Научная статья на тему 'Подготовка кадров сельского хозяйства в Бурят-Монгольской АССР в годы Великой Отечественной войны'

Подготовка кадров сельского хозяйства в Бурят-Монгольской АССР в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / БУРЯТ-МОНГОЛЬСКАЯ АССР / BURYAT-MONGOLIA ASSR / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AGRICULTURAL EDUCATION / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ / AGRICULTURAL SCHOOLS / КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ / SHORT-TERM COURSES / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ / QUALIFIED WORKERS / КАДРЫ МАССОВЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ / PERSONNEL OF MASS QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шойндонова Майя Бальжинимаевна

В статье рассмотрены вопросы подготовки сельскохозяйственных кадров в Бурят-Монгольской республике в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны на фронт ушли квалифицированные рабочие и специалисты. Подготовка и переподготовка кадров для села проводились в Бурят-Монгольском зооветинституте, сельскохозяйственных техникумах, двухгодичных школах сельскохозяйственного образования, краткосрочных курсах и в порядке индивидуального ученичества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training issues of agricultural personnel in Buryat-Mongolia during the Great Patriotic War are considered in this article. Qualified workers and specialists left for the front after the beginning of the war. The training and retraining of personnel for the countryside were organized at Buryat-Mongolian zoological veterinary institute, agricultural technical schools, two-year agricultural schools, short-term courses and individual teaching.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров сельского хозяйства в Бурят-Монгольской АССР в годы Великой Отечественной войны»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 25 (279). История. Вып. 52. С. 82-86.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассмотрены вопросы подготовки сельскохозяйственных кадров в Бурят-Монгольской республике в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны на фронт ушли квалифицированные рабочие и специалисты. Подготовка и переподготовка кадров для села проводились в Бурят-Монгольском зооветинституте, сельскохозяйственных техникумах, двухгодичных школах сельскохозяйственного образования, краткосрочных курсах и в порядке индивидуального ученичества.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Бурят-Монгольская АССР, сельскохозяйственное образование, сельскохозяйственные школы, краткосрочные курсы, квалифицированные рабочие, кадры массовых квалификаций.

Великая Отечественная война 1941— 1945 гг. явилась тяжелым испытанием для советского народа. Сельское хозяйство наравне с другими отраслями народного хозяйства страны оказалось в сложном положении. Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли квалифицированные рабочие, специалисты. Значительное сократилось трудоспособное население в деревне. В условиях войны особенно важно было наладить четкую работу всех звеньев сельскохозяйственного производства, найти наиболее рациональные формы организации труда колхозников, лучше использовать имеющиеся в колхозах резервы. Задача укрепления колхозов и совхозов кадрами оставалась одной из важнейших проблем.

Актуальность исследования определяется тем, что проблему подготовки кадров для села в годы Великой Отечественной войны можно рассматривать с точки зрения исторической значимости накопленного опыта в решении кадровых вопросов с учетом исторических традиций и особенностей региона.

Процесс формирования сельскохозяйственных кадров в Бурят-Монгольской АССР к началу войны не был закончен. С 1940 г. действовали две школы сельскохозяйственного образования с двухгодичным сроком обучения. Одна с полеводческим направлением в г. Кяхта, другая - с животноводческим на станции «Гусиное озеро» Селенгинского аймака. Для каждой школы был установлен контингент по 100 человек. Набор учащихся производился из колхозников, работников МТС и совхозов с семилетним образованием

в возрасте не старше 35 лет. Школам выделялось учебное хозяйство по 200-400 га земельной площади, соответствующее количество скота, техники, сельхозинвентаря1.

Из 31 МТС к 1941 г. только 24 имели старших агрономов с высшим и средним образованием, в 7 МТС старшими агрономами работали колхозники-практики. Из 100 участковых механиков 8 человек имели краткосрочную курсовую подготовку, остальные не имели образования и были выдвинуты из числа практиков-бригадиров и трактористов2.

