УДК 342.951 ББК 67.401.133.121
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОРОЛЕВСТВЕ БЕЛЬГИЯ
ТА ТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПРУДНИКОВА,
старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.10 — международное право, европейское право
Е-т аН:203.019@т ail.ru Рецензент: кандидат юридических наук, профессор Бочаров С.Н.
СкаИоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются современные миграционные отношения в Бельгии; особенности деятельности бельгийских уполномоченных органов в сфере миграции. Выявлены основные проблемы в различных направлениях миграционной сферы.
Ключевые слова: миграция, уполномоченные органы, Королевство Бельгия, миграционные процессы.
Annotation. The article is devoted to modern migration relations in Belgium, the activities of the Belgium authorized bodies in the sphere of migration, identified the main problems in various areas of the migration sphere.
Keywords: migration, competent authorities, the Kingdom of Belgium, migration processes.
Законодательство Европейского Союза (ЕС) является главным влияющим фактором в эволюции бельгийского законодательства в сфере миграционных отношений. Преобразование первых директив, принятых на европейском уровне, стало реальным с принятием нескольких законов, начиная с 2006 г.
Анализ практики показывает, что на начало 2015 г. в Бельгии находилось более 900 тыс. иностранцев и лиц без гражданства, что составляет примерно 10% от общего населения. Однако, данное количество снизилось по сравнению с 1990 гг. Но согласно Отчету министерства занятости за 2014 г. этот спад является результатом высокого уровня натурализации1. Большинство иностранцев (66%) — выхо лим из стран ЕС, а основными третьими странами происхождения иммигрантов являются Марокко и Турция.
Анализ законодательного регулирования в сфере миграционных отношений показывает, что Закон 1980 г. различает «основные или общие положения» и «дополнительные положения либо положения о частичной отмене», которые предусматривают более широкие права, применяемые только к определенным,
привилегированным, категориям граждан третьих стран. Члены семьи являются самой значительной по численности иммиграционной категорией. Студенты из третьих стран являются единственными лицами, которым законом Бельгии предоставлены преимущества, несмотря на отсутствие международных обязательств в данной сфере.
Очевидно, что закон сообщества стал основным фактором для эволюции бельгийского иммиграционного законодательства, проявившейся в создании новых категорий для мигрантов, страдающих от заболеваний, жертв торговли людьми, научных исследователей в целях преобразования недавних директив ЕС.
Преимущества для лиц, попадающих в данные привилегированные категории, являются объективным правом на пребывание в Бельгии при условии соблюдения требований согласно закону. Это означает, что министрство внутренних дел Бельгии и его струк-
1 Бельгия дает возможность получения гражданства после трех лет проживания, т.е. имеет самое мягкое законодательство в области натурализации в ЕС.
-дЛ^^ИЙ-
турные подразделения, занимающаяся вопросами контроля над иммиграцией, в принципе не имеют полномочий по адмиссии данных лиц на территорию Бельгии. Напротив, министерство внутренних дел обладает данными полномочиями в отношении граждан третьих стран, не принадлежащих ни к одной из привилегированных категорий2.
В Законе 1980 г. отсутствует специальный статус для трудящихся, занятых или работающих самостоятельно, попадающих в сферу действия ст. 9, но есть отдельные правила в отношении разрешений на работу, различаемых по нескольким категориям.
Уполномоченным органом по принятию решений в отношении визовых заявлений является Управление по делам иностранцев министерства внутренних дел Бельгии. Следует отметить, что посольства и консульства также уполномочены принимать заявления и выдавать долгосрочные визы, однако, они не принимают решений, касающихся выдачи виз.
Однако, решения по визовым заявлениям, выносимые официальным органом, могут быть оспорены в Совете по апелляциям иностранцев. Совет является новым специализированным административным органом, который вывел из компетенции Государственного совета по всем апелляциям вопросы, касающиеся въезда, пребывания, поселения и возвращения иностранцев3.
Апелляция не имеет силы отсрочки, но есть возможность подать запрос об отсрочке решения.
Полномочия по вопросам пребывания и проживания закреплены за указанными выше, в связи с визовыми заявлениями, органами.
Для получения прав на проживание потенциальный иммигрант, в большинстве случаев, должен подать запрос через уполномоченное бельгийское посольство или консульство в стране происхождения или проживания. Гражданин третьей страны, желающий иммигрировать в Бельгию, должен подавать заявление во избежание высылки заявителя, уже находящегося на территории страны, в случае отрицательного решения4.
В бельгийском иммиграционном законодательстве нормативно закреплены общие условия адмис-сии, обязательные для всех граждан третьих стран вне зависимости от статуса. К ним, во-первых, относятся условия, касающиеся состояния здоровья: иммигранты должны доказать, что не страдают от заболеваний, представляющих угрозу для общественного здоровья5;
перечень таких заболеваний содержится в приложении к Закону 1980 г. Во-вторых, к общим условиям относятся условия, касающиеся угрозы общественному порядку и национальной безопасности.
