Научная статья на тему 'Состояние системы образования Афганистана в 1945-1959 гг'

Состояние системы образования Афганистана в 1945-1959 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАОРИФ / ШОҳ МУҳАММАДХОН / АФГОНИСТОН / КОНСТИТУТСИЯ / ВАЗОРАТИ МАОРИФ / ОБРАЗОВАНИЕ / ШАХ МУХАММАД-ХАН / АФГАНИСТАН / КОНСТИТУЦИЯ / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / SHAH MUHAMMAD KHAN / AFGHANISTAN / CONSTITUTION / MINISTRY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарифов Раҳмонали Ятимович

Дар мақола ҳолати низоми маориф дар Афгонистон дар дарозои солҳои 1945-1959 мавриди таҳлилу баррасӣ қарор гирифтааст. Дар такя ба санаду маводи фаровон, ки аз манбаҳои гуногун гирдоварӣ шудаанд, таъсири ҷанги дуюми ҷаҳонӣ ва вазъияти байналмилалии сиёсӣ ба Афгонистон, минҷумла вазъи иҷтимоию иқтисодии ҷомеа ба таҳсилоти кишвар таъкид мешавад. Мақола дорои маводи наву то кунун таҳқиқнаёфта перомуни таҳсилоти Афгонистон дар миёнаи асри ХХ мебошад.В статье собраны и проанализированы данные о состоянии системы образования в Афганистане на рубеже 1945-1959 годах. На основании многочисленных фактов и данных, полученных из различных источников, указано влияние Второй мировой войны и международной политической обстановки на Афганистан, а также социально-экономического положения общества на образование в целом. Статья содержит новые, ранее не исследованные материалы по образованию Афганистана в середине XX века.The author of the article collected and analyzed the data on the state of the education system in Afghanistan at the turn of 1945-1959. Proceeding from numerous facts and data obtained from various originals, he disclosed the influence of the Second World War and international political situation upon Afghanistan; social-economic plight of the society in the aspect of its impact over education in general being highlighted concurrently. The article contains new, previously unexamined materials on the formation of Afghanistan in the middle of the XX-th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние системы образования Афганистана в 1945-1959 гг»

УДК 9 (с 53)27 Р.Я.ШАРИФОВ

ББК 63,3(2т)722.1

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АФГАНИСТАНА В 1945-1959 ГГ.

Сложная политическая обстановка, вызванная второй мировой войной, значительно ухудшила положение страны и народа в целом. Политика правящих кругов - феодалов и помещиков, связанных с землей, крупных купцов, ориентировавшихся преимущественно на прибыльную коммерцию, вступала во все большее противоречие с экономическими интересами многочисленных прослоек средней и мелкой буржуазии и близкой к ним части интеллигенции. Рост экономического потенциала крупных предприятий, и ширкетов усиливал их политическое влияние наряду с монополизацией политической власти. Существенное влияние на изменение политической власти и политической обстановки в целом оказали международные события: образование новой мировой социалистической системы после победы СССР в войне, продолжающееся национально-освободительное движение в Странах Азии и Африки, распад колониальной системы (1, 43).

Обострение противоречий вынуждало власти принимать некоторые меры. В частности был ограничен ряд монопольных прав крупных предприятий на внешнюю торговлю, созданы выборные городские управы. Но все эти «верхушечные» мероприятия, не затронувшие общественно-политические структуры, не могли повлиять на продолжающийся рост народного недовольства. Ухудшение экономического положения сопровождалось активным проникновением в Афганистан американских монополий. Начало было ему положено в 1946 году после правительственного соглашения с американской компанией «Мориссон-Надсен» о строительстве ирригационной системы на юге страны, разведке полезных ископаемых, дорожном строительстве, подготовке кадров и сооружении ряда мелких строительных объектов. Однако план строительных работ в намеченные сроки не был выполнен, расходы на него превысили расчетную смету. Афганистан был вынужден прибегнуть к займам (2, 23). Нарастание внутриполитической напряженности в сочетании с экономическим, а впоследствии политическим нажимом США осложняло обстановку в стране. В 1946 году правительство Мухаммад Хашим-хана ушло в отставку. Во главе государства встал другой дядя правителя - Шах Мухаммад-хан, который до этого времени исполнял обязанности министра обороны. Это событие произошло одновременно с окончанием Второй мировой войны и стало мотивом для прогрессивных преобразований в области социально-экономического сектора, а также образования страны. Несмотря на происходившие преобразования, начавшиеся в начале 40-х годов, принятие решение правительства о создании свободного пространства в политической и социальной жизни и принятие новой Конституции подготовили почву для развития современного образования в Афганистане.

