Общество: философия, история, культура. 2021. № 6. С. 78-82. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 6. P. 78-82.
Научная статья УДК 94(470.57): 377 https://doi.org/10.24158/fik.2021.6.13
Политехническое обучение школьников Башкирии в 1950-1960-е гг. Гульфия Юнировна Султангужина
Институт истории, языка и литературы, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, Уфа, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2533-5045
Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть состояние системы школьного образования Башкирии в 1950-1960-е гг. в направлении преодоления отрыва от производства и оценить необходимость ее реорганизации. В современных условиях опыт трудового воспитания и налаживания связи обучения подрастающего поколения с жизнью и производством приобретает практическое и теоретическое значение. В рассматриваемый период благодаря укреплению связи школы с жизнью и производством учащиеся развивали свои профессиональные знания, получали трудовые навыки, знакомились с основами производства. Были достигнуты определенные положительные результаты в политехническом функционировании школы. В то же время в большинстве случаев выбор специальности при профессиональном обучении школьников определялся не способностями самих учащихся, а возможностями школы, ее материально-технической базой; специалистов готовили без учета действительных запросов и нужд народного хозяйства республики; а качественный состав преподавателей по труду, машиноведению и электротехнике, основам сельскохозяйственного производства требовал обновления. Все сказанное обусловило необходимость серьезного реформирования сложившейся практики симбиоза школьного и производственного обучения.
Ключевые слова: Башкирия, политехническое обучение, учебно-материальная база школ, ученические бригады, школьники, мастерские
Для цитирования: Султангужина Г.Ю. Политехническое обучение школьников Башкирии в 19501960-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2021. № 6. С. 78-82. https://doi.org/10.24158/fik.2021.6.13
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания - проект «Духовная культура тюркских народов Южного Урала» (номер госрегистрации: АААА-А17-117040350082-3).
Original article
Polytechnical education of Bashkir school-goer in the 1950s and 1960s. Gulfiya Yu. Sultanguzhina
Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center RAS, Ufa, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2533-5045
Abstract. An attempt is made in this paper to examine the school education system in Bashkiria in the 1950s and 1960s in the direction of overcoming the production gap, and to assess the need for its reorganization. In modern conditions, the experience of labor education and establishing the connection between the training of the younger generation with life and production is gaining practical and theoretical significance. During the period under review, by strengthening of relationships between the school and life and production, school-goer developed their vocational knowledge, gained working practices and became familiar with the basics of production. A number of positive results have been achieved in the polytechnic functioning of the school. At the same time, in most cases the choice of profession in vocational training was determined not by the school-goers' abilities, but by the capabilities of the school, its material and technical base; specialists were trained without taking into account the actual demands and needs of the national economy; and the quality of teachers in labor, mechanical and electrical engineering and the basics of agricultural production required renewal.
Keywords: Bashkiria, polytechnical education, educational and material base of schools, school-goer teams, school-goers, workshops
For citation: Sultanguzhina G.Yu. Polytechnical education of Bashkir school-goer in the 1950s and 1960s. // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 6. P. 78-82. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2021.6.13
Funding: The paper was prepared as part of the state task - the project "Spiritual Culture of the Turkic Peoples of the Southern Urals" (state registration number: AAAA-A17-117040350082-3).
Трудовое обучение имеет особое значение в становлении и развитии личности. С 1 сентября 2021 г. в школах, средних специальных и высших учебных заведениях планируется запустить программу профессиональной ориентации и трудового обучения. «В этой программе определены модули, связанные с воспитательной деятельностью, профориентацией. Мы начинаем говорить о таком понятии, как трудовое воспитание. Привлечь внимание ребенка к труду - тоже
очень важно», - отметил директор Департамента госполитики в сфере воспитания, допобразо-вания и детского отдыха Минпросвещения РФ Игорь Михеев во время круглого стола по вопросам создания условий трудоустройства для несовершеннолетних [1]. В современных условиях реформирования системы школьного образования переосмысление опыта работы по трудовому воспитанию и политехническому обучению школьников в 1950-1960-е гг. представляет большой интерес.
В 1950-е гг. развитие различных отраслей народного хозяйства увеличило потребность в рабочих с высоким уровнем общеобразовательной подготовки. Назрела необходимость перестроить систему школьного образования, чтобы не только готовить учащихся для поступления в техникумы и вузы, но и приобщать их к производственному труду. В директивах по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 гг. XIX съезда КПСС (5-14 октября 1952 г.) предписывалось «...приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода ко всеобщему политехническому обучению» [2, с. 281]. В связи с этим огромное значение приобрел вопрос подготовки квалифицированных рабочих для народного хозяйства через общеобразовательную школу.
