Научная статья на тему 'Трудовая миграция в Евразийском экономическом Союзе'

Трудовая миграция в Евразийском экономическом Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3182
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДЯЩИЙСЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРИЗНАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ / EURASIAN ECONOMIC UNION / MIGRATION / LABOUR ACTIVITY / WORKING PERSON / SOCIAL SECURITY / MEDICAL CARE / RECOGNITION OF QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиев Самат Бикитаевич

В статье анализируется законодательство Евразийского экономического союза и национальное законодательство государств-членов в части миграции, трудовой миграции, налогообложения трудящихся, оказания медицинской помощи, прав трудящихся в сфере образования. Освещены преимущества Евразийского экономического союза и льготные режимы пребывания и осуществления трудовой деятельности для трудящихся и членов их семьи из стран Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MIGRATION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The paper provides an analysis of the legislation of the Eurasian Economic Union and national legislations of its member states in such areas as migration, labour migration, income taxation of employed persons, delivery of medical care, rights of employed persons in the field of education. The advantages of the Eurasian Economic Union as well as privileged regimes of stay and labour activity for working persons and their family members coming from the countries of the Eurasian Economic Union are highlighted.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция в Евразийском экономическом Союзе»

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Алиев С.Б.*

Аннотация. В статье анализируется законодательство Евразийского экономического союза и национальное законодательство государств-членов в части миграции, трудовой миграции, налогообложения трудящихся, оказания медицинской помощи, прав трудящихся в сфере образования. Отмечены преимущества Евразийского экономического союза и льготные режимы пребывания и осуществления трудовой деятельности для трудящихся и членов их семьи из стран Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, миграция, трудовая деятельность, трудящийся, социальное обеспечение, медицинская помощь, признание документов об образовании.

Миграционные вопросы

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) вывел на качественно новый уровень такое направление сотрудничества государств-членов, как трудовая миграция. Договор о Евразийском экономическом Союзе включает целый ряд положений, обеспечивающих свободу передвижения внутри Союза граждан при осуществлении ими трудовой деятельности и членов их семей [1].

Во-первых, трудящиеся и члены их семей могут находиться без регистрации на территории государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда, в дальнейшем они регистрируются на срок действия заключенного трудящимся трудового или гражданско-правового договора.

Во-вторых, граждане одного государства-члена при пересечении границы другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы (например, загранпаспорт), не заполняют миграционные карты. Эта норма действует при условии, что срок их пребывания не будет превышать 30 суток. Отметка о пересечении границы проставляется непосредственно в сам документ.

Также достигнута договоренность о том, что вопросы пребывания без регистрации осталь-

ных граждан государств-членов на территории Союза в течение 30 суток с даты въезда будут регулироваться двусторонними международными договорами. Эти договоренности закреплены в «дорожных картах» по присоединению в Евразийскому экономическому Союзу. В настоящее время уже заключены такие соглашения между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан, Республики Беларусь и Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Армения, Российской Федерации и Кыргызской Республики. Разрабатываются и проходят согласования двусторонние соглашения и между другими членами Союза.

А вот граждане Республики Беларусь и Российской Федерации могут находиться без регистрации на территории соответственно Российской Федерации и Республики Беларусь до 90 суток с даты въезда1. Это прекрасный пример сотрудничества в миграционной сфере, к которому будут стремиться все государства-члены.

Перспективными направлениями углубления сотрудничества в сфере миграции являются:

1 Протокол от 3 марта 2015 г. о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства от 24 января 2006 г.

* Алиев Самат Бикитаевич, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), врио директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: aHev@eecommission.org

- освобождение граждан от обязанности заполнения миграционной карты при пересечении внутренних границ государств Союза;

- увеличение срока нахождения граждан на территориях государств-членов до 90 суток без регистрации;

- выделение пунктов паспортного контроля для граждан государств Союза в целях обеспечения приоритетного пересечения границ, в том числе оборудование таких пунктов специальными информационными табло «Для граждан ЕАЭС»;

- расширение перечня документов, по которым граждане могут въезжать и следовать транзитом через территории государств Союза (так, в настоящее время граждане России могут въезжать в Армению только по заграничным паспортам, въезд по внутренним документам невозможен).

Государства-члены осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции в рамках Союза, а также по оказанию содействия организованному набору и привлечению трудящихся стран ЕАЭС для осуществления ими трудовой деятельности в государствах-членах [2].

В рамках СНГ оставалось много неурегулированных вопросов по доступу трудящихся на общий рынок труда стран СНГ.

В целях формирования общего рынка труда ЕАЭС, Договором о Союзе предусматривается выработка общей политики в сфере трудовой миграции, в том числе по предоставлению социального обеспечения, медицинского обслуживания трудящимся государств-членов, зачета трудового (страхового) стажа, а также экспорт пенсий.

