Научная статья на тему 'Технология социокультурного проектирования как форма погружения в профессиональную деятельность студентов вуза культуры: творческий и инновационный аспект'

Технология социокультурного проектирования как форма погружения в профессиональную деятельность студентов вуза культуры: творческий и инновационный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1100
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КАЧЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА / HIGH-QUALITY TRAINING SKILLS / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА / METHODIC / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / THEORETICAL KNOWLEDGE AND PRACTICAL EXPERIENCE / EDUCATION TECHNOLOGY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курина Вера Алексеевна

Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для сферы культуры, в настоящее время нуждаются в привлечении различных форм инновационной деятельности, позволяющих создавать ситуации, приближенные к профессиональным. Социокультурное проектирование, получившее в последнее время большую популярность, является одной из форм, погружающих студентов в профессиональную атмосферу. В работе определено значение социокультурного проектирования как инновационной технологии, используемой при подготовке студентов в вузе культуры. В процессе создания проектов студент реализует свой творческий потенциал, свои профессиональные знания и умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF SOCIAL-CULTURAL DESIGN AS A FORM OF IMMERSION IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE STUDENTS: CREATIVE AND INNOVATIVE ASPECTS

The relevance of the article consists in the fact that the institutions that train specialists for the sphere of culture are currently in need of bringing various forms of innovation, allowing to create a situation approximate to the professional one. One of these forms is a socio-cultural design which has recently received much popularity. In this paper we have tried to show the importance of socio-cultural design as a possible option to create conditions for the immersion of students in professional activities through innovative approaches. The paper shows that in the process of creating the project, the students realize its creative potential.

Текст научной работы на тему «Технология социокультурного проектирования как форма погружения в профессиональную деятельность студентов вуза культуры: творческий и инновационный аспект»

stressed: software, electronic textbooks, synthesizer, which greatly enhances the music-education process. The authors characterize information technology tools that enable the performing musician to simulate the creative process and to carry out musical activities in special computer music programs.

Key words: educational process, training of bachelors, musician, information technology, computer technology, information technology tools, electronic textbooks, music and computer programs, methods of teaching.

Original article submitted 21.11.2014; revision submitted 21.11.2014

Vera A. Kurina (Doctor of Pedagogy), Dean of the Faculty of Cultural Studies and socio-cultural technologies, Professor.

Svetlana S. Lukasheva, applicant for Dept. Psychology and Pedagogy.

УДК 378.046.4 (06)

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ФОРМА ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ: ТВОРЧЕСКИЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

В.А. Курина

Самарский государственный институт культуры 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167 E-mail: [email protected]

Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для сферы культуры, в настоящее время нуждаются в привлечении различных форм инновационной деятельности, позволяющих создавать ситуации, приближенные к профессиональным. Социокультурное проектирование, получившее в последнее время большую популярность, является одной из форм, погружающих студентов в профессиональную атмосферу. В работе определено значение социокультурного проектирования как инновационной технологии, используемой при подготовке студентов в вузе культуры. В процессе создания проектов студент реализует свой творческий потенциал, свои профессиональные знания и умения.

Ключевые слова: образовательный процесс, качественная подготовка, квалифицированные кадры, технологии обучения, методика, инновации, творческая деятельность, теоретическое познание и практический опыт.

Специфика профессиональной подготовки студентов вуза культуры. Современные концепции воспитательной деятельности обозначили основные задачи организации учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях, которые связаны с раскрытием творческого потенциала личности студента, с формированием активной жизненной позиции, с интериоризацией общечеловеческих ценностей. В связи с парадигмой «образование через всю жизнь» происходит переосмысление функций профессионального образования. Проблема повышения качества профессиональной подготовки студентов, чья деятельность непосредственно будет связана с

Вера Алексеевна Курина, доктор педагогических наук, декан факультета культурологии и социально-культурных технологий, профессор кафедры педагогики и психологии.

целенаправленным регулированием социокультурных процессов [9], определяет необходимость усиления внимания к ее культурологическому содержанию. В федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки «Культурология» определены шесть видов деятельности бакалавра-культуролога, среди которых особое место занимают научно-исследовательская (выявление и комплексная обработка информации о культурных формах, процессах и практиках в истории и современности; научные исследования проблем теории и истории культуры; теоретическое изучение, конкретный анализ и освоение современных культурных форм и процессов, объектов историко-культурного назначения), проектно-аналитическая и экспертная деятельность по социокультурному проектированию в аналитических центрах, общественных и государственных организациях; работа в фирмах и консалтинговых компаниях, общественных и государственных организациях [1, с. 3-4].

