Научная статья на тему 'ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ'

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовая деятельность / деятельность школьников / объект исследования педагогики и психологии / при условии рациональной организации / labor activity / activities of schoolchildren / object of study of pedagogy and psychology / under the condition of rational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузиев Мурод Азизович, Муродзода Нодира

В данной статье рассматриваются вопросы трудовой деятельности, являющейся объектом изучения педагогики и психологии. Отмечается, что в значительной степени активизации школьников способствует научно-исследовательская деятельность, организованная в процессе трудового обучения, общественно полезного и производительного труда. Как известно, трудовая деятельность является объектом изучения педагогики и психологии: для этих наук наиболее существенной особенностью ее является то, что она всегда целенаправленна, сознательна, активна, социально сформирована. Таким образом, воспитание потребности в труде как ценное нравственное качество личности, может успешно осуществляться при условии рациональной организации и управлении всей учебно-воспитательной работой и, в частности, при рациональной организации трудовой деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR ACTIVITY BEING AN OBJECT OF STUDY IN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

The is devoted to the study of labor activity in pedagogy and psychology. It is noted that ta large extent, the activation of schoolchildren is facilitated by research activities organized in the process of labor training, socially useful and productive work. As is known, labor activity is the object of study of pedagogy and psychology: for these sciences, its most significant feature is that it is always purposeful, conscious, active, and socially formed.Thus, nurturing the need for work as a valuable moral quality of an individual can be successfully carried out under the condition of rational organization and management of all educational work and, in particular, with the rational organization of work activities of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

5.8. [13.00.00] ПЕДАГОГИКА 5.8. [13.00.00] ПЕДАГОГИКА 5.8. [13.00.00] PEDAGOGY

5.8.1. [13.00.01] ПЕДАГОГИКАИ УМУМЙ,ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА ТА^СИЛОТ 5.8.1. [13.00.01] ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 5.8.1. [13.00.01] GENERAL PEDAGOGICS,THE HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

УДК 311

DOI:10.51844-2077-4990-2023-4-56-59

ТРУДОВАЯ Кузиев Мурод Азизович, доцент кафедры ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ технологии и методики ее преподавания; КАК ОБЪЕКТ Муродзода Нодира, к.ф.н., доцент, заведующая ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ И кафедрой грамматики арабского языка ПСИХОЛОГИИ факультета восточных языков ГОУ "ХГУ имени акад.Б.Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)

ФАЪОЛИЯТИМЕХ^НАТЙ-ХАДАФИ Кузиев Мурод Азимович, дотсенти кафедраи ОМУЗИШИ ПЕДАГОГИКА ВА технология ва усули таълим; Муродзода РАВОНШИНОСЙ Нодира, н.и.ф., дотсент, мудири кафедраи грамматикаи арабии МДТ «ДДХ ба номи акад. Б.Гафуров» (Тоцикистон, Хуцанд) LABOR ACTIVITY Kuziyev Murod Azizovich, associate professor BEING AN OBJECT OF STUDY IN of the department of technology methods PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY teaching; Murodzoda Nodira, candidate of

philological sciences, associate professor, Head of the Arabic grammar department, SEI"KSU named after acad. B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand), E-mail:kuzieva.nodira@mail.ru

Ключевые слова: трудовая деятельность, деятельность школьников, объект исследования педагогики и психологии, при условии рациональной организации

В данной статье рассматриваются вопросы трудовой деятельности, являющейся объектом изучения педагогики и психологии. Отмечается, что в значительной степени активизации школьников способствует научно-исследовательская деятельность, организованная в процессе трудового обучения, общественно полезного и производительного труда. Как известно, трудовая деятельность является объектом изучения педагогики и психологии: для этих наук наиболее существенной особенностью ее является то, что она всегда целенаправленна, сознательна, активна, социально сформирована. Таким образом, воспитание потребности в труде как ценное нравственное качество личности, может успешно осуществляться при условии рациональной организации и управлении всей учебно-воспитательной работой и, в частности, при рациональной организации трудовой деятельности школьников.

