Научная статья на тему 'Подготовка сельскохозяйственных кадров в период интенсификации аграрного производства: 1965-1975 годы (на материалах Саратовской области)'

Подготовка сельскохозяйственных кадров в период интенсификации аграрного производства: 1965-1975 годы (на материалах Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / INTENSIFICATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КАДРЫ / AGRICULTURAL PERSONNEL / САРАТОВ / SARATOV / АГРАРНЫЕ ВУЗЫ / HIGHER EDUCATIONAL AGRICULTURAL INSTITUTIONS / СТУДЕНТ / STUDENT / КОЛХОЗ / COLLECTIVE FARM / СОВХОЗ / STATE FARM / МЕХАНИЗАЦИЯ / MECHANIZATION / ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ / ELECTRIFICATION / МЕЛИОРАЦИЯ / СЕЛО / VILLAGE / КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ / ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ / MELIORATION / QUALIFICATION OF TOP MANAGEMENT / CORPORATE ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечепорук Эдуард Юрьевич

Острую актуальность в исследуемый период приобрел вопрос подготовки специалистов сельскохозяйственного производства. В решении задач по подготовке специалистов Саратовская область находилась в довольно благоприятном положении. В результате предпринимаемых государственным руководством мер на протяжении исследуемого периода происходила трансформация системы подготовки производственных кадров для сельского хозяйства в сторону расширения профилей подготавливаемых в вузах и средних учебных заведениях специалистов, увеличения численности прошедших различные формы подготовки производственных сельскохозяйственных кадров. Все это создавало предпосылки для дальнейшего развития аграрного производства, его насыщения высококвалифицированными специалистами.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечепорук Эдуард Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the studied period the problem of the agricultural specialists training acquired an urgent relevance. Saratov region was in quite a favorable position in terms of the specialist training. As a result of the measures taken by the government over the period analyzed, there occurred a transformation of the system of the personnel training in the direction of widening the profiles of specialists trained in higher and secondary educational institutions. The accent was also made on the increase of the number of the specialists trained in special courses for agricultural personnel. All this created the background for further development of agricultural production and its enrichment with the qualified specialists.

Текст научной работы на тему «Подготовка сельскохозяйственных кадров в период интенсификации аграрного производства: 1965-1975 годы (на материалах Саратовской области)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 6 (297). История. Вып. 54. С. 77-81.

Э. Ю. Нечепорук

ПОДГОТОВКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ В ПЕРИОД ИНТЕНСИФИКАЦИИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: 1965-1975 ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛАХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Острую актуальность в исследуемый период приобрел вопрос подготовки специалистов сельскохозяйственного производства. В решении задач по подготовке специалистов Саратовская область находилась в довольно благоприятном положении. В результате предпринимаемых государственным руководством мер на протяжении исследуемого периода происходила трансформация системы подготовки производственных кадров для сельского хозяйства в сторону расширения профилей подготавливаемых в вузах и средних учебных заведениях специалистов, увеличения численности прошедших различные формы подготовки производственных сельскохозяйственных кадров. Все это создавало предпосылки для дальнейшего развития аграрного производства, его насыщения высококвалифицированными специалистами.

Ключевые слова: интенсификации сельскохозяйственного производства, специалист, сельскохозяйственные кадры, Саратов, аграрные вузы, студент, колхоз, совхоз, механизация, электрификация, мелиорация, село, квалификации руководителей, шефская помощь.

Во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг. в СССР бурно шел процесс интенсификации сельскохозяйственного производства, его модернизации на научно-технической основе. Исследуемые годы стали временем значительного увеличения подготовки сельскохозяйственных кадров, расширения профилей их обучения, появления новых форм сельскохозяйственного образования.

