Алиев Самат Бикитаевич
доктор технических наук, профессор, г. Москва E-mail: [email protected]
Трудовая миграция в рамках Евразийского экономического союза
Рассмотрены проблемы свободного движения трудовых ресурсов в рамках Евразийского экономического союза.
Вопросы передвижения трудовых ресурсов относятся к компетенции отдела «Трудовая миграция» Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Евразийской экономической комиссии. Одним из приоритетных направлений деятельности отдела является разработка проекта международного Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза [1]. В целях выявления препятствий на пути свободного передвижения рабочей силы отделом «Трудовая миграция» проводится анализ существующих барьеров. В основе Союза лежит Договор, подписанный главами государств в Астане 29 мая 2014 года. Разделом XXVI «Трудовая миграция» предусмотрен ряд вопросов, которые обеспечивают свободу осуществления трудовой деятельности на территориях государств-членов.
В целях расширения сферы возможного трудоустройства граждан Союза, Разделом XXVI предусматривается возможность осуществления трудовой деятельности не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору. Также Разделом предусмотрено, что не будут применяться ограничения, установленные законодательством государств-членов в целях защиты национального рынка труда. Сняты ограничения по допуску на общий рынок труда граждан государств-членов Союза, отменены квотирование и обязательные разрешения на работу.
Ключевые слова: Евразийская экономическая комиссия, трудовая миграция, квотирование, пенсионное обеспечение, экономическая интеграция.
Двадцать девятого мая 2014 года Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на заседании Высшего евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (Союз) [2]. Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции.
Началом экономической интеграции Казахстана, России и Беларуси стало создание зоны свободной торговли, начатое в 1996 году.
Вторым этапом стало формирование Таможенного союза (ТС), в рамках которого с 1 июля 2011 года были упразднены таможенные границы между государствами [3].
С 1 января 2012 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация
вступили в следующий этап интеграции - Единое экономическое пространство (ЕЭП), целью которого является обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Растет число государств, заинтересованных в участии в евразийских интеграционных процессах - к Договору о создании Евразийского экономического союза присоединились Республика Армения [4] и Кыргызская Республика [5].
Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
Союз создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и созда-
ния условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) и международными договорами в рамках Союза. Договор основан на кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза. В иных сферах экономики государства-члена стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза.
Для эффективного функционирования и развития Союза была учреждена Евразийская экономическая комиссия. Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.
Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.
Важнейшая особенность Комиссии заключается в том, что все принимаемые решения основаны на коллегиальной основе. Коллегия Евразийской экономической комиссии состоит из 12 членов (по 3 Члена Коллегии (Министра) Комиссии от каждой страны-участницы), один из которых является Председателем Коллегии Комиссии.
Решения, распоряжения и рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии принимаются консенсусом, что исключает возможность доминирования какого-либо государства. Если хотя бы одно государство не согласно, то решение не принимается.
Деятельность ЕЭК структурирована по функциональным направлениям, которые курируют Члены Коллегии (Министры). Каждое на-
правление представляет собой блок из отраслей и сфер экономической деятельности.
Вопросы передвижения трудовых ресурсов относятся к компетенции отдела «Трудовая миграция» Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК. Отделом осуществляется мониторинг и контроль за ходом реализации государствами-членами Договора в сфере трудовой миграции, Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года [6], а также контроль за разработкой двусторонних договоров.
Отделом проводятся мероприятия, направленные на обеспечение информированности трудящихся путем публикаций в СМИ, презентаций в рамках международных конференций, участиях в форумах и семинарах в целях развития международного сотрудничества.
Одним из приоритетных направлений деятельности отдела является разработка проекта международного Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза [7]. В целях выявления препятствий на пути свободного передвижения рабочей силы отделом «Трудовая миграция» проводится анализ существующих барьеров.
Отделом осуществляется организация и проведение заседаний Консультативных комитетов и рабочих групп, предварительно подготавливаются предложения для Консультативных комитетов, рабочих групп.
По блоку «Трудовая миграция» созданы 2 Консультативных комитета - по миграционной политике при коллегии ЕЭК; по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств-членов Союза.
Председателем комитетов является Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Тимур Муратович Сулейменов.
К компетенции отдела трудовая миграция также относятся 2 рабочие группы - по вопросам миграции при Консультативном комитете по миграционной политике при Коллегии ЕЭК; по разработке проекта договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Союза.