Профессиональная подготовка студентов в вузе культуры рассматривается как организованный педагогический процесс, реализуемый с целью овладения будущими культурологами и сотрудниками социально-культурной сферы общепрофессиональными и специальными знаниями, умениями и навыками, а также профессионально-личностными качествами, необходимыми им для последующей профессиональной деятельности [9]. Результатом профессиональной подготовки как процесса выступает совокупность общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков, качеств, профессионального опыта, норм поведения, необходимых студентам для последующей профессиональной деятельности.

Ведущим же критерием при определении уровня готовности студента по направлению подготовки «Культурология» к профессиональной деятельности является содержание ценностей, которыми он руководствуется и на которые он ориентируется. Ценностные ориентации выступают как процесс, в котором происходит ориентация личности в ценностях; данная ориентация ведет к результату, когда ценности становятся структурной составляющей личности, что закрепляется жизненным опытом, совокупностью переживаний.

С учетом вышеназванных видов деятельности культурологов учебный процесс подготовки студентов должен быть нацелен на ориентирование их в ценностях профессиональной деятельности.

Профессиональные ценностные ориентации - это элемент внутренней структуры личности, выражающий ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и определенным компонентам профессиональной деятельности. К профессиональным ценностям относятся культурные ценности, связанные с историей культурного развития народа, общества, выраженные в традициях, праздниках, обрядах и обычаях; коллективистские ценности как вид нравственных ценностей, проявляющиеся в форме солидарности, совместной деятельности, согласованности, дисциплинированности и т. д.; познавательно-профессиональные ценности, связанные с профессиональным становлением студентов, с их обучением, духовным развитием.

Кроме того, важным моментом профессиональной подготовки культурологов является решение поставленной Законом РФ «Об образовании» задачи о защите и развитии национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Приобщение к региональной культуре способствует ориентированию студентов на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), приобретению опыта этнокультурной ориентации, самоопределению в поликультурной среде, проявлению толерантного отношения к представителям других культур.

Сегодня выпускникам вузов достаточно сложно применить на практике полученные знания, умения и навыки, так как в профессиональном образовании не хватает профессиональной практики, погруженности в профессиональную среду, профессионального воспитания, актуализации профессионального выбора [10, с. 12].

Многолетний опыт работы в системе профессионального образования позволил определить важность такого вида учебной деятельности, как проектная деятельность. В вузе культуры особую актуальность приобретает социокультурное проектирование, значимость которого связана с возможностью реализации творческого потенциала каждого студента. Особое значение проектирование получает при создании студентами факультета культурологии и социально-культурных технологий работ, связанных со сферой культуры и туристической деятельности, так как такие проекты позволяют формировать представления о профессиональных ценностях, приобщают к региональной культуре и погружают в профессиональную деятельность.

Социокультурные системы как объекты проектной деятельности студентов. Современное социокультурное пространство, рассматриваемое как совокупность разнообразных социальных систем, традиционных и вновь появившихся, которые выстраивают между собой взаимодействия и вступают в определенные отношения, пребывают в деятельностном состоянии. На основе этого складываются определенные культурные взаимодействия, отношения, разные виды деятельности. Рассматривая социокультурное проектирование в рамках подготовки студентов-бакалавров в вузе культуры, необходимо учитывать, что в качестве объекта социокультурного проекта выступает сложное соединение, включающее в себя интегративные подсистемы, такие как «социум» и «культура». У проектировщика появляется противоречие между реальными действиями и идеальными представлениями о задаваемой конкретной ситуации между культурой и социумом, которое он представляет через разрешение проблемы разработки и реализации социокультурных проектов.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей [8, с. 20].

Одной из основных характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, продуктивному воображению, творческому и свободному переустройству реальности на основе «модели потребного будущего». Эта способность задается самой сущностью культуры, которая представляет собой совокупность «проектных» (идеальных и духовных) способов и результатов освоения и преобразования природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех составляющих человеческого бытия.

Инновационный и творческий аспект социокультурного проектирования. Содержание любого процесса профессиональной подготовки (подходы, принципы обучения, формы, методы и средства профессиональной подготовки) обладает определенной новизной, т. е. включает не только традиционную, но и инновационную составляющую. Важно учитывать, что продуктивным (инновационным) мышление является в том случае, если его структура в наибольшей степени приближена к структуре процесса проектирования и процесса поиска новых решений, основанных на методах активизации творческого мышления.

На передний план современных преобразований выходят инновации, главная культурологическая задача которых - «разрешение непосредственно стоящих и насущных для общества и человека проблем» [4]. Иными словами, нам необходимы новации, чтобы не только пережить кризис, но найти новые механизмы существования культуры [7].

