Научная статья на тему 'К истории компьютеризации школ республики Таджикистан на рубеже ХХ-XXI вв. '

К истории компьютеризации школ республики Таджикистан на рубеже ХХ-XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютерные технологии / информатизация образования / компьютерная грамотность / программа компьютеризации / Интернет / computer technologies / informatization of education‚ computer literacy‚ programme of computerization‚ Internet

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исамитдинов Жорабек Бобобекович, Хомидов Расул Абдукадырович

В статье на основе использования разнохарактерных источников и опубликованной литературы проанализирована ситуация с внедрением информационно-коммуникационных технологий в средних школах Республики Таджикистан в годы независимости. Рассмотрены вопросы оснащения школ компьютерной техникой и создания компьютерных классов, изучены проблемы информатизации образования и менеджмента знаний, обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, разработка и введение образовательных стандартов обучения информатике в образовательных учреждениях всех уровней, дана характеристика этапов Программы компьютеризации школ, а также удалено внимание подготовке учительских кадров в области информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF SCHOOLS` COMPUTERIZATION OF TAJIKISTAN REPUBLIC AT THE JUNCTION OF THE XX-TH – THE XXI-ST CENTURIES

Proceeding from the utilization of sources and published literature of diverse slants the authors of the article analyze the state of inculcation of innovative-communicative technologies in secondary schools of Tajikistan Republic in the years of independence. They canvass the issues dealing with an equipment of schools with computer technique and creation of computer classes as well. The problems related to informatization of education and management of knowledge are considered; providing of universal computer literacy‚ elaboration and introduction of educational standards in reference to teaching of informatics in educational institutions of all levels being taken into account as well. The characteristics of computerized schools are given; into the bargain‚ the authors pay attention to the training of teachers` staff in the field of informational technologies.

Текст научной работы на тему «К истории компьютеризации школ республики Таджикистан на рубеже ХХ-XXI вв. »

07 00 00 ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ва АРХЕОЛОГИЯ 07 00 00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ и АРХЕОЛОГИЯ 07 00 00 HISTORICAL SCIENCES and ARCHEOLOGY

07 00 02 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07 00 02 HOME HISTORY

Исамитдинов Жорабек Бобобекович,

к.и.н., доцент, завкафедрой истории таджикского народа ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд) Хомидов Расул Абдукадырович, соискатель кафедры отечественной истории ХГУ им. акад. Б. Гафурова (Таджикистан, Худжанд)

Isamitdinov Zhorabek Bobobekovich, candidate of historical sciences, Associate Professor, chief of the department of the Tajik nation under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan,Khujand) E-MAIL: Isomatdinov1961@mail.ru Homidov Rasul Abduqadyrovich, claimant for candidate s degree of the department of home history under Khujand State University named after acad. B. Gafurov (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: khomidov.62@mail.ru

Ключевые слова: компьютерные технологии, информатизация образования, компьютерная грамотность, программа компьютеризации, Интернет

В статье на основе использования разнохарактерных источников и опубликованной литературы проанализирована ситуация с внедрением информационно-коммуникационных технологий в средних школах Республики Таджикистан в годы независимости. Рассмотрены вопросы оснащения школ компьютерной техникой и создания компьютерных классов, изучены проблемы информатизации образования и менеджмента знаний, обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, разработка и введение образовательных стандартов обучения информатике в образовательных учреждениях всех уровней, дана характеристика этапов Программы компьютеризации школ, а также удалено внимание подготовке учительских кадров в области информационных технологий.

Key words: computer technologies, informatization of education, computer literacy, programme of computerization, Internet

УДК 9.302 (и).5 ББК 63.3(2)74

К ИСТОРИИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.

TO THE HISTORY OF SCHOOLS^ COMPUTERIZATION OF TAJIKISTAN REPUBLIC AT THE JUNCTION OF THE XX-TH - THE XXI-ST CENTURIES

Proceeding from the utilization of sources and published literature of diverse slants the authors of the article analyze the state of inculcation of innovative-communicative technologies in secondary schools of Tajikistan Republic in the years of independence. They canvass the issues dealing with an equipment of schools with computer technique and creation of computer classes as well. The problems related to informatization of education and management of knowledge are considered; providing of universal computer literacy, elaboration and introduction of educational standards in reference to teaching of informatics in educational institutions of all levels being taken into account as well. The characteristics of computerized schools are given; into the bargain, the authors pay attention to the training of teachers' staff in the field of informational technologies.

