании стабильных учебников для начальных школ коренных народностей ДАССР и обеспечении стабильными учебниками всех школ I ступени, ФЗС и ШКМ ДАССР» определило конкретные мероприятия по составлению стабильных качественных учебников на дагестанских языках, ускорению их издания и удовлетворению потребностей школ республики. Была создана специальная комиссия для проверки переводимых и издаваемых книг. [14, с.78].

Для составления учебников на дагестанских языках привлекались наиболее подготовленные представители национальной интеллигенции: Р. Нуров, С. Абдуллаев, М. Чаринов, А. Батырмурзаев, М. Гаджиев, Т. Шалбузов, М.С. Саидов и др.

В 1933 г. на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, ногайском и табасаранском языках было издано 116 названий учебников, общий тираж которых насчитывал более 470 тыс. экз. [15, л.55] Всего за 1933-1935 гг. на 9 языках народов Дагестана было издано 373 учебника общим тиражом 1580 тыс. экз. [16]. В последующие годы в связи с ростом запросов общеобразовательной школы издание учебников, учебно-методических и учебно-наглядных пособий на дагестанских языках неуклонно возрастало.

Однако в связи с переводом письменности народов Дагестана на русскую графическую основу в 1938 г. возникли серьезные трудности в переиздании и удовлетворении потребностей дагестанской национальной школы в новой учебной и учебно-методической литературе. В постановлении СНК ДАССР от 8 февраля 1938 г. «О мероприятиях по переводу на новый алфавит», учитывая, что преподавание во всех классах начальных, неполных средних, средних школ и в школах взрослых полностью переводилось с начала 1938/1939 учебного года на новый алфавит, перед полиграфистами была поставлена задача «закончить издание стабильных учебников для начальных, неполных средних и средних школ на аварском, кумыкском, лакском, даргинском, ногайском, лезгинском, татском и табасаранском языках не позднее 1 июля 1938 г.». [9, с.547]

Из-за слабости полиграфической базы типографий республики план пересоставления и издания учебников на языках народов Дагестана к намеченному сроку не был выполнен. Нерешенность проблемы удовлетворения запросов и потребностей дагестанской национальной школы в учебной литературе негативно влияло на организацию работы и уровень подготовки выпускников, прежде всего сельских общеобразовательных школ республики.

До изменения организационной структуры общеобразовательной школы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. (начальная школа 1-4 кл.; неполная средняя школа 1-7 кл.; средняя школа 1-10 кл.) некоторое развитие получили в Дагестане фабрично-заводские семилетки (города, рабочие поселки) и школы крестьянской с 1930 г. - колхозной молодежи (село).

В 1931/1932 учебном году в республике насчитывалось 30 фабрично-заводских семилеток (ФЗС) и школ крестьянской (колхозной молодежи) (ШКМ), в которых обучалось 5209 учащихся.

Функционирование сети фабрично-заводских школ и школ крестьянской молодежи связывалось с осуществлением политехнизации школы. ФЗС и ШКМ имели связь с промышленными предприятиями, колхозами, где учащиеся могли приобрести необходимые навыки в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Будучи школами повышенного типа, ФЗС и ШКМ открывали молодежи возможности продолжить образование в специальных средних и высших учебных заведениях, с другой стороны, наличие определенных производственных навыков позволяло использовать выпускников этих школ на практической работе. [2,с.11б]

В 1932 г. соотношение начальной и повышенной школ (ШКМ И ФЗС) в республике составляла 26 к одному. В одиннадцати районах Дагестана таких школ совсем не было, а в таких районах как Ботлихский, Табасаранский в школах повышенного типа обучалось не более 40-65 человек. [17, с.236-237].

Это создавало серьезные трудности для продолжения образования дагестанской молодежью в высших и средних специальных учебных заведениях, удовлетворения быстрорастущих запросов отраслей материального производства и социально-культурной сферы в квалифицированных кадрах.

В годы второй пятилетки властные структуры, органы народного образования многонационального региона усилили внимание к расширению сети семилетних и полных средних школ. Они, как правило, открывались на базе начальных школ в городах и крупных сельских населенных пунктах. К началу 1937/38 учебного года в республике насчитывалось 255 семилетних и 27 полных средних школ. В семилетних и средних школах контингент учащихся составлял 102,9 тыс. человек, из которых 24,9 тыс. человек в городах и 78,0 тыс. человек в сельской местности.

Несмотря на эти позитивные изменения и результаты, темпы развития полных средних школ в республике к концу второй пятилетки оставались недостаточными. Особенно мало было средних школ в дагестанском селе. К началу 1937/38 учебного года в сельской местности республики имелось 12 средних школ с контингентом 6,6 тыс. учащихся. [18, с.119-121]. Иными словами, к этому времени полное среднее образование было недоступно основной массе сельской молодежи.

