Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционных процессов в Словацкой Республике'

Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционных процессов в Словацкой Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ / СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА / SLOVAK REPUBLIC / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MIGRATION PROCESSES / COMPETENT AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна.

Исследуются современные миграционные отношения в Словакии, особенности деятельности словацких уполномоченных органов в сфере миграции, выявлены основные проблемы в различных направлениях миграционной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal bases of activity of authorized bodies in the sphere of migration on the regulation of migration processes in the Slovak Republic

Devoted to modern migration relations in Slovakia, the activities of the Slovakian authorized bodies in the sphere of migration, identified the main problems in various areas of the migration sphere.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционных процессов в Словацкой Республике»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством РФ перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами РФ или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в «Извещениях мореплавателям»6.

Правонарушение, предусмотренное ст. 18.7 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации», посягает на порядок, установленный на Государственной границе РФ, безопасность личности, общества, государства.

Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего при исполнении им обязанностей по охране Государственной границы РФ препятствует нормальной деятельности государственных органов и их должностных лиц, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране Государственной границы РФ.

Таким образом, Государственная граница является

не только естественным, но и важнейшим политическим и правовым фактором во взаимоотношениях государств, тем правовым пределом, в рамках которого находят свое самоопределение нации. Административно-правовая защита государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на государственной границе в пределах приграничной территории. В современных социально-экономических и политических условиях административно-правовая охрана и защита Государственной границы Российской Федерации является приоритетным элементом обеспечения государственной безопасности и выступает в этом качестве как атрибут территориальной целостности государства.

1 Малеин Н.С. Правоотношение: понятие, причины, ответственность. М., 1985. С. 134.

2 Правонарушения в сфере миграции: классификация, доказательства, производство: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 12.

3 Там же. С. 20.

4 Комментарий к КоАП РФ. 6-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. М.: Проспект, 2009.

5 Там же.

6 Правонарушения в сфере миграции: классификация, доказательства, производство: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 26.

УДК 342.951 ББК 64.401

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПРУДНИКОВА,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: 203.019@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуются современные миграционные отношения в Словакии, особенности деятельности словацких уполномоченных органов в сфере миграции, выявлены основные проблемы в различных направлениях миграционной сферы. Ключевые слова: миграция, уполномоченные органы, Словацкая Республика, миграционные процессы.

Annotation. Devoted to modem migration relations in Slovakia, the activities of the Slovakian authorized bodies in the sphere of migration, identified the main problems in various areas of the migration sphere.

Keywords: migration, competent authorities, the Slovak Republic, migration processes.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Традиционно Словакия являлась страной скорее эмиграции, чем иммиграции. Однако, изменение конституционного строя повлекло радикальные изменения в миграционных моделях. Сегодня Словакия является страной транзита для многих мигрантов и даже страной назначения для некоторых из них, особенно после вступления страны в Европейский Союз (ЕС) в 2004 г.

Вплоть до вступления Словакии в ЕС общее число иностранцев, проживавших в стране, оставалось стабильным, но с вступлением страны в ЕС, в связи с намного более простыми условия в отношении передвижения граждан из стран ЕС и членов их семей, количество иммигрантов значительно выросло.

В 2014 г. в Словакии проживало 35 тыс. иммигрантов, что составляло 0,6% от всего населения страны. Иммигранты из соседних стран, например Украины, Польши и Венгрии, составляют большую часть иностранцев, проживающих в Словакии.

Следует отметить, что граждане Чехии составляют 16% всех иностранных жителей в стране, что обусловлено сохранением родственных и трудовых отношений: большинство мигрантов из Чехии прибывает с целью воссоединения семьи, значительная часть - в целях занятости в различных секторах экономики1.

Второй по численности является группа мигрантов из стран, граждане которых исторически сформировали иностранные сообщества в Словакии и/или стран, в которых существуют словацкие меньшинства, например Россия, Сербия, Румыния, Болгария и Хорватия. Граждане данных стран работают, учатся и создают семьи в Словакии и постепенно становятся частью своих национальных сообществ в стране.