Вопросы подготовки кадров для сельского хозяйства в указанный период советскими исследователями затрагивались в коллективных трудах - сборниках и монографиях1. Значительным вкладом в разработку вопросов подготовки кадров стали труды А. М. Бу-тенко, В. Д. Александрова, В. П. Кузьменко, В. В. Бурькова, В. Т. Отставнова и др.2 На базе анализа партийных документов, с привлечением статистического материала авторы показывают, каким образом решалась задача обеспечения сельскохозяйственного производства кадрами. Однако исследователям не хватало критически объективного подхода к анализу недостатков, имевших место в практике партийной работы по руководству процессом подготовки сельскохозяйственных кадров. С конца 80-х гг., несмотря на отдельные проявления радикально-критического подхода, уровень исторической объективности в работах исследователей значительно повысился. В интересующем нас

аспекте наибольшую ценность представляют труды М. В. Федуловой, Л. Н. Харитоновой, А. В. Захарова и др.3, в которых обобщен партийный и государственный опыт работы по руководству образованием, даны рекомендации по оптимизации системы образования. Вместе с тем отдельные, во всяком случае, региональные, аспекты исследуемой темы продолжают оставаться неизученными, некоторые требуют оценок с обновленных методологических позиций. Архивные материалы по-прежнему содержат в себе массу новых данных, введение в оборот которых позволит глубже понять и исследовать проблему подготовки кадров для сельского хозяйства. Целью данной статьи является осветить некоторые аспекты исследуемой проблемы, ранее не затрагиваемые в работах историков.

Острую актуальность в исследуемый период приобрел вопрос подготовки специалистов сельскохозяйственного производства. В материалах партийных съездов и пленумов, в ряде постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР определялись главные направления деятельности по формированию и закреплению сельскохозяйственных кадров, улучшению их качественного состава4.

В решении задач по подготовке специалистов сельскохозяйственного производства Саратовская область находилась в довольно благоприятном положении. Из семи аграрных вузов, размещавшихся в регионе

Поволжья, три располагались в Саратове. Специалистов сельскохозяйственного производства в Саратовской области, кроме вузов, готовили 9 средних специальных учебных заведения (из 29 в Поволжье). Расширялась материальная база аграрных вузов, техникумов, проектировались и строились учебно-лабораторные корпуса, студенческие общежития, шел процесс интенсификации аграрного производства в учебно-опытных хозяйствах сельхозвузов5.

Из года в год увеличивалась численность студентов. К 1975 г. в высших учебных заведениях Саратовской области проходили подготовку около 60 тыс. студентов, из которых 12,5 тыс. (21 %) обучалось в трех аграрных вузах города - Саратовском сельскохозяйственном институте (СХИ), институте механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина (СИМСХ) и Саратовском зоотехни-ческо-ветеринарном институте (СЗВИ). В средних специальных учебных заведениях на тот момент сельскохозяйственные специальности приобретали 13,7 тыс. человек.

За годы девятой пятилетки численность студентов аграрных вузов Саратова увеличилось на 16 %, средних учебных заведений - на четверть. Особое внимание уделялось вопросам подготовки по новым или ставшим перспективными специальностям, что было вызвано потребностями сельскохозяйственного производства: быстрым развитием технической оснащенности и применением электричества, химизации, внедрением экономических методов хозяйствования. Как следствие, в вузах и техникумах происходило расширение профилей подготовки сельскохозяйственных специалистов. Так, например, по решению Министерства с/х СССР в СИМСХ им. М. И. Калинина с 1965/66 учебного года был открыт факультет организации и технологии ремонта машин, с планом ежегодного приема ста студентов. К 1975 г. саратовские вузы осуществляли подготовку студентов по 13 специальностям. При организации в сель-хозвузах, техникумах факультетов и отделений по новым специальностям многое определялось централизованным планированием, но многое также зависело от инициативы, активности областных партийных и советских органов. Так, Саратовский обком КПСС обосновал в правительстве целесообразность восстановления и расширения гидромелиоративного факультета в институте механизации

сельского хозяйства, расширения Пугачевского мелиоративного техникума6.

