Научная статья на тему 'Деятельность миграционных служб в Литовской Республике: административно-правовые аспекты'

Деятельность миграционных служб в Литовской Республике: административно-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ / ЛИТВА / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / MIGRATION SERVICE OF LITHUANIA / MIGRATION PROCESSES / REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасименко Юрий Васильевич, Акимова Светлана Анатольевна

Предпринята попытка анализа деятельности уполномоченных органов в сфере миграции в Литве с точки зрения административно-правового регулирования. Практика осуществления полномочий позволяет выявить проблемные моменты и вопросы, требующие совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of migration services of the republic of Lithuania: administrative aspects

An attempt was made to analyze the activity of the authorized bodies in the field of migration in Lithuania from the point of view of administrative-legal regulation. The practice of exercise of authority identifies problem points and areas requiring improvement.

Текст научной работы на тему «Деятельность миграционных служб в Литовской Республике: административно-правовые аспекты»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Graphology and handwriting examination: the textbook / under the editorship of VV Seregin. Volgograd: VA Ministry of interior of Russia, 2007. P. 248-249.

6. Gulina E.G. the Methodology for determining the run-time signature in the document methods of forensic handwriting examination: a Training manual. M.: Moscow University of MIA of Russia, 2012. P.13.

7. www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnyy-status.html

8. http://to-name.ru/biography/napoleon-bonapart.

htm

9. http://www.myword.ru

10. tolkslovar.ru/a1185.html

11. http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/metod/sud-graph.html

1 Орлова В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации. Труды ВНИИС. Вып. 6. М.: ВНИИСЭ, 1973. С. 107-117.

2Бондаренко Р.В. Онтогенез (возраст и развитие) человека и физиология письма //Судебная экспертиза: Дидактика, теория, практика: Сб. науч. тр. М.: Московский университет МВД России. 2011. Вып. 7, С. 38.

3Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 74.

4Бондаренко Р.В. Онтогенез (возраст и развитие) человека и

физиология письма // Судебная экспертиза: Дидактика, теория, практика: Сб. науч. тр. М.: Московский университет МВД России. 2011. Вып.7, С. 39.

5 Там же. С. 39.

6 Липовский В.В. Криминалистическое исследование подписей, выполненных от имени лиц пожилого и старческого возраста: Методическое пособие для экспертов. М.: ВНИИСЭ. 1963. С. 8.

7 См.: Липовский В.В. Криминалистическое исследование подписей, выполненных от имени лиц пожилого и старческого возраста. Методическое пособие для экспертов. М.: ВНИИСЭ. 1963.С. 15.

8 www.grandars.ru/coИege/sociologiya/socialnyy-status.html.

9 http://to-name.ru/biography/napoleon-bonapart.htm.

10 http://www.myword.ru.

11 Почерковедение и почерковедческая экспертиза: Учебник / Под ред. В.В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2007. С. 248-249.

12 Там же. С.249.

13 Гулина Е.Г. Методика установления времени выполнения подписи в документе методами судебно-почерковедческой экспертизы: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2012. С. 13.

14 tolkslovar.ru/a1185.html.

15 http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/metod/sudgraph.html.

УДК 342.951 ББК 64.401

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ В ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: АДМИНИСТРАТИВНО-

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГЕРАСИМЕНКО,

заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор; СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА АКИМОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: 203.019@mail.ru Научная специальность 12.00.14 - административное право,

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Предпринята попытка анализа деятельности уполномоченных органов в сфере миграции в Литве с точки зрения административно-правового регулирования. Практика осуществления полномочий позволяет выявить проблемные моменты и вопросы, требующие совершенствования.

Ключевые слова: миграционные службы, Литва, миграционные процессы, регулирование.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Annotation. An attempt was made to analyze the activity of the authorized bodies in the field of migration in Lithuania from the point of view of administrative-legal regulation. The practice of exercise of authority identifies problem points and areas requiring improvement.