Увеличение числа новых разрешений на проживание, выдаваемых иностранцам в Словакии, является свидетельством того факта, что вступление в ЕС вызвало фундаментальные изменения в иммиграционных тенденциях и повысило интерес к Словакии как к стране назначения для мигрантов; их потоки выросли практически экспоненциально.

Правительство Словакии приняло концепцию миграционной политики Республики Словакия: всестороннюю систему для управления миграцией. Документ определяет политику в сфере международного сотрудничества, легальной миграции и интеграции иммигрантов, в вопросах убежища, неофициальной миграции, защиты прав человека и предотвращения ксенофобии, нетерпимости и дискриминации.

Иммигранты могут законно въезжать и пребывать на территории Словакии с целью воссоединения семьи, занятости, бизнеса, сезонного труда, учебы и профессиональной подготовки, исследования, особых видов деятельности, например чтения лекций, творческой и спортивной деятельности, или для выполнения официальных обязанностей гражданскими подразделениями вооруженных сил.

Уполномоченным органом по рассмотрению заявлений на разрешение на проживание является Департамент полиции по делам иностранцев (далее - Депар-

тамент) по месту проживания либо предполагаемого проживания иностранца в Словакии.

Заявления на выдачу разрешения на пребывание должны сопровождать следующие документы: действительный проездной документ (в большинстве случаев); две актуальные фотографии; документ, подтверждающий цель проживания; доказательство финансового покрытия пребывания (в размере минимальной заработной платы, которая в настоящее время составляет 240 евро в месяц); доказательство наличия жилья2; документ, подтверждающий медицинское страхование в период пребывания, а также документ, подтверждающий отсутствие у иностранца заболевания, представляющего угрозу для публичного здоровья; документ, подтверждающий, что иностранец не будет создавать нагрузку для системы социального обеспечения Словакии3.

При рассмотрении заявления Департаментом принимается во внимание следующее: степень общественного интереса, особенно вопросы публичной безопасности и здоровья; экономическая потребность Словакии, причем особое значение придается уровню вклада бизнеса иностранца в экономику Словакии; личная и семейная ситуация иностранца, включая интересы любых несовершеннолетних детей, которые у него есть; его финансовая ситуация; длительность пребывания.

Департаментом может быть отклонено заявление при следующих обстоятельствах: иностранец является нежелательным лицом; существует обоснованное подозрение, что в период пребывания иностранец будет представлять угрозу для безопасности государства; это находится в интересах публичной политики, здоровья или прав и свобод других граждан и, на определенных территориях, в интересах охраны природы; есть основания предполагать, что иностранец будет создавать нагрузку для системы социального обеспечения и здравоохранения в Словакии; существуют обоснованные подозрения, что иностранец вступил в брак с целью получения разрешения на пребывание; либо иностранец намеренно предоставил ложную информацию либо подал фальшивые или подделанные документы.

Департамент выдает подтверждение получения заявления в день его регистрации. Затем в течение 90 дней после подачи заявления Департаментом принимается решение относительно выдачи разрешения на пребывание. В особо сложных случаях данный период может быть продлен еще на 90 дней.

Органом, уполномоченным принимать решения по апелляционным жалобам на отказы в выдаче разрешений, является Департамент полиции по делам иностранцев Директората полиции, являющегося верховным органом, которому подчинены все департаменты полиции по делам иностранцев. Согласно Кодексу об административных процедурах апелляция должна быть подана в уполномоченный орган, которым было вынесено решение, в течение 15 дней после доведения информации о решении до сведения заявителя. Апелляция, поданная в рамках законно установленно-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

го периода, имеет силу отсрочки исполнения решения, кроме случаев, когда это невозможно на основании специальных положений. Верховный орган имеет право изменить или отклонить решение первой инстанции либо отклонить апелляцию и подтвердить решение. Решение апелляционного органа является окончательным без правовой возможности дальнейшей административной апелляции.

