Научная статья на тему 'Трудовая миграция в рамках Евразийского экономического Союза'

Трудовая миграция в рамках Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
956
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / КВОТИРОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / LABOUR MIGRATION / QUOTAS ALLOCATION / PENSION PROVISION / ECONOMIC INTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиев Самат Бикитаевич

Рассмотрены проблемы свободного движения трудовых ресурсов в рамках Евразийского экономического союза. Вопросы передвижения трудовых ресурсов относятся к компетенции отдела «Трудовая миграция» Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Евразийской экономической комиссии. Одним из приоритетных направлений деятельности отдела является разработка проекта международного Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза [1]. В целях выявления препятствий на пути свободного передвижения рабочей силы отделом «Трудовая миграция» проводится анализ существующих барьеров. В основе Союза лежит Договор, подписанный главами государств в Астане 29 мая 2014 года. Разделом XXVI «Трудовая миграция» предусмотрен ряд вопросов, которые обеспечивают свободу осуществления трудовой деятельности на территориях государств-членов. В целях расширения сферы возможного трудоустройства граждан Союза, Разделом XXVI предусматривается возможность осуществления трудовой деятельности не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору. Также Разделом предусмотрено, что не будут применяться ограничения, установленные законодательством государств-членов в целях защиты национального рынка труда. Сняты ограничения по допуску на общий рынок труда граждан государств-членов Союза, отменены квотирование и обязательные разрешения на работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MIGRATION WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Problems of free movement of labour within the framework of the Eurasian Economic Union are considered. Issues of movement of labour resources fall within the competence of the Labour Migration Division of the Entrepreneurship Development Department of the Eurasian Economic Commission. One of the division’s priority areas of focus is the development of a draft International Treaty on Pension Provision of Employees of Member States of the Eurasian Economic Union. With a view to identify the obstacles standing in the way of free movement of labour force, the Labour Migration Division carries out an analysis of the existing barriers. The basis of the Union is the Treaty signed by the heads of member states in Astana on the 29th of May 2014. Section XXVI entitled “Labour Migration” includes a number of provisions that ensure freedom of labour in the territories of member states. With a view to expand the field of possible job placement for citizens of the Union, Section XXVI provides for a possibility of carrying out labour on the basis of not only a labour contract but also a civil law contract. The Section also provides for that limitations imposed by the laws of member states in order to protect the national labour market shall not be applied. Limitations on the admission of citizens of member states of the Union to the common labour market are removed, quotas allocation and mandatory work permits are abolished.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция в рамках Евразийского экономического Союза»

Алиев Самат Бикитаевич

доктор технических наук, профессор, г. Москва E-mail: [email protected]

Трудовая миграция в рамках Евразийского экономического союза

Рассмотрены проблемы свободного движения трудовых ресурсов в рамках Евразийского экономического союза.

Вопросы передвижения трудовых ресурсов относятся к компетенции отдела «Трудовая миграция» Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Евразийской экономической комиссии. Одним из приоритетных направлений деятельности отдела является разработка проекта международного Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза [1]. В целях выявления препятствий на пути свободного передвижения рабочей силы отделом «Трудовая миграция» проводится анализ существующих барьеров. В основе Союза лежит Договор, подписанный главами государств в Астане 29 мая 2014 года. Разделом XXVI «Трудовая миграция» предусмотрен ряд вопросов, которые обеспечивают свободу осуществления трудовой деятельности на территориях государств-членов.

В целях расширения сферы возможного трудоустройства граждан Союза, Разделом XXVI предусматривается возможность осуществления трудовой деятельности не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору. Также Разделом предусмотрено, что не будут применяться ограничения, установленные законодательством государств-членов в целях защиты национального рынка труда. Сняты ограничения по допуску на общий рынок труда граждан государств-членов Союза, отменены квотирование и обязательные разрешения на работу.

Ключевые слова: Евразийская экономическая комиссия, трудовая миграция, квотирование, пенсионное обеспечение, экономическая интеграция.

Двадцать девятого мая 2014 года Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на заседании Высшего евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (Союз) [2]. Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции.

Началом экономической интеграции Казахстана, России и Беларуси стало создание зоны свободной торговли, начатое в 1996 году.

Вторым этапом стало формирование Таможенного союза (ТС), в рамках которого с 1 июля 2011 года были упразднены таможенные границы между государствами [3].

С 1 января 2012 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация

вступили в следующий этап интеграции - Единое экономическое пространство (ЕЭП), целью которого является обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Растет число государств, заинтересованных в участии в евразийских интеграционных процессах - к Договору о создании Евразийского экономического союза присоединились Республика Армения [4] и Кыргызская Республика [5].

Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Союз создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и созда-

ния условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) и международными договорами в рамках Союза. Договор основан на кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза. В иных сферах экономики государства-члена стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза.

Для эффективного функционирования и развития Союза была учреждена Евразийская экономическая комиссия. Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.

Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.

Важнейшая особенность Комиссии заключается в том, что все принимаемые решения основаны на коллегиальной основе. Коллегия Евразийской экономической комиссии состоит из 12 членов (по 3 Члена Коллегии (Министра) Комиссии от каждой страны-участницы), один из которых является Председателем Коллегии Комиссии.

