Научная статья на тему 'АСТАФЬЕВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ (1925-1985 ГГ.): ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДИРЕКТОРА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ'

АСТАФЬЕВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ (1925-1985 ГГ.): ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДИРЕКТОРА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ АСТАФЬЕВ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / ДИРЕКТОР / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ДИРЕКТОРА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Астафьев Дмитрий Александрович

В статье отражены итоги исследования персональной истории Астафьева Ильи Ивановича - директора и учителя истории советской сельской школы. Автор, опираясь на различные исторические источники, представляет в работе основные этапы жизненного пути и биографии И. И. Астафьева. Изучение персональной истории И. И. Астафьева построено на основе применения микроисторического, биографического, историко-антропологического подходов. Источниковую базу исследования составляют источники личного происхождения и неопубликованные архивные документы. Обращение к персональной истории советских педагогов, директоров школ позволит нам расширить представление о состоянии народного образования, повседневной жизни советской школы, а также понять, как теории советской педагогики претворялись в жизнь на примере конкретных образовательных учреждений. Советская школа - объект пристального внимания исследователей различных научных направлений, однако, отметим, что исследования ее повседневной жизни, персональной истории «рядовых» педагогических работников нечасто встречаются среди современных научных публикаций. Данное обстоятельство обусловило актуальность обращения автора к данной тематике. Применение биографического подхода дает нам возможность изучить влияние советской эпохи на отдельных ее представителей, а также увидеть формирование личности в зависимости от существующих в определенный период установок и смыслов. В работе отражены ключевые вехи биографии И. И. Астафьева: учеба в школе и 2-ой Московской военной авиационной школе авиамехаников спецслужб ВВС РККА; участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; трудовая деятельность в качестве директора и учителя истории в школе. Личность педагога и директора представлена, в том числе через призму воспоминаний членов педагогического коллектива, в разные годы работавших с Ильей Ивановичем. Предпринята попытка определить основные элементы повседневности директора советской школы. Охарактеризованы результаты деятельности И. И. Астафьева в качестве директора Троицкой средней школы Бузулукского района Оренбургской области. Подчеркнуто, что педагогическая деятельность стала в семье Астафьевых традицией, заложенной и воспитанной Ильей Ивановичем. Автор считает, что работы подобного рода должны стать неотъемлемой частью современных исследований в области изучения истории отечественного образования и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASTAFYEV ILYA IVANOVICH (1925 - 1985): PERSONAL STORY OF THE PRINCIPAL OF THE SOVIET SCHOOL

The article reflects the results of a study of the personal history of Ilya Ivanovich Astafyev, the director and teacher of the history of the Soviet rural school. The author, relying on various historical sources, presents in the work the main stages of the life path and biography of I. I. Astafyev. The study of the personal history of I. I. Astafyev is based on the application of microhistorical, biographical, historical and anthropological approaches. The source base of the study consists of sources of personal origin and unpublished archival documents. Turning to the personal history of Soviet teachers, school directors will allow us to expand our understanding of the state of public education, the daily life of the Soviet school, and to understand how the theories of Soviet pedagogy were put into practice on the example of specific educational institutions. The Soviet school is an object of close attention of researchers in various scientific fields, however, we note that studies of its daily life, the personal history of «ordinary» pedagogical workers are not often found among modern scientific publications. This circumstance determined the relevance of the author's appeal to this topic. The application of the biographical approach gives us the opportunity to study the influence of the Soviet era on its individual representatives, as well as to see the formation of personality depending on the attitudes and meanings existing in a certain period. The paper reflects the key milestones in the biography of I. I. Astafyev: studying at the school and the 2nd Moscow military aviation school for aircraft mechanics of the special services of the Red Army Air Force; participation in the Great Patriotic War of 1941 - 1945; labor activity as director and teacher of history at school. The personality of the teacher and director is presented, including through the prism of the memories of members of the teaching staff who worked with Ilya Ivanovich in different years. An attempt is made to determine the main elements of the everyday life of the director of the Soviet school. The results of I. I. Astafyev as director of the Troitskaya secondary school of the Buzuluk district of the Orenburg region. It is emphasized that pedagogical activity has become a tradition in the Astafyev family, laid down and brought up by Ilya Ivanovich. The author believes that works of this kind should become an integral part of modern research in the field of studying the history of Russian education and pedagogy.

Текст научной работы на тему «АСТАФЬЕВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ (1925-1985 ГГ.): ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДИРЕКТОРА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ»

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

УДК 371.1

Астафьев Д. А.

АСТАФЬЕВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ (1925-1985 ГГ.): ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДИРЕКТОРА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье отражены итоги исследования персональной истории Астафьева Ильи Ивановича - директора и учителя истории советской сельской школы. Автор, опираясь на различные исторические источники, представляет в работе основные этапы жизненного пути и биографии И. И. Астафьева. Изучение персональной истории И. И. Астафьева построено на основе применения микроисторического, биографического, историко-антропологического подходов. Источниковую базу исследования составляют источники личного происхождения и неопубликованные архивные документы.

Обращение к персональной истории советских педагогов, директоров школ позволит нам расширить представление о состоянии народного образования, повседневной жизни советской школы, а также понять, как теории советской педагогики претворялись в жизнь на примере конкретных образовательных учреждений. Советская школа - объект пристального внимания исследователей различных научных направлений, однако, отметим, что исследования ее повседневной жизни, персональной истории «рядовых» педагогических работников нечасто встречаются среди современных научных публикаций. Данное обстоятельство обусловило актуальность обращения автора к данной тематике. Применение биографического подхода дает нам возможность изучить влияние советской эпохи на отдельных ее представителей, а также увидеть формирование личности в зависимости от существующих в определенный период установок и смыслов.

В работе отражены ключевые вехи биографии И. И. Астафьева: учеба в школе и 2-ой Московской военной авиационной школе авиамехаников спецслужб ВВС РККА; участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; трудовая деятельность в качестве директора и учителя истории в школе. Личность педагога и директора представлена, в том числе через призму воспоминаний членов педагогического коллектива, в разные годы работавших с Ильей Ивановичем. Предпринята попытка определить основные элементы повседневности директора советской школы. Охарактеризованы результаты деятельности И. И. Астафьева в качестве директора Троицкой средней школы Бузулукского района Оренбургской области. Подчеркнуто, что педагогическая деятельность стала в

семье Астафьевых традицией, заложенной и воспитанной Ильей Ивановичем. Автор считает, что работы подобного рода должны стать неотъемлемой частью современных исследований в области изучения истории отечественного образования и педагогики.

Ключевые слова. Илья Иванович Астафьев, персональная история, советская школа, директор, повседневность директора советской школы.

Astafyev D. A.

ASTAFYEV ILYA IVANOVICH (1925 - 1985):

PERSONAL STORY OF THE PRINCIPAL OF THE SOVIET SCHOOL

Abstract. The article reflects the results of a study of the personal history of Ilya Ivanovich Astafyev, the director and teacher of the history of the Soviet rural school. The author, relying on various historical sources, presents in the work the main stages of the life path and biography of I. I. Astafyev. The study of the personal history of I. I. Astafyev is based on the application of microhistorical, biographical, historical and anthropological approaches. The source base of the study consists of sources of personal origin and unpublished archival documents.

Turning to the personal history of Soviet teachers, school directors will allow us to expand our understanding of the state of public education, the daily life of the Soviet school, and to understand how the theories of Soviet pedagogy were put into practice on the example of specific educational institutions. The Soviet school is an object of close attention of researchers in various scientific fields, however, we note that studies of its daily life, the personal history of «ordinary» pedagogical workers are not often found among modern scientific publications. This circumstance determined the relevance of the author's appeal to this topic. The application of the biographical approach gives us the opportunity to study the influence of the Soviet era on its individual representatives, as well as to see the formation of personality depending on the attitudes and meanings existing in a certain period.

The paper reflects the key milestones in the biography of I. I. Astafyev: studying at the school and the 2nd Moscow military aviation school for aircraft mechanics of the special services of the Red Army Air Force; participation in the Great Patriotic War of 1941 - 1945; labor activity as director and teacher of history at school. The personality of the teacher and director is presented, including through the prism of the memories of members of the teaching staff who worked with Ilya Ivanovich in different years. An attempt is made to determine the main elements of the everyday life of the director of the Soviet school. The results of I. I. Astafyev as director of the Troitskaya secondary school of the Buzuluk district of the Orenburg region. It is emphasized that pedagogical activity has become a tradition in the Astafyev family, laid down and brought up by Ilya Ivanovich. The author believes that works of this kind should become an integral part of modern research in the field of studying the history of Russian education and pedagogy.

Keywords. Ilya Ivanovich Astafyev, personal history, soviet school, director, everyday life of the director of the soviet school.