Keywords: migration service of Lithuania, migration processes, regulation.

В условиях глобализации все большее число стран включается в процесс международной трудовой миграции. Не стали исключением новые государства, образовавшиеся на территории бывшего Советского Союза. В сочетании с транспортно-географическим положением региона это привело к тому, что, в частности Литва, стала привлекать на свою территорию не только трудовых мигрантов, но и транзитных мигрантов из стран Ближнего Востока в Западную Европу, поскольку территорию Литвы пересечь гораздо проще по сравнению с другими границами европейских государств.

Ретроспективный анализ показывает, что первым важным законодательным инструментом, регулирующим правовой статус иностранцев в независимой Литве, являлся Закон о правовом статусе иностранцев от 1991 г. Данным законом регулировались въезд, выезд и проживание граждан третьих стран в Республике Литва. Закон имел важное значение для нового независимого государства, так как был первым нормативным актом Литвы, содержащим определения таких понятий, как «иностранец», «лицо без гражданства», «разрешение на проживание в Литве» и «виза». Законом также оговаривались случаи, в которых иностранцы могли быть подвергнуты задержанию в Республике Литва, основные правила о работе, которой могут заниматься иностранцы и основания для депортации. Закон находился в силе до июля 1999 г1.

Закон об иммиграции от 1993 г. предусматривал, что парламент, следуя предложению правительства, должен был принимать иммиграционную квоту на ежегодной основе, а также категории иностранцев, имеющих право на иммиграцию в Литву.

Совершенно новый подход к вопросам миграции был установлен в Законе о правовом статусе иностранцев, принятом в декабре 1998 г. и вступившем в силу в июле 1999 г. Данным законом отменялась иммиграционная квота и предусматривались правила для въезда и выезда иностранцев, общие для всех граждан третьих стран2. Тем не менее, после гармонизации литовского законодательства с правовыми актами ЕС в сфере миграции, в законе выявился ряд недостатков и пробелов. В результате в министерстве внутренних дел была создана рабочая группа, которая при содействии экспертов ЕС и международных организаций, разработала новый Закон о правовом статусе иностранцев (Закон об иностранцах). Данный закон был принят в апреле 2004 г.

Основными иммиграционными категориями, предусмотренными литовским законодательством, являются: воссоединение семьи; студенты и лица, проходящие профессиональную подготовку, включая

программы стажировки, обучение сотрудников и профессиональное обучение; занятость и другого рода коммерческая деятельность3.

Миграционный департамент при министерстве внутренних дел отвечает за выдачу разрешений на проживание и имеет централизованную структуру. Однако, территориальные миграционные отделы под контролем полицейского департамента министерства внутренних дел выполняют задания, касающиеся вопросов миграции. Другими важными учреждениями, занятыми в управлении миграцией в Республике Литва, являются: министерство внутренних дел, включая миграционный департамент, государственная пограничная служба, которая участвует в осуществлении государственного контроля над миграцией, и полицейский департамент, который осуществляет контроль и координацию деятельности подчиненных полицейских учреждений, направляя им указания и инструкции; министерство социального обеспечения и труда и его учреждения, в частности литовская биржа труда, которое отвечает за выдачу разрешений на работу и регулирование вопросов, касающихся миграции с целью работы, а также социальных вопросов, относящихся к проживанию иностранцев в Литве; министерство иностранных дел, включая консульский департамент и посольства или консульские представительства за рубежом, которое отвечает за сбор документов для выдачи разрешений на проживание в Республике Литва; министерство образования, которое отвечает за регулирование вопросов, касающихся учебы иностранцев в Литве4.

