Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционными процессами в Республике Беларусь'

Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционными процессами в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / THE REPUBLIC BELARUS / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MIGRATION PROCESSES / COMPETENT AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

В статье исследуется современные миграционные отношения в Республике Беларусь, особенности деятельности белорусских уполномоченных органов в сфере миграции, выявлены основные проблемы в различных направлениях миграционной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal bases of activity of authorized bodies in the sphere of migration on the regulation of migration processes in the Repuclic Belarus

The article is devoted to modem migration relations in Belarus, the activities of the Belarus authorized bodies in the sphere of migration, identified the main problems in various areas of the migration sphere.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционными процессами в Республике Беларусь»

УДК 34.2 ББК 67.4

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ

В СФЕРЕ МИГРАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,

Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: prudi1@rambler.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс. Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье исследуется современные миграционные отношения в Республике Беларусь, особенности деятельности белорусских уполномоченных органов в сфере миграции, выявлены основные проблемы в различных направлениях миграционной сферы.

Ключевые слова: миграция, уполномоченные органы, Республика Беларусь, миграционные процессы.

Annotation. The article is devoted to modem migration relations in Belarus, the activities of the Belarus authorized bodies in the sphere of migration, identified the main problems in various areas of the migration sphere.

Keywords: migration, competent authorities, the Republic Belarus, migration processes.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере миграции направлена на оптимизацию административно-правового регулирования потоков миграции, защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. В национальном законодательстве четко определены полномочия в области миграции Президента, Совета Министров, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Департамента по гражданству и миграции и подразделений по гражданству и миграции и иных государственных органов1.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области миграции. Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает ее реализацию, а органы внутренних дел осуществляют комплекс мер по ее реализации.

В 2004 г. в Республике Беларусь образован Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, одной из задач которого является разработка и осущест-

вление мер, направленных на реализацию законодательства о внешней трудовой миграции. Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь: участвует в реализации единой государственной политики; осуществляет взаимодействие с международными организациями; принимает совместно с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь участие в разбирательстве случаев нарушения прав трудящихся-эмигрантов, являющихся гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь.

В период становления Республики Беларусь как независимого, суверенного государства одной из первоочередных задач явилось формирование атрибутов государственности, обеспечение реализации прав граждан на свободу передвижения и выезда за границу, создание собственной системы учета на-

селения во всех его социально-экономических проявлениях.

Для реализации указанных задач, относящихся к деятельности Министерства внутренних дел, приказами МВД Республики Беларусь от 10 ноября 1993 г. в составе милиции общественной безопасности и специальной милиции была создана паспортно-визовая служба, а при МВД и УВД облисполкомов Республики Беларусь — бюро по паспортизации населения2.

Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь» на базе департамента по миграции Министерства труда и социальной защиты и структурных подразделений Министерства внутренних дел, ведающих вопросами паспортно-визовой службы и миграции, образован Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь3.

В соответствии со ст. 2 Закона № 263-3 от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» одной из основных задач, возлагаемых на органы внутренних дел, является участие в реализации государственной политики в области гражданства, миграции и регистра населения.

Следует указать, что согласно ст. 11 Закона об ОВД систему органов внутренних дел образуют организационно:

• Министерство внутренних дел (центральный аппарат);

• территориальные органы внутренних дел — главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и подчиненное ему управление внутренних дел по охране Минского метрополитена, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты;

• учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;

• функционально:

• милиция;

• подразделения по гражданству и миграции;

• подразделения охраны;

• подразделения финансов и тыла;

• органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

Руководствуясь ст. 18 Закона об ОВД подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел (Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел, подразделения по гражданству и миграции территориальных органов внутренних дел) осуществляют меры, направленные на реализацию законодательства о гражданстве, миграции и регистре населения, в том числе о выезде из Республики Беларусь и въезде в Республику Беларусь граждан, о передвижении и выборе ими места жительства, о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, о предоставлении статуса беженца или дополнительной либо временной защиты или убежища в Республике Беларусь4.

Подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел входят в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций).

В соответствии со ст. 22 Закона на органы внутренних дел возлагается обязанность вести учет граждан по месту жительства (месту пребывания), выдавать гражданам документы, удостоверяющие их личность, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о гражданстве, миграции и регистре населения.

В соответствии с Положением о Департаменте по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь является структурным подразделением Министерства внутренних дел с правами юридического лица, уполномоченным осуществлять функции в сфере гражданства Республики Беларусь и миграции.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

Департамент при осуществлении своей деятельности взаимодействует с государственными органами, иными организациями, в установленном порядке сотрудничает с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями.

Основными задачами Департамента являются:

• разработка и осуществление мер, направленных на реализацию законодательства о гражданстве Республики Беларусь, выезде из Республики Беларусь и въезде в Республику Беларусь граждан, передвижении и выборе ими места жительства, правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, предоставлении статуса беженца или убежища на территории Республики Беларусь, внешней трудовой миграции;

• совершенствование правового регулирования вопросов гражданства и миграции;

• организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в Республике Беларусь, противодействие незаконной миграции;

• организация научных исследований по проблемам миграции.

Руководствуясь возложенными задачами, Департамент осуществляет следующие функции:

• обеспечивает исполнение законодательства о гражданстве и миграции;

• вносит в установленном порядке с учетом международного опыта регулирования миграционных процессов и социально-экономической ситуации в Республике Беларусь предложения по вопросам гражданства и формированию государственной миграционной политики, противодействия незаконной миграции;

• осуществляет методическое и организационное руководство подразделениями по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполкомов (местных администраций), а также контроль за их деятельностью;

обобщает практику применения законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам гражданства и миграции, вносит в установленном порядке предложения по их совершенствованию, осуществляет контроль за единообразным применением законодательства, регулирующего отношения в сфере гражданства и миграции;

взаимодействует в установленном порядке с правоохранительными органами Республики Беларусь и других государств по вопросам предупреждения правонарушений в сфере миграции;

организует контроль за режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, проведение целевых и оперативно-профилактических мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции;

организует адресно-справочную работу, выдачу гражданам документов, удостоверяющих или подтверждающих их личность, формирует соответствующие учеты по направлениям деятельности Департамента;

осуществляет в установленном порядке контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению ими условий контрактов в отношении трудящихся-мигрантов, проектов и программ по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей;

организует работу по предотвращению незаконного трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь и граждан Республики Беларусь за границей, принимает меры по защите их социальных прав и предоставленных им социальных гарантий; согласовывает в установленном порядке вопросы выдачи виз отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Республику Беларусь для занятия трудовой деятельностью;

принимает совместно с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь в других государствах участие в разбирательстве случаев нару-

шения прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Беларусь;

• осуществляет в установленном порядке взаимодействие с международными организациями по вопросам гражданства и миграции;

• принимает участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере гражданства и миграции;

• выступает в соответствии с делегированными Министерством внутренних дел полномочиями в качестве представителя заказчика по производству работ, предусмотренных миграционными программами, соглашениями с международными организациями, а также по техническому и методическому обеспечению деятельности Департамента;

• организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников и гражданского персонала Департамента, проводит семинары, совещания, учебные сборы, научно-практические конференции по вопросам гражданства и миграции и т.д.

Вступление Республики Беларусь 24 мая 2014 г. в Евразийский экономический союз (ЕЭАС) показал, что трудовая деятельность на территории Республики Беларусь осуществляется на основе трудового договора в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь.

При трудоустройстве трудящийся должен предъявить следующие документы: документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документ об образовании (квалификации); страховое свидетельство; медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами5.

Следует также отметить, что в области противодействия незаконной миграции ратифицированы в 2015 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке обмена сведениями, о гражданах Российской Федерации и Республики Беларусь, в отношении которых действуют ограничения на въезд и о взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде на территорию государств-участников Соглашения6.

