Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 6 (297). История. Вып. 54. С. 77-81.
Э. Ю. Нечепорук
ПОДГОТОВКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ В ПЕРИОД ИНТЕНСИФИКАЦИИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: 1965-1975 ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛАХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Острую актуальность в исследуемый период приобрел вопрос подготовки специалистов сельскохозяйственного производства. В решении задач по подготовке специалистов Саратовская область находилась в довольно благоприятном положении. В результате предпринимаемых государственным руководством мер на протяжении исследуемого периода происходила трансформация системы подготовки производственных кадров для сельского хозяйства в сторону расширения профилей подготавливаемых в вузах и средних учебных заведениях специалистов, увеличения численности прошедших различные формы подготовки производственных сельскохозяйственных кадров. Все это создавало предпосылки для дальнейшего развития аграрного производства, его насыщения высококвалифицированными специалистами.
Ключевые слова: интенсификации сельскохозяйственного производства, специалист, сельскохозяйственные кадры, Саратов, аграрные вузы, студент, колхоз, совхоз, механизация, электрификация, мелиорация, село, квалификации руководителей, шефская помощь.
Во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг. в СССР бурно шел процесс интенсификации сельскохозяйственного производства, его модернизации на научно-технической основе. Исследуемые годы стали временем значительного увеличения подготовки сельскохозяйственных кадров, расширения профилей их обучения, появления новых форм сельскохозяйственного образования.
Вопросы подготовки кадров для сельского хозяйства в указанный период советскими исследователями затрагивались в коллективных трудах - сборниках и монографиях1. Значительным вкладом в разработку вопросов подготовки кадров стали труды А. М. Бутенко, В. Д. Александрова, В. П. Кузьменко, В. В. Бурькова, В. Т. Отставнова и др.2 На базе анализа партийных документов, с привлечением статистического материала авторы показывают, каким образом решалась задача обеспечения сельскохозяйственного производства кадрами. Однако исследователям не хватало критически объективного подхода к анализу недостатков, имевших место в практике партийной работы по руководству процессом подготовки сельскохозяйственных кадров. С конца 80-х гг., несмотря на отдельные проявления радикально-критического подхода, уровень исторической объективности в работах исследователей значительно повысился. В интересующем нас
аспекте наибольшую ценность представляют труды М. В. Федуловой, Л. Н. Харитоновой, А. В. Захарова и др.3, в которых обобщен партийный и государственный опыт работы по руководству образованием, даны рекомендации по оптимизации системы образования. Вместе с тем отдельные, во всяком случае, региональные, аспекты исследуемой темы продолжают оставаться неизученными, некоторые требуют оценок с обновленных методологических позиций. Архивные материалы по-прежнему содержат в себе массу новых данных, введение в оборот которых позволит глубже понять и исследовать проблему подготовки кадров для сельского хозяйства. Целью данной статьи является осветить некоторые аспекты исследуемой проблемы, ранее не затрагиваемые в работах историков.
Острую актуальность в исследуемый период приобрел вопрос подготовки специалистов сельскохозяйственного производства. В материалах партийных съездов и пленумов, в ряде постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР определялись главные направления деятельности по формированию и закреплению сельскохозяйственных кадров, улучшению их качественного состава4.
В решении задач по подготовке специалистов сельскохозяйственного производства Саратовская область находилась в довольно благоприятном положении. Из семи аграрных вузов, размещавшихся в регионе
Поволжья, три располагались в Саратове. Специалистов сельскохозяйственного производства в Саратовской области, кроме вузов, готовили 9 средних специальных учебных заведения (из 29 в Поволжье). Расширялась материальная база аграрных вузов, техникумов, проектировались и строились учебно-лабораторные корпуса, студенческие общежития, шел процесс интенсификации аграрного производства в учебно-опытных хозяйствах сельхозвузов5.
Из года в год увеличивалась численность студентов. К 1975 г. в высших учебных заведениях Саратовской области проходили подготовку около 60 тыс. студентов, из которых 12,5 тыс. (21 %) обучалось в трех аграрных вузах города - Саратовском сельскохозяйственном институте (СХИ), институте механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина (СИМСХ) и Саратовском зоотехническо-ветеринарном институте (СЗВИ). В средних специальных учебных заведениях на тот момент сельскохозяйственные специальности приобретали 13,7 тыс. человек.
