Научная статья на тему 'Реализация комплексного подхода к вопросам развития аграрного сектора экономики белорусской ССР в 1976-1985 гг'

Реализация комплексного подхода к вопросам развития аграрного сектора экономики белорусской ССР в 1976-1985 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ПОЛИТЕХНИЗАЦИЯ / МЕЖХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ВСЕОБУЧ / МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО / AUTOMATION / INTENSIFICATION / POLITECHNICAL / INTERFARM COOPERATION / EDUCATION / FINANCIAL INCENTIVES / SOCIAL RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якуш Надежда Михайловна

В статье анализируется процесс комплексного преобразования аграрного сектора. Изучены направления технологического и технического перевооружения сельского хозяйства, политехнизации сельской общеобразовательной школы, учебные характеристики системы подготовки кадров новых механизаторских профессий, культурно-бытовое преображение белорусской деревни. Выявлены взаимосвязь этих процессов и их влияние на изменение социально-демографической ситуации, прекращение оттока из сел в города молодого трудоспособного населения. Сделаны выводы о результативности комплексного подхода при решении всего спектра задач развития агропромышленного комплекса в условиях научно-технической революции. Определены причины недостаточной эффективности работы по ряду направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якуш Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A COMPREHENSIVE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE BELARUSIAN SSR IN 1976-1985

The article analyzes the process of complex transformation of the agricultural sector. Studied directions of technological and technical re-equipment of agriculture, Polytech-the organization of rural secondary schools, educational system characteristics training new machine operators occupations, and social-economic transformation of the Belarusian village. Interrelation of these processes and their influence on change of a social and demographic situation, the termination of outflow from villages to the cities of the young able-bodied population are revealed. Conclusions about the effectiveness of the integrated approach in solving the full range of problems of development of agriculture in the conditions of scientific and technological revolution. The reasons of insufficient efficiency of work in a number of directions are defined.

Текст научной работы на тему «Реализация комплексного подхода к вопросам развития аграрного сектора экономики белорусской ССР в 1976-1985 гг»

58

Труды БГТУ, 2019, серия 6, № 2, с. 58-62

УДК 338.43 «1976/1985»(476)

Н. М. Якуш

Белорусский государственный технологический университет

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ БЕЛОРУССКОЙ ССР В 1976-1985 ГГ.

В статье анализируется процесс комплексного преобразования аграрного сектора. Изучены направления технологического и технического перевооружения сельского хозяйства, политехнизации сельской общеобразовательной школы, учебные характеристики системы подготовки кадров новых механизаторских профессий, культурно-бытовое преображение белорусской деревни. Выявлены взаимосвязь этих процессов и их влияние на изменение социально-демографической ситуации, прекращение оттока из сел в города молодого трудоспособного населения. Сделаны выводы о результативности комплексного подхода при решении всего спектра задач развития агропромышленного комплекса в условиях научно-технической революции. Определены причины недостаточной эффективности работы по ряду направлений.

Ключевые слова: автоматизация, интенсификация, политехнизация, межхозяйственная кооперация, всеобуч, материальное стимулирование, социальное переустройство.

N. M. Yakush

Belarusian State Technological University

IMPLEMENTATION OF A COMPREHENSIVE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE BELARUSIAN SSR IN 1976-1985

The article analyzes the process of complex transformation of the agricultural sector. Studied directions of technological and technical re-equipment of agriculture, Polytech-the organization of rural secondary schools, educational system characteristics training new machine operators occupations, and social-economic transformation of the Belarusian village. Interrelation of these processes and their influence on change of a social and demographic situation, the termination of outflow from villages to the cities of the young able-bodied population are revealed. Conclusions about the effectiveness of the integrated approach in solving the full range of problems of development of agriculture in the conditions of scientific and technological revolution. The reasons of insufficient efficiency of work in a number of directions are defined.

Key words: automation, intensification, Politechnical, interfarm cooperation, education, financial incentives, social reconstruction.

Введение. Советская экономика развивалась на плановой основе в рамках административной системы хозяйствования. Период реализации десятого и одиннадцатого пятилетних планов развития Белорусской ССР (1976-1985 гг.) был связан с задачами превращения республики в район высокоразвитого сельскохозяйственного производства, перевода земледелия и животноводства на промышленную основу и резкой интенсификации аграрного труда. При этом впервые в планах отчетливо проявился принцип комплексного подхода к решению проблем села и увязывание задачи достижения нового экономического роста производства с программами общего социального переустройства белорусской деревни.

