Научная статья на тему 'Ответственность за нарушение в сфере внешней трудовой миграции'

Ответственность за нарушение в сфере внешней трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
410
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
незаконная миграция / ответственность / нарушение / законодательство / иностранный гражданин / трудовая деятельност / illegal migration / liability / violations / legislation / a foreign citizen of labour activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников, Павел Олегович Дутов

Раскрываются понятие, сущность и особенности привлечения к ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление трудовой деятельности в нарушении законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN THE SPHERE OF EXTERNAL LABOUR MIGRATION

the article reveals the concept, essence and peculiarities of bringing to responsibility of foreign citizens and stateless persons for labor activity in violation of the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Ответственность за нарушение в сфере внешней трудовой миграции»

УДК 342.951 ББК 64.401

© А.С. Прудников, П.О. Дутов, 2018 Научная специальность: 12.00.14 — административное право, административный процесс.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Анатолий Семенович Прудников, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России им. В.Я. Кикотя Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Павел Олегович Дутов, заместитель начальника управления внешней трудовой миграции ГУВМ МВД России Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Раскрываются понятие, сущность и особенности привлечения к ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление трудовой деятельности в нарушении законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: незаконная миграция, ответственность, нарушение, законодательство, иностранный гражданин, трудовая деятельность.

RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN THE SPHERE OF EXTERNAL LABOUR MIGRATION

Anatoly Semenovich Prudnikov, Honored lawyer of the Russian Federation, doctor of law, Professor of the Department of constitutional and municipal law Moscow University of the Ministry of internal Affairs. V. J. Kikot

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12)

Pavel O. Dutov, Deputy head of Department external labor migration police of the Ministry of internal Affairs

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12)

Annotation. the article reveals the concept, essence and peculiarities of bringing to responsibility of foreign citizens and stateless persons for labor activity in violation of the legislation of the Russian Federation.

Keywords: illegal migration, liability, violations, legislation, a foreign citizen of labour activity.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: А.С. Прудников, П.О. Дутов. Ответственность за нарушение в сфере внешней трудовой миграции. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):287-90

Юридическая ответственность связана с государственным принуждением, причем оно может быть, как реально реализованным, так и потенциальным. Последний вариант имеет место в гражданском праве, когда правонарушитель добровольно претерпевает меры юридической ответственности (возмещает ущерб, уплачивает штраф) без вмешательства в этот процесс государства, хотя такая возможность и существует. Данное обстоятельство не учитывают исследователи, полагающие, что ответственность возлагается только путем правоприменения и не может быть реализована добровольно1.

Исходя из данного определения следует, что осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в нарушении законодательства Российской

Федерации также является незаконной миграцией.

К ограничениям, имеющим общий для всех иностранных граждан характер, относится запрет иностранным гражданам2:

• находиться на муниципальной службе;

• замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации. В соответствии со статьей 56 Кодекса иностранные граждане в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, не могут занимать должности капитана судна, старшего помощ-

ника капитана судна, старшего механика и радио специалиста;

• быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

• быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом;

• быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утвержден постановлением Правительством Российской Федерации от 11.10.2002 № 755;

• заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Федеральным законом перечень иной деятельности и иных должностей, которые не могут занимать иностранные граждане, оставляет открытым.

За нарушение указанных ограничений статьей 18.17 КоАП РФ3 установлена административная ответственность.

Так, несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тысяч рублей; на должностных лиц — от 45 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 800 до 1 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Несоблюдение самим иностранным гражданином ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение штрафа в размере от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Статьей 13 Федерального закона № 115-ФЗ4, установлено общее правило, в соответствии с которым работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Следует отметить, что из данного правило есть множество предусмотренных законодательством исключений.

Кроме того, указанной статьей предусмотрено, что

временно проживающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, а временно пребывающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу или патент.

Также, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.

Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.

За нарушение указанных положений Федерального закона № 115-ФЗ КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 18.10 КоАП РФ5 осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на иностранного гражданина в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

При этом частями 2 и 3 указанной статьи предусматривают усиление ответственности за совершения выше обозначенных деяний в зависимости от места совершения правонарушения или его повторности.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 18.10 КоАП РФ6 при совершении правонарушения в г. Москве

или г. Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области налагается административный штраф в размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 18.10 КоАП РФ в случае повторного совершения административного правонарушения в течение одного года на иностранного гражданина налагается штраф в размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации7.