Для трудящихся ЕАЭС предусмотрено, что в отношении них не будут применяться ограничения, установленные законодательством для защиты национального рынка труда.

Трудящимся предоставлена возможность работать не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору, что значительно расширяет сферы их возможного трудоустройства [3].

В Договоре о ЕАЭС для допуска на рынок труда закреплены вопросы прямого признания документов об образовании без проведения каких-либо процедур.

Важное значение имеет норма по социальному обеспечению трудящихся государств Союза, которое должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. При этом в понятие «социаль-

ное обеспечение» Договором о Союзе включено: обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.

Дети трудящихся имеют право на посещение дошкольных учреждений и получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Нормами Договора о ЕАЭС предусмотрена возможность оказания бесплатной скорой и медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) трудящимся и членам их семей независимо от наличия медицинского страхового полиса. Также предоставляется возможность медицинской эвакуации пациента в целях его спасения и сохранения здоровья, производится возмещение затрат медицинской организации на оказание скорой медицинской помощи трудящимся государств-членов за счет бюджета государства трудоустройства.

Предусмотрены единые условия налогообложения доходов граждан стран Союза с первых дней работы по найму наравне с гражданами государства трудоустройства.

Разрабатывается Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза. Подписание этого документа будет способствовать повышению уровня социальной защищенности трудящихся и, соответственно, устойчивому развитию наших стран.

Миграционное национальное законодательство стран Союза в целом различное. Наиболее либеральный миграционный режим установлен в Республике Армения и Кыргызской Республике.

Так, при въезде на территорию Армении необходимо предъявить паспорт, в котором проставляется отметка о пересечении государственной границы. Миграционных карточек нет.

В случае необходимости регистрация производится в Паспортно-визовом управлении полиции путем подачи заявления с указанием адреса места проживания. Данные о заявителе вводятся в Государственный регистр населения.

Гражданам государств-членов не требуется получать разрешение на работу при осуществлении трудовой деятельности в Республике Армения2. При этом срок регистрации трудящихся госу-

2 Закон Республики Армения «О внесении изменений и

дополнений в Закон Республики Армения об иностранных

лицах» от 22 июня 2015 г., статья 23.

дарств-членов и членов их семей определяется сроком действия трудового (гражданско-правового) договора. Регистрацию необходимо продлевать по истечении одного года.

Работодатель обязан предоставить копию трудового (гражданско-правового) договора в уполномоченный Правительством Республики Армения орган3. При осуществлении выезда/въезда из страны в период действия трудового договора повторная регистрация не требуется.

Разработку и осуществление политики Правительства Республики Армения в сфере миграции осуществляет Государственная миграционная служба.

При въезде в Беларусь предъявляется паспорт и заполняется миграционная карта, которая содержит сведения об гражданине государства-члена, въезжающем в Республику Беларусь и (или) Российскую Федерацию. Она служит для учета и контроля за его временным пребыванием на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации4. Миграционная карта не заполняется при въезде на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации и при выезде с территории Беларуси в Россию.

В графе «Цель въезда» необходимо указать -«Работа».

Регистрация в стране осуществляется на срок действия заключенного трудового (гражданско-правового) договора.

Государственная политика Республики Беларусь направлена на оптимизацию регулирования потоков трудовой миграции, защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей.

В Республике Казахстан иностранные граждане делятся на временно пребывающих и постоянно проживающих в Республике Казахстан.

Регистрация осуществляется органами миграционной полиции Министерства внутренних дел по месту постоянного или временного проживания иностранца. Контроль пребывания мигрантов и их персональный учет осуществляется с помощью единой информационной системы, которая позволяет в режиме реального времени отслежи-

3 Закон Республики Армения «Об иностранных лицах» от 25 декабря 2006 г., часть 3, статья 27.

4 Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 г. (ред. от 25.11.2011).

вать информацию об их въезде, регистрации, целях пребывания и выезде из страны.

На портале www.egov.kz в разделе «Гражданство, миграция и иммиграция» физическим лицам предоставляется онлайн-услуга «Регистрация иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Казахстан». Эта услуга предоставляется бесплатно в течение одного рабочего дня. Результатом оказания услуги является регистрация мигранта, либо уведомление об отказе в регистрации.

Иностранным гражданам, не оформившим миграционные карточки в пунктах пропуска через государственную границу, они выдаются при регистрации.

Функции по формированию государственной политики в сфере миграции населения осуществляет Министерство национальной экономики Республики Казахстан5.

В Кыргызской Республике граждане, в отношении которых действует безвизовый режим, в том числе из Армении и Беларуси, если срок их пребывания в стране не превышает 60 дней, освобождаются от регистрации. Для граждан Казахстана данный срок составляет 90 дней6. Миграционных карточек нет.