В 1940 г. общая численность работников колхозов Бурят-Монголии составляла 92,4 тысяч человек, в МТС - 2,1 тысяч, в совхозах и производственных сельскохозяйственных предприятиях - 2,5 тысяч3. Накануне войны при потребности в 199 зоотехниках работало 99, из них 24 человека с высшим образованием, 47 со средним образованием, 28 имели курсовую подготовку4. На 1 декабря 1941 г. в Бурят-Монгольской АССР требовалось директоров машинно-тракторных станций - 5, механиков - 30, старших механиков - 10, бухгалтеров - 10, ветеринарных врачей - 23, агрономов - 26, зоотехников - 385.

Война нанесла огромный ущерб сельскохозяйственным учебным заведениям. В первые годы Великой Отечественной войны по решению правительства СССР ряд высших учебных заведений страны были закрыты, число сельскохозяйственных уменьшилось с 68 до 45. В их числе оказался и Бурят-Монгольский зооветеринарный институт (БМЗВИ). Студентов всех курсов ветеринарного факультета перевели в Омский ветери-

нарный институт, а студентов зоотехнического факультета - в Омский сельскохозяйственный институт. Большая часть преподавателей и подавляющее большинство студентов были мобилизованы или добровольно ушли на фронт. Оставшиеся преподаватели перешли на работу в Бурят-Монгольскую научно-исследовательскую ветеринарную станцию, в Бурят-Монгольский сельскохозяйственный техникум в село Тамча Селенгинского района, в ветеринарные и другие учреждения республики. Имущество было передано в сельскохозяйственный техникум6. В здании института разместились организации, связанные с решениями задач обороны страны. К началу 1942 г. контингент студентов в сельскохозяйственных институтах Наркомзема СССР снизился с 32,6 тыс. до 10,3 тыс., а сеть и контингент средних специальных учебных заведений - на 40-60 %7.

Сложная ситуация создалась и в машинно-тракторных станциях республики. Большая работа по обеспечению хозяйств трактористами, комбайнерами и другими рабочими была проделана в предвоенные годы. До войны механизаторов готовили в Татауровской, Илькинской и Селенгинской механизаторских школах. Большую сложность представляло комплектование курсов. В школы механизации принимались лица с образованием не ниже четырех классов, а по специальности «трактористы газогенераторных тракторов» с пятиклассным образованием. В начале 1941 г. потребность в трактористах всех марок тракторов в целом по республике была удовлетворена примерно на 133 %, в бригадирах тракторных бригад - на 110 %, в комбайнерах - на 113,7 %8.

Война обострила проблему кадров. В первые месяцы войны было призвано в армию до 90 % трактористов и комбайнеров9. Проблема подготовки механизаторских кадров приобрела первостепенное значение. С первых дней войны стала проводиться работа по скорейшей подготовке трактористов и комбайнеров из числа женщин. Основной контингент массовых механизаторских кадров обучали при МТС, специалистов более сложной квалификации - комбайнеров, ремонтных рабочих, механиков, трактористов газогенераторных тракторов, бригадиров тракторных бригад - в школах. Большое значение в годы войны приобрело индивидуальное ученичество. Оно позволяло готовить трактористов

и комбайнеров без отправления на курсы и в школы, что было особенно важно для женщин, связанных с семьей и домашним хозяйством. Сроки подготовки совпадали со сроками обучения на курсах и в школах. После обучения ученики сдавали экзамены комиссии при МТС. Срок обучения на курсах уже в начале войны сократился с четырех до трех месяцев. Это было обусловлено с необходимостью подготовки новых механизаторов до осенних полевых работ. При потребности в 3380 человек в республике имелось 1561 механизаторов. На 7 июля 1941 г. из 31 МТС республики в 28 начались занятия курсов по подготовке девушек-трактористок. С отрывом от производства обучение проходили 704 человека, из них женщин - 652, невоеннообязанных мужчин - 52. Без отрыва от производства в МТС обучались 493 человек10. За июль-август 1941 г. было подготовлено 1622 тракториста и 315 комбайнеров, в том числе женщин - 1207 трактористов и 225 ком-байнеров11. За первый год войны в школах механизаторских кадров и на курсах МТС и в порядке индивидуального обучения было подготовлено 2259 трактористов, в том числе 1444 трактористок12.