Основная часть. Главным звеном в комплексе принимаемых партийно-хозяйственным руководством БССР мер был курс на кардинальное изменение технической и энергетической базы сельского хозяйства и превращения аграрного труда в разновидность индустриального.

В этой связи необходимостью становился переход от механизации наиболее трудоемких процессов к комплексной механизации целых отраслей сельскохозяйственного производства.

В исследуемый период складывались благоприятные предпосылки для решения этой задачи. Три четверти капитальных вложений, направляемых в сельское хозяйство республики, шли на его техническое перевооружение. В поставках машин селу все больший удельный вес занимали высокоскоростные автомобили, энергонасыщенные тракторы, комплексы машин в виде законченных поточных линий. Одновременно расширялись количество рабочих машин и оснастка техники всевозможными агрегатами, позволявшими исключать ручной труд в растениеводстве.

К 1984 г. были полностью механизированы посев и уборка зерновых, междурядная обработка пропашных культур, на 89% механизировано сенокошение, на 99,5% - копка картофеля, на 85% - сев и посадка овощей [1, с. 32].

Предметом особого внимания стала механизация животноводства как наиболее трудоемкой отрасли сельского хозяйства. В республике строились крупные комплексы и фермы, на которых была возможна автоматизация всех производственных процессов, осуществлялись реконструкция и техническое перевооружение старых, мелких ферм. В 1984 г. в помещениях с комплексной механизацией содержалось 71% поголовья свиней, 79% - птицы, на 93% механизирована подача вод на фермах крупного рогатого скота, более 80% коров переведено на машинное доение [1, с. 39].

Результатом технического переоснащения сельскохозяйственного производства стала устойчивая тенденция к повышению индустриальных характеристик аграрного труда и расширение сферы приложения технической квалификации. Актуальным стал вопрос обеспечения агропромышленного комплекса рабочими кадрами, обладающими новой технологической культурой и являющимися социальным резервом ускорения научно-технического прогресса. Особую остроту кадровой проблеме придавали отрицательные моменты в миграционных процессах. В отдельных хозяйствах и целых районах БССР масштабы и темпы оттока из села молодого населения стали превышать экономически целесообразные их размеры.

Партийное, советское и хозяйственное руководство республики определило следующий комплекс мер по решению данной проблемы: повышение роли сельской общеобразовательной школы в ориентации учащихся на сельскохозяйственные профессии; изменение содержания и организации подготовки механизаторских кадров в сети сельских профтехучилищ; распространение новых знаний и умений среди сельских тружеников через курсы всеобуча; перестройка сельских поселений, связанная с улучшением условий труда и быта людей, созданием в колхозах и совхозах необходимой социальной инфраструктуры.

В рамках реализации этих мер проводилась разносторонняя и достаточно масштабная работа. Политехнизация общеобразовательной школы обогатилась новыми формами, связанными с получением школьниками профессии в обязательном порядке, соединением обучения с производительным и общественно полезным трудом всех возрастных групп. В деле трудового воспитания сельской молодежи объединялись усилия учебных заведений, трудовых коллективов, общественности и семьи. Была налажена шефская помощь школам со стороны хозяйств по укреплению материально-технической базы трудового обучения, создана сеть стационарных лагерей труда и отдыха, организован производительный труд

самих школьников в составе трудовых объединений, сформирована сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, накоплен опыт популяризации в среде молодежи сельскохозяйственных профессий.

Получили распространение парады новой техники, праздник первой борозды, посвящение в хлеборобы, вечера чествования потомственных колхозных династий, тематические молодежные вечера. Лучшими результатами выделялись Мостовский, Столинский, Рогачевский, Шарковщинский районы. В 1983 г. в республике насчитывалось 380 сельских школ, в которых имелись все условия для углубленного производственно-трудового обучениях [2, с. 13].