В случае превышения данного срока они должны зарегистрироваться по месту пребывания. Регистрация осуществляется путем выдачи регистрационного талона и производится Департаментом регистрации населения при Государственной регистрационной службе7.

Функции в сфере миграции, труда и занятости осуществляет Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики.

При въезде в Российскую Федерацию, так же как и при въезде в Беларусь, предъявляется паспорт и заполняется миграционная карта.

В графе «Цель въезда» также необходимо указать - «Работа».

Регистрация в стране осуществляется на срок действия заключенного трудового (гражданско-правового) договора. Если договор срочный, то регистрация осуществляется на весь срок действия

5 Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» от 16 января 2013 г. № 466.

6 Закон Кыргызской Республики «О внешней миграции» от 23 июня 2000 г., пункт 5, статья 8.

7 Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Кыргызской Республики» от 2 мая 2008 г. № 200.

договора. В том случае, если договор заключен бессрочно, то регистрация осуществляется сроком на один год и должна ежегодно продлеваться.

В Российской Федерации Федеральная миграционная служба (ФМС) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. ФМС также выполняет правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю и предоставлению государственных услуг в сфере миграции8.

Однако наряду с достижениями в сфере трудовой миграции в рамках Евразийского экономического Союза, имеется ряд проблем, связанных с практической реализацией норм Договора о Союзе. В частности, в Российской Федерации это:

- необходимость указания в миграционной карте при пересечении границы цели въезда только «работа». С учетом недостаточной информированности, а также отсутствия юридической возможности изменения цели въезда, гражданин находится в зоне риска как потенциальный нарушитель миграционного законодательства Российской Федерации;

- необходимость заполнения миграционных карт и последующей регистрации при каждом выезде/въезде в страну, что создает дополнительные неудобства для граждан, трудовая деятельность которых связана с командированием за пределы Российской Федерации;

- отсутствие правоприменения норм Договора о Союзе в полном объеме в части регистрации трудящихся и членов их семей на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора. Так, в настоящее время максимальный срок регистрации составляет один год с последующим продлением срока пребывания.

Таким образом, в миграционной сфере в рамках Евразийского экономического Союза достигнуты значительные успехи на пути достижения заявленной цели Союза по обеспечению свободы передвижения рабочей силы.

Осуществление трудовой деятельности

Нормы Договора о ЕАЭС значительно расширили права граждан государств-членов при осу-

8 Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти от 21 мая 2012 г. № 636», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 711.

ществлении ими трудовой деятельности на территории Евразийского экономического союза.

Так, в отношении таких трудящихся отменены квотирование, обязательные разрешения на работу, приобретение патентов и не применяются ограничения, установленные законодательством в целях защиты национального рынка труда. Это значит, что трудящиеся имеют право работать во всех сферах деятельности, за исключением отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, государственной службы, правоохранительных органов.

Граждане стран Союза, прибывшие в государство трудоустройства для занятия трудовой деятельностью, освобождаются от регистрации в течение 30 суток. После заключения трудового (гражданско-правового) договора они должны встать на миграционный учет на срок действия договора.

В целях расширения сферы возможного трудоустройства гражданам государств-членов предоставлена возможность трудиться не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору.

Доходы трудящихся с первого дня работы по трудовому договору облагаются налогом по такой же ставке, что и доходы граждан государства трудоустройства. Доходы трудящихся по гражданско-правовому договору облагаются в соответствии с национальным законодательством государства трудоустройства.

Трудящиеся имеют право на занятие профессиональной деятельностью в соответствии с полученными специальностью и квалификацией, указанными в документах об образовании. При этом Договором о Союзе закреплены вопросы прямого - без каких-либо дополнительных процедур - признания документов об образовании для осуществления трудовой деятельности. Исключением является осуществление трудовой деятельности в медицинской, фармацевтической, педагогической или юридической сферах. Для признания документа об образовании по этим специальностям необходимо пройти существующие и ранее национальные процедуры признания таких документов.

Трудовой, в том числе страховой, стаж, приобретенный ранее на территориях стран Союза, за-считывается в общий трудовой (страховой) стаж трудящегося в государстве трудоустройства, что является очень важным для получения социальных пособий и исчисления их размеров.

В случае, если с трудящимся по каким-либо причинам досрочно расторгнут трудовой (гражданско-правовой) договор и при этом прошло

более 90 суток с даты его въезда, то он имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой (гражданско-правовой) договор.

Мигранты из безвизовых стран СНГ находятся в более сложных миграционных условиях при трудоустройстве [3].

Так, например, в отличие от трудящихся из стран ЕАЭС мигранты из стран СНГ могут находиться на территории Российской Федерации без регистрации только в течение 7 дней с даты въезда.