Таджикистан после приобретения государственной независимости достиг заметных успехов в области образования. Сфера образования объявлена Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном одним из приоритетных направлений социальной политики государства, потому что от уровня образования населения зависит экономическое развитие и материальное благополучие страны.

В конце ХХ - начале ХХ! вв. ситуация с внедрением информационно-коммуникационных технологий в средние школы республики была тяжелой. Компьютерные классы функционировали только в городских школах. Школы были оснащены бытовыми компьютерами - электронно-вычислительными машинами («БК», «КУВТ», «УК-НИ»). Например, в 1992 г. из 25 школ города Худжанда только 15 были оснащены ЭВМ. (2)

В середине 90-х годов ХХ века появились компьютеры зарубежного образца стандарта IBM (PC). Школы были оснащены компьютерами от 5 до 10 штук, только на некоторые школы приходилось более 10 компьютеров на класс. Компьютерные классы в школах сельской местности отсутствовали. Школы использовали компьютерные классы только в целях изучения компьютеров в течение дня, после завершения учебы (после дневного обучения) они закрывались. После завершения занятий к компьютерам имели доступ только преподаватели, учащихся к ним не допускали. Школы были оснащены в основном компьютерами старого поколения, таких моделей, как ПК 386, 486, или эквивалентными им. Компьютеры еще не были объединены в сеть, их использование ограничивалось электронными документами, которые хранились на жестких дисках или дискетах. Компьютеры прежде всего использовались при преподавании предмета «Статистика и вычислительная техника» (8-10 часов в неделю), а также на уроках иностранных языков, физики, математики, химии и на внеклассных занятиях (около 20 часов в неделю) (3).

По данным за 2002 год, обеспеченность школ и учащихся республики компьютерами и компьютерными классами выглядела следующим образом. В республике функционировало 3729 общеобразовательных школ, в которых обучались 1638106 учащихся. Школы были оснащены 9904 компьютерами, только в 593 школах были созданы компьютерные классы, то есть только 15,9% школ имели компьютерные классы. В среднем на школу приходилось по 2,7 компьютера. В школах на 1 компьютер приходилось 165 учащихся. Всего 105 компьютеров были подключены к Интернету и электронной почте (4, с. 16-17).

Учитывая это, государство стало уделять большое внимание внедрению новых информационных технологий в школьное образование. В республике начиная с 2003 г. количество общеобразовательных школ, имеющих кабинеты, оснащенные компьютерами, постоянно увеличивалось. Наблюдалось также улучшение их качественных характеристик.

С 2003 года в Республике Таджикистан реализуется Государственная программа компьютеризации общеобразовательных учреждений, цель которой направлена на

получение знаний и умений, приобретение учениками способности работать на компьютере с использованием современных компьютерных программ для обеспечения соответствующего уровня подготовки специалистов по мировым стандартам. В пункте 4.2 данного документа определены следующие направления деятельности в области образования в сфере информационно-коммуникационных технологий:

- информатизация образования и менеджмента знаний, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, разработка и введение образовательных стандартов обучения информатике в образовательных учреждениях всех уровней, внедрение компьютеризированных технологий обучения, 100-процентная компьютеризация школ, создание общественных пунктов бесплатного доступа в Интернет специально для социально уязвимых слоев населения;

- изменение всего комплекса нормативно-правового обеспечения при переходе к новым образовательным структурам;

- внедрение системы открытого образования с применением дистанционных технологий обучения на всех его уровнях, разработка новых банков знаний на основе электронных учебно-методических комплексов, специализированных электронных библиотек, проведение виртуальных конференций, научных исследований.

Согласно данной программе в республике предполагалось создать 2853 компьютерных класса с общим количеством компьютеров 28530 (10, с.32). Каждая школа республики должна быть оснащена компьютерными классами, и в соответствии с ней на каждые 15 учеников должен иметься один компьютер. Реализация данной программы финансируется за счёт бюджета республики, инвестиционных программ, грантов и других источников, поэтому данная программа не распространяется на частные школы и лицеи (5).

Правительство РТ приняло специальное постановление от 2 сентября 2010 года под номером 416 «О «Государственной программе компьютеризации общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан на 2011-2015 гг.», согласно которому до 2015 года практически все школы должны были быть оснащены современными компьютерами и подключены к глобальной сети Интернет.