Если апелляция оказалась безуспешной, и решение вступает в силу, существует юридическая возможность изменения решения путем подачи гражданского иска в региональный суд по месту нахождения органа, вынесшего решение. Данный иск в большинстве случаев не имеет силы отсрочки4 и должен быть подан в течение двух месяцев после получения решения последней инстанции.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранцу с целью занятия бизнесом, занятости, учебы, особых видов деятельности5, воссоединения семьи либо для выполнения официальных обязанностей гражданскими подразделениями вооруженных сил.

В большинстве случаев первоначальное заявление на выдачу разрешения на временное проживание подается в дипломатическую миссию или консульский отдел Словакии в стране происхождения.

Первоначальные разрешения на временное проживание могут быть выданы на срок не более двух лет и только для одной цели. Если иностранец решит заниматься другим видом деятельности, чем тот, для которого было выдано разрешение, он должен подавать новое заявление. Если цель пребывания остается неизменной, и иностранец выполняет условия проживания, разрешение может быть обновлено на последующий период до трех лет6.

Как правило, первоначальное заявление о выдаче разрешения на постоянное проживание должно быть подано в дипломатический или консульский орган Словакии в стране происхождения. Однако, если заявитель уже проживает в Словакии, заявление может быть подано напрямую в Департамент.

Первоначальное разрешение на проживание может быть выдано на пять лет. По прошествии пяти лет на территории Словакии на основании данного разрешения на проживание иностранец может подать запрос в Департамент о выдаче ему разрешения на постоянное проживание на неограниченный период времени.

Первоначальное разрешение может быть выдано иностранцу, который: является супругом словацкого гражданина либо прямым родственником словацкого гражданина, находящимся на его иждивении; не состоящим в браке ребенком, не достигшим 18 лет, находящимся под личной опекой иностранца, являющегося супругом словацкого гражданина; не состоящим в браке ребенком (не достигшим 18 лет) иностранца, имеющего разрешение на постоянное проживание, либо ребенком, не достигшим 18 лет, находящимся под опекой иностранца, имеющего разрешение на постоянное проживание; ребенком иностранца, имеющего разре-

шение на постоянное проживание, старше 18 лет и находящимся на иждивении данного иностранца; либо в случаях, когда это отвечает интересам Словакии.

Департамент может выдать последующее, неограниченное, разрешение иностранцу, который: получил первоначальное разрешение на проживание; имеет разрешение на временное проживание с целью занятости, занятия бизнесом или воссоединения семьи; имел разрешение на постоянное проживание в течение по крайней мере пяти лет до подачи следующего заявления; является ребенком, не достигшим 18 лет, иностранца, имеющего подобное разрешение.

При рассмотрении заявления Департамент принимает во внимание, в дополнение к общим требованиям, уровень интеграции иностранца в словацкое общество7.

Очень важно подчеркнуть, что Республика Словакия преобразовала вспомогательные правовые акты Европейских сообществ в свою правовую систему.

Следует отметить, что учеба и профессиональная подготовка граждан третьих стран регулируется на территории Словакии, так же как и воссоединение семьи, исправленным Актом № 48/2002 Coll. о пребывании иностранцев. Директива Совета 2004/114/ ЕС об условиях адмиссии граждан третьих стран с целью учебы, студенческого обмена, неоплачиваемой профессиональной подготовки или волонтерской деятельности и Директива Совета 2005/71/ЕС о специальных процедурах по адмиссии граждан третьих стран с целью научного исследования были преобразованы в национальное законодательство поправками № 693/2006 Coll8.

Однако, следует заметить, что изучение специальной юридической литературы и практики показало, что до настоящего времени Словакия не уделяла достаточного внимания проблемам легальной миграции и иммигрантов; теперь вопросам неофициальной миграции, пограничного контроля и убежища придается гораздо большее значение.

Система учреждений, защищающих интересы мигрантов в Словакии, является недостаточно координированной. Некоторые из этих учреждений слабы по причине малочисленности или нестабильности, либо подвержены частым организационным изменениям. Отсутствие официального парламентского или правительственного комитета по вопросам иностранцев (мигрантов), занимающегося соответствующими правовыми и политическими вопросами, все чаще рассматривается как недостаток.

