Научная статья на тему 'Трудовая деятельность и учеба иностранных граждан в Королевстве Нидерландов'

Трудовая деятельность и учеба иностранных граждан в Королевстве Нидерландов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИГРАНТЫ / УЧЕБА / РАЗРЕШЕНИЕ / ПРАВИЛА / УБЕЖИЩЕ / FOREIGN CITIZEN / LABOR ACTIVITY / MIGRATION PROCESSES / REGULATION / MIGRANTS / STUDY / PERMISSION / RULES / ASYLUM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна

Раскрываются особенности трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, получения разрешения на работу, в том числе и для квалифицированных специалистов в Королевстве Нидерландов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT AND STUDY OF FOREIGN CITIZENS IN THE KINGDOM OF THE NETHERLANDS

The features of the work of foreign citizens and stateless persons, obtaining work permits, including for qualified specialists in the Kingdom of the Netherlands, are disclosed.

Текст научной работы на тему «Трудовая деятельность и учеба иностранных граждан в Королевстве Нидерландов»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10176

ББК 67 © Т.А. Прудникова, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УЧЕБА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В КОРОЛЕВСТВЕ НИДЕРЛАНДОВ

Татьяна Анатольевна Прудникова, профессор кафедры административного права, доктор юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Раскрываются особенности трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, получения разрешения на работу, в том числе и для квалифицированных специалистов в Королевстве Нидерландов.

Ключевые слова: иностранный гражданин, трудовая деятельность, миграционные процессы, регулирование, мигранты, учеба, разрешение, правила, убежище.

EMPLOYMENT AND STUDY OF FOREIGN CITIZENS IN THE KINGDOM OF THE NETHERLANDS

Tatyana A. Prudnikova, Professor of Department of Administrative Law, Doctor of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. The features of the work of foreign citizens and stateless persons, obtaining work permits, including for qualified specialists in the Kingdom of the Netherlands, are disclosed.

Keywords: foreign citizen, labor activity, migration processes, regulation, migrants, study, permission, rules, asylum.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудникова Т.А. Трудовая деятельность и учеба иностранных граждан в Королевстве Нидерландов. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(3):231—233.

Изучение практики и специальной литературы показало, что в Королевстве Нидерландов (далее — Нидерланды) отсутствует система квот для мигрантов в целом и для трудящихся мигрантов в частности. Также следует отметить, что, в отличие от многих других европейских стран, у Нидерландов отсутствуют двусторонние миграционные соглашения с другими странами по регулированию рынка труда с привлечением иностранных работников.

Некоторые виды трудовой деятельности и определенные категории мигрантов были освобождены от требований в отношении разрешения на работу, потому что не имеют намерения становиться частью национального рынка труда и находятся в стране временно для оказания услуг, например, занимаются установкой и ремонтом оборудования или программного обеспечения, предоставленного работодателем.

Разрешение на работу обязательно в течение первых трех лет проживания, по прошествии которых трудящихся мигрант может получить свободный доступ к рынку труда Нидерландов. В случае смены работы до истечения данного срока, необходимо обращаться за новым разрешением и проводить испытание на рынке труда1.

Испытание на рынке труда означает, что разрешение на работу может быть выдано только, если на данную позицию нельзя найти работника из Нидерландов или Европейского Союза (далее — ЕС), поэтому разрешения на работу в основном выдаются в области квалифицированного труда. Однако, существует ряд обстоятельств, при которых требование испытания на рынке труда снимается, например, перевод сотрудников внутри компании. Специальные правила применяются к определенным профессиям, таким как спортсмены, художники, работники здравоохранения и представители духовенства.

Если работодатель или трудящийся мигрант не отвечают критериям по схеме квалифицированных мигрантов2 или предпочитает не использовать данную схему, он должен обращаться по установленному порядку для получения разрешений на работу. Фактически разрешение на работу может быть вы-

1 Закон Королевства Нидерландов от 23 ноября 2000 г. «Об иностранных гражданах».

2 Закон Королевства Нидерландов от 21 декабря 1994 г. «О трудоустройстве иностранцев».

