80
Труды БГТУ, 2020, серия 6, № 2, с. 80-84
УДК 373. 68. 047 (476)
Н. М. Якуш
Белорусский государственный технологический университет
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ БССР (1970-1980-Е ГГ.)
В статье анализируется процесс углубления политехнизации сельской общеобразовательной школы БССР в условиях перехода к всеобщему среднему образованию и повышения уровня механизации аграрного производства. Раскрыты формы и методы работы по организации углубленного трудового обучения на базе школы, повышения эффективности воспитательного процесса и непосредственного приобщения к квалифицированному труду сельских школьников. Рассмотрена деятельность сельских межшкольных учебно-производственных комбинатов и трудовых формирований старшеклассников. Выделены примеры грамотного и интересного подхода к профессиональной ориентации учащихся, показана результативность совместных усилий органов образования, общественности, коллективов колхозов и совхозов в вопросах комплексного решения кадровых проблем белорусской деревни.
Ключевые слова: политехнизация, трудовое обучение, ученические производственные бригады, воспитание, межшкольные УПК, профориентация.
N. M. Yakush
Belarusian State Technological University
LABOR EDUCATION AND PROFORIENTATION OF STUDENTS IN THE RURAL SECONDARY SCHOOL of the BSSR (1970s - 1980s)
The article analyzes the process of deepening the polytechnization of the rural general education school of the BSSR in the context of the transition to general secondary education and an increase in the level of mechanization of agricultural production. The forms and methods of work on the organization of in-depth labor training on the basis of the school, increasing the efficiency of the educational process and direct involvement of rural schoolchildren in qualified labor are revealed. The activity of rural interschool educational and industrial complexes and labor formations of senior pupils is considered. Examples of a competent and interesting approach to vocational guidance of students are highlighted, the effectiveness of joint efforts of educational authorities, the public, collectives of collective farms and state farms in the complex solution of personnel problems of the Belarusian countryside is shown.
Key words: polytechnization, labor training, student production teams, education, interschool CPC, vocational guidance.
Введение. В рассматриваемый период социально-профессиональная структура
сельского населения Беларуси претерпевала существенные изменения, вызванные как заметным усилением индустриальных характеристик аграрного производства, так и негативными миграционными процессами. Укрепление агропромышленного комплекса Белорусской ССР высококвалифицированными рабочими кадрами новых профессий и создание в колхозно-совхозном производстве стабильных трудовых коллективов стало актуальной проблемой. Партийно-советское руководство республики поставило задачу комплексной организации всего дела трудового воспитания молодежи, объединения при ее решении усилий учебных заведений, трудовых коллективов, общественности и семьи. Составной частью такой работы являлось создание цельной и стройной системы
профессиональной ориентации школьников на определенный род трудовой деятельности, превращения этой системы в органическую часть учебно-воспитательного процесса.
Основная часть. В 1971-1975 гг. в БССР были осуществлены меры по развитию и совершенствованию сельской
общеобразовательной школы как школы трудовой и политехнической. Прошел первый этап перехода на работу по программам и учебникам, которые вооружали знаниями научных основ производства, пониманием его главных принципов. Был увеличен удельный вес лабораторных и практических работ, производственных экскурсий, развернута работа по совершенствованию базы трудового обучения.
Дальнейшие усилия по повышению эффективности трудового воспитания школьников были направлены на соединение
школьного обучения с производительным и общественно полезным трудом всех возрастных групп. В работу по упрочению производственно-учебной базы сельских школ, политехнизации процесса обучения, созданию сети стационарных лагерей труда и отдыха школьников вовлекались трудовые коллективы колхозов, совхозов, промышленных предприятий и сельских профтехучилищ. Для координации деятельности по ориентации учащихся на определенный род трудовой деятельности были созданы областные межведомственные советы по профориентации учащейся молодежи, районные комиссии профессиональной ориентации учащихся и содействия трудоустройству выпускников средних школ, школьные учебно-методические кабинеты по ориентации учащихся на определенные профессии сельскохозяйственного профиля [1, л. 20, 85, 126].
