Научная статья на тему 'Подготовка кадров для сельского хозяйства Бурят-Монголии в 1920-1930-е гг'

Подготовка кадров для сельского хозяйства Бурят-Монголии в 1920-1930-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / КОЛХОЗНЫЕ ШКОЛЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ШКОЛЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ / КАДРЫ МАССОВЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ / РУКОВОДЯЩИЕ РАБОТНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / AGRICULTURE SPECIALISTS / COLLECTIVE FARMS SCHOOLS / AGRICULTURAL EDUCATIONAL INSTITUTION / SCHOOLS FOR YOUNG PEASANTS / PERSONNEL OF MASS QUALIFICATIONS / LEADING WORKERS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шойндонова Майя Бальжинимаевна

В статье рассмотрены вопросы подготовки сельскохозяйственных кадров в Бурят-Монгольской республике в 1920-1930 гг. Обеспеченность сельскохозяйственными кадрами в эти годы была крайне низкой, и формирование квалифицированных кадров для сельского хозяйства стало одной из главных задач государства. Изучение исторического опыта формирования специалистов для сельского хозяйства является актуальным в современных условиях, ибо успех развития сельского хозяйства во многом зависит от правильного решения кадрового вопроса. В 1920-1930-е гг. складывается система профессиональной подготовки специалистов. Были открыты Бурят-Монгольский зооветинститут, высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, сельскохозяйственные техникумы, колхозные школы и различные курсы по подготовке сельскохозяйственных кадров. Появились новые профессии, связанные с новыми формами организации труда, возросла группа работников умственного труда. В 1939 г. насчитывалось 12-13 сельскохозяйственных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training Personnel for Agriculture in Buryat-Mongolia in 1920-19301Buryat State Agricultural Academy named after V. R. Philippov

The problems of training agricultural personnel in the Republic of Buryatia were considered in this article. The number of the qualified personnel was extremely low, so one of the main tasks of the state was to train the qualified personnel for agriculture. Learning the historical experience of the agrarians' development is up to date as the success of the agriculture development depends on the right decision of the personnel issue. The system of the professional training for specialists was created in the 1920s-1930s. The Buryat-Mongolian zoo-technical and veterinary Institute, Higher Communist Agriculture school, agricultural secondary schools, collective farms schools and different courses were established to train the personnel. New professions connected with new forms of labor organization appeared, the number of intellectually working people increased. There were 12-13 agricultural specialties in 1939.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для сельского хозяйства Бурят-Монголии в 1920-1930-е гг»

УДК 373. 68 ББК 4р кр

Майя Бальжинимаевна Шойндонова,

аспирант, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия

им В. Р. Филиппова (Улан-Удэ, Россия), e-mail: shmayab@mail.ru

Подготовка кадров для сельского хозяйства Бурят-Монголии в 1920-1930-е гг.

В статье рассмотрены вопросы подготовки сельскохозяйственных кадров в Бурят-Монгольской республике в 1920-1930 гг. Обеспеченность сельскохозяйственными кадрами в эти годы была крайне низкой, и формирование квалифицированных кадров для сельского хозяйства стало одной из главных задач государства. Изучение исторического опыта формирования специалистов для сельского хозяйства является актуальным в современных условиях, ибо успех развития сельского хозяйства во многом зависит от правильного решения кадрового вопроса. В 1920-1930-е гг. складывается система профессиональной подготовки специалистов. Были открыты Бурят-Монгольский зооветинститут, высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, сельскохозяйственные техникумы, колхозные школы и различные курсы по подготовке сельскохозяйственных кадров. Появились новые профессии, связанные с новыми формами организации труда, возросла группа работников умственного труда.

В 1939 г. насчитывалось 12-13 сельскохозяйственных специальностей.

Ключевые слова: специалисты сельского хозяйства, колхозные школы, сельскохозяйственные учебные заведения, школы крестьянской молодежи, кадры массовых квалификаций, руководящие работники, профессиональная подготовка.

