Научная статья на тему 'Административная ответственность юридических лиц за правонарушения, предусмотренные частью 4 ст. 18. 15 КоАП РФ'

Административная ответственность юридических лиц за правонарушения, предусмотренные частью 4 ст. 18. 15 КоАП РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
865
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНО СТ РАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЮРИДИЧЕ СКО Е ЛИЦО / ИНДИВИДУА ЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / FOREIGN CITIZEN / LEGAL PERSON / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / EMPLOYMENT / EMPLOYMENT CONTRACT / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзьоник Денис Витальевич

Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем правоприменительной деятельности, связанной с привлечением к административной ответственности юридических лиц, допустивших нарушение административного законодательства в сфере миграции по ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ.Автор, акцентируя внимания на наиболее значимых моментах процесса привлечения юридического лица к административной ответственности, обусловленных ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (полностью), формулирует ряд обобщающих выводов, а также вносит предложение по более юридически четкой трактовке нормы регламентирующий привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дзьоник Денис Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative liability of legal persons for the offences provided for by part4 of article 18.15 of the Administrative Code the Russian Federation

The article is devoted to topicalproblems of enforcement activities related to the administrative liability of legal persons involved in theviolation of administrative law in the field of migration by part 4 of article 18.15 of the administrative code.The author, focusing on the most important aspects of the process of legal entities’ administrativeliability, due to part 4 of article 18.15 of the administrative code (completely) formulates a number ofGeneral conclusions and makes suggestion for a more legally precise interpretation of the rules regulatingthe employment of a foreign citizen.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность юридических лиц за правонарушения, предусмотренные частью 4 ст. 18. 15 КоАП РФ»

Конституционное право, административное право

УДК 342

Д.В. Дзьоник*

Административная ответственность юридических лиц за правонарушения, предусмотренные частью 4 ст. 18.15 КоАП РФ

Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем правоприменительной деятельности, связанной с привлечением к административной ответственности юридических лиц, допустивших нарушение административного законодательства в сфере миграции по ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ.

Автор, акцентируя внимания на наиболее значимых моментах процесса привлечения юридического лица к административной ответственности, обусловленных ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (полностью), формулирует ряд обобщающих выводов, а также вносит предложение по более юридически четкой трактовке нормы регламентирующий привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина.

Ключевые слова: иностранный гражданин; юридическое лицо; индивидуальный предприниматель; привлечение к трудовой деятельности; трудовой договор, административная ответственность.

D.V. Dzionik*. Administrative liability of legal persons for the offences provided for by part 4 of article 18.15 of the Administrative Code the Russian Federation. The article is devoted to topical problems of enforcement activities related to the administrative liability of legal persons involved in the violation of administrative law in the field of migration by part 4 of article 18.15 of the administrative code.

The author, focusing on the most important aspects of the process of legal entities' administrative liability, due to part 4 of article 18.15 of the administrative code (completely) formulates a number of General conclusions and makes suggestion for a more legally precise interpretation of the rules regulating the employment of a foreign citizen.

Keywords: foreign citizen; legal person; individual entrepreneur; employment; employment contract, administrative responsibility.

Правовые нормы, регламентирующие отношения в сфере миграции, с течением времени становятся все более совершенными и практически апробированными. В первую очередь это относится к нормам, которые регулируют процессы, связанные с осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами в интересах юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

Зачастую лишь детальный анализ нормы дает возможность понять перспективы развития диспозиции, изложенные законодателем, актуальность правоприменения и перспективы развития.

В представленной работе проведено административно-правовое исследование ч. 4. ст. 18.15 КоАП РФ [3], основанное на произошедших в 2015 г. изменениях в миграционном законодательстве [4].

Учитывая, что рассматриваемая проблематика является достаточно узконаправленной, для формирования представления о требованиях законодателя и, учитывая специфику миграционных правоотношений, необходимо пояснить следующее.

Большинство иностранных граждан, как правило, граждан бывших республик СССР, прибывают в Россию с целью трудоустройства. Процедура трудоустройства имеет тенденцию к достаточно динамичным изменениям.

В настоящее время новейшие требования законодателя [4; 5] для обобщенного иностранного гражданина (к примеру, гражданин Узбекистана Р., 1987 года рождения) заключаются в том, что он должен законно находится на территории России и законно осуществлять трудовую деятельность.

Для иностранного гражданина алгоритм действий, направленных на законность пребывания и осуществления трудовой деятельности, заключается в том, что он при въезде в Россию в миграционной карте четко заявляет цель въезда (работа), уже при пересечении границы имеет страховой полис [6, ст. 27, п. 5], в течении 7 рабочих дней, принимающая сторона осуществляет его постановку на миграционный учет по адресу временного пребывания [6, ст. 25.9].

Этапом законного осуществления трудовой деятельности для трудового мигранта является получения в установленном законом порядке патента (разрешения на работу с 1 января 2015 г. остаются для иностранных граждан с визовым режимом, но уже выданные действуют до окончания срока действия), выдаваемого для работы как в интересах физических, так и юридических лиц, имеющего четкую привязку к субъекту, на территории которого он действует. Подача документов для оформления патента осуществляется в течение 30 дней с момента пересечения границы, а в случае нарушения

* Дзьоник, Денис Витальевич, начальник Межрайонного отдела .№ 2 Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Дворцовый пр., д. 30. Тел. 423-54-77, 89117737519. E-mail: ddenv@mail.ru.

