Раздел. 2 Охрана и защита прав человека
БУРДЖУЕВ Р.Ф., [email protected] Кафедра административного и финансового права; Тюменский государственный университет, 625000, г. Тюмень, Ленина, 38
СЕВРЮГИН В.Е., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации,
[email protected] Кафедра административного и финансового права; Тюменский государственный университет, 625000, г. Тюмень, Ленина, 38
BURDZHUEV R.F., [email protected]
Chair of Administrative and Financial Law; Tyumen State University, Lenin St. 38, Tyumen, 625000, Russian Federation
SEVRYUGIN V.E.,
Doctor of Legal Sciences, professor,
Honoured Lawyer of the Russian Federation,
Chair of Administrative and Financial Law;
Tyumen State University,
Lenin St. 38, Tyumen, 625000,
Russian Federation
коллизии административной ответственности за незаконное
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДОВОй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИйСКОй фЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕз ГРАЖДАНСТВА
Реферат. Характеризуется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отмечаются условия законного привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина и лица без гражданства, на основе чего определяются пределы противоправности деяния. Выражается солидарность с предложенным определением незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства. констатируется, что рассматриваемая статья охватывает не все случаи нарушения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (привлечение к трудовой деятельности вне пределов региона, на территории которого им выдано разрешение на работу), предлагается внести изменения в статью 18.15 Кодекса. Рассматривается спорный вопрос о правовых последствиях уведомления работодателем миграционного органа исполнительной власти с нарушением установленных сроков, описывается коллизия правовых позиций, выработанных высшими судебными инстанциями. Предлагаются изменения части 3 статьи 18.15 Кодекса (введение ответственности за уведомление миграционного органа с нарушением установленных сроков). Показана коллизия, допущенная в оценках Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в области уведомления работодателем налогового органа по месту учета о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности: зависит ли исполнение этой обязанности от порядка въезда (визовый или безвизовый) в страну? Обосновывается необходимость внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Подчеркивается необходимость единообразного толкования и применения закона, устанавливающего ответственность.
Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, привлечение к трудовой деятельности, административная ответственность.
CONFLICTS OF ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR ILLEGAL EMPLOYMENT OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. An administrative offence under Article 18.15 of the RF Code of Administrative Offences is characterized. The conditions of legal employment of a foreign citizen and stateless person are distinguished, the limits of such act's wrongfulness are determined. The authors express their solidarity with the proposed definition of illegal employment of foreign citizens and stateless persons in the RF. It is stated that the considered Article doesn't cover all cases of violation of the rules of such citizens' employment (involvement in work outside the region on which territory the permission to work was issued). It is proposed to amend article 18.15 of the Code. The controversial issue of the legal consequences of the untimely notice of migration authority by the employer is considered. The conflict of legal positions elaborated by the higher courts is described. Changes to Part 3 of Article 18.15 of the
Code are proposed (introduction of liability for the untimely notice of migration authority). The conflict admitted by the Supreme Court and the Higher Arbitration Court of the Russian Federation in their estimations concerning the notice of tax authority at the place of registration about employment of foreign citizens by the employer is described. The question is: does the performance of this duty depend on the order of the entry into the country (visa and visa-free)? Corresponding changes to the Federal Law "On legal status of foreign citizens in the RF" are proposed. The need for uniform interpretation and application of law establishing liability is emphasized.
Keywords: foreign citizen, stateless person, involvement in work, administrative liability.
Привлечение работодателями к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства допускается только при условии соблюдения установленных правил. Нарушение данных правил квалифицируется как незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина и влечет применение к виновному лицу мер административной ответственности [1, с. 14].
В соответствии со ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина.
Исходя из данного определения, понятие «привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина и лица без гражданства» включает в себя две самостоятельные структурные составляющие. Во-первых, это допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг» и, во-вторых, «иное использование труда иностранного гражданина. При этом очевидно, что первая составляющая - «допуск» является частным случаем по отношению ко второй форме - «иное использование труда».
Таким образом, нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан предполагает: во-первых, нарушение правил допуска в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг и, во-вторых, нарушение иных правил использования труда иностранного гражданина, не связанного с его допуском к выполнению работ или оказанию услуг.
Под допуском иностранного гражданина к выполнению работ или оказанию услуг понимается предоставление работодателем, заказчиком работ (услуг) иностранному гражданину права на осуществле-
ние трудовой деятельности либо выдача иностранному гражданину разрешения на осуществление трудовой деятельности.
Работодатель, заказчик работ предоставляют иностранному работнику право на осуществление трудовой деятельности в случае привлечения для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Работодатель, заказчик работ выдают иностранному работнику разрешение на осуществление трудовой деятельности в случае привлечения для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Необходимо отметить, что работодатель, заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Кроме того, работодатель должен содействовать получению данными иностранными работниками разрешения на работу. Вместе с тем работодатель, заказчик работ (услуг) вправе использовать труд иностранного работника, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, только при наличии у данного иностранного работника разрешения на работу.