Программа компьютеризации была рассчитана на три этапа:

- первый этап: 2003-2007 гг.;

- второй этап: 2008-2010 гг.;

- третий этап приходился на 2011-2015 гг.

План первого этапа компьютеризации школ Согдийской области (в 2003-2007 годах) был выполнен на 83,2%. Правительство Таджикистана принимало меры по выделению для школ компьютеров и принтеров. Так, по распоряжению главы государства, Президента Эмомали Рахмона только в 2007 году школам было выделено около 5 тыс. компьютеров и более 800 принтеров. Это было осуществлено в рамках реализуемого первого этапа программы компьютеризации школ на 2003-2007 годы. Согласно распоряжению, для оснащения общеобразовательных школ местным исполнительным органам государственной власти было выделено 4 тыс. 998 компьютеров и 833 принтера. Из их числа в школы Горно-Бадахшанской автономной области было направлено 348 компьютеров и 58 принтеров, Согдийской области - 1 тыс. 88 компьютеров и 182 принтера, Хатлонской области - 2526 компьютеров и 421 принтер, Душанбе - 100 компьютеров и 16 принтеров, городам и районам республиканского подчинения - 936 компьютеров и 156 принтеров (7). В первый год реализации второго этапа компьютеризации (2008-2010 гг.) из резервного фонда главы государства, президента Эмомали Рахмона общеобразовательным школам Согдийской области было выделено 480 компьютеров и 80 принтеров (13).

В 2006 году в школах Согдийской области функционировали 743 компьютерных класса, которые были оснащены 5527 компьютерами (1, с.98). В 2010 году обеспеченность школ Согдийской области компьютерами выглядела следующим образом: в общеобразовательных школах области функционировал 901 компьютерный класс, они были оснащены 9637 компьютерами. В том числе из резервного фонда Президента Таджикистана Э. Рахмона школам было выделено 3109 компьютеров и 441 принтер, Министерством образования и науки -290 компьютеров и 45 принтеров, хукуматом области - 653 компьютера и 58 принтеров, местной властью (хукуматы районов и городов) - 2536 компьютеров и 279 принтеров, другими учреждениями - 1749 компьютеров и 125 принтеров, спонсорами - 273 компьютера и 127 принтеров, и отдельными лицами - 1027 компьютеров и 63 принтера (12, с.272-273)

Из 901 компьютерного класса 301 был подключен к постоянной подаче электроэнергии и 451 получал её от дизельных генераторов. В среднем по области на 1 компьютер приходилось 20,4 ученика 7-11 классов. Из общего количества школ области 161 была подключена к глобальной сети Интернет. В средней общеобразовательной школе №16 города Худжанда, гимназии № 4 города Истаравшана, Президентской школе для одаренных детей города Чкаловска функционировали электронные библиотеки (6, с.11-12).

С целью проведения технической профилактики компьютеров школ, их текущего ремонта, обеспечения новыми программами, в соответствии с решением председателя Согдийской области от 11 августа 2008 года за № 278, при областном Управлении образования и отделах образования городов и районов были созданы Центры информационных технологий и коммуникации. Эти центры проделали огромную работу по обеспечению компьютерных классов школ обучающими программами системы WINDOWS, пакетом редакторских программ текстов MS WORD, электронной таблицей MS EXCEL, базой данных MS ACCESS, MS POWER, POINT, запчастями для компьютеров, панелями программ и т.д. (12, с. 278-279).

Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном 2010-й год был объявлен Годом образования и технической культуры. В связи с этим в Согдийской области проводилось множество мероприятий, которые способствовали улучшению материально-технической базы, внедрению в общеобразовательные школы новых инновационных технологий и методов обучения. В соответствии с «Программой компьютеризации основных и средних школ РТ на 2003-2007 гг.», утвержденной Правительством страны 31 декабря 2002 г., особое внимание обращалось на внедрение новых компьютерных технологий в систему школьного обучения и подготовку учительских кадров по информационным технологиям. Был проведен ряд конференций и семинаров областного уровня с участием учителей информационных технологий под девизом: «Роль информационных технологий в процессе преподавания точных предметов», «Моя профессия -моя гордость», «Изучение компьютерных технологий и требования рыночной экономики», «Наука и техника -источники развития общества», «Использование компьютера в процессе обучения различным учебным предметам», «Широкое использование системы управления базой данных в MICROSOFT ACCESS-2003» и др.

