Научная статья на тему 'Миграционные процессы в современной России'

Миграционные процессы в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
957
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН / ПРАВОВОЙ СТАТУС МИГРАНТА / MIGRATION / MIGRATION PROCESSES / PUBLIC POLICY / MOVEMENT OF CITIZENS / LEGAL STATUS OF THE MIGRANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна, Акимова Светлана Анатольевна

Раскрывается понятие, сущность и значение «миграции» и «миграционных процессов» на современном этапе в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration processes in contemporary Russia

The article reveals the concept, nature and significance of «migration» and «migration processes» at the present stage in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы в современной России»

УДК 342 ББК 67

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПРУДНИКОВА,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: prudi1@rambler. ru; СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА АКИМОВА, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается понятие, сущность и значение «миграции» и «миграционных процессов» на современном этапе в Российской Федерации.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, государственная политика, перемещение граждан, правовой статус мигранта.

Abstract. The article reveals the concept, nature and significance of «migration» and «migration processes» at the present stage in the Russian Federation.

Keywords: мigration, migration processes, public policy, movement of citizens, legal status of the migrant.

Миграционные процессы, по своей сути, имеют социальные и политические элементы, что дает основание для теоретической разработки и практической оценки их влияния на социально-политическое развитие общества и государства [1].

Различные подходы к пониманию миграции в научных изданиях, определяют в качестве существенного признака — перемещение населения. Анализ справочной литературы дает основание для следующих выводов.

Во-первых, необходимо различать в рамках содержания термина «миграция», эмиграцию (выезд, перемещение за пределы) и иммиграцию (въезд). Во-вторых, миграция делится на внутреннюю (перемещения в масштабах одного государства) и внешнюю (перемещения из одного государства в другое) [2].

Исходя их сказанного, можно предположить, что миграция населения есть территориальное перемещение граждан из одного государства в другое по различным основаниям. На эмпирическом уровне

миграция всегда есть движение, территориальное перемещение, мобильность населения, а на теоретическом уровне ее можно рассматривать как количественно-качественную величину жизнедеятельности населения. Однако понятие «миграция», закрепленное в законе, отсутствует. Дело в том, что и в иных источниках данный термин не содержится, а используются близкие по смыслу термины, такие как «нелегальный въезд», «пребывание», «репатриация», «ассимиляция», «высылка», «массовый приток», «выезжающие в неорганизованном порядке» и др.

Это тем более парадоксально, что применительно к национальному законодательству отсутствие законодательного закрепления понятия «миграция» не допустимо, так как достаточно часто употребляется в нормативно-правовых актах [4].

Все вышеуказанные понятия производны от термина «миграция», хотя они законодательно не закреплены. Однако к нему добавляются и некоторые специфические признаки, отражающие применение

данного термина к административно-правовой сфере [5]. Иными словами, при неизменности сущностного признака переселения людей в общем семантическом значении миграции следует вкладывать и некоторые другие признаки, наиболее концентрированно отражающие юридическую специфику.

Говоря об особом значении категории «миграция», необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, в целях последовательного обеспечения федеральной миграционной политики и реализации различных программ требуется четкое определение ее содержания и объема предмета регуляции.

Во-вторых, для установления границ деятельности МВД России необходимо четко определить предметы ее регулирования.

В-третьих, вследствие связи миграционных отношений с правоотношениями института гражданства необходимо четкое определение правомочий МВД России в сфере передвижения граждан и иностранцев. Анализ миграционных потоков свидетельствует о том, что часть мигрантов составляют также лица без гражданства, а значит, именно на Российскую Федерацию они возлагают надежды в отношении его приобретения.

В-четвертых, нормативное деление миграции на «законную» и «незаконную», а мигрантов — на «легальных» и «нелегальных» невозможно без адекватной трактовки понятия «миграция».

В-пятых, существование законодательства в сфере миграции, имеющего свой самостоятельный предмет регулирования, и, как следствие, существование правоотношений в данной сфере влияют на модифицирование содержания понятия «миграция», наполняя его новыми юридическими признаками.

В-шестых, четкое законодательное (на уровне международного и национального права) определение специальных правовых статусов беженца и вынужденного переселенца связано с закреплением в законе понятия «миграция».

И наконец, в-седьмых, конкретная связь с такими правовыми институтами, как место жительства и место пребывания, также вынуждает иметь единое понятие «миграция».

Отмеченные обстоятельства говорят не столько о юридическом значении термина «миграция», сколько

о необходимости разработки его общего понятия: правового регулирования отношений в сфере миграции.