Введение. Долгое время в исторической науке господствовала теория о том, что историю творят только великие люди - монархи, герои, политики, ученые, полководцы. Однако, с течением времени данная позиция изменилась, и в настоящее время отечественные историки активно обращаются к изучению «персональной истории» обычных, рядовых людей, поскольку на самом деле каждый из них внес свою лепту в историю своей страны. Жизнь каждого человека, отдельной семьи протекает на фоне значительных событий, происходящих вокруг.

За последние десятилетия актуальным направлением изучения для ученых различных гуманитарных наук стала повседневность во всех ее проявлениях (условия жизни и трудовой деятельности; стратегии поведения; эмоциональное восприятие окружающей действительности и др.). История повседневности опирается на применение микроисторического подхода, который позволяет исследователю увидеть глобальные исторические события через призму взгляда и отношения к ним простого «обывателя». Соответственно в рамках истории повседневности большее значение в исследованиях придается устным источникам, эго-документам, личным документам из семейных архивов.

Материалы и методы исследования. Одними из направлений изучения в рамках истории повседневности выступают биографии отдельных

людей, реконструкции «персональной истории», микроистория человека в контексте макроистории. Цель данной работы заключается в исследовании жизни, судьбы и повседневности учителя и директора школы, жившего и работавшего в условиях советской действительности. Ведущими методами и подходами исследования выступили: аналитический метод, микроисторический, биографический, историко-антропологиче-ский подходы. Для этого автор обращается к описанию биографии своего дедушки Ильи Ивановича Астафьева (1925-1985 гг.), большую часть своей жизни отдавшему замечательному делу - образованию и воспитанию молодого поколения в качестве директора и учителя истории советской сельской школы. Основные источники, использованные в работе - документы из личного архива автора, источники личного происхождения (воспоминания педагогов и выпускников Троицкой школы), неопубликованные архивные источники.

Резулътаты исследования. Проблема исследования персональной истории советских педагогов и повседневной жизни советской школы стала актуальной сравнительно недавно. Отметим монографию Н. А. Беловой «Повседневная жизнь учителей», в которой автор на основе изучения обширного комплекса источников представляет комплексный анализ повседневной жизни советских педагогов [Белова, 2015]. Л. Я. Явнова подвергла ана-

лизу образ учителя в контексте государственной политики советского периода, а также на материалах устных и письменных источников изучила образ жизни и особенности обыденного социального поведения сельского учителя [Явнова, 2019].

Среди историко-педагогиче-ских публикаций выделим работы Е. В. Протасовой, основанные на региональных материалах, и посвященные изучению педагогического опыта уральских учителей [Протасова, 2018; Протасова, 2019; Протасова, 2021].

Выдающиеся педагоги Оренбургской учительской семинарии представлены в статье С. В. Люби-чанковского [Любичанковский, 2018]. Е. В. Годовова описала судьбу и педагогическую деятельность оренбургского учителя на примере Н. А. Росляковой [Годовова, 2020]. Персональная история педагогов и руководителей советских вузов также становится объектом изучения в области истории образования [Попов, 2021].

Рассмотрим основные этапы биографии И. И. Астафьева. Илья Иванович родился 30 июля 1925 г. в селе Баландино Бугурусланского района Средне-Волжской области (в настоящее время - с. Баландино Асе-кеевского района Оренбургской области) в обычной крестьянской семье.

Село Баландино до революции 1917 г. являлось одним из самых крупных и развитых сел Бугуруслан-ского уезда Самарской губернии. Основателями села выступили крестьяне-однодворцы - переселенцы из центральных губерний Российской

империи в первой половине XIX в. Большинство мужчин-баландинцев были грамотными - одни учились в церковно-приходской школе, открытой в 1896 г., другие дома сами постигали азы грамоты и счета.

И. И. Астафьев, фото из личного архива автора

Из различных источников известно, что жители Баландино придавали большое значение грамоте, получению знаний, в некоторых семьях дома уже появлялись буквари. Конечно, в крестьянских семьях учились, в основном, мальчики, поскольку в дальнейшем они должны были вести хозяйство, заниматься торговлей, решать земельные вопросы, а это требовало, как минимум, начальных знаний. Это также являлось отражением повседневности конца XIX - начала XX в., поскольку считалось, что женщина должна заниматься домашним хозяйством, а для этого учиться грамоте не обязательно.

Отметим данное обстоятельство, потому что баландинцы сохра-

нили эту особенность и при советской власти. Например, в семье Астафьевых учеба, стремление к новым знаниям стали частью повседневной жизни. Считаю, что данные приоритеты появились не случайно, они выросли на уже существовавшей почве, являлись отражением принятых установок локального сообщества.