Во многих школах компьютерные классы оснащались новыми поколениями компьютеров, широко внедрялись обучающие программы, и они постепенно подключались к глобальной сети Интернет, в них создавались электронные библиотеки, уроки преподавателей записывались на компакт-диски и распространялись в школах и т.д.

Обеспечение компьютерами общеобразовательных школ городов и районов постепенно улучшилось. Так, в Ганчинском районе школы были обеспечены компьютерами на основе программы компьютеризации общеобразовательных учреждений. К 2011 году в собственности образовательных учреждений района имелось 585 компьютеров, что соответствовало 1 компьютеру на 22 учащихся и было на 2 компьютера меньше установленных норм (норма- 1 компьютер на 20 учащихся). Кроме того, некоторые школы (№№ 16 и 18) имели доступ к сети Интернет (8). В Канибадамском районе, по данным 2010 года, в 54 школах действовали 63 компьютерных класса, которые были оснащены 707 компьютерами. В школах Исфары были созданы 88 компьютерных классов с 1042 компьютерами. В 14 школах компьютерные классы были подключены к сети Интернет. Школы города Худжанда в 2010 году были оснащены 881 компьютером, что в среднем составило 1 компьютер на 16 учащихся 7-11 классов.

В школах нового типа успешно внедрялись компьютерные технологии. Так, в 2009 году в городе Чкаловске была открыта Президентская школа для одаренных детей, и в первый год 696 детей из разных городов и районов области на конкурсной основе были приняты на учебу. Учебный корпус Президентской школы рассчитан на 1296 учащихся. Данная школа была построена за счет бюджетных средств Согдийской области в общей сумме 12 млн. сомони (11, с.76).

К ведению педагогической работы в данной школе привлечены самые передовые учителя-новаторы области. В Президентской школе активно внедряются новые информационные технологии и передовые методики инновационной системы обучения. По данным за 2010 год, в этой школе функционировали 2 компьютерных класса, оснащенных 30 компьютерами каждый. Компьютерные классы были подключены к глобальной сети Интернет. Кроме того, 30 классов этой школы оснащены компьютерами и телевизорами, которые широко применяются в процессе обучения.

В Президентской школе была создана электронная библиотека, оснащенная 30 компьютерами, общим объемом 46 тыс. электронных книг. В учебном процессе использовались электронные версии учебных пособий преподавателей Президентской школы- учителя математики А. Рахмонова «Единый государственный экзамен России», учителя физики Ш. Хошимовой «Трудно решаемые задачи по физике», учителя русского языка и литературы Дж. Карибабаевой «Русские писатели и поэты» и др. В школе действовал кружок «Компьютерная грамотность», в который были вовлечены 48 учеников, разделённых на 4 подгруппы. С ними в течение месяца проводились занятия в объеме 16 часов. В Президентской школе функционируют различные учебные кабинеты, спортивные залы, научно-исследовательский центр, телевизионная студия и т.д., которые позволяют организовать учебный процесс на высшем уровне (12, с. 278-279).

К концу второго этапа реализации программы компьютеризации количество компьютерной техники в общеобразовательных школах страны достигло почти 27 тыс. единиц, что составляет 80% от намеченных показателей программы компьютеризации школ Таджикистана (14). Как было отмечено в Послании Лидера нации, Президента Таджикистана, уважаемого Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 января 2016 года, Программа компьютеризации в Республике Таджикистан на 20102015 годы в масштабах страны была выполнена на 106% (9).

Таким образом, благодаря проведению системной реформы во всех сферах социально - экономической жизни страны, в годы независимости в Таджикистане были достигнуты ощутимые результаты и в сфере образования. Увеличение расходов на систему образования, финансирование отрасли как из государственного и местного бюджета, так и

международными организациями привело к улучшению инфраструктуры школьных учреждений, и в частности к обеспечению школ новыми компьютерными технологиями. В строительстве, ремонте и благоустройстве средних общеобразовательных школ, обеспечении их учебной литературой и компьютеризации большую роль сыграло выделение средств из бюджета государства, спонсорская поддержка и капитальные вложения частных лиц.

Список использованных источников и литературы:

1. Бобоева М. Пайвандгарони насл бо асл //Маориф-ояндаи Тоцикистон.- Хуцанд, 2011. -С.92-100.

2. ГАСО. -Ф. 70.-0n.10. Д. 702.-Л.57.

