УДК 930
ББК 63.3 (5Т) 64-283.2
РОЛЬ УЧИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ Мансурова Мунзифа Акмаловна,
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В соискатель кафедры истории
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕФОРМЫ таджикского народа ТГУПБП
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (1991-2011 гг.) (Таджикистан, Худжанд)
НАЦШИ ОМУЗГОРОНИ ЧУМ^УРИИ Мансурова Мунзифа Акмаловна,
ТОЧИКИСТОН ДАР АМАЛИ унвонцуи кафедраи таърихихалци
ГАРДОНИДАНИ ИСЛО^ОТИ НИЗОМИ тоцики ДД^БСТ (Тоцикистон,
МАОРИФ (ДАР СОЛУОИ 1991-2011) Хуцанд)
THE ROLE OF TEACHERS Mansurova Munzifa Akmalovna, INTELLIGENTSIA OF TAJIKISTAN applicant of the department of the history REPUBLIC IN IMPLEMENTA TION OF of the Tajik People under the TSULBP
THE REFORM IN THE EDUCATIONAL (Tajikistan, Khujand)
SYSTEM (1991-2011) E-MAIL: mmunzifa78@mail.ru
Ключевые слова: система образования, средние образовательные школы, учительская интеллигенция, Национальная концепция образования, реформирование школьного образования, деятельность учителей
Анализируется состояние школьного образования в годы независимости Республики Таджикистан. Отмечается, что в первые годы независимости средняя общеобразовательная школа переживала глубокий кризис, престиж образования резко снизился. Система образования, и в том числе учительская интеллигенция, не были готовы к социальной нагрузке в этой сфере. Обобщены пути преодоления объективных и субъективных трудностей в сфере школьного образования, где важная роль принадлежала учительской интеллигенции. Раскрыта роль Национальной концепция образования Республики Таджикистан, которая являлась основополагающим документом в реформировании системы образования. Дана оценка деятельности отдельных учителей по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Калидвожа^о: Таусилот, мактабуо, омузгорон, ислоуоти таусилоти мактаби, цараёни таълим
Вазъи мактабуои таусилоти миёнаи Тоцикистон дар солуои истицлолият таулил шудааст. Таъкид мегардад, ки дар солуои аввали соуибистицлолй мактабуои дар уолати бууронй царор доштанд, обруи мактаб ба маротиб поён фаромад. Низоми таусилот, аз цумла омузгорони зиёи ба бархурдуои ицтимоии соуа омода набуданд. Роууои бартараф намудани душвориуои объектививу субективй дар таусилоти мактаби, ки дар он омузгорон мавцеи мууим доштанд, баррасй шудаанд. Нацши Консепсияи миллии таусилот дар Чумуурии Тоцикистон дар ислоуоти соуа кушода дода шудааст. Фаъолияти омузгорони алоуида дар кори таълим ва тарбияи насли наврас арзёбй гардидааст.
Keywords: system of education, comprehensive schools, teacher's intelligentsia, National Concept of Education, reformation of school tuition, teachersл activity.
The article dwells on the state of school tuition referring to the years of independence of Tajikistan Republic. It is underscored that in the early years of independence the secondary school was in a deep crisis and the prestige of education fell sharply as well. The educational system, including the teachersл intelligentsia, was not ready for a social burden in the relevant sphere. The ways to overcome objective and subjective difficulties in the field of education are generalized where the teacher's intelligentsia occupied an important role. In her article the author determines the role of the National Concept of Education of Tajikistan Republic which was the fundamental document of the educational system reformation. The article assesses the activities of individual teachers in education and upbringing of the younger generation.
В современном обществе культура, наука, образование имеют непреходящую ценность, занимают важное место в государственном организме, являются атрибутами современной цивилизации. Приобщение к культуре совершается прежде всего в школе. Образование и воспитание молодого поколения осуществляются также посредством школы. К задачам школы относятся подготовка человека к профессиональной деятельности и формирование национального культурного самосознания. Школьная педагогическая (учительская) интеллигенция является главным проводником культуры, образования и науки. На неё в первую очередь возложена социальная, культурная, политическая и оборонительная роль в сфере образования и науки.