Правительством Афганистана был начат курс на демократию, под руководством нового правителя Шах Махмуд-хана и была принята новая конституция, и на основе ее был избран новый парламент. Кроме этого, в конституции говорилось об обязательном начальном образовании в Афганистане для всех детей (мальчиков и девочек) в регионах, где имеются соответствующие условия. Также правительство приняло решение, которое должно было способствовать укреплению и завершению национальной экономической деятельности, в частности, таких проектов, как разработка полезных ископаемых на севере страны и важный проект ирригации и электрификация долины Гилменда. Конечно же, реализация этих проектов требовала усиления технического персонала и подготовки высококлассных специалистов, которых следовало подготовить в Афганистане и за её пределами. Вопреки всему обязательное начальное образование было довольно ограниченно. В 1950 г. в стране существовало 356 начальных, общеобразовательных и профессиональных школ и один педагогический институт на 95300 мест (5, 17).

Конституция не только открыла путь для более благоприятного развития образования, но и новая политика правительства под руководством Шах Махмуда-хана стала основой для реализации преобразований в сфере образования. Шах Махмуд-хан вел гибкую политику управления

государством. Появилось открытое пространство на политической и социальной арене, изменилась обстановка, основанная на страхе и противоречиях в период правления Мухаммада Хашим-хана, открылись двери тюрем, и десятки политических узников были освобождены. Был издан закон о печати. И самым главным шагом, который сделал Шах Махмуд в начале своего правления относительно образования, были изменения в языке обучения и преподавания в школах. До этого времени, согласно решению Мухаммада Хашим-хана, языком обучения и преподавания в школах страны был пушту, и теперь вновь стал язык фарси-дари языком культуры и науки, который испокон веков существовал на этой территории, вернулся в школы в качестве государственного языка.

Министерство образования на основании решения правительства объявило, что в начале 1947 учебного года обучение в школах страны должно вестись на двух языках- пушту и фарси. По этому поводу известный афганский публицист М.С. Фарханг пишет следующее: «Этот шаг был предпринят по предложению и стараниями Наджибуллы-хана - министра образования, и реализован министерством. Было принято решение, что обучение в стране должно разделятся на пушту язычное и дариязычное и преподавание должно вестись на преобладающем языке каждой провинции. Но в регионах, где среди населения не преобладал ни один из этих языков, как, например, населённых узбеками и тому подобное, обучение продолжалось па пуштунском языке, и в этом отношении они остались без своего языка обучения» (9. 661).

Принятие решения правительства в отношении языков обучения в какой-то мере снизило проблемы в школах. Для учителей, которые преподавали на фарси-дари, создались благоприятные условия. Тогда как до этого времени учителя в школах страны были вынуждены преподавать на пуштунском языке, но многие из этих учителей и ученики, особенно в персоязычных регионах, не владели и не понимали пуштунского языка. После вторичного вхождения языка фарси-дари в сферу обучения школ, издание учебных книг производилось на двух языках - пушту и дари. Распределение книг ещё больше облегчило качественное развитие просвещения в стране. Учебники для начальных школ были написаны графикой насталик (Один из видов персидско-арабской каллиграфической вязи (прим. автора).

После окончания Второй мировой войны в 1945 г., когда возникли более благоприятные условия в политическом пространстве страны, некоторые преподаватели и зарубежные специалисты, покинувшие Афганистан в годы войны, вернулись. Перед войной, когда связи Афганистана в области образования с Германией, Францией и Турцией были сильно ограничены, помощь таких стран, как США и СССР, в сфере образования была значима. Развитию просвещения Афганистана после окончания Второй мировой войны способствовало взаимодействие правительства с мировым сообществом. Организация ЮНЕСКО, целью которой является мировое сотрудничество в области просвещения, в рамках ООН была создана в 1994 году и Афганистан через год стал членом этой организации. Организация оказывает помощь Афганистану в развитии просвещения и по сей день, как и другие международные организации, ЮНИСЕФ и Управление развития ООН UNDP играют важную роль в развитии образования.