Вся тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин, подростков и стариков. Основная масса сельской молодежи летом 1941 г. участвовала в работе по обеспечению кормовой базы общественного животноводства. В связи с форсированной милитаризацией экономики в годы войны до минимума сократилось производство тракторов, сельскохозяйственных машин и запасных частей к ним. Состояние техники постоянно ухудшалось. Это не могло не сказаться на качестве работы. Потери невозможно было компенсировать за счет использования живого тягла. В начале войны значительное количество лошадей было передано в армию. В этих условиях особое значение приобрел ручной труд. Из 7721 комсомольца - колхозника на сеноуборке и силосовании кормов работало 5380, были привлечены 211500 учащихся старших классов средних школ и студентов13.

Потребность в трудовых ресурсах ощущалась особенно остро в период уборки урожая и посевных работ. В начале 1942 г. перед посевным сезоном наблюдался значительный дефицит кадров, поэтому в срочном порядке были созданы двадцатидневные курсы. Обучение фактически носило

теоретический характер, качество практической подготовки было низким. Комплектование курсов по срокам затянулось и в результате многие МТС не смогли в срок подготовить технику к сезонным работам. На 5 мая 1942 г. было засеяно 27 % плана посева. В некоторых МТС тракторы не были качественно отремонтированы, а также простаивали из-за технических неисправностей. Например, в Кижингинской МТС из 94 тракторов простаивали 25. Подобная картина была во многих машинно-тракторных станциях14. В 1942 г. в школах механизации и на курсах при МТС было подготовлено 29 механиков (58 % выполнения к плану подготовки), 113 бригадиров тракторных бригад (75,3 %), 220 комбайнеров (73,3 %), 53 шофера (33,2 %), 1636 трактористов всех марок тракторов (102 %), 100 ремонтных рабочих (83,3 %), 288 помощников комбайнеров (120 %). Всего в республике было подготовлено 2439 механизаторов, план подготовки был выполнен на 93 %15. К причинам невыполнения плана можно отнести призыв в Красную Армию и низкий уровень образования курсантов.

Согласно принятого в январе 1943 г. постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 9 января 1943 г. «О подготовке трактористов, комбайнеров, механиков и бригадиров тракторных бригад для МТС и совхозов» был утвержден план подготовки кадров на 1943 г., указаны условия приема, обучения и быта учащихся. На курсах и в школах механизации могли обучаться лица мужского и женского пола не моложе 16 лет16. Подготовка сельскохозяйственных кадров приняла планомерный и целенаправленный характер. В 1943 г. было обучено на курсах и в школах механизации 2325 механизаторов, что составляло 80,7 % выполнения к годовому плану подготов-ки17. В качестве слесарей, токарей, кузнецов, электросварщиков направляли в машинно-тракторные станции и машинно-тракторные мастерские рабочих промышленных предприятий и комплектовали бригады по ремонту сельскохозяйственных машин по 7-10 человек в каждой бригаде. Бригадирами назначались опытные инженеры или техники. Учитывая, что в МТС и совхозах на машинах работали люди непризывного возраста и женщины, бригадирами тракторных бригад назначались опытные трактористы. Более опытные механизаторы проводили ремонт

тракторов и помогали молодым рабочим18. На 1 июля 1944 г. требовалось механизаторов 4836 человек, в наличии было 448819.