В течение исследуемого периода в сельскохозяйственных вузах и техникумах происходило ежегодное увеличение удельного веса студентов, обучающихся по направлениям предприятий, организаций, колхозов и совхозов. Если в 1970/71 учебном году в вузах на дневном отделении студенты, обучающиеся по направлениям, составили 22,4 %, то в 1975/76 году - 31,2 %. В гораздо меньшей степени та же тенденция проявилась и в сельскохозяйственных техникумах, где за указанный период удельный вес обучающихся по направлениям студентов возрос с 15,4 до 17,2 %. Приведенные данные свидетельствуют о возросшей потребности со стороны сельскохозяйственных организаций, прежде всего, в специалистах высшей квалификации, что, в свою очередь, вполне коррелирует с происходившими в изучаемый период процессами интенсификации сельскохозяйственного производства. Увеличение категории студентов, обучающихся по направлениям, в свою очередь, частично повлияло на некоторое снижение заочного обучения в вузах. Несмотря на это, к концу девятой пятилетки половина студентов аграрных вузов Саратова продолжали получать образование без отрыва от производства. В средних сельскохозяйственных учебных заведениях удельный вес студентов-заочников, который в 1970 г. составлял 34 %, в 1973/1974 учебном году возрос до 39 % и в 1975 г. снизился до 36,4 %, оставаясь выше прежнего уровня6. Однако, как видно из приведенных данных, удельный вес студентов-заочников в средних сельскохозяйственных учебных заведениях оставался значительно ниже аналогичной категории в вузах. Кроме того, сама тенденция к росту в сельхозтехникумах обучающихся без отрыва от производства, как свидетельствуют приведенные цифры, не являлась устойчивой, что подтверждает озвученный выше вывод о том, что колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные организации в первую очередь нуждались в специалистах высшей квалификации.

В исследуемый период аграрные вузы увеличивали прием граждан из сельской местности. Важную роль в комплектовании вузов за счет молодых колхозников и рабочих совхозов сыграло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 20 августа 1969 г. «Об

организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях». За 19701975 гг. удельный вес студентов из сельской местности в аграрных вузах Саратова увеличился с 78,5 % до 83,7 %7.

Высоким оставался удельный вес лиц из сельской местности в средних специальных учебных заведениях - 88,6 %, несмотря на то, что за 1970-1975 гг. указанная категория студентов сельхозтехникумов сократилась на 3 %. Последнее обстоятельство отчасти объяснялось нехваткой общежитий. Так, Пугачевский мелиоративный техникум обеспечивал общежитиями лишь 44 % нуждающихся, Балашовский техникум механизации сельского хозяйства и Вольский сельскохозяйственный техникум - на 41 и 61 % соответственно, а Новоузенский зооветеринарный техникум и Саратовский сельскохозяйственный совсем не имели общежитий.

К концу девятой пятилетки несколько изменился и социальный состав студентов вузов и техникумов. В общей массе студентов значительно возросла доля рабочих и их детей. В вузах - с 31,7 % в 1970 г. до 39 % в 1975 г.; в средних специальных учебных заведениях - с 31 до 44 % соответственно. Увеличение численности студентов из рабочих являлось следствием механизации, электрификации, мелиорации села, выведения сельскохозяйственного производства на новый промышленный и научно-технический уровень. Увеличение рабочей прослойки среди студентов, что важно отметить, происходило за счет снижения доли колхозников (детей колхозников) и особенно служащих (детей служащих). Последняя категория в саратовских вузах сократилась с 20,4 до 16 %, в техникумах - с 17 до 13,3 % соответственно8.

Рост численности студентов аграрных вузов и техникумов обуславливал увеличение количества их выпускников. Только за 19651968 гг. вузы и техникумы в целом по стране подготовили 490 тыс. специалистов сельского хозяйства9.

В саратовских вузах и средних специальных учебных заведениях за годы 9-й пятилетки в общей сложности было подготовлено 23719 специалистов сельского хозяйства, благодаря чему на один колхоз, совхоз приходилось 37 специалистов с высшим и средним образованием10.

