СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 4/2016
В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM - OPEN ACCESS - 37
Юридические науки
УДК 342.9
Научная специальность 12.00.14 — Административное право; административный процесс
МИГРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
Е.А. Малышев*
Аннотация. Рассмотрены различные научные подходы к определению сущности миграции. Обоснована авторская позиция по отношению к многообразию определений миграции, предлагается законодательное закрепление дефиниции «миграция». Приведена классификация миграции в зависимости от потребности в правовом регулировании.
Ключевые слова: миграция, миграционный поток, мигрант, типология миграции, правовое регулирование.
MIGRATION AS AN OBJECT OF LEGAL REGULATION: ESSENCE, DEFINITION, CLASSIFICATION
E.A. Malyshev*
Abstract. The article discusses the various scientific approaches to defining the essence of migration. Substantiates the author's position in relation to the manifold of definitions of migration, proposed legislative strengthening the definition of «migration». The classification of migration depending on the need for legal regulation.
Keywords: migration, the migration flow, migrant, typology of migration, legal regulation.
В настоящее время миграция — неизбежное социальное и правовое явление, сопутствующее изменению качества жизни населения всех стран. Она, прежде всего, направлена на реализацию естественного права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Мировой миграционный кризис, начавшийся в Европе в 2015 г. является наглядным примером неоднозначного отношения к миграции населения, особенно, когда под видом беженцев, в страны Западной Европы въезжают тысячи незаконных, в том числе скрытых экономических мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Особое место в миграционных процессах глобализирующегося мира занимают потоки внешней трудовой миграции. Глобализация как политико-экономический феномен выражается в формировании не только глобальных рынков товаров, услуг и капитала, но и рынка труда. Иными словами, глобализация неразрывно связана со свободным перемещением рабочей силы. Именно свобода перемещения трудовых ресурсов и оказывается наиболее проблемным моментом, поскольку непо-
средственно затрагивает не только экономические, но и политические, социальные, демографические, а также социокультурные аспекты принимающих обществ.
Миграция существует с древнейших времен. При этом многогранность миграции и сложившиеся в связи с этим расхождения в теоретических подходах к его исследованию привели к формированию различных трактовок этого понятия.
Термин «миграция» (от фр. migration, нем. migration) — переселение, перемещение (например, населения внутри страны или из одной страны в другую) [7, с. 443].
Большой Российский энциклопедический словарь содержит следующее определение: «миграция» — перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства [3, с. 944].
С.В. Рязанцев, формулируя понятие «миграция» как перемещение или переселение, указывает, что перемещение и переселение — не синонимы. Он подчеркивает, что Л.Л. Рыбаковский дал определение миграции, которое на долгие годы вошло в научный оборот. Территориальные перемещения, совершающиеся между
* Малышев Евгений Александрович,
начальник кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, доцент
Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России
Контакты: ул. Генерала Галицкого д. 30, Калининград, Россия, 236039 E-mail: [email protected]
* Evgeniy A. Malyshev,
head of the criminal process department, PhD in law, associate professor,
Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Contacts: ul. Generala Galitskogo d. 30, Kaliningrad, Russia, 236039 E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 4/2016 Юридические науки
разными населенными пунктами или регионами, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляют собой миграцию в широком значении этого слова. Данный широкий подход закрепился в последнее время в науке. В узком значении слова миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, т.е. переселение. Переселение должно отвечать двум условиям: во-первых, население перемещается между населенными пунктами; во-вторых, перемещения обязательно сопровождаются сменой постоянного места жительства [16, с. 17].
Рассмотрим определения понятия «миграция», встречающиеся в отечественной юридической литературе.
Б.В. Россинский под миграцией понимает «перемещение населения в пределах одной страны или из одной страны в другую» [15, с. 323].
О.Н. Веретенникова предлагает следующее определение: «Миграция — юридический факт, представляющий собой совокупность складывающихся между субъектами миграционного права, в том числе государством въезда и выезда и мигрантами (иммигрантами, эмигрантами, реэмигрантами и т.д.), в процессе территориальных перемещений последних административно-правовых отношений, требующих административно-правового регулирования, которое в обязательном порядке влечет за собой приобретение мигрантами нового административно-правового статуса» [4, с. 18].
Т.Н. Балашова отмечает, что «под миграцией следует понимать совокупность правовых отношений, возникающих при планировании и территориальном пересечении гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории в иных целях, обусловленную государственным регулированием, реализацией личных интересов и, как правило, влекущую приобретение нового правового статуса» [2, с. 10].
Как видим, авторы вышеуказанных определений понятия «миграции» обоснованно указывают на то, что в процессе миграции ее субъекты — мигранты приобретают новый правовой статус. Между тем с указанными утверждениями следует согласиться частично, так как согласно теории административного права, «.. .административно-правовые отношения возникают, изменяются, или прекращаются на основании административно-правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них.» [13, с. 218]. Таким образом, в процессе миграции «мигрант» как субъект миграционных отношений не
только приобретает новый правовой статус, но может его изменить, или прекратить.