В селе также оформилась сильная, богатая фольклорная традиция, о которой подробно написано в книге выходца из с. Баландино В. И. Ани-симова «Мудрое народное слово. Фольклор Самарского края» [Аниси-мов, 2001].

Родители Ильи Ивановича: отец - Иван Дмитриевич - известный на все село столяр и кузнец, прошедший две войны - русско-японскую и Первую мировую, мать - Аграфена Сергеевна, занималась домашним хозяйством. В семье было четыре сына - Григорий, Петр, Павел и Илья - самый младший. Он родился, когда его родителям было уже далеко за 40 лет, и разница в возрасте со старшим братом составляла 15 лет.

Илья Иванович с 1933 по 1937 г. учился в Баландинской начальной школе, а затем продолжил обучение в средней школе в соседнем селе Троицкое, которое в те годы стало центром Красно-Партизанского района. В 1930-е - 1940-е гг. для сельских ребят учеба в средней школе часто оставалась недосягаемой, поскольку обучение в старших классах было платным и немногие родители могли своим детям позволить продолжить обучение. К тому времени в Троицкой школе уже учился один из старших братьев Павел Иванович 1921 г.р., другой брат Григорий Иванович

- самый старший в семье, работал и жил в эти годы также в этом селе.

Скорее всего, получение среднего образования младшими Астафьевыми в столь сложные годы советской истории - это не только заслуга родителей, но и Григория Ивановича, который понимал ценность и значимость образования, поскольку, получив только начальное школьное образование, в дальнейшем учился на различных курсах по линии ВЛКСМ, в партийной школе, а также работал в системе советских органов исполнительной власти.

Илья Иванович, будучи еще школьником, встретил начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а два его старших брата к тому времени находились уже на фронте. Павел Иванович был мобилизован на срочную службу еще в 1940 г., а Григория Ивановича весной 1941 г. направили на переподготовку в Тоц-кие военные лагеря, а с началом войны - на фронт. К сожалению, уже летом 1941 г. он пропал без вести. Илья Иванович после этого известия стал добиваться в военкомате, чтобы его забрали в армию, предварительно экстерном сдав экзамены за 9-й класс.

Конечно же, в связи с его несовершеннолетием, в армию его не забрали, как и многих советских мальчишек тех лет, которые разными способами хотели попасть на фронт и воевать за свою страну и семью.

Однако, Илья Иванович в декабре 1942 г. был направлен на учебу во 2-ю Московскую военную авиационную школу авиамехаников спецслужб ВВС РККА. С началом войны,

в октябре 1941 г. школу эвакуировали в тыл, в п. Абдулино Чкалов-ской (Оренбургской) области. Школа готовила механиков по авиационным приборам и электромехаников для обслуживания приборного и электрического оборудования самолетов истребительной и бомбардировочной авиации. Начальником школы в эти годы был инженер-полковник П. П. Бирюков, под руководством которого прошли подготовки 7 тыс. авиаспециалистов. Илья Иванович окончил данную школу по специальности «Механик по электроспецобо-рудованию» в августе 1944 г.

После успешного завершения обучения с сентября 1944 г. до мая 1945 г. Илья Иванович участвовал в сражениях Великой Отечественной войны в составе 131 гвардейского штурмового авиационного полка 7 гвардейской штурмовой авиационной дивизии II Украинского фронта в качестве механика по электро-спецоборудованию. Участвовал в боевых операциях по взятию Будапешта и Вены в звании гвардии старшего сержанта авиационно-техниче-ской службы. Конец войны Илья Иванович встретил на границе с Чехией. В феврале 1945 г. 131 гвардейский штурмовой авиационный полк получил почетное наименование «Будапештский» приказом Верховного главнокомандования за отличные боевые действия в Будапештской операции.

На этом военная службы Ильи Ивановича не закончилась, поскольку демобилизация участников войны проходила плавно и поэтапно, и растянулась на несколько последу-

ющих лет. Таким образом, он прослужил 131 авиационном полку еще вплоть до 1950 г., сначала до 1947 г. в составе Южной группы войск, дислоцировавшейся на территории Румынии, затем в Одесском военном округе до 1949 г., и до сентября 1950 г. в 135 гвардейской штурмовой авиационной Дебреценской Краснозна-м енной дивизии (новое название 7 гвардейской штурмовой авиационной дивизии с 1949 г.) в составе 48 Воздушной армии.