За годы девятой пятилетки численность студентов аграрных вузов Саратова увеличилось на 16 %, средних учебных заведений - на четверть. Особое внимание уделялось вопросам подготовки по новым или ставшим перспективными специальностям, что было вызвано потребностями сельскохозяйственного производства: быстрым развитием технической оснащенности и применением электричества, химизации, внедрением экономических методов хозяйствования. Как следствие, в вузах и техникумах происходило расширение профилей подготовки сельскохозяйственных специалистов. Так, например, по решению Министерства с/х СССР в СИМСХ им. М. И. Калинина с 1965/66 учебного года был открыт факультет организации и технологии ремонта машин, с планом ежегодного приема ста студентов. К 1975 г. саратовские вузы осуществляли подготовку студентов по
13 специальностям. При организации в сель-хозвузах, техникумах факультетов и отделений по новым специальностям многое определялось централизованным планированием, но многое также зависело от инициативы, активности областных партийных и советских органов. Так, Саратовский обком КПСС обосновал в правительстве целесообразность восстановления и расширения гидромелиоративного факультета в институте механизации
сельского хозяйства, расширения Пугачевского мелиоративного техникума6.
В течение исследуемого периода в сельскохозяйственных вузах и техникумах происходило ежегодное увеличение удельного веса студентов, обучающихся по направлениям предприятий, организаций, колхозов и совхозов. Если в 1970/71 учебном году в вузах на дневном отделении студенты, обучающиеся по направлениям, составили 22,4 %, то в 1975/76 году - 31,2 %. В гораздо меньшей степени та же тенденция проявилась и в сельскохозяйственных техникумах, где за указанный период удельный вес обучающихся по направлениям студентов возрос с 15,4 до 17,2 %. Приведенные данные свидетельствуют о возросшей потребности со стороны сельскохозяйственных организаций, прежде всего, в специалистах высшей квалификации, что, в свою очередь, вполне коррелирует с происходившими в изучаемый период процессами интенсификации сельскохозяйственного производства. Увеличение категории студентов, обучающихся по направлениям, в свою очередь, частично повлияло на некоторое снижение заочного обучения в вузах. Несмотря на это, к концу девятой пятилетки половина студентов аграрных вузов Саратова продолжали получать образование без отрыва от производства. В средних сельскохозяйственных учебных заведениях удельный вес студентов-заочников, который в 1970 г. составлял 34 %, в 1973/1974 учебном году возрос до 39 % и в 1975 г. снизился до 36,4 %, оставаясь выше прежнего уровня6. Однако, как видно из приведенных данных, удельный вес студентов-заочников в средних сельскохозяйственных учебных заведениях оставался значительно ниже аналогичной категории в вузах. Кроме того, сама тенденция к росту в сельхозтехникумах обучающихся без отрыва от производства, как свидетельствуют приведенные цифры, не являлась устойчивой, что подтверждает озвученный выше вывод о том, что колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные организации в первую очередь нуждались в специалистах высшей квалификации.
В исследуемый период аграрные вузы увеличивали прием граждан из сельской местности. Важную роль в комплектовании вузов за счет молодых колхозников и рабочих совхозов сыграло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 20 августа 1969 г. «Об
организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях». За 19701975 гг. удельный вес студентов из сельской местности в аграрных вузах Саратова увеличился с 78,5 % до 83,7 %7.
Высоким оставался удельный вес лиц из сельской местности в средних специальных учебных заведениях - 88,6 %, несмотря на то, что за 1970-1975 гг. указанная категория студентов сельхозтехникумов сократилась на 3 %. Последнее обстоятельство отчасти объяснялось нехваткой общежитий. Так, Пугачевский мелиоративный техникум обеспечивал общежитиями лишь 44 % нуждающихся, Балашовский техникум механизации сельского хозяйства и Вольский сельскохозяйственный техникум - на 41 и 61 % соответственно, а Новоузенский зооветеринарный техникум и Саратовский сельскохозяйственный совсем не имели общежитий.
К концу девятой пятилетки несколько изменился и социальный состав студентов вузов и техникумов. В общей массе студентов значительно возросла доля рабочих и их детей. В вузах - с 31,7 % в 1970 г. до 39 % в 1975 г.; в средних специальных учебных заведениях - с 31 до 44 % соответственно. Увеличение численности студентов из рабочих являлось следствием механизации, электрификации, мелиорации села, выведения сельскохозяйственного производства на новый промышленный и научно-технический уровень. Увеличение рабочей прослойки среди студентов, что важно отметить, происходило за счет снижения доли колхозников (детей колхозников) и особенно служащих (детей служащих). Последняя категория в саратовских вузах сократилась с 20,4 до 16 %, в техникумах - с 17 до 13,3 % соответственно8.