На факультете культурологии и социально-культурных технологий социокультурное проектирование является одной из составляющих раздела прикладной культурологии и подразумевает исследование организации и технологии культурной жизни социума, деятельности учреждений социально-культурной сферы, центров досуга, разработку туристических маршрутов и экскурсий, а также методических основ проведения разнообразных культурных мероприятий. Культурный аспект играет главенствующую роль, так как именно «культура в актуализации перехода опирается на два пространственно-временных фланга: 1) прошлое (традиции, наследие); 2) будущее (инновации, цели, проекты)» [6, с. 156]. В педагогической среде инновационные процессы также не могут действовать без учета прошлого, традиционного опыта.

Проектная деятельность рассматривается нами как инновационная деятельность, которая позволяет эффективно организовывать учебный процесс с учетом творческих способностей обучающихся, так как предполагает преобразование реальности, строится на технологической основе и дает возможность создать условия погружения конкретного студента в профессиональную среду.

Проектирование предполагает реализацию творческих идей студентов. В связи с этим «социальное творчество - это творчество в сфере социальных явлений, прежде всего явлений «высшего» порядка, на основании которых осуществляется регуляция социального поведения в сфере ценностных ориентацию» [3].

Социальное творчество может пониматься как конструирование субъектом социального мира или создание образа социального мира, необходимое для приведения в систему информации о мире, организации этой информации «в связные структуры с целью достижения ее смысла» [2].

Социокультурное проектирование как специализированная технология подготовки студентов факультета культурологии и социально-культурных технологий. В процессе подготовки студентов по направлениям «Культурология» и «Социально-культурная деятельность» при изучении ряда дисциплин используется проектный подход, который при освоении теоретических основ культурологии и практического опыта социально-культурной деятельности дает студентам возможность в органическом сочетании продуктивного воображения, творческого потенциала и свободного преобразования действительности представить свои разработки проектов, которые востребованы работодателями и организациями, выступающими базами в процессе организации и прохождения студентами практик. Реализация социокультурного проектирования как вида учебной деятельности требует пересмотра основ организации учебно-воспитательного процесса, т. е. проектная деятельность в образовании - это деятельность, претендующая на переустройство формы усвоения знаний и различных средств деятельности человека за счет исследования определенной проблемы как в режиме познания-исследования, так и в режиме структурного преобразования реальности, выработки механизмов преодоления возникших затруднений.

В настоящее время учебное проектирование отличается от профессионального тем, что осуществляется не в реальных, а в учебных, облегченных условиях, и объектом учебного проектирования является не вся деятельность в целом, а отдельные профессиональные умения и навыки.

Обязательным условием организации и осуществления проектной деятельности является соответствие этапам проектного цикла: наличие и осознание проблемы; генерирование идей и выработка представлений о конечном продукте деятельности, определение целей и задач проекта, анализ доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта; собственно проектное действие по реализации проекта, включая его осмыс-

ление и рефлексию результатов деятельности. Осуществление этапов проекта необходимо сопоставить с циклом жизни проектируемого продукта. Основным моментом, определяющим важность и жизнеспособность проекта, является то, как между студентами реализуется проектная коммуникация, насколько эффективно разрешаются профессиональные проблемы.

Содержание проектной деятельности связано с компетентным анализом конкретной ситуации, возникшей в связи с необходимостью разрешения профессиональной проблемы. Поэтому содержание студенческих разработок, проектов и программ связано с основными видами человеческой жизнедеятельности (соединение «социо-» и «культурный»), что отвечает требованиям подготовки бакалавров, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения. Результатом обучения социокультурному проектированию является обеспечение выпускников факультета культурологии и социально-культурных технологий знаниями об основах инновационной деятельности, формирование умений правильного выбора методов и средств, развитие способностей конструирования, проектирования и программирования таких объектов, как социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; формирование проектных качеств и способностей личности, умения конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях. Это дает возможность приблизить учебный процесс к профессиональной деятельности, т. е. погрузить студентов в соответствующую профессиональную проблему.

Цель курса «Социокультурное проектирование» - оказать содействие в приобретении новых знаний, опыта, обеспечение конкурентоспособности выпускников факультета на рынке труда.

Социокультурное проектирование рассматривается с двух позиций: в широком понимании и в узком.

Широкое понимание: «Социокультурное проектирование - управление изменениями объекта проектной деятельности или управление изменениями системы, внутри которой происходит реализация проекта» [5].

Узкое понимание: «Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей» [8].

В технологии социокультурного проектирования проект является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих содержательно (как количественно, так и качественно) сложившимся нормам [8]. Кроме того, проект - это результат технологии социокультурного проектирования.