Maiya Balzhinimaevna Shoindonova,

Buryat State Agricultural Academy named after V. R. Philippov (Ulan-Ude, Russia), e-mail: shmayab@mail.ru

Training Personnel for Agriculture in Buryat-Mongolia in 1920-1930

The problems of training agricultural personnel in the Republic of Buryatia were considered in this article. The number of the qualified personnel was extremely low, so one of the main tasks of the state was to train the qualified personnel for agriculture. Learning the historical experience of the agrarians’ development is up to date as the success of the agriculture development depends on the right decision of the personnel issue. The system of the professional training for specialists was created in the 1920s-1930s. The Buryat-Mongolian zoo-technical and veterinary Institute.

Higher Communist Agriculture school, agricultural secondary schools, collective farms schools and different courses were established to train the personnel. New professions connected with new forms of labor organization appeared, the number of intellectually working people increased. There were 12-13 agricultural specialties in 1939.

Keywords: agriculture specialists, collective farms schools, agricultural educational institution, schools for young peasants, personnel of mass qualifications, leading workers, professional training.

186

© М. Б. Шойдонова, 2012

В 1920-1930-е гг. социалистическое переустройство забайкальской деревни, социально-технические преобразования, которые происходили в деревне, во главу угла ставили задачу подготовки рабочих кадров для сельского хозяйства нового уровня. Формирование сельскохозяйственных кадров в эти годы стала одной из главных задач государства. От правильного подбора и подготовки кадров во многом зависел успех сельскохозяйственного производства. Поэтому изучение исторического опыта обеспечения сельскохозяйственного производства кадрами имеет актуальное значение и в современных условиях, когда успех развития сельского хозяйства во многом зависит от правильного решения кадрового вопроса. Изучение проблемы подготовки сельскохозяйственных кадров в республике в 1920-1930-е гг. нашло отражение в исследованиях ряда учёных.

Образование и развитие сельскохозяйственных учебных заведений, подготовка специалистов аграрного сектора в рассматриваемый период отражены в «Очерках истории культуры Бурятии» [17]. В работах

A. Г. Янданова, А. А. Дуринова проанализирована подготовка кадров массовой квалификации в школах колхозной молодёжи [6; 31]. В работах Л. А. Зайцевой и А. П. Попова показана роль Бурят-Монгольского зооветеринарного института - Бурятского сельскохозяйственного института - Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им.

B. Р. Филиппова в деле подготовки специалистов для сельского хозяйства. [7; 8]. Вопросу подготовки квалифицированных кадров для села в рассматриваемый период посвящёны ряд работ Л. А. Зайцевой, А. Е. Карначёва,

А. Л. Яковлева [9; 10; 11; 21]. Авторы подробно проанализировали проблемы подготовки специалистов по отраслям сельского хозяйства.

Определённый вклад в разработку проблемы внесли диссертационные работы

А. К. Бардамовой и А. О. Дагдановой. В исследовании Бардамовой А. К. показана подготовка сельскохозяйственных кадров в учебных заведениях профессионально-технического образования в Забайкалье с 1724 по 1958 гг. А. О. Дагданова рассматривает развитие средних специальных учебных заведений Бурятии, но больший акцент сделан под-

готовке кадров культурно-просветительского и кооперативного направления, вопросы подготовки кадров сельскохозяйственного профиля рассмотрены частично [1; 5].

В 1921 г. в Сибири работали 152 ветеринарных врача, 375 ветфельдшеров, 157 агрономов [7, с. 7]. В Бурят-Монгольской АССР на момент образования (1923 г.) обеспеченность сельскохозяйственными кадрами была крайне низкой. Насчитывалось всего 44 специалиста: 7 агрономов, зоотехник, 4 ветеринарных врача, 13 ветеринарных фельдшеров, 14 землеустроителей и 5 гидротехников. Из них с высшим образованием только 7 человек. [4, с. 65]. Число специалистов по республике на данный период составляло всего 6,4 % от количества специалистов по Сибири [7, с. 7; 4, с. 65].

В 1924 г. ветеринарную службу в республике представляли типовая ветлечебница и 27 примитивных ветеринарных амбулаторий, в которых насчитывалось 5 ветеринарных врачей, 27 фельдшеров, а зоотехников вообще не было [14, л. 6.]. Техников-землеустроителей работало 14 человек[19, с. 32].

