Научная статья на тему 'Мухаммад Сайфиддинович Осими на посту министра просвещения (образования) таджикской ССР:1962-1965 гг'

Мухаммад Сайфиддинович Осими на посту министра просвещения (образования) таджикской ССР:1962-1965 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУҳАММАД ОСИМӣ / ВАЗИРИ МАОРИФИ ҶШС ТОҷИКИСТОН / ТАЪЛИМИ ҳАШТСОЛА / ГУРӯҳИ МАШГУЛИЯТАШ БАРДАВОМ / ИНТЕРНАТ / МАКТАБҳОИ ДЕҳОТ / БО ТАҳСИЛ ФАРО ГИРИФТАНИ ДУХТАРОН / MUHAMMAD OSIMI / MINISTER OF EDUCATION OF THE TAJIK SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / EIGHTYEARS EDUCATION / DAY CARE GROUPS / BOARDING SCHOOLS / RURAL SCHOOLS / GIRLS' ENROLLMENT INTO STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пулотова Мунзифа Абдусатторовна

Муҳаммад Осимӣ, вазири маорифи ҶШС Тоҷикистон, таълими ҳаштсола, гурӯҳи машгулияташ бардавом, интернат, мактабҳои деҳот, бо таҳсил фаро гирифтани духтарон Фаъолияти олими маъруф академик Муҳаммад Сайфиддинович Осимӣ ҳамчун вазири маорифи ҶШС Тоҷикистон мавриди баррасӣ қарор гирифтааст. Ӯ соли 1962 ба ин вазифа таъин гардида буд. Зикр шудааст, ки дар ин давра баланд бардоштани сатҳи таҳсилоти умумии халқи мо талаботи айнии цомеа ба шумор мерафт. Солҳои 60-70-уми асри ХХ дар мамлакат маълумоти ҳатмии ҳаштсола, сипас таҳсилоти умумии миёна цорӣ карда шуд. Дар бораи фаъолияти М.Осимӣ оид ба сохтмони мактабҳои шаҳрию деҳот, интернатҳо барои бачагони боистеъдод, ташкили мактаб ва гурӯҳҳои рӯзаш бардавом, кушодани институтҳои такмили ихтисоси муаллимон, ташкили мубодилаи тацриба бо омӯзгорони беҳтарин мактабҳои мамлакат муфассал сухан рафтааст. Фаъолияти олим оид ба ташкили бозомӯзии омӯзгорон, тавсеаи контингенти омӯзгорон ва хонандагон, ба таҳсил фаро гирифтани духтарони маҳаллӣ тавсиф шудааст.Рассматривается деятельность известного ученого, академика Мухаммада Сайфиддиновича Осими в качестве министра просвещения Таджикской ССР, которым он был назначен в 1962 году. Отмечено, что в тот период повышение общеобразовательного уровня народа являлось объективной потребностью общества. В 60-е-70-е годы в стране вводилось обязательное восьмилетнее, а затем и всеобщее среднее образование. Подробно раскрывается деятельность М.С. Осими по строительству городских и сельских школ, интернатов для одаренных детей, организации школ и групп продлённого дня, открытию институтов повышения квалификации учителей, организации обмена опытом с учителями лучших школ страны. Показана его работа по организации подготовки и переподготовки педагогов, по расширению контингента учителей и учащихся, охвату обучением девочек местной национальности.The article dwells on the activity of the famous scientist, academician Muhammad Sayfiddinovich Osimi when a Minister of Education of the Tajik SSR, who was appointed in this position in 1962. It is underscored that at that time elevation of general educational level of the people was an objective need of society. The country introduced compulsory eight-year, and then universal secondary education in the 60-70-ies. In her article the author discloses M.S. Osimi's activity for the construction of both urban and rural schools, boarding schools for gifted children, organization of schools and extended-day groups, opening of the institutes for a development of teacher's qualifications, and organization of exchange of experience with teachers from the best schools the country. The author of the article shows his work on organizing training and retraining of teachers, on expanding the contingent of teachers and students, on encompassing the girls of local nationality with education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мухаммад Сайфиддинович Осими на посту министра просвещения (образования) таджикской ССР:1962-1965 гг»

