Научная статья на тему 'Социально-педагогические предпосылки организации работы по профессиональному самоопределению учащихся сельских школ-комплексов Белгородской области (1975-1992 годы)'

Социально-педагогические предпосылки организации работы по профессиональному самоопределению учащихся сельских школ-комплексов Белгородской области (1975-1992 годы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСЫ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN / RURAL COMPLEX SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Илья Фёдорович, Кудинов Евгений Владимирович

Целью исследования было проведение анализа социально-педагогических предпосылок организации работы по профессиональному самоопределению учащихся в сельских школах-комплексах Белгородской области в 1975-1992 годах для дальнейшего изучения опыта работы этих школ по профессиональному самоопределению подрастающего поколения как одного из лучших в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаев Илья Фёдорович, Кудинов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL-PEDAGOGICAL PRECONDITIONS OF ORGANIZATION OF CHILDRENS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION WORK IN BELGOROD REGION COUNTRY-SCHOOL UNITS IN 1975-1992

The purpose of the research was an analysis of social-pedagogical preconditions of organization of childrens professional self-determination work in Belgorod region country -school units in 1975-1992 for future learning of the experience in organization of childrens professional self-determination work of thеsе schools as one of the best in the country.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические предпосылки организации работы по профессиональному самоопределению учащихся сельских школ-комплексов Белгородской области (1975-1992 годы)»

УДК 947

Исаев И.Ф., Кудинов Е.В.

Белгородский государственный университет

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ-КОМПЛЕКСОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (1975-1992 ГОДЫ)

Целью исследования было проведение анализа социально-педагогических предпосылок организации работы по профессиональному самоопределению учащихся в сельских школах-комплексах Белгородской области в 1975—1992 годах для дальнейшего изучения опыта работы этих школ по профессиональному самоопределению подрастающего поколения как одного из лучших в стране.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение школьников, сельские школы-комплексы, социально-педагогические предпосылки организации работы по профессиональному самоопределению учащихся.

В настоящее время в стране наблюдается сворачивание деятельности по профориентационной работе, что в значительной мере сдерживает профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Однако период интенсивного развития образования с 1975 по 1992 год совпал с этапом активизации работы по развитию профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению школьников на Белгородчине.

В области была найдена инновационная форма организации обучения и воспитания подрастающего поколения - школа, работающая в едином режиме с внешкольными учреждениями - музыкальной, художественной, спортивной или другого вида направленности. Первые учебно-воспитательные комплексы (УВК) появились на базе Бессоновской и Яс-нозоренской средних школ Белгородского района. Школы данного типа создали определенную инфраструктуру дополнительного образования, преобразовали сельскую среду, превратив социум в воспитывающий фактор. В 1977 году в области их было 60, через два года - 101, в 1985 году - 139 , а в 1992 -313 [9].

Появление школ-комплексов на Белгородчине было связано с бурным развитием экономики и культуры области в 60-е - 70-е годы ХХ века. Проведенные в короткий срок в регионе специализация и концентрация сельскохозяйственного производства повлекли за собой социальные преобразования на селе. Колхозы экономически окрепли, изменился характер труда. Вместе с тем остро встала проблема подготовки молодого поколения сельских тружеников, способных быстро осваивать современные производственные технологии.

Социально-экономические преобразования, происходившие в Белгородской области в 19751992 гг., явились предварительным условием организации работы по профессиональному самоопределению учащихся сельских школ-комплексов. Изучение исторической, педагогической и политичес-

кой литературы позволило сделать вывод о том, что эта работа обусловливалась рядом социально-педагогических предпосылок.

Одной из важных предпосылок явилось повышение внимания государственных и партийных органов к проблеме профессиональной ориентации молодежи. В ряде документов о школе было высказано требование осуществить решительный поворот школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии. Для этого планировалось вдвое увеличить время на трудовое обучение в старших классах, значительно укрепить материальную базу, разработать новые учебные программы по труду для всех классов, подготовить соответствующие учебно-методические пособия, расширить подготовку учителей по труду в педвузах и училищах, улучшить работу по повышению квалификации уже работающих учителей [1, с. 3; 6].