В соответствии с принимаемыми ими решениями каждая средняя и восьмилетняя школы республики заключали конкретные договора-мероприятия о содружестве со своими шефами в решении задач улучшения трудового обучения и воспитания школьников. Большинство колхозов и совхозов включились в работу по обеспечению школьных мастерских необходимой сельскохозяйственной техникой, оборудованием и инструментами. Экономически крепкие хозяйства и предприятия инициативным способом строили новые школьные здания и интернаты, оборудовали пленочные теплицы, кабинеты по труду, столярные и слесарные мастерские, кабинеты профессиональной ориентации по основам сельскохозяйственной техники. Положительный опыт в конце 1970-х гг. демонстрировали Шарковщинский, Рогачев-ский, Мостовский, Столинский районы. Совместная работа хозяйств и школ этих районов по развитию учебно-материальной базы позволяла в ряде случаев организовать действенное и углубленное трудовое обучение школьников. К примеру, в Бережновской средней школе Столинского района Брестской области местный колхоз оборудовал кабинет для теоретических занятий по тракторам, мастерские для выполнения практических и монтажно-демонтаж-ных работ, городок по правилам дорожного движения, трактородром, построил гараж на 7 единиц, моечную установку, передал школе 2 трактора Т-74, 3 - МТЗ-50. Это позволило создать логическую, преемственную систему трудового обучения сообразно возрастным категориям школьников: проведение уроков труда для начальных классов в кабинетах-лабораториях; организация для 4-8 классов занятий техническим, сельскохозяйственным, обслуживающим трудом; изучение в 9-10 классах трак-
торов, технологии механизированных работ и основ агротехники полевых культур. В начале 1980-х гг. в республике насчитывалось 380 сельских школ, в которых созданная материальная база позволяла организовать аналогичное углубленное трудовое обучение [2, с. 13].
Главным направлением совершенствования трудового воспитания и профориентации в рассматриваемый период стало создание сельских межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК). Развернутая программа их организации была изложена в специальном постановлении ЦК КПБ и Совета Министров БССР «О мерах по дальнейшему укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ и улучшению трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся» (от 25 октября 1978 г.). Постстановлением предписывалось повсеместное создание в сельской местности межшкольных учебно-производственных комбинатов с использованием для этих целей пунктов и базы предприятий Белсельхозтехники. Колхозам, совхозам, станциям технического обслуживания и объединениям сельхозтехники поручалось в качестве своих структурных подразделений создавать и оборудовать в межшкольных УПК цехи, участки, кабинеты и лаборатории, выделять квалифицированных специалистов для руководства профессиональной учебой и производительным трудом школьников, поставлять необходимые для работы материалы, технику, комплектующие изделия. Указывалось на возможность использования материальной базы сельских профтехучилищ, учебных пунктов райсель-хозтехники и других предприятий.
Во исполнение данного постановления исполкомы районных Советов народных депутатов определили профили каждого межшкольного УПК в соответствии с потребостями района в кадрах массовых сельскохозяйственных профессий и возможностями трудоустройства выпускников. Для координации усилий разных организаций по созданию межшкольных учебно-производственных комбинатов создавались штабы во главе с секретарями районных комитетов Компартии Белоруссии.
Создание сети сельских межшкольных УПК в анализируемый период позволило кардинально изменить систему трудового обучения и воспитания подрастающего поколения. Во-первых, сельские УПК позволили целесобразно сконцентрировать в одном месте соответствующую времени базу. Во-вторых, в условиях таких комбинатов появилась возможность рационально использовать квалифицированные преподавательские кадры, и в-третьих, в них были предоставлены более широкие, чем в
школе, возможности ознакомления учащихся с научными основами сельскохозяйственного производста и его экономикой, выбора профессионального обучения. Так, до создания УПК старшеклассники сельских школ ввиду отсутствия должной базы и специалистов могли получить лишь 1-2 специальности: шофера или тракториста, а в УПК в среднем около семи.
Настоящими центрами практической и психологической подготовки сельских школьников к труду и сознательному выбору профессии стали Гадиловичский УПК Рогачевского, Ту-чанский - Клецкого, Росский - Волковысского, Сутковский - Лоевского районов. Только за 1976-1979 гг. в Тучанском межшкольном УПК получили рабочие разряды 1056 выпускников десятых классов. За это время закрепились в сельком хозяйстве и на предприятиях Клецкого района по полученным в УПК профессиям 263 человека, в том числе стали - 208, операторами машинного доения - 15 человек, а 51 -начали работать в сфере торговли и бытового обслуживания. Кроме того, более 60 выпускников продолжили обучение по специальностям, полученным в межшкольном комбинате [3].
Эффективную работу в исследуемый период демонстрировал Сновский межшкольный УПК, который непрерывно совершенствовал учебно-материальную базу и увеличивал про-фильность комбината. Если в 1976 г. подготовка старшеклассников проводилась здесь по 4, в 1977 - по 7, то в 1979-1980 гг. - уже по 14 профессиям. Соответственно профилям обучения комбинат имел 12 кабинетов, цехов и мастерских, оборудованных новейшими на то время установками, приборами и инструментами, марками тракторов, комбайнов, сельхозмашин. При этом важнейшим моментом стало создание УПК на базе колхоза им. Калинина, Сновской средней школы и Сновского межшкольного УПК. Вместе с социально-культурным комплексом хозяйства он представлял целостную систему средств, форм, методов трудового воспитания и профориентации школьников, являлся примером нового взаимодействия села и школы [4, л. 28, 32, 33].