УДК 9 (с 53) ББК 63.3(2т)

МУХАММАД САЙФИДДИНОВИЧ Пулатова Мунзифа Абдусатторовна,

ОСИМИ НА ПОСТУ МИНИСТРА ПРО- соискатель кафедры истории

СВЕЩЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ) ТА- таджикского народа ТГУПБП (Худжанд,

ДЖИКСКОЙ ССР :1962-1965 гг. Таджикистан)

МУХАММАД САЙФИДДИНОВИЧ Пулотова Мунзифа Абдусатторовна,

ОСИМЙ ДАР ВАЗИФАИ ВАЗИРИ унвонцуи кафедраи таърихи халци тоцики

МАОРИФИ ЦШС ТОЦИКИСТОН: ДДХБСТ (Тоцикистон, Хуцанд) СОЛ^ОИ 1962-1965

MUHAMMAD SAIFIDDINOVICH OSIMI Pulatova Munzifa Abdusattorovna, applicant

AT THE POST OF A MINISTER OF EDU- of the department of the history of the Tajik

CATION OF THE TAJIKSSR: 1962-1965 nation under the TSULBP (Tajikistan,

Khujand) E-MAIL: munzifap@bk.ru

Ключевые слова: Мухаммад Осими, министр образования ТаджССР, восьмилетнее обучение, группы продлённого дня, интернаты, сельские школы, охват обучением девочек

Рассматривается деятельность известного ученого, академика Мухаммада Сай-фиддиновича Осими в качестве министра просвещения Таджикской ССР, которым он был назначен в 1962 году. Отмечено, что в тот период повышение общеобразовательного уровня народа являлось объективной потребностью общества. В 60-е-70-е годы в стране вводилось обязательное восьмилетнее, а затем - и всеобщее среднее образование. Подробно раскрывается деятельность М.С. Осими по строительству городских и сельских школ, интернатов для одаренных детей, организации школ и групп продлённого дня, открытию институтов повышения квалификации учителей, организации обмена опытом с учителями лучших школ страны. Показана его работа по организации подготовки и переподготовки педагогов, по расширению контингента учителей и учащихся, охвату обучением девочек местной национальности.

Калидвожа^о: Мухаммад Осими, вазири маорифи ЦШС Тоцикистон, таълими уаштсола, гурууи машгулияташ бардавом, интернат, мактабуои деуот, бо таусил фаро гирифтани духтарон

Фаъолияти олими маъруф академик Мущммад Сайфиддинович Осими щмчун вазири маорифи ЦШС Тоцикистон мавриди барраси царор гирифтааст. У соли 1962 ба ин вазифа таъин гардида буд. Зикр шудааст, ки дар ин давра баланд бардоштани сатуи таусилоти умумии халци мо талаботи айнии цомеа ба шумор мерафт. Солуои 60-70-уми асри ХХ дар мамлакат маълумоти уатмии уаштсола, сипас таусилоти умумии миёна цори карда шуд. Дар бораи фаъолияти М.Осими оид ба сохтмони мактабуои шаурию деуот, интернатуо барои бачагони боистеъдод, ташкили мактаб ва гуруууои рузаш бардавом, кушодани институтуои такмили ихтисоси муаллимон, ташкили

мубодилаи тацриба бо омузгорони беутарин мактабуои мамлакат муфассал сухан рафтааст. Фаъолияти олим оид ба ташкили бозомузии омузгорон, тавсеаи контингенти омузгорон ва хонандагон, ба таусил фаро гирифтани духтарони мауалли тавсиф шудааст.

Key words: Muhammad Osimi, minister of education of the Tajik Soviet Socialist Republic, eight-

years education, day care groups, boarding schools, rural schools, girls' enrollment into

studies

The article dwells on the activity of the famous scientist, academician Muhammad Sayfiddinovich Osimi when a Minister of Education of the Tajik SSR, who was appointed in this position in 1962. It is underscored that at that time elevation of general educational level of the people was an objective need of society. The country introduced compulsory eight-year, and then universal secondary education in the 60-70-ies. In her article the author discloses M.S. Osimi's activity for the construction of both urban and rural schools, boarding schools for gifted children, organization of schools and extended-day groups, opening of the institutes for a development of teacher's qualifications, and organization of exchange of experience with teachers from the best schools the country. The author of the article shows his work on organizing training and retraining of teachers, on expanding the contingent of teachers and students, on encompassing the girls of local nationality with education.