Серьезной проблемой в дагестанском селе оставался охват старшими классами общеобразовательных школ девочек-горянок. В 1937/39 учебном году в 5-10 классах сельских школ Наркомпроса республики обучалось 6640 девочек или 28,9% от общей численности учащихся. [19, л.10].

Сказывалось противодействие и прямой запрет определенной частью дагестанцев на продолжение образования и получение семилетнего и среднего образования девочками-горянками. Эти настроения в дагестанском обществе сохранялись и в последующие годы, что негативно отражалось на усилиях властных структур, общественных формирований республики по обеспечению равноправного участия горянок в развитии народного хозяйства и социально-культурной и общественно-политической жизни.

В мирные годы третьей пятилетки семилетнее и среднее образование в Дагестане получило дальнейшее развитие. К началу 1940/41 учебного года в республике насчитывалось 425 семилетних и 71 средняя школа, контингент обучающихся в которых соответственно равнялся 115,0 и 42,5 тыс. человек. [18, с.119]. Число семилетних и средних школ в республике увеличилось в 1,7 раза, а численность учащихся в 1,4 раза.

Особое значение в плане модернизации традиционной культуры дагестанских народов и приобщении их к современной культуре имели позитивные результаты, достигнутые в увеличении числа семилетних и средних школ, охвате ими детей школьного возраста в сельской местности республики. К началу 1940/41 учебного года в дагестанском селе насчитывалось 399 семилетних и 50 средних школ с общей численностью учащихся 126,5 тыс. человек, что в 1,6 раза больше по сравнению с 1937/38 учебным годом. [18, с.121].

Несмотря на такие высокие темпы развития семилетнего и среднего образования в сельской местности республики, оно по этому показателю к началу Великой Отечественной войны продолжало отставать от города. Сельская общеобразовательная школа Дагестана к этому времени не успела завершить переход к семилетнему всеобщему обучению подрастающего поколения, что негативно отражалось на повышении образовательного уровня сельских тружеников, подготовке и удовлетворении потребностей материального производства и социально-культурной сферы многонационального региона в специалистах высшей и средней квалификации.

Параллельно с изданием стабильных учебников и мерами по удовлетворению запросов общеобразовательных школ в них властные структуры Дагестана развернули большую работу по повышению качества учебно-воспитательного процесса в них. Этой цели отвечало то, что с 1933 г. в школах были введены проверочные испытания, установлены единые (с учетом местных особенностей и условий) сроки окончания учебного года. [5, с. 206].

Дальнейшему совершенствованию работы общеобразовательной школы способствовало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 апреля 1936 г. «О порядке введения персональных званий учителей и назначении учителей, заведующих и директоров школ». В соответствии с этим постановлением в республике в 1936-1937 гг. была проведена аттестация учите-

лей. Было создано 5 аттестационных комиссий, в состав которых входили руководящие работники Наркомпроса ДАССР, лучшие директора школ, заведующие отделами народного образования.

В ходе аттестации школы очищались от учителей не соответствующих своему назначению. Прошедшим аттестацию присваивалось соответствующее персональное звание учителя. Аттестация значительно подняла авторитет учителя, вместе с тем она увеличила требовательность к повышению специального образования учителя, его идейно-политического уровня. [11, с.136].

По итогам аттестации в республике по непригодности к педагогической работе были освобождены 766 человек и сняты Наркомпросом в 1937/38 учебном году по разным причинам 137 учителей. 1000 учителей средних и неполных средних и 1674 учителя начальных школ были допущены к педагогической работе с обязательством повысить квалификацию путем заочного обучения в педагогических училищах и институтах к 1939, 1940 и 1941 гг. [20].

В октябре 1938 г. приказом Наркомпроса РСФСР Институты повышения квалификации кадров народного образования (ЦПККНО) были преобразованы в Институты усовершенствования учителей (ИУУ). Работа по заочной подготовке учителей была передана в ведение Дагестанского педагогического института и педучилищ, а Дагестанский ИУУ сосредоточил все свое внимание на вопросах повышения теоретического, методического и идейно-политического уровня учителей начальных, семилетних и средних школ, преподавателей педагогических училищ и школьных инспекторов. В порядке осуществления этих задач ИУУ проводил семинары, практикумы, педагогические чтения, лекции и доклады для учителей.[11, с.137].

В 1939/40 учебном году в 6 заочных отделениях и 3 филиалах педучилищ республики обучалось более 2 тыс. учителей. Для них во всех районах были организованы консультационные пункты для оказания учебно-методической помощи. Всего после аттестации (к 1940 г.) заочные отделения педучилищ Дагестана окончили 436 человек, в основном учителя общеобразовательных школ. [8, с.84].