Следует отметить, что многие сельские УПК испытывали серьезные трудности периода становления организационного, методического, материального и инфраструктурного характера. Это негативно влияло на коэффициент профо-риентационной отдачи и давало повод некоторым специалистам, ученым и педагогам считать, что задачи подготовки школьников механизаторским профессиям будут успешнее решаться непосредственно на базе колхозов и совхозов. Однако передовой опыт показывал, что квалифицированное изучение сельскохо-
зяйственной техники возможно только на базе межшкольных сельских УПК, а для успешной профессиональной подготовки школьников к труду необходимо органическое соединение учебы в комбинатах с работой в составе бригад в своих хозяйствах.
В 1979/1980 учебном году в республике был осуществлен переход к учебе школьников по новым программам трудового обучения, в которых была заметно усилена практическая направленность трудовой подготовки, определен примерный уровень знаний, умений и навыков учащихся в каждом классе, даны критерии их оценки. Обучение труду в 9-10 классах было увеличено с 2 до 4 ч, стало проводиться в виде трудовых практикумов и приобрело общественно полезную направленность. Сельские школьники начали производить работы и растить продукцию, необходимые школе, колхозам, совхозам. В своих организационных формах их производительный труд выступал как производственная практика учащихся в учебных мастерских и на пришкольных участках, временное трудоустройство на работу в колхозах и совхозах во время каникул, изготовление продукции старшеклассниками в межшкольных УПК и цехах предприятий. Но основным каналом включения учащихся сельских школ в общественно полезный труд и их трудового воспитания стали ученические производственные бригады и звенья, школьные лесничества, лагеря труда и отдыха.
Ученические производственные бригады впервые появились в Белорусской ССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг. В исследуемый период принимались меры к увеличению их числа, к тому, чтобы школьные бригады действовали круглогодично на принципах самоуправления и социалистического соревнования, а их организация производства опиралась на знание агротехники, экономический расчет, последние достижения научно-технического прогресса, полную механизацию трудоемких процессов. Многие хозяйства республики выделяли ученическим бригадам и звеньям постоянные земельные участки, закрепляли технику, привлекали к руководству этими трудовыми объединениями лучших специалистов и вовлекали школьников в селекционные опыты.
Большую роль в вопросах трудового воспитания и организации практической трудовой деятельности школьников выполнял Ленинский комсомол республики. В рамках движения «комсомол - сельской школе» райкомы комсомола и комсомольские комитеты хозяйств и сельских школ обеспечивали активное участие старшеклассников в летней трудовой четверти под девизом «Мой труд вливается в труд моей
республики». Действенными формами работы комсомола по трудовому воспитанию стали районные, областные и республиканские слеты активных участников У-й трудовой четверти, проведение республиканских соревнований юных пахарей-школьников, организация в масштабах республики операции «Белорусский каравай», соревнование комсомольских организаций за право рапортовать трудовым коллективам об успехах в учебе и труде, создание в районах педагогических комсомольских отрядов, организующих эффективную учебу членов школьных производственных бригад.
Усилили внимание к вопросам развития школьных трудовых объединений редакции радио- и телепередач для сельской молодежи, редакторские коллективы молодежных газет и журналов в целом. К примеру, в 1985 г. на страницах газеты «Знамя юности» был открыт заочный семинар для членов ученических производственных бригад. В материалах семинара помещались методические рекомендации по рациональной организации бригадных работ, рассказы о передовом опыте, успехах юных животноводов и полеводов.
Целенаправленная работа по развитию самостоятельных трудовых объединений сельских школьников заметно влияла на весь процесс трудового воспитания учащихся. В 1984 г. в республике насчитывалось одних только ученических бригад 1700 и более тысячи школьных лесничеств, в которых трудилось 141 тыс. учащихся. Помимо этого, действовали лагеря труда и отдыха, ремонтные бригады, разновозрастные отряды по месту жительства. Трудовые формирования сельских школьников укрепились и организационно. За бригадами и отдельными звеньями было закреплено 30,6 тыс. га земельных угодий, около 2,5 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. Большинство бригад начали работу на основе перспективных производственных планов, а лучшие из них вошли в состав хозяйств в качестве одного из подразделений [5, с. 17]. Наиболее заметные качественные изменения в процессах трудового воспитания школьников сельских общеобразовательных школ происходили в Гродненском, Любанском, Минском, Мозырском, Речицком, Рогачевском районах, учащиеся ряда школ которых награждались медалями и свидетельствами ВДНХ СССР.
