ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
6 Порубов Н.И., Порубов А.Н. Допрос: процессуальные и криминалистические аспекты. М.: Юрлитинформ. 2013. С. 69.
7 ЯблоковН.П. Криминалистика: Учебник. М., 2006. С. 243.
8 Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: научно-практическое пособие. М. Экзамен. 2003. С. 26—27.
9 Шамсутдинов М.М. Производство предварительного следствия следственной группой (процессуальные, управленческие и тактико-психологические аспекты): Дисс... канд. юрид. наук. Казань, 2005. С. 187.
10 Малютин М.П. Тактические приемы, их допустимость и использования для достижения тактических целей допроса: Дисс. канд. юр. наук. Краснодар. 2001. С. 114.
11 Игнатенко Е.А. Психологический контакт как основа применения приемов воздействия на допрашиваемого подозреваемого (обвиняемого) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. № 6 (20). Ч. 2. С. 94—96.
12 Порубов Н.Н., Порубов А.Н. Указ. соч. С. 74.
13 Бертовский Л.В. Конфликтные ситуации при допросе: содержание и программы по их разрешению. // Допрос: процессуальные и криминалистические проблемы (памяти профессора Н.И. Порубова: 55-е криминалистические чтения 20 ноября 2014 г. Ч.1. М.: Академия управления МВД РФ. 2014. С. 70.
14 Бертовский Л.В. Указ. соч. С. 75.
15 Белкин А.Р. Общие правила производства допроса: уточнение процессуальной регламентации. // Криминалистическая тактика: современное состояние и перспективы развития: 56-е криминалистические чтения 29 октября 2015 г. Ч. 1. М.: Академия управления МВД РФ. 2015. С. 84.
16 Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. М., 2008. С. 453—454.
17 Там же. С. 453—456.
18 Яковлева М.Я. Некоторые вопросы преодоления противодействия расследованию в ходе допроса // Вестник криминалистики. Вып. 2 (30). М.:Спарк. 2009. С. 63.
19 Гавло В.К., Удовиченко В.С. Проблемы допроса подозреваемого в незаконном обороте наркотиков. // Допрос: процессуальные и криминалистические проблемы (памяти профессора Н.И. Порубова): 55-е криминалистические чтения
20 ноября 2014 г. Ч. 1. М.: Академия Управления МВД РФ. 2014. С. 164—165.
20 Гавло В.К., Удовиченко В.С. Указ. соч. С. 165.
21 Шурухнов В.А. Особенности допроса в условиях противодействия расследованию // Допрос: процессуальные и криминалистические проблемы (памяти профессора Н.И. Порубова):
55-е криминалистические чтения 20 ноября 2014. Ч. 2. М.: Академия управления МВД РФ. 2014. С. 391.
22 Протопопов А.Л. Провокация в уголовном судопроизводстве // Вестник криминалистики. Вып. 4 (40). М.: Спарк. 2011. С. 23.
23 Чебуренков А.А. «Косвенный допрос» как разновидность тактической комбинации при расследовании преступлений. // Организация деятельности органов расследования преступлений: управленческие, правовые и криминалистические аспекты (к 60-летию кафедры управления органами расследования преступлений): Международ. науч.-практ. конф. 23—24 апреля 2015 г. Ч. 2. М.: Академия управления МВД РФ. 2016. С. 424.
24 Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к УПК РФ. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.С. 558.
25 Муратова Н.Г., Рахматуллин Р.Р. Проблемы реализации тактических приемов сторонами при производстве опознания: следственные ошибки и иные пробелы // Судебная власть и уголовный процесс. Научно-практический журнал. 2015. № 4. С. 130—136.
26 БезлепкинБ.Т. Комментарий к УПК РФ (постатейный). 13-е изд. перераб и доп. М.: Проспект, 2015.
27 Зинин А.М. Тактические особенности предъявления лица для опознания // Криминалистическая тактика: современное состояние и перспективы развития: 56-е криминалистические чтения 29 октября 2015 г. Ч.1. М.: Академия управления МВД РФ. 2015. С. 245.
28 Белкин А.Р. Процессуально-тактические сложности предъявления для опознания // Вестник криминалистики. 2015. № 4 (56). С. 34.
29 Степаненко Д.А. Вопросы тактико-криминалистического обеспечения предъявления для опознания // Криминалистическая тактика: современное состояние и перспективы развития:
56-е криминалистические чтения 29 октября 2015 г. Ч. 2. М.: Академия управления МВД РФ. 2015. С. 207—212.
30 Зинин А.М. Указ. соч. С. 346.
УДК 342 ББК 67.401
«ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»
СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА АКИМОВА,
доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Раскрывается особенности, принципы и механизм осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ключевые слова: Иностранный гражданин, трудовая деятельность, патент, разрешение на работу, высококвалифицированный специалист, работодатель.
Abstract. The article is devoted to topical modem issues, the implementation by foreign citizens of labour activity in territory of the Russian Federation. It reveals the features, principles and mechanism of implementation by foreign citizens of labour activity on the territory of Russia in accordance with the legislation of the Russian Federation.
Keywords: Foreign national, employment, patents, work permits, highly qualified specialist, the employer.