дано министерством социальных дел и занятости3 только, если среди граждан Нидерландов нет подходящих сотрудников для данной работы. Для продления разрешения на работу проведение испытания рынка труда не требуется. Ограниченная проверка на предмет минимальной заработной платы, возраста и жилья проводится в отношении сотрудников, переводимых внутри компании, лиц, проходящих профессиональную подготовку и трудящихся мигрантов из государств Европейского Союза4.

Для прохождения испытания на рынке труда работодатель должен сообщить о вакансии в соответствующие органы за пять недель до обращения за разрешением на работу, провести активную деятельность по найму, предложить выплату по крайней мере минимальной заработной платы и условия трудоустройства в соответствии со стандартами в данной конкретной области, при том, что, если какое-либо из этих требований не соблюдено, органы занятости могут отказать в выдаче разрешения.

В отношении многих категорий квалифицированного труда требование испытания рынка труда не применяется. Просители убежища могут быть трудоустроены в течение 12 недель в году без проведения испытания рынка труда. Кроме того, существуют некоторые исключения из требования, касающиеся найма, когда работодатель попадает под специальную категорию. Требования об уведомлении о вакансии, попытки найма на внутреннем рынке труда или о минимальной заработной плате не применяются в отношении работы в сферах образования, профессиональной подготовки, международного студенческого обмена или других программ культурного обмена.

Важным условием для адмиссии5 в качестве квалифицированного мигранта является то, что работодатель должен подписать соглашение с Департаментом иммиграции и натурализации (ДИН)6. Работодатели, нанимающие квалифицированных мигрантов, не должны получать разрешения на работу. Исходя из этого, только Департамент иммиграции и натурализации отвечает за осуществление процедур по адмиссии в Нидерланды и на рынок труда.

Разрешение на проживание выдается на пять лет, если мигрант имеет контракт о трудоустройстве на неопределенный период; те, кто имеют контракт о трудоустройстве на конкретный период, получают разрешение на период действия контракта.

Работодатель может быть квалифицирован как работодатель квалифицированного мигранта, если он может доказать, что соблюдал все требования, установленные законодательством, и имеет доста-

точный по социальным выплатам и налоговым отчислениям оборот для выплаты заработной платы потенциального квалифицированного мигранта. Работодатель получает код компании и имя пользователя, которое он использует для распечатки анкет из Интернета.

Если Департамент иммиграции и натурализации считает, что анкета заполнена правильно, и компания, и квалифицированный мигрант отвечают критериям, в течение двух недель положительная рекомендация направляется в посольство Нидерландов в стране проживания мигранта. После этого мигрант должен заполнить анкету на получение разрешения на проживание и оплатить соответствующий сбор. Требование экзамена по интеграции не применяется в отношении работников и квалифицированных работников. В результате процесс не занимает больше двух недель7.

Важно отметить, что данная процедура достаточно эффективна, если Департамент иммиграции и натурализации8 принимает заявления без дальнейших вопросов. Однако, если Департамент иммиграции и натурализации решит, что анкета была неправильно заполнена, с использованием неточных сведений, срок вынесения решения составляет до шести месяцев. Если Департамент иммиграции и натурализации находит технические ошибки в анкете, он может связаться с заявителем или направить ему письмо с просьбой о прояснении. В некоторых случаях у мигранта может быть запрошено доказательство наличия навыков, необходимых для данной работы.

Следует отметить, что трудящиеся мигранты могут быть приняты для выполнения сезонной работы на период, не превышающий 24 недель подряд, данный статус является временным и не подлежит продлению по прошествии срока действия. Новое разрешение на сезонный труд может быть выдано, если мигрант не имел разрешения на проживание, дающего ему право на работу в течение предыдущих 28 недель. Разрешение на проживание необходимо, если сезонный работник пребывает в Нидерландах свыше трех месяцев, и редко применяется на практике, так как превышает период сбора урожая.

3 Закон Королевства Нидерландов от 23 ноября 2000 г. «Об иностранных гражданах».

4 Закон Королевства Нидерландов от 30 ноября 2006 г. «Об интеграции».

5 Адмиссия — разрешение на пребывание в стране.

6 URL://https://www.niderlandy-i-vy.nl

7 Закон Королевства Нидерландов от 21 декабря 1994 г. «О трудоустройстве иностранцев».