Вместе с тем удельный вес руководителей и специалистов с высшим и средним специ-

альным образованием в их общей массе хотя и увеличился, но незначительно. По-прежнему значительной оставалась доля практиков. При этом наблюдалась сильная дифференциация специалистов. Так, в 1975 г. 91 % председателей колхозов и 98 % директоров совхозов имели высшее и среднее специальное образование. В то же время лишь 20-24 % руководящих кадров среднего звена - заведующие мастерскими, животноводческими фермами, бригадиры производственных бригад и т. д. были специалистами, остальные - практики с неполным средним и начальным образова-нием11. Таким образом, процесс насыщения сельского хозяйства специалистами в исследуемый период был далек от своего завершения. Требовалось время, чтобы предпринятые меры по расширению численности студентов вузов и техникумов сработали с полной отдачей. К числу наиболее существенных причин, сдерживающих пополнение сельского хозяйства специалистами, были нежелание выпускников сельскохозяйственных учебных заведений трудоустраиваться в сельском хозяйстве, отсутствие у большинства оканчивающих вузы и техникумы молодых специалистов опыта руководства производственными коллективами, сохранение в отдельных хозяйствах порочной практики перестановки не справившихся с обязанностями работников с одной руководящей должности на другую, отсутствие необходимых культурно-бытовых условий, недостатки в материальном стимулировании труда и, как следствие этого, текучесть кадров. В зависимости от конкретной обстановки воздействие того или иного фактора в определенном районе или хозяйстве проявлялось по-разному. Однако недооценка значения одной из причин влекло за собой ослабление всего комплекса мероприятий по их устранению12.

В годы 8-й и 9-й пятилетки государственным руководством предпринимались меры по подготовке сельскохозяйственных кадров массовых профессий. Подготовка квалифицированных рабочих кадров для села осуществлялась на краткосрочных курсах в колхозах и совхозах, отделениях Госкомсельхозтехни-ки, в учебно-курсовых комбинатах системы Министерства сельского хозяйства СССР, в профессионально-технических училищах и учебно-производственных комбинатах. Благодаря проделанной работе за 1965-1968 гг. в целом по стране было подготовлено 2,9 млн механизаторов13.

Ведущую роль в подготовке кадров массовых профессий играли СПТУ. Обращаясь к вопросам их подготовки в сельских профтехучилищах, партийные и советские органы власти сосредотачивались на решении таких задач, как укрепление и расширение материально-технической базы училищ, обеспечение их квалифицированными кадрами преподавателей и мастеров, качественное комплектование контингента учащихся. Масштабная работа в этом направлении велась и в Саратовской области. В июне 1971 г. бюро Саратовского обкома КПСС обсудило вопрос «О состоянии подготовки и воспитания механизаторских кадров в сельских профтехучилищах области», в котором отмечалось перевыполнение планов подготовки механизаторов за годы 8-й пятилетки. Вместе с тем ставились задачи внедрения перспективных планов подготовки механизаторов для всех районов и хозяйств, укомплектования СПТУ местной молодежью, улучшения организации производственной практики учащихся, пропаганды сельских профессий. Результатом реализации мер по подготовке механизаторских кадров в общей сложности за годы 9-й пятилетки в СПТУ области стала подготовка 47,8 тыс. механизаторов и мелиораторов, что почти равнялось численности механизаторов, работавших на селе в начале пятилетки. В общей сложности Саратовские СПТУ за годы

8-й пятилетки подготовили 49,5 тыс., за годы

9-й - 58 тыс. механизаторов и других кадров массовых профессий.

Важным источником пополнения кадров сельских механизаторов оставался всеобуч: 3-4-х месячные курсы в колхозах, совхозах и отделениях «Сельхозтехника». Возникшая в 30-е гг. в условиях частичной механизации производства, эта форма обучения уже не способна была удовлетворить требования, предъявляемые механизатору научно-техническим прогрессом.

Подготовка механизаторов осуществлялась и на курсах, организуемых в рамках шефской помощи сельскому хозяйству при вузах. Так, в 1970/71 учебном году по заданию Обкома КПСС из числа студентов саратовских вузов было подготовлено 180 механизаторов14.