Вожа^ои калиди: фаъолияти мецнати, фаъолияти мактаббачагон, объекти омузиши педагогика ва психология, дар шароити ташкили оцилона

Дар мацола масоили фаъолияти мецнати цамчун объекти омузиши педагогика ва психология барраси мешавад. Цайд карда шудааст, ки ба фаъолияти мактаббачагон аз бисё'р цицат фаъолияти илми-тадцицотие, ки дар цараёни тарбияи мецнати ба фоидаи цамъият ва истецсол ташкил карда шудааст, мусоидат мекунад. Маълум аст, фаъолияти мецнати объекти омузиши педагогика ва психология мебошад: барои ин илмцо хусусияти муцимтарини он дар он аст, ки вай цамеша мацсаднок, бошуурона, фаъол ва аз цицати ицтимои ташаккул ёфтааст. Ба цамин тариц, тарбияи эцтиёцот ба мецнат цамчун сифати гаронбацои ахлоции шахс дар сурати оцилона ташкил ва роцбари кардани тамоми кори таълиму тарбия ва хусусан бо оцилона ташаккули ёфтани фаъолияти мецнатии мактаббачагон бомуваффацият ба амал бароварда мешавад.

Key words: labor activity, activities of schoolchildren, object of study of pedagogy and psychology, under the condition of rational organization

The is devoted to the study of labor activity in pedagogy and psychology. It is noted that ta large extent, the activation of schoolchildren is facilitated by research activities organized in the process of labor training, socially useful and productive work. As is known, labor activity is the object of study ofpedagogy and psychology: for these sciences, its most significant feature is that it is always purposeful, conscious,

active, andsocially formed.Thus, nurturing the needfor work as a valuable moral quality of an individual can be successfully carried out under the condition of rational organization and management of all educational work and, in particular, with the rational organization of work activities of schoolchildren.

Формирование гражданина как личности происходит в сложном взаимодействии природы, социальной среды и самой личности, которая активно преобразует их в процессе своей деятельности, способствуя тем самым и своему собственному изменению. Именно в процессе деятельности проявляются и складываются новые формы психической жизни, формируется человек как личность [1,с.2].

Иными словами, формирует и развивает человека, прежде всего, его собственная деятельность. Понятие «деятельность человека» в науке имеет совершенно определенный смысл. Человек выступает в деятельности как существо, сознательно выделяющее себя из природы, движимое сознательно поставленными целями.

Как известно, трудовая деятельность является объектом изучения педагогики и психологии: для этих наук наиболее существенной особенностью ее является то, что она всегда целенаправленна, сознательна, активна, социально сформирована.

Еще в двадцатые годы труд в самых разнообразных формах вошел в жизнь общеобразовательной школы. Однако, как показали результаты наших исследований, труд сам по себе не улучшает качество подготовки нового человека. Результаты труда учащихся, безусловно, важны, однако, значение труда прежде всего, по нашему убеждению, не только определялся ими, а главным образом тем, каков педагогический эффект труда школьников в общей системе формирования личности человека. Система трудового воспитания учащихся -неразрывная составная часть всей учебно-воспитательной работы школы. Причем, в корне неверно сводить ее лишь к трудовому обучению и производительной практике учащихся. Трудовое воспитание, тесно связываясь с учебным трудом, способствуя активному пробуждению интереса к нему, предлагая систематическое обучение необходимым умениям, навыкам и профессиональную ориентацию школьников, должно включать учащихся во все многообразие различных видов общественно-полезной деятельности (от простейших работ по самообслуживанию до наиболее значимых форм производительного общественно-полезного труда), с целью формирования трудолюбия, коллективизма, переплетаясь с общественно-политической, эстетической и другими сторонами воспитания.

Любая сознательная деятельность начинается с постановки и осознания цели. Давно подмечена закономерность: чем более общественно значима цель, тем ответственнее школьники относятся к работе, старательнее трудятся. Такая работа оказывает более сильное влияние на формирование личности учащегося. Вот почему, организуя любой вид производительного труда общественно-полезной работы, необходимо раскрыть их общественную значимость.

Развивая мысль В.А. Сухомлинского в этом плане, М.Н. Скаткин считает, что, "ослабляя постепенно опеку над школьниками по мере развития у них самодеятельности, педагог должен передавать в их руки поиски целей и задач общественно-полезной трудовой деятельности, культивируя у них тем самым хозяйское отношение к жизни, активную гражданскую позицию, всячески поощряя и поддерживая инициативу" [4,с.62].

