Научная статья на тему 'Проблемы подготовки специалистов среднего звена в системе среднего специального сельскохозяйственного образования во второй полови не 1960-х - серед ине 1980-х годов (на материалах Саратовской области)'

Проблемы подготовки специалистов среднего звена в системе среднего специального сельскохозяйственного образования во второй полови не 1960-х - серед ине 1980-х годов (на материалах Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Л. Н.

В статье исследуются проблемы подготовки специалистов среднего звена аграрного профиля в сельскохозяйственных техникумах во второй половине 1960-х середине 1980-х гг. на примере Саратовской области. Эти проблемы актуализированы современными системными преобразованиями в аграрной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF TRAINING MEDIUM-LEVEL PERSONNEL IN THE SYSTEM OF SPECIAL AGRICULTURAL EDUCATION in the second half of 1960 - in the middle of 1980 (on the example of Saratov region)

The artble analyzes the problems of training of medium-level personnel in agrarian sphere in agricultural technbal colleges in the second half of 1960 in the middle of 1980 on the exam pie of Saratov region, whbh have become actual because of modern system transformations in agrarian sphere.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки специалистов среднего звена в системе среднего специального сельскохозяйственного образования во второй полови не 1960-х - серед ине 1980-х годов (на материалах Саратовской области)»

УДК 94(470)+377.5

А.Н. Харитонова,

аспирантка кафедры истории, кулътурологии и политологии, СГАУ им. Н.И. Вавилова

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ во второй половине 1960-х- середине 1980-х годов (на материалах Саратовской области)

Выделение аграрного сектора страны в современной России в число приоритетных национальных проектов актуализирует интерес к проблемам кадрового обеспечения данной сферы в период 1965 - 1985 гг Вопросы развития сельскохозяйственного образования в то время стали острыми в связи с происходившей в стране попыткой осуществления масш -табной аграрной модернизации в рамках системы государственного социализма.

Поставленные к 1965 г государством задачи интенсификации сельскохозяйственного производства существенно увеличили потребность в специалистах среднего звена - наиболее многочисленного отряда работников колхозно-совхозного производства. Специалисты данного профиля непосредственно организовывали производственный процесс на уровне первичных звеньев сельских коллективов. Однако к середине 1960-х гг. работники данной категории были преимущественно практиками без соответствующего образования1. Поэтому в новых условиях активного развития НТР повышение образовательного уровня кадров среднего звена становилось насущной задачей.

Особая роль в ее решении отводилась образовательным учреждениям среднего профессионального образования, которые традиционно являлись более практически ориентированными, имели относительно ко -роткие сроки обучения и были доступными для широких слоев молодежи. Намечалось значительно увеличить прием учащихся в ссузы. Целесообразным считалось соотношение, при котором на одного специалиста с высшим образованием приходилось бы в среднем 2 - 4 специалиста со средним специальным образованием. Такое соотношение могло обеспечить более эффективное использование специалистов в области сельскохозяйственного производства2. На нужды просвещения в целом стали выделяться значительные средства. Только за десятую пятилетку в сферу образования было направлено 100 млрд руб.3. Подготовка кадров была и экономически выгодной. За счет повышения общеобразовательного уровня населения страна в советское время получала 29% национального дохода4.

В рамках данной государственной политики активизировалась работа по подготовке кадров среднего звена для сельскохозяйственного производства и в Саратовской области - одной из значимых сельскохозяйственных территорий Нижнего Поволжья. Здесь были предприняты меры по модернизации средних специальных учреждений сельскохозяйственного профиля, которые должны были значительно укрепить материально-техническую базу техникумов, увеличить полезные площади для организации учебной работы и жилищного обеспечения студентов и сотрудников техникумов. В области учебно-воспитательной деятельности планировалось привязать учебные программы и планы к потребностям текущего момента; предусматривалось увеличение стипендиального фонда студентов от 20 до 35 руб. Эти меры, безусловно, способствовали увеличению выпуска квалифицированных специалистов.

В области к 1965 г. работало 8 техникумов сельскохозяйственного профиля: в Балашове, Вольске, Краснокутске, Новоузенске, Марксе, Пугачеве, Саратове и Татищеве. Они осуществляли подготовку кадров по наиболее востребованным на селе направлениям и специализациям - зоо-

♦-

ветеринарии, производства кормов, механизации, электрификации, животноводства, мелиорации сельского хозяйства.

Вопросы формирования контингента обучаемых решали сами техникумы, но им также активно помогали созданные в районах области комиссии, занимавшиеся вопросами отбора кандидатур для поступления в техникумы и вузы5. Для поступающих в Саратовский сель -скохозяйственный техникум в Озинском, Новоузенском и Краснокутском районах были организованы консультационные пункты6.