В числе ушедших на фронт было много руководителей колхозов - около 3000 председателей, 800 бригадиров полеводческих бригад и заведующих животноводческими фермами, имевших опыт организационно-хозяйственной работы. Их заменили люди, направленные из городских организаций, из районных центров, а также выдвинутые из числа местных, главным образом, из женщин. К весне 1942 г. из города на руководящую работу прибыло 84 человека, из районных центров около 100 человек20. Поэтому одной из важнейших задач стала подготовка и переподготовка кадров руководителей колхозов. В начале войны обучение руководящих кадров происходило на краткосрочных курсах. В целях помощи вновь выдвинутым на руководящую работу во всех аймаках были проведены семинары продолжительностью от 3 до 10 дней. Из 936 заведующих фермами 434 приступили к работе во второй половине 1941 г. В Баргузинском, Хоринском, Бичур-ском и Тункинском районах из 469 заведующих фермами имели стаж работы до года 221, что составляло 46,6 % от числа всех заведую-щих21. С июня 1941 по июль 1942 г. было выдвинуто на руководящую работу в колхозах 667 женщин22. В 1940 г. удельный вес женщин среди руководящих работников колхозов был среди бригадиров 2,8 %, заведующих ферм - 11,2 %; в 1942 г. среди председателей колхозов - 3,83 %, заместителей председателей колхозов - 17,2 %, бригадиров - 10,5 %, заведующих ферм - 76,9 %; в 1944 г. среди председателей - 0,9 %, бригадиров - 24,2 %, заведующих ферм - 76,9 %, в 1945 г., соответственно 1,4 %, 19,3 % и 32,4 %23.

В военные годы в связи с острой нехваткой ветеринарных специалистов низшего звена Наркомат земледелия Бурят-Монгольской АССР в январе 1942 г. обязал Ветеринарное управление при Улан-Удэнской ветлечебнице провести трехмесячные курсы при районной ветеринарной лечебнице по подготовке ветеринарных санитаров. Всего прошли обучение 340 женщин-колхозниц из числа работающих на животноводческих фермах, в том числе по индивидуальному обучению 30 женщин, а 40 женщин - ветеринарных санитаров прошли переподготовку на фельдшеров в Улан-Удэ. Начальником курсов была назначена канди-

дат ветеринарных наук, заведующая ветлечебницей Н. П. Тихомирова24.

Война нанесла большой урон экономике страны. Трудности военного времени отрицательно отразились на развитии сельского хозяйства республики. В Бурятии валовый сбор зерновых культур сократился с 295,7 тыс. т в 1940 г. до 59,5 тыс. т в 1945 г., поголовье крупного рогатого скота сократилось с 407 до 299 тыс., не выполнялся план важнейших агрохимических мероприятий. В связи с необходимостью восстановления сельского хозяйства в Бурятии особую значимость приобрел вопрос подготовки специалистов сельского хозяйства. По ходатайству партийно-советских органов Бурят-Монгольской АССР постановлением СНК СССР № 53 от 19 января 1944 г. работа Бурят-Монгольского зооветинститута была восстановлена. Часть преподавателей возвратились из рядов действующей армии, остальные пришли из других вузов, организаций и учреждений25. Институту были возвращены двухэтажный каменный и деревянный учебные корпуса от воинских частей, деревянное одноэтажное общежитие и два жилых дома. Институт не имел типового здания учебной клиники. Для последней было приспособлено помещение бывшей городской кузницы. От сельскохозяйственного техникума были приняты учебное и хозяйственное оборудование.

В августе 1944 г. в институт были зачислены 94 человека: на ветеринарный факультет - 59, зоотехнический - 35. В условиях военного времени среди принятых было много девушек - 60, мужчин - 34. Среди студентов этого периода многие были из тех, кому война помешал завершить учебу, кто в 1941 г. ушел со студенческой скамьи на фронт или на производство26. В период войны многие молодые люди не имели возможность закончить среднюю школу. Поэтому для поступления в БМЗВИ необходимо было пройти годичные подготовительные курсы, которые были организованы в 1944 г. при институте с набором в 100 человек27.