Для трудоустройства таким мигрантам необходимо приобрести платный полис добровольного медицинского страхования, пройти медицинский осмотр, сдать тесты на знание русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации. Непосредственно для осуществления трудовой деятельности надо приобрести патент с авансовой оплатой подоходного налога.

Срок пребывания таких мигрантов определяется сроком действия патента. Это означает, что по окончании срока патента, заканчивается и срок регистрации. Значит, возникает необходимость продления и патента, и регистрации. Так как в средствах мигранты ограничены, то и необходимость прохождения таких бюрократических процедур возникает часто.

В итоге, в целом у мигрантов из стран СНГ затраты составляют значительную сумму как до начала работы, так и в период осуществления трудовой деятельности.

Как ранее отмечалось, трудящиеся стран ЕАЭС могут находиться на территории Российской Федерации без регистрации в течение 30 дней с даты въезда. Для трудоустройства нет необходимости приобретать медицинскую страховку, патент, сдавать экзамены. То есть в целом при трудоустройстве и в период осуществления трудовой деятельности они имеют равные права с гражданами страны трудоустройства. Соответственно, и затраты у них как до трудоустройства, так и в период работы значительно ниже, чем у мигрантов из других стран СНГ.

Трудовая деятельность осуществляется на основании заключенного трудового (гражданско-правового) договора. Срок временного пребывания трудящегося определяется сроком действия такого договора.

Значимым является тот факт, что и члены семьи трудящегося (жена, муж, дети, родители) теперь имеют законное право находиться в России в течение периода действия трудового (гражданско-правового) договора трудящегося.

Граждане государств-членов могут заниматься поиском работы самостоятельно, используя банк вакансий или иные способы поиска работы, так же как и граждане страны трудоустройства.

Трудовая деятельность осуществляется на основе трудового договора. Заключение трудового договора осуществляется путем непосредственных переговоров и достижения соглашения между трудящимся и работодателем по всем условиям, включенным в договор. Для заключения трудового договора необходимо волеизъявление обеих сторон - трудящегося и работодателя.

Для заключения индивидуального трудового договора работодатель вправе потребовать от трудящегося следующие документы9:

- удостоверение личности (или паспорт);

- документ, подтверждающий трудовую деятельность (для лиц, имеющих трудовой стаж);

- копии свидетельств о присвоении регистрационного номера налогоплательщика и социального индивидуального кода (страховое свидетельство);

- другие документы, установленные законодательством.

Трудящийся может по своей инициативе предъявить работодателю рекомендацию и иные документы, характеризующие его по месту прежней работы, а также данные и документы, касающиеся профессиональной подготовки, квалификации и их применения10.

При заключении трудового договора впервые работодатель оформляет трудовую книжку и удостоверение социальной защиты.

Прием на работу без этих документов не допускается.

На работу, требующую специальных знаний (подготовки), умений и навыков трудящийся предъявляет:

- документ об образовании (квалификации), наличии специальных знаний или профессиональной подготовки;

- справку об отсутствии судимости для занятия деятельностью, связанной с воспитанием, обучением и обслуживанием лиц в возрасте до 18 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отдельных случаях с учетом специфики работы может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов, например:

9 Там же.

10 Там же.

- документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (для лиц, обязанных проходить такое освидетельствование);

- справку о состоянии здоровья (санитарная книжка), если трудовой договор заключается для работ, требующих предварительного или периодического медицинского обследования.

Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.

Предоставление документов воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, необязательно для трудящихся государств-членов.

Иностранные граждане не являются военнообязанными и не представляют соответствующие документы, а также не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству государства трудоустройства. Речь идет о должностях государственных служащих, в органах внутренних дел и др.

При приеме на работу с трудящимся заключается трудовой договор, который является основанием для распорядительного документа. Существуют два вида трудового договора - срочный (контракт и договор на время выполнения работ) и договор на неопределенный срок. Минимальный срок, на который заключается контракт -один год. Продление контракта в пределах максимального срока его действия осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года. На меньший срок контракт продлевается по письменной инициативе трудящегося11.

Срочный трудовой договор заключается на срок не более 5 лет, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения либо по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Срочный трудовой договор предусматривает его прекращение в связи с окончанием срока его действия (как одно из оснований прекращения контракта) с уведомлением об увольнении не менее чем за месяц.

11 Указ Президента Республики Беларусь «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» от 12 апреля 2000 г. № 180 (ред. от 31 марта 2010 г.).

Если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а трудящийся продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Такой договор не может быть перезаключен на определенный срок без согласия трудящегося.

Если в трудовом договоре не оговорен письменно срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается трудящемуся, другой хранится у работодателя.

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить трудящегося с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции трудящегося, коллективным договором, соглашениями, проинструктировать трудящегося по охране труда, в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) трудовую книжку.