После распада СССР и появления независимых государств старая система образования рухнула, Республику Таджикистан охватил глубокий кризис. В этих условиях сама система образования, и в том числе учительская интеллигенция, не были готовы к социальной нагрузке в этой сфере.
В Таджикистане в начальный период независимости началась гражданская война, в результате чего престиж образования резко снизился и у определенной части населения был утрачен интерес к получению знаний. В тот период появились другие критерии оценки человеческой деятельности, где не требовалось образованности, интеллигентности, воспитанности и интеллектуальности. Большинство людей, в основном молодежь, стали искать легкие путь достижения цели, для них малый и средний бизнес, трудовая миграция стали относительно легкими, привлекательными занятиями, ведущими к настоящему успеху. Да и учителя, в основном из числа мужчин, стали покидать сферу образования. Исходя из этого, настораживающим фактором стал упадок престижа образования, который в конечном итоге привел к падению уровня профессионализма у работающего населения, а также стал причиной снижения интеллектуального роста определенной части населения, и особенно молодежи. На этой почве наблюдается усиление таких негативных тенденций, как возрастание конфликтности, агрессивности, склонности к криминальным действиям и др. [7, с.138-139].
Следует отметить, что в начале 90-х гг. ХХ века образовательная ситуация в Таджикистане усложнилась из-за глубокого социально - экономического кризиса, нанесшего огромный урон состоянию школ. Если рассматривать материально-техническую базу школ, то тогда государство не смогло обеспечить школы досками, необходимой мебелью, техническими средствами обучения, учебниками и учебно - методическими пособиями и другими учебными принадлежностями. Кроме того, в результате гражданской войны
почти 20% школ были разрушены, сотни учителей покинули родину, десятки тысяч сменили профессию и место работы.
В сложившихся условиях в общеобразовательные учреждения трудоустраивали выпускников педагогических вузов и педагогических колледжей республики. Но, к сожалению, наблюдался уход учителей из школ и неприбытие в учебные заведения (по месту распределения) до 80 % молодых специалистов педагогического направления. К работе в школах стали привлекать студентов-старшекурсников педагогических вузов и университетов и даже специалистов из других отраслей, не имеющих педагогического образования. Это привело к снижению качества и уровня учебно - воспитательной работы [7, с.140].
Следует отметить, что снижение престижа среднего и высшего образования привело к формированию в обществе негативных стереотипов, не способствовавших обеспечению жизненного благополучия. Эти обстоятельства стали причиной возникновения ряда проблем, связанных с охватом учебой и профессиональной ориентацией молодёжи, и особенно девушек. По статистическим данным, в начале двухтысячных годов в республике ежегодно более 20% детей в возрасте от 7 до 11 лет не были охвачены учебой [1, с. 26; 9].
На протяжении 1995-2005 гг. наблюдалась тенденция к неуклонному уменьшению числа девушек, обучавшихся в школах и вузах республики. В этот период в средних общеобразовательных школах Таджикистана на 100 мальчиков проходилось 63 девочки. Так, по информации Министерства образования РТ, в 2004 - 2005 годах в начальной школе мальчиков было на 4% больше, чем девочек, в 6-9 классах - на 10%, в старших классов - на 20%, среди студентов высших учебных заведений девушки составляли всего 24%.
Этот важный вопрос всегда находился в центре внимания Президента и Правительства республики. Так, Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, выступая 23 мая 1997 года на встрече с представителями молодежи страны, заявил: «Мы имеем ещё и другой тревожный вопрос. Как известно, численность населения республики постоянно растёт, наряду с этим из года в год уменьшается число выпускников общеобразовательных школ. Особенно беспокоит положение с учебой девушек. В ряде школ Матчинского, Гармского, Таджикабадского и Дарбандского районов учёба девушек почти прекратилась. Допустим, что в районах Каратегинской долины положение трудное и в связи с этим девушки временно оставили учебу. А что случилось в Матчинском районе? Создание препятствий на пути учебы девушек не соответствует никаким религиозным и партийным требованиям» [10, с.34].