В 1944 году обком ВКП (б) и Совет Министров Бурят-Монгольской АССР получили разрешение Наркомзема РСФСР о переводе Тамчинского зооветтехникума в Улан-Удэ, который был объединен с Бурят-Монгольским сельскохозяйственным техникумом. Контингент учащихся в 1944-1945 г. составил 77 человек. В годы войны срок обучения

в сельскохозяйственных техникумах был сокращен с 4 до 3 лет. Согласно постановления Совнаркома СССР от 23 сентября 1944 г. меры по сокращению сроков обучения в сельскохозяйственных техникумах были признаны чрезвычайными и временными. Был восстановлен четырехлетний срок обучения в Бурят-Монгольском сельскохозяйственном техникуме, двухгодичная колхозная школа г. Кяхта была переведена в Кяхтинский сельскохозяйственный техникум, а животноводческая школа - в сельскохозяйственный тех-никум28.

Эти мероприятия позволили расширить масштабы подготовки сельскохозяйственных специалистов средней и высшей квалификации. Институт увеличил подготовку ветеринарных врачей широкого профиля с пятилетним сроком обучения. Многие демобилизованные фронтовики восстановились на учебу.

Вызванный войной дефицит квалифицированных кадров в колхозах явно тормозил выполнение задач по производству сельскохозяйственной продукции. Существующая система подготовки кадров в районных колхозных школах и на курсах не давала достаточных знаний, умений и производственных навыков в выполнении сельскохозяйственных работ. Этим была вызвана необходимость в создании специальной сети сельскохозяйственных школ для подготовки полеводов, животноводов и других квалифицированных кадров массовой профессии с одногодичным сроком обучения. В 1943 г. при Бурят-Монгольском сельскохозяйственном техникуме открылась одногодичная школа по ускоренной подготовке ветеринарных и зоотехнических работников. В 1944 г. на основе приказов Наркома земледелия СССР от 17 августа на базе госконюшни и учебного хозяйства зооветинститута начала действовать Бурят-Монгольская школа коневодов (приказ № 200), а при зооветинституте и ветлечебнице - Улан-Удэнская школа животноводов и ветеринарных фельдшеров (приказ № 734)29. Для школ было выделено помещение по улице Сталина. Штат преподавателей комплектовался в основном за счет перевода специалистов с работы в земельных органах. На каждую специальность по плану нужно было набрать по 25 человек30.

На 1 января 1945 г. республика нуждалась в 92 ветеринарных врачах, 165 ветеринарных фельдшерах31. В начале 1945 г. в сельских хо-

зяйствах республики было 133 зоотехника, 157 агрономов, требовалось 245 зоотехников, 274 агрономов. Из 127 механиков только 9 имели специальное образование. Испытывая острый недостаток в квалифицированных кадрах, Бурят-Монгольский обком ВКП (б) обратился в ЦК ВКП (б) с ходатайством о демобилизации из частей Забайкальского фронта 7 агрономов, 4 инженеров-механиков, 5 зоотехников, которые до призыва в армию успешно работали в колхозах республики. Из этих 16 военнослужащих 13 были офицерами, 3 - из числа рядового и сержантского состава. Все они были молодые по возрасту и проходили службу в спецчастях Забайкальского фронта и в увольнении их с армии отказали32. Попытки возвратить опытных специалистов не увенчались успехом.

За годы войны снизился общий уровень общеобразовательной и специальной подготовки руководителей колхозного производства. В 1945 г. по стране с высшим образованием было 0,3 % председателей колхозов, со средним -3,5 %, начальным - почти 91 % и 5,5 % председателей было неграмотным33. С 1 января 1941 г. по 1 января 1946 г. количество специалистов с высшим и средним сельскохозяйственным образованием в системе Наркомзема РСФСР уменьшилось больше, чем в 30 %34.

