УДК 371 ББК 74.00
С.А. ТУРСУНОВ Л.Х.НЕЪМАТОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Анализ трудового воспитания и развития творческой активности учащихся показывает, что проблема обучения технологии (трудового обучения) не подвергалась всестороннему исследованию, поэтому до настоящего времени остаются неразработанными педагогические условия и методы активизации данной работы.
Исследования программ технологии показали, что в них основное внимание уделяется формированию трудовых умений и навыков (в основном профессионального характера) и мало внимания уделяется вопросам трудового воспитания и, в том числе, развитию творческой активности учащихся (4, 35).
Творческая инициатива и непрерывный поиск более совершенных методов труда, чувство ответственности, трудолюбие, взаимопомощь, высокая культура труда, стремление к непрерывному повышению профессиональной квалификации, мастерства, непримиримости к недостаткам - вот те качества, которые необходимы современному человеку.
Как уже отмечалось, в ходе опытно-экспериментальной работы, мы в каждой параллели (5-9кл.) выделили по одному контрольному и экспериментальному классу. Активизацию учебного процесса на уроках технологии мы осуществляли через организацию групповых форм обучения в составе учебно-трудовых бригад, что в полной мере соответствовало производственному принципу.
Организации малых групп (бригад) предшествовала работа по разъяснению учащимся значения совместных форм труда, их преимущества перед индивидуальными формами, знакомству с производственными бригадами.
Коллективные формы организации труда в современном производстве позволяют со всей полнотой реализовать социально-экономические; межличностные и организационно -производственные отношения. Все эти особенности характерны и для учебно-трудовых бригад на занятиях в учебных мастерских. Учебно-трудовая бригада это первичный трудовой коллектив, социально производственная ячейка учащихся. Когда учащийся работал в учебных мастерских индивидуально, он сам отвечал за свою работу и ее конечный результат. Оценку за изготовленное изделие он получал от одного учителя. При работе в бригаде трудовая деятельность каждого ученика проходит на глазах членов бригады и оценивается ими, что оказывает на учащегося большое воспитательное влияние (2, 45).
Такая организация позволила создать малые группы, в которых имелись самостоятельные звенья, руководство и подчинение. Появились взаимные интересы в работе, общие цели, так как задания выдавались на бригаду. Теперь труд каждого учащегося уже не носил индивидуальный характер и не интересовал только его самого, а являлся трудом в коллективе и влиял на работу всей бригады. Это создало объективные условия для осуществления состязательности между бригадами и воспитания товарищеских отношений в процессе труда. Учащиеся стали совместно решать стоящие перед ними трудовые задачи. Это объединило их и способствовало возникновению дружбы. Создав бригады, для их четкой работы были разработаны права и обязанности бригадиров и старших бригадиров.
Так, например, в обязанности бригадира входят:
1.Построить бригаду перед занятием и доложить старшему бригадиру о готовности к
уроку.
2.Получить от старшего бригадира заготовки и дополнительный инструмент.
3.Планировать вместе с членами бригады выполнение работы.
4.Следить за чистотой и порядком.
5.По окончанию урока сдать старшему бригадиру инструмент и заготовки.
6.Во время дежурства бригады обеспечить уборку мастерской.
7.Участвовать в подведении итогов соревнования.
В обязанности старшего бригадира входит: составление графика дежурства бригад на полугодие, построение учащихся перед уроком для рапорта учителю о готовности подгруппы к занятиям; учет, хранение, выдача и приемка заготовок и дополнительного инструмента; поддержание вместе с учителем дисциплины на уроке и перемене; приемка мастерской после уборки; вместе с бригадирами подведение итогов соревнования.
Разработка прав и обязанностей бригадиров и старших бригадиров обеспечивает четкость в их работе и воспитывает чувство взаимной и личной ответственности. Сменяемость
бригадиров позволяет каждому учащемуся руководить бригадой и проявлять свои творческие способности.
Если бригадир плохо справляется со своими обязанностями, то по решению членов бригады или подгруппы он снимается со своего поста. Для бригады победительницы был введен флажок и красные повязки на рукавах бригадиров и старшего бригадира - как атрибутика.
