Научная статья на тему 'Особенности реализации положений договора о ЕАЭС в Российской Федерации в сфере трудовой миграции'

Особенности реализации положений договора о ЕАЭС в Российской Федерации в сфере трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1176
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / ТРУДЯЩИЙСЯ ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНА / РАБОТОДАТЕЛЬ / EURASIAN ECONOMIC UNION / LABOUR MIGRATION / INTERNATIONAL JEGAJ REGULATION OF LABOUR / WORKER OF A MEMBER STATE / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балашова Надежда Анатольевна

Предпринята попытка детального анализа действующего законодательства Российской Федерации, сложившейся правоприменительной и судебной практики особенностей реализации положений Договора о Европейско-азиатском экономическом союзе (ЕАЭС), о трудоустройстве и осуществлении трудовой деятельности граждан государств, входящих в ЕАЭС по сравнению с условиями реализации трудовых прав иностранных граждан прибывающих в Российскую Федерацию из других государств, не являющихся членами ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE TREATY ON THE EAEU IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF LABOR MIGRATION

This article attempts a detailed analysis of the current legislation of the Russian Federation, the current Jaw enforcement and judicial practices into the implementation of the provisions of the Treaty on the European-Asian economic Union (EAEU) on employment and employment of citizens of member States of the EAEC compared to the conditions of realization of labor rights of foreign citizens arriving to the Russian Federation from other States are not members of the EAEU.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации положений договора о ЕАЭС в Российской Федерации в сфере трудовой миграции»

УДК 341.17

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ДОГОВОРА О ЕАЭС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Н.А. Балашова

Предпринята попытка детального анализа действующего законодательства Российской Федерации, сложившейся правоприменительной и судебной практики особенностей реализации положений Договора о Европейско-азиатском экономическом союзе (ЕАЭС), о трудоустройстве и осуществлении трудовой деятельности граждан государств, входящих в ЕАЭС по сравнению с условиями реализации трудовых прав иностранных граждан прибывающих в Российскую Федерацию из других государств, не являющихся членами ЕАЭС.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, трудовая миграция, международно-правовое регулирование труда, трудящийся государства-члена, работодатель.

Зарождением евразийской модели международно-правового регулирования труда началось в 1991 году с создания Содружества независимых государств (СНГ), государства-члены которого сформировали координационную региональную модель международно-правового регулирования труда. В 2000 году Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан объединились в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которым было принято около 200 международных договоров в сфере торговли и экономики. В 2010 году был создан Таможенный союз; включен проект Единого экономического пространства; создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В 2014 году учрежден Евразийский экономический союз, а ЕврАзЭС было упразднено. Произошла оптимизация региональной модели международно-правового регулирования труда [1].

Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе состоялось 29 мая 2014 года [2] между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения и 23 декабря 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Кыргызская Республика. Согласно условиям Договора о ЕАЭС граждане Республик Беларусь, Казахстан, Армении и Кыргызской Республики (далее - государств-членов) при их трудоустройстве на территории России приравниваются к гражданам Российской Федерации.

С момента вступления в силу Договора о ЕАЭС прекратило действие Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (г. Санкт-Петербург, 19.11.2010), в связи с чем изменилось содержание понятия «трудовая деятельность» и наименование гражданина государства-члена ЕАЭС, осуществляющего трудовую деятельность.

В Договоре о ЕАЭС трудовая деятельность представляет собой деятельность на основании трудового договора или гражданско-правового

договора, осуществляемая в соответствии с законодательством государства. Гражданин государства-члена ЕАЭС, который на законном основании осуществляет трудовую деятельность, именуется «трудящийся государства-члена», чем подчеркивается особый его правовой статус.

Все граждане государств-членов ЕАЭС (независимо от статуса) осуществляют безвизовый въезд на территорию Российской Федерации [3]. Въезжая на территорию другого государства-члена ЕАЭС иностранный гражданин оформляет миграционную карту, в которой содержатся сведения о гражданине для учета и контроля за временным пребыванием этого гражданина на территории государства въезда. В Договоре о ЕАЭС содержатся два условия, при которых миграционная карта не оформляется. Это одновременное соблюдение срока пребывания на территории государства не более 30 суток с даты въезда и возможность проставления отметки пограничного контроля на соответствующем документе иностранного гражданина.