В 1949 году Министерство образования впервые пригласило делегацию ЮНЕСКО для рассмотрения и обсуждения положения дел в области образования в Афганистане, которая прибыла в Кабул 29 месяца асад (1949 г.) под руководством отдела начального образования Министерства образования Франции. После рассмотрения положений дел в области просвещения Афганистана делегацией было предложено несколько предложений, в которых было сказано: Кабульский пединститут обязать принимать выпускников 9-го класса на воспитание и подготовку в течении 3 лет для работы только в начальных школах, второй Пединститут создать в Кандагаре, а также создать условия для обучения женщин, увеличить количество выпускников пединститута ежегодно на 200 чел., пересмотреть все учебные программы учреждений по подготовки учителей, особенно в области естественных и социальных наук, а также и другие учреждения под названием Академия воспитания и подготовки учителей (8, 50).

В период правления Шах Махмуда-хана в 1946 году был основан Кабульский пединститут. Административные и научные дела вышеуказанного института были возложены на Министерство образования. Созданные в Кабуле до того времени факультеты, как медицинский, право, политические науки, естественные науки и литература, были включены в состав Кабульского университета. В 1951 г. Шариатский факультет был также включён в структуру Кабульского университета. Увеличилось и количество квот на учёбу за рубежом и лучшие, достойные выпускники школ и лицеев удостоились возможности получить эти квоты. Между 1948-1955 гг.

ежегодно 25 лучшим и достойным ученикам школ и лицеев выдавались государственные стипендии, которые обучались в европейских университетах для получения различных профессий, как инженер, экономист, юрист и др. (7, 50).

Произошли преобразования и в системе управления и организации Министерства образования, где создавались различные новые учреждения и управления для составления и распространения книжных изданий, а также учебного материала и литературы. Уделялось особое внимание развитию и расширению образования в провинциях. В 1951 г. была построена специальная типография образования, которая предназначалась для издания учебных книг. Затем, в 1960 г. эта типография в сотрудничестве с компанией Фраглениз Нью-Йорка была переоборудована и таким образом мощность печати и издания учебной литературы и книг намного возросло. В совокупности эти изменения и преобразования оказали большое влияние на развитие просвещения в стране.

В 1949 г. были созданы сельские школы для детей, состоящих из 3 классов в самых отдалённых поселениях страны. Эти школы впервые были созданы в центральных регионах в основном в местах проживания хазарийцев, а затем получили развитие и в других горных и труднопроходимых районах. До конца 1950 г. была создана 21 сельская школа в восточных провинциях, 20 деревенских школ в Хазараджате и 20 деревенских школ в провинции Герат. В 1951 г. была созданы 41 сельских школ, а в следующем 1952 году количество сельских школ в 12 провинциях страны увеличилась на 96 школ.

После 1952 г. также увеличилось количество сельских школ в различных провинциях страны. Количество этих школ до 1971 г. охватила 21 тыс. деревень и достигло до 2807 школ для мальчиков и 138 школ для девочек. Ученикам сельских школ - мальчикам преподавали 2414 учителей, среди которых 511 имели частное образование, многие из них были имами деревенских мечетей. Среди остальных учителей 201 имели 6-летное обучение, 422-9 класса и 660-окончившие 12 классов, 114 - ученики 12-классов окончившие учительские курсы и 506 чел. были выпускниками ускоренных курсов пединститута (6, 83).

Женское образование в период правления Махмудшаха вновь получило развитие. Первым шагом для расширения роли и присутствия женщин и девушек в общественной, социальной и особенно в просветительной жизни было создание женских учреждений. Саид Касим Риштия, которому было поручено их создание, пишет: «Создание женской школы было тонким и уязвимым делом. Поэтому была организована высокопоставленная комиссия в составе 5 чел., чтобы решить эту задачу научно, сознательно, молча и тихо. В составе этой комиссии были Али Мухаммадхан -Министр иностранных дел и заместитель правления, Абдулмаджидхан Забули - Министр экономики, Наджибуллахан - Министр образования, Гулямхан Тарзи - Министр почты и телеграфа, Мирза Мухаммадхан Яфтали - Министр правительства и сам С. К Риштия. Наджибуллахан с самого начала, как Министр образования с извинением отказался, считая эту работу очень тонким и уязвимым и как бы не оказал влияние на деятельность просвещения в обстановке вероятных противоречий, которые прогнозировали в этом периоде и не повредили темпу возрастания образования в стране, которое началось не так давно (10, 53).

