Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование миграционной политики в Королевстве Нидерландов'

Конституционно-правовое регулирование миграционной политики в Королевстве Нидерландов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОЖИВАНИЕ / СТАТУС / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / MIGRANT / FOREIGN CITIZEN / MIGRATION POLICY / RESIDENCE PERMIT / STATUS / LEGISLATION / REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна

Раскрыты особенности реализации миграционной политики в Королевстве Нидерландов, типы миграционных статусов иностранных граждан, а также процедура получения разрешения на временное проживание.Described the specifics of implementing migration policy in the Kingdom of the Netherlands, the types of migration statuses of foreign citizens, and the procedure for obtaining a temporary residence permit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование миграционной политики в Королевстве Нидерландов»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10103

ББК 67 © Т.А. Прудникова, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КОРОЛЕВСТВЕ НИДЕРЛАНДОВ

Татьяна Анатольевна Прудникова, профессор кафедры административного права, доктор юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: prudi1@rambler.ru

Аннотация. Раскрыты особенности реализации миграционной политики в Королевстве Нидерландов, типы миграционных статусов иностранных граждан, а также процедура получения разрешения на временное проживание.

Ключевые слова: мигрант, иностранный гражданин, миграционная политика, разрешение на проживание, статус, законодательство, регулирование.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF MIGRATION POLICY IN THE KINGDOM OF THE NETHERLANDS

Tatyana A. Prudnikova, Professor of the Department of Administrative Law, Doctor of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: prudi1@rambler.ru

Abstract. Described the specifics of implementing migration policy in the Kingdom of the Netherlands, the types of migration statuses of foreign citizens, and the procedure for obtaining a temporary residence permit.

Keywords: migrant, foreign citizen, migration policy, residence permit, status, legislation, regulation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудникова Т.А. Конституционно-правовое регулирование миграционной политики в Королевстве Нидерландов. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):228-31.

Королевство Нидерландов (далее — Нидерланды) — государство, состоящее из основной территории в Западной Европе и островов в Карибском море, с населением свыше 17 млн человек.

В 2019 г. в Нидерландах насчитывалось свыше 2 млн иностранных граждан1, большинство из которых проживали в четырех крупнейших городах страны: Амстердаме, Роттердаме, Гааге и Утрехте.

Большую часть мигрантов составляли иностранцы, прибывшие с целью воссоединения семьи. Поэтому, как наиболее актуальные для Нидерландов, среди прочих проблемных тем иммиграции, вопросы воссоединения и создания семьи находятся в центре политических рассуждений.

1 https://www.government.nl/

Следует также отметить, что в период с 20152019 г.г. произошло значительное увеличение числа студентов-мигрантов.

В 2019 г. было подано 100 тыс.2 обращений за разрешением на проживание, основными странами происхождения заявителей были Турция, Польша, Соединенные Штаты Америки, Марокко, Сирия, Ливия и др.

Важно подчеркнуть, что миграционная политика за последние годы направлена на реализацию интеграционных мер и ограничения дальнейшей миграции, особенно в отношении членов семей, и одновременно на привлечение квалифицированных трудящихся-мигрантов.

2 https://www.government.nl/

В Нидерландах существует пять основных типов иммиграционных статусов, которые в свою очередь делятся на категории. Пятью основными статусами являются: иммиграция по семейным обстоятельствам, учеба или профессиональная подготовка, сезонный труд, занятость и самозанятость. Кроме того, законодательством признаются и другие иммиграционные статусы, такие как: мигранты, получающие медицинское лечение; жертвы торговли людьми; лица, участвующие в программе обмена с проживанием в семьях, мигранты, собирающиеся вступать в религиозную организацию и бывшие граждане данного государства.

Хотя в Нидерландах есть нормы, касающиеся выдачи виз, однако правовой основой для вынесения решений в отношении виз является Королевский декрет от 1813 года1, на основании которого решения по визовым заявлениям принимает визовый департамент министерства иностранных дел (далее — Министерство). Заявитель подает необходимые документы в посольство Нидерландов за рубежом, далее Министерство дает свои рекомендации по существу заявления. Визовый департамент является по сути той же организацией, что и департамент иммиграции и натурализации при министерстве юстиции.

Иностранным гражданам, въезжающим в Нидерланды для краткосрочного пребывания, на срок не более трех месяцев, может потребоваться виза в зависимости от их гражданства. Краткосрочная виза может быть выдана для проведения каникул, деловых визитов, посещения друзей или семьи и участия в конференциях или спортивных меропри-ятиях.2

Заявитель должен представить в Нидерландское посольство или консульство в стране своего происхождения: действительный паспорт; доказательство цели пребывания; доказательство наличия достаточных финансовых средств; доказательство наличия международной медицинской страховки; обратный билет; документы, подтверждающие его намерение вернуться в страну происхождения.