Трудящиеся, заключившие трудовые договоры, имеют право на трудовые и социальные отпуска. Продолжительность основного трудового отпуска не может быть менее 24 календарных дней. К нему суммируются при наличии оснований дополнительные отпуска (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы, за ненормированный рабочий день, за продолжительный стаж работы и дополнительные поощрительные отпуска)12.

Трудящиеся стран ЕАЭС имеют право осуществления трудовой деятельности и на основании гражданско-правовых договоров, например, на оказание услуг или выполнение работ13. Основным обязательным условием является предмет договора, где четко прописывается цель заключения договора, сроки выполнения работы, ее цена и порядок оплаты, право на удержание и другие условия.

При заключении гражданско-правового договора у сторон возникают гражданско-правовые правоотношения [4]. При заключении таких договоров у трудящихся не будет социально-трудовых гарантий, предусмотренных трудовым законода-

12 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (ред. от 08 января 2015 г., с измен. от 4 июня 2015 г.).

13 Гражданский Кодекс Кыргызской Республики от 5 янва-

ря 1998 г. Ч. 2.

тельством: на оплачиваемый отпуск и больничный, гарантий при увольнении, сокращении штата и др. Также трудящемуся не будет вноситься запись о работе в трудовую книжку. В то же время при осуществлении трудовой деятельности на основании гражданско-правовых договоров трудящиеся признаются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев на производстве.

Это означает, что в отношениях с трудящимся (исполнителем) и заказчиком (нанимателем) не действуют нормы трудового законодательства - формы, размер и сроки оплаты устанавливаются соглашением сторон. На трудящегося не распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством; он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и т. д. Вместе с тем на договор распространяют свое действие нормы, регулирующие охрану труда, социальное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и т. д. [3]. Трудящийся, осуществляющий трудовую деятельность на основе гражданско-правового договора, так же как и на основе трудового договора, является застрахованным лицом в системе обязательного государственного страхования14.

По договору одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить работы (оказать услуги), т. е. совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (оплатить эти услуги). Если иное не предусмотрено договором, исполнитель обязан выполнить работы (оказать услуги) лично.

Не может являться предметом договора выполнение работ (оказание услуг), связанных со специфическими предметами, ограниченными ко всеобщему обращению: наркотическими средствами, оружием, боеприпасами и т. д.

Для подтверждения факта выполнения работ, оказания услуг по договору необходимо составить двусторонний акт приема-передачи результата выполнения работ (оказания услуг).

Таким образом, в сфере трудовой деятельности снята значительная часть ограничений по допуску на рынок труда ЕАЭС граждан государств-членов

14 Закон Кыргызской Республики «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования» от 22 декабря 1998 г. № 154.

и на них не распространяются нормы о квотировании и выдаче разрешений на трудоустройство15.

Право на получение бесплатной медицинской помощи

Договором о Союзе закреплено право трудящихся государств-членов на получение медицинской помощи на территориях стран ЕАЭС16.

Во-первых, в каждом государстве-члене Евразийского экономического союза трудящиеся и члены их семей имеют право на получение бесплатной медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) наравне с гражданами государства трудоустройства и независимо от наличия медицинского страхового полиса.

Таким образом, в Договоре о Союзе закреплено положение о равных правах трудящихся и членов их семей с гражданами государства трудоустройства на получение медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах), т. е. им (трудящимся) предоставляется так называемый национальный режим. При этом возмещение затрат медицинской организации на оказание такой помощи осуществляется за счет соответствующего бюджета государства трудоустройства.

В случае продолжения лечения пациента в медицинской организации государства трудоустройства после устранения непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих оплата фактической стоимости оказанных услуг осуществляется непосредственно пациентом по договорным ценам. Лечение оплачивает сам пациент за счет собственных средств или из иных источников, не запрещенных законодательством этого государства.

Договор о Союзе также охватывает вопросы, связанные с медицинской эвакуацией пациента в государство постоянного проживания, в случае возникновении такой необходимости. В этом случае информация о состоянии здоровья пациента направляется медицинской организацией в посольство государства постоянного проживания.

Возможность и порядок медицинской эвакуации пациента определяется законодательством государства трудоустройства [2, 3]. Она осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи. Возмещение расходов, связанных с ме-

15 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., РазделXXVI «Трудовая миграция».

16 Там же.

дицинской эвакуацией пациента, осуществляется за счет соответствующего бюджета государства постоянного проживания.

Оказание скорой и неотложной медицинской помощи трудящимся государств-членов закреплено и в других международных соглашениях17, которыми гарантируется соответствующее медицинское обеспечение. При этом оказание такой помощи предоставляется не только в порядке и на условиях, установленных национальным законодательством, многосторонними соглашениями, но и Договором о Союзе. Этот основополагающий документ закрепил право трудящихся стран ЕАЭС на получение медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса.