Рассматривая особенности национального законодательства Бельгии в отношении интеграции, целесообразно отметить два самостоятельных направления политической активности: фламандского сообщества и французского сообщества в Брюссельском столичном и Валлонском регионах. Последним активно проводится политика, основанная на борьбе с неравенством и дискриминацией находящихся в невыгодном положении социальных групп, одной из которых являются и иммигранты. Фламандское сообщество, в свою очередь, ввело для иммигрантов новую специальную политику, называемую «гражданская интеграция»6. Поскольку фламандская политика по интеграции является качественно новой, по сравнению с классической политикой франкоговорящего сообщества, законодательной инициативой, рассмотрим ее более подробно.
До 2000 г., согласно Закону 1980 г., право на проживание гражданина третьей страны не было ограничено по времени, только если не было предусмотрено обратное. Реформа 2000 г. изменила данный принцип: ст. 13 установлено, что, если законом не предусмотрено обратное, право на проживание, за некоторыми исключениями, ограничено по времени. Следует отметить, что длительность проживания связана с длительностью работы. Так, члены семьи, воссоединяющиеся с лицом, имеющим неограниченное разрешение, получают разрешение сроком на один год, подлежащее ежегодному обновлению в течение срока до трех лет.
Разрешение на проживание, полученное гражданином третьей страны, является сертификатом о регистрации в Регистре иностранных граждан, известном под аббревиатурой СЛ^.Е. Разрешение действительно в течение одного года и подлежит обновлению
2 Barker L. Иммиграция и ультраправые партии Бельгии // Информация по миграции. 2013.
3 Совет по апелляциям иностранцев был создан в силу необходимости снять излишнюю нагрузку на Государственный совет, являющийся де-юре основным административным судебным органом, так как апелляции граждан третьих стран и беженцев стали занимать порядка 80% его общей нагрузки.
4 Мельничук Ю.В. Правовые основы въезда и пребывания иностранных граждан в государствах-членах ЕС. М., 2014.
5 Занятые трудящиеся должны представить медицинскую справку, подтверждающую, что они не могут работать в ближайшем будущем.
6 Законодательный декрет 2003 г. (с изм. 2013 г.).
в зависимости от права на проживание гражданина третьей страны.
Здесь следует подчеркнуть, что законодательство Бельгии уравнивает в правах на работу и учебу граждан третьих стран, получивших разрешение ЕС на долговременное проживание в другом государстве-участнике ЕС, и остальных граждан третьих стран: и те, и другие обязаны получать разрешение на работу или карту профессионала. Однако, у первой категории граждан третьих стран есть возможность подавать заявление, находясь в Бельгии, и начать проживать незамедлительно на ее территории. Решение по такому заявлению должно быть принято в течение четырех месяцев с даты подачи. Иммигранты, получившие разрешение ЕС на долговременное проживание в другой стране ЕС, получают СЛ^.Е. как и обычные граждане третьих стран, но их право на проживание становится автоматически неограниченным после пяти лет проживания7.
При анализе иммиграционного законодательства Бельгии важно различать право на проживание и разрешение на проживание. Разрешение является доказательством для иммигранта его права на проживание в Бельгии. Ограниченный срок действия разрешения, которое необходимо обновлять регулярно, не всегда указывает на то, что право на проживание также ограничено, так как неограниченное право на проживание также может подразумевать получение разрешения, подлежащего обновлению.
Иммигранты имеют два похожих, но, тем не менее, различных варианта укрепления своего административно-правового статуса в Бельгии. В национальном законодательстве закреплена возможность получения статуса «поселенного иностранца» Вторая возможность — долговременное проживание — была добавлена к первоначальной — поселение, путем преобразования Директивы Совета 2003/109/ЕС.
Статус «поселенного иностранца» предоставляется гражданину третьей страны после пяти лет законного и непрерывного пребывания в Бельгии, если заявитель больше не проживает на временной основе, например, как член семьи в течение первых трех лет проживания или трудящийся на временном контракте. Главным преимуществом данного статуса, не считая несколько лучшей защиты от возвращения и приобретения некоторых социальных прав, равных тем, что имеют граждане Бельгии, является то, что владелец получает «удостоверение личности для иностранца»
вместо С.1^.Е. Данное удостоверение должно обновляться каждые пять лет, С.1^.Е. — ежегодно.