Основной идеей Закона от 23 ноября 2000 г. «Об иностранных гражданах»3 является ограничительная политика отношении мигрантов: они могут быть приняты только в том случае, если их присутствие в стране является выгодным для Нидерлан-

1 Королевский декрет Королевства Нидерландов от 1813 года.

2 См.: Закон Королевства Нидерландов от 23 ноября 2000 г. «Об иностранных гражданах».

3 Закон Королевства Нидерландов от 21 декабря 1994 г. «О

трудоустройстве иностранцев».

дов в экономическом или культурном плане; если у страны есть международные обязательства по их адмиссии4, например, в отношении беженцев; либо для этого существуют гуманитарные причины, такие как воссоединение семьи или медицинское лечение. В зависимости от страны происхождения большинству мигрантов необходимо получение разрешения на временное проживание (MVV), за которым они обращаются, находясь за рубежом до въезда в Нидерланды. В данном законе указывается, что три месяца являются приемлемым сроком для принятия решения по обращению. Что касается специальной ускоренной процедуры для мигрантов по «схеме квалифицированных мигрантов», заявление на MVV рассматривается в течение двух недель.

Административная апелляция может быть подана в течение четырех недель после решения министерства иностранных дел об отказе в выдаче визы или MVV. Если административная апелляция отклонена, можно подать судебную апелляцию в окружной суд в Гааге. Если и судебная апелляция отклонена, можно подать высшую апелляцию в Государственный совет в течение четырех недель после решения суда.

Конкретных сроков для вынесения решений по административным апелляциям или апелляциям в окружной суд нет. Однако Государственный совет должен вынести решение в течение 23 недель после получения апелляции, Процесс апелляции является очень длительным и может занимать годы, особенно если отсутствуют основания для предварительного решения суда.

Следует остановиться на органах, осуществляющих выдачу документов в рассматриваемой сфере. Так, Министерство юстиции является ответственным выдачу разрешений на проживание и разработку стратегических мер. Департамент иммиграции и натурализации (ДИН) является ответственным за принятие решений по индивидуальным случаям.

Министерство социальных дел и занятости и центр занятости и дохода (ЦЗД) являются ответственными за политику и практику в отношении разрешений на работу. Муниципалитеты отвечают за выдачу мигрантам их документов после въезда. Они также отвечают за решение вопросов интеграции, языковых курсов и тестов, и имеют возможность разрабатывать свои собственные стратегии в отношении интеграционных программ [6].

После обращения иностранцами в посольство в стране происхождения за въездной визой в Ни-

Адмиссия — это разрешение на пребывание.

дерланды, те из них, кому необходимо получение MVV, должны пройти экзамен по интеграции в стране происхождения. Единственным требованием в отношении здоровья является прохождение проверки на наличие туберкулеза по прибытии; отказ в прохождении может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на проживание. Граждане государств-участников Европейского Союза (ЕС) (далее — ЕС) освобождены от данного требования, так же как и те мигранты, которые имеют действительное разрешение на проживание в других странах ЕС.

По прибытии мигрант должен явиться в местную иммиграционную полицию в течение трех дней и подать обращение за разрешением на проживание. Он также должен зарегистрироваться в базе данных муниципалитета и записаться на муниципальные курсы по интеграции.

Заявитель, запрашивающий MVV, должен предоставить несколько документов, которые различаются по миграционным категориям. Все документы должны быть поданы на национальном, английском, французском или немецком языках, в ином случае они должны быть переведены переводчиком, приведенным к присяге голландским судом. Кроме того, официальные иностранные документы должны быть легализованы.

За некоторым исключением, каждое лицо в возрасте от 16 до 65 лет, желающее проживать в Нидерландах в течение длительного периода и которому необходимо получение MVV, должно сдать устный экзамен по гражданской интеграции. Экзамен состоит из языкового теста и вопросов, касающихся Нидерландского общества.

Все решения оп выдаче и обновлению разрешения на проживание принимаются в течение шести месяцев, данный срок может быть продлен на период, не превышающий шести месяцев.

Следует остановиться на процедуры апелляции, административного или судебного контроля за решениями.

Административная апелляция решения министерства юстиции об отказе выдаче разрешения на проживание может быть подана в течение четырех недель после получения негативного решения.

Апелляция может также быть подана на решение центра занятости и дохода. Апелляция может быть подана «заинтересованной стороной», которой является мигрант в случае визы, MVV или разрешения на проживание, и работодатель — в случае разрешения на работу.

Некоторые разрешения на проживание явля-

ются временными и не подлежат продлению1. К категориям, попадающим под действие данного ограничения, относятся: воссоединение семьи с лицами, имеющими временное разрешение; посещение семьи на срок, не превышающий шести месяцев; учеба и профессиональная подготовка; медицинское лечение; лица, ожидающие решения по гражданству Нидерландов; граждане третьих стран и сотрудники компаний ЕС по представлению услуг. В целом, однако, мигранты, имеющие разрешения на временное проживание, могут обращаться за изменением иммиграционной статуса, если отвечают способствующим требованием.