Высшим органом самоуправления учащихся является совет бригадиров подгруппы, в который входят все бригадиры. Руководство советом бригадиров осуществляется старшим бригадиром. Совет бригадиров принимает решения по всем организационным и дисциплинарным вопросам. Свое решение совет бригадиров выносит на обсуждение всей подгруппы (3, 75).
В отдельных случаях, когда имеет место серьезное нарушение, ученик вызывается на совет бригадиров. Так, ученик 6 класса Бахтиер А. был уличен в порче инструмента. Он был вызван на совет бригадиров, который решил вынести вопрос на обсуждение всей подгруппы.
Бахтиер А. просил простить его и заверил, что подобного больше не повторится, после чего учащиеся обратились к учителю с просьбой простить Бахтиера А.
Вся работа совета бригадиров, а также бригадиров и учащихся проходит с непосредственным участием учителя, но, при этом, учитель старается как бы оставаться в тени, не подавлять самостоятельности учеников.
Много полезных дел выполняют советы бригадиров. Так, совет бригадиров 6 класса добился через родительский комитет обеспечения нуждающихся учащихся рабочей формой. Совет бригадиров 7 класса посетил администрацию завода, шефствующего над школой, добился обеспечения мастерских недостающими инструментами.
Советы бригадиров осуществляют также связь школьных мастерских с другими организациями, способствуют выполнению заказов для предприятий, школы, детского сада и др. Этими вопросами занимаются советы бригадиров подгрупп, классов, параллелей и школы.
Создав актив в лице бригадиров, ему следует предъявить определенные требования по организации труда, дисциплине и др. Такие требования были разработаны совместно с учащимися и получили название «Правила поведения в учебных мастерских». Правила предельно четки, конкретны и содержат 5-6 пунктов.
Проверяя эффективность этих правил, мы пришли к выводу, что низкая дисциплина и активность учащихся в учебных мастерских объясняется часто тем, что учащиеся не знают, как им правильно вести себя на уроках труда.
Приводим перечень этих правил:
1. Со звонком выстроиться в мастерской в рабочей форме.
2. Приступить к работе с разрешения учителя.
3. Во время работы не отходить от рабочих мест.
4. Бережно относиться к инструментам и оборудованию.
5. Строго выполнять правила работы и правила техники безопасности.
6. Уходить из мастерской, убрав свое рабочее место.
Рассмотрим, как эти правила способствуют формированию активности учащихся. Отсутствие первого правила приводило к тому, что учащиеся со звонком, возбуждение, устремлялись гурьбой в мастерские. Требовалось до 10-15 минут, чтобы они надели рабочую форму и подготовились к работе.
Введение второго правила требует от учащихся, войдя в мастерскую, проверить состояние рабочего места и инструментов и ждать указаний учителя. В школах, где нет этого правила, учащиеся войдя в мастерскую, нередко начинают стучать, производя ненужный шум, ищут и надевают рабочую форму, достают заготовки и начинают работать. Все это требует от учителя затраты учебного времени на то, чтобы водворить тишину и начать урок. На это уходит до 7-10 минут.
Введение указанного правила позволяет избежать излишней затраты времени на организационную часть урока.
Третья правило требует от учащихся не отходить от своих рабочих мест во время урока.
В большинстве школ, ввиду отсутствия этого правила, на уроках технологии учащиеся отходят от своих рабочих мест, мешают друг другу. Это приводит к поломке инструментов, обмену и пропаже заготовок, а иногда, является причиной несчастных случаев.
Введение этого правила хорошо дисциплинирует учащихся, учит их ценить и беречь рабочее время, позволяет добиваться высокой производительности труда. Например, совок в 5 классе учащиеся раньше изготовляли за 6 часов, теперь за 4-4,5 часа. Молоток в 6-х классах
вместо 10-12 часов - за 8 часов и т.п. Количество изготовленных изделий возросло: в 5 классе с 11 до 14, в 6 классе с 17 до 20. Все это свидетельствует о возросшей активности учащихся.