Наиболее перспективной формой подготовки технически грамотных рабочих кадров села были определены средние сельские профессионально-технические училища (ССПТУ). Начиная с 1976 г. проводилась значительная по масштабам и темпам программа их строительства и реконструкции. В сентябре 1984 г. все сельские профтехучилища были преобразованы в средние и включены в агропромышленные объединения. При этом проходила техническая модернизация и совершенствование их базы, исходя из требования: для каждой профессии -учебная мастерская, для каждого предмета -учебный кабинет или лаборатория, а также из учета норм технической эстетики и научной организации труда. Новая техническая база постепенно становилась реальной основой обучения молодежи принципиально новым профессиям, связанным с контрольно-измерительными приборами и автоматикой, а также профессиям широкого профиля, совмещенным и сложным.

Заметные усилия в вопросах совершенствования качества подготовки в ССПТУ были направлены на повышение квалификации и профессионального мастерства инженерно-педагогических кадров училищ. Действовали курсы переподготовки работников СПТУ, функционировала сеть теоретических семинаров, школ политехнического и экономического образования, школ молодых мастеров, практиковалось изучение преподавателями и мастерами опыта лучших производственников непосредственно в хозяйствах. В рассматриваемый период произошло значительное пополнение педагогических кадров сельских ПТУ выпускниками инженерно-технических и педагогических вузов республики. В 1985 г. в ССПТУ 94,6% преподавателей имели высшее образование [3].

Определенное количество квалифицированных рабочих кадров для села готовили курсы, организуемые непосредственно в хозяйствах и при отделениях Госкомсельхозтехники. Курсовая сеть была максимально приближена

к месту жительства людей, помогала охватить учебой всех желающих с учетом возраста, семейного положения, здоровья и четко ориентировалась на решение текущих проблем хозяйств, а также аграрного сектора в целом.

В 1980-х гг. подготовку механизаторов по широкому спектру новых профессий и повышение их квалификации вели 1 межрайонный и 6 областных хозрасчетных учебных комбината, 117 учебных пунктов районных объединений сельхозтехник, широкая сеть классов и кабинетов в колхозах и совхозах республики. Насущным требованием повышения эффективности курсового обучения была его связь с непосредственным внедрением индустриальных технологий и передовых приемов труда в сельскохозяйственное производство.

В рамках организационных и учебно-методических поисков в этом направлении результативными оказались формы обучения на базе полностью механизированных передвижных учебных классов для водителей, классов-цехов для подготовки специалистов животноводческих комплексов, наставничество, связь теоретического обучения с практикой прогрессивных технологий в передовых в этом отношении хозяйствах. Поиски повышения качества курсовой учебы привели к тому, что в областях начала осуществляться известная специализация учебной сети, связанная с переподготовкой механизаторов для работы на тракторах К-701, КСК-100, КПС-5Г, Е-280, Е-301.

Положительно влияло на подготовку кадров новых квалифицированных профессий для агропромышленного комплекса усиление взаимосвязи политехнизациии школьного обучения с перестройкой обучения в системе профтехучилищ и курсов. Такая взаимосвязь обеспечивала преемственность профессиональной подготовки и закладывала основы единой системы непрерывного образования.

Однако ведомственная разобщенность учебной сети в изучаемые годы не была преодолена. На качестве учебно-воспитательного процесса негативно отражались несогласованность планов подготовки квалифицированных кадров в их количественном соотношении и по новым специальностям, отсутствие единого методического руководства, формализм в проф-ориентационной работе, недооценка воспитательного потенциала трудовых объединений школьников и учебной практики учащихся профтехучилищ.

Закрепление подготовленных квалифицированных кадров на селе, создание стабильных профессиональных рабочих коллективов были в прямой зависимости от эффективных форм организации и стимулирования их труда, создания

достойных условий проживания и отдыха в белорусской деревне.

Главной организационной формой механизаторского труда в полеводстве выступала производственная бригада с постоянными звеньями конечной продукции. С 1977 г. началась работа по распространению поточно-группового метода использования уборочных и транспортных средств, создания соответствующих механизированных постоянных и временных отрядов. Новая организация труда позволяла занимать каждого работника максимально с учетом его квалификации и практического опыта, ослабить зависимость заработка людей от технического состояния машин, улучшить рабочий режим, повысить производительность труда.