Планировалось также использовать для трудового обучения межшкольные учебно-производственные комбинаты, ученические производственные бригады и другие трудовые объединения школьников. В сельских школах Российской Федерации трудовое воспитание учащихся 1-х - 3-х классов было организовано на пришкольных участках; в 4-х - 6-х классах - в так называемых «малых тимирязевках». Ученические производственные бригады и школьные лесничества стали действенной формой подготовки молодежи к труду в сельском и лесном хозяйстве. В РСФСР в 1977г. в 17304 ученических бригадах было объединено 1657844 учащихся 7-х - 10-х классов [2, с. 13]. Школьники знакомились с основами сельскохозяйственного производства, изучали трактор, комбайн, занимались опытничеством, овладевали передовыми методами труда. Деятельность ученических производственных бригад предполагала, что за бригадой закреплялись участки земли, группы животных на ферме, сельскохозяйственная техника. Ученическая производственная бригада была включена в круглогодичный цикл работ: от

156

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Исаев И.Ф., Кудинов Е.В., 2012

подготовки почвы к посевам до уборки урожая и экономических расчетов. Осуществлялось максимальное приближение к многоотраслевому, высокомеханизированному сельскому хозяйству. Все отношения внутри бригады регулировали сами школьники. В совет бригады входили также директор школы, учитель труда, биологии, колхозный агроном или зоотехник. Бригадир-школьник являлся членом правления колхоза. Все важные вопросы решались коллегиально.

Такая организация трудовой подготовки воспитывала гражданственность, включала школьников не только в производительный труд, но и в реальные производственные отношения. За каждой средней школой были закреплены базовые предприятия или организации, при школах организованы кабинеты по профессиональной ориентации.

Весь 10-летний процесс обучения и воспитания в школе был связан с общественно полезным трудом, максимально использовался для подготовки молодежи к труду, прежде всего в сфере материального производства.

В феврале 1982 года Министерством просвещения был издан приказ «Об улучшении работы по профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии сельского строительства». К трудовой подготовке и профессиональной ориентации учащихся старших классов привлекались передовики производства, наставники молодежи сельских строек. Проводились экскурсии учащихся на строительные объекты, дни открытых дверей строительных организаций и базовых профтехучилищ.

В мае 1982 года в стране была принята Продовольственная программа, для реализации которой требовалось укрепление колхозов и совхозов квалифицированными специалистами. В связи с этим был разрешен прием на подготовительные отделения сельскохозяйственных вузов по рекомендации колхозов и совхозов выпускников общеобразовательных школ - членов ученических производственных бригад без годичного стажа работы. Практиковалось направление сельской молодежи на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения с выплатой стипендий за счет средств хозяйств.

В целях более полного обеспечения сельскохозяйственных предприятий инженерами различного профиля, ветеринарными врачами, бухгалтерами была расширена их подготовка в Центрально-Черноземном и других районах в пределах, установленных на 1982-1985 гг. планов приема в высшие и средние специальные учебные заведения. Было намечено развитие сети сельских профтехучилищ [7].

Активизации работы по профессиональному самоопределению в сельских УВК Белгородской области способствовали изменения в социально-демографической структуре населения. Из сельской местности нередко уезжали высококвалифициро-

ванные специалисты сельского хозяйства, опытные механизаторы, полеводы, животноводы. В Белгородской области с 1959 по 1989 год численность сельского населения сократилась с 986,4 тыс. до 509,6 тыс. человек [8, с. 3].Это обостряло проблему восполнения в деревне трудовых ресурсов и требовало ориентации учащихся сельских УВК на сельскохозяйственные профессии.

Расширение на селе социально-педагогических функций системы общего среднего образования также являлось предпосылкой для усиления работы по профессиональному самоопределению учащихся в УВК благодаря объединению культурно-просветительных и внешкольных учреждений с общеобразовательной школой.

Условия, созданные в сельских УВК Белгородчины, позволяли школьникам выбирать занятия по интересам: заниматься музыкой, хореографией, художественным творчеством, спортом всем желающим.