Четвертое правило требует от учащихся бережного отношения к инструментам и оборудованию.
Исследование причин порчи инструментов учащимися показало, что во многих случаях она происходит от того, что учащиеся плохо знают правила обращения с ними. Так, ученик, который тер напильник ладонью, был удивлен, когда ему сказали, что это портит инструмент. Другой ученик этого же класса был удивлен, узнав, что напильники портятся, если они лежат в куче.
Введя это правило, мы уделили ему большое внимание, что повысило сохранность инструментов. Так, каждая бригада 6 класса купила себе хорошие ножовочные полотна. Некоторые школьники приобрели собственные напильники, так как поняли, что работа с хорошим инструментом повышает производительность труда и качество изделий.
Во всех экспериментальных классах с введением этого правила уменьшились в 2 раза поломки инструментов, отношение к ним со стороны учащихся стало более внимательным. Состояние рабочего инструмента и оборудования после работы стало лучше, чем раньше, до введения правила. Учащиеся стали после работы хорошо протирать инструменты и раскладывать их по своим местам в готовальнях, т. е. мы добились бережного отношения к инструментам и оборудованию.
Пятое правило требует от учащихся строгого выполнения безопасных методов труда и правил работы.
Соблюдение правил безопасности очень важно для всех учащихся и этому вопросу необходимо уделять большое внимание. С этой целью учащимся объяснялись общие правила безопасности при работе в школьных мастерских, затем на каждом занятии давались указания, которые необходимо соблюдать при выполнении той или иной операции.
Что касается требования строгого выполнения правил работы, то оно направлено на то, чтобы приучить учащихся выполнять работу правильными приемами и строго по технологии. Изменения в процессе работы учащиеся могут вносить по согласованию с учителем. Это правило приучает учащихся к соблюдению технологической дисциплины, что повысило качество изделий и снизило брак.
Шестое правило требует от учащихся после окончания занятий убрать свое рабочее место, разложить рабочие инструменты, сдать заготовки и после этого покинуть мастерские.
Для того, чтобы учащиеся экспериментальных классов знали как следует производить уборку рабочих мест и мастерской, осуществлять укладку инструментов, на одном из занятий производилась показательная уборка, в процессе которой учителя объясняли учащимся все, что касается уборки. Это дало возможность учащимся понять, что от них требуется в отношении уборки и как ее проводить. Это позволило сократить время уборки до 5 минут, и уборка мастерских во всех экспериментальных классах проводилась учащимися без помощи уборщиц. Но, самое важное, то, что указанное правило воспитывает у учащихся любовь к чистоте и порядку (5, 65).
Каждое правило поведения учащихся в школьных мастерских подробно обсуждалось учащимися, после чего они записывали их в тетради по технологии. Это позволило им понять значения этих правил и сознательно их выполнять. Важно, что сами учащиеся активно участвовали в их разработке и рационализации.
Соблюдение правил контролировалось бригадирами, старшими бригадирами и учителем на каждом занятии. Соблюдение правил учитывалось, как в оценке, так и в соревновании бригад.
Важным педагогическим условием активизации технологического обучения является соревнование учебно- трудовых бригад.
Нужно отметить, что после того, как учащиеся были организованы в бригады, между ними стихийно началось соревнование, порой принимавшее неправильные формы. Это заставило нас вместе с бригадирами продумать организацию соревнования и систему учета и поощрения победителей.
Вначале подведение итогов проводилось после изготовления учащимися изделий, затем была разработана система оценок за каждое занятие, и итог соревнования подводили после каждого занятия. Для бригады, занявшей первое место, был учрежден переходящий вымпел.
Если вначале в процессе соревнования учащиеся основное внимание уделяли таким показателям, как срок и качество изготовления изделий, то затем должны были не только уложиться в срок и сдать изделие хорошего качества, но и следить на каждом занятии за
процессом своей работы (дисциплиной, организованностью, соблюдением правильных приемов техники безопасности, знаниями теоретического материала).