Таким образом, можно резюмировать, что нарушение правил допуска к выполнению работ или оказанию услуг выражается:
1) в предоставлении иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, права на осуществление трудовой деятельности без соблюдения правил привлечения и использования такого иностранного работника, а именно без получения в установленном законом порядке
разрешения на привлечение для использования труда иностранных работников и без оформления разрешения на работу данному иностранному гражданину;
2) выдаче иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешения на осуществление трудовой деятельности без соблюдения правил осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации, а именно при отсутствии у такого иностранного гражданина разрешения на работу.
При этом допуск иностранного работника к трудовой деятельности может быть осуществлен в форме:
1) заключения с иностранным гражданином трудового договора;
2) фактического допущения иностранного гражданина к выполнению работ, оказанию услуг с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен;
3) заключения с иностранным гражданином гражданского правового договора.
Нарушение иных правил использования труда иностранного гражданина или лица без гражданства, не связанных с их допуском к выполнению работ или оказанию услуг, происходит в случае:
1) неуведомления уполномоченных органов исполнительной власти о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных работников;
2) несоблюдения установленных в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;
3) привлечения к трудовой деятельности иностранного работника вне пределов субъекта (субъектов), на территории которого ему выдано разрешение на работу.
С учетом изложенного считаем обоснованным и приемлемым следующее определение: незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства - это «допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства с нарушением правил привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Фе-
дерации, выразившиеся в предоставлении работодателем, заказчиком работ (услуг) права на осуществление трудовой деятельности иностранному гражданину или лицу без гражданства без соблюдения правил привлечения и использования иностранных работников, либо выдаче работодателем, заказчиком работ (услуг) разрешения на осуществление трудовой деятельности иностранному гражданину или лицу без гражданства, равно как и фактическом допущении иностранного гражданина или лица без гражданства к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации, без соблюдения правил осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, либо ином использовании труда иностранных работников без соблюдения правил такого использования» [2, с. 8].
Статьей 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно КоАП РФ как незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства, влекущее за собой применение мер административного принуждения, квалифицируется:
- привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ);
- привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ);
- неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости
населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).
Принимая во внимание предложенное определение понятия «незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства», находим, что содержание дефиниции ст. 18.15 КоАП РФ не охватывает все случаи нарушения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вместе с тем анализ норм КоАП РФ позволяет утверждать, что в качестве незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства необходимо также квалифицировать деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 18.15 и ч. 1 ст 18.17 КоАП РФ.
Согласно статистическим данным Федеральной миграционной службы России, за период с 2008 по 2013 гг. сотрудниками территориальных органов ФМС России было составлено более 360 000 протоколов об административных правонарушениях, связанных с незаконным привлечением иностранных работников к трудовой деятельности в Российской Федерации [3].
Анализ содержания норм КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, позволяет сделать вывод о наличии пробелов в правовом регулировании.
Пунктом 4.2 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу*.
* О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ: ред. от 21 июля 2014 г. // Рос. газ. 2002. 31 июля; 2014. 23 июля.
В свою очередь, данная норма порождает обязанность работодателей, заказчиков услуг (работ) использовать труд иностранных работников только в пределах того субъекта, на территории которого ему выдано разрешение на работу [2, с. 18, 19].
При этом, учитывая тот факт, что высококвалифицированному иностранному работнику может быть выдано разрешение на работу на территории нескольких субъектов, работодатель вправе использовать труд высококвалифицированного иностранного работника только в пределах тех субъектов, которые указаны в выданном разрешении на работу.
Соответственно, нарушение работодателем, заказчиком работ (услуг) данной обязанности является нарушением правил использования иностранных работников, что, в свою очередь, должно предусматривать возможность применения мер ответственности к правонарушителю.
Однако в КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, выразившееся в привлечении работодателем, заказчиком работ, услуг к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства вне пределов субъекта (субъектов), на территории которого ему выдано разрешение на работу.
Отсутствие законодательного закрепления ответственности за нарушение указанных норм является пробелом в текущем правовом регулировании привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.
В связи с этим считаем необходимым внести изменения в КоАП РФ, дополнив статью 18.15 частью 4 в редакции, предложенной К.Ю. Архиповой: «4. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства вне предела субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выдано разрешение на работу, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц
- от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток» [2, с. 9].
Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод об отсутствии единообразия в толковании и применении правовой нормы, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В частности, на сегодняшний день в правоприменительной практике нет единого мнения по поводу того, образует ли состав административного правонарушения уведомление уполномоченных органов исполнительной власти с нарушением установленных сроков.
Так, согласно п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»* судам следует учитывать, что частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока. С учетом этого Высший Арбитражный Суд РФ придерживается позиции, в соответствии с которой составом правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ, охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.
Представляется, что данная позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ ошибочна. Следует согласиться с позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который в п. 19 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывает, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения**.
* Вестник Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации. 2011. N 5.