И. И Астафьев, фото из личного архива автора

За боевые заслуги Илья Иванович был отмечен различными наградами: медалями «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 19411945 гг., «30 лет Советской Армии», орденом Отечественной войны II степени, а также впоследствии периодически награждался юбилейными медалями.

На информационном портале «Память народа» - банке данных, основанном на оцифрованных документа Центрального архива Мини-

стерства обороны Российской Федерации (ЦАМО) представлен ряд наградных документов на Астафьева Илью Ивановича (Д. А. - Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru).

Процитируем выдержку из приказа 131 гв. шап 7 гв. шад, согласно которому Илью Ивановича наградили медалью «За боевые заслуги»: «Астафьева Илью Ивановича за то, что он за период пребывания в действующей армии с августа 1944 года, обслужил 763 успешных боевых вылетов, проявил исключительную работоспособность, благодаря которой обеспечил безотказную работу электроспецоборудования. За то, что он быстро восстанавливал электроспецоборудование на самолете ИЛ-2, поврежденного огнем ЗА и ИА, не считаясь с трудностями боевой обстановки» [ЦАМО, Л. 337].

По сути, Илья Иванович - это пример активного, ответственного молодого человека советского времени: в 15 лет - в марте 1941 г. вступил в члены ВЛКСМ; в 21 год - в октябре 1946 г. принят кандидатом в члены ВКП(б) парткомиссией 7-й гвардейской штурмовой авиадивизии; в 26 лет - в феврале 1952 г. по решению Бугурусланского ГК КПСС стал членом партии [РГАСПИ].

В служебной характеристике, датированной 1950 г., отмечалось, что Илья Иванович: «В части с августа месяца 1944 года. За этот промежуток времени зарекомендовал себя дисциплинированным, трудолюбивым и исполнительным военнослужащим. Материальную часть спецоборудования знает отлично ......... В обращении культурен, в

быту общителен, пользуется заслуженным авторитетом как у командования части, а также среди военнослужащих. Политически грамотен. Сдал вечернее отделение ДПИ с оценкой отлично. Исполнял обязанности помощника руководителя политзанятий, оказывая руководителю большую помощь. В вопросах политики партии и Правительства разбирается хорошо. Морально устойчив, идеологически выдержан. Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родины предан». (Д. А. -Орфография и пунктуация документа сохранены, как в оригинале) [МБУК города Бузулука «Бузулук-ский краеведческий музей»].

Да, конечно, это «казенные» формальные оценки, но даже они отражают то, что Илья Иванович действительно был человеком, которого уважали сослуживцы и офицеры, что подтверждает данная положительная характеристика.

В личном архиве автора хранится фото с надписью: «за безупречную службу в Советской Армии гвардии старший сержант Астафьев Илья Иванович награждается фотокарточкой под знаменем части» (командир в/ч 550409 подполковник Бабушкин), датированное 1950 г. Командованием части также направило благодарственное письмо его родителям. 21 сентября 1950 г. Илью Ивановича уволили в запас в воинском звании гвардии старший сержант.

По воспоминаниям близких родственников, Илья Иванович практически не рассказывал о военных годах, единственно отмечал, что ему очень повезло, поскольку он получил

среднее образование, затем стал курсантом авиационного училища, и в итоге его направили в военно-воздушные силы, а не пехоту или артиллерию, где солдаты и офицеры гибли тысячами на полях сражений. Илья Иванович ни разу в жизни не воспользовался льготами, положенными участникам Великой Отечественной войны. Только иногда подшучивал над своим отцом Иваном Дмитриевичем по поводу того, что «у него -участника двух войн нет права на бесплатный проезд, а у меня есть».

Но он, безусловно, никогда не забывал войну. Его бывшие ученики рассказывали, что они на всю жизнь запомнили речь Ильи Ивановича на одном из митингов, посвященном очередной годовщине победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Каждое слово оставляло свой след в душах участников митинга, видимо потому что оратор не читал заранее заготовленную речь, а говорил от сердца, как чувствовал и ощущал.

После демобилизации Илья Иванович вернулся домой к родителям в село Баландино. Молодой фронтовик оказался в ситуации определения траектории своей жизни и принял решение получать дальнейшее образование. В итоге И. И. Астафьев поступил в 1950 г. в Бугурус-ланский учительский институт и успешно его окончил в 1952 г. Учительский институт в те годы реализо-вывал двухгодичное обучение и готовил специалистов на историческом, физико-математическом, есте-

ственно-географическом, литературном факультетах.