По общему правилу согласно требованиям Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4] (далее - «Закон № 115-ФЗ) иностранный гражданин может временно пребывать в безвизовом порядке не более 90 суток (абз. 2 п. 1 ст. 5).

Трудящийся государства-члена ЕАЭС, прибывший на территорию России, и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на миграционный учет) в течение 30 суток с даты въезда. Потом они обязаны встать на миграционный учет (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, п. 20 постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 № 9 [5]). За исключением граждан Республики Беларусь, для которых срок пребывания в Российской Федерации без постановки на миграционный учет составляет 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения от 24.01.2006 [6]), по истечении которого они подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, срок временного пребывания в Российской Федерации трудящегося из государств-членов ЕАЭС определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Если трудовой или гражданско-правовой договор досрочно расторгается после истечения 90 дней с даты въезда, то он может в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор не выезжая домой.

Трудовая деятельность иностранных граждан на территории России регулируется законодательством Российской Федерации, а для трудящихся государств-членов - с учетом особенностей, установленных Договором о ЕАЭС (п. 4 ст. 97). Работодатели вправе привлекать к трудовой деятельности граждан государств-членов ЕАЭС без учета ограничений по защите национального рынка труда (п. 1. ст. 97 Договора о ЕАЭС), то есть без дополнительных документов, предусмотренных национальным законодательством. Разрешение на трудовую деятельность или патент получать не требуется, и к ним не применяются ограничения, касающиеся использования максимально

допустимой доли иностранных работников в некоторых отраслях экономики, ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации [7, с. 2-35].

Теперь рассмотрим возможность осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран, не являющихся членами ЕАЭС.

По общему правилу, в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ прибывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин в безвизовом порядке имеет право осуществлять трудовую деятельность в России при наличии патента (абз. 17 п. 1 ст. 2, абз. 1 п. 4 ст. 13).За получением патента иностранному гражданину необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган МВД России по вопросам миграции в течение 30 календарных дней со дня въезда [8], который должен выдать иностранному гражданину патент или отказать, уведомив его в течение 10 рабочих дней.

Важно знать, что если иностранным гражданином получен патент на территории одного субъекта Российской Федерации, то осуществлять трудовую деятельность он может только в этом субъекте Российской Федерации. Для осуществления трудовой деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации ему необходимо обратиться в территориальный орган МВД России по вопросам миграции соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом установленный срок в 30 дней дляоформлением патента не учитывается. Если патент выдан в другом регионе, то срок его действия не может быть более срока действия первоначально выданного патента (абз. 3 п. 16, п. 21 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Общий срок действия патента составляет 12 месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца и более. Количество продлений не ограничено, но с учетом всех продлений срок действия патента не может составлять более 12 месяцев (п. 5 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Чтобы получить патент иностранному гражданину необходимо представить:

1) заявление о выдаче патента;

2) документ, удостоверяющий личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве. Срок его действия должен заканчиваться не ранее одного года со дня подачи указанного заявления;

3) миграционную карту с указанием цели въезда в Российскую Федерацию как трудовая деятельность;

4) договор (полис) добровольного медицинского страхования, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранный гражданин планирует осуществлять трудовую деятельность. Срок его действия должен быть в период осуществления трудовой деятельности и обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;

5) документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных Перечнем инфекционных заболеваний [9], об отсутствии ВИЧ-инфекции. Они выдаются по результатам медицинского осмотра, включающего соответствующие исследования;

6) документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации;

7) документы о постановке иностранного гражданина на миграционный учет на территории субъекта Российской Федерации.

Если пропущен срок, установленный для оформления патента, то иностранный гражданин в дополнение к указанным документам прилагает подтверждение уплаты штрафа за такое нарушение. Размер штрафа может составить от 10 000 до 15 000 рублей (ст. 18.20 КоАП РФ [10]).