Принимаемые меры по профориентации дали определенную количественную динамику. Так, если в 1960-е гг. в техникумах Саратовской области обучалось 3553 человек7, то в 1980-е гг. численность учащихся техникумов очного отделения составляла 8129 человек, заочного отделения - 5710 человек8. Количественный прирост специалистов был достаточно высокий, но это не способствовало преодолению крайне острой проблемы того времени - текучести кадров непосредственно в сельскохозяйственном производстве. Так, даже в 1970-е гг дефицит специалистов сельскохозяйственного профиля в Саратовской области составлял 3,5 тыс. человек9. Очередной попыткой решения этой проблемы явилась разработка областным управлением сел ьского хозяй ства перспективного плана работы с кадрами на 1976 - 1990 гг., нацеленного на дальнейший количественный прирост специалистов сельскохозяйственного производства, в том числе среднего звена. Интенсификация работы учебных заведений должна была позволить разрешить проблему 100%-ного укомплектования ферм и отделений специалистами сельского хозяйства10. Но увеличение количественной стороны кадровой проблемы не разрешило качественного вопроса закрепляемости кадров на селе. В исследуемый период характер труда, его оплата и социально-бытовые условия жизни в сельской местности оставались достаточно сложными, что являлось основной причиной текучести кадров, особенно из числа молодежи. Молодежь стремилась в города, где были более комфортные условия для существования и работы. Вместе с тем следует отметить, что в рамках сложившейся сель -скохозяйственной модели экстенсивный подход к проблемам подготовки кадров был вполне естественен. Количественный рост выпуска специалистов позволял волнообразно, во время очередной сельскохозяйственной стра -ды частично компенсировать нехватку кадров в сельской местности при отсутствии существенной их стабилизации. Вместо коренной модернизации аграрного сектора была продолжена линия на постоянное увеличение пропускной способности средних специальных учебных заведений сельскохозяйственного профиля. Но это имело большое значение в социальном отношении. Техникумы вносили вклад, прежде всего, в осуществление всеобщего среднего образования, которое в исследуемый период стало обязательным. Техникумы наряду с другими учебными заведениями страны обеспечили уже к началу 1 980-х гг. поколение, которое по уровню образованности выгодно отличалось от сверстников 1930-х гг11.

Существенными в исследуемый период были перемены в области совершенствования материально-технической базы техникумов. Большинство технику -мов сельскохозяйственного профиля в Саратовской

области было заложено в довоенный период. На новом этапе техникумы нуждались в значительной реконструкции . Особенно актуальной данная задача была для техникумов, расположенных в Краснокутском районе, Новоузенске, Вольске. Учебные корпуса располагались в ветхих помещениях, отсутствовали площади для проведения лабораторных занятий, для хранения сельскохозяйственной техники. Социально-бытовая инфраструктура самих населенных пунктов, в которых располагались техникумы, также была крайне низкой.

На волне реформационных мероприятий в аграрной сфере стали выделяться средства на решение данных вопросов. Только в 1970-е гг. на содержание техникумов областным бюджетом было выделено 5227 тыс. руб., в том числе на капитальный ремонт -380 тыс. руб., на приобретение оборудования и инвентаря - 225 тыс. руб.12. В 1980-е гг. в техникумы было направлено бюджетных ассигнований на сумму 5170,2 тыс. руб.13.

Активное использование выделяемых средств поз во -лило во многом позитивно изменить ситуацию. Так, новые учебные корпуса техникумов сельскохозяйственного профиля были введены в Пугачеве, Марксе, Татищеве. Расширились учебные корпуса техникумов в Балашове, Саратове. Решались проблемы улучшения работы наиболее проблемных техникумов. Так, Краснокутс-кий зооветеринарный техникум, располагавшийся в 18 км от районного центра, был перемещен на территорию племптицезавода. В 1968 г была сдана первая очередь строительства данного техникума на новом месте - учебный корпус индустриального типа на 960 мест площадью 4579 кв. м14.

Существенное внимание уделялось и вопросам улучшения жилищно-бытовых условий жизни студентов и работников техникумов. Так, руководящими органами страны 18 октября 1971 г было принято решение, нацеливавшее на активизацию работы по улучшению жилищных условий учащихся вузов и техникумов, организации их питания и медицинского обслуживания15 Работа по реализации данного решения проводилась и в техникумах сельскохозяйственного профиля Саратовской области. Благоустроенные общежития получили техникумы в Марксе, Пугачеве, Красном Куте. Пытались решить эти вопросы и другие техникумы. Но, несмотря на большую работу по освоению средств, направляемых на благоустройство техникумов, дефицит полезных площадей для учебы и жилья преодолеть не удалось.

Часть материальных ресурсов, выделяемых на содержание техникумов, расходовалась учебными хозяйствами (учхозами), где учащиеся проходили учебную практику. Учхозы сельскохозяйственных техникумов были самостоятельными хозяйственными единицами, вели производственную деятельность, выпускали продукцию, в том числе для обеспечения питанием учащихся техникумов. Относительно стабильно работали учхозы техникумов в Пугачеве и Балашове. Большинство же учхозов оставались убыточными. Нуждались в более рациональном использовании производственные площади, имеющаяся техника. Многие трудоемкие технологические про -цессы в хозяйствах не были механизированы. Высокой

была доля применения ручного труда. Остро не хватало помещений для хранения сельхозтехники. Сохранялись проблемы по укомплектованию учхозов кадрами. Тем не менее учебную практику техникумы проводили на базе своих учхозов. Учащиеся техникумов активно привлекались ко всем видам сельскохозяйственных работ в уч -хозах. Производственную практику они проходили в колхозах, совхозах, других организациях по профилю своей специализации.