Второй возможностью для иностранных граждан и лиц без гражданства укрепить свое правовое положение является статус долговременного жителя, введенный в Закон 1980 г. новым законом от 25 апреля 2007 г., преобразовавшим Директиву 2003/109/ЕС относительно долговременных жителей. Этот статус предоставляется, на основании запроса, гражданину третьей страны после пяти лет законного и непрерывного пребывания в Бельгии, если он: не проживает в Бельгии на временной основе; имеет стабильные, регулярные и достаточные финансовые ресурсы для поддержания себя и своей семьи в таком размере, что не будет являться обузой для бельгийского государства; обладает медицинской страховкой. Данные лица получают разрешение ЕС на долговременное проживание, подобное удостоверению личности для поселившихся иностранцев. Главным преимуществом данного статуса является возможность свободного передвижения по территории ЕС8.
Следует отметить, что в настоящее время еще не решен вопрос о сохранении/отмене разрешения для лиц, находящихся в Бельгии временно, например студентов, поскольку данное разрешение выдается автоматически на основании простого запроса, что ставит под сомнение необходимость этого требования. Кроме того, рассматривается вопрос о размещении индикатора наличия доступа к рынку труда на разрешении на проживание в целях информирования иммигранта и возможных работодателях, а также как доказательство законности доступа к рынку труда9.
Анализ ежегодных отчетов уполномоченного по защите прав человека и гражданина (омбудсмена) показывают, что практически все жалобы, поданные на министерство внутренних дел, относятся к управлению по иностранцам. Так, в отчетах за 2013—2014 гг. омбудсменом были обозначены некоторые проблемные темы иммиграционного законодательства.
Во-первых, время, необходимое для обновления разрешения на проживание, длится от шести до вось-
7 Федеральное министерство по вопросам занятости, труда и социальных переговоров L'immigration en Belgique (effectifs, mouvements et тагЛй du travail) (Иммиграция в Бельгии (числа, передвижение и рынок труда)) // Отчет министерства занятости. 2014.
8 За исключением Дании, Ирландии и Великобритании, не-имеющих обязательств по Директиве 2003/109/EC.
9 Мельничук Ю.В. Указ. соч.
-дЛ^^ИЙ-
ми недель, что недостаточно, учитывая, что лицам рекомендовано обращаться за две или четыре недели.
Во-вторых, не соблюдается принцип разумности, так как запросы о легализации могут оставаться без решения в течение двух лет и дольше10.
Следует отметить, что исследование материалов по изучению мнений иностранных граждан и лиц без гражданства относительно бельгийского миграционного законодательства показывает, что, к примеру, процедурные длительность и сложность воссоединения семьи не осознаются иммигрантами в полной мере. В этой связи обеспечение доступа иностранцев к информации относительно особенностей и сроков иммиграционных процедур управления по делам иностранцев смогло бы существенно изменить ситуацию.
В данных материалах отмечается присутствие недоверия у иммигрантов к уполномоченным органам в сфере миграции, что можно считать серьезной проблемой на пути развития скоординированной иммиграционной политики в Бельгии. Иммигранты отмечают, что ответственность за эту ситуацию можно искать и на политическом, и на административном уровне, а
также в сфере улучшения работы Управления по делам иностранцев.
В заключение следует отметить, что Королевство Бельгия основанное на различных типах федеративных штатов (трех регионов Брюссель, Фландрия и Валло-ния и трех регионов фламандского, французского и немецкого сообществ), с частично совпадающими территориями имеет различную компетенцию в сфере миграционных отношений у каждого указанного субъекта. Так, вопросы проживания входят в компетенцию федеральной власти; выдача разрешений на работу для занятых граждан третьих стран входит в компетенцию регионов11, а вопросы интеграции в компетенцию Сообществ. В связи с этим различные уровни не испытывают необходимости в сотрудничестве, что не способствует выработке скоординированной и всесторонней миграционной политики в современных условиях.
10 Barker L. The specified composition.
11 Это не касается правил выдачи, что находится в компетенции федеральной власти, так что регионы на самом деле имеют только исполнительную власть в этой области. В отношении иммигрантов, работающих не по найму, правила и выдача разрешений на работу находятся в компетенции федеральной власти.
УДК 342.951 ББК 67.401.041
ВНОВЬ О ВИНЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
БОРИС ВУЛЬФОВИЧ РОССИНСКИЙ,
первый проректор, заведующий кафедрой административного и финансового права РПА Минюста России,
профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
E-m ail: mo su-apiado vd@m ail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
Рецензент: кандидат юридических наук Бочаров С.Н.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрен актуальный в административном праве вопрос — определение вины юридического лица при назначении ему административного наказания.
Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, административное наказание, юридическое лицо, административная ответственность юридического лица, вина юридического лица, объективное вменение, должностное лицо, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Annotation. The article is devoted to the administrative law issue — the definition of the legal entity of guilt when appointing him an administrative penalty.
Keywords: administrative responsibility, administrative offense, administrative punishment, the legal entity, the administrative responsibility of the legal entity, the legal entity of wine, objective imputation, official, the Code of Administrative Offences.