После подписания межтаджикского мирного соглашения (1997 г.) в Республике Таджикистан начались практические действия по осуществлению социально-экономических реформ. Системе образования уделялось особое внимание, потому что развитие человека и в целом общества зависело от состояния образования. Именно через школу можно было решить кризисные проблемы общества.
Но для того чтобы осуществить реформу в образовательной сфере, нужно было преодолеть имевшиеся объективные и субъективные трудности. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, выступая с речью перед представителями интеллигенции страны 20 марта 2001 года, отмечал: «Проблема сферы образования относятся к числу важнейших вопросов нашей жизни. До тех пор, пока мы не осуществим комплексную реформу системы образования, мы не достигнем желаемых результатов в развитии культуры и нравственности» [2].
В этом отношении принятие Верховным Советом Республики Таджикистан еще в декабре 1993 г. Закона «Об образовании» было положено в основу реформы общеобразовательной и высшей школы.
Весь механизм организации обучения и воспитания подрастающего поколения был разработан в этом законе (закон состоит из 6 разделов и 42 статей). В нем установлены структурное построение, сфера деятельности, форма управления системой образования республики [7, с. 442].
3 мая 2002 года постановлением правительства была принята Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Данный документ являлся важным шагом в реформировании системы образования, который определял и обеспечивал дальнейшую перспективу государственной политики в этой важной сфере. В этом документе в 15 пунктах четко отражены основные проблемы в деятельности школ республики и определены цели и задачи образования, а также пути и методы подготовки научно-педагогических кадров.
В новых условиях данная концепция стала основополагающим документом в деле реформирования системы образования и основным документом государственной политики в сфере образования. Основная суть и назначение реформы в области образования, науки и культуры предусматривали решение следующих проблем.
Во-первых, было необходимо восстановить сеть школ и культурно - просветительных учреждений, разрушенных в годы гражданской войны (1993-1997 гг.), и укрепить их материально - техническую базу.
Во-вторых, было необходимо уделить особое внимание восстановлению прежнего контингента учителей, который невероятно резко сократился, особенно в сельских школах и средних специальных учебных заведениях. Ведь в 1989-1990 учебном году количество учащихся превысило миллион человек, а в общем каждый третий таджикистанец был охвачен той или иной формой обучения.
В-третьих, следовало глубже изучать и применять на практике прогрессивные методы и приемы преподавания, внедрять положительный опыт передовых учителей, смелее переходить к учреждению новых типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, частных школ и др.
В-четвертых, высшей школе необходимо было готовить дипломированных специалистов, которые должны хорошо разбираться в перипетиях рыночной экономики.
Таким образом, принятие новой концепции способствовало не только повышению качества образования, но и намного улучшило материально-техническое обеспечение школ республики.
Реализация реформы в сфере образования зависело от деятельности учительского корпуса. В Республике Таджикистан, как и в других союзных республиках, в постсоветский период наблюдался системный кризис школьного образования, который отразился и на деятельности учительства. Кризис негативно повлиял на учительскую профессию, на образ жизни учителей, их социальное самочувствие, а также на профессиональную деятельность. На начальном этапе государственной независимости учителя в результате глубоких кризисных явлений превратились в одну из наиболее уязвимых социальных общностей. Несмотря на это, социальное самочувствие большинства учителей было позитивным, условия педагогической деятельности их не возмущали, они, работая в различных по статусу и типу школах, больше всего заботились
об имидже образовательного учреждения, всячески старались поднять престиж школы в глазах общественности, родителей и органов управления образованием.