В основе Союза лежит Договор, подписанный главами государств в Астане 29 мая 2014 года. В рамках Договора обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведение скоордини-
рованной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза. Договор о Союзе содержит положения, предусматривающие различные сферы экономического сотрудничества между государствами-членами. В основе Договора лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства. Договор состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей и 33 приложений.
Договор о Союзе выводит на качественно новый уровень такое направление сотрудничества государств — членов Союза, как трудовая миграция. Разделом XXVI «Трудовая миграция» предусмотрен ряд вопросов, которые обеспечивают свободу осуществления трудовой деятельности на территориях государств-членов.
В целях расширения сферы возможного трудоустройства граждан Союза, Разделом XXVI предусматривается возможность осуществления трудовой деятельности не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору. Также Разделом предусмотрено, что не будут применяться ограничения, установленные законодательством государств-членов в целях защиты национального рынка труда. Сняты ограничения по допуску на общий рынок труда граждан государств-членов Союза, отменены квотирование и обязательные разрешения на работу. Граждане государств-членов Союза освобождаются от обязанности регистрации в течение 30 суток с даты въезда и от использования миграционной карты. В целях упрощения трудоустройства на территориях государств-членов Союза одинаково признаются документы об образовании.
Основываясь на данном Разделе Договора, государства-члены осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции, а также по оказанию содействия организованному набору трудящихся. Осуществляется сотрудничество в рамках консультативных органов, к компетенции которых относятся вопросы трудовой миграции. Кроме того, осуществляется обмен нормативными правовыми актами и информацией.
Для формирования общего рынка труда, Разделом XXVI вырабатывается общая политика в сфере трудовой миграции, в том числе по предоставлению социального обеспечения, медицинского обслуживания для трудящихся граждан Союза, экспорту пенсий и зачету трудового стажа.
Вопросы медицинского обеспечения регулируются Приложением № 30 «Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей» к Договору.
Нормами данного Приложения предоставляется возможность оказания бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) трудящимся и их членам семей, независимо от наличия медицинского страхового полиса, предоставляется возможность медицинской эвакуации пациента в целях спасения и сохранения здоровья пациента, производится возмещение затрат медицинской организации на оказание скорой медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей за счет бюджета государства трудоустройства.
Свобода движения рабочей силы расширялась с каждым этапом интеграции.
В рамках Содружества независимых государств оставались неурегулированными вопросы доступа трудящихся Союза на общий рынок труда. К примеру, в рамках СНГ для работы в Российской Федерации требовалось приобрести медицинскую страховку, пройти медосмотр, сдать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства. Кроме того, для осуществления трудовой деятельности было необходимым приобрести патент на соответствующее право.
В рамках ТС и ЕЭП права для трудящихся государств-членов значительно расширились. На данном этапе интеграции начало действовать Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года [8], которое обеспечивало доступ трудящихся без учета ограничений по защите национального рынка труда, а также доступ к осуществлению трудовой деятельности без получения специального разрешения.
Договором о Союзе предусмотрено, что в отношении трудящихся Союза не будут применяться ограничения, установленные законодательством государств-членов в целях защиты национального рынка труда. Трудящимся не потребуется разрешения на осуществление трудовой деятельности, а также в целях расширения сферы возможного трудоустройства трудящимся государств-членов будет предоставлена возможность осуществления трудовой деятельности не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору.
Таким образом, Договор о Союзе от 29 мая 2014 года значительно расширяет права для трудящихся государств-членов.
Не менее важна реализация достигнутых договоренностей по налогообложению доходов физических лиц. В Договор заложена правовая норма, в соответствии с которой предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц - граждан государств-членов ТС и ЕЭП с первых дней работы по найму, а не по прошествии 183 дней, как было в рамках СНГ или ТС и ЕЭП.