Неустроенность сельскохозяйственной территории, запутанные и обострённые земельные отношения между разными социальными группами, между коренным и русским населением представляли серьезную и трудную проблему и требовали скорейшего решения земельного вопроса, от которого зависело успешное восстановление и развитие сельского хозяйства республики. А для этого требовались землеустроительные кадры. С 1926 по 1929 гг. при Наркомземе Бурят-Монгольской АССР в г. Верхнеудинске действовали двухгодичные землеустроительные курсы. За три года квалификацию техников землеустройства на этих курсах получили 120 человек [4, с. 65].

Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров РСФСР № 73 от 7 августа 1928 года землеустроительные курсы в Верхнеудинске были преобразованы в землеустроительный техникум в составе одного землеустроительного отделения со сроком обучения - 3 года, а через год открылось животноводческое отделение [12, л. 350]. В 1930-1931 учебном году землеустроительное отделение было передано в организованный в городе Кяхта землеустроительный

техникум. В 1930 г. в селе Аларь был открыт техникум кормодобывания, а в Верхнеудин-ске начала действовать одногодичная высшая колхозная школа по подготовке колхозных кадров с приёмом - 120 чел. [17, с. 111]. Согласно приказу по Наркомзему СССР от 5 декабря 1931 года было открыто первое высшее учебное заведение - агропедагогический институт, который в 1931-1932 учебном году осуществил приём 46 студентов. [7, с. 10] Поскольку ведущими отраслями сельского хозяйства республики были мясное животноводство и овцеводство, агропединститут был призван готовить высококвалифицированных специалистов для этих отраслей, а также для молочного скотоводства и кормодобывания. Особый дефицит ветеринаров наблюдался в Усть-Ононском, Агинском, Селенгинском, Хоринском районах, где больше было развито животноводство. Трудности в обслуживании возникали из-за отдалённости друг от друга животноводческих точек. Отсутствие транспорта не позволяло ветеринарам оказывать качественную и своевременную помощь. Республика находилась в крайне тяжёлых условиях по эпизоотиям, угроза которых постоянно шла со стороны Монголии. Степень укомплектования охранно-карантинными пунктами, лабораториями была слабой. В письме заместителя председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР Д. З. Лебедя

В. М. Молотову от 3 января 1934 г. говорилось, что в Бурят-Монгольской АССР животноводство пришло в упадок. Если в 1929 г. общее поголовье скота составляло 3220 тыс. голов, то в 1933 г. сократилось до 1016 голов и составляло 31 % от предыдущего показателя. [20, с. 43] Основными причинами столь значительного сокращения скота указаны потери от яловости и большого отхода молодняка, эпизоотические заболевания. Кроме этих причин были и другие: массовый забой скота крестьянами как для продажи, так и для потребления, падёж скота. Для восстановления поголовья скота в республику было завезёно необходимое поголовье скота улучшенных пород, обеспечена кормовая база, началась активная борьба с эпизоотиями. Районную ветеринарную сеть в 1935 году должны были представлять 52 ветеринарных врача, а фактически их было 33 [14, л. 1]. В охраннокарантинных пунктах на конец 1936 г. вместо

5 врачей, имелся всего 1 врач [14, л. 6]. Необходимо было ликвидировать дефицит кадров ветеринаров и расширять ветеринарную сеть. В 1935 г. ветврачебных пунктов намечалось иметь в наличие - 45, ветфельдшерских - 79, а к 1937 г. соответственно 79 и 123. На деле же в 1935 г. было 17 врачебных и 89 фельдшерских, а к 1937 г. соответственно 44 и 95. На ветеринарное обслуживание на одного врача выходило 26667 голов скота и на одного фельдшера - 9524. [14, л. 21-23, 32]. При такой нагрузке ветеринарные работники не могли оказать необходимую помощь животным. В 1935 г. был открыт ветеринарный факультет, а институт стал называться Бурят-Монгольский зооветинститут. До начала Великой Отечественной войны институтом было подготовлено 48 ветеринарных врачей и 63 зоотехника [7, с. 44].