В заключении следует отметить, что организация регулирования миграции, с одной стороны, и противодействие нелегальной миграции, с другой, будут направлены на содействие устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.

Литература

1. См.: Прудников А.С. Организационно-правовые основы предоставления временного убежища в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8, С. 28.

2. См.: Прудников А.С. Административная ответственность за нарушения правил режима государственной границы и других пограничных территорий. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 16.

3. См.: Акимова С.А. Особенности конституционного закрепления принципов регулирования отношений, связанных с гражданством. Вестник Московского университета МВД России. Юбилейный выпуск. 2013. № 6. С. 37.

4. См.: Прудникова Т.А. Теоретико-методологические и правовые основы регулирования миграционных процессов (на примере России и государств-членов Европейского Союза). Монография. М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2015. С. 184.

5. См.: Алиев С.Б. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе: Евразийская экономическая комиссия, 2016 С. 15.

6. См.: Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 г.

References

1. See: Prudnikov A.S. Organizational and legal principles of granting temporary asylum in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the MIA of Russia. 2014. No. 8, P. 28.

2. See: Prudnikov A.S. Administrative responsibility for violations of the state border and other border territories. Bulletin of Moscow universities of the MIA of Russia. 2015. No. 5. C. 16.

3. See: Akimova A.S. the Peculiarities of the constitutional consolidation of the principles of regulation of relations connected with nationality.

Bulletin of the Moscow University of the MIA of Russia. Anniversary edition. 2013. No. 6. S. 37.

4. See: Prudnikova T.A. Theoretical-methodological and legal basis of control of migration processes (on the example of Russia and member States of the European Union). Monograph. M.: UNITY-DANA: Law and right, 2015. S. 184.

5. See: Aliyev S.B. Labour migration and social security of workers in the EB-ratescom economic Union: Eurasian economic Commission, P. 15. 2016.

6. See: The final report on the migration situation, the results and main directions of activities of the Federal migration service for 2015.

1 См.: ПрудниковА.С. Организационно-правовые основы предоставления временного убежища в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8, С. 28.

2 См.: Прудников А.С. Административная ответственность за нарушения правил режима государственной границы и других пограничных территорий. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 16.

3 См.: Акимова С.А. Особенности конституционного закрепления принципов регулирования отношений, связанных с гражданством. Вестник Московского университета МВД России. Юбилейный выпуск. 2013. № 6. С. 37.

4 См.: Прудникова Т.А. Теоретико-методологические и правовые основы регулирования миграционных процессов (на примере России и государств-членов Европейского Союза). Монография. М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2015. С. 184.

5 См.: Алиев С.Б. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе: Евразийская экономическая комиссия, 2016 С. 15.

6 См.: Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 г.

УДК 342 ББК 67.401

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПРУДНИКОВА,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: 203.019@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье исследуется критерии адаптации и интеграции мигрантов в качестве основополагающих направлений развития и совершенствования правоотношений в сфере миграции. Ключевые слова: адаптация, интеграция, миграция, общество.

Annotation. This article examines the criteria for the adaptation and integration of migrants as a fundamental directions for the development and improvement of legal relations in the sphere of migration. Keywords: adaptation, integration, migration, society.

Быстрое смешение людей разного этнического происхождения, религии и культуры в пределах одного государства имеет свои преимущества и свои опасности. С одной стороны, такое многообразие способствует социальному, культурному и экономическому развитию общества. Наглядный пример тому — глобальные города, которые стали главными центрами финансовой, торговой, информаци-

№ 1 / 2016

онной активности международного сообщества. С другой — большие потоки мигрантов вызывают настороженное, а иногда и враждебное отношение со стороны принимающего сообщества.

В сложившихся обстоятельствах международные организации призывают правительства стран, принимающих мигрантов, сохранять лояльность и следить за соблюдением прав приезжих в рам-

203

Вестник экономической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.