Во-вторых, в отдельных государствах-членах у трудящихся есть право на получение комплекса медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию (в Кыргызской Республике, Российской Федерации, с 1 января 2017 года - в Республике Казахстан).

Определение объемов, видов и условий оказания бесплатной медицинской помощи, а также способов ее финансирования относится к полномочиям органов местного самоуправления. Перечень бесплатных медицинских услуг уточняется в конкретном медицинском учреждении здравоохранения или территориальных органах здравоохранения.

Однако на практике пока имеется ряд трудностей в реализации этого права, так как на сегодняшний день нет четкого понимания самого минимального стандарта медицинских услуг для трудящихся государств-членов, что на практике может приводить к появлению проблемы адекватного доступа трудящихся к какой-либо медицинской помощи в государстве трудоустройства.

Также, кроме оказания бесплатной помощи в экстренной и неотложной форме и обязательного медицинского страхования, в странах ЕАЭС гражданам Союза предоставляются медицинские услуги на платной основе.

Системы оказания медицинской помощи гражданам Союза значительно разнятся по странам Союза.

17 Соглашение о взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи от 24 ноября 1998 г., Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1997 г.

Так, в Республике Армения отсутствует система обязательного медицинского страхования. Поэтому для граждан стран ЕАЭС медицинская помощь в республике предоставляется на платной основе, также как и гражданам Армении.

В Республике Беларусь иностранным гражданам, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, медицинская помощь оказывается на платной основе, если иное не определено международными договорами страны.

Отдельно стоит выделить, что для граждан Республики Беларусь на территории Российской Федерации и для граждан Российской Федерации на территории Республики Беларусь действуют равные права в получении медицинской помощи в рамках Союзного государства18. Оказание медицинской помощи гражданам двух стран регулируется двусторонним соглашением. Оно устанавливает порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь. Это соглашение обеспечивает равные права граждан обоих государств, постоянно проживающих на территории другого государства, на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение.

Так, например, временно пребывающим и работающим в Российской Федерации гражданам Республики Беларусь для получения медицинской помощи требуется подать заявление на имя главного врача медицинского учреждения по месту жительства, приложить копию паспорта, копию документа, подтверждающего постановку на миграционный учет по месту пребывания, или копию договора на аренду жилого помещения.

Кроме того, постоянно проживающие в Беларуси иностранные граждане также имеют право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь.

В Республике Казахстан мигранты, находящиеся на территории страны, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи при острых заболеваниях, которые представляют опасность для окружаю-

18 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» от 24 января 2006 г.

щих, в соответствии с перечнем, определяемым уполномоченным органом. Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать неотложную медицинскую помощь в экстренных случаях19.

Первичная (экстренная и неотложная) медико-санитарная помощь оказывается гражданам независимо от факта прикрепления к медицинскому учреждению. Таким образом, любой нуждающийся в неотложной медицинской помощи вправе обратиться в ближайшее медицинское учреждение и получить ее.

Законодательством Республики Казахстан предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за отказ в оказании скорой и неотложной помощи нуждающимся.

С 1 января 2017 года в Республике Казахстан планируется внедрение системы обязательного социального медицинского страхования, которая позволит обеспечить солидарную ответственность государства, работодателей и граждан за здоровье, а также повысить качество и доступность медицинских услуг, в первую очередь за счет приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, частной медицины и повышения конкуренции между медицинскими организациями.

Данная система предусматривает предоставление двух видов пакетов медицинских услуг.

Первый - базовый пакет - представляет собой гарантированный государством объем медицинской помощи, финансируемый из республиканского бюджета. Этот пакет будет доступен всем гражданам Казахстана. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, также будут вовлечены в систему обязательного медицинского страхования. Они будут платить взносы наравне со всеми20.

Этот пакет включает: скорую помощь и санитарную авиацию, медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях, профилактические прививки. Для непродуктивно самозанятого населения до 2020 года предусмотрено предоставление амбулаторно-поликлинической помощи с амбулаторно-лекар-ственным обеспечением за счет средств республиканского бюджета.

19 Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 г. № 193-4, подпункт 3, пункт 6, статья 182.

20 http: // astana.zagranitsa.com .

Второй - страховой пакет, предоставляемый из вновь создаваемого Фонда медицинского страхования. В него входят: амбулаторно-поликлиниче-ская помощь, стационарная и стационаро-заме-щающая помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокотехнологичная помощь.

При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население, работодатели - за трудящихся, трудящиеся и самозанятые граждане, зарегистрированные в на-лотовых органах, - за себя.

Право на получение этого пакета предоставляется гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, за которых перечислялись взносы.