В Советский период к процветанию республики привели созидательный труд и творческая деятельность, патриотизм и любовь к Родине ряда выдающихся личностей Таджикистана.

Одной из выдающихся личностей республики в Советскую эпоху и в первые годы истории постсоветского Таджикистана являлся академик Мухаммад Сайфиддинович Осими - знаменитый учёный, организатор науки и образования, общественный и государственный деятель, который посвятил всю жизнь служению Отечеству. Отличительными чертами личности академика М.С. Осими являлись патриотизм, добропорядочность, честь, справедливость, долг перед Отечеством и преданность избранной профессии.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в речи по случаю 20-летия Дня государственной независимости Республики Таджикистан отметил: «...статус и положение каждой нации определяются по степени её вклада в развитие мировой цивилизации и человеческой духовности, в науку, литературу, искусство и обогащение сокровищницы высших человеческих ценностей. С этой точки зрения роль и труд таджиков в развитии мировой науки, культуры, по всеобщему признанию, очень велики. Мы должны этим гордиться и всегда прилагать усилия, с тем чтобы стать достойными последователями и наследниками великих представителей своего народа, а также всегда хранить пылающим светильник науки, культуры и просвещения» [1, с.1].

Академик Мухаммад Сайфиддинович Осими оставил заметный след в отечественной науке и в системе образования. Он отличался преданностью избранной профессии, профессионализмом, чувством чести, долга, справедливости и внес неоценимый вклад в развитие республики.

В 50-е - 80-е гг. прошлого столетия - в яркий период развития республики - М.С. Осими был руководителем ряда образовательных и научных учреждений: первым

ректором Таджикского политехнического института, министром образования республики и президентом Академии наук Таджикистана.

Начиная с 1962 года М. Осими стал министром просвещения Таджикской ССР. В конце 50-х - начале 60-х гг. повышение общеобразовательного уровня народа являлось объективной потребностью общества. В 60-е-70-е годы в стране вводилось обязательное восьмилетнее, а затем - и всеобщее среднее образование.

Восьмилетняя школа способствовала поднятию образовательных знаний подростков, благодаря чему они становились более подготовленными к жизненной и творческой деятельности.

В 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в соответствии с которым в стране с 1 октября 1962 года было введено обязательное восьмилетнее образование для детей от 7 до 15-16 лет.

В свете этой тенденции обучение, не связанное с производительным трудом, и производительный труд, оторванный от обучения, не отвечали требованиям производства, общественным потребностям и интересам самой личности. Весь строй социально-экономических отношений в СССР требовал, чтобы подрастающее поколение было хорошо подготовлено к общественно полезному труду. Новая школа должна была гармонически сочетать умственный и физический труд учащихся, их теоретическую и практическую производственную подготовку. От реализации марксистско-ленинского принципа соединения обучения с производственным трудом зависело не только укрепление связи школы с жизнью, но и успешное решение задач коммунистического строительства. Отныне главной задачей школы являлась подготовка юношей и девушек к жизни.

Решение этой задачи потребовало дальнейшего совершенствования всей системы народного образования. Принятый в 1958 г. общесоюзный закон о реформе системы народного образования вплотную подвел к соединению труда на материальном производстве с широким политехническим, естественнонаучным и гуманитарным образованием. В соответствии с этим законом Верховный Совет Таджикской ССР 28 марта 1959 г. принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Таджикской ССР».

Школы республики стали строить свою работу таким образом, чтобы овладение учащимися накопленными человечеством знаниями о природе и обществе сочеталось с обучением практическим навыкам, с использованием полученных знаний в непосредственном активном участии в коммунистическом строительстве.

В начале 60-х гг. была осуществлена реорганизация семилетних школ в восьмилетние. В Таджикистане особое внимание было обращено на планирование школьного контингента в соответствии с перспективами развития экономики каждого района. Как и при осуществлении семилетнего всеобуча, особое внимание уделялось такому размещению восьмилетних школ, которое обеспечивало бы охват обучением всех детей школьного возраста, доступность создаваемых школ для всех учащихся с точки зрения их местонахождения.

