ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
5 www.mvd.ru
6 www.mvd.ru
7 www.mvd.ru
8
Прудникова Т.А. Защита прав и свобод трудящихся-мигрантов и ее закрепление в конституциях различных государств // 20-летие Конституции РФ. Становление, проблемы и тенденции
развития: сборник статей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014.
9 Прудников А.С. История становления и развития судебной власти в концепции теории разделения властей // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 52—54.
УДК 34.2 ББК 67.4
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПРУДНИКОВА,
старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право,
административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация: В данной статье раскрывается механизм привлечения высококвалифицированных специалистов на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, права и обязанности работодателя в этой сфере и правовой статус иностранных граждан, привлеченных в качестве данной преференциальной категории.
Ключевые слова: hаботодатель, высококвалифицированный специалист, иностранный гражданин, разрешение на работу, трудовая деятельность.
Abstract. the article reveals the mechanism of attracting highly qualified specialists to conduct labour activities in the territory of the Russian Federation, the rights and obligations of the employer in this area and the legal status of foreign citizens has been implicated as the preferential category.
Keywords: еmployer. highly skilled, foreign nationals, work permits, employment.
Особо следует выделить одну из категорий — высококвалифицированных специалистов, как одну из наиболее преференциальных категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность. По традиции, к высококвалифицированным специалистам мы относим ученых, преподавателей или научных сотрудников на должностях высокого уровня, а также рядовых специалистов и руководителей с особым профессиональным опы-
том. Чаще всего именно в них нуждается наука, высокоточные производства, учебные заведения, исследовательские центры, крупные государственные проекты. Квалификация этой категории специалистов подтверждается наличием научных разработок, патентов, крупных достижений, изобретений в избранной отрасли [1].
Вместе с тем, определение «высококвалифицированный специалист» гармонично включается в
оценочный подход к обычным рабочим, педагогам, врачам и т.д. В этом случае нужен определенный уровень знаний, компетенции и продолжительная практика.
Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ [2] (ред. от 3 июля 2016 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности предполагают получения им заработной платы (вознаграждения), в размере, установленном законодательством [3].
При этом в 2016 г. [4] было оформлено 20,2 тыс. разрешений на работу высококвалифицированных специалистов, что меньше на 23% по сравнению с показателями 2015 г. Из них высококвалифицированным специалистам, прибывшим в порядке, требующем получения визы, — 16, 8 тыс. или 83,2% от общего количества оформленных разрешений на работу высококвалифицированных специалистов.
Разрешение на работу данной категории выдается на срок действия заключенного с ними трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на три года с возможностью неоднократного продления.
В случае если высококвалифицированным специалистом предполагается осуществление трудовой деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации, такому специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации.
В привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов есть свои положительные стороны:
• высококвалифицированные специалисты оформляются без учета квоты, и работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (не требуется размещать вакансию в территориальном центре занятости населения и не нужно подавать сведения о вакансии);
• высококвалифицированному специалисту разрешается при въезде в РФ на срок менее 90 дней
не вставать на миграционный учет (при пребывании более 90 дней необходимо встать на учет). • при подаче документов на разрешение на работу специалисту не нужно предоставлять медицинские сертификаты и документ о подтверждении владением русским языком. Высококвалифицированные специалисты не могут быть привлечены на следующие виды работ: на муниципальную службу; на должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ; в качестве члена экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; в качестве командира гражданского воздушного судна, если иное не установлено законодательством; на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ; на должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (за исключением ВКС, временно или постоянно проживающих в РФ) [5].
Кроме того, в отношении высококвалифицированных специалистов не применяется механизм квотирования. Также в соответствии с законодательством предусмотрена возможность совместного пребывания с высококвалифицированным специалистом членов его семьи.
Одновременно необходимо отметить, что высококвалифицированные специалисты и прибывшие в Российскую федерацию члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования или должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Обеспечение указанных гарантий получения медицинской помощи в течении срока действия, заключаемого с высококвалифицированным специалистом трудового или гражданско-правового договора, является обязательным условием указанного
трудового договора или существенным условием указанного гражданско-правового договора.
Прибывшим в Российскую Федерацию высококвалифицированным специалистам и членам их семей на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ по их заявлению в письменной форме территориальным органом МВД России может быть оформлен вид на жительство.