После организации женского учреждения были открыты 2 женские начальные школы в городе Старого Кабула и одна женская начальная школа в 1974 в Шахри Наве. Самая первая группа девушек со свидетельством бакалавра окончили школу Мастурот и были назначены в качестве преподавателей одного курса педучилища, созданного в школе Мастурот. Самый первый факультет языка под названием женский факультет литературы с двумя факультетами: естественные и общественные науки, был создан в том же году, а также тогда была создана самая первая женская школа в провинции Герат. Также школы были образованы и в других провинциях -одна женская начальная школа в Кандагаре и ещё одна начальная школа в Маймане. В том году была создана одна женская начальная школа в 4-ом квартале Кабула, а в последующие годы женские школы получили также развитие и за пределом столицы. В 1948 году были созданы отдел естествоведения женского факультета литературы и женский факультет естествоведения с двумя отделениями естествоведения и общественных наук. Затем в 1960 году женский факультет естествоведения, женский факультет литературы и другие факультеты Кабульского Университета были объединены, где девушки и юноши совместно обучались в одной аудитории.

В 1952 году помимо создания двух женских школ в Чандовале и Дарвазаи Лахор города Кабула под названиями школа Махджуба Хирави и школа Хозика Хирави, был учреждён один женский факультет, женская средняя школа имени Мехри Хирави в провинции Герат, женская школа в провинции Бадахшан, женская школа в провинции Баглан (3, 68).

В период правления сардара (эта титул принадлежал династии Мухаммадзаям) Шах Мухаммада образование получило больше развитие чем в предыдущие годы, но оно было не на том уровне, чтобы его могло получить всё население, так как не было условий для обучения и воспитания всех детей дошкольного возраста.

Мухаммад Давуд 6 сентября 1953 года стал Премьер-министром страны. Несмотря на то, что он положил конец политическим и социальным реформам Шах Махмуда и в управление правительством больше следовал образу действия своего брата Мухаммад Хашим-хана, но на систему образования им было уделено большое внимание. Для Мухаммада Довуда на первом месте было экономическое развитие страны. И действительно он преследовал демократические методы руководства Амонулла-хана в направлении развития, особенно в области просвещения для мужчин и женщин. Несмотря на дискриминационные методы сардара Мухаммад Довуда, а иногда при допущенных ошибках в различных областях внутренней и внешней политики, он был патриотом своей страны. Он прекрасно понимал, что прогресс в развитии Афганистана, тесним образом, связан с развитием образования. Поэтому в начале своего правления он выразил интерес к образованию.

В качестве Премьер-министра Мухаммад Давуд посетил Кабульский университет, где провёл встречу со студентами юридического факультета и выступил речью перед ними. Затем он назначил выпускников юридического факультета в районных администрациях города Кабула на должности вулусволи (4, 187).

В 1954 году было обращено особое внимание деревенским школам. Для подготовки учителей в столице страны был открыт факультет обучения и воспитания. В этом году также Министерство образования подписало Соглашение о подготовке учителей начальных классов педагогическим колледжем Колумбийского Университета Нью-Йорка.

В 1956 году Афганистану было предоставлено более 150 квот сколаршип и фалушип, большинство из которых относилось Управлению внешних связей США. К тому же в этом году согласно годовым статистическим данным было создано 91 сельских школ для мальчиков и 2 для девочек, 18 начальных школ для мальчиков и 3 для девочек, 18 курсов для взрослых, две средние школы для юношей и 1 для девушек и 2 лицея. Количество новых обучающихся из числа начальных школ для мальчиков и девочек возросло до 13000, количество выпускников начального этапа составило 3674 чел., количество выпускников профессиональных школ достигло 571 чел., а общеобразовательных 84 чел. (4, 119).

В 1956 году был первым годом планирования в области просвещении Афганистана. Первый пятилетний план развития начался 22 сентября 1956 года. В пятилетнем плане развития на образование и здравоохранение страны выделялось 6% от общей предусмотренной суммы. Огромная часть бюджета в пределе 50% из общей суммы 8,5 миллионной афгани была выделена на развитие аграрной системы и орошение земель. Из этой суммы 14 % были выделены на коммуникацию и транспорта и 2% на развитие промышленности и рудники.План был целенаправлен на расширение начальных школ. Это привело к тому, что в 1954 году количество учеников в начальной ступени достигло 8996 чел., а количество учениц - 10012. Эта цифра в 1957 после одного года реализации пятилетнего плана достигла 96173 чел., а учениц в этом периоде на 11008 чел. В общеобразовательных школах по истечении одного года планирования количество учеников и обучающихся стало больше. Количество учителей в середине 1956 года возросло от 3705 до 4103 чел., в 1957 году в лицеях - от 900 до 1085 чел., количество учениц средней ступени обучения в 1956 году возросло от 881 до 1127 чел., а в лицеях от 188 до 251 чел. В профессиональных и высших учебных заведениях, также возросло количество студентов и обучающихся. Общее количество юношей и девушек в 1956 году в профессиональных школах достигло 3251 чел., в факультетах на 758 и эта цифра в 1957 в профессиональных школах возросла на 4939, а в факультетах - на 953 чел.