* Dzionik, Denis Vitalievich, Head of the Department of Inter-District number 2 of the Federal Migration Service of Russia in St. Petersburg and Leningrad region, PhD. Location: Russia, St. Petersburg, Lomonosov, Dvortsovy ave., 30. Tel. 423-54-77, 89117737519. E-mail: ddenv@mail.ru.

© Дзьоник Д.В., 2015

Дзьоник Д.В. Административная ответственность юридических лиц за правонарушения...

сроков подачи, образуется состав правонарушения, предусмотренный ст. 18.20 КоАП РФ [4].

Ситуация типична для большинства иностранных граждан, прибывающих в РФ (граждане Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана), но следует понимать, что речь идет об иностранных гражданах, прибывших из стран с безвизовым с Россией режимом.

Также следует отметить, что отсутствие необходимости иметь патент (разрешение на работу) для граждан Белоруссии, с 2 января 2015 г. для граждан Армении [1] и для граждан Украины, получивших статус временного убежища, придает им особый статус, зачастую требующий отдельного, детального, рассмотрения. В представленной, работе рассматривается наиболее типичная ситуация, характерная для практики.

Что касается работодателя, и собственно рассматриваемой проблематики, его задачами, установленными действующим законодательством [5; 8], при привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина являются следующие.

1. Привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина имеющего патент (разрешение на работу), если это требуется в соответствии с действующим законодательством.

2. Уведомление в установленный законном срок (3 рабочих дня), и в соответствии с установленной законом формой [8] Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы и центра занятости.

Неуведомление одного из перечисленных органов (уведомление с нарушением срока, с нарушением формы) образует собой состав правонарушения, предусмотренный ч. 3. ст. 18.15 КоАП РФ, а в случае совершения в субъектах г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, - ч. 4 ст. 18.15. КоАП РФ.

Особую актуальность нормы подчеркивает то, что при внесении изменений в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в редакции от 31 декабря 2014 г., включая Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», законодатель определил обязанность работодателя уведомлять о заключении трудового договора с иностранными гражданами, имеющими статус РВП и ВЖ (полностью).

Рассматривая специфику темы, следует отметить, что собственно норма, регламентирующая ответственность за неуведомление работодателем Федеральной миграционной службы о заключении трудового договора (фактического привлечения к трудовой деятельности), предусмотрена законодателем изначально. Учитывая, что предусмотрена также необходимость уведомления налоговых органов и центра занятости, общей целью уведомлений является соблюдение всех отраслевых норм налогового, трудового и миграционного права.

Неуведомление работодателем, в свою очередь, ведет к уклонению от налогообложения, нарушению прав иностранного гражданина (работника).

Следует четко понимать, что работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), привлекающий безвизовых иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, должен обязательно уведомлять государственные органы (п. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с изменениями от 03.02.2015 - далее ФЗ № 115 от 22.07.2002 г.) и отправлять:

1. уведомление о заключении трудовых или гражданско-правовых договоров с ними;

2. уведомление о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы, продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года;

3. уведомление о расторжении договора, трудового или гражданско-правового.

Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, «неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток».

Рассматривая специфику правоприменительной деятельности, следует отметить, что, как указано в ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, «нарушения, предусмотренные частями 1-3 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток».

Конституционное право, административное право

Описав общую специфику нормы, считаем необходимым отметить, что существует определенная несогласованность между нормами КоАП РФ, ФЗ № 115 и ТК РФ, которая может привести к уходу недобросовестных работодателей (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) от административной ответственности вследствие того, что положениями ФЗ № 115 от 22.07.2002 г. в качестве основания привлечения иностранного работника к трудовой деятельности указан трудовой договор, в то время как в КоАП РФ указано именно «привлечение к трудовой деятельности».

Таким образом, в правоприменительной деятельности важно использовать регулирование данной проблематики, в т.ч. с точки зрения ТК РФ, а именно, ст. 16 ТК РФ: «трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора», а также «трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен».

Вышеизложенное указывает на то, что в ФЗ № 115 от 22.07.2002 г. в редакции от 31 декабря 2014 г. основание для последующего привлечения к административной ответственности (по ч. 3 (4) КоАП РФ) является неуведомление о заключении трудового договора, характеризующее отношения между работодателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) и работником (иностранным гражданином или лицом без гражданства), и отсутствует такое основание, как «фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя».

Таким образом, для того чтобы возможно было избежать дальнейших нарушений как миграционного, так и трудового законодательства, предлагаем следующую редакцию п. 8 ст .13 ФЗ № 115 от 22 июля 2002 г. [4]:

«8. Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров, гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, либо о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1338 «О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 50. - Ст. 7129.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. I). - Ст. 3.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 12 февраля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002 г. № 1 (ч. I). - Ст. 1.

4. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.

- 2014. - № 48. - Ст. 6638.

5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 3 февраля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002 г. - № 30. - Ст. 3032.

6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 31 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 34. - Ст. 4029.

7. Приказ Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 19 января 2015 г.) // Российская газета. -2013. - 17 апреля. - № 83.

8. Приказ Федеральной миграционной службы от 28 июня 2010 г. N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (ред. от 08.12.2014, на основе Приказа №640 ФМС России)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

- 2010. - 23 августа. - № 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.