Сформированная в республике служба профориентации Белорусской ССР уделяла достаточно много внимания информации школьников о сельскохозяйственных профессиях и их пропаганде. Профессиональная информация стала обязательной составной частью урока труда в сельских школах. Знакомство с миром
профессий тружеников деревни проводили на своих уроках также учителя-предметники. Этой целевой установке соответствовала и тематика экскурсионных занятий и лабораторных работ, подготовка документов и настенных тематических стендов в методических кабинетах по профориентационной работе. В большинстве кабинетов были представлены стенды и фотографии с отражением перспектив развития базовых хозяйств, их потребностей в кадрах, имелись профессиаграммы основных специальностей сельского хозяйства, объявления о приеме в СПТУ и сельскохозяйственные техникумы. В рамках профориентационой работы были созданы систематизированные каталоги литературы по вопросам агропромышленного производства, подобраны материалы по обобщению передового опыта ориентационной работы, методические разработки по изучению личности учащихся, рекомендации по проведению бесед и других профориентационных мероприятий.
Многие хозяйства и школы накопили опыт совместной работы по пропаганде среди школьников сельскохозяйственных профессий и повышению их престижа. Так, богатый арсенал форм и методов профпропаганды использовали коллективы колхоза имени Сильницкого и Вороничской средней школы Полоцкого, колхоза имени Ворошилова и Далекской средней школы Браславского, колхоза имени Фрунзе и Забродской средней школы Шкловского, Михалевской средней школы и колхоза имени Дзержинского Бобруйского районов. Руководители этих хозяйств входили в состав педагогических советов школ, а директора школ избирались членами правления колхозов. Учащихся приглашали на отчетные собрания колхозников, на которых они выступали с приветствиями, получали благодарности и подарки за хороший труд. Большое воспитательное значение имели организуемые совместно праздники урожая и труда. Получили широкое распространение такие формы популяризации рабочих профессий, как парады сельскохозяйственной техники, праздник первой борозды, недели трудовой культуры, вечера чествования победителей социалистического соревнования и потомственных колхозных династий, тематические молодежные вечера [6, л. 57, 58].
Заключение. В 1970-1980-е гг. трудовое обучение и воспитание сельских школьников стало частью комплексной работы по совершенствованию системы подготовки и закреплению кадров массовых профессий в аграрном производстве Белорусской ССР. В общеобразовательной школе проходила перестройка всего процесса профессионального обучения таким образом, чтобы уже здесь юноши и де-
вушки вооружались основами сельскохозяйственных знаний и получали первоначальные навыки по основным рабочим специальностям агропромышленного комплекса. В рассматриваемый период решались вопросы создания новой учебно-производственной базы школ, велся поиск организационных структур и новых форм включения учеников старших классов в производительный общественно полезный труд. Были сформированы Республиканский межведомственный совет, а также рай-
онные методические и инспекторские службы по трудовому обучению и профессиональной ориентации школьников. Они накопили значительный достаточно актуальный на сегодняшний день опыт пропаганды и консультирования учащихся сельских школ по выбору профессии, месту и перспективам работы, продолжению образования в профтехучилищах, сельхозтехникумах и вузах с учетом планов социально-экономического развития регионов.
Список литературы
1. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 4. Оп. 74. Д. 68. Л. 18-20.
2. Сельские учебно-производственные комбинаты: из опыта работы сельских УПК БССР: пособие / сост. Д. Н. Образцова. Москва: Просвещение, 1984. 125 с.
3. Настаунщкая газета. 1981. 12 верасня.
4. НАРБ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 35. Л. 28-33.
5. Минкевич М. Действенность трудового обучения // Народное образование. 1982. № 12. С. 17-27.
6. НАРБ. Ф. 4. Оп. 5. Д. 45. Л. 50-59.
References
1. National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 4. I. 74. F. 68. L. 18-20.
2. Sel'skiye uchebno-proizvodstvennyye kombinaty: iz opyta raboty sel'skikh UPK BSSR [Rural educational and industrial complexes: from the experience of the rural Criminal Procedure Code of the BSSR] / ed. D. N. Obraztsova. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1984. 125 p.
3. Nastaunitskaya gazeta [Teachecs newspaper]. 1981, September, 12.
4. NARB. Fund 4. I. 1. F. 35. L. 28-33.
5. Minkevich M. Effectiveness of labor training. Narodnoye obrazovaniye [Public education], 1982, no. 12, pp. 7-27 (In Russian).
6. NARB. Fund 4. I. 5. F. 45. L. 50-59.
Информация об авторе
Якуш Надежда Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Yakush Nadzezhda Mikhailovna - PhD (History), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13а, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail:[email protected]
Поступила 10.09.2020