Медицинские услуги, не входящие в перечень этих пакетов, оказываются на платной основе, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования или за счет средств работодателя.

В Кыргызской Республике одним из видов оказания медицинской помощи, кроме оказания бесплатной медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах), является обязательное медицинское страхование21.

Программа обязательного медицинского страхования состоит из базовой и дополнительных программ обязательного медицинского страхования. Обязательному медицинскому страхованию подлежат в том числе иностранные граждане, временно находящиеся или постоянно проживающие на территории Кыргызской Республики.

Реализация программы базового государственного медицинского страхования осуществляется через исполнительный орган системы медицинского страхования, которым является Фонд медицинского страхования и его территориальные органы управления. Эта программа реализуется за счет средств республиканского и местных бюджетов на основе минимальных социальных стандартов.

Трудящиеся государств-членов имеют право на получение медицинских услуг по Программе государственных гарантий наравне с гражданами Кыргызстана, при наличии у них трудового договора с работодателем и отчислением страховых

21 Закон Кыргызской Республики «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике» от 18 октября 1999 г. № 112.

взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.

Застрахованные лица имеют право на получение медицинских, профилактических, реабилитационных и оздоровительных услуг по программе обязательного медицинского страхования на всей территории Кыргызстана в тех лечебно-профилактических учреждениях, с которыми заключены договоры по обязательному медицинскому страхованию. Застрахованные лица обязаны при обращении за медицинской помощью по программе обязательного медицинского страхования предъявлять документы, подтверждающие их право на получение медицинских и профилактических услуг. Страховщиком иностранных граждан, временно находящихся на территории Кыргызской Республики, является работодатель или сами иностранные граждане в соответствии с законодательством страны22. Размер страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования составляет 2% для работодателя23.

Медицинская помощь в рамках Программы обязательного медицинского страхования предоставляется застрахованным лицам в Кыргызской Республике после предъявления удостоверения социальной защиты, идентификации пациента в базе данных Фонда обязательного медицинского страхования и определения сроков выплаты за него взносов24.

В Российской Федерации медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается иностранным гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вме-

22 17 Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» от 24 января 2004 г. № 8.

23 Постановление Правительства Кыргызской Республики «Правила обязательного медицинского страхования граждан в Кыргызской Республике» от 9 марта 2000 г. № 121.

24 Там же.

шательства. Медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения эта медицинская помощь оказывается иностранным гражданам бесплатно.

В рамках действия Договора о Союзе граждане государств-членов при заключении трудового договора с российскими организациями обеспечиваются обязательным медицинским страхованием.

Медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

- на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;

- на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования и включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев. Она определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации в расчете на одно застрахованное лицо: объем предоставления медицинской помощи, норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи и норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Документом, подтверждающим право на получение услуг обязательного медицинского страхования, является страховой полис.

Работодатель обязан отчислять страховые взносы, в том числе в Фонд обязательного медицинского страхования, в силу чего трудящиеся государств-членов имеют право на получение медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами Российской Федерации.

Для прикрепления к поликлинике (женской консультации, стоматологии и т. д.) необходимо обратиться в медицинское учреждение. Для этого достаточно наличие паспорта, полиса, заявления на имя главного врача и документа, подтверждающего факт проживания на территории, которую обслуживает поликлиника. Это может быть временная регистрация или даже просто договор аренды квартиры.

Для получения полиса обязательного медицинского страхования на ребенка необходимо предоставить страховой компании свидетельство о рождении ребенка и паспорт одного из родителей.

Вне зависимости от наличия полиса обязательного медицинского страхования белорусским гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по трудовым договорам, должна оказываться медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджета25.

Таким образом, для трудящихся стран Союза и членов его семьи в государстве трудоустройства, кроме получения платной медицинской помощи, установлена двухуровневая система оказания медицинской помощи - получение бесплатной медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) независимо от наличия медицинского страхового полиса наравне с гражданами государства трудоустройства и обеспечение обязательным медицинским страхованием (в тех странах, где оно имеется).

Права трудящегося и членов его семьи в сфере образования

Договором о ЕЭАС трудящимся государств-членов гарантировано прямое признание документов об образовании. Впервые установлено, что работодатель при найме трудящегося может признавать его документы об образовании, выданные не в государстве трудоустройства.

Таким образом, в целях осуществления гражданами стран Союза трудовой деятельности признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании26.

25 Официальный сайт постоянного Комитета Союзного Государства: www.postkomsg.com .

26 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая

2014 г., Раздел XXVI «Трудовая миграция», пункт 3, статья 97.

Положения Договора о Союзе, гарантирующие прямое признание документов об образовании, направлены на увеличение свободы перемещения трудовых ресурсов и создания общего цивилизованного рынка труда на пространстве Союза.