Проект - механизм изменения и развития той системы, внутри которой происходит реализация замысла проекта [5].

Основная цель социокультурного проектирования - это создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности, а также разрешение или минимизация проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности.

Смыслом социокультурного проектирования является также активизация совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями. Одним из структурных элементов технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку для социального проектирования важно знать реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы).

Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется преимущественно путем анализа ситуации, отражающей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом, и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы. Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т. е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп набором условий. Границы проектной деятельности фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

Цель студенческих социокультурных проектов и программ - сохранение и воспроизводство культуры, что обеспечивается созданием необходимых условий для сохранения ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех элементов социокультурной среды.

Социокультурное проектирование инициирует поддержку в регионе культурно-досуговых учреждений и социальных институтов, гуманизирующих культурное окружение человека, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию коммуникации творческих инициативных групп с другими социальными группами, созданию творческого пространства, атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию (создание политических клубов, общественных молодежных объединений, добровольных культурно-просветительских обществ, национально-культурных центров, многопрофильных центров досуга для подростков, пожилых людей и т. д.). Разнообразие субъектов социокультурной деятельности создает альтернативность развития культурной жизни, помогает ослабить монополию государственных структур на формирование культурной политики, обеспечивает реальный доступ к культурным ценностям, образовательным и рекреационным учреждениям всем социальным группам и слоям населения. Кроме того, социокультурное проектирование способствует ориентации культурной политики в регионе на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, развития навыков культуротворческой деятельности у различных социальных групп и категорий населения, особенно у детей, подростков и молодежи. Взаимодействие организаций, занимающихся социокультурным проектированием, с органами власти, в чьей компетенции находится формирование культурной и молодежной политики в регионе, позволяет также сконцентрировать материальные и человеческие ресурсы с целью инициирования и поддержания на достаточно высоком уровне субъектов социально-культурной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 «Культурология» (квалификация (степень) «бакалавр») от 25 января 2010 г. № 71.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 2000. - 288 с.

3. Гаюрова Ю.А. Социальное мифотворчество и динамика ценностных ориентаций в процессе межпоколенной культурной трансмиссии // Креативная экономика и социальные инновации. - Creative Economics And Social Innovations. - 2013. - С. 57-87.

4. Драч Г.В. Культурология. - Ростов-нД: Феникс, 1998. - 576 с.

5. Зуев С.Э. Социально-культурное проектирование. - Ижевск: Альтернатива, 2003. - 156 с.

6. Ионесов В.И. Культура на переходе: императивы трансформации и возможности развития. - Culture in Transition: Imperatives of Transformation and Possibilities of Development. - Самара, 2011.

7. Ипполитова А.Г. Трансформация «ренессансных» форм культуры в контексте социокультурного кризиса // Креативная экономика и социальные инновации. - Creative Economics And Social Innovations. - 2013. - Вып. 3. - № 2 (5). - С. 30-37.

8. МарковА.П., БирженюкГ.М. Основы социокультурного проектирования. - СПб., 1997. - 272 с.

9. Степанова И.В. Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: по спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Степанова Инна Владимировна [ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»]. - Омск, 2009. - 22 с.

10. Стёганцев А.В. Компетентностный подход к профессиональному образованию: от профессионального образования к образованию профессионалов // К докладу на VIII Международном фестивале бизнес-тренеров. - 2010. - 12 с.

11. Янченко И.В. Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза // Молодой ученый. - 2013. - № 2. - С. 422-424.

Поступила в редакцию 26.01.2014; в окончательном варианте 26.01.2014

UDC 378.046.4 (06)

THE TECHNOLOGY OF SOCIAL-CULTURAL DESIGN AS A FORM OF IMMERSION IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE STUDENTS: CREATIVE AND INNOVATIVE ASPECTS

V.A. Kurina

Samara State Institute Of Culture 167, Frunze str., Samara, 443010 E-mail: [email protected]

The relevance of the article consists in the fact that the institutions that train specialists for the sphere of culture are currently in need of bringing various forms of innovation, allowing to create a situation approximate to the professional one. One of these forms is a socio-cultural design which has recently received much popularity. In this paper we have tried to show the importance of socio-cultural design as a possible option to create conditions for the immersion of students in professional activities through innovative approaches. The paper shows that in the process of creating the project, the students realize its creative potential. Key words: educational process, high-quality training skills, education technology, methodic, innovation, creativity, theoretical knowledge and practical experience.

Original article submitted 26.01.2014; revision submitted 26.01.2014

Vera A. Kurina (Doctor of Pedagogy.), Dean of the Faculty of Cultural Studies and socio-cultural technologies, Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.