Исходя из изложенного, можно предложить, следующее определение миграции применительно к сфере административно-правового регулирования. Миграция — это совокупность общественных отношений, урегулированных административно-правовыми нормами, связанных с пересечением гражданами как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований независимо от воздействующих факторов с целью обретения ими нового административно-правового статуса.

К основным существенным признакам могут быть добавлены и дополнительные, связанные с гражданством, пересечением государственной границы, обретением места жительства или пребывания. Однако они носят частный характер и отражают детали административно-правового регулирования отношений миграционного процесса.

Уточнение разновидностей миграций важно для понятия элементов и сущности миграционного процесса. В юридической литературе встречаются несколько разновидностей перемещений, передвижений граждан: безвозвратное, сезонное и маятниковое. С их точки зрения, эти передвижения граждан имеют определенное значение для социально-экономического развития общества и относятся к личным и вещественным факторам производства. А также они влияют на перераспределение трудовых ресурсов.

Исходя из изложенного, можно выделить следующие разновидности миграционных процессов:

• внутригосударственные — то есть реализуемые в пределах одной территории;

• межгосударственные — осуществляемые за пределы территории, которую занимают представители различных национальностей.

Как правило, миграционный процесс — ряд элементов, которые представляют собой перемещение определенной категории граждан, совершаемые во времени и изменением его в пространстве. Для каждой территориальной совокупности людей миграционный процесс есть двоякое движение: выбытия и прибытия определенной категории граждан, связанной с сменой постоянного места жительства, если это является их переселением.

Миграционный процесс является как фактором (от лат. factor — делающий, производящий), ибо

№ 2 / 2017

Вестник экономической безопасности

151

его можно определять, как одну из составляющих, влияющих на изменение социально-экономических отношений на той или иной административно-территориальной единице.

Основными элементами сущности миграционного процесса можно назвать: характер воздействия; время воздействия; влияние его изменение этноса населения; свойства воздействия (постоянно, кратковременно, единовременно). Все эти элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Миграционный процесс как функцию (от лат. function — исполнение, осуществление, соответствие), по нашему мнению, можно рассматривать как:

• его влияние на общественные отношения общества и государства;

• связь миграционного процесса с различными производственными сферами его жизнедеятельности и их взаимозависимости;

• влияние на изменение этноса данной территории.

Важным моментом является построение системы воздействия ситуации на миграционный процесс. При этом прежде всего следует выделять основное (или основные) воздействие, что, конечно, не принижает значимости остальных воздействий5.

Совокупность миграционных процессов, осуществляемых в соответствии с миграционным законодательством России, образует особый вид правовых отношений — миграционные правоотношения [6]. Субъектами данных правоотношений являются трудящиеся-мигранты и органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица МВД России.

В большинстве случаев миграция порождает новый административно-правовой статус. Это может быть статус беженца или вынужденного переселенца. Поэтому необходимо разработать общий правовой статус — трудящегося-мигранта, приняв во внимание деление мигрантов на легальных и нелегальных.

Так в 2016 году миграционный прирост населения России уменьшился на 31,2 тыс. человек, или на 12,7%, что произошло в результате возросшего числа выбывших из Российской Федерации (на 43,2 тыс. человек, или на 15,3%), в том числе за счет эмигрантов в государства-участники СНГ на

40,5 тыс. человек, или на 17,1% [8]. Это связано в основном с возвращением к постоянному месту жительства мигрантов, ранее зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.

Изучив отчет ГУВМ МВД РФ за 2016 год, можно отметить относительную стабильность миграционных потоков в Российской Федерации [8].

В завершении необходимо подчеркнуть, что Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, направлена на оптимизацию миграционных потоков в Российской Федерации и является базой для совершенствования государственной миграционной политики в современных условиях.

Литература

1. Акимова С.А. Конституционно-правовая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 4.

2. Акимова С.А. Правовое регулировании трудовой миграции. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г.

3. Прудников А.С. История становления и развития судебной власти в концепции теории разделения властей // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 52—54.

4. Прудников А.С. О некоторых проблемах реализации программы добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 81—83.

5. Прудников А.С. Обеспечение органами внутренних дел безопасности личности // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 82—84.

6. Прудникова Т.А. Конституция как основа реализации и защиты прав соотечественников в России // Вестник Московского университета МВД России. Юбилейный выпуск. 2013. № 6.

7. Прудникова Т.А. Защита прав и свобод трудящихся-мигрантов и ее закрепление в конституциях различных государств // 20-летие Конституции РФ. Становление, проблемы и тенденции развития: сборник статей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014.

8. URL://https//www.mvd.ra

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.