Такая целенаправленная работа позволила заметно увеличить численность учителей общеобразовательных школ. В начале 1940/41 учебного года в школах республики насчитывалось 7347 учителей, что на 6137 человек превышал показатель 1927/28 учебного года и на 1599 человек показатель 1937/38 учебного года. [18, с.119].

Сокращалась численность учителей без специального педагогического образования. Однако к концу анализируемого периода в общеобразовательные школы республики продолжали испытывать острую нехватку учителей с законченным специальным педагогическим образованием. Так, в 1939/40 учебном году 11% учителей школ Дагестана имели высшее образование, 45,8% среднее образование, а 43,2% были без законченного среднего обра-зования.[20, л.10].

Нехватка подготовленных педагогических кадров являлась одной из важных факторов неудовлетворительной работы педагогических коллективов многих школ, особенно сельских, негативно влияло на качество подготовки выпускников школ республики.

Другой острой проблемой школьного образования Дагестана во второй и мирных годах третьей пятилетки оставалось невыполнение всеобщего обучения детей школьного возраста и отсев учащихся из школ. Так, в 1938/39 учебном году вне школ республики осталось около 8 тыс. детей школьного возраста и 11 тыс. учащихся отсеялось в течение учебного года.

Властные структуры республики осознавали необходимость выполнения закона о всеобуче. В решениях обкома партии и Совета Народных Комиссаров Дагестана отмечалась важность полного охвата и недопущения отсева учащихся. Так, в постановлении СНК республики от 2 декабря 1939 г. «О состоянии всеобуча в республике» были проанализированы трудности и нерешенные проблемы всеобуча. В принятом решении Наркомпрос обязывался: «Принять решительные меры к устранению отмеченных недостатков, командировать работников Наркомпроса в отстающие районы для оказания практической помощи в обеспечении полного охвата детей школами и создании нормальных условий для работы учителей». [20, л.118].

Несмотря на это и другие меры властных структур, усилия Наркомпроса республики, острота проблемы всеобуча в многонациональном регионе не снижалась. Сказывался неудовлетворительный жизненный уровень многих дагестанских семей, слабая работа части школ по выполнению всеобуча. В 1939/40 учебном году неохваченной школой в республике осталось более 7 тыс. детей школьного возраста. Особенно плохо обстояло дело со всеобучем в Бабаюртовском районе, где было недоохвачено школой 481 человек. В Докузпаринском районе недоохват составил 533 человек. [20, л.145].

В 30-е годы были предприняты меры по усилению роли русского языка в развитии дагестанской общеобразовательной школы. Еще на июльском (1930 г.) пленуме Дагобкома ВКП(б) отмечалось, что общие задачи социалистического строительства в республике диктуют уделять больше внимания преподаванию русского языка в школах. Русский язык вводился как учебный предмет со второго года обучения. Наркомпросу предлагалось провести ряд мероприятий по улучшению преподавания языка в школах, обеспечить их программами, учебными пособиями, методической помощью и педагогическими кадрами.[21, с.213].

Возрастание роли русского языка в дагестанской национальной школе было нацелено на обеспечение преемственности в обучении подрастающего поколения в школах I ступени и повышенной школе, возможность успешного овладения ее выпускниками учебного материала высших и средних специальных учебных заведений. Это интенсифицировало и процесс освоения дагестанской молодежью новых духовных ценностей. Принижение роли и значения родных языков в приобщении подрастающего поколения к грамоте, знаниям преследовала и цель отрыва дагестанцев от традиционных духовных ценностей, уклада их жизни и приобщения горцев к новым формам хозяйственной деятельности.

В 1938 г. письменность народов Дагестана с латинской была переведена на русскую графическую основу. Эта мера оказала огромное влияние на духовное развитие дагестанских народов, в том числе и на деятельность общеобразовательной школы республики. В постановлении Дагестанского обкома партии от 4 февраля 1938 г. «О переводе письменности народностей Дагестана с латинизированного на русский алфавит» указывалось: «Введение нового алфавита на русской основе явится могучим средством дальнейшего политического и культурного подъема трудящихся масс Дагестанской АССР и наиболее быстрого и полного овладения ими всеми завоеваниями социалистической культуры народов Советского Союза, еще более усилит неразрывный союз трудящихся Дагестана с русским и другими народами, входящими в братскую семью советских народов». [22].

Начиная с 1938 г. переход на новый алфавит был осуществлен повсеместно. За короткое время на основе нового алфавита были составлены своды орфографических правил по аварскому, даргинскому, кумыкскому, лезгинскому, табасаранскому, лакскому, ногайскому языкам, созданы программы и учебники по этим языкам, организованы специальные курсы для учителей родных языков по изучению нового алфавита.[11, с.144].