Решения, распоряжения и рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии принимаются консенсусом, что исключает возможность доминирования какого-либо государства. Если хотя бы одно государство не согласно, то решение не принимается.

Деятельность ЕЭК структурирована по функциональным направлениям, которые курируют Члены Коллегии (Министры). Каждое на-

правление представляет собой блок из отраслей и сфер экономической деятельности.

Вопросы передвижения трудовых ресурсов относятся к компетенции отдела «Трудовая миграция» Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК. Отделом осуществляется мониторинг и контроль за ходом реализации государствами-членами Договора в сфере трудовой миграции, Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года [6], а также контроль за разработкой двусторонних договоров.

Отделом проводятся мероприятия, направленные на обеспечение информированности трудящихся путем публикаций в СМИ, презентаций в рамках международных конференций, участиях в форумах и семинарах в целях развития международного сотрудничества.

Одним из приоритетных направлений деятельности отдела является разработка проекта международного Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза [7]. В целях выявления препятствий на пути свободного передвижения рабочей силы отделом «Трудовая миграция» проводится анализ существующих барьеров.

Отделом осуществляется организация и проведение заседаний Консультативных комитетов и рабочих групп, предварительно подготавливаются предложения для Консультативных комитетов, рабочих групп.

По блоку «Трудовая миграция» созданы 2 Консультативных комитета - по миграционной политике при коллегии ЕЭК; по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств-членов Союза.

Председателем комитетов является Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Тимур Муратович Сулейменов.

К компетенции отдела трудовая миграция также относятся 2 рабочие группы - по вопросам миграции при Консультативном комитете по миграционной политике при Коллегии ЕЭК; по разработке проекта договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Союза.

В основе Союза лежит Договор, подписанный главами государств в Астане 29 мая 2014 года. В рамках Договора обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведение скоордини-

рованной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза. Договор о Союзе содержит положения, предусматривающие различные сферы экономического сотрудничества между государствами-членами. В основе Договора лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства. Договор состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей и 33 приложений.

Договор о Союзе выводит на качественно новый уровень такое направление сотрудничества государств — членов Союза, как трудовая миграция. Разделом XXVI «Трудовая миграция» предусмотрен ряд вопросов, которые обеспечивают свободу осуществления трудовой деятельности на территориях государств-членов.

В целях расширения сферы возможного трудоустройства граждан Союза, Разделом XXVI предусматривается возможность осуществления трудовой деятельности не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору. Также Разделом предусмотрено, что не будут применяться ограничения, установленные законодательством государств-членов в целях защиты национального рынка труда. Сняты ограничения по допуску на общий рынок труда граждан государств-членов Союза, отменены квотирование и обязательные разрешения на работу. Граждане государств-членов Союза освобождаются от обязанности регистрации в течение 30 суток с даты въезда и от использования миграционной карты. В целях упрощения трудоустройства на территориях государств-членов Союза одинаково признаются документы об образовании.

Основываясь на данном Разделе Договора, государства-члены осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции, а также по оказанию содействия организованному набору трудящихся. Осуществляется сотрудничество в рамках консультативных органов, к компетенции которых относятся вопросы трудовой миграции. Кроме того, осуществляется обмен нормативными правовыми актами и информацией.

Для формирования общего рынка труда, Разделом XXVI вырабатывается общая политика в сфере трудовой миграции, в том числе по предоставлению социального обеспечения, медицинского обслуживания для трудящихся граждан Союза, экспорту пенсий и зачету трудового стажа.

Вопросы медицинского обеспечения регулируются Приложением № 30 «Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей» к Договору.

Нормами данного Приложения предоставляется возможность оказания бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) трудящимся и их членам семей, независимо от наличия медицинского страхового полиса, предоставляется возможность медицинской эвакуации пациента в целях спасения и сохранения здоровья пациента, производится возмещение затрат медицинской организации на оказание скорой медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей за счет бюджета государства трудоустройства.

Свобода движения рабочей силы расширялась с каждым этапом интеграции.

В рамках Содружества независимых государств оставались неурегулированными вопросы доступа трудящихся Союза на общий рынок труда. К примеру, в рамках СНГ для работы в Российской Федерации требовалось приобрести медицинскую страховку, пройти медосмотр, сдать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства. Кроме того, для осуществления трудовой деятельности было необходимым приобрести патент на соответствующее право.

В рамках ТС и ЕЭП права для трудящихся государств-членов значительно расширились. На данном этапе интеграции начало действовать Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года [8], которое обеспечивало доступ трудящихся без учета ограничений по защите национального рынка труда, а также доступ к осуществлению трудовой деятельности без получения специального разрешения.

Договором о Союзе предусмотрено, что в отношении трудящихся Союза не будут применяться ограничения, установленные законодательством государств-членов в целях защиты национального рынка труда. Трудящимся не потребуется разрешения на осуществление трудовой деятельности, а также в целях расширения сферы возможного трудоустройства трудящимся государств-членов будет предоставлена возможность осуществления трудовой деятельности не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору.