И все же подготовка кадров массовых профессий не обеспечивала потребностей механизированного производства. Оснащение колхозов и совхозов техникой опережало рост

численности механизаторских кадров. Так, за 1965-1980 гг. поставка сельскому хозяйству тракторов увеличилась на 20 %, комбайнов -в 1,5 раза, грузовых автомобилей - в 2 раза, а численность механизаторов - лишь на 14 %15. Промышленность работала быстрее, чем образовательная система могла перестраиваться под новые условия. Сказывались здесь и социально-бытовые условия на селе, которые уже далеко не всегда удовлетворяли запросы молодежи. Многие руководители продолжали ориентироваться исключительно на материальное стимулирование, недооценивая роль вопросов организации и условий труда в решении проблемы закрепления работников на производстве. Прибывавшая в хозяйства молодежь встречалась с такими проблемами, как отсутствие внимания к их социокультурным запросам, неудовлетворительной организацией и условиями труда. Зачастую молодых механизаторов использовали на низкоквалифицированных, не связанных с их специальностями работах, закрепляли за ними старую технику и т. д. Все это приводило к текучести и, как следствие, недостатку кадров16.

В заключение можно сделать вывод о том, что, как показывает исторический анализ, происходивший во второй половине 1960-х -первой половине 1970-х гг. процесс развития и интенсификации сельскохозяйственного производства актуализировал необходимость расширения подготовки специалистов, руководителей и кадров массовых профессий для села. В результате предпринимаемых государственным руководством мер на протяжении исследуемого периода происходила трансформация системы подготовки производственных кадров для сельского хозяйства в сторону расширения профилей подготавливаемых в вузах и средних учебных заведениях специалистов, увеличения численности прошедших различные формы подготовки производственных сельскохозяйственных кадров. Все это создавало предпосылки для дальнейшего развития аграрного производства, его насыщения высококвалифицированными специалистами. Однако в полной мере обеспечить потребности сельского хозяйства в специалистах и массовых кадрах так и не удалось. Образовательная система не успевала перестраиваться под новые условия, а невнимание к социокультурным запросам как специалистов, так и массовых квалифициро-

ванных кадров обуславливали состояние их текучести и нехватки на метах.

Примечания

1 См.: Сельское хозяйство СССР на современном этапе. Достижения и перспективы. М., 1972; Новый этап в развитии сельского хозяйства СССР. М., 1975; Деятельность КПСС по повышению культурно-технического уровня тружеников села. Саратов, 1979 и др.

2 См.: Бутенко, А. М. Воспроизводство квалифицированной рабочей силы в сельском хозяйстве. М., 1970; Александров, В. Д. Деятельность сельских партийных организаций по подготовке и воспитанию руководителей среднего звена и кадров массовых профессий колхозов и совхозов в годы восьмой пятилетки. Ростов н/Д, 1968; Отставное, В. Т. Деятельность партии по укреплению кадрами сельскохозяйственного производства в 1966-1970 годах (на материалах Саратовской областной партийной организации). Саратов, 1977 и др.

3 Харитонова, Л. Н. Развитие среднего специального аграрного образования в 19651985 гг. (на материалах Саратовской области) : дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2009; Совершенствование качества подготовки специалистов в ссузах. М., 2004; Федулова, М. В.

Исторический опыт и проблемы подготовки и переподготовки кадров специалистов сельского хозяйства (1965-1985) (на материалах областей Поволжья) : дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2001; Захаров, А. В. Кадровая политика государств в гидромелиоративном строительстве : исторический опыт, проблемы, решения (на материалах областей Нижнего Поволжья. 1965-1985). Саратов, 2011 и др.

4 Долгов, В. М. Аграрная политика КПСС и её социально-экономические результаты (19651985). Саратов, 1988. С. 110-111.

5 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 9. Д. 112. Л. 3.

6 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 18. Д. 133. Л. 7478, 81; Оп. 6. Д. 149. Л. 31.

7 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 18. Д. 133. Л. 9.

8 Там же. Л. 10.

9 Наухацкий, В. В. Модернизация сельского хозяйства и российская деревня. Ростов н/Д, 2003. С. 48.

10 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 18. Д. 133. Л. 14.

11 Там же. Л. 88.

12 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 18. Д. 133. Л. 83; Оп. 17. Д. 129. Л. 70.

13 Наухацкий, В. В. Указ. соч. С. 48.

14 ОГУ ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 11. Д. 124. Л. 51.

15 См.: Колодин, Ф. И. Социальная структура села в условиях развитого социализма // История СССР. 1981. № 1. С. 15.

16 ОГУ ГАНИСО. Оп. 17. Д. 151. Л. 22 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.