Также иностранный гражданин должен предъявить документ, подтверждающий уплату налога в порядке, установленном положениями ст. 227.1 НК РФ [11]. В настоящее время сумма уплаты такого налога в Иркутской области составляет 3726 рублей. Платеж по налогу уплачивается иностранным гражданином до дня, с которого начинает действовать патент.

Подчеркнем, что оформление патента - забота самого иностранного гражданина, причем на этапе заключения трудового договора патент уже должен быть получен иностранным гражданином, поскольку сведения о патенте указываются в трудовом договоре (ст. 327.2 ТК РФ [12]). Но срок действия патента не должен превышать двух месяцев. Объясняется это тем, что иностранный гражданин должен заключить трудовой договор и направить его копию в территориальный орган МВД России по вопросам миграции, выдавший патент, в течение двух месяцев со дня его выдачи. В противном случае патент аннулируется (п. 22 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Отметим, что иностранный гражданин иностранец может обратиться в территориальный орган МВД России по вопросам миграции, с просьбой о переоформлении патента. Например, в случае, если иностранец получил патент для работы в Иркутской области, а пока этот документ действует, решил сменить место работы и уехать в Красноярский край. Смена субъекта Российской Федерации как раз и будет переоформлением. Но поменять субъект Российской Федерации (или должность) можно лишь единожды в течение срока действия патента. Установлен срок для такого обращения, который ограничен сроком действия патента, то есть до истечения 12 месяцев со дня выдачи патента не позднее чем за 10 рабочих дней (п. 5 ст. 13.3).

Для переоформления патента необходимо представить в территориальный орган МВД России по вопросам миграции документы, названные в п. 9 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ. Патент переоформляется на срок его действия от 1 до 12 месяцев.

Кроме того, законом установлены территориальные ограничения осуществления трудовой деятельности для иностранного гражданина и для работодателя или заказчика работ (услуг). Ограничена она территорией субъекта Российской Федерации, где выдан патент иностранному гражданину. Работодатель, привлекающий к трудовой деятельности иностранного

42

гражданина, обязан уведомлять территориальный орган МВД России по вопросам миграции о заключении и прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора в течение трех рабочих дней с момента заключения или прекращения (расторжения) договора (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

С учетом вышеизложенного законодательством предусмотрена и ответственность за нарушение установленного порядка: для иностранных граждан за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в виде штрафа от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации (п. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ); для работодателей за нарушение порядка привлечения к труду иностранных граждан (ч. 1 ст. 18.5 КоАП РФ) в виде административного штрафа: на должностных лиц - от 25 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц - от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Основаниями для этого являются:

- отсутствие патента, если таковой требуется по законодательству;

- профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), не указанные в патенте, если документ содержит такие сведения;

- трудовая деятельность вне пределов территории субъекта Российской Федерации, где этому лицу выдан патент.

Необходимо учитывать, что установленная ст. 18.15 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности. Достаточно очевидно, какие существуют сложности у иностранного гражданина за возможность

осуществления трудовой деятельности на территории РФ.

Далее хотелось бы обратить внимание на правоприменительную практику судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях в отношении трудящихся государств-членов ЕАЭС.

Пример: Судья Московского городского суда Притула Ю.В. в решении от 24 апреля 2017 г. по делу № 7-5403/2017 указала, что «23 декабря 2014 года был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе... Утверждение заявителя гражданина Республики Кыргызстан о том, что она пребывает на территории Российской Федерации ФИО законно, в связи с заключением трудового договора, своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела не нашло. Согласно ответу отдела внешней трудовой миграции УФМС России по г. Москве на запрос суда апелляционной инстанции уведомление о заключении трудового договора гражданина Республики Кыргызстан с ООО «***» не значится» [13]. Назначен административный штраф в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Оснований, исключающих назначенное наказание в виде выдворения по делу не установлено.

Назначенное судьей административное выдворение за пределы России основано на фактических данных, установленных по делу, что подтверждает необходимость применения к гражданину Республики Кыргызстан такой меры

43

ответственности, как единственно возможного для достижения справедливости в разрешении публичных и частных интересов [13].