Кроме того, Договором закреплены вопросы прямого признания документов об образовании для осуществления трудовой деятельности без проведения каких-либо процедур. Правовыми нормами Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов семей от 19 ноября 2010 года, а также в рамках СНГ дипломы и квалификации было необходимо признавать в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Договором также определено, что трудовой стаж, в том числе страховой, трудящихся государств-членов, приобретенный на территории государства трудоустройства, засчитывается в их общий трудовой (страховой) стаж в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Таким образом, в сфере трудовой миграции снята значительная часть ограничений по допуску на общий рынок труда граждан государств-членов союза. Вместе с тем, для обеспечения свободного передвижения граждан союза остаются открытыми вопросы обеспечения свободного передвижения граждан государств-членов союза, в частности их нахождение без регистрации до 90 суток, отмена миграционной карты, отмена пограничного контроля. Недостаточная информированность трудящихся государств-членов союза об их правах также является барьером на пути свободного передвижения граждан союза.
В настоящее время Евразийская экономическая комиссия совместно с государствами-членами союза разрабатывает Международный договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов союза (далее-договор).
Разработка данного договора предусмотрена положениями пункта 3 статьи 98 «Права и обязанности трудящегося государства-члена» Раздела XXVI «Трудовая миграция».
По итогам Совета Евразийской экономической комиссии 12 ноября 2014 года Решением № 103 была одобрена Концепция международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
Предпосылками создания данного договора являются Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года [9] и Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 24 января 2006 года [10]. Соглашением от 1992 года регулировался вопрос учета трудового стажа, приобретенного на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией предусматривает обеспечение равных прав только для граждан своих стран.
В этой связи, с целью урегулирования вопросов пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов Союза, предусмотрена разработка отельного международного договора между государствами-членами Союза.
Основная цель разработки договора - обеспечение равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, защита и перевод пенсионных прав трудящихся государств-членов союза и членов их семей на всей территории Союза.
Пенсионное обеспечение трудящихся должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства, как в части уплаты взносов, так и приобретения и сохранения пенсионных прав. При назначении и выплате пенсии должны учитываться все приобретенные на территориях государств-членов Союза права.
В настоящее время в законодательстве государств-членов Союза имеются различия. Основное отличие заключается в разных подходах финансирования пенсионной системы и распределения пенсионных средств.
В Республике Беларусь и Российской Федерации страховые взносы уплачиваются работодателем, и преобладает солидарный принцип распределения. В Республике Казахстан страховые взносы уплачиваются работником, и действует обязательная накопительная пенсионная система. Кроме того имеются структурные различия: пенсионный возраст, источники пенсионных отчислений, и условия, влияющие на размеры пенсий.
Проект договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Союза предусматривает вопрос учета и суммирования стажа, приобретенного в период осуществления трудовой деятельности на территории государств-членов Союза.
Подписание договора о пенсионном обеспечении будет способствовать устойчивому
развитию наших стран, повышению жизненного уровня населения.
Евразийской экономической комиссией выстраивается взаимодействие с ключевыми международными организациями в области миграции. В 2013 году подписаны меморандумы о сотрудничестве ЕЭК с Международной организацией по миграции [11] и Всеобщей конфедерацией профсоюзов [12].
Евразийская экономическая комиссия имеет статус наблюдателя в Совете руководителей миграционных органов государств-членов СНГ, принимает на постоянной основе участие в мероприятиях, проводимых Международной орга-
низацией труда, Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС и Координационным советом руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией, также развивает сотрудничество с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
Таким образом, Евразийская экономическая комиссия в сфере трудовой миграции в рамках Евразийской интеграции смогла достигнуть решающих результатов по обеспечению свободы передвижения трудовых ресурсов и наладить сотрудничество с мировыми и региональными организациями.
Литература:
1. Международный Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (Москва, Решение Совета Евразийской экономической комиссии «О Концепции международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» от 12 ноября 2014 г. № 103) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://eaeunion.org/#info
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (Минск, Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/
4. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан - 10 октября 2014 г., вступил в силу - 2 января 2015 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission. org/
5. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан - 29 декабря 2014 г., находится на ратификации) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission. org/
6. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.) // Официальный
сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/
7. Международный Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (Москва, Решение Совета Евразийской экономической комиссии «О Концепции международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» от 12 ноября 2014 г. № 103) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/
8. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.) Прекратил действие с момента вступления в силу Договора о Союзе
9. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 января 1992 г.) // Сайт Консультант плюс
10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) // Сайт Консультант плюс
11. Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Международной организацией по миграции (Женева, 12 апреля 2013 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/
12. Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Общественной организацией Всеобщая конфедерация профсоюзов - международное профсоюзное объединение (Москва, 25 декабря 2013 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/