В филиале ГБУ «Объединенный государственный архив Оренбургской области» (ГБУ ОГАОО) в г. Бугуруслане сохранилось личное дело студента Бугурусланского учительского института И. И. Астафьева [Филиал ГБУ «ОГАОО» в г. Бугурус-лане]. В нем есть заявление от 28 сентября 1950 г., написанное собственноручно, на имя директора института. Далее процитирую текст заявления: «Прошу зачислить меня на исторический факультет Вашего учебного заведения, ибо я, демобилизовавшись из рядов Советской армии, желаю повышать свои знания» [Филиал ГБУ «ОГАОО» в г. Бугурус-лане, Л.1]. В личном деле также сохранились экзаменационный лист поступающего, автобиография и сведения о студенте И. И. Астафьеве [Филиал ГБУ «ОГАОО» в г. Бугурус-лане, Л. 2-5].

Автор не знает, чем был обусловлен выбор именно педагогической профессии Ильей Ивановичем, но как показала его дальнейшая история - это решение оказалось абсолютно верным. Педагогический труд стал для Ильи Ивановича призванием и делом всей его жизни.

С 1952 г. началась его трудовая деятельность. И. И. Астафьева после окончания учительского института по распределению направили учителем истории и директором школы в Конезаводскую семилетнюю школу Соль-Илецкого района. Затем по его просьбе, чтобы быть ближе к престарелым родителям, перевели в 1955 г. в Подколкинскую школу Бузулук-ского района. В 1957 г. - в Троицкую среднюю школу Бузулукского района директором и учителем истории,

где Илья Иванович проработал всю оставшуюся жизнь. Впоследствии заочно окончил исторический факультет Оренбургского государственного педагогического института имени Чкалова. В то время выпускники учительских институтов зачислялись на 3 курс педагогического института.

Все предыдущие директора Троицкой школы запомнились бывшим ученикам как строгие, требовательные, применявшие авторитарные методы в управлении педагогическим коллективом и воспитании подрастающего поколения.

Илья Иванович представлял собой образец директора абсолютно нового типа. Большинство педагогов, которые работали под его началом, выпускники школы, старожилы села отмечали, что он всегда подавал пример во всем другим, готов был выслушать любого человека, поговорить с каждым учеником, интересно преподавал свой предмет, и, самое главное, никогда не повышал голос. Он заслужил безусловный авторитет среди учеников, работников школы, а также представителей партии, органов народного образования и сельской администрации.

Из воспоминаний Ефимовой Ларисы Александровны, работавшей в те годы учителем в Троицкой средней школе: «Есть в жизни нашей люди, общение с которыми на многие годы оставляет ощущение мягкости, добра и такта. Со временем понимаешь, что таких людей единицы, тем более среди руководителей. Для меня таким единственным являлся директор Троицкой средней школы Астафьев Илья Иванович.

Когда я приехала в школу, то обращаясь к директору, всегда встречала понимание, простоту в общении и безотказную помощь в самых различных вопросах. Тогда мне казалось это само собой разумеющимся. И только позже я поняла, что подобные качества были присущи, пожалуй, одному Илье Ивановичу.

Его мягкость, доброта, сдержанность влияли на обстановку в школе. Благодаря его мудрому поведению совершенно были незаметны трения, которые существовали в педагогическом коллективе. По отношению к любому учителю Илья Иванович был неизменно доброжелателен и его отношение, не зависело от каких бы то ни было действий коллег. Это качество уникально, оно не встречается среди руководителей. И тем более оно восхищало в этом человеке.

Среди учеников отношение было также неизменно уважительным. Я знаю это совершенно точно, потому что немало общалась с детьми. Возможно, они сами не осознавали, насколько хороший у них директор: ведь им не с кем было сравнивать, да и не стремятся дети анализировать и делать выводы. Но полное отсутствие грубости в их директоре вызывало только уважение» [Личный архив Д. А. Астафьева].

Еще один педагог Троицкой школы Еськина Валентина Матвеевна вспоминала: «Далекие 80-е годы... А кажется, все было как вчера. Приехав в с. Троицкое на постоянное место жительства, я не думала, что школа сыграет такую роль в моей жизни. Что с ней будут свя-

заны все мои положительные и отрицательные моменты, словом, сложится моя жизненная судьба, воспитается, сформируется окончательно характер, мое собственное я. И немалую роль в этом сыграл коллектив школы, руководителем которой был замечательный по натуре, по своим делам, своим поступкам Илья Иванович Астафьев. О нем я была наслышана уже давно. Вспоминаю, как он встретил меня на пороге своего кабинета, вспоминаю его благожелательный тон, спокойный, доверчивый голос, умный взгляд, умение расположить к себе человека.