Для подготовки руководящих кадров для колхозов и совхозов в 1932 г. была создана Бурят-Монгольская высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, в которой на трёхгодичном отделении готовили руководящих работников для партийных и советских органов, на двухгодичном отделении -руководящих работников для МТС, МСС, совхозов и колхозов [2, с. 166].

В 1932 г. в селе Агинск открыт зооветеринарный техникум с отделениями «Овцеводство» и «Ветеринария» с планом приёма по 60 человек на отделение, в Селенгинском аймаке на местном бюджете в 1933 г. организован техникум мясного и молочного скотоводства с отделениями «Молочное скотоводство», «Мясное скотоводство» и «Организация животноводческого хозяйства». План приёма на каждое отделение составлял 40 чел. [15, л. 1].

Организация учебных заведений сопровождалась серьёзными трудностями: не хватало преподавательских кадров, набор студентов в учебные заведения происходил тяжело из-за малого количества молодых людей, имеющих среднее образование, наблюдался большой отсев учащихся по разным причинам. Не было разработанных учебных программ, не хватало учебников и учебных пособий. Но, несмотря на эти сложности, уже в 1932-1933 гг. из этих учебных заведений было выпущено

44 землеустроителей-техников, 54 зоотехника и ветеринара, 21 коваль, 11 агрономов,

было подготовлено 56 председателей колхозов [4, с. 65].

Наряду с высшими и средними учебными заведениями действовали школы и курсы. В марте 1928 г. IV пленум Сибирского крайкома ВКП(б) принял решение об организации в учебных заведениях профтехобразования отделений по подготовке трактористов, электромонтёров и других специалистов,

об открытии в деревне школ повышенного типа с профессиональным уклоном - школ крестьянской молодёжи (ШКМ) [18, с. 52]. Для поступающих в ШКМ в колхозах организовывались кружки, курсы и специальные группы по обучению батраков и бедняков. При школе организовывались параллельные классы - укороченные школы колхозной молодёжи. Впоследствии эти школы стали прикреплять к крупным хозяйствам, чтобы через них вести подготовку колхозных кадров. ШКМ стали базой для организации специальных курсов по подготовке различных специалистов для села. Например, летом 1930 г. при трёх таких школах были организованы курсы по подготовке счетоводов. В 1932-1933 учебном году в Бурятии насчитывалось 61 ШКМ, где получали образование 6448 учащихся. В 1934 г. с введением обязательного всеобщего семилетнего образования, школы колхозной молодёжи были преобразованы в семилетние и средние школы [22, с. 44].

Важным событием была организация с 1934 г. районных колхозных школ (РКШ), где готовились кадры массовых квалификаций [22, с. 50]. В республике действовали республиканская государственная школа по подготовке и переподготовке руководящих колхозных кадров, постоянные республиканские школы животноводов, полеводов, пчеловодов, счетоводов и другие. Кроме этого стали проводиться 9-месячные курсы ветеринарных фельдшеров и 6-месячные курсы ковалей.

В условиях Бурят-Монголии, где животноводство было ведущей отраслью в экономике, вопрос о необходимости подготовки животноводческих кадров массовых профессий стал одним из главных. В начале 1930-х гг. чаще всего практиковалось направление колхозников на продолжительные курсы в лучшие животноводческие колхозы и совхозы для знакомства с их опытом и изучения форм

и методов хозяйствования. По возвращении с курсов, колхозники внедряли передовой опыт в организацию труда в животноводстве.

Значительную работу по подготовке кадров для животноводства проводили машинно-тракторные станции. Они организовывали курсы, семинары, совещания, которыми охватывались доярки, конюхи, чабаны и другие работники. На этих курсах работники получали элементарные знания по ветеринарии и зоотехнии. Это способствовало правильной организации содержания и кормления скота.

Организацией курсов по животноводству без отрыва от производства занималось Бурят-Монгольское отделение «Агротехзнание». На 1 декабря 1935 г. по линии «Агротехзнание» через двухнедельные курсы подготовлено 2293 животновода. [16, л. 6.] 15 декабря 1935 г. «Агротехзнание» и Селенгинский государственный племенной рассадник симментальского скота организовали 2-месячные курсы, где взяли обязательство обучить 90 доярок-скотниц и 70 телятниц и на месячных курсах -50 контролёров-учётчиков. [13, л. 24.] По окончании курсов «Агротехзнание» выдавало свидетельство. Появились новые специальности — «доярка», «скотник», «конюх», «учетчик» и другие.