Изучение специальной и юридической литературы показало, что в настоящее время трудовая иммиграция представляет собой значительный миграционный поток в Российской Федерации [1].
Ежегодно в Российскую Федерацию въезжает с целью осуществления трудовой деятельности 2 млн. иностранных граждан.
Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации определен Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа такого гражданина на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Работодатель, заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет при наличии разрешения на работу или патента [2].
Вместе с тем, данный порядок не распространяется на некоторые категории иностранных граждан, к которым в частности относятся постоянно или временно проживающие в Российской Федерации сотрудники международных организаций, дипло-магических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств, журналисты, аккредитованные в Российской Федерации.
Также работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в случае, если иностранные граждане: • прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
• являются высококвалифицированными специалистами;
• являются членами семьи высококвалифицированного специалиста;
• обучаются в Российской Федерации по очной по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.
Одновременно следует отметить, что законодательством установлен ряд ограничений по осуществлению трудовой деятельности иностранными гражданами [3].
Так, иностранный гражданин не имеет права:
• находиться на муниципальной службе;
• замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
• быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
• быть командиром гражданского воздушного судна;
• быть принятым на работу на объекты организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено, что временно проживающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации на территории которого ему разрешено временное проживание.
Временно пребывающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне
пределов субъекта Российской Федерации на территории которого ему выдано разрешение на работу или патент.
Вместе с тем, с учетом особенностей региональных экономических связей приказом Минздравсоц-развития России от 28 июля 2010 г. № 564 установлены случаи осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).
Также, временно пребывающий иностранный гражданин в Российской Федерации не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности) не указанной в разрешении на работу или патенте.
Работодатель или заказчик работ не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии, не указанной в разрешении на работу или патенте. За нарушение указанных положений предусмотрена административная ответственность как в отношении иностранного гражданина, так и в отношении привлекающего работодателя (ч. 1 ст. 18.10 и ч. 1 ст. 18.15) [4].
Продолжая говорить о положениях действующего законодательства, касающихся всех иностранных гражданах осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации необходимо отметить, что работодатели, привлекающие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Срок для направления соответствующего уведомления не должен превышать трех рабочих дней с даты заключения или прекращения договора.
Уведомление может быть направлено работодателем на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Еще один положением, относящимся ко всем иностранным гражданам, получающим разрешительные документы, дающие право на осуществление трудовой деятельности, является обязанность территориального органа осуществить в части касающейся мероприятий по постановке иностранного гражданина на налоговый учет.
Законом определено, что после принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.
В случае отсутствия указанных сведений территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет в налоговый орган по месту своего нахождения.
Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе.
Информация о присвоенном иностранному гражданину ИНН вносится в разрешение на работу или патент.
Как уже было отмечено, за исключением отдельных категорий иностранных граждан, работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных граждан при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных граждан работников.
Разрешение на привлечении и использование иностранных работников выдается сроком на один год.
Порядок оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников утверждены в настоящее время административным регламентом [5].
Особенностью оформления разрешения на привлечение иностранных работников в части, касающейся территориальных органов, является необходимость получения в органе государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и использовании иностранных работников [6].
Сотрудник территориального органа, ответственный за рассмотрения заявления, не позднее дня, следующего за днем приема документов, оформляет и направляет с использованием СВЭМ в соответствующий орган занятости межведомственный запрос о предоставлении заключения.
При этом, поступление из органа занятости заключения, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, является основанием для отказа в выдаче разрешения на привлечение и использование работников.
Порядок оформления и выдачи органами занятости субъектов Российской Федерации заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, утвержден приказом Минтруда России [7].
В заключении отметим, если говорить о цифрах, то за 8 месяцев 2016 г. территориальными органами МВД России [8] оформлено свыше 98 тыс. разрешений на работу. Наибольшее количество разрешений выдано в г. Москве — 16, 8 тыс., Приморском крае — 11, 3 тыс., Хабаровском крае — 5, 1 тыс.
Литература
1. Акимова С.А. Конституционно-правовая природа прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 4.
2. Акимова С.А. Деятельность органов государственной власти по предупреждению незаконной миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 66—68.
3. Прудников А.С. Административная ответственность за нарушения правил режима государственной границы и других пограничных территорий // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5.
4. Прудников А.С. Организационно-правовые меры по предупреждению правонарушений, совершенных мигрантами в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ // Сб. Всероссийской научно-практической конференции «Уголовно-правовая превенция в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции (региональный аспект)». Чебоксары, 17 апреля 2015 г. С. 240—249.
5. Прудникова Т.А. Миграционные процессы в контексте национальной безопасности Российской Федерации // Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности: Сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2013.
6. Прудникова Т.А. Защита прав и свобод трудящихся-мигрантов и ее закрепление в конституциях различных государств // 20-летие Конституции РФ. Становление, проблемы и тенденции развития: Сб. статей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014.
7. Прошина Е.А. Международно-правовая ответственность государств: Дисс... на соиск. уч. степени канд. юрид. наук // МосУ МВД России, 2006.
8. Официальный сайт МВД России. www.mvd.ru.