В доверительной беседе с ним я узнала, что мне особо ничего не светит в этой школе, так как коллектив был уже давно стабильный, сложился постоянный, все работали уже не один десяток лет. Тем не менее, он сумел меня убедительно растолковать, что нужно пока на должность воспитателя группы продленного дня. Тем самым будет положено начало моей трудовой деятельности в этой школе. Так оно и вышло. Я до сих пор работаю в школе, благодаря мудрому совету этого замечательного человека. В работе всякое случалась, но никогда Илья Иванович не стремился обидеть человека.

В моей памяти он остался доброжелательным, уважающим себя и окружающих человеком. Он мог дать дельный совет, хорошие предложения. Теперь, уже выйдя на пенсию, вспоминаю охотно прошедшее время, прошедшие годы работы в этой школе» [Личный архив Д. А. Астафьева].

Это некоторые из примеров оценки Ильи Ивановича со стороны

людей, которые проработали определенное время под его руководством. Видно, что они вспоминают своего директора только с глубоким уважением, добротой и теплотой, человека, который оставил значительный след в их жизни, стал для них учителем и наставником с большой буквы.

Педагогический коллектив Троицкой средней школы, 1959 г., фото из личного архива автора

Благодаря упорной и плодотворной деятельности И. И. Астафьева Троицкая школа долгие годы являлась одной из передовых и образцовых школ Бузулукского района. Троицкая школа отличалась высокой успеваемостью и отличной дисциплиной учащихся, активной деятельностью в области трудового воспитания, физкультурной работы, развития ученического самоуправления и др. Практически ежегодно руководящими органами отмечалось высокое качество подготовки школы к очередному новому учебному году, а директор и учителя награждались за это похвальными грамотами. В период руководства Ильи Ивановича Троицкая школа в 1964 г. обрела новое здание.

Илья Иванович добросовестно относился, как к школьной, так и к общественной работе, неоднократно избирался депутатом Троицкого

сельского совета народных депутатов. Это отмечалось на всех уровнях: он награждался почетными и благодарственными грамотами Министерства просвещения РСФСР, Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР, Общества по распространению политических и научных знаний РСФСР, исполнительного комитета Оренбургского областного совета депутатов трудящихся, Оренбургского обкома ВЛКСМ, Оренбургского сельского обкома КПСС, Бузулукского ГК ВЛКСМ, Бузулукским районным отделом народного образования и районным комитетом профсоюза работников народного просвещения.

В 1961 г. Илья Иванович получил звание «Отличник народного просвещения». Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1964 г. за заслуги в области народного образования ему присвоили почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Затем награжден значком «Победитель соцсоревнования» в 1973 г., а 22 мая 1985 г. удостоен звания «Ветеран труда».

В общей сложности Илья Иванович отдал педагогической деятельности 33 года своей жизни, из них 28 лет проработал в качестве директора и учителя истории Троицкой средней школы, вплоть до своей кончины в 1985 г. В настоящее время в фонде «Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Бузулукского краеведческого музея находятся на хранении личные фотографии и документы (служебная характеристика из воинской части; комсомольский

билет № 13136067 (выдан в 1941 г.); служебная книжка военнослужащего срочной службы вооруженных сил СССР серия МШ №№ 069599 (выдана в 1949 г.); диплом Оренбургского педагогического института (выдан в 1959 г.); трудовая книжка (начата в 1953 г.) И. И. Астафьева [МБУК города Бузулука «Бузулукский краеведческий музей»], которые были переданы туда его супругой Зинаидой Максимовной.

Обсуждение результатов исследования. Из чего складывалась повседневность директора советской школы? Она состояла из огромного количества элементов: организация работы и управление педагогическим коллективом; распорядительная деятельность, выражавшаяся в приказах директора; поддержание дисциплины среди педагогов и учеников; постоянное решение хозяйственных вопросов и проблем материально-технического обеспечения школы; проведение периодических педагогических советов; подготовка школы к новому учебному году; выступления на школьных линейках, митингах и различных мероприятиях, посвященных очередным годовщинам памятных событий советской истории; взаимодействие с представителями органов народного образования и других органов советской власти; участие в социалистических соревнованиях; общественная деятельность и др.