8 апреля 1936 г. Селенгинский зооветеринарный техникум открыл годичные курсы для подготовки из системы «Агротехзнание»

45 человек инструкторов - животноводов по крупному рогатому скоту, овцеводов и полеводов. Для проведения курсов отделением «Агротехзнание» было отпущены средства в сумме 90000 р. из расчёта стоимости обучения одного курсанта в год - 2000 р., или 166,7 р. в месяц. В случае сверхпланового обучения «Агротехзнание» доплачивало инструкторам по 2000 р. за каждого курсанта, если же был недобор, то недоплачивали по 2000 за каждого неукомплектованного. Из отпускаемых сумм обучающимся выплачивалась стипендия в среднем размере по 115 р. с дифференциацией в зависимости от успеваемости, но не менее 100 р. и не допускалось повышение больше, чем на 10-12 р. Курсантам техникум предоставлял общежитие, организовывал питание. Большое внимание уделялось общему образованию. В течение первого месяца обучения выявляли пробелы

в знаниях, для отстающих вводились дополнительные общеобразовательные предметы. Производственную практику проходили в окрестных колхозах и своём учебном хозяйстве [13, л. 6.] Инструкторы должны были в дальнейшем организовывать курсы в своих колхозах. Организация курсов позволила колхозникам осваивать различные профессии, повышать квалификацию, что способствовало развитию животноводства и полеводства.

Для проведения краткосрочных курсов республиканское отделение «Агротехзнание» привлекало в качестве инструкторов преподавателей и студентов сельскохозяйственных учебных заведений. Преподаватель зооветин-ститута Хунданов Л. Е. организовал в июне-июле 1936 года 2-месячные курсы по подготовке 25 ветеринарных санитаров из числа колхозников Аларского аймака [13, л. 7]. С 23 июня по 10 сентября 1936 г. во время каникул студентка Омского сельскохозяйственного института ветеринарного факультета М. Ф. Чернавская подготовила на двухмесячных курсах 25 ветеринарных санитаров из колхозников Кяхтинского аймака. Колхозники должны были овладеть элементарными теоретическими и практическими ветеринарными навыками в соответствии с программой и в дальнейшем самостоятельно работать ветсанитарами в своих колхозах. Аналогичная работа была проведена в Кяхтинском и Боханском аймаках студентами агрономического факультета того же учебного заведения Л. И. Дубровской и А. А. Рудаковым. Студентка Иркутского сельскохозяйственного техникума Е. А. Алексеева в Кяхтинском аймаке подготовила телятниц и доярок [13, л. 9,

12, 14, 18]. Такие договоры об организации курсов были заключены со студентами других высших сельскохозяйственных учебных заведений страны. На 1 января 1937 г. из 33655

колхозников, занятых в животноводстве, число обученных на курсах «Агротехзнание» составляло 34 % [22, с. 92]. На 1 января 1939 г. в колхозах республики (в новых границах) работали 225 агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей и фельдшеров [17, с. 111].

В конце 1920-1930-х гг. в Бурят-Монголии подготовка сельскохозяйственных кадров велась через разветвлённую сеть учебных заведений: Бурят-Монгольский зооветеринарный институт, Бурят-Монгольскую высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу, Бурят-Монгольский сельскохозяйственный техникум, Кяхтинский землеустроительный техникум, Агинский зооветеринарный техникум, Селенгинский техникум мясного и молочного скотоводства, школ крестьянской молодёжи, районных колхозных школ, курсы системы «Агротехзнание».