Параллельно с реорганизацией семилетних школ в восьмилетние шла реорганизация средних десятилетних школ в одиннадцатилетние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением.

На 1 сентября 1959 г. в республике имелась 61 средняя школа с производственным обучением, а в 1962/63 уч. г. функционировали 279 школ с производственным обучением, в том числе 94 - в городах и 185 - в сельской местности [2, с. 17].

Мухаммад Осими, приступая к работе в качестве министра образования республики, прежде всего разработал для себя четкий план действий. Безусловно, преподавательская деятельность была ему знакома, но ему хотелось увидеть работу школ во всех регионах республики, проанализировать уровень преподавания, оснащенность школ учебниками, наглядными пособиями и т.п. Он посетил многие сельские школы республики, колесил на машине по горным кишлакам, выявлял проблемы сельских школ и искал пути их реформирования.

Он предлагал ввести обязательную аттестацию учителей один раз в два-три года. Такая мера побуждала учителей к совершенствованию знаний.

10 августа 1964 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением». С 1 сентября 1964 г. одиннадцатилетние школы с производственным обучением стали преобразовываться в десятилетние.

Наряду с общеобразовательными (дневными) школами, широкое распространение получают вечерние (сменные, сезонные) общеобразовательные школы, призванные дать восьмилетнее и среднее образование молодежи, занятой в народном хозяйстве. В 1962/63 уч. г. на восьмилетнее обязательное обучение перешли все вечерние школы республики.

Мухаммад Осими придавал исключительно серьёзное значение введению в республике всеобщего восьмилетнего образования, а также расширению сети школ-интернатов и широкому внедрению школ и групп продленного дня. Школы-интернаты были особенно необходимы в отдаленных горных районах, где не было условий для продолжения курса обучения после окончания начальной школы. Поэтому при планировании строительства школ-интернатов был взят курс на их равномерное размещение по территории республики. На изучаемом этапе развития экономики и культуры Таджикистана появилась возможность для постановки и решения такой задачи. В 1962 г. в Таджикистане имелись 33 школы-интерната (в т. ч. 2 восьмилетние и 31 одиннадцатилетняя). В 1964/65 уч. г. из 33 школ-интернатов 19 находилось в городах и 14 — в сельской местности (в том числе 26 восьмилетних и 7 средних).

Широкий путь для развития среднего образования в Таджикистане создавался благодаря укреплению материально-технической базы народного образования в годы послевоенных пятилеток. В сельских школах осуществлялись преобразовательные мероприятия. Постепенно количество средних школ увеличивалось. В начале 1965 - 1966 учебного года в республике функционировали 2 518 школ, из них 492, т.е. пятая часть, являлись средними. Из 42,2 тысячи учащихся 9 - 11 классов в 1964 - 1965 учебном году 26,6 тысячи составляли учащиеся сельских школ [3, с. 200].

Переход от семилетнего к всеобщему восьмилетнему обучению был осуществлен в 1962 - 1963 учебном году. Если в 1958 - 1959 учебном году в школах республики обучались 343,8 тысячи детей, то в 1965 - 1966 учебном году их количество составляло 583,3 тысячи детей.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 10 августа 1964 г. «Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением» [4, с. 358-375], все

одиннадцатилетние школы с производственным обучением были реорганизованы в десятилетние.

Значительное развитие получили школы и группы продленного дня, созданные в республике в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. В 1965/66 уч. г. школ продленного дня и школ с группами продленного дня в Таджикистане насчитывалось 291 (против 46 в 1960/61 уч. г.), в том числе в городах— 155, в сельской местности — 136 [5, с. 19].

К началу 1962/63 уч. г. в республике был завершен переход к обязательному восьмилетнему обучению. В резолюции XV съезда Коммунистической партии Таджикистана (декабрь 1963 г.) подчеркивалось: «За отчетный период осуществлен переход от семилетнего ко всеобщему восьмилетнему обучению, разработаны и осуществлены мероприятия по укреплению и расширению учебно-материальной базы, развитию сети начальных, восьмилетних и средних школ, школ-интернатов, школ и групп продленного дня».