Кроме того, в соревнованиях учитывалось и соблюдение учащимися правил поведения на перемене. Сравнение результатов работы учащихся показало, что соревнование с подведением итогов за каждое занятие носило более действенный характер и способствовало росту активности учащихся. Их интерес к соревнованию повышался. Это позволило нам сделать вывод, что чем чаще подводятся итоги соревнования, тем оно эффективнее способствует формированию трудовой активности.
Учителями технологии школы были внесены позитивные предложения по совершенствованию оценок труда и доказана возможность применения поурочного балла. Это способствовало активизации учебно - трудовой деятельности учащихся, приучало их активно работать на каждом занятии.
Соревнование требует осуществления со стороны учителя четкого руководства, в противном случае оно может привести к отрицательному результату (соперничеству, браку в работе, зазнайству).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абдуллаев, С.Развитие высшего образования в Таджикистане/ С.Абдуллаев. -Худжанд. 1996.-238с.
2.Абдуллина, О.А., Маркова Н. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования, / О.А. Абдуллина //Высшее образование в России, 1999, №5, с.78.
3. Атутов, П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К. Связь трудового обучения с основами наук/ П.Р Атутов. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
5. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции/ С.Я. Батышев. - М.: Знание, 1974 - 96 с.
6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. -240 с.
7. Лиферов, Л.А. Трудовое обучение и воспитание/ Л.А.Лиферов. - М.: Педагогика,-48с.
8. Теория и практика политехнического обучения //Межвузовский сбор, научных трудов. -Ростов-на-Дону, 1981. - 115 с.
9. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. /Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974.
10. Филипов, Ф.Р. Школа и социальное развитие общества/ Ф.Р.Филипов. - М.:Педагогика, 1990. - 160 с.
11. Шамова, Т.И.Активизация учения школьников/ Т.И.Шамова. -М.Педагогика,1982.-208 с.
REFERENCES:
1. Abdullaev, S. The development of higher education in Tajikistan/ S.Abdullaev. -Khujand. 1996.-238c.
2. Abdullina, O.A., Markova N. Innovations and standards. Monitoring of pedagogical education,/ O.A. Abdullina, // Higher education in Russia, 1999, №5, p.78.
3. Atutov, P.R., Babkin N.I., Vasilyev Yu.K. The relationship of labor training with the basics of science/ P.R. Atutov - M .: Enlightenment, 1985. - 128 p.
4. Babansky, Yu.K. Optimization of the educational process/ Yu.K.Babansky. - M .: Enlightenment. 1982. - 192 p.
5. Batyshev, S.Ya. Labor training of schoolchildren in the conditions of scientific and technical revolution/ S.Ya.Batyshev. - M .: Knowledge, 1974 - 96 p.
6. Davydov, V.V. Problems of developmental education/ V.V.Davydov. - M .: Pedagogy, 1986. - 240 p.
7. Lifer, L.A. Labor training and education/ L.A.Lifer. - M .: Pedagogy, -48c.
8. Theory and practice of polytechnic education // Interuniversity collection, scientific works. -Rostov-on-Don, 1981. - 115 p.
9. Ushinsky, K.D. Selected pedagogical works: in 2 tons. / Ed. A.I. Piskunov/ K.D. Ushinsky,.. - M .: Pedagogy, 1974.
10.Filipov, F.R. School and social development of society/ F.R.Filipov. - M .: Peda-gogika, 1990. - 160 p.
ll.Shamova, T.I. Activization of schoolchildren's teachings/ T.I. Shamova. - M .: Pedagogy, 1982.-208 P.
Шаклгирии малакщои ме^натии талабагон дар дарс^ои технология
Вожа^ои калиди: тарбияи мецнати, фаъолияти эцоди, малакацои мецнати, дастаи таълимиву мецнати, фаъолияти таълимиву мецнати
Мацола ба омузиши ташаккули малакацои мецнатии хонандагон дар дарсцои технология бахшида шудааст, ки тацлили таълими мецнати ва инкишофи фаъолияти эцодии талабагонро дарбар мегирад,
Омузиши барномаи таълими технология нишон дод, ки дар дарсцои технология диццати махсус бештар ба ташаккули малакацои кории хонандагон равона карда шуда, дар раванди таълим масъалаи тарбияи мецнати, аз цумла густариши фаъолияти эцодии талабагон камтар мавриди таваццуц царор гирифтааст.