При обращении за разрешением на проживание, первым шагом является подача заявления, наряду со всеми подтверждающими документами, в посольство или консульство Литвы за рубежом либо, в случае обращения внутри страны, в миграционные службы на территории Литвы. После первоначальной проверки данные документы направляются в миграционный департамент на рассмотрение. Решение, которое, согласно требованиям закона, должно быть принято в течение шести месяцев, далее направляется обратно в учреждение, в которое поступило заявление. Если иностранец все еще находится за рубежом, в случае первоначального обращения за разрешением на проживание, и решение принято в пользу заявителя, тогда данному лицу выдается долгосрочная виза D для въезда в Литву.

Факт подачи заявления не дает данному лицу права на пребывание в Литве в период ожидания решения (Закон об иностранцах, Ст. 28), хотя возможны исключения на основании решения министра внутренних дел, позволяющего иммигранту пребывать на территории Литвы в ожидании решения на основании: под-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

твержденного свидетельства о том, что он находится на территории Литвы на законных основаниях, он обязан получать визу в Литве, не может выехать по причинам здоровья, является несовершеннолетним, либо не может быть выдворен из Литвы (Ордер о разрешении на временное проживание, Ст. 5).

После прибытия иностранца, либо в случае продления разрешения на проживание, иностранец должен явиться в территориальное миграционное ведомство, как указано в решении. Решение действительно в течение шести месяцев, во время которых иностранец должен реализовать свое право на получение разрешения на проживание5.

Если иностранцу было отказано в выдаче или замене разрешения на проживание, он, тем не менее, может подать новое заявление по прошествии по крайней мере одного года и после того, как причины для отказа в выдаче или замене разрешения на проживание прекратили существование (Закон об иностранцах, Ст. 35(2)).

Документы, предоставленные гражданином третьей страны, выданные иностранными учреждениями, должны быть легализованы или заверены штампом апостиль. Если иностранец не подает документы, требуемые в соответствии с законодательством в качестве доказательства права на получение разрешения на проживание, содержание заявления не рассматривается (Ордер о разрешениях на временное проживание, Ст. 12). Заявление должно быть подано лично, за исключением заявителей младше 18 лет, за которых заявление должно быть подано родителями заявителя или другим законным представителем. Заявление также может быть подано представителем иностранца, если данный представитель представит документы, устанавливающие законность представительства (Ордер о разрешениях на временное проживание, Ст. 7).

Если миграционный департамент принимает решение не выдавать разрешение на проживание, иностранец может апеллировать данное решение в вильнюсском районном административном суде в течение 14 дней после уведомления о решении. Согласно закону суд должен рассмотреть апелляцию в течение двух месяцев со дня вынесения решения по обстоятельствам дела. Апелляция в высший административный суд против решения первого апелляционного суда возможна в течение 14 дней после уведомления о данном решении. Апелляция приостанавливает исполнение решения, отменяющего разрешение на проживание6.

С 25 марта 2015 г. правительство Литвы приняло решение об упразднении Департамента миграции и передало его функции Департаменту полиции и Службе охраны государственной границы.

Держатели разрешений на временное проживание, непрерывно прожившие на территории Литвы в течение пяти лет, получают разрешение на постоянное проживание на основании заявления. Законом предусмотрено, что министр внутренних дел определяет процедуру для подсчета данного пятилетнего

периода. К тому же подобные иностранцы должны пройти экзамен на знание языка и базовый экзамен на знание конституции Республики Литва в соответствии с процедурой, установленной законом (Резолюция об интеграции). Разрешение на постоянное проживание дает гражданам третьих стран право проживать в Литве в течение неограниченного периода времени. Документ, подтверждающий данное право, действителен в течение пяти лет и должен быть обновлен каждые пять лет без необходимости принятия дополнительных решений (Закон об иностранцах, Ст. 2(15)).