В Башкирии реорганизация системы школьного образования в направлении преодоления отрыва его от производства началась в первой половине 1950-х гг. Укрепление учебно-материальной базы школ создало основу для политехнического образования. В этом отношении особую роль играли пришкольные земельные участки. К началу 1952/53 уч. г. они имелись в большинстве школ республики. Учебно-опытные участки располагались при 276 начальных, 546 семилетних и 142 средних школах. Плодово-ягодные сады - при 376 начальных, 435 семилетних и 138 средних школах. Посевы осуществляли 87 начальных, 229 семилетних и 57 средних школ [3]. Эта часть материальной базы школ рассматривалась как одно из средств их политехнизации.
В школах для целей производственного обучения создавались слесарные, столярные, швейные и другие мастерские. Действенную помощь в развитии политехнического обучения оказывали промышленные предприятия, колхозы и совхозы. Так, в 1955/56 уч. г. благодаря помощи шефствующих организаций, самих учителей и учащихся в 533 школах республики были оборудованы учебные мастерские, оснащены 573 кабинета физики, 234 - химии, 212 - биологии и 572 прочих кабинетов [4]. Выполняя постановление бюро обкома КПСС от 20 сентября 1955 г. «Об оказании помощи школам в укреплении учебно-материальной базы, необходимой для осуществления политехнического обучения», машинно-тракторные станции Чекмагушевского района и промышленные предприятия таких городов, как Уфа, Стерлитамак, Белорецк, Салават, Кумертау, Бирск безвозмездно передали школам оборудование для осуществления политехнического обучения: начали функционировать учебно-производственные мастерские, рабочие комнаты по обработке металла и дерева, кабинеты машиноведения и электротехники [5, л. 14].
С 1954/55 уч. г. в учебные планы начальных классов были введены занятия по труду; V-VII классов - практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках; VIII—X классов -практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике [6, с. 362].
Одной из основных форм органического соединения обучения с производственным трудом являлись ученические производственные бригады. Первые такие объединения в Башкирии возникли в 1956 г. в Андреевской, Челкаковской и Ямадинской средних школах. Школьники этих бригад на площади 27 га заложили фруктовый сад. Только с 1956 по 1962 гг. учащимися было выращено и передано колхозам, школам, населению 150865 корней различных плодово-ягодных и декоративных культур. Этот опыт стал распространяться по всей республике. В 1957 г. в Башкирии работало уже около 500 ученических бригад. Например, в Баймакском районе их насчитывалось 29, в них трудилось более 500 школьников, в Дюртюлинском районе - 16 бригад с охватом около 300 учащихся [7, с. 6-7].
В 1958/59 уч. г. в республике было уже 1349 ученических производственных бригад, в которых трудилось 36 тыс. учащихся. Кроме того, 7500 школьников проходили производственную практику в 43 учебно-опытных хозяйствах, 28 комсомольско-молодежных лагерях, колхозах, совхозах и промышленных предприятиях.
Бригады получали специальные участки, где проводили сельскохозяйственные работы, начиная от подготовки семян и заканчивая уборкой урожая. Многие школьники работали с большим энтузиазмом и добивались неплохих результатов. В 1959 г. площадь, обрабатываемая ученическими и комсомольско-молодежными бригадами республики, составила более 24 тыс. га против 10 тыс. га в 1958 г. [8].
В 1962/63 уч. г. ученическими бригадами было охвачено 60 тыс. школьников. Многие из них добивались высокого урожая сельскохозяйственных культур, чем было выращено тружениками колхозов и совхозов. Например, в ученических бригадах Байгильдинской средней школы средний урожай сахарной свеклы составил 315 ц, а в колхозе - 120 ц [9, с. 154].
Работая в производственных бригадах, учащиеся приобретали профессиональные знания, трудовые навыки и умения для самостоятельной работы на производстве. Получив такую подготовку, многие воспитанники ученических бригад изъявляли желание остаться работать в родных колхозах и совхозах. Так, в 1959 г. выпускники средних школ с. Сафарово Чишминского района, с. Яныбаево Белокатайского района, с. Новобалтачево Чекмагушевского района, с. Старосубхан-гулово Бурзянского района и других решили остаться на селе [10]. В 1966 г. в колхозы и совхозы Хайбуллинского района пришли работать 30 выпускников Акъярской средней школы. Большинство учащихся Ямадинской средней школы Янаульского района продолжили трудиться на полях и фермах района и после ее окончания [11, с. 58].