Рост численности студентов аграрных вузов и техникумов обуславливал увеличение количества их выпускников. Только за 19651968 гг. вузы и техникумы в целом по стране подготовили 490 тыс. специалистов сельского хозяйства9.
В саратовских вузах и средних специальных учебных заведениях за годы 9-й пятилетки в общей сложности было подготовлено 23719 специалистов сельского хозяйства. благодаря чему на один колхоз, совхоз приходилось 37 специалистов с высшим и средним образованием10.
Вместе с тем удельный вес руководителей и специалистов с высшим и средним специ-
альным образованием в их общей массе хотя и увеличился, но незначительно. По-прежнему значительной оставалась доля практиков. При этом наблюдалась сильная дифференциация специалистов. Так, в 1975 г. 91 % председателей колхозов и 98 % директоров совхозов имели высшее и среднее специальное образование. В то же время лишь 20-24 % руководящих кадров среднего звена - заведующие мастерскими, животноводческими фермами, бригадиры производственных бригад и т. д. были специалистами, остальные - практики с неполным средним и начальным образова-нием11. Таким образом, процесс насыщения сельского хозяйства специалистами в исследуемый период был далек от своего завершения. Требовалось время, чтобы предпринятые меры по расширению численности студентов вузов и техникумов сработали с полной отдачей. К числу наиболее существенных причин, сдерживающих пополнение сельского хозяйства специалистами, были нежелание выпускников сельскохозяйственных учебных заведений трудоустраиваться в сельском хозяйстве, отсутствие у большинства оканчивающих вузы и техникумы молодых специалистов опыта руководства производственными коллективами, сохранение в отдельных хозяйствах порочной практики перестановки не справившихся с обязанностями работников с одной руководящей должности на другую, отсутствие необходимых культурно-бытовых условий, недостатки в материальном стимулировании труда и, как следствие этого, текучесть кадров. В зависимости от конкретной обстановки воздействие того или иного фактора в определенном районе или хозяйстве проявлялось по-разному. Однако недооценка значения одной из причин влекло за собой ослабление всего комплекса мероприятий по их устранению12.
В годы 8-й и 9-й пятилетки государственным руководством предпринимались меры по подготовке сельскохозяйственных кадров массовых профессий. Подготовка квалифицированных рабочих кадров для села осуществлялась на краткосрочных курсах в колхозах и совхозах, отделениях Госкомсельхозтехни-ки, в учебно-курсовых комбинатах системы Министерства сельского хозяйства СССР, в профессионально-технических училищах и учебно-производственных комбинатах. Благодаря проделанной работе за 1965-1968 гг. в целом по стране было подготовлено 2,9 млн механизаторов13.
Ведущую роль в подготовке кадров массовых профессий играли СПТУ. Обращаясь к вопросам их подготовки в сельских профтехучилищах, партийные и советские органы власти сосредотачивались на решении таких задач, как укрепление и расширение материально-технической базы училищ, обеспечение их квалифицированными кадрами преподавателей и мастеров, качественное комплектование контингента учащихся. Масштабная работа в этом направлении велась и в Саратовской области. В июне 1971 г. бюро Саратовского обкома КПСС обсудило вопрос «О состоянии подготовки и воспитания механизаторских кадров в сельских профтехучилищах области», в котором отмечалось перевыполнение планов подготовки механизаторов за годы 8-й пятилетки. Вместе с тем ставились задачи внедрения перспективных планов подготовки механизаторов для всех районов и хозяйств, укомплектования СПТУ местной молодежью, улучшения организации производственной практики учащихся, пропаганды сельских профессий. Результатом реализации мер по подготовке механизаторских кадров в общей сложности за годы 9-й пятилетки в СПТУ области стала подготовка 47,8 тыс. механизаторов и мелиораторов, что почти равнялось численности механизаторов, работавших на селе в начале пятилетки. В общей сложности Саратовские СПТУ за годы
8-й пятилетки подготовили 49,5 тыс., за годы
9-й - 58 тыс. механизаторов и других кадров массовых профессий.
Важным источником пополнения кадров сельских механизаторов оставался всеобуч: 3-4-х месячные курсы в колхозах, совхозах и отделениях «Сельхозтехника». Возникшая в 30-е гг. в условиях частичной механизации производства, эта форма обучения уже не способна была удовлетворить требования, предъявляемые механизатору научно-техническим прогрессом.
Подготовка механизаторов осуществлялась и на курсах, организуемых в рамках шефской помощи сельскому хозяйству при вузах. Так, в 1970/71 учебном году по заданию Обкома КПСС из числа студентов саратовских вузов было подготовлено 180 механизаторов14.