В годы Великой Отечественной войны в Бурят-Монгольской АССР основная часть сельскохозяйственных кадров - наиболее опытная и подготовленная - была мобилизована. Смена кадров создала проблему их подготовки и переподготовки. В условиях военного времени учебные заведения и курсы осуществляли обучение по ускоренной программе, что снижало качество подготовки кадров. Слабая учебно-материальная база, отсутствие лабораторий и учебных мастерских во многих учебных заведениях, нехватка преподавательского состава и обучающихся являлись недостатками подготовки кадров для села. За годы войны план подготовки кадров для сельского хозяйства полностью так и не был выполнен.

Примечания

1 Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. Р.-1П. Оп. 1. Д. 3598. Л. 132.

2 НАРБ. Ф. Р. 1145. Оп. 1. Д. 110. Л. 33, 34.

3 Бурятская АССР в цифрах (1923-1973 гг.) : юбилейн. стат. сб. Улан-Удэ : Бурят. книж. изд-во, 1973. С. 115.

4 НАРБ. Ф. 691. Оп. 7. Д. 6124. Л. 87.

5 Там же. Л. 12.

6 Зайцева, Л. А. Нам 75 лет : (История Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова) / Л. А. Зайцева, А. П. Попов. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. академии им. В. Р. Филиппова, 2006. С. 11.

7 Тюрина, А. П. Формирование кадров специалистов и организаторов колхозного производства. 1946-1958 гг. М. : Наука, 1973. С. 54.

8 Зайцева, Л. А. Сельское хозяйство Бурятии в ХХ веке : опыт и проблемы развития. Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2011. С. 138.

9 Там же. С. 118.

10 НАРБ. Ф. 1-П. Оп. 1. Д. 3427. Л. 98.

11 Российский архив социально-политической истории (РАСПИ). Ф. 17. Оп. 123. Д. 125. Л. 12.

12 История Бурятской АССР. Улан-Удэ : Бурят. книж. изд-во, 1959. Т. 2. С. 472.

13 Там же. С. 455.

14 РАСПИ. Ф. 17. Оп. 123. Д. 125. Л. 33.

15 Подсчитано по: НАРБ. Ф. 1-П. Оп. 1. Д. 4262. Л. 169, 134.

16 Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1968. Т. 3. С. 86-88.

17 Подсчитано по: НАРБ. Ф. 1-П. Оп. 1. Д. 4262. Л. 52.

18 РАСПИ. Ф. 17. Оп. 123. Д. 135. Л. 4.

19 Зайцева, Л. А. Указ. соч. С. 138.

20 История Бурятской АССР. Т. 2. С. 473.

21 РАСПИ. Ф. 17. Оп. 123. Д. 125. Л. 27.

22 История Бурятской АССР. Т. 2. С. 473.

23 Зайцева, Л. А. Указ. соч. С. 121.

24 Ветеринарная служба республики Бурятия. Очерки истории / сост. Б. Э. Бальбаров,

B. Б. Бадмаев. Улан-Удэ : Респ. Тип., 2010.

C. 50.

25 Казарин, В. Н. Образование, наука и интеллигенция в Восточной Сибири (вторая половина 40-х - середина 60-х гг. ХХ в.) Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1998. С. 108.

26 Зайцева, Л. А. Нам 75 лет... С. 47.

27 РАСПИ. Ф. 17. Оп. 123. Д. 467. Л. 21.

28 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7486. Оп. 17. Д. 2039. Л. 115.

29 РГАЭ. Ф. 9476. Оп. 1. Д. 2590. Л. 7.

30 Там же. Л. 55.

31 РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 16. Д. 2377. Л. 48.

32 РАСПИ. Ф. 17. Оп. 123. Д. 467. Л. 27, 29.

33 Волков, И. М. Колхозная деревня в первый послевоенный год // Вопр. истории. 1966. № 1. С. 19.

34 РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 18. Д. 909. Л. 318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.