Следует отметить, что, несмотря на социально-политическую нестабильность и экономический кризис, число общеобразовательных школ в республике увеличилось с 3 320 единиц в 1992 - 93 учебном году до 3 804 единиц в 2005-06 уч. году, то есть выросло на 484 единицы. Количество учащихся в общеобразовательных школах в 1992-93 учебном году составляло 1 272,7 тыс. человек, а в 2005 - 2006 учебном году - 1 682,2 тысячи [6, с. 51-55]. Но в те годы наблюдалось несоответствие численности учащихся возможностям общеобразовательной сети. Школы не могли полностью обеспечить потребности учебного процесса.
По статистическим данным, в 2009-2010 учебном году в Таджикистане существовало 3 780 школ различного типа. Из них 577 начальных школ, 782 основные (неполные средние) школы, 2 272 средние (полные общеобразовательные) школы, 88 гимназий, 54 лицея, 11 школ для детей с недостатками умственного и физического развития, в которых обучались 1911,3 тысячи учащихся.
В республике принимались серьезные меры по строительству новых школ и открытию классов. В период независимости республики были построены 1200 новых школ, рассчитанных на 311 тысяч посадочных мест. Начиная с 1998 года в сфере образования было реализовано 14 инвестиционных проектов на сумму 720 млн сомони [6, с. 51-55].
В условиях реформирования системы образования Республики Таджикистан неминуемо возрастала роль учителя в обучении и воспитании подрастающего поколения. В республике разрабатывались новые вариативные программы обучения и внедрялись педагогические технологии, особое внимание уделялось развитию информационной среды, гуманитаризации образования и повышению профессиональной роли учительства. С возникновением новых социокультурных реалий жизни передача готовых знаний в образовательной деятельности учителя стала отходить на второй план и важнейшими составляющими обучения становились следующие: создание необходимых условий для самореализации школьников, организация их мотивирующей творческой деятельности и управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучаемых.
Следует отметить, что в связи с переходом на новые учебные планы и программы в республике проводилась большая работа по переподготовке учительских кадров, большое внимание уделялось повышению квалификации учителей и руководящего состава школ.
С начала 90-х гг. ХХ в. в школах республики отдельные учителя, с учетом сложностей социально-экономического характера, уделяли внимание формированию образовательных практик, направленных на развитие духа педагогики свободы. В городах и районах создавались учительские сообщества с новаторскими и экспериментаторскими идеями. Такие учителя направляли своих воспитанников (учеников) к достижению успеха путем овладения глубокими знаниями с помощью новых методов. Учителя разрабатывали и активно применяли в учебном процессе различные приемы и методы: дидактические игры, личностный подход, опорные сигналы, идею опережения и свободного выбора, блочно-модульное обучение и др. [8, с. 99-100].
Уже в первые годы независимости Таджикистана отдельные учителя активно включились в создание учебных и учебно-методических пособий. Так, Мирзосафар Самандаров, учитель истории средней общеобразовательной школы №15 селения Угук Ганчинского района (ныне Деваштичского района) Согдийской области издал на
таджикском языке следующие учебные пособия: "Пути и основы учебного процесса по предмету «История таджикского народа»" (Худжанд, 1991), "Преподавание темы «Восстание 1916 года в Ходжентском уезде»" (Худжанд, 1991), «Человек и общество (краткое знакомство)» (Худжанд, 1991, в соавторстве), "Пути и методы совершенствования преподавания предмета «История таджикского народа»" (Худжанд, 1991) [6; 5].
Ё.Н. Охонов, учитель математики средней общеобразовательной школы №26 Аштского района, опубликовал учебные пособия: «О решении некоторых спорных задач по математике» (1997 г.), «Имам Аъзам в математическом домике» (2009 г.), «Юбилей» (2009 г.), «Математика на полях сражений Великой Отечественной войны» (2010 г.), «Календарь третьего тысячелетия» (2010 г.) и др.
