Научная статья на тему 'Анализ изменений миграционного законодательства'

Анализ изменений миграционного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / A FOREIGN NATIONAL QUOTA / КВОТА / ПАТЕНТ / PATENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сизов Иван Юрьевич

Анализируются изменения миграционного законодательства в двух направлениях: изменения в сфере административной ответственности и замена квот на патенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сизов Иван Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of changes in immigration laws

In this article the analysis of changes in migration legislation in two ways: changes in the area of administrative responsibility and the replacement of quotas on patents.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений миграционного законодательства»

УДК 342.952 ББК 67.401.133.121

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ИВАН ЮРЬЕВИЧ СИЗОВ,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

Рецензент: кандидат юридических наук Василенко Г.Н.

СКаИоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются изменения миграционного законодательства в двух направлениях: изменения в сфере административной ответственности и замена квот на патенты.

Ключевые слова: миграция, иностранный гражданин, квота, патент.

Annotation. In this article the analysis of changes in migration legislation in two ways: changes in the area of administrative responsibility and the replacement of quotas on patents.

Keywords: migration, a foreign national quota, the patent.

Изменения в сфере административной ответственности за нарушения миграционного законодательства.

11 января 2015 г. вступил в силу ФЗ от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ1, который внес изменения в ст. 4.1 КоАП РФ. В частности, предусмотрена возможность в некоторых случаях уменьшить сумму административного штрафа до размера, не достигающего указанного в разд. II КоАП РФ минимального значения. Указанным федеральным законом реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П2, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, Законом установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить штраф в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10 тыс. руб., а для должностных лиц — не менее 50 тыс. руб. При этом размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для

граждан или должностных лиц соответствующей статьей КоАП РФ.

Подобная норма закреплена также в отношении юридических лиц (для случая, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тыс. руб.).

Кроме того, изменились, в частности, основания для привлечения работодателя к административной ответственности, что следует из п. 3 ст. 3 ФЗ от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ.

В ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ добавлено новое основание для привлечения к ответственности — использование труда иностранца или лица без гражданства вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание. Ранее ответственность была установлена только за привлечение к труду иностранца без разрешения на работу либо патента.

В ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ сократился перечень оснований для привлечения к ответственности. Ответственность будет предусмотрена только за неуведомление или нарушение порядка и (или) формы уведомления территориального органа ФМС России о заключении или прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ

1 ФЗ от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. I). Ст. 68.

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П // Российская газета. 2014. 5 марта.

-дЛ^^ИЙ-

(услуг) с иностранцем в срок не более трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения), если такое уведомление предусмотрено законом. Ранее ответственность была установлена в том числе за неуведомление органа службы занятости населения в определенном законом порядке. Административное наказание по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ следует за неуведомление каждого органа власти. Например, работодателю могут назначить сразу несколько штрафов3. Это обусловлено тем, что ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливает ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Тем самым данное законоположение обеспечивает охрану общественных отношений в сфере миграции, налогов и занятости населения. Следовательно, неисполнение работодателем возложенной на него обязанности по уведомлению о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства любого из указанных в статье государственных органов образует самостоятельный состав правонарушения. Поэтому данная норма не может рассматриваться как допускающая повторное привлечение лица к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.

В ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ сократился перечень оснований для привлечения к ответственности. Ответственность будет предусмотрена только за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления ФМС России или ее уполномоченного территориального органа об исполнении обязательства по выплате зарплаты (вознаграждения) высококвалифицированному специалисту, если такое уведомление предусмотрено законом.

Следует отметить, что если нарушения, предусмотренные ст. 18.9, 18.15 и ч. 1, 3 ст. 18.16 КоАП РФ, совершены в отношении двух и более иностранных граждан, административное наказание может быть назначено за нарушение, допущенное в отношении каждого из них.

В настоящее время на практике возникает следующая проблема — является ли административным пра-

вонарушением заключение трудового договора с иностранным гражданином, если у него нет разрешения на работу в России? По нашему мнению ответ на данный вопрос зависит от того, был ли иностранный гражданин допущен к работе.

Фактический допуск иностранца к работе при отсутствии у него соответствующего разрешения признается нарушением порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в России (п. 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ). В этом случае не имеет значения, заключен трудовой договор или нет. Оформление трудовых отношений с иностранцем без допуска к работе не считается привлечением к трудовой деятельности (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11). Следовательно, в такой ситуации правонарушение отсутствует и оснований для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ не имеется.

Для иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, взамен квот вводятся патенты. Устанавливается, что патент—это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий иностранных граждан), на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ устанавливается, соответственно, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и ФМС России.

В случае если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен, либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин, в случае истечения срока его временного пребывания в РФ, обязан выехать из РФ.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным ино-

3 Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. № 1340-0; Определение ВАС РФ от 28 июня 2013 г. № ВАС-5530/13 по делу № А33-7880/2012; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2012 г. по делу № А33-7880/2012.

№ 6 / 2015

Вестник Московского университета МВД России

149

странным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное уведомление может быть направлено на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются ФМС России.

Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста 18 лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента.

Определяются порядок выдачи патента, срок его действия и порядок продления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ в случае выдачи или продления срока действия патента.

Устанавливается обязательная государственная дактилоскопическая регистрация иностранных граждан, обратившихся в территориальные органы ФМС России с заявлением о получении патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в РФ.

Предусматривается административная ответственность за:

♦ осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание;

♦ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте;

♦ привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов

субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание;

♦ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента.

Предусматривается сокращенный срок (20 дней) рассмотрения письменного обращения, поступившего высшему должностному лицу субъекта РФ и содержащего информацию о фактах возможных нарушений законодательства в сфере миграции.

Разрешения на работу, выданные до 1 января 2015 г., подтверждают право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности и действуют в течение срока, на который они были выданы, либо до их аннулирования.

Разрешения на работу, выданные до 1 января 2015 г. иностранным гражданам, прибывшим в РФ на основании визы, или выданные иностранным гражданам в соответствии со ст. 13.2, 13.4, 13.5 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подтверждают право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности, продлеваются и аннулируются в предусмотренном порядке.

Патенты, выданные до 1 января 2015 г., подтверждают право законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста 18 лет, осуществлять трудовую деятельность по найму у граждан РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы, либо до их аннулирования. При этом срок действия патента продлению не подлежит.

До 1 января 2016 г. иностранный гражданин для получения патента может обратиться в территориальный орган ФМС России лично либо через представителя. Данное положение не распространяется на территории субъектов РФ, в которых принят нормативный правовой акт, устанавливающий организацию, уполномоченную на предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, и заключено соглашение о взаимодействии между ФМС России и соответствующим субъектом РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.