Научная статья на тему 'Особенности административно-правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации'

Особенности административно-правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
927
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ПРАВА / МИГРАЦИЯ / РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ / LABOUR MIGRATION / LEGAL STATUS OF MIGRANT WORKERS / SOCIAL AND LABOUR RIGHTS / MIGRATION / WORK PERMIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

В данной статье рассматриваются основные причины и последствия трудовой миграции в Российской Федерации. Определена динамика трудовой миграции и раскрыты особенности правового статуса трудящихся-мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of administrative-legal regulation of labour migration in the Russian Federation

This article discusses the main causes and consequences of labour migration in the Russian Federation. The dynamics of labour migration and the specifics of the legal status of migrant workers.

Текст научной работы на тему «Особенности административно-правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации»

УДК 34.2 ББК 67.4

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,

Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор

E-mail: prudi1@rambler.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные причины и последствия трудовой миграции в Российской Федерации. Определена динамика трудовой миграции и раскрыты особенности правового статуса трудящихся-мигрантов.

Ключевые слова: трудовая миграция; правовой статус трудящихся мигрантов; социальные и трудовые права; миграция; разрешение на работу.

Abstract. this article discusses the main causes and consequences of labour migration in the Russian Federation. The dynamics of labour migration and the specifics of the legal status of migrant workers.

Keywords: labour migration; the legal status of migrant workers; social and labour rights; migration; work permit.

Трудовую миграцию можно охарактеризовать как динамический процесс по временному осознанному переселению населения с целью получения определенного заработка и возвращения на свою родину. При этом, наиболее значимыми признаками трудовой миграции являются: целевая направленность, добросовестность, добровольность и возвратность. Основными причинами трудовой миграции служат: безработица в странах с избыточным населением или низким уровнем социально-экономического развития; низкий уровень доходов трудящихся-мигрантов в своей стране, что заставляет их искать заработок в других государствах; всемирная глобализация — расширение и углубление хозяйственных и культурных связей между государствами1.

Рассмотрение разных точек зрения на определение понятия трудовой миграции, а также выявление многообразия ее классификаций, позволяет сделать следующие выводы:

• во-первых, разнообразные подходы к дефиниции понятия трудовой миграции обусловлены многими факторами при реализации данного яв-

ления в общественной жизни, которые зависят как от внешних воздействий, так и от субъективного желания самого трудящегося-мигранта;

• во-вторых, следует отметить, что трудовая миграция сегодня находится на этапе достаточного правового урегулирования со стороны Российской Федерации, так и на международном уровне.

• в-третьих, трудовая миграция является одновременно как негативным явлением, так и позитивным. В процессе миграции, страны, из которых мигрирует рабочая сила, несут экономические потери от утраты квалифицированных специалистов. В странах, в которые пребывает рабочая сила, наоборот, улучшается качество рабочей силы, происходит гармонизация рынка труда и экономия на подготовки специалистов. Государственное управление в сфере миграции

населения предполагает обращение к ключевым во-просам2 — уточнению категориального аппарата в сфере регулирования миграционных процессов. Правовой статус уполномоченных органов по ре-

гулированию миграционными процессами, в том числе и в сфере трудовой миграции, любого государства связан с реализацией предметов ведения, возложенных на них государством. Устанавливая компетенцию того или иного уполномоченного органа по регулированию миграционных процессов, государство уполномочивает его на совершение определенных действий, вводя, таким образом, его деятельность в определенные рамки.

К функциям государственных органов в области трудовой миграции относятся не только охрана и защита прав и свобод трудящихся-мигрантов, но и оказание им помощи в реализации этих прав и свобод. Указанные действия они обязаны осуществлять как по собственной инициативе, так и по требованию трудящегося-мигранта, который наделен правом самостоятельно осуществлять защиту нарушенных прав и свобод3. В сочетании с правовыми принципами, средствами, процедурами, формами и методами деятельности, предназначенными для реализации прав и свобод трудящегося-мигранта, система государственных органов образует правовой механизм, обладающий своими особенностями.

С 2015 г. для иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, изменился порядок привлечения к трудовой деятель-ности4. Данная категория осуществляет трудовую деятельность на основании патента. Кроме того, в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе граждане —государств участников данного договора осуществляют трудовую деятельность без разрешительных документов.

За 2016 г. оформлено свыше 250 тыс. бланков разрешений на работу5.

При оформлении разрешений на работу основными профессиями, указанными в бланках разрешений женщинами, являлись специалист, швея, менеджер, подсобный рабочий, массажист, повар.

Мужская часть трудовых мигрантов в основном оформляет разрешения на работу по профессиям каменщик, специалист, штукатур, бетонщик, подсобный рабочий, плотник.

Основные профессии, по которым оформляются разрешения на работу для квалифицированных специалистов: техник-технолог, генеральный директор предприятия, инженер-технолог. По данным профессиям разрешения на работу в основном оформ-

ляют граждане Китая, Турции, Индии. За 2016 г. более 49 тыс. иностранным гражданам оформлены разрешения на работу в качестве высококвалифицированных специалистов6.

Для осуществления трудовой деятельности в реализации проекта «Сколково» высококвалифицированным специалистам оформлено свыше 1000 разрешений на работу.

За 2016 г. оформлен свыше 1,5 млн. патентов для работы у юридических лиц. Более половины патентов выдано гражданам Узбекистана, далее следуют граждане Таджикистана, Украины, Молдовы и Азербайджана7.