Учителями - новаторы школ Согдийской области А. Азизов (лицей №1 г. Исфары), Ю. Рустамов (лицей №1 г. Худжанда), Х. Амонуллоев (средняя школа №1 г. Исфары), Н. Ибрагимов (средняя школа № 7 Аштского района), А. Атхамов (лицей №1 города Истаравшан), Д. Кодиров (средняя школа №5 селения Хистеварз Бободжангафуровского района), К. Миров (средняя школа №25 селения Чоркух города Исфары), В. Зойиров (зав. районо Шахристанского района), И. Рахимов (зав. районо Зафарабадского района) и другие разработали обучающие методы и учебные пособия, которые получили широкое признание.
Переход от традиционного обучения к инновационному стал основным новшеством для учительства республики. Учителя стали уделять внимание таким нормам методической деятельности, как: видоизменение и проектирование образовательной среды, особое отношение к ориентации на процесс обучения; направление образовательного процесса на самоценность ученика. Уделялось особое внимание осуществлению субъектно-субъектных отношений (отношений педагога с учеником). Учителя акцентировали внимание на способностях учеников к самоопределению и саморазвитию. В школах обратили внимание на организацию учебной и воспитательной работе с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Кроме того, в практику преподавания активно внедрялись новые образовательные технологии обучения, прежде всего информационно-коммуникационные технологии [8, с. 102].
С первых лет государственной независимости Таджикистана учителя активно участвовали в республиканском конкурсе «Учитель года». За период с 1991 по 2011 год данный конкурс был проведен 18 раз. Директор лицея №1 города Худжанда Ю. Рустамов (учитель начального обучения) стал первым победителем республиканского конкурса 1991 года. В том же году он участвовал во Всесоюзном конкурсе «Учитель года - 1991». Методы обучения таких победителей конкурса, как А. Азизов (учитель химии, директор лицея №1 города Исфары, победитель конкурса «Учитель года-1993») [3]; Мухайё Худоибердиева (учитель географии негосударственной школы П.А. Пулатова города Худжанда, победитель конкурса 2000 г.), Бибираджаб Хасанова (учитель таджикского языка и литературы лицея №4 имени Темура Собирова Кофарниханского района, победитель конкурса 2001г.), Зарина Рустамова (учитель начальных классов гимназии №4 города Худжанда, победитель конкурса 2006 г.), Сабохат Шералиева (учитель таджикского языка и литературы средней общеобразовательной школы №10 Бабаджангафуровского района, победитель конкурса 2008 г.) и др., широко внедрялись среди учительства республики [4].
Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон указом от 18 февраля 2006 года учредил Президентскую премию в области образования. Данная премия была призвана совершенствовать сферу образования и поднять статус учителя. Данная премия предназначена для учителей, наиболее отличившихся в учебно-воспитательном процессе. Премия вручается пяти учителям один раз в два года, её размер для каждого лауреата составляет 2 тыс. долларов США. До 2011 года лауреатами данной премии стали 14 человек [11]. Так, за вклад в воспитание подрастающего поколения Президентской премии были удостоены: из Бадахшана - Х. Тошев, из г. Душанбе - Н. Шоев, из Варзобского района - А. Манонов, из Шугнанского района - Н. Мехманов, из г. Курган - Тюбе - Ч. Рузиматова, из Исфары - А. Азизов, из Бабаджангафуровского района - М. Зарифов, из Аштского района - Н. Ибрагимов и др.
Учительская интеллигенция добилась существенных успехов в деле подготовки одаренных, талантливых учеников путем их привлечения к участию в различных конкурсах. Анализ показывает, что одним из основных факторов успеха работников системы образования является деление учащихся по их талантам для вовлечения в изучение школьных предметов. В этой связи стало традицией проведение школьных олимпиад и конкурсов различного уровня (районного, городского, областного, республиканского и международного) по тем или иным предметам. Ученики школ республики активно участвуют в этих олимпиадах и завоёвывают призовые места.