Директор и школа подчас становились единым целым, неразрывно связанным между собой. Днем, а иногда и ночью, нужно было решать насущные проблемы, создавать поло-

жительный образ школы, формировать рабочую и доброжелательную атмосферу в трудовом коллективе, стремиться достигать высоких результатов. Да, конечно, советские директора школ во многом были зажаты в жесткие рамки и не свободны в своих действиях, поскольку зависели от директивных распоряжений, идущих сверху, периодических проверок контролирующих органов, но, тем не менее, ряд из них проявляли собственную инициативу, стратегически планировали будущее развитие своей школы, добивались поставленных целей.

И. И. Астафьев - основатель педагогической династии. Его дети, затем внук (Д. А. - автор данной статьи) пошли по стопам Ильи Ивановича, занявшись педагогической и преподавательской деятельностью. В 2004 г. многолетний труд и верность профессии педагога представителей династии Астафьевых были отмечены благодарственным письмом от отдела образования администрации Бузулукского района и районного Совета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Педагогическая деятельность стала в семье Астафьевых традицией, заложенной и воспитанной Ильей Ивановичем.

Заключение. Таким образом, автор исследовал и представил в данной работе основные вехи жизненного пути И. И. Астафьева - замечательного человека, педагога и директора советской школы. За годы под его руководством Троицкая школа Бузулукского района стала одной из лучших школ в районе с высоким уровнем успеваемости и дисциплины

учащихся, значительными результатами в области трудового, патриотического воспитания, организации физкультурной работы. Илье Ивановичу удалось удивительным образом совместить две ипостаси - педагогическую и управленческую деятельность, которые оказались призванием всей его жизни.

Список литературы

1. Анисимов, В. И. Мудрое народное слово. Фольклор Самарского края / В. И. Анисимов. -Москва : Советский писатель, 2001. -208 с. - Текст : непосредственный.

2. Белова, Н. А. Воспоминания как источник изучения повседневности советских учителей / Н. А. Белова. - Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - № 1. - С. 6164.

3. Годовова, Е. В. Рослякова Наталия Андреевна: судьба и педагогическая деятельность оренбургского учителя / Е. В. Годовова. -Текст : непосредственный // Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание : Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях, Казань, 01 января - 31 января 2020 года / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Российская ассоциация исследователей женской истории. -Москва: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2020. - С. 190-194.

4. Личный архив Д. А. Астафьева. Воспоминания В. М. Еськиной

5. Личный архив Д. А. Астафьева. Воспоминания Л. А. Ефимовой.

6. Любичанковский, С. В. Выдающиеся педагоги Оренбургской учительской семинарии / С. В. Люби-чанковский. - Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2018. - № 3(27). - С. 121129.

7. Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Бузу-лука «Бузулукский краеведческий музей». Ф.2492. Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

8. Попов, М. В. Директор Я. Д. Петров и Свердловский педагогический институт в 1945 - 1953 гг. / М. В. Попов, А. К. Шитов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 3.

- С. 22-29.

9. Протасова, Е. В. Педагогический опыт уральских учителей в документальных источниках личных фондов: краеведческая деятельность в 1960-1980-х годах / Е. В. Протасова.

- Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. -2018. - № 11. - С. 6-11.

10. Протасова, Е. В. Подвижничество уральских учителей: исто-рико-педагогический анализ личных архивных фондов / Е. В. Протасова. -Текст : непосредственный // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 10 июня 2019 года / Чувашский республиканский институт образова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния Минобразования Чувашии. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. - С. 217-221.

11. Протасова, Е. В. Социокультурный опыт уральского учительства в документальных источниках личных архивных фондов Пермского края / Е. В. Протасова. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2021. - № 1. - С. 74-86.

12. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Учетно-партий-ные документы И. И. Астафьева.

13. Филиал Государственного бюджетного учреждения «Объединенный государственный архив Оренбургской области» в г. Бугурус-лане (Филиал ГБУ «ОГАОО» в г. Бу-гуруслане). Ф. -Р.179. Оп.1. Д. 2578.

14. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). Ф. 33. Оп. 690306. Д. 491.

15. ЦАМО. Ф. 370. Оп. 6546. Д.

117.

16. Явнова, Л. А. Образ учителя в контексте государственной политики (по материалам письменных и устных этнографических источников) / Л. А. Явнова. - Текст : непосредственный // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай) : Материалы международной научно-практической конференции, Горно-Алтайск, 16-18 сентября 2019 года / Ответственный редактор Ф. И. Куликов. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2019. - С. 352-362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.