УДК 342.951 ББК 67.401.133
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ИЛИ ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА СУСЛОВА,
доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы привлечения к административной ответственности работодателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.
Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, трудовая деятельность, административная ответственность.
Annotation. the article deals with the issues of bringing to administrative responsibility of employers for illegal employment of a foreign citizen or stateless person.
Keywords: foreign citizen, person without citizenship, employment, administrative responsibility.
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1 урегулированы особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента.
Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с указанным Федеральным законом.
Привлекать иностранных граждан на условиях, установленных ст. 13.3 Федерального закона, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным
гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан2.
Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев и может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Иностранный гражданин может переоформить патент на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия переоформленного патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня переоформления патента. Срок действия переоформленного патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксиро-
ванного авансового платежа. В ином случае срок действия переоформленного патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Трудовая деятельность иностранного гражданина, лица без гражданства — это его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование этого гражданина. Иностранный гражданин, лицо без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии у них специального документа (разрешения на работу) либо патента, а работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного работника, обязаны обеспечить получение этим работником такого разрешения. Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Форма, условия и порядок выдачи работодателям этого документа устанавливаются Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный совместным Приказом ФМС России,
Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Росрыболовства от 11 января 2008 г.3 Разрешение на привлечение и использование иностранных работников — документ, подтверждающий право работодателя привлекать таких работников. Этим документом устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателем на территории соответствующего субъекта РФ. Такие документы выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами на срок до одного года и не подлежат передаче другим работодателям.
Статьей 18.154 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих лиц разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом. Цель данной статьи — обеспечить мерами административно-правового воздействия предупреждение и сокращение незаконной внешней трудовой миграции и соблюдение работодателями законодательства РФ о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории России. Ранее административная ответственность за нарушение работодателями указанного законодательства была предусмотрена ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ. В ст. 18.15 КоАП РФ более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение.
Совершение подобного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Аналогичная ответственность предусмотрена за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностран-
244
Вестник экономической безопасности
№ 1 / 2016
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Ответственность работодателя наступает и в случае неуведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность должна наступать за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
В случае привлечения к административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ возникает правомерный вопрос: что считать местом совершения административного правонарушения: место нахождения организации, привлекаемой к ответственности или место нахождения производственного объекта данной организации, на котором трудятся иностранные граждане, не имеющие разрешения на работу в Российской Федерации? Попробуем в этом разобраться. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, местом рассмотрения дела об административном правонарушении является место его совершения. Данной статьей установлены и исключения из этого правила, одно из которых согласно ч. 2 состоит в том, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается
по месту нахождения органа, его проводившего. Таким образом, если по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.15 КоАП РФ, было проведено административное расследование, оно рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
В случае, если административное расследование по делу не проводилось, следует руководствоваться общим правилом о рассмотрении дела по месту совершения административного правонарушения. В данном случае это местонахождение юридического лица, которое незаконно привлекло к трудовой деятельности иностранного гражданина.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подп. «з» п. 3 и п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 55 местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения. При определении территориальной подсудности дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого составлен протокол.
1 См.: ст. 13.3 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. ФЗ от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
2 См.: Там же.
3 См.: Приказ Минтранса России, Госкомрыболовства России, Минздравсоцразвития России, ФМС России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации...» (с изм. на 19 сентября 2013г.). // КонсультантПлюс.
4 См.: Федеральный закон от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» // КонсультантПлюс.
5 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Консультант-Плюс.