Вид на жительство, оформляемый иностранному гражданину как высококвалифицированному специалисту, и вид на жительство, оформляемый члену его семьи, выдается на срок действия разрешения на работу.
Решение о выдаче либо отказе в выдаче высококвалифицированному специалисту разрешения на работу принимается в течение 14 рабочих дней с момента подачи соответствующего ходатайства [6].
Работодатель, привлекающий высококвалифицированного специалиста обязан ежеквартально уведомлять территориальные органы ГУВМ МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной плате специалисту.
Привлекать высококвалифицированного специалиста можно, если условия его трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы в размере не менее 167 тыс. руб. из расчета за один календарный месяц (не менее 83,5 тыс. — для ВКС, являющихся научными работниками или преподавателями; 58,5 тыс. — для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны; 1 млн. руб. — для ВКС, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками); в розничной торговле высококвалифицированные привлекаются строго по должностям, указанным в перечне, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 сентября 2013 г. № 475н.
Перечень документов, необходимый для для первичного оформления разрешения высококвалифицированного специалиста:
• ходатайство работодателя (в нем необходимо отметить все сведения об иностранном гражданине и сведения о квалификации сотрудника);
• на ходатайство наклеивается цветная фотография иностранного гражданина размером 30х40 мм на матовой фотобумаге;
• гарантийное письмо (в котором прописывается обязательство о возмещении работодателем расходов, связанных с возможным административным выдворением иностранного гражданина);
• трудовой договор (в нем обязательно должно быть условие о том, что договор вступает в силу с момента получения разрешения на работу и одно из главных условий — работодатель обязуется оформить добровольное медицинское страхование).
• свидетельство ОГРН и ИНН;
• оригинал платежного поручения об оплате госпошлины за выдачу разрешения на работу;
• копия паспорта иностранного гражданина. Работодатели лишаются права в течении двух
лет привлекать таких специалистов, в случае, если они [7]:
• не исполнили принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом;
• представили поддельные или подложные документы.
При выявлении одного из указанных обстоятельств территориальные органы наделены полномочиями по принятию решения о запрете соответствующему работодателю привлекать высококвалифицированных специалистов.
Порядок принятия решения о запрете работодателю в течении двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов утверждены приказов МВД России [8].
Подводя итог, следует отметить, что привлекая на выполнение работ или оказание услуг высококвалифицированных специалистов, работодатель должен знать все особенности механизма привлечения данной категории иностранных граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Литература
1. Акимова С.А., Прудникова Т.А. Государственный контроль за миграционными процессами: Учебн. пособие // Спб.: Фонд «Университет», 2012.
2. Использование поисковой системы www. garant.ru
3. Акимова С.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): Учеб. пособие // М.: ЮНИ-ТИ- ДАНА: Закон и право, 2012.
4. Официальный сайт МВД России. www.mvd.ru
5. ПрудниковА.С. Незаконная миграция как источник угрозы для национальной безопасности России // Государственная служба и кадры. 2015. № 3.
6. Прудников А.С. Административная ответственность за нарушения правил режима государ-
ственной границы и других пограничных территорий // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5.
7. Конституционное право России: Учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др. // Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
8. Прудникова Т.А. Контроль в сфере миграции и его влияние на предупреждение незаконной миграции // Конституционное и государственное право. 2015. № 1.
УДК 342 ББК 67.401
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МАРИАННА ЕНОКОВНА ХОДЖОЯН,
соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются те специальные черты административного принуждения, которые характеризуют его в функциональном аспекте. Проведенный анализ позволяет установить, что эффективность административного принуждения снижается вследствие тех особенностей, которые оно приобретает в современных условиях.
Ключевые слова: принуждение, функции принуждения, административное право, административная ответственность, административное принуждение.
Abstract. The article considers the features of administrative coercion that characterize it in a functional aspect. The analysis allows to establish that the effectiveness of administrative coercion reduced because of the features that it acquires in modern conditions.
Keywords: coercion, coercion functions, administrative law, administrative liability, administrative coercion.
Административное право по своей природе является правом, функционально предназначенным для решения задач государственного управления. Данное обстоятельство не может не повлиять на функциональные свойства административного при-
нуждения. Однако, четкое понимание того, чем специфично административное принуждение в функциональном плане, отсутствует.
Прежде всего, анализ специальной литературы позволяет обнаружить отсутствие единого обще-