Цайд карда мешавад, ки дар рафти озмоиш як синф ба ду гуруц - гуруци назорати ва тацрибави тацсим карда шуданд. Цараёни таълим дар дарсцои технология бо ташкили шаклцои гуруции омузиши дар цайати гуруццои таълими ва мецнати, ки ба принсипи истецсоли мутобицанд, амали карда шуданд.
Дар рафти озмоиш, ошкор гардид, ки ицрои супоришцо ба талабагон ацдофи муштарак дошт, зеро онцо барои як бригада (гуруц) дода мешуданд. Дар кори цар як талаба дигар аломати инфироди дида намешуд, зеро онцо ба цисси худ таваццуц накарда, барои гуруц кор мекарданд.
Формирование трудовых умений и навыков учащихся на уроках технологии
Ключевые слова: трудовое воспитание, творческая активность, трудовое умение, учебно-трудовая бригада, учебно - трудовая деятельность
Статья посвящена изучению формирования трудовых умений и навыков учащихся на уроках технологии, где включены проведённые анализы трудового воспитания и развития творческой активности учащихся.
Исследование программ технологии показывает, что особое внимание уделяется формированию трудовых умений и навыков и мало внимания уделяется вопросам трудового воспитания, в том числе, развитию творческой активности учащихся.
Отмечается, что в ходе эксперимента были разделены две группы- по одному контрольному и экспериментальному классу. Активизация учебного процесса на уроках технологии осуществлялось через организацию групповых форм обучения в составе учебно-трудовых бригад, что в полной мере соответствовало производственному принципу.
В ходе эксперимента выявлено, так как задания выдавались интересы в работе учащихся, общей цели, так как задания выдались на бригаду (группу). Труд каждого учащегося уже не носил индивидуальный характер и не интересовал только его самого, а являлся трудом в коллективе.
Formation Of Labor Skills And Skills Of Pupils In The Lessons Of Technology
Key words: labor education, creative activity, labor skills, educational and labor team, educational and labor activity
This article is devoted to the study of the formation of labor skills of students in technology lessons, which included analyzes of labor education and the development of creative activity of students.
Research programs technology shows that special attention is paid to the formation of labor skills and skills and little attention is paid to the issue of labor education, including the development of creative activity of students.
It is noted that in the course of the experiment two groups were divided according to one control and experimental class. The revitalization of the educational process at the lessons of technology was carried out through the organization of group forms of training in the composition of educational and labor teams, which fully corresponded to the production principle.
In the course of the experiment, it was revealed that the tasks were given interests in the work of the students, a common goal, as the tasks were given out to the brigade (group). The work of each student no longer wore an individual character and was not interested in the sense of himself, but was work in a team.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Турсунов Сайфулло Абдуллоевич, номзади илмуои педагога, дотсенти кафедраи нацшакаша, геометрияи тасвира ва методикаи таълими Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд) E-mail: [email protected] Неъматов Лутфулло Хайруллоевич, номзади илмуои педагога, дотсенти кафедраи технология ва методикаи таълими они Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторах:
Турсунов Сайфулло Абдуллоевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры черчения, начертательной геометрии и методика преподовании Худжандского государсвенного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд) E-mail: [email protected]
Нематов Лутфулло Хайруллоевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методика её преподования Худжандского государсвенного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд) E-mail: [email protected] Information about the authors:
Tursunov Sayfullo Abdulloyevich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of drawing, descriptive geometry and its methods of teaching under Khujand State University after academician Bobojon Gafurov (Tajikistan, Khujand) E-mail: [email protected]
Nematov Lutfullo Khayrulloyevich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of technology and its methods of teaching under Khujand State University after academician Bobojon Gafurov(Tajikistan, Khujand)E-mail: [email protected]