Анализ показывает, что существует определенный дисбаланс в участии национальных и региональных административных органов: решения в отношении заявлений о разрешениях на проживание выносятся миграционным департаментом, а решения, касающиеся заявлений о разрешениях на работу, выносятся литовской биржей труда, несмотря на то, что миграция зависит от региональных условий. Согласно отчетам биржи труда Литвы, основная масса разрешений на работу выдается в крупнейших городах Литвы и регионах с устойчивой промышленной базой. Неудивительно, что большинство иностранцев трудятся в сфере промышленности (55%), транспорта (14%), услуг (14%) и строительства (14%). Наиболее популярными профессиями среди иностранцев, получивших разрешение на работу, являлись: специалисты по сборке корпусов судов, водители для международных перевозок, электросварщики, повара (Китай, Турция, Армения и Филиппины), инженеры-химики, работники нефтеперерабатывающих и авиационных заводов и каменщики - профессии, на которые спрос на рынке труда Литвы находится на высоком уровне.

Особенности литовского миграционного законодательства способствуют высокому числу временных работников. В 2015 г. на основании трудового соглашения трудились 55% иностранцев и 45% были направлены для выполнения временной работы. Одной из главных причин для такого высокого числа временных работников является тот факт, что процедура выдачи подобного разрешения на работу короче по времени, она занимает один месяц после предоставления соответствующей документации в территориальную биржу труда7.

Поэтому с 2015 г. в Литве по предложению правительства начал действовать Информационный центр по миграции, который предоставляет подробную информацию по вопросам возвращения и проживания в Литве. «Цель этого центра - предоставление достоверной информации проживающим за рубежом литовцам по всем связанным с возвращением и проживанием в Литве вопросам», - заявил премьер Литвы А. Буткяви-чус. Данный центр поможет возвращающимся из эмиграции жителям Литвы устраивать жизнь на родине.

В заключение необходимо отметить, что в Литве прослеживается прямая зависимость между социально-экономическим благосостоянием страны и

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

характером регулирования миграционных процессов. Имеющиеся тенденции в организации деятельности уполномоченных органов в сфере миграции усугубляют значительную дифференциацию в процессах реализации миграционной политики. Ее перспективы в значительной степени зависят от эффективности привлечения высококвалифицированных мигрантов и сокращение оттока населения, что является непростой задачей в условиях конкуренции и недостатка экономических ресурсов.

1 Министерство внутренних дел Республики Литва, Миграционный ежегодник 2014 (2014).

2 Акимова С.А. Особенности законодательства в сфере ми-

грации в современных государствах // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 18.

3 ПрудниковА.С. Незаконная миграция как источник угрозы национальной безопасности России // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 35.

4 Eidinats Alfonsas. Lithuania in European Politics. Palgrave Macmillan, 2015. P. 45.

5 Прудникова Т.А. Особенности законодательства в сфере миграции в современных государствах // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 38.

6 Jeffries Ian. A Guide to the Economies in Transition. Rout-ledge, 2014. P. 303

7 Eidinats Alfonsas. Lithuania in European Politics. Palgrave Macmillan, 2015. P. 64.

УДК 342.951 ББК 67.401

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕПОРТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ

СВОБОДЫ

ДАРЬЯ ДМИТРИЕВНА ЛОКТЕВА,

адъюнкт кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, E-mail: locteva.dascha@yandex.ru Научная специальность 12.00.14 - административное право,

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализ действующего российского законодательства позволяет рассмотреть вопрос взаимодействия Федеральной миграционной службы с Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации и органами внутренних дел Российской Федерации при осуществлении депортации иностранных граждан, находящихся в местах лишения свободы, его специфику и пробелы законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: Федеральная миграционная служба, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, депортации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Annotation. Analysis of current Russian legislation allows to consider the interaction of the Federal migration service Federal service of execution of punishments of the Russian Federation and bodies of internal Affairs of the Russian Federation in the implementation of deportation of foreign citizens in places of deprivation of liberty, its specificity and gaps in legislation in this area.

Keywords: Federal migration service, Federal service of execution of punishments of the Russian Federation, bodies of internal Affairs of the Russian Federation, deportation of foreign citizens and persons without citizenship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.