"Мы добиваемся того, чтобы ребенка воодушевляло на труд желание принести пользу обществу", -писал В.А. Сухомлинский. В Павлышской школе это раскрытие общественной значимости труда, в котором принимают участие дети, начиналось с самого раннего возраста. "Уже в детские годы наши воспитанники знают, что их работа - не игра, а очень серьезное общественно необходимое дело. Летом ученики младших классов заготавливают несколько тонн витаминного сена для телят. Они знают: если эту работу не сделают они, школьники, никто за них не сделает, и у колхоза не будет этого ценного корма... Или колхозный садовод организует небольшой трудовой коллектив из маленьких школьников, которые закладывают сад, где выращиваются саженцы плодовых деревьев. Или одному из детских звеньев поручают задание: отобрать по тонне лучших семян пшеницы и кукурузы. Дети знают, что от этой их работы зависит, что будет выращиваться на посевных участках в будущем году" [5,с.103].

Таким образом, при соответствующих условиях и определенной целенаправленности труд школьников становится ведущим фактором в воспитании личности. Важнейшим психолого-педагогическим условием развивающего и воспитывающего влияния труда является активность учащегося.Для ее повышения передовые педагоги должны ставить изучение проблем техники, технологии, организации труда на конкретных реальных производственных процессах. Таким путем школьники овладевают приемами анализа трудовых ситуаций, формулирования

технических проблем, выдвижения гипотез, получения и обоснования учебно-производительных решений.

В немалой степени активизации школьников способствует исследовательская деятельность, организуемая в процессе трудового обучения, общественно-полезного и производительного труда.

К условиям, превращающим трудовую деятельность в ведущую деятельность школьников, следует отнести воспитательные и дидактические отношения, возникающие в процессе трудового обучения и общественно-полезного производительного труда. Высокая результативность труда, его социальная ценность, понимание субъективной значимости прилежного труда порождают целый спектр нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств, настроений, стремлений. Постижение содержательности труда, его научной обоснованности, творческих сторон способствует широкой мотивации, влияющей на учение и трудовую деятельность.Одним из результатов превращения трудовой деятельности школьников в ведущую деятельность является психологическая готовность к труду.

Многие авторы справедливо считают, что "... готовность к труду 1) формируется в процессе трудового воспитания и обучения, участия школьников в общественно-полезном, производительном труде и является стойким психологическим состоянием, определяемым наличием потребности в труде; 2) характеризуется такими качествами личности, которые обуславливают положительное отношение к трудовой деятельности, возможность ее активного, творческого осуществления, а также способствуют актуализации этой возможности всякий раз, когда возникает общественная и личная необходимость; 3) включает как личностные, так и операционные компоненты. Первой группе соответствуют: система отношений, интересов, мотивов, привычка и установка на труд (и как итог - потребность в труде, реализуемая, в частности, в профессиональном самоопределении), профессионально значимые качества личности, особенности ее эмоциональной и волевой сферы.К операционным компонентам отнесены: система знаний, общетрудовых и профессиональных (специальных) умений, особенности интеллектуальной деятельности"[3, с.8-9].В психолого-педагогической литературе исследуются многие аспекты формирования личности в трудовой деятельности. Так, например, Э.А. Фарапонова отмечает, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности, и прежде всего общественным характером труда человека. В этом аспекте можно говорить о том, что потребность - результат и предпосылка трудовой деятельности. Потребность в труде как категория социальная меняется в процессе развития общества по мере совершенствования его производительных сил и производственных отношений. Осознание социальной значимости труда, его необходимости и всеобщности для существования и развития как общества в целом, так и личности - сформированная потребность в труде" [6,с.13].