С усилением роли ученических бригад в учебно-воспитательном процессе школ росло значение опытно-исследовательской деятельности учащихся. Так, с 1964 г. воспитанники Верхне-Татышлинской средней школы успешно вели опытнические работы на своем производственном участке. Например, звено юннатов под руководством Я. Хусаиновой изучило влияние микроэлементов на урожай сахарной свеклы. В 1965 г. результаты этой работы были внедрены в сельскохозяйственное производство. Три года подряд Верхне-Татышлинская средняя школа являлась участником выставки достижений народного хозяйства в Москве. В 1965 г. школе было присуждено переходящее Красное знамя обкома ВЛКСМ, Министерства просвещения и Министерства сельского хозяйства БАССР [12, с. 45, 48].
Ученические бригады работали и на строительстве. В 1959 г. 146 трудовых объединений с охватом более 17 тыс. школьников приобретали практический опыт на 83 строительных объектах. Особенно активно проявили себя учащиеся VIII—IX классов школ г. Уфы. Так, в строительстве 12 спортивных залов, 13 учебных мастерских, 16 гаражей, 42 жилых домов принимали участие 8730 учащихся г. Уфы [13]. В 1968 г. количество строительных бригад увеличилось до 1643, которые объединяли в себе 356640 учащихся [14, с. 8].
После XX съезда КПСС начался новый этап политехнизации школ, в том числе и в Башкирии. Только в течение 1958-1960 гг. 251 средняя и 895 семилетних школ республики были реорганизованы в средние с профессиональным обучением. В эти годы в Башкирии было подготовлено около
9 тыс. работников массовых профессий по 80 специальностям [15, с. 125]. Первоочередное внимание уделялось созданию новых учебных мастерских, кабинетов, лабораторий. Активное участие в этой работе принимали учащиеся старших классов. Например, школьники средних школ № 1, 8 и
10 г. Белорецка построили учебную мастерскую, гаражи и спортивные площадки.
Движение за оснащение школ учебной базой для политехнизации охватило многие районы Башкирии. Так, учащиеся Бишкаинской средней школы Аургазинского района своими силами изготовили 650 кубометров шлакоблоков для строительства животноводческих ферм и комплексов [16, с. 8].
Качественное производственное обучение учащихся определило некоторые успехи в подготовке специалистов для народного хозяйства. Так, в 1959 г. 1000 выпускников школ г. Уфы, 158 - г. Стерлитамака, 178 - г. Ишимбая получили квалификационный разряд [17]. В 1962 г. около 15 тыс. учащихся сельских школ прошли профессиональную подготовку по 27 специальностям [18]. В 1963 г. 3008 человек (48 % от общего числа окончивших школы Башкирии) поступили на работу в народное хозяйство [19]. Большинство выпускников сразу трудоустраивались. Ученики Татышлинской средней школы, получив подготовку в производственной бригаде, ежегодно пополняли ряды механизаторов, животноводов колхоза. В 1967 г. 37 выпускников школы остались работать в родном колхозе в качестве механизаторов [20].
Однако производственное обучение учащихся не было одинаково успешным во всех общеобразовательных школах Башкирии. Даже самое необходимое в деле политехнического обучения детей было организовано далеко не повсюду. В Башкирии имелось немало школ, в которых вообще отсутствовала учебно-производственная база для политехнического обучения и трудового воспитания. Так, в 1956 г. 1156 из 1689 средних и семилетних школ республики не имели учебных мастерских, кабинетов физики не было в 1116 школах, химии - в 1455, биологии - в 1477. Органами народного образования хотя и велась значительная работа по изменению ситуации, но ощутимых результатов не давала.
Отсутствие в большинстве школ республики учебных кабинетов, мастерских и необходимого оборудования объяснялось также тем, что партийные и советские органы на местах беззаботно относились к организации в школах материально-технической базы для политехнического обучения. Так, Благовещенский, Благоварский, Шаранский, Бижбулякский, Зиянчуринский, Мия-кинский райкомы КПСС и исполкомы райсоветов не оказывали существенной помощи школам в организации учебных мастерских и наполнении их необходимым оборудованием [21].
В 1960/61 уч. г. в средней школе с. Красная Горка Нуримановского района для производственного обучения не были созданы условия. В 1962 г. в Архангельском районе из 15 семилетних и восьмилетних школ имели кабинеты физики 9, химии - 6, биологии - 3, в трех школах не было учебных мастерских и т. д. [22]. В 1966 г. в некоторых школах Абзелиловского района учебные мастерские размещались в тесных помещениях и были плохо оборудованы; школьниками не выполнялась практическая часть программного материала по биологии, природоведению; на пришкольных участках не проводилась опытническая работа [23].
