Научная статья на тему 'Трудоустройство выпускников вузов культуры и искусств'

Трудоустройство выпускников вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курина В. А., Куруленко Э. А.

В статье рассматриваются формы организации трудоустройства выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOB PLACEMENT OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS

The article deals with the forms of organization of job placement of graduates.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство выпускников вузов культуры и искусств»

УДК 378

В.А. Курина, Э.А. Куруленко* ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В статье рассматриваются формы организации трудоустройства выпускников вуза.

Ключевые слова: трудоустройство, востребованность, автоматизированная информационная система.

Опыт работы в вузе со студенческой аудиторией свидетельствует об актуальности проблемы трудоустройства выпускников вуза по приобретенной специальности. Проведенный анализ деятельности выпускающих кафедр института культурологии и социально-культурных технологий Самарской государственной академии культуры и искусств показал, что в настоящее время трудоустройство выпускников осуществляется во время прохождения практики в учреждения социально-культурной сферы; в ходе контактов с работодателями, которые являются сотрудниками музеев, турфирм, общеобразовательных школ, системы дополнительного образования; по запросам учреждений социально-культурной сферы.

Сотрудничество с различными организациями и учреждениями, представители которых участвуют в государственных испытаниях, позволяет отметить повышение интереса работодателей к качеству подготовки выпускников, что объясняется ожиданием критического снижения числа работоспособного населения и заставляет предприятия обращаться к тем специалистам, которые только выходят на рынок труда.

Однако работа с выпускниками кафедр показала, что существует ряд проблем, среди которых поиск работы по специальности молодым специалистом. Сложность трудоустройства по специальности объясняется тем, что большинство работодателей ищет специалистов, имеющих практический опыт работы.

Вне зависимости от полученной специальности молодому специалисту без опыта работы сложно найти работу по профилю. Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателя к красному диплому, если в анкете напротив графы «стаж» стоит прочерк. В итоге студенты последних курсов находят работу, чтобы закрепиться на ней после окончания вуза. Часто такая работа не вписывается в график учебного процесса и отвлекает студентов от основного вида деятельности. Возникает необходимость проектирования профессиональных ситуаций в учебном процессе с целью получения студентами практического опыта по специальности.

Низкий уровень оплаты труда студентов препятствует их закреплению на должности по специальности: часто работодатель за счет студентов «закрывает» рядовые вакансии, экономя финансовые средства на оплату труда работников. Однако учреждения социально-культурной сферы нуждаются в специалистах с глубокими теоретическими знаниями, а практический опыт, по их мнению, лучше получать в той компании, где специалист будет работать.

* © Курина В.А., Куруленко,Э.А., 2012

Курина Вера Алексеевна (kurina06@mail.ru), директор Института культурологии и социально-культурных технологий Самарской государственной академии культуры и искусств, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

Куруленко Эллеонора Александровна (rektor@smrgaki.ru), ректор Самарской государственной академии культуры и искусств, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

Трудоустройство молодого специалиста можно рассматривать как получение работы по приобретенной в вузе специальности либо устройство на работу по окончании вуза независимо от полученной квалификации и профиля образования. Возникает спрос о получении дополнительного образования.

Изучение востребованности выпускников вузов показало, что первые места занимают специалисты по связям с общественностью, по продажам техники (как инженерного, так и 1Т-профиля), рабочие профессии. Экономические, юридические специализации — на средних местах в рейтинге, меньше всего востребованы представители гуманитарных и творческих профессий.

Таким образом, необходимо помогать в поиске работы этим выпускникам через центры трудоустройства при вузах, которые одновременно могут способствовать повышению престижа учебного заведения на рынке образовательных услуг, адаптации к рынку, профориентации, переподготовки специалистов. Такие центры нуждаются в организаторах этой деятельности, хорошо представляющих специфику вуза, способных устанавливать связи со службами, занимающимися кадровым менеджментом профессионально.

Результат может быть получен внедрением автоматизированных систем трудоустройства. Так, сотрудники информационно-вычислительного центра Самарской государственной академии культуры и искусств установили Автоматизированную информационную систему трудоустройства (далее аббревиатура АИСТ), которая заменила технически устаревшую Распределенную информационную систему трудоустройства (РИС). Нужно отметить, что на сегодняшний день из всех вузов культуры и искусств только в четырех, включая наш вуз, на сайтах представлена информация о трудоустройстве выпускников. Такая система расширяет возможности по работе не только с выпускниками (составление резюме), но и с конкретными работодателями (создание базы вакансий). Автоматизированная информационная система содействия трудоустройству выпускников разработана в рамках реализации Концепции формирования и функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Внедрение АИСТ позволяет решить следующие задачи:

— автоматизировать процедуру сбора, обработки, хранения и представления информации о рынке труда с использованием современных средств телекоммуникаций;

— анализировать спрос и предложения на рынке труда по различным критериям;

— создавать и развивать защищенные информационно-телекоммуникационные инфраструктуры, обеспечивающие возможность обмена данными о спросе и предложении на рынке труда между учреждениями профессионального образования.

Анализ различных источников по вопросу организации трудоустройства выпускников в вузах позволил выявить перспективные направления содействия трудоустройству: ведение баз данных о выпускниках; исследования рынка труда и информирование выпускников; организация стажировок и практик; взаимодействие с работодателями; разработка программ дополнительного образования; трудоустройство выпускников через вузовские центры; целевая подготовка студентов; организация временной занятости молодежи; тренинги по трудоустройству. Однако только совместные действия выпускающих кафедр, центра трудоустройства, профсоюзной организации студентов, центра довузовской подготовки и дополнительного профессионального образования могут способствовать решению проблемы трудоустройства выпускников вуза.

42 Вестник СамГУ. 2012. № 5 (96)

V.A. Kurina, E.A. Kurulenko*

JOB PLACEMENT OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS

The article deals with the forms of organization of job placement of graduates.

Key words: job placement, demand, automatic information system.

* Kurina Vera Alexeevna (kurina06@mail.ru), head of the Institute of Culturology and Social and Cultural Technologies, Samara State Academy of Culture and Arts, Samara, 443010, Russian Federation.

Kurulenko Elleonora Alexandrovna (rektor@smgaki.ru), rector of Samara State Academy of Culture and Arts, Samara, 443010, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.