8 URL://https://www.niderlandy-i-vy.nl

232

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2020

Для того чтобы получить разрешение на проживание с целью учебы, мигрант-студент должен представить: свидетельство регистрации или приема в соответствующее учебное заведение; доказательство медицинского страхования; декларацию об осведомленности, в которой он заявляет о том, что он осознает, что его адмиссия носит временный характер; доказательство наличия финансовых средств. Если учеба финансируется третьей стороной, необходимо представить специальные дополнительные документы.

Мигрант-студент имеет право на работу в течение десяти часов в неделю в период учебы и полное рабочее время в летние месяцы. Работодатель должен получить разрешение на работу, но испытание на рынке труда не требуется при рассмотрении соответствующего заявления. Если профессиональная практика является частью учебной программы, данный вид работы не может занимать более 50% учебного времени студента. Если практика занимает более 50% учебного времени, студенту необходимо обратиться за изменением статуса с учебы на занятость и выполнить все соответствующие требования в отношении данного статуса [1, с. 150].

Трудящийся мигрант может получить разрешение на временное проживание в качестве практиканта или лица, проходящего профессиональную подготовку, если его «работодатель» получит разрешение на работу для данного мигранта. Разрешение на работу дает практиканту право на въезд в Нидерланды с целью получения опыта, необходимого для выполнения подобной работы в стране происхождения9. Разрешение на работу и разрешение на проживание могут быть выданы на период, не превышающий 24 недель; проведение испытания на рынке труда не требуется. Предварительно трудящийся мигрант должен пройти профессиональную подготовку, а его работодатель должен иметь заключенное с Нидерландской компанией соглашение относительно данной подготовки [1, с. 210]. План профессиональной подготовки должен быть представлен вместе с заявлением, наряду с заявлением компании, подтверждающим, что ей известно о том, что практиканту будет предложена работа по завершении обучения. К тому же, число лиц, проходящих профессиональную подготовку в компании должно быть соразмерным общему числу сотрудников.

Разрешение на проживание и разрешение на работу могут быть выданы лицу, проходящему профессиональное обучение, на период до одного года, если обучение необходимо для завершения образования мигранта, и он получил соответствующее профессио-

нальное образование в стране своего происхождения10. Испытание на рынке труда и требование о доходе не применяются к данной категории.

Мигранты, имеющие разрешение на проживание с целью учебы или ожидающие решения по предоставлению убежища в период прохождения учебы, могут получить разрешение на работу для лица, проходящего профессиональную подготовку, на период более одного года при условии, что подготовка не занимает более 50% от учебного времени. Существуют также некоторые исключения в отношении определенных национальностей, которые позволяют выдачу разрешения на работу на срок более одного года. В общем, число лиц, проходящих профессиональную подготовку в компании, ограничено десятью процентами от общего числа сотрудников, но данная квота не применяется к мигрантам-студентам и просителям убежища.

В заключение следует отметить, что проблемы Нидерландской иммиграционной системы, как показывает изучение практики, не являются свидетельством несовершенства законодательства, причина неэффективности реализации миграционных норм кроется в особенностях их применения. В настоящее время, деятельность уполномоченных органов в сфере миграции нацелена на то, чтобы не допускать иммигрантов в страну и использовать в национальном рынке труда привлечение высококвалифицированных специалистов.

Литература

1. Прудников А.С., Дутов П.О. и др. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2020.

2. Прудников А.С., Прудникова Т.А., Харламов С.О. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты: Учеб. пособие. М., 2018.

References

1. PrudnikovA.S., DutovP.O. i dr. Gosudarstvenno-pravovye osnovy migratsii naseleniya v Rossiyskoy Fe-deratsii: Ucheb. posobie. M., 2020.

2. Prudnikov A.S., Prudnikova T.A., Kharla-movS.O. Deyatel'nost' podrazdeleniy organov vnutren-nikh del po voprosam migratsii. Pravovye i organizat-sionnye aspekty: Ucheb. posobie. M., 2018.

9 Закон Королевства Нидерландов от 21 декабря 1994 г. «О трудоустройстве иностранцев».

10 Закон Королевства Нидерландов от 30 ноября 2006 г. «Об интеграции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.