Разрешение с целью воссоединения семьи первоначально выдается на один год, по истечению которого, в случае наличия у спонсора и заявителя достаточных финансовых средств, может быть продлено на пять лет. Более того, после трех лет мигрант, прибывший по категории воссоединения семьи, может обратиться за независимым разрешением.

Разрешение для трудовых мигрантов выдается на срок разрешения на работу. Срок разрешения по «схеме квалифицированных мигрантов» составляет пять лет.

С целью продления разрешения на проживание, заявление должно быть подано до даты истечения срока действия. Это также относится и к изменению оснований для статуса. Если иностранец имеет разрешение с целью воссоединения семьи и желает изменить цель на занятость, он должен сделать это в разумные сроки после прекращения семейных отношений.

Разрешение на постоянное проживание может быть получено после пяти лет проживания на основании разрешения не временного характера. Мигранты, обращающиеся за получением постоянного статуса после пяти лет законного проживания в Нидерландах, должны пройти интеграционный экзамен, если не сделали этого по прибытии. В первую очередь это касается трудовых мигрантов, так как они не обязаны проходить интеграционный тест за рубежом или по прибытии.

С целью получения разрешения на поселение, необходимо отвечать критериям по интеграции, содержащимся в ст. 5 Закона от 23 ноября 2000 г. «Об иностранных гражданах». Если мигрант выбирает пребывание в Нидерландах свыше пяти лет на основании разрешения на проживание без обращения за разрешением на поселение, требования по интеграции не применяются. Здесь необходимо остановиться на вопросе, связанном с воссоедине-

1 Закон Королевства Нидерландов от 23 ноября 2000 г. «Об иностранцах».

нием семьи.

Законодательство Нидерландов различает два типа миграции по семейным обстоятельствам: воссоединение семьи и создание семьи супругами или партнерами1.

На воссоединение семьи имеют право несколько категорий лиц, к ним относятся: держатели разрешений на временное или постоянное проживание по причинам убежища; держатели разрешений на постоянное проживание по иным причинам, чем убежище; держатели разрешений на временное проживание по иным причинам, чем убежище, если они не находятся в категории, лишенной права на воссоединение семьи, как, например, лица, участвующие в программе обмена с проживанием в семьях.

Во всех случаях члены семьи мигранта должны иметь: действительный паспорт; отсутствие судимости; доказательство отсутствия туберкулеза; медицинскую страховку.

В заключении следует отметить, что правила в отношении воссоединения семьи применяются при условии существования семейных отношений за рубежом, а также достаточных финансовых средств у лица, с которым мигрант хочет воссоединиться. Последнее означает, что лицо, уже проживающее в Нидерландах, должно иметь чистый доход на уровне 100% социального пособия, установленного для того типа семьи, которую они представляют: с детьми или без них. Воссоединение семьи возможно, если спонсор и партнер, зарегистрированный или незарегистрированный, или супруг достигли возраста 18 лет. В отношении воссоединения родителей и несовершеннолетних детей, согласно требованию о достаточных финансовых средствах, установлен минимальный размер чистого дохода одинокого родителя равный размеру социального пособия. Воссоединение с взрослыми детыми возможно, если будет доказано, что они всегда находились и до сих пор находятся на иждивении, например, дети-инвалиды старше 18 лет. Период ожидания решения по заявлению на воссоединение семьи не предусмотрен, т.е. для нахождения мигранта в Нидерландах в течение срока вынесения решения по заявлению должны быть иные законные основания.

1 Закон Королевства Нидерландов от 30 ноября 2006 г. «Об интеграции».

Литература

1. Конституция Королевства Нидерландов от 17 февраля 1983 г.

2. О применении Шенгенского Соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического Союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене контроля на общих границах — Нидерланды, Голландия.

3. Циркуляр об иностранцах, 2000. Нидерланды, Голландия.

4. Закон Королевства Нидерландов от 19 декабря 1984 г. «О нидерландском гражданстве».

5. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты: учебное пособие/ Прудников А.С., Прудникова Т.А., Харламов С.О.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 215 с.

6. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации (учебное пособие). Прудников А.С., Дутов П.О. и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

References

1. Constitution of the Kingdom of the Netherlands of 17 February 1983.

2. On the application of the Schengen Agreement of 14 June 1985 between the governments of the Benelux Economic Union, the Federal Republic of Germany and the French Republic on the gradual abolition of controls on common borders-the Netherlands, the Netherlands.

3. Circular on foreigners, 2000-Netherlands, Netherlands

4. Law of the Kingdom of the Netherlands of 19 December 1984 "On Dutch citizenship".

5. Activities of divisions of internal affairs bodies on migration issues. Legal and organizational aspects: textbook / Prudnikov A.S., Prudnikova T.A., Kharlamov S.O. M.: UNITY-DANA, 2018. 215 p.

6. State and legal bases of population migration in the Russian Federation (study guide). Prudnikov A.S., Dutov P.O. and others. M.: UNITY-DANA, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.