О значительном увеличении в Таджикистане в этот период контингента учащихся во всех видах школ свидетельствуют следующие данные:_

1959/60 уч. г. 1963/64 уч. г. 1965/66 уч. г.

Всего обучающихся, 483,2 607,0 721,0

в т. ч. в общеобразовательных школах всех видов 392,7 492,5 533,3

Из них: в начальных, неполных средних и 370,3 471,3 552,3

средних школах

Благодаря усилиям Мухаммада Осими заметные изменения произошли в охвате обучением девочек местной национальности. Если в 1960/61 уч. г. в I—XI классах общеобразовательных (дневных) школ Таджикистана их обучалось 166,3 тыс., то в 1963/64 уч. г. — 219,4 тыс., что составляло в отношении к общему числу учащихся соответственно 45,2% и 46,6% [6, с. 295].

Были разработаны новые учебные планы и программы. Они были построены исходя из ведущего принципа советской школы — тесной связи обучения с жизнью, трудом, практикой коммунистического строительства.

Переход на новые учебные планы по всей стране был завершен в 1962/1963 учебном году. В новых учебных планах были поставлены цели: добиться гармоничного сочетания преподавания предметов гуманитарного, естественного, естественнонаучного, трудового и производственно-политического цикла. На гуманитарные предметы было отведено 35,9% всего учебного времени, на естественно-математические — 32,72, на трудовое обучение, общетехнические и специальные предметы, а также на общественно полезный производительный труд —20,9%. На рисование, пение, физкультуру—10,5%. Такое распределение учебного времени способствовало всестороннему развитию учащихся, их серьёзной подготовке к жизни, к труду.

Учебные планы и программы таджикской восьмилетней и средней школы, обеспечивавшие учащимся такой же уровень общеобразовательных и политехнических знаний по основам наук, что и в русской школе этого типа, в то же время учитывали национальные особенности республики. Они предусматривали изучение географии и

истории Таджикистана (в общих курсах этого предмета), улучшение преподавания родного языка и литературы [7, с. 323].

Особое значение Мухаммад Осими придавал обеспечению школ педагогическими кадрами. Число учителей в общеобразовательных школах республики (всех видов) в 1964/65 уч. г. составляло 48 583 против 21 407 человек в 1959/60 уч. г. Рост численности педагогических кадров происходил за счет подготовки молодых специалистов с высшим и средним специальным педагогическим образованием. Так, если число выпускников педагогических вузов республики в 1959/60 уч. г. составляло 1 753 человека, то в 1964/65 уч. г. - 2 214 человека, причем число учителей с высшим образованием увеличилось с 5 614 в 1959/60 уч. г. до 10 307 человек в 1964/65 уч .г., то есть достигло почти 36,6% от общего числа учителей (против 26,2% в 1959/60 уч. г.).

Мухаммад Осими придавал особое значение повышению квалификации учителей республики. Решению задачи по совершенствованию знаний и профессионального мастерства учителя служила сложившаяся в республике система повышения квалификации учителей. Основным методическим центром, организовавшим и направлявшим в те годы повышение квалификации учителей в Таджикистане, стал Республиканский институт усовершенствования учителей. Кроме того, в Таджикистане работали три межрайонных института усовершенствования учителей: в Ленинабаде, Курган-Тюбе и Кулябе, а также областной институт усовершенствования учителей в Горно-Бадахшанской автономной области.

Республиканский и межрайонный институты усовершенствования учителей, методические кабинеты районных и городских отделов народного образования использовали самые различные формы повышения квалификации. Наиболее распространенной формой повышения квалификации были курсы и семинары. Так, в 1962/63 уч. г. на курсах и семинарах в республике прошли подготовку 4 064, а в 1963/64 уч. г. — 3 600 учителей. Это было на 460 человек болыпе намеченного планом. В 1964/65 уч. г. в институтах усовершенствования учителей обучались 4 013 слушателей, это было на 498 человек больше запланированного.

Важную роль в повышении квалификации учителей сыграла организация их самостоятельной работы. В помощь учителям разрабатывались и рассылались различные пособия по самообразованию, составлялись списки книг, статей из периодических изданий, выпускались методические письма и т. д.