Однако трудящиеся, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, могут быть допущены к этим видам деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Это значит, что для признания документов об образовании по этим специальностям придется, как и ранее, проходить установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания таких документов об образовании27, что занимает значительное время [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для подтверждения ученых степеней и ученых званий также необходимо пройти достаточно длительные национальные процедуры нострифика-ции в соответствии с ранее заключенными международными и двусторонними договорами.

Надо отметить, что в Республике Беларусь для трудящихся из Российской Федерации не требуется признание ученых степеней и званий, и наоборот. Т. е. дипломы кандидата и доктора наук, выдаваемые в Российской Федерации или Республике Беларусь, признаются эквивалентными и дают их обладателям право осуществлять профессиональную деятельность в любом из этих государств в соответствии с присужденной им ученой степенью. Таким образом, для Республики Беларусь и Российской Федерации характерна более глубокая степень интеграции в регулировании сферы образования.

При приеме на работу в Республике Армения трудящимся стран Союза придется испытывать дополнительные трудности, связанные с необходимостью перевода документов на армянский язык, в том числе и документов об образовании. Такая же проблема, но в обратном переводе с армянского на русский язык, возникает и у трудящихся из Армении при трудоустройстве в других государствах ЕАЭС из-за отсутствия в документах дублирования информации на русском языке. Таким образом, несмотря на достаточно либеральное регулирование сферы образования в Армении, трудящиеся Союза могут испытывать проблемы при реализации своих прав.

В Республике Казахстан в целом регулирование сферы образования в части признания документов об образовании созвучно с положениями

27 Там же.

Договора о Союзе, однако встречается ряд несоответствий. Так, по законодательству Российской Федерации программы бизнес-образования, в частности Master of Business Administration (MBA) и Doctor of Business Administration (DBA), относятся к дополнительному послевузовскому образованию. А согласно законодательству Казахстана, магистратура и докторантура, в том числе МВА и DBA - это профессиональные учебные программы послевузовского образования с присвоением академической степени МВА и DBA соответственно28. В результате, на практике эти несоответствия не позволяют процедурно признать документы о полученном образовании.

Таким образом, отдельные различия в вопросах признания документов об образовании негативно сказываются на передвижении трудовых ресурсов в рамках Союза. Государства-члены должны стремиться к единообразным правилам регулирования сферы образования в целях создания единого рынка труда в Евразийском экономическом Союзе.

Решение проблемных вопросов в сфере образования являются важными направлениями сотрудничества стран Союза, поскольку образование - один из главных факторов, способствующий социокультурной адаптации трудящихся и членов их семей в государстве трудоустройства.

Договором о Союзе закреплено также право детей трудящихся государств-членов на посещение дошкольных учреждений и получение обра-

Литература

1. Алиев С.Б. Трудовая миграция в рамках Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая интеграция. 2015. № 4 (29). С. 65-72.

2. Алиев С.Б. Актуальные вопросы пенсионного обеспечения трудящихся в государствах-членах Евразийского экономического союза // Правовая информатика. 2015. № 3. С. 24-33.

зования в государстве трудоустройства. Однако на практике трудящиеся и их дети сталкиваются с проблемой доступа в образовательные учреждения государства трудоустройства. Так, например, часто возникают сложности при устройстве детей в общеобразовательные учреждения. Среди оснований для отказа приема в дошкольные и школьные учреждения называются такие причины, как недостаточность мест, отсутствие страхового полиса и др.

Актуальной остается проблема социальной и языковой адаптации трудящихся стран ЕАЭС и членов их семей, включая детей, при определении их в общеобразовательные учреждения. В этой связи необходимо совершенствовать реализуемые программы по формированию организационной культуры принимающего сообщества и комплексные программы поддержки в обучении языку принимающей страны.

В целом, права трудящихся и членов его семьи в образовательной сфере с вступлением в силу Договора о Союзе расширены и дополнены новыми возможностями.

Таким образом, в рамках Евразийского экономического Союза, для трудящихся государств-членов установлен гарантированный льготный (по сравнению с мигрантами из других безвизовых стран СНГ и визовых стран) миграционный, трудовой, налоговый и социальный режим, который во многом уравнял права трудящихся из стран Союза с правами граждан страны трудоустройства.

3. Алиев С.Б. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе. ЕЭК, М., 2016. 120 с.

4. Герасимов А.В. Мониторинг правоприменения: поиск понятийного (терминологического) единства // Мониторинг правоприменения. 2014. № 4. С. 52-54.

5. Алиев С.Б. Трудовая деятельность и социальное обеспечение граждан Евразийского экономического союза в государствах-членах. ЕЭК, М., 2016. 28 с.

28 Письмо Ассоциации высших учебных заведений Республики Казахстан от 16 ноября 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.