Приведенные юридически значимые определения понятия миграция позволяют выделить следующие его признаки [8, с. 15]:
• миграция— это совокупность правоотношений;
• миграция — это контролируемое государством территориальное перемещение российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства;
• миграция связана с приобретением нового правового статуса мигранта, его изменением или прекращением;
• миграция—это регулируемое государством территориальное перемещение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Определение миграции, имеющее доктринальный характер будет звучать следующим образом: миграция —это социально-правовое явление, связанное с территориальным перемещением по различным причинам лиц через границы страны или ее территориально-административные единицы, со сменой ими постоянного места жительства или временного пребывания, характеризующееся совокупностью правоотношений, как правило, влекущих приобретение, изменение или прекращения правового статуса мигранта [9, с. 13].
Отметим, что миграция как социально-правовое явление складывается из нескольких различающихся по своим характеристикам миграционных потоков. Термин «миграционный поток» впервые был применен в Указе Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе» [17], где разд. 1.3 давал характеристику миграционных потоков. В данной Программе отмечалось, что регулирование процессов миграции на территории Российской Федерации, позволяет условно выделить пять основных миграционных потоков: вынужденная миграция; внешняя миграция; внешняя трудовая миграция; незаконная миграция; внутренняя миграция.
В последующем термин «миграционный поток» использовался и в уточненной Федеральной миграционной программе от 3 августа 1996 г. № 935 [11].
Е.В. Галуза, выделяя собственно юридический аспект миграции, подчеркивает, что она связана с возможностью лица: во-первых, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (внутренняя миграция); во-вторых, въезжать в страну и покидать ее территорию (внешняя миграция) [5, с. 15].
Т.А. Прудникова считает, что миграцию можно классифицировать по нескольким основаниям. По причинам миграции: добровольная или вынужденная. По типу миграции: внешняя или внутренняя. По виду миг-
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 4/2016 Юридические науки
рации: возвратная или безвозвратная. По степени легализации миграции: законная или незаконная [12, с. 13].
П.Б. Музыченко делает вывод, что «регулирование процессов миграции на территории Российской Федерации, включая въезд и выезд, позволяет выделить пять основных миграционных потоков: вынужденная миграция (может быть внешняя и внутренняя); внешняя миграция (может быть добровольная, в том числе экономическая, и вынужденная, а также возвратная и безвозвратная); внешняя трудовая миграция (относится к внешней, добровольной и возвратной, может быть незаконной); незаконная миграция (может быть внешней и внутренней, а по причинам — вынужденной и незаконной); внутренняя (социально-экономическая) миграция (может быть добровольной и вынужденной, возвратной и безвозвратной)» [10, с. 23]. Приведенная автором классификация достаточно полно характеризует юридические аспекты миграции населения.
Миграция как социальное и правовое явление отличается значительным разнообразием и имеет все необходимые предпосылки для классификации. Ученые-юристы акцентируют внимание на классификации миграции в зависимости от потребности в правовом регулировании тех или иных ее видов. В этой связи они все виды миграций делят на подлежащие правовому регулированию и не регулируемые правом виды миграции.
Отметим, что классификация миграции приводится и в нормативно-правовых актах. Так, например, в постановлении Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 935 «Об уточнении Федеральной миграционной программы» говорится, что миграция может различаться: по причинам — добровольная или вынужденная; по типу—внешняя или внутренняя; по виду—возвратная или безвозвратная.
В Федеральной миграционной программе на 19982000 гг. [14] приводится следующая классификация миграции: по причинам — добровольная или вынужденная; по типу — внешняя и внутренняя.
Таким образом, считаем, что миграция может быть классифицирована по следующим основаниям: по типу, в зависимости от пересечения лицом государственной границы страны — внешняя или внутренняя миграция;
по причинам, побудившим осуществить перемещение — добровольная или вынужденная миграция; по виду, в зависимости от времени пребывания мигранта в новом месте жительства — возвратная (временная), в том числе краткосрочная и долгосрочная или безвозвратная (постоянная) миграция; по частоте территориального перемещения — регулярная (приграничная и вахтовая) или нерегулярная (сезонная) миграция; в зависимости от степени государственного регулирования — регулируемая или нерегулируемая миграция; по правовым основаниям перемещения— законная или незаконная миграция.
Приведенные критерии классификации миграции применимы для основных миграционных потоков: вынужденной; внешней; внешней трудовой; незаконной; внутренней миграции.
Несмотря на то, что за последние годы был принят ряд правовых мер, призванных оптимизировать правовое регулирование миграции, в указанной сфере остается еще много нерешенных проблем [6, с. 211, 212]. По-прежнему остается не закрепленным в российском законодательстве определение понятия «миграция».
Ю.Е. Аврутин констатирует, что «...практически во всех отраслях права существует значительное число доктринальных понятий и дефиниций, которые не имеют легального закрепления, например, понятие «правоохранительная деятельность» широко используется в научной литературе, но его законодательная дефиниция отсутствует...» [1, с. 5].