И все же подготовка кадров массовых профессий не обеспечивала потребностей механизированного производства. Оснащение колхозов и совхозов техникой опережало рост
численности механизаторских кадров. Так, за
1965-1980 гг. поставка сельскому хозяйству тракторов увеличилась на 20 %, комбайнов -в 1,5 раза, грузовых автомобилей - в 2 раза, а численность механизаторов - лишь на 14 %15. Промышленность работала быстрее, чем образовательная система могла перестраиваться под новые условия. Сказывались здесь и социально-бытовые условия на селе, которые уже далеко не всегда удовлетворяли запросы молодежи. Многие руководители продолжали ориентироваться исключительно на материальное стимулирование, недооценивая роль вопросов организации и условий труда в решении проблемы закрепления работников на производстве. Прибывавшая в хозяйства молодежь встречалась с такими проблемами, как отсутствие внимания к их социокультурным запросам, неудовлетворительной организацией и условиями труда. Зачастую молодых механизаторов использовали на низкоквалифицированных, не связанных с их специальностями работах, закрепляли за ними старую технику и т. д. Все это приводило к текучести и, как следствие, недостатку кадров16.
В заключение можно сделать вывод о том, что, как показывает исторический анализ, происходивший во второй половине 1960-х -первой половине 1970-х гг. процесс развития и интенсификации сельскохозяйственного производства актуализировал необходимость расширения подготовки специалистов, руководителей и кадров массовых профессий для села. В результате предпринимаемых государственным руководством мер на протяжении исследуемого периода происходила трансформация системы подготовки производственных кадров для сельского хозяйства в сторону расширения профилей подготавливаемых в вузах и средних учебных заведениях специалистов, увеличения численности прошедших различные формы подготовки производственных сельскохозяйственных кадров. Все это создавало предпосылки для дальнейшего развития аграрного производства, его насыщения высококвалифицированными специалистами. Однако в полной мере обеспечить потребности сельского хозяйства в специалистах и массовых кадрах так и не удалось. Образовательная система не успевала перестраиваться под новые условия, а невнимание к социокультурным запросам как специалистов, так и массовых квалифициро-
ванных кадров обуславливали состояние их текучести и нехватки на метах.
Примечания
1 См.: Сельское хозяйство СССР на современном этапе. Достижения и перспективы. М., 1972; Новый этап в развитии сельского хозяйства СССР. М., 1975; Деятельность КПСС по повышению культурно-технического уровня тружеников села. Саратов, 1979 и др.
2 См.: Бутенко, А. М. Воспроизводство квалифицированной рабочей силы в сельском хозяйстве. М., 1970; Александров, В. Д. Деятельность сельских партийных организаций по подготовке и воспитанию руководителей среднего звена и кадров массовых профессий колхозов и совхозов в годы восьмой пятилетки. Ростов н/Д, 1968; Отставное, В. Т. Деятельность партии по укреплению кадрами сельскохозяйственного производства в
1966-1970 годах (на материалах Саратовской областной партийной организации). Саратов, 1977 и др.
3 Харитонова, Л. Н. Развитие среднего специального аграрного образования в 19651985 гг. (на материалах Саратовской области) : дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2009; Совершенствование качества подготовки специалистов в ссузах. М., 2004; Федулова, М. В.
Исторический опыт и проблемы подготовки и переподготовки кадров специалистов сельского хозяйства (1965-1985) (на материалах областей Поволжья) : дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2001; Захаров, А. В. Кадровая политика государств в гидромелиоративном строительстве : исторический опыт, проблемы, решения (на материалах областей Нижнего Поволжья. 1965-1985). Саратов, 2011 и др.
4 Долгов, В. М. Аграрная политика КПСС и её социально-экономические результаты (19651985). Саратов, 1988. С. 110-111.
5 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 9. Д. 112. Л. 3.
6 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 18. Д. 133. Л. 7478, 81; Оп. 6. Д. 149. Л. 31.
7 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 18. Д. 133. Л. 9.
8 Там же. Л. 10.
9 Наухацкий, В. В. Модернизация сельского хозяйства и российская деревня. Ростов н/Д, 2003. С. 48.
10 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 18. Д. 133. Л. 14.
11 Там же. Л. 88.
12 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 18. Д. 133. Л. 83; Оп. 17. Д. 129. Л. 70.
13 Наухацкий, В. В. Указ. соч. С. 48.
14 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 11. Д. 124. Л. 51.
15 См.: Колодин, Ф. И. Социальная структура села в условиях развитого социализма // История СССР. 1981. № 1. С. 15.
16 ОГУ ГАНИСО. Оп. 17. Д. 151. Л. 22 об.