В животноводстве внедрялись коллективные формы обслуживания животного стада на основе технологического разделения труда, определяемого группированием животных по половозрастным признакам, продуктивности и т. д. Наибольшую эффективность и наилучшие режимы работы и отдыха животноводов обеспечивали поточно-цеховая технология и бригадно-звеньевая организация труда с введением двух-цикличного распорядка рабочего дня [4, с. 14].

Рационализация форм работы механизаторов и животноводов дополнялась улучшением условий по ее месту. С 1976 г. в республике была развернута программа строительства и реконструкции ремонтных мастерских и машинных дворов с комплексами необходимых сооружений, бытовыми помещениями, кабинетами по технике безопасности и комнатами для проведения технической учебы. Партийные, хозяйственные и советские органы проводили общественные смотры-конкурсы по обеспечению лучшей организации условий труда и отдыха механизаторских кадров, на лучший машинный двор, смотры красных уголков животноводческих ферм. Состояние ремонтно-эксплуатацион-ной базы заметно улучшилось в Гомельской, Гродненской, Брестской областях.

В хозяйствах появились машинные дворы, где помимо производственных строений имелись сектора культурно-бытового обслуживания, диспетчерские пункты, душевые комнаты и комнаты медицинского обслуживания.

Важнейшим средством привлечения и закрепления на селе профессионально грамотных рабочих кадров выступает достойная оплата труда.

В рассматриваемый период были предприняты меры по значительному увеличению среднемесячной заработной платы рабочих совхозов и оплаты отработанного человеко-дня колхозников. В их числе общее повышение тарифных ставок, введение надбавок и ежегодных оплачиваемых отпусков в зависимости от стажа непрерывной

работы по специальности в данном хозяйстве, установление доплат к заработку в размере 10% лицам, имеющим звания «Мастер животноводства». Проводилось совершенствование внутри-коллективных распределительных отношений, усиление общей направленности форм и методов материального стимулирования на конечные результаты труда. Распространенная в сельском хозяйстве индивидуальная сдельно-премиальная форма оплаты, зависящая в основном от объема выполненных работ, не стимулировала их качество и окончательные итоги. Поэтому в одиннадцатой пятилетке в сельскохозяйственном производстве Белорусской ССР начинается внедрение коллективного подряда и аккордно-премиальной оплаты труда. Несмотря на ряд трудностей и сложностей, в период 1981-1983 гг. просматривалась общая тенденция к усилению коллективного подряда, на котором в 1983 г. работало 3630 подразделений в земледелии и животноводстве с количеством занятых 53 225 человек [5, с. 56].

Существенное место в планах развития аграрного сектора экономики занимали вопросы социального переустройства деревни. С учетом перспектив развития конкретных хозяйств, экономической целесообразности, возможностей межхозяйственной кооперации была развернута программа строительства объектов жилищного, коммунального, культурно-бытового назначения, совершенствования планировки, застройки и благоустройства сельских населенных пунктов, укрепления материально-технической базы строительной индустрии.

В республике утвердился метод региональной застройки, при котором ускоренное развитие получают несколько населенных пунктов, становящихся опорными культурно-бытовыми центрами отдельных регионов. Одновременно велись работы по общему благоустройству, озеленению, капитальному ремонту жилого фонда и повышению уровня культурно-бытового обслуживания в остальных поселениях.

В целом по республике только за 19761980 гг. в сельской местности было построено 111 тыс. квартир, 209 комбинатов бытового обслуживания, 345 общеобразовательных школ на 176,3 тыс. ученических мест, детских дошкольных учреждений на 40,4 тыс. мест, клубов и домов культуры на 43,6 тыс. мест, автоматизировано телефонных станций емкостью 791 тыс. номеров, проложено 5,3 тыс. км дорог с твердым покрытием, газифицировано 436,6 тыс. квартир [6, с. 47, 48]. Значительное количество населенных пунктов было преобразовано в красивые и благоустроенные поселки.

За одиннадцатую пятилетку на селе было построено около 6 млн. м2 жилья, 9,4 тыс. км дорог

с твердым покрытием, продолжилось инженерное обустройство населенных пунктов [7]. При этом был опробирован и хозяйственный способ строительства, когда колхозы и совхозы создавали собственные постояннные строительные бригады.