Исследуя психологические вопросы подготовки школьников к труду, А.А. Смирнов выделил следующие компоненты сознательной потребности в ней: ясное понимание общественного значения труда, его необходимости в жизни общества и каждого человека в отдельности; убежденность в том, что трудиться следует наилучшим образом; установка на высокую продуктивность труда; устойчивое желание и привычка трудиться; любовь к труду, проявляющуюся в фактическом трудовом поведении, и вместе с тем (и это обязательно) вся гамма переживаний, которые труд вызывает у каждого, для кого он - дело жизни; ярко выраженная трудовая направленность личности в ее неразрывном единстве с самим поведением в труде; необходимые трудовые умения и навыки; уважение ко всякому общественно-полезному труду, в том числе и к малоквалифицированному; сформированность трудовых интересов, склонностей и избирательного подхода к различным видам трудовой деятельности, обусловленных различиями в их содержании и соотношении с индивидуальными особенностями личности, и наряду с этим сознательная и добровольная готовность выполнять в случае необходимости любой труд. Продолжая мысль автора, следует заметить, что потребность в труде как одна из важнейших категорий личности должна быть соответствующим образом сформирована, воспитана. А само воспитание потребности в труде должно, несомненно, рассматриваться, как справедливо отмечает Э.А. Фарапонова, "... через мотивацию овладения общественными способами выполнения действий, закрепленных за орудиями труда (способами действия) в процессе общественно-значимой трудовой деятельности" [6,с.14]. Приобщение человека к труду, включение его в трудовую деятельность и формирование, воспитание потребности в труде будет малоэффективно без одновременного привития личности качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности. Среди таких качеств можно выделить: трудолюбие, дисциплинированность, организованность, волевые

черты личности, творческое, активное отношение к труду, коллективистскую направленность, зависимую ответственность. Кроме выделенных качеств личности, которые формируются в процессе трудовой деятельности, можно отметить и такие, как трудовая (профессиональная) направленность, заинтересованность в результатах трудовой деятельности, стремление к самостоятельности и заинтересованности как в технологическом процессе труда, так и в его результатах и др. Указанные интегральные качества личности успешно могут быть сформированы в целенаправленной трудовой деятельности, организуемой в различных формах, с учетом возрастных особенностей детей и подростков. Э.А. Фарапонова к этим качествам справедливо относит: общественную, коллективистскую направленность личности -системообразующий фактор; трудолюбие, в котором отражается формирующаяся у человека потребность в труде; ответственность, рассматриваемую через призму ответственной зависимости; самостоятельность, понимаемую как эффективную самостоятельность, лежащую в основе самоорганизации, саморегуляции, самосовершенствования, инициативность, творческое отношение к труду" [6, с.14]. Однако автор, вычленяя такое качество, как направленность личности, и указывая на общественную, коллективистскую сущность ее, упускает из виду, что в практике существует и такой вид направленности, как трудовая (профессиональная) направленность.

Таким образом, воспитание потребности в труде как ценное нравственное качество личности может успешно осуществляться при рациональной организации и управлении всей учебно-воспитательной работы и, в частности, при рациональной организации трудовой деятельности школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кузиева, Н.М. Проблемы и решение трудового воспитания в современной педагогике/ Н.М. Кузиева// Научный журнал "CETERIS PARIBUS". - М.: Научная артель, №12. - 2022. - С. 166-169.

2. Кузиева, Н.М. Роль обучения в трудовом воспитании школьниковЩ.М.Кузиева/Z''CETERIS PARIBUS". 2022- №12.- С. 169-171

3. Макаренко, А.С. Трудовое воспитание/А.С.Макаренко. - М.: Просвещение, 1964. - 246 с.

4.Скаткин,М.Н. Трудовое воспитание в профориентации школьников/М.Н. Скаткин.Э.Т.Костяшкин. -М.: Просвещение, 1984. -144 с.

5. Сухомлинский, В.А. О воспитании/В.А.Сухомлинский.-М.: Политиздат, 1979. - 270 с.

6.Фарапонова,Э.А. Психологическая теория трудового воспитания школьников /Э.А.Фарапонова// Психологические основы трудового воспитания школьников. М.-1988.

REFERENCES:

1. Kuzieva, N.M. Problems and solution of labor education in modern pedagogy. / N.M. Kuziev. // Scientific journal "CETERIS PARIBUS". - M .: Scientific artel, № 12. - 2022. - P. 166-169.

2. Kuzieva N.M. The role of training in the labor education of schoolchildren//Scientific journal "CETERIS PARIBUS". - M .: Scientific artel, № 12. - 2022. - P. 169-171

3. Makarenko A.S. Labor education. - M.: Enlightenment, 1964. - 246 p.

4. Skatkin M.N., Kostyashkin E.T. Labor education in the career guidance of schoolchildren. - M.: Education, 1984. -144 p.

5. Sukhomlinsky V.A. About education. - M.: Politizdat, 1979. - 270 p.

6. Faraponova E.A. Psychological theory of labor education of schoolchildren// Psychological foundations of labor education of schoolchildren. M., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.