Постепенно занятие сельским хозяйством из образа жизни превращается в профессию, складывается система профессиональной подготовки. В социальной структуре колхозного крестьянства появилась категория работников, различающихся как по характеру труда, так и по роли в организации производства (механизаторы, руководители колхозов, бухгалтеры, счетоводы, работники животноводства и полеводства. Появились новые профессии, связанные с новыми формами организации труда - бригадиры полеводческих бригад, заведующие животноводческими фермами и другие. Возросла группа работников умственного труда, как за счёт специалистов сельского хозяйства, так и за счёт работников административно-управляющего персонала (председателей колхозов, их заместителей, бухгалтеров и т. д.). В 1939 г. насчитывалось 12-13 сельскохозяйственных специальностей. [3, с. 38].

Список литературы

1. Бардамова А. К. Становление и развитие системы профессиональнотехнического образования в Забайкалье: 1724-1958 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006, 235 с.

2. Батуев Б. Б. Развитие высшего и среднего специального образования.// Народное образование Бурятской АССР за 40 лет. Улан-Удэ, 1984. С. 166-180.

3. Безнин М. А., Димони Т. М. Аграрный строй России в 1930-1980-х годах (новый подход) // Вопросы истории. 2005. № 7. С. 25-43.

Востоковедение

4. Бурят-Монгольская АССР за десять лет. Материалы к докладу правительства Бурят-Монгольской АССР на пятой юбилейной сессии ЦИК БМ АССР о советском, хозяйственном и социально-культурном строительстве за 1923-1933 гг. М., Иркутск, 1933. 137 с.

5. Дагданова А. О. История становления и развития ссузов в республике Бурятия: 1923-1991гг.: дис... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2003. 229 с.

6. Дуринов А. А. Народное образование в первые годы Советской власти. // Народное образование Бурятской АССР за 40 лет Улан-Удэ, 1984. С. 3-8.

7. Зайцева Л. А., Попов А. П. Нам 75 лет: История Бурятской государ-ственнойсельскохозяйственнойакадемииим.В. Р. Филиппова.Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. акад. им. В. Р. Филиппова, 2006. 240 с.

8. Зайцева Л. А., Попов А. П. Ректоры первого вуза Бурятии: очерки истории БГСХА. Вып. 1. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2001. 260 с.

9. Зайцева Л. А. Сельское хозяйство Бурятии в ХХ веке: опыт и проблемы развития. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2011. 320 с.

10. Зайцева Л. А. МТС и подготовка кадров массовых профессий для сельского хозяйства Бурятии // Из истории Бурятии Х1Х-ХХ веков: соц.-филос. аспекты. Улан-Удэ; РИО БГСХА, 1999. С. 52-66.

11. Зайцева Л. А., Карначёв А. Е., Яковлев А. Л. Институт дополнительного профессионального образования и инноваций БГСХА им. В. Р. Филиппова (История формирования системы подготовки и повышения квалификации кадров сельского хозяйства Бурятии (20-е гг. ХХ — нач. ХХ1 в.). Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2008. 224 с.

12. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. 248. Оп. 20.

Д. 11. Л. 350.

13. НАРБ. Ф. 691. Оп. 1. Д. 895.

14. НАРБ. Ф. 691. Оп. 7. Д. 4146.

15. НАРБ. Ф. 691. Оп. 7. Д. 4662. Л. 1.

16. НАРБ. Ф. 691. Оп. 7. Д. 4664. Л. 6.

17. Очерки истории культуры Бурятии. Т. 2. Улан-Удэ. 1974. 647 с.

18. Очерки истории профессионально-технического образования в Сибири. 1917-1980 / Костенков П. П., Душанов В. П., Чирков А. Д. М.: Высш. шк.,

1985.285 с.

19. Рукавишников И. К итогам землеустроительных работ в Бурреспу-блике // Жизнь Бурятии. 1929. № 1. С. 32-37.

20. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939. Документы и материалы: в 5 т. Т. 4. 1934-1936 гг. / под ред.

В. Данилова, Р. Маннинг, П. Виолы. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. 1055 с.

21. Яковлев А. Л. Формы и методы подготовки механизаторских кадров в Бурят-Монгольской АССР в 1930-1950-е гг. // Народы Сибири в составе российского государства: история и современность. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ,

2011. С.293-299.

22. Янданов А. Г. Повышение культурно-технического уровня колхозного крестьянства Бурятии (1929-1937 гг.). Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во. 1975. 116 с.

Статья поступила в редакцию 20.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.