Более благоприятные условия для самостоятельной работы педагогов создало предоставление учителям одного свободного дня в неделю. Эта мера позволила институтам усовершенствования учителей улучшить работу постоянно действующих годичных семинаров и курсов. Большую пользу принесли командировки учителей в лучшие школы страны для изучения передового педагогического опыта. Так, только за два года (1964—65 гг.) в таких командировках побывали 176 человек.

Мухаммад Осими уделял особое внимание укреплению материально-технической базы школ. Развитие и совершенствование школьного дела потребовали расширения ассигнований на народное образование. Этот рост был весьма значителен. Например, если в 1959 г. на начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы было израсходовано 31,8 млн рублей, то в 1963 — 47,2 млн рублей, т. е. на 48% больше. Помимо этого, значительное количество школьных зданий было построено на средства колхозов (инициативное строительство). С 1961 по 1965 год включительно, когда Мухаммад Осими

работал министром просвещения, в республике были построены и введены в действие 501 начальная, неполная средняя и средняя школа; в том числе 152 школы - на средства государства, с охватом 73 800 учеников; 349 школ - на средства колхозов, с охватом 54,9 тыс. учеников. Мухаммад Осими являлся инициатором создания специнтерната для одаренных учеников средних общеобразовательных школ в пригороде Лучоб города Душанбе. В этом специнтернате были охвачены учебой подростки из различных районов и городов республики [8, с. 3, 21].

Таким образом, учитывая организаторские способности Мухаммада Осими, руководство республики выдвинуло его на должность министра просвещения республики и на партийную работу в ЦК Компартии Таджикистана. В качестве министра образования он принимал меры по укреплению кадрового потенциала, повышению квалификации преподавателей и совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений республики, придавал особое значение введению всеобщего восьмилетнего образования, а также расширению сети школ-интернатов и широкому внедрению школ и групп продленного дня.

Список использованной литературы:

1. Выступление Президента РТ по случаю 20-летия Дня государственной независимости Республики Таджикистан // Чумхурият. - 2011. -13 сент. С.1.

2. Шукуров М.Р. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма. - Душанбе: Ирфон, 1980. - С.17.

3. Усмонов А. Становление и развитие таджикской советской культуры (1917-1991 гг.): дисс... доктора ист. наук. - Душанбе, 2018. - С.200.

4. Справочник партийного работника. - М., 1966.-Вып. 6. С. 357-358.

5. Шукуров М.Р. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма. - Душанбе: Ирфон, 1980. - 240 с.

6. Академик Мухаммад Асимов (Осими) - выдающийся ученый, общественный деятель и гуманист. - Худжанд: Изд. им. Рахима Джалила, 2000. -295 с.

7.Академия наук Таджикской ССР. -Душанбе, 1979.-323 с.

8 . Шарипов Ш. Мууаммад Осимй-мутаффаккир//Х,ацицати Ленинобод. 2000. -16 сен-тябр.- С.3.

Reference Literature:

1. Tajikistan Republic President's Speech Devoted to the 20-th Anniversary of the State Independence Day of Tajikistan Republic // Jumhuriyat. - 2011. - September 13. - P.1.

2. Shukurov M.R. The Cultural Life of Tajikistan during the Period of Developed Socialism. -Dushanbe: Cognition, 1980. - P.17.

3. Usmonov A. Formation and Development of Tajik Soviet Culture (1917-1991): doctoral dissertation in history. - Dushanbe, 2018. - 200 pp.

4. Reference for Party Worker. - M., 1966.- V. 6, - pp. 357 - 358.

5. Shukurov M.R. The Cultural Life of Tajikistan during the Period of Developed Socialism. -Dushanbe: Cogntion, 1980. - 240pp.

6. Academician Muhammad Asimov (Osimi) as Outstanding Scientist, Public Figure and Humanist. - Khujand: Publishing-house named after Rahim Jalil, 2000. - 295 pp.

7. The Academy of Sciences of the Tajik SSR. - Dushanbe, 1979. - 323 pp.

8 . Sharipov S. Muhammad Osimi as a Thinker // Khakikati Leninobod (The Truth of Leninabad). 2000. - September 16 - p. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.