Изменение облика белорусских сел и деревень, самого быта колхозников и рабочих совхозов определило некоторые демографические сдвиги. Если в целом по республике к концу рассматриваемого периода все еще происходил экономически нецелесообразный отток людей в города, то в хозяйствах с высоким уровнем жи-лищно-бытового и культурного строительства профессиональные рабочие кадры закреплялись, создавались стабильные трудовые коллективы. Такой пример демонстрировали в первую очередь те колхозы и совхозы, в которых велось экспериментально-показательное строительсто.

Анализ выполнения планов переустройства труда и быта сельских тружеников показал наличие недостатков этой работы и нерешенных проблем. Не всегда правильно и умело происходил переход на новые формы организации и оплаты труда. Не соблюдался принцип добровольности, не хватало разъяснительной работы, не учитывались психологические моменты при формировании новых производственных структур в коллективе.

Социально-культурное и бытовое строительство на селе столкнулось со слабостью строительной индустрии, проблемой нерентабельности большого числа хозяйств, отсутствием у них свободных денежных средств, а также практики межхозяйственного кооперирования. Сказывалась и консервативность мышления, когда приоритетными считались производственные объекты, а ввод в строй объектов социального характера мог переноситься на значительные сроки. В силу сказанного сохранялась неудовлетворенность части молодежи условиями их быта и отдыха.

Выводы. Таким образом, в 1976-1985 гг. экономические показатели количественного роста сельскохозяйственного производства получили социальное измерение и были поставлены в зависимость от качества жизни тружеников села. Вытеснение физически тяжелого, монотонного, малопривлекательного ручного труда, развитие прогрессивных технологий и достижение нового профессионального уровня работников сельского хозяйства оценивалось с позиции улучшения общей демографической ситуации, формирования перспективной социально-профессиональной структуры населения.

Вопросы коммунально-бытового и культурного переустройства на селе стали предметом постоянного внимания и контроля со стороны партийного, советского, хозяйственного руководства

республики. Несмотря на наличие нерешенных проблем, реализация комплексного подхода ко всему спектру задач имела положительные результаты. Были заложены организационные и учебно-методические основы для обеспечения производства новыми специальностями агропро-

мышленного комплекса, заметно возросла индустриализация сельскохозяйственных работ, осуществлена широкая программа ликвидации раздробленности населенных пунктов и преобразования сельского быта, взяты под контроль миграционные процессы.

Литература

1. Народное хозяйство Белорусской ССР в 1984 году: стат. ежегодник. Минск: Наука и техника, 1985. 115 с.

2. Сельские учебно-производственные комбинаты. Минск: Асвета i адукацыя, 1984. 83 с.

3. Настаунщкая газета. 1985. 7 верасня.

4. Сельское хозяйство Белоруссии. 1983. № 4.

5. Народное хозяйство Белорусской ССР в 1983 году: стат. ежегодник. Минск: Наука и техника, 1984. 139 с.

6. Коммунист Белоруссии. 1983. № 11.

7. Знамя Юности. 1986. 31 января.

References

1. Narodnoye khozyaystvo Belorusskoy SSR v 1984 godu: stat. ezhegodnik [The national economy of the Belarusian SSR in 1984: stat. yearbook]. Minsk, Nauka i tekhnika Publ., 1985. 115 p.

2. Sel'skiye uchebno-proizvodstvennyye kombinaty [Rural training and production plants]. Minsk, Asveta i adukatsyya Publ., 1984. 83 p.

3. Nastaunitskaya gazeta [Teacher's newspaper], 1985, September, 7.

4. Sel'skoye khozyaystvo Belorussii [Agriculture of Belarus], 1983, no. 4.

5. Narodnoye khozyaystvo Belorusskoy SSR v 1984 godu: stat. ezhegodnik [The national economy of the Belarusian SSR in 1984: stat. yearbook]. Minsk, Nauka i tekhnika Publ., 1984. 139 p.

6. Kommunist Belorussii [Communist of Belarus], 1983, no. 11.

7. Znamya Yunosti [Flag of Youth], 1986, January, 31.

Информация об авторе

Якуш Надежда Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail:[email protected]

Information about the author

Yakush Nadzezhda Mikhailovna - PhD (History), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13а, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail:[email protected]

Поступила 10.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.