Наиболее значимой социальной предпосылкой организации работы по профессиональному самоопределению учащихся в сельских УВК Белгородской области явилась школьная реформа 1984 г., которая особое значение придавала подготовке молодого поколения к труду, совершенствованию работы по профессиональной ориентации учащихся. Система трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации была призвана подвести учащихся ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. В целях побуждения учащихся к сознательному выбору профессии и получению первоначальной профессиональной подготовки было увеличено время для трудового обучения и общественно полезного, производительного труда, а также организовано проведение ежегодной трудовой практики за счет некоторого сокращения летних каникул, расширено самообслуживание учащихся.

Школьная реформа 1984 г. предусматривала активное участие в организации трудовой подготовки и воспитании учащихся производственных коллективов: каждая школа имела базовое предприятие. Базовое предприятие выделяло оборудование, технику, материалы, комплектующие изделия, землю для пришкольных учебно-опытных участков, планировало и организовывало производственную деятельность, оплачивало труд школьников, направляло специалистов в качестве мастеров для обучения учащихся и организации их производительного труда, развития технического творчества, сельскохозяйственного опытничества и профессиональной ориентации [5, с. 4].

Министерством просвещения и Академией педагогических наук были разработаны в 1984-85 гг. новые типовые программы трудового обучения

школьников. Программы строились на политехнической основе, знакомили учащихся с основами современного производства и экономических знаний. В соответствии с постановлением было увеличено время на трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд учащихся. На эти цели выделялось во П-1У классах 3 часа, в У-УП классах - 4 часа, в УШ-1Х классах - 6 часов, в Х-Х1 (XII) классах -8 часов в неделю. Введение новых программ осуществлялось в 1986-1990 гг. постепенно по мере создания необходимых условий. На добровольных началах учащиеся привлекались к посильной работе в народном хозяйстве в период летних каникул: развивалось патриотическое движение молодежи под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики»; создавались условия для участия в труде школьников, отдыхающих в пионерских лагерях.

Для улучшения работы по профессиональной ориентации было принято решение издать популярную энциклопедию профессий для молодежи, увеличить выпуск справочной профориентационной литературы.

Положительным моментом, с точки зрения работы по профессиональному самоопределению учащихся, являлся процесс развития на селе одно-сменности учебных занятий. Этому содействовало значительное увеличение на селе школ с продленным днем и школ с группами продленного дня. Так, в 1986/87 учебном году удельный вес учащихся в группах продленного дня составлял в общей численности школьников 1-8 классов 43% (а в 1970/71 учебном году - всего 13%) [4, с. 530].

Осуществлялось кадровое укрепление сельских УВК. Этому способствовала программа возведения жилых домов для работников образования, предоставление педагогам различных льгот. Например, для мужчин-учителей устанавливалась отсрочка от призыва на действительную военную службу. Специалисты колхозных учреждений культуры, работающие в УВК, были приравнены к учителям по накоплению педагогического стажа, что имело большое значение для привлечения работников культуры к участию в воспитании школьников.

К несомненному успеху относится комплекс мер по дальнейшему развитию и укреплению экономических основ функционирования сельской школы [6].

Основы законодательства СССР и Союзных республик о народном образовании предполагали активное участие в образовании подрастающего поколения государственных предприятий и учреждений, колхозов, кооперативных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций за счет привлечения в фонды сельских общеобразовательных учреждений дополнительных финансовых и материальных ресурсов.

В статье 43 Закона РСФСР «О народном образовании»» предусматривалось создание государствен-

ными органами, предприятиями, учреждениями, колхозами, кооперативными и общественными организациями в целях всестороннего развития способностей учащихся, воспитания общественной активности, интереса к труду, науке, технике, искусству, спорту, военному делу, а также для организации культурного отдыха и укрепления их здоровья Дворцов и Домов пионеров, станций юных техников, юных натуралистов, юных туристов, детских библиотек, спортивных, художественных и музыкальных школ, пионерских лагерей и других внешкольных учреждений. Примерный Устав колхоза позволял коллективным хозяйствам организовывать ведомственные внешкольные учреждения [6]. Так, например, Городищенская средняя школа Старооскольского района (УВК) тесно сотрудничала с Домом культуры, сельской детской библиотекой, городской станцией юннатов №2, центром детско-юношеского туризма и творчества. Новотаволжанская средняя школа Шебекинского района (УВК) получала материальную и финансовую поддержку от Неже-гольского элеватора, колхоза «Заря».