Подобные обстоятельства привлечения трудящихся из государств-членов ЕАЭС к административной ответственности изложены в решении Пермского краевого суда от 14.04.2017 по делу № 7-748-2017(12-277/2017), постановлении Самарского областного суда от 23.05.2016 № 4а-530/2016, есть и другие примеры. Значит, данная практика является вполне сложившейся.

Из приведенных примеров следует, что ограничения, установленные законодательством России в целях защиты национального рынка труда и снятые Договором о ЕАЭС в отношении трудящихся государств-членов ЕАЭС, фактически существуют: трудящихся государств-членов ЕАЭС привлекают к административной ответственности как и других иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России, государства которых не подписывали Договор о ЕАЭС; назначают административное выдворение за пределы территории России, что не позволит иностранному гражданину в течение пяти лет въезжать в Российскую Федерацию, согласно ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; работодателей трудящихся государств-членов ЕАЭС привлекают к административной ответственности за неуведомление территориального органа МВД России по вопросам миграции о заключении трудового или гражданско-правового договора (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

В Определении Верховного Суда РФ от 10.03.2017 № 308-АД17-333 по делу № А53-22119/2015 указано: «Отклоняя доводы общества со ссылкой на положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4, Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 об отсутствии обязанности уведомлять управление о заключении трудовых договоров, суды обоснованно исходили из того, что указанная процедура данными правовыми актами в действительности не урегулирована. При этом положения Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не содержат исключений в части обязанности работодателя или заказчика работ (услуг) уведомлять миграционную службу о заключении соответствующих трудовых договоров в отношении какой-либо категории иностранных граждан. При изложенных обстоятельствах суды трех инстанций пришли к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене оспоренных постановлений административного органа» [14].

Выводы, содержащиеся в указанном определении, наш взгляд противоречат Договору о ЕАЭС, где сказано, что государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, что по-прежнему влечет привлечение к ответственности как трудящихся государств-членов Договора о ЕАЭС так и их работодателей или заказчиков работ (услуг).

Объективные потребности развития экономики, необходимость эффективного использования трудового потенциала диктует интеграцию различных стран в международный рынок труда, что позволяет исследовать и применять в стране формы международного опыта регулирования трудовых отношений, выявлять проблемы в действующем законодательстве, регулирующего международный труд, и актуализировать законотворческую работу в данном направлении.

Список литературы

1. Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространства / Н.Г. Доронина и др. М., 2012. 72 с.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе подписан в г. Астане 29.05.2014 (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) (документ опубликован не был) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 19.03.2018).

3. Письмо МИД России от 27 сентября 2006 года № 32253/19 «О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию Российской Федерации» (документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.08.2018).

5. О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 (ред. 26.10.2016)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.04.2018).

6. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства. (Заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) (ред. от 03.03.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 09.04.2018).

7. Петров Е. Прием на работу граждан государств ЕАЭС // Практический бухгалтерский учет. 2018. № 2. С. 26 - 35.

8. Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории РФ: Приказ МВД России от 20.10.2017 № 800 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 09.04.2018).

45

9. Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний: Приказ Минздрава России от 29.06.2015 № 384н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 43, 26.10.2015.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 09.04.2018).

11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.05.2018).

12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.05.2018).

13. Решение Московского городского суда от 24 апреля 2017 г. по делу № 7-5403/2017 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

14. Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2017 № 308-АД17-333 по делу № А53-22119/2015 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Балашова Надежда Анатольевна, канд. юрид. наук, доц., доц. кафедры, bna68@,list.ru, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE TREATY ON THE

EAEU IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF LABOR MIGRATION

N. А . Balashova

This article attempts a detailed analysis of the current legislation of the Russian Federation, the current law enforcement and judicial practices into the implementation of the provisions of the Treaty on the European-Asian economic Union (EAEU) on employment and employment of citizens of member States of the EAEC compared to the conditions of realization of labor rights of foreign citizens arriving to the Russian Federation from other States are not members of the EAEU.

Key words: Eurasian economic Union, labour migration, international legal regulation of labour, worker of a member state, employer.

BalashovaNadezhdaAnatolyevna, candidate of law, associate professor, doc. department, bna68@,list.ru, Russia, Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of internal of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.