Лицей Рахманбаба и Хушхолхан с вечерним обучением было создано в Кабуле для школьников паштунских племён, проживающих за пределом линии Дюранда. Вопрос Пуштунистана и Дюрандские споры стали основной и ключевой темой политики Мухаммад Давуда после назначения премьер-министром. Мухаммад Довуд для привлечения заинтересованности и склонности паштунских племён, проживающих за линией Дюранд, приступил к учреждению двух общеобразовательных школ и таким образом создал условия для обучения тысячи детей за линией Дюранда в г. Кабуле.

Но вопреки тому, что в пятилетнем плане развития, в первую очередь, предусматривалось создание и развитие начальных школ, которые составляли основную часть планирования и целей плана в области просвещении, в этом начальном периоде из 100% детей школьного возраста пришли в школу только 5%.

В первом пятилетнем плане развития произошел прогресс и в области высшей образования. В начале выполнения годового плана (1956) были учреждены аграрный факультет и инженерный факультет. В том же году появились Нангархарский и Кандагарский педагогические училища. В 1957 году был учрежден экономический факультет. В Герате был основан один педагогический педучилище. В 1958 году был создан фармацевтический факультет. В 1959 году Мухаммад Давудом был возложен фундамент Кабульского университета.

В области образования и обучения девочек также были внесены некоторые изменения в содержание преподавания в начальных школах. В некоторых начальных школах в программу обучения были включены обучение различных профессий, как плотничество, шитье, ковроткачество, обтесывание камней, гончарное ремесло, кладка кирпича и др. Обучение многих этих профессий из-за нехватки наставников были невыполнимы.

В 1961 году группа специалистов организации ЮНЕСКО после изучении и рассмотрении положении дел в подготовке и обучении учителей и подготовки доклада по этому вопросу составили два проекта для подготовки и обучения учителей. Эти проекты включали в себя учреждение Академии наставников учителей и Высшего колледжа обучения преподавателей для средних школ. Оба проекта были реализованы Министерством образования во взаимодействии с организацией ЮНИСЕФ.

В период правления Мухаммад Давуда особое внимание уделялось обучению взрослых людей. Получили расширение Центры обучения грамоте. Они были образованы еще в 1906 году, когда шах Хабибулла-хан начал организовать курсы обучению грамоте, и лично сам руководил и контролировал этот процесс. В 1959 году было организовано 40 курсов по обучению грамоте взрослых под названием «Курс обучения взрослых». Затем в шестидесятых годах появилась новая организация для борьбы с неграмотностью, руководство и управление этой организацией было возложено на плечи Министерства образования. Но борьба с неграмотностью вопреки всем проводимым мероприятиям и достижениям проходила весьма медленно. Отсутствие достаточной и необходимой материальной и технической структуры, отсутствие в обществе благоприятных умственных и культурных основ, особенно в сельских обществах, и увеличивающий рост неграмотных в связи с увеличением населения, считаются одним из основных факторов неудачи в области образовании и просвещения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахрамович, Р.Т. Афганистан после второй мировой войны/Р.Т.Ахрамович.-М.:ИВЛ,1961-262с.

2. Ганковский, Ю.В. История, экономика, культура Афганистана/Ю.В.Ганговский: Сб. статей.- М.: Военная литература, 1989.- 368с.

3. Маорифи Афгонистон дар панчох соли охир (Образование Афганистана в последние пятьдесят лет). - Кабул, 1367.- 292с.

4. Мубориз, Абдул Хамид. Тахлили вазъияти сиёсииАфгонистон (Анализ политического состояния Афганистана). - Пешовар, 1377.- 267с.

5. Сайф, Рахмон Самади. Таълиму тарбия ва чомеъаи афгони дар карни бистум (Воспитание, образование и афганское общество в двадцатом веке)/ С.Р.Самади.- Кабул, 2002.- 444с.

6. Солномаи харсолаи вазорати маорифи Афгонистон (Ежегодный отчет министерства образования Афганистана).-1332.- 227с.