Как уже было отмечено, по данным Международной организации миграции иммигранты из стран Европейского экономического пространства имеют определенные привилегии благодаря соответствующим правовым нормам и ежедневной практике. Их присутствие в Словакии приветствуется, они чаще трудоустраиваются в качестве квалифицированных работников на хорошо оплачиваемые позиции. Вместе с тем, многие иммигранты жалуются на частичное безразличие к их условиям проживания и нуждам. В

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

частности некоторые мигранты из стран Азии, Африки и Ближнего Востока сталкиваются с серьезными проблемами. Представители данных сообществ выражают недовольство несправедливым отношением, ссылаясь на нежелание уполномоченных органов выдавать разрешения на проживание и на работу, создание искусственных преград, таких как проблемы с визами, справками о состоянии здоровья, приглашениями для членов семей, которые необходимо преодолеть для получения разрешения9.

В настоящее время в Словацкой Республике проводится определенная работа по совершенствованию политики в области интеграции иммигрантов в словацкое общество. Согласно мнению ряда экспертов в области миграции Словакии, стране требуется уточнение национальной концепции политики по интеграции и натурализации, особенно в части трудовой иммиграции.

Создание Департамента по интеграции иммигрантов в рамках министерства по труду, социальным делам и вопросам семьи станет фактором для улучшения ситуации в сфере административно-правового регулирования миграционных отношений.

1 Divinsky B. Zahranicna migracia v Slovenskej republike; Stav, trendy, spolocenske sUvislosti (Международная миграция в Республике Словакия; ситуация, тенденции, социальные контексты) (2013) Братислава, Фонд Фридриха Эберта (Divinsky 2013).

2 Это требование не касается случаев, когда: иностранец регулярно пересекает государственную границу с целью работы или посещения школы с территории соседнего государства; иностранец получил разрешение на временное проживание с целью учебы в университете; иностранец получил разрешение на временное проживание и работает в сфере исследования или развития.

3 См.: МельничукЮ.В. Правовые основы въезда и пребывания иностранных граждан в государствах-членах Европейского Союза. М., 2014.

4 Суд может отсрочить исполнение решения по запросу заявителя, если исполнение решения повлечет за собой риск серьезного ущерба.

5 Особые виды деятельности включают чтение лекций, творческую и спортивную деятельность.

6 Divinsky B. Zahranicna migracia v Slovenskej republike; Stav, trendy, spolocenske sUvislosti (Международная миграция в Республике Словакия; ситуация, тенденции, социальные контексты) (2013) Братислава, Фонд Фридриха Эберта (Divinsky 2013).

7 Законодательство не содержит описания того, что подразумевается под уровнем интеграции, но может включать, среди прочего, уровень владения словацким языком.

8 См.: Мельничук Ю.В. Указ. соч.

9 Divinsky B. Zahranicna migracia v Slovenskej republike; Stav, trendy, spolocenske suvislosti (Международная миграция в Республике Словакия; ситуация, тенденции, социальные контексты) (2013) Братислава, Фонд Фридриха Эберта (Divinsky 2013).

УДК 343.982 ББК 67.5

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА ЧЕСНОКОВА,

заместитель заведующего отделом научно-методического обеспечения производства экспертиз ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность E-mail: ElenaChes@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы внедрения технических средств в экспертную деятельность, касающиеся их разработки, применения и доработки недостатков. Актуальность поднятых проблем обусловлена тем, что на практике имеют место случаи недостаточной проработанности внедряемых технических средств, приводящей к отсутствию спроса на них среди экспертов.

Ключевые слова: инновационные технологии, технические средства, внедрение, экспертная деятельность.

Annotation. The article deals with the problematic issues of technological tools in expert activities relating to their development, application and refinement of shortcomings. The urgency of the issues raised due to the fact that in practice there are cases of poor drafting implemented hardware, resulting in a lack of demand for them among the experts.

Keywords: innovative technology, hardware, installation, expert activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.