Нередко отдельные школы вели подготовку обучающихся по специальностям без учета потребности в них, но в соответствии с имеющейся у них материальной базой для производственного обучения. В Кугарчинском районе, например, готовились трактористы, хотя в них не было большой нужды, так как в районе специализированную подготовку механизаторских кадров осуществляло училище [24].
Слабая учебно-производственной база школы, неправильная организация трудового обучения, перегруженность учебной программы негативно влияли на процесс обучения, что сказалось на его качестве и стало одной из причин отсева учащихся. Так, за 1960/61 уч. г. из IX-X классов средней школы с. Красная Горка выбыло 50 % списочного состава [25]. В 1966/67 уч. г. ситуация повторилась в школах Аургазинского, Баймакского, Белебеевского, Гафурийского, Ка-раидельского, Нуримановского районов, городов Ишимбая, Белорецка и Октябрьска [26].
Таким образом, в начале 1950-х гг. становится очевидной необходимость перестройки системы школьного образования в плане соединения обучения подрастающего поколения с производственным трудом. Благодаря этому учащиеся получали профессиональные знания, приобретали трудовые навыки, знакомились с основами производства. Однако в организации политехнического обучения детей были и проблемы. Серьезного совершенствования требовала учебно-материальная база общеобразовательных школ. Кроме того, необходимо было улучшить качественный состав преподавателей по труду, машиноведению и электротехнике, основам сельскохозяйственного производства. И наконец, на политехническое обучение в стенах школы тратилось много времени, что отрицательно сказывалось на качестве знаний учащихся по основным предметам. Все сказанное требовало серьезного реформирования сложившейся практики симбиоза школьного и производственного обучения.
Список источников:
1. Анисимова А. В 2021 году в школах и вузах заработает программа профориентации [Электронный ресурс] // Парламентская газета. 2020. 2 октября. URL: https://www.pnp.ru/social/v-rossii-v-2021-godu-zarabotaet-programma-profori-entacii-v-shkolakh-i-vuzakh.html (дата обращения: 04.06.2021).
2. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (18981988) : в 16 т. М., 1985. Т. 8: 1946-1955. 542 с.
3. Национальный архив Республики Башкортостан (далее НА РБ). Ф. 122. Оп. 32. Д. 981. Л. 20.
4. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 1863. Л. 10.
5. Там же. Ф. 122. Оп. 33. Д. 120. Л. 14-19.
6. Сулейманова Р.Н., Сабирова З.Р. Развитие народного образования в Башкирии в 1950-1960-е годы: из истории реформирования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2018. Т. 20, № 3 (2). С. 360-364.
7. Ахияров К., Левченко Н. Ученические бригады Башкирии. Уфа, 1971. 80 с.
8. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 2672. Л. 168.
9. Алибаев С.Р. Школы Башкирской АССР (прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития). Уфа, 1966. 167 с.
10. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 2672. Л. 169.
11. Ахияров К., Левченко Н. Указ. соч. C. 58.
12. Там же. С. 45, 48.
13. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 2672. Л. 168.
14. Ахияров К., Левченко Н. Указ. соч. С. 8.
15. История Башкортостана. 1917-1990-е годы: в 2-х т. / отв. ред. Р.Н. Сулейманова. Уфа, 2005. Т. 2: 1945-1990. 313 с.
16. Ахияров К., Левченко Н. Указ. соч. С. 8.
17. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 2672. Л. 169.
18. Там же. Ф. 122. Оп. 72. Д. 68. Л. 42.
19. Там же. Оп. 75. Д. 355. Л. 58.
20. Мустафина Ф.Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. Уфа, 1968. 227 с.
21. НА РБ. Ф. 122. Оп. 33. Д. 120. Л. 14-19.
22. Там же. Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 3741. Л. 95-96.
23. Там же. Д. 4211. Л. 83.
24. Там же. Д. 3741. Л. 7.
25. Там же. Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 3741. Л. 116.
26. Там же. Ф. 122. Оп. 77. Д. 50. Л. 38.
Информация об авторе Г.Ю. Султангужина - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела новейшей истории Башкортостана Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Уфа, Россия.
Information about the author G.Yu. Sultanguzhina - PhD in History, Research Fellow, Contemporary Bashkortostan History Department, Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center RAS, Ufa, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.06.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 10.06.2021.