Таким образом, Договор о Союзе от 29 мая 2014 года значительно расширяет права для трудящихся государств-членов.

Не менее важна реализация достигнутых договоренностей по налогообложению доходов физических лиц. В Договор заложена правовая норма, в соответствии с которой предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц - граждан государств-членов ТС и ЕЭП с первых дней работы по найму, а не по прошествии 183 дней, как было в рамках СНГ или ТС и ЕЭП.

Кроме того, Договором закреплены вопросы прямого признания документов об образовании для осуществления трудовой деятельности без проведения каких-либо процедур. Правовыми нормами Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов семей от 19 ноября 2010 года, а также в рамках СНГ дипломы и квалификации было необходимо признавать в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Договором также определено, что трудовой стаж, в том числе страховой, трудящихся государств-членов, приобретенный на территории государства трудоустройства, засчитывается в их общий трудовой (страховой) стаж в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Таким образом, в сфере трудовой миграции снята значительная часть ограничений по допуску на общий рынок труда граждан государств-членов союза. Вместе с тем, для обеспечения свободного передвижения граждан союза остаются открытыми вопросы обеспечения свободного передвижения граждан государств-членов союза, в частности их нахождение без регистрации до 90 суток, отмена миграционной карты, отмена пограничного контроля. Недостаточная информированность трудящихся государств-членов союза об их правах также является барьером на пути свободного передвижения граждан союза.

В настоящее время Евразийская экономическая комиссия совместно с государствами-членами союза разрабатывает Международный договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов союза (далее-договор).

Разработка данного договора предусмотрена положениями пункта 3 статьи 98 «Права и обязанности трудящегося государства-члена» Раздела XXVI «Трудовая миграция».

По итогам Совета Евразийской экономической комиссии 12 ноября 2014 года Решением № 103 была одобрена Концепция международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.

Предпосылками создания данного договора являются Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года [9] и Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 24 января 2006 года [10]. Соглашением от 1992 года регулировался вопрос учета трудового стажа, приобретенного на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией предусматривает обеспечение равных прав только для граждан своих стран.

В этой связи, с целью урегулирования вопросов пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов Союза, предусмотрена разработка отельного международного договора между государствами-членами Союза.

Основная цель разработки договора - обеспечение равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, защита и перевод пенсионных прав трудящихся государств-членов союза и членов их семей на всей территории Союза.

Пенсионное обеспечение трудящихся должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства, как в части уплаты взносов, так и приобретения и сохранения пенсионных прав. При назначении и выплате пенсии должны учитываться все приобретенные на территориях государств-членов Союза права.

В настоящее время в законодательстве государств-членов Союза имеются различия. Основное отличие заключается в разных подходах финансирования пенсионной системы и распределения пенсионных средств.

В Республике Беларусь и Российской Федерации страховые взносы уплачиваются работодателем, и преобладает солидарный принцип распределения. В Республике Казахстан страховые взносы уплачиваются работником, и действует обязательная накопительная пенсионная система. Кроме того имеются структурные различия: пенсионный возраст, источники пенсионных отчислений, и условия, влияющие на размеры пенсий.

Проект договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Союза предусматривает вопрос учета и суммирования стажа, приобретенного в период осуществления трудовой деятельности на территории государств-членов Союза.

Подписание договора о пенсионном обеспечении будет способствовать устойчивому

развитию наших стран, повышению жизненного уровня населения.

Евразийской экономической комиссией выстраивается взаимодействие с ключевыми международными организациями в области миграции. В 2013 году подписаны меморандумы о сотрудничестве ЕЭК с Международной организацией по миграции [11] и Всеобщей конфедерацией профсоюзов [12].

Евразийская экономическая комиссия имеет статус наблюдателя в Совете руководителей миграционных органов государств-членов СНГ, принимает на постоянной основе участие в мероприятиях, проводимых Международной орга-

низацией труда, Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС и Координационным советом руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией, также развивает сотрудничество с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

Таким образом, Евразийская экономическая комиссия в сфере трудовой миграции в рамках Евразийской интеграции смогла достигнуть решающих результатов по обеспечению свободы передвижения трудовых ресурсов и наладить сотрудничество с мировыми и региональными организациями.

Литература:

1. Международный Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (Москва, Решение Совета Евразийской экономической комиссии «О Концепции международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» от 12 ноября 2014 г. № 103) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://eaeunion.org/#info

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (Минск, Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/

4. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан - 10 октября 2014 г., вступил в силу - 2 января 2015 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission. org/

5. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан - 29 декабря 2014 г., находится на ратификации) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission. org/

6. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.) // Официальный

сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/

7. Международный Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (Москва, Решение Совета Евразийской экономической комиссии «О Концепции международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» от 12 ноября 2014 г. № 103) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/

8. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.) Прекратил действие с момента вступления в силу Договора о Союзе

9. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 января 1992 г.) // Сайт Консультант плюс

10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) // Сайт Консультант плюс

11. Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Международной организацией по миграции (Женева, 12 апреля 2013 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/

12. Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Общественной организацией Всеобщая конфедерация профсоюзов - международное профсоюзное объединение (Москва, 25 декабря 2013 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.