Соответственно требует законодательного закрепления понятие «миграция», которое употребляется в научной литературе, но его законодательная дефиниция отсутствует.
В порядке обобщения изложенного выше сделаем вывод о том, что в юридическом значении понятие миграция — социально-правовое явление, связанное с территориальным перемещением по различным причинам лиц через границы страны или ее территориально-административные единицы, со сменой ими постоянного места жительства или временного пребывания, характеризующееся совокупностью правоотношений, как правило, влекущих приобретение, изменение или прекращения правового статуса мигранта.
Литература/References
1. Аврутин Ю.Е. К вопросу о понятиях и дефинициях в административно-правовой теории и практике // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 4-8. [Avrutin YE. On the question of concepts and definitions in the administrative-legal theory and practice. Administrativnoe pravo i protsess. 2013(9):4-8. Russian].
2. Балашова Т.Н. Конституционно-правовое регулирование миграции в современной России: проблемы теории и практики: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. Пенза, 2010. 463 с. [Balashova TN. Constitutional and Legal Regulation of Migration in Modern Russia: Problems of Theory and Practice [PhD]. Penza: Penza State Univ.; 2010. 463 p. Russian].
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 4/2016
Юридические науки
Литература/References (окончание)
3. Большой Российский энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». М., 2003. [Great Russian Encyclopedic Dictionary. Moscow: Nauchnoe izdatel'stvo «Bol'shaya Ros-siyskaya entsiklopediya»; 2003. Russian].
4. Веретенникова О.Н. Административно-правовое регулирование внешней миграции в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. 207 c. [Veretennikova ON. Administrative and Legal Regulation of External Migration in the Russian Federation [PhD]. Ekaterinburg: Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2009. 207 p. Russian].
5. Галуза Е.В. Правовое регулирование миграции и обеспечение ее правомерного осуществления: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2003. 205 c. [Galuza EV. Legal regulation of migration and ensuring its lawful implementation [PhD]. Rostov n/D.: Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2003. 205 p. Russian].
6. Доклад Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 2009 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации, 2010. [Report of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation 2009 «On the state of legislation in the Russian Federation». Mironov SM, Burbulis GE, editors. Moscow; 2009. Russian].
7. КрысинЛ.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2008. 864 с. [Krysin LP. Illustrated dictionary of foreign words. Moscow: Eksmo; 2008. 864 p. Russian].
8. Малышев Е.А. Административно-правовые средства регулирования внешней трудовой миграции в Российской Федерации: Моногр. Калининград: Калининградский филиал СПбУ МВД России, 2014. 193 с. [MalyshevEA. Administrative and legal means to regulate external labor migration in the Russian Federation. Kaliningrad: Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2014. 193 p. Russian].
9. Малышев Е.А. Регулирование внешней трудовой миграции административно-принудительными мерами: Моногр. М.: Инфра-М, 2016. 200 с. [MalyshevEA. Regulation of external labor migration by administrative-compulsory measures. Moscow: Infra-M; 2016. 200 p. Russian].
10. Музыченко П.Б. Административно-правовая информациология паспортно-визовой работы при регулировании миграционных процессов в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2002. [Muzychenko PB. Administrative and legal information of passport and visa work in the regulation of migration processes in the Russian Federation [PhD]. Khabarovsk: Khabarovsk State Technical University; 2002 Russian].
11. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 935 «Об уточнении Федеральной миграционной программы» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4177. [On the clarification of the Federal Migration Program, resolution of the Government of the Russian Federation No. 35 (Aug. 3, 1996). Russian].
12. Прудникова Т.А. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. Теоретико-методологические аспекты: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 152 с. [Prudnikova TA. Migration processes and their impact on public and national security. Theoretical and methodological aspects. Moscow: Yuniti-Dana; 2011. 152 p. Russian].
13. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 320 с. [Popov, LL, Migachev, YI, Tikhomirov, SV. Public administration and the executive: content and ratio. Moscow: Norma, Infra-M; 2011. 320 p. Russian].
14. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 (с изм. от 30 декабря 2000 г.) «О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5406. [On the Federal Migration Program for 1998-2000, resolution of the Government of the Russian Federation No. 47 (Dec. 30, 2000). Russian].
15. Россинский Б.В. Административные правонарушения: Энциклопедический словарь. М.: Норма, 2003. 448 с. [Rossinskiy BV. Administrative violations: Encyclopaedic dictionary. Moscow: Norma; 2003. 448 p. Russian].
16. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М.: Формула права, 2007. 576 с. // URL://http://old.ryazantsev.org/book1-8.pdf [RyazantsevSV. Labor migration in the CIS and Baltic countries: trends, consequences, regulation. Moscow: Formula prava; 2007. 576 p. Russian].
17. Указ Президента РФ oт 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе» // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 2065. [About the Federal Migration Program, Decree of the Russian President No. 1668 (Aug. 9, 1994). Russian].
© ®
© Малышев Е.А./Malyshev E.A., 2016. Это произведение распространяется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. [This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License].