Среди прав трудящихся-мигрантов право на труд занимает одно из важнейших мест. Нарушение этого права затрагивает жизненно важные интересы мигранта, прежде всего, право на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, право на отдых, право на охрану труда и техники безопасности, право на повышение квалификации, на материальное обеспечение в случае нетрудоспособности и др. Факты нарушения трудового законодательства и социально-трудовых прав мигрантов распространены. Наиболее часто встречающимися нарушениями трудовых прав являются несвоевременная выплата заработной платы, предоставление трудового отпуска меньшей продолжительности, чем это установлено законом, незаконное увольнение с работы, нарушение правил охраны труда и техники безопасности и др8.

В серьезную социальную проблему превратилось состояние условий и охраны труда трудящихся-мигрантов. Все это говорит о том, насколько сегодня актуальна тема защиты социальных и трудовых прав иностранных работников и как важно организациям, должностным лицам и самим трудящимся-мигрантам соблюдать требования законодательства о труде.

Правовые отношения с иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на территории Российской Федерации, строятся на основании законодательства РФ, и на иностранных работников в полной мере распространяется действие Трудового Кодекса РФ, а также других нормативных актов и законов РФ. Нарушение прав иностранного работника, в том числе социальных и трудовых, влечет за собой административную или

уголовную ответственность в той же мере, как и в

" о

отношении российских граждан9.

Для целенаправленного определения развития законодательства в области трудовой миграции необходимо нормативно закрепить основные принципы и приоритеты миграционной политики на законодательном уровне.

В регулировании миграционных процессов и обеспечении прав трудящихся-мигрантов трудно переоценить роль органов местного самоуправления, поскольку миграция напрямую затрагивает интересы муниципальных образований. Так, в частности, адаптация и интеграция трудящихся-мигрантов на территории муниципальных образований показывает, как власть на местах реализует государственную миграционную политику о привлечении на территорию Российской Федерации высококвалифицированных специалистов.

Основным полномочием органов местного самоуправления является владение и распоряжение объектами муниципальной инфраструктуры по адаптации и интеграции иностранных граждан.

Хотелось бы отметить, что впервые достаточно широкие полномочия по регулированию вопросов привлечения иностранной рабочей силы были переданы в субъекты Российской Федерации.

Это прежде всего полномочия по определению стоимости патента, определению организаций, уполномоченных на оказание содействия в осуществлении государственной услуги по оформлению патентов, организаций, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования иностранцев и экзамена по русскому языку, знанию основ культуры и законодательства России.

Также субъект вправе принять решение об указании в патенте должности иностранного гражданина, ограничить право привлечения иностранцев по отдельным видам экономической деятельности, а также принять решение о приостановлении выдачи патентов.

В заключении необходимо отметить, что в целях урегулирования трудовых отношений с участием трудящихся-мигрантов представляется целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации с целью трудоустройства. В Трудовом кодексе РФ необходи-

мо предусмотреть одинаковые права и обязанности работников-мигрантов и иных категорий работников; ужесточить контроль государства за деятельностью организаций по найму работников для осуществления трудовой деятельности; запретить дискриминацию в отношении трудящихся мигрантов; урегулировать в рамках Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества законодательство по борьбе с незаконными мигрантами.

Литература

1. Акимова С.А. Конституционно-правовая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 4.

2. Акимова С.А. и др. Правовое регулировании трудовой миграции: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3. Прудников А.С. История становления и развития судебной власти в концепции теории разделения властей // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 52—54.

4. Прудников А.С. О некоторых проблемах реализации программы добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 81—83.

5. Прудников А.С. Обеспечение органами внутренних дел безопасности личности // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 82—84.

6. Прудникова Т.А. Конституция как основа реализации и защиты прав соотечественников в России // Вестник Московского университета МВД России. Юбилейный выпуск. 2013. № 6.

7. Прудникова Т.А. Защита прав и свобод трудящихся-мигрантов и ее закрепление в конституциях различных государств // 20-летие Конституции РФ. Становление, проблемы и тенденции развития: Сб. статей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014.

1 Акимова С.А. Конституционно-правовая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 4.

2 Акимова С.А. и др. Правовое регулировании трудовой миграции: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3 Прудников А.С. Обеспечение органами внутренних дел безопасности личности // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 82—84.

4 www.mvd.ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

5 www.mvd.ru

6 www.mvd.ru

7 www.mvd.ru

8

Прудникова Т.А. Защита прав и свобод трудящихся-мигрантов и ее закрепление в конституциях различных государств // 20-летие Конституции РФ. Становление, проблемы и тенденции

развития: сборник статей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014.

9 Прудников А.С. История становления и развития судебной власти в концепции теории разделения властей // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 52—54.

УДК 34.2 ББК 67.4

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПРУДНИКОВА,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: prudi1@rambler.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право,

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация: В данной статье раскрывается механизм привлечения высококвалифицированных специалистов на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, права и обязанности работодателя в этой сфере и правовой статус иностранных граждан, привлеченных в качестве данной преференциальной категории.

Ключевые слова: hаботодатель, высококвалифицированный специалист, иностранный гражданин, разрешение на работу, трудовая деятельность.

Abstract. the article reveals the mechanism of attracting highly qualified specialists to conduct labour activities in the territory of the Russian Federation, the rights and obligations of the employer in this area and the legal status of foreign citizens has been implicated as the preferential category.

Keywords: еmployer. highly skilled, foreign nationals, work permits, employment.

Особо следует выделить одну из категорий — высококвалифицированных специалистов, как одну из наиболее преференциальных категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность. По традиции, к высококвалифицированным специалистам мы относим ученых, преподавателей или научных сотрудников на должностях высокого уровня, а также рядовых специалистов и руководителей с особым профессиональным опы-

том. Чаще всего именно в них нуждается наука, высокоточные производства, учебные заведения, исследовательские центры, крупные государственные проекты. Квалификация этой категории специалистов подтверждается наличием научных разработок, патентов, крупных достижений, изобретений в избранной отрасли [1].

Вместе с тем, определение «высококвалифицированный специалист» гармонично включается в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.