На селе быстрыми темпами осуществлялось строительство общеобразовательных учреждений. Для создания УВК на Белгородчине были разработаны специальные проекты сельских школ с актовыми и хореографическими залами, кабинетами музыки, бассейнами, спортивными и трудовыми комплексами. Так, к 2001 г. в области было построено 60 общеобразовательных учреждений с бассейнами, и большинство из них - на селе.

Одной из социально-педагогических предпосылок организации работы по профессиональному самоопределению учащихся можно считать материальное стимулирование работы педагогических кадров. В постановлении «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» (1984) предусматривалось введение доплаты одному из педагогических работников школы за организацию трудового обучения, профессиональной ориентации, общественно полезного, производительного труда учащихся, исходя из следующих нормативов: в школах, имеющих 6-12 классов - 25 рублей, 13-29 классов - 50 рублей, 30 и более классов - 80 рублей в месяц. Непосредственное руководство общественно полезным, производительным трудом учащихся возлагалось на учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения школ и учебно-производственных комбинатов, работников учебных цехов и участков предприятий и организаций. В этом же постановлении указывалось на необходимость снижения возрастных ограничений для допуска молодежи к самостоятельной работе по ряду профессий, в том числе о допуске учащихся с 16 лет к работе в качестве трактористов и комбайнеров

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

в составе трудовых объединений под руководством наставников, при условии обеспечения безопасных и здоровых условий труда.

Таким образом, в силу закономерностей общественного развития, а также развития деревни и сельскохозяйственного производства, в учебно-воспитательных комплексах Белгородчины в 1975-1992 гг. сложились следующие социально-педагогические-кие предпосылки для организации работы по профессиональному самоопределению школьников:

- повышенное внимание государственных и партийных органов к проблеме профориентации молодежи;

- сокращение численности сельского населения (изменения в социально-демографической структуре населения);

- расширение на селе социально-педагогических функций общего среднего образования;

- школьная реформа 1984 г.;

- объединение общеобразовательной школы с внешкольными и культурно-просветительными учреждениями села;

- меры по развитию и укреплению экономических основ функционирования УВК;

- изменения в характере труда и профессиональной структуре населения села;

- материальное стимулирование работы педагогических кадров.

На Белгородчине до настоящего времени сохранены традиции, закреплен лучший опыт школ по организации трудового обучения и воспитания, профориентации и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Это доказывает целесообразность и жизненный смысл сельских школ-комплексов, ученических производственных

бригад, учебно-производственных комбинатов, лагерей труда и отдыха, факультативов, вариативных учебных программ и многого другого.

Библиографический список

1. Августевич И.И. Сельские учебно-воспитательные комплексы (организационно-педагогические основы деятельности). - Белгород: БГПИ, 1990. - 86 с.

2. Балясная Л. Сегодняшняя забота двадцать первого века // Наука и жизнь. - 1978. - №5. - С. 12-16.

3. Закон РСФСР «О народном образовании». -М.: Изд-во Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1977. - 55 с.

4. Народное хозяйство СССР за 70 лет: стат. ежегодник / Гос. ком. РСФСР по статистике. - М.: Финансы и статистика, 1987. - 731 с.

5. Основные направления реформы общеобразовательной профессиональной школы // Известия. -1984. - 14 апр. - С. 3-4.

6. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политиздат, 1978. -Т. 11. - С. 282-290.

7. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры ее реализации: материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. - М.: Колос, 1982. - 64 с.

8. Ярцев А.И. Белгородчина: история в человеческом измерении // Белгородская правда. - 1999. -6 янв. - С. 3.

9. Учебно-воспитательные комплексы Белгородской области [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http//www.belgorod. intergrad. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.