7. Таълиму тарбия ва чомеъаи афгони дар карни бистум (Воспитание, образование и афганское общество в двадцатом веке).- Кабул, 1356.- 401с.

8. Торихи маорифи Афгонистон. (История образования Афганистана).- Кабул, 1337.-252с.

9. Фарханг, М.С. Афгонистон дар панч карни охир. (Афганистан в последние пять веков)/М.С.Фарханг.- Т. 2.- Кабул, 1364.- 106с.

10.Хотироти сиёсии Саид Косим Риштиё. (Политические воспоминания Саид Касыма Риштия).- Кабул, 1345.- 182с.

REFERENCES:

1. Akhramovich, R.T. Afghanistan after the Second World War / R.T.Akhramovich. - M.: Publishing-house for military literature, 1961.-262p.

2. Gankovsky, Yu.V. History, Economy, Culture of Afghanistan /Yu.V. Gangovsky// Collection of Articles. - M.: Military Literature, 1989.-368p.

3. Education of Afghanistan in the Latest fifty Years. - Kabul, 1367hijra.-292p.

4. Analysis Dealing with the Political Status of Afghanistan. - Peshovar, 1377hijra.-267p.

5. Saif, Rahmon Samadi. Upbringing, Education and Afghan Society in the XX-th Century / S.R. Samadi .- Kabul, 2002.-444p.

6. Annual Report of the Ministry of Education of Afghanistan. - 1332hijra.-227p.

7. Upbringing, Education and Afghan Society in the XX-th Century.- Kabul, 1356hijra.-401p.

8. The History of the Formation of Afghanistan.- Kabul, 1337hijra.-252p.

9. Farhang, M.S. Afghanistan in the Lastest five Centuries / M.S. Farhang.- V. 2.- Kabul, 1364hijra.-106p.

10. Political Reminiscences of Said Kasym Rishtiyah. - Kabul, 1345hijra.-182p.

Вазъи низоми маорифи Афгонистон дар солхои 1945-1959

Вожахои калиди: маориф, шоу Мууаммадхон, Афгонистон, конститутсия, вазорати маориф.

Дар мацола уолати низоми маориф дар Афгонистон дар дарозои солуои 1945-1959 мавриди таулилу барраси царор гирифтааст. Дар такя ба санаду маводи фаровон, ки аз манбауои гуногун гирдовари шудаанд, таъсири цанги дуюми цауони ва вазъияти байналмилалии сиёсй ба Афгонистон, минцумла вазъи ицтимоию ицтисодии цомеа ба таусилоти кишвар таъкид мешавад. Мацола дорои маводи наву то кунун тауцицнаёфта перомуни таусилоти Афгонистон дар миёнаи асри ХХ мебошад.

Состояние системы образования Афганистана в 1945-1959 гг.

Ключевые слова: образование, шах Мухаммад-хан, Афганистан, конституция, министерство образования.

В статье собраны и проанализированы данные о состоянии системы образования в Афганистане на рубеже 1945-1959 годах. На основании многочисленных фактов и данных, полученных из различных источников, указано влияние Второй мировой войны и международной политической обстановки на Афганистан, а также социально-экономического положения общества на образование в целом. Статья содержит новые, ранее не исследованные материалы по образованию Афганистана в середине XX века.

The State of Education System in Afghanistan in 1945-1959.

Key words: education, shah Muhammad Khan, Afghanistan, Constitution, Ministry of Education. The author of the article collected and analyzed the data on the state of the education system in Afghanistan at the turn of1945-1959. Proceeding from numerous facts and data obtained from various originals, he disclosed the influence of the Second World War and international political situation upon Afghanistan; social-economic plight of the society in the aspect of its impact over education in general being highlighted concurrently. The article contains new, previously unexamined materials on the formation of Afghanistan in the middle of the XX-th century.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Шарифов Рахмонали Ятимович, номзади илмуои таърих, дотсенти кафедраи дунёи цадим, миёна ва археология, декани факултаи таърихи Донишгоуи миллии Тоцикистон(Цумуурии Тоцикистон, шДушанбе), E-mail: rahmon6060@mail.ru Сведения об авторе:

Шарифов Рахмонали Ятимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и археологии, декан исторического факультета Таджикского национального университета (Республика Таджикистан, г.Душанбе), E-mail: rahmon6060@mail.ru Information about the author:

Sharifov Rahmonali Yatimovich, candidate of historical sciences, Associate Professor of the history of ancient world, Middle Ages and archeology, dean of the historical faculty under Tajik National University (Tajikistan Republic, Dushanbe)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.