В 1937/38 учебном году, по данным 36 районов республики, из имеющихся 950 начальных школ, русский язык преподавался лишь в 230. В 1936 г. в неполных средних школах горных районов было 105 учителей русского языка, а в 1937 г. их осталось 78 человек. 27 учителей вынуждены были выехать из районов из-за отсутствия элементарных материально-бытовых условий для проживания и организации полноценного учебно-воспитательного процесса. [23]. В ввиду этого преподавание русского языка во многих школах республики приходилось поручать людям, не имеющим соответствующей подготовки.

Несмотря на эти серьезные трудности и нерешенные проблемы в преподавании русского языка в школах республики, во исполнение директивных установок с 1938/39 учебного года преподавание в 5-10 классах общеобразовательных школ многонационального региона было переведено на русский язык, а родной язык и родная литература сохранялись как учебные предметы. Было заметно увеличено и количество часов русского языка в начальной национальной школе.

Усиление роли русского языка в развитии дагестанской школы потребовало активизации внимания к подготовке и удовлетворению его потребностей в учителях русского языка. К началу 1938/39 учебного года, на организованных Наркомпросом краткосрочных курсах, было подготовлено и переподготовлено для школ республики 606 учителей русского языка. В начальные школы было направлено 389 учителей русского языка.[24, л.2].

Так как педагогические учебные заведения Дагестана еще не могли удовлетворить потребности школ в преподавателях русского языка, были приняты меры по увеличению притока таких преподавателей из-за пределов республики. Только в 1940 г. в школы Дагестана было направлено свыше 320 преподавателей русского языка для начальных классов.[2,

с.119].

Такая работа позволила заметно улучшить преподавание русского языка в школах. В 1938/39 учебном году русский язык преподавался в 506 начальных школах Дагестана, тогда как в предыдущем году только в 112. [25, л.1]. В 1939/40 учебном году русский язык уже преподавался в 788 начальных школах республики.[2б].

Несмотря на эти важные результаты, партийные и советские органы республики не сумели к концу 30-х годов в полном объеме решить задачу перевода дагестанской общеобразовательной школы на русский язык обучения. К началу 1940/41 учебного года в 167 школах республики русский язык вовсе не преподавался. Для работы в начальных классах не хватало 74 учителя русского языка и 245 учителей - предметников.[27, л.16].

Сеть начальных школ в республике за годы предвоенных пятилеток увеличилось в 2,08 раза, семилетних в 26,5 раза, средних в 11,8 раза. Численность учащихся в отмеченных типах школ соответственно возросло в 1,9; 19,8 и 53,1 раза. При этом темпы развития повышенных школ и охват ими детей школьного возраста в дагестанском селе были выше, чем в городе.

30-е годы явились важным этапом нарастания новых составляющих в развитии общеобразовательной школы, дальнейшего повышения грамотности и образовательного уровня населения республики.

Список литературы:

1. Основные тезисы перспективного плана ДАССР на пятилетие 1928/29 -1932/33 гг. Махачкала, 1928.

2. Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в XX веке. Махачкала, 2007.

3. Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее ЦГА РД) Ф. 1 п. Оп. 13. Д. 21.

4. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 13. Д. 18.

5. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971.

6. Исмаилов А.Р. Ликвидация неграмотности в Дагестане. Махачкала, 1970.

7. ЦГА РД. Ф. р-37. Оп. 19. Д. 237.

8. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. ХХ век (история, проблемы). Дисс. доктора ист. наук. Махачкала, 1999.

9. Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1941 гг. Сб. документов. Т. 1.

10. Статистико-экономический справочник по ДАССР. Ростов-на-Дону, 1933.

11. Г.Ш.Каймаразов, С.М. Омаров и др. Школьное образование в Дагестане. Махачкала, 1968.

12. ЦГА РД. Ф. 1 п. Оп. 13. Д. 21.

13. ЦГА РД. Ф. р-585. Оп. 1. Д. 18^

14. Абилов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959.

15. ЦГА РД Ф. 1 п. Оп. 14. Д. 447.

16. Дагестанская правда. 1935. 23 июня.

17. Советский Дагестан за 40 лет. Стат. сборник. Махачкала, 1960.

18. ЦГА РД. Ф. р-34. Оп. 1. Д. 85 в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Дагестанская правда. 1938. 21 августа.

20. ЦГА РД. Ф. р-168. Оп. 20. Д. 153.

21. Каймаразов Г.Ш. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (конец XIX - 30-е годы XX в.). Махачкала, 2008. С. 213.

22. Дагестанская правда. 1938. 5 февраля.

23.Дагестанская правда. 1938. 21 марта.

24.ЦГА РД. Ф. р-34. Оп. 2. Д. 3а в. Л. 2.

25. ЦГА РД. Ф. р-34. Оп. 2. Д. 3а. Л. 1.

26.Дагестанская правда. 1939. 30 декабря.

27. ЦГА РД. Ф. р-168. Оп. 21. Д. 67. Л. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.