** Ро&атазга20000!Е9 Шпрпр.
Если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, то правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Соответственно, правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, является оконченным в момент неисполнения заинтересованным лицом в установленный срок возложенной на него обязанности по уведомлению компетентных органов, в связи с чем дальнейшие действия, направленные на исполнение этой обязанности, не могут быть расценены в качестве доказательства отсутствия в действиях привлекаемого к административной ответственности лица состава указанного административного правонарушения.
Принимая во внимание существующее противоречие, возникающее в судебной практике, считаем, что необходимо внести изменение в диспозицию ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции:
«3. Неуведомление или уведомление с нарушением установленных сроков территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом...».
Кроме того, суды неоднозначно толкуют нормы законодательства Российской Федерации об обязанности работодателей, заказчиков работ (услуг) по уведомлению налогового органа по месту учета о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности Российской Федерации.
Так, подпунктом 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» за работодателем или заказчиком работ (услуг), пригласившими иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившими с иностранным работником в Российской
Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), закреплена обязанность по уведомлению в течение десяти дней налогового органа по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников.
Неоднозначность толкования данной нормы возникает в силу того, что из ее содержания не представляется возможным точно определить, на какую категорию иностранных работников распространяется ее действие: иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в визовом порядке, или иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке.
Президиум Верховного Суда РФ пришел к выводу о том, что из содержания нормы, предусмотренной подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерации*.
Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ придерживается иной точки зрения, поскольку в постановлении от 2 февраля 2010 г. N 11773/09 по делу N А53-21580/2008-С4-45** указал, что положение подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ налогового органа в случае приглашения ими иностранного гражданина в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). В связи с этим уведомление нало-
* Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года: постановление Президиума Верховного Суда РФ от 16 сент. 2009 г. URL: http://www.vsrf.ru /vscourt_detale. php?id-5934
** URL: http://www/arbitr.ru/bras/ntvf / aspx?id_casedoc=l_l_54853dbc-dc41-4480-a82e-cd2007185J68
гового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не требуется, за исключением случаев, когда для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, предусмотрена обязанность получения приглашения.
Сомнение в том, распространяется ли положение подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на иностранных граждан, прибывших в безвизовом порядке, можно объяснить следующим.
Во-первых, каждая статья (пункт) закона содержит отдельное законченное правовое положение со всеми его составными элементами, которые отличаются единством внутреннего содержания.
Анализ содержания п. 8 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что содержащиеся в нем нормы в своей совокупности направлены на регулирование правил привлечения и использование иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.
Во-вторых, использование законодателем при изложении рассматриваемой нормы права слова «новый» по отношению к трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному работодателем, заказчиком работ (услуг) с иностранным работником, говорит, на наш взгляд, о том, что данный трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) заключается заново, например, в случае прекращения действия старого (предыдущего) договора или получения нового разрешения на работу, а не впервые.
Вместе с тем полагаем, что уведомление налогового органа по месту учета о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности в Российской Федерации является важной обязанностью работодателей, заказчиков работ (услуг), наличие которой не должно ставиться в зависимость от порядка въезда иностранного работника в Российскую Федерацию.
К сожалению, до сих пор не реализовано высказанное предложение преобразовать подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в п. 14 данной статьи, изложив его в следующей редакции
«14. Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ
(оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику» [2, с. 9, 10].
Предложенная законодательная новелла позволила бы устранить сомнения относительно применения нормы об обязанности по уведомлению налогового органа при привлечении к трудовой деятельности иностранного работника, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
Правовое совершенствование норм действующего законодательства, затрагивающего вопросы привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных работников, будет способствовать их единообразному толкованию и применению, что, в свою очередь, обеспечит обоснованное и справедливое привлечение правонарушителей к административной ответственности.
Список литературы
1. Архипова К.Ю. Совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации в аспекте противодействия незаконной трудовой миграции // Юридический мир. 2010. N 9 (165). С. 13-16.
2. Архипова К.Ю. Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2012. 23 с.
3. Федеральная миграционная служба России: официальный сайт. URL: http://fms.gov.ru>about/statis-tics/ (дата обращения: 20 апр. 2014 г.).
References
1. Arkhipova K.Yu. Sovershenstvovanie migratsionnogo zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii v aspekte pro-tivodeystviya nezakonnoy trudovoy migratsii [Improving migration legislation of the Russian Federation in terms of combating illegal migration]. Yuridicheskiy mir - Legal world, 2010, no. 9 (165), pp. 13-16.
2. Arkhipova K.Yu. Administrativnaya otvetstvennost' za nezakonnoe privlechenie k trudovoy deyatel'nosti in-ostrannykh grazhdan i lits bezgrazhdanstva. Avtoref. Kand. Diss. [Administrative responsibility for illegal employment of foreign nationals and stateless persons. Autoabstract Cand. Diss.]. Khabarovsk, 2012. 23 p.
3. Federal'naya migratsionnayasluzhba Rossii: ofitsial'nyy sayt [The Federal Migration Service of Russia: official website]. Available at: http://fms.gov.ru>about/statistics/ (Accessed 20 April 2014).