Таким образом, благодаря активному участию учительской интеллигенции дала хорошие результаты реализация плана по реформированию системы образования, компьютеризации программ общеобразовательных школ, совершенствованию изучения русского и английского языков, переходу общеобразовательных учреждений к новым формам управления на основе среднесрочной программы государственных расходов на сферу образования.
На этой основе постепенно повышаются уровень и качество обучения, воспитания и подготовки квалифицированных специалистов и происходит обновление, ремонт и современное оснащение школ.
Список использованной литературы:
1. Бобосодикова Г. Некоторые вопросы профориентации молодежи //Бюллетени Шурои цамъиятии ЦТ. - 2001 - № 3.- С.24-28.
2. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на встрече с представителями интеллигенции страны 20 марта 2001 года //Народная газета. 2001. 23 марта.
3. ГАСО. Ф. №70. 0п.10. Д. №724. Л.7.
4. Лучшие в профессии. URL:http://kaz. stan.tv/news/ 7409/? КЕЮ=70 Ис4аеадыр8и 9ok6hjt 0/еду7(Дата обращения; 25.07.2015).
5. Список учителей средних школ, которые написали научные и художественные труды/Текущий архив районо Деваштичского района. Папка № 96.-Л.1.
6. Таджикистан. 15 лет государственной независимости. Статистический сборник Госкомстата РТ. - Душанбе, 2006. - 488 с.
7. Хайдаров Г.Х. История таджикского народа ХХ века. - Худжанд, 2001.- 508 с.
8. Хамидов Р. А. Состояние школьного образования Согдийской области Республики Таджикистан в годы независимости (1991- 2011 гг.): дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02. -Худжанд, 2017. -190 с.
9. Шамолов А.А., Ашуров С.Б. Вопросы молодежной политики в РТ. - Душанбе, 1998. -262 с.
10.Рахмон, Эмомали. Молодёжь - будущее суверенного Таджикистана. - Душанбе, 1997. -48 с.
11. URL: http://maorif.tj/ru/index/index/pageId/683/(Дата обращения: 24.07.2015).
Reference Literature:
1. Bobosodikova G. Certain Issues Beset with Youth^s Vocational Bearings //Bulletins of Social Council of TR. - 2001 - No. 3. - pp. 24-28.
2. Speech of Tajikistan Republic President Emomali Rahmon at the Meeting with Representatives of the Country's Intelligentsia on March 20, 2001 // (Peopled Newspaper) Narodnaya Gazeta. 2001. March 23.
3. State Archive of Sughd Viloyat (SASV). fund 70. inventory 10. dossiers 724. - Sheet.7.
4. The Best in the Profession. URL: http: // kaz. stan.tv/news/ 7409 /? REID = 70 hc4aeaqup8u 9ok6hjt 0feqv7 (Date of request: 07.25.2015).
5. List of Secondary School Teachers Who wrote Scientific and Artistic Works // Current archive of Devastichsky nokhiya. - F. No. 96. - Sheet.1.
6. Tajikistan. 15 Years of State Independence. Statistical Collection of the State Statistics Committee of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2006. - 488 pp.
7. Haydarov G.Kh. The History of the Tajik People Referring to the XX-th Century. - Khu-jand, 2001. - 508 pp.
8. Homidov R. A. The State of School Education in Sughd Viloyat of Tajikistan Republic in the Years of Independence (1991-2011): candidate dissertation in history: 07.00.02. - Khu-jand, 2017. - 190 pp.
9. Shamolov A.A., Ashurov S.B. The Issues Beset with Youth Policy in Tajikistan Republic. -Dushanbe, 1998. - 262 pp.
10. Rahmon, Emomali. Youth is the Future of Sovereign Tajikistan. - Dushanbe, 1997. - 48pp.
11. URL: http://maorif.tj/ru/index/index/pageId/683/ (Date of request: 07.24.2015).