3. ГА СО. -Ф. 70.-0п.10. - Д. 718. -Л. 48.

4. Готовность к экономике, основанной на знаниях. Таджикистан. Отчет по оценке готовности страны. - Нью-Йорк и Женева, 2003. -72 с.

5. Компьютеризация школ Таджикистана практически завершена (Радиовыпуск №153)// http: ru.kloop.tj/ 2014 /08/19 /kompyuterizatsiya-shkol-tadzhikistana-prakticheski-zavershena-radiovyipusk-153/ (Дата обращения: 25.07.2015)

6. Маълумоти омории соуаи маорифи Цумуурии Тоцикистон дар соли таусили 2010-2011.-Душанбе, 2011. -29 с.

7. Обзор СМИ Республики Таджикистан //http:// www.rncenter. kz/info / 137^р(Дата обращения: 14.07.2015)

8. Образование//http: www.gonchi.tj/ru/socsferi/obrazovanie (Дата обращения: 25.07.2015)

9. Послание Лидера нации, Президента Таджикистана, уважаемого Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан // http:www.prezident.tj/ru/node/10587 (Дата обращения: 10.03. 2016)

10. Рахмонов А. Нацши Президенти Цумуурии Тоцикистон Э.Ш. Раумонов дар инкишофи мактаб вамаорифи кишвар//Маорифи Тоцикистон. -№3.-2006.-С. 26-42.

11. Сангинов Ц. Мактаб дар маруилаи созандаги //Маориф-ояндаи Тоцикистон. -Душанбе, 2011. -С.67-91.

12. Технологияи нав дар мактаб//Маориф -ояндаи Тоцикистон.- Хуцанд, 2011. -С.272-294.

13. Школы Согда получили еще 480 компьютеров// http:news.tj/ru/ news/shkoly-sogda-poluchili-eshche-480-kompyuterov (Дата обращения: 12.07.2015)

14. Рахмон Эмомали. Выступление на рабочем обеде/презентации «Цели развития тысячелетия: достижения в Таджикистане»// http: www.president.tj/ru/node/2109 (Дата обращения: 14.07.2015).

Reference Literature:

1. Boboyeva M. Connection between Past and Future Generations // Education being Tajikistan's Future. - Khujand, 2011. - pp. 92 - 100.

2. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 70, inventory 10, case 702, sheet 57.

3. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 70, inventory 10, case 718, sheet 48.

4. Readiness for Economics Based on Knowledge. Tajikistan. Report on the Assessment of Country s Readiness. - New-York and Jeneva, 2003. - 72 pp.

5. Computerization of Tajikistan Schools Has Been Practically Done (Radioissue # 153) //http://ru.kloop.tj/ 2014 /08/19 /kompyuterizatsiya -shkol-tadzhikistana-prakticheski-zavershena-radiovyipusk-153 (date of request: 25.07.2015).

6. Statistical Information Concerned with Education in Tajikistan in Academic Years 2010 -2011. - Dushanbe, 2011. - 29 pp.

7. MM Survey over Tajikistan Republic //http: www.rncenter. kz/info / 137.php (date of request: 14.07.2015).

8. Education // http:www.gonchi. tj/ru/socsferi/obrazovanie (date of request: 25.07.2015).

9. The Message of the Leader of the Nation of Tajikistan Republic President, Reverend Emomali Rahmon to Majlisi Oli of Tajikistan Republic // http: www.prezident.tj/ru/node/10587 (date of request: 10.03.2016).

10. Rahmonov A. The Role of Tajikistan Republic President E.Sh. Rahmonov in Regard to the Development of Schools and Education in the Country // Maorifi Tojikiston (Tajikistan Education). # 3. 2006. - pp. 26 - 42.

11. Sanghinov J. School in the Period of Construction // Education Being Tajikistan's Future. -Dushanbe, 2011. - pp. 67 - 91.

12. New Technology at School // Education Being Tajikistan Future. - Khujand, 2011. - pp. 272 - 294.

13. Schools of Sughd Viloyat Have Obtained 480 Computers more // http:news.tj/ru/ news/shkoly-sogda-poluchili-eshche-480-kompyuterov (date of request: 12.07.2015).

14. Rahmon Emomali. Speech at the Working Dinner/Presentation under the Title «The Goals of Millenium Development: Achievements in Tajikistan» // http: www.president.tj/ru/node/2109 (date of request: 14.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.