В самих техникумах в соответствии с потребностями индустриализирующегося сельскохозяйственного производства совершенствовались учебные планы и программы техникумов. В учебном процессе стали активнее использоваться технические средства обучения, доступные на тот период времени, - киноустановки, диапроекторы, магнитофоны. Возрос интерес и к таким инновационным методам, как программированное обучение, программированный контроль знаний.

Не менее значимой была проблема трудоустройства выпускников, их эффективного использования по месту работы. В области для решения данных проблем практиковалось проведение слетов молодых специалистов, в колхозах и совхозах создавались Советы молодых специалистов, велась отчетность о явке молодых специалистов к месту работы16. Руководителям сельскохозяйственных организаций рекомендовалось также заслушивать отчеты молодых специалистов, шире использовать механизм наставничества, улучшать условия труда специалистов, активнее решать их бытовые и другие социальные проблемы17.

В советское время система подготовки кадров в силу экстенсивного характера экономики имела известное преимущество: обеспечивала человеку то образование, которое гарантировало более или менее постоянную работу. Однако вопросы закрепляемости кадров на производстве оставались острыми. Нередки были случаи, ког -да выпускники не прибывали к месту назначения, либо оставляли хозяйство, не выработав положенный срок. Причиной тому были не только сложные объективные условия жизни и труда в сельской местности. В самих хозяйствах не всегда удавалось рационально организовать работу молодых специалистов. Им зачастую приходилось выполнять поручения, не требующие должной квалификации, не обеспечивались условия для профессионального роста.

Но в основном учащиеся техникумов могли реализо-вывать свой профессиональный потенциал в общественном производстве, если не на селе, то в городах. Таким образом, техникумы выступали важным звеном в решении проблемы обеспечения профессионального непрерывного обучения и подготовки квалифицированных кадров для АПК. Несмотря на трудности, особенно 1990-х гг, сохранились в качестве самостоятельного звена и техникумы сельскохозяйственного профиля. Ныне они так-

же стремятся соответствовать кадровым потребностям сферы аграрного труда.

На современном этапе активизировались процессы интеграции техникумов в структуру вузов. В Саратовской области на базе сельскохозяйственных техникумов и их филиалов действуют представительства Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова. Успешно в интеграционной системе «техникум - вуз» работает Балашовский техникум механизации сельского хозяйства. Возможность продолжить обучение в Саратовском аграрном университете по сокращенным образовательным программам предоставляют своим выпускникам и другие техникумы. Эта работа позволяет сельским жителям повысить уровень своего профессионального образования.

Государственным Советом Российской Федерации и Правительством России в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г определена задача опережающего развития именно среднего профессионального образования как наиболее массового уровня профессиональной подготовки специалистов. Следовательно, техникумы, в том числе сельскохозяйственного профиля, будут перспективны и в дальнейшем.

1 См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е. Т. 12. С. 455 - 458.

2 См.: Орлова И.Ю., Яковлев С.А. Подготовка и повышение квалификации руководящих кадров сельского хозяйства Нижнего Поволжья в 1953 - 1965 гг. Саратов, 2004. С. 35.

3 См.: Филиппов Ф.А. Образование в условиях социализма. М., 1976. С. 16.

4 См.: Шабатин И.И. Образование как резерв развития общества // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 254.

5 См.: Очерки по истории Саратовской областной организации КПСС. Саратов, 1983. Ч. 3. С. 193.

6 См.: ОГУ ГАСО. Ф. 2163. Оп. 25. Д. 61. Л. 33.

7 См.: Зеркалов В.И. Деятельность партийных организаций по подготовке специалистов сельского хозяйства (на материалах Поволжья. 1966 - 1970 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 1985. С. 201.

8 См.: ОМАМСХСО. Ф. 1 . Оп. 5. Д. 1624. Л. 177.

9 См.: Там же. Д. 1497. Л. 11.

10 См.: Там же. Д. 1 499. Л. 239.

11 См.: Новые исследования в педагогической науке. М., 1972. Вып. 6.

12 См.: ОМАМСХСО . Ф. 1. Оп. 5. Д. 1624. Л. 1.

13 См.: Там же. Д. 2959. Л. 11 .

14 См.: ОГУ ГАСО. Ф. 2163. Оп. 4. Д. 1468-а. Л. 2; Сектор по делам архивов при администрации Краснокутского муниципального района. Ф. 129. Оп. 1. Д. 102. Л. 4.

15 См.: КПСС в резолюциях ... . С. 158.

16 См.: ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 24. Д. 89. Л. 43.

17 См.: ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 27. Д. 110. Л. 97 - 98; Д. 98. Л. 126; Оп. 25. Д. 108. Л. 59; Д. 43. Л. 94; Оп. 24. Д. 89. Л . 40 - 41 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.