Следует отметить, что за нарушения вышеуказанных положений Федерального закона о правовом положении иностранных граждан ответственность несет не только иностранный гражданин, но и привлекающий его работодатель.

Ответственность работодателя предусмотрена статьей 18.15 КоАП РФ9, частью 1 которой установлено, что привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, если они требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если они содержат сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 25 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 250 до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

По аналогии с положениями статьи 18.10 КоАП РФ статья 18.15 предусматривает усиление ответственности за совершение выше обозначенных деяний в зависимости от места их совершения.

Действующее миграционное законодательство предусматривает обязанность работодателя, заказчика работ (услуг), привлекающих к трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган МВД России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Срок для направления соответствующего уведом-

ления не должен превышать трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) договора.

Федеральным законом предусматривается, что уведомление может быть направлено работодателем на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

За неуведомление или нарушение установленного порядка уведомления частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Миграционное законодательство предусматривает обязанность иностранного гражданина в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу или патента фамилии, имени или отчества иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность обратиться в МВД России или его территориальный орган, выдавшие разрешение на работу или патент, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении или патенте.

Срок обращения не должен превышать семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию, в случае изменения фамилии, имени или отчества либо реквизитов документа, удостоверяющего личность, за пределами России либо со дня изменения фамилии, имени или отчества либо реквизитов документа, удостоверяющего личность, на территории Российской Федерации.

Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрены особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан, предусматривающие обязательные требования, за неисполнение которых установлена ответственность.

Так, статьей 13.3 указанного Федерального закона определены временные рамки для обращения за выдачей патента, дающего право на осуществление трудовой деятельности (тридцать календарных дней со дня въезда).

Нарушения тридцатидневного срока обращения за получением патента влечет административную ответственность в соответствии со статьей 18.20 КоАП РФ, предусматривающей санкцию в виде административного штрафа в размере от 10 до 15 тысяч рублей.

Статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ9 установлены особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную

аккредитацию.

Для указанной категории иностранных граждан созданы широкие преференции по осуществлению трудовой деятельности.

При этом образовательная организация, в которой обучаются иностранные гражданине, осуществляющие трудовую деятельность в порядке статьи 13.4, обязана уведомлять территориальный орган МВД России и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации или о предоставлении данному иностранному гражданину академического отпуска.

Подводя итог следует отметить, что основанием возникновения юридической ответственности является правонарушение — общественно вредное, виновное деяние, прямо предусмотренное нормами права. Действующим законодательством в сфере миграции помимо положений, предусматривающих закрепление возможности иностранного гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, установлены положения, имеющие ограничительный характер относительно трудовой деятельности иностранного гражданина, за нарушения которых установлена ответственность.

1 См.: Булатов А.С. Юридическая ответственность (общетеоретические пробле-мы): Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Л., 1985. С. 15; Венгеров А.Б. Теория го-сударства и права: Ч. 2. Теория права. М.: Юристь, 1996. Т. 2. С. 100—101.

2 См.: Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 г. )

3 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018)

4 См.: Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 г.)

5 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018)

6 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018)

7 Там же.

8 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018)

9 См.: Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 г.)

Литература

1. Прудников А.С. Организационно-правовые основы предоставления временного убежища в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8, С.28

2. Прудников А.С. Административная ответственность за нарушения правил режима государственной границы и других пограничных территорий. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С16

3. Акимова С.А. Особенности конституционного закрепления принципов регулирования отношений, связанных с гражданством. Вестник Московского университета МВД России. Юбилейный выпуск. 2013. № 6. С. 37.

4. 4. Прудникова Т.А. Теоретико-методологические и правовые основы регулирования миграционных процессов (на примере России и государств-членов Европейского Союза). Монография. М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2015. С. 184.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018)

6. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 г.)